Во Всероссийском Поместном Соборе 1917-1918 годов, избравшем святого Патриарха Тихона, участвовал настоятель Сербского Подворья в Москве честной архимандрит Михаил Урошевич, будущий епископ Шабацкий, здесь же в те годы учился и жил будущий святитель Мардарий Ускокович, чьи нетленные мощи Бог явил благочестивому сербскому народу в нынешнем году. Велико было дело восстановления Русского Патриаршества. Так велика была сила сего эпохального события, что оно невольно коснулось и других Церквей. Не прошло и двух лет после восстановления Русского Патриаршества Сербская Церковь воссоединилась в широчайших исторических пределах распространения сербского православного народа, а в 1920 году возобновила и свое прославленное в веках древнее и честное Патриаршее достоинство. Столетие, открывшееся воспоминаемым ныне событием, не было мирным. Наши народы много потерпели от врагов веры, претерпели страшные мучения и притеснения, каких доселе не видал свет. Но чем больше страдал русский народ, тем крепче становилась его воля к спасению, тем больше укоренялась его вера. Немощными оказались попытки служителей тьмы века сего угасить светильник православной веры. И ныне видим мы Русскую Церковь и ее Патриаршество восставшими в величайшей, невиданной прежде славе. От себя лично и от всего епископата, клира, монашествующих и всей боголюбивой полноты Сербской Православной Церкви поздравляем Вас, Ваше Святейшество, и всю сестринскую Русскую Церковь с нынешним великим торжеством. Дай Бог Вам многая и благая лета мирного и благословенного Патриаршества, чтобы исполнились все сокровенные замыслы Ваши, направленные на благоустроение Церкви, чтобы Русь Святая следовала путем, предначертанным ей Промыслом Божиим на радость всего православного мира, чтобы добрые, братские ее связи с Церковью святителя Саввы никогда не угасали, но укреплялись и обновлялись во славе. Ис пола эти, деспота! Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник 4 декабря 2017 г.

http://sobor.patriarchia.ru/db/text/5080...

Троицкий Сергей Викторович 283. Трубецкой, князь, российский посланник в Сербии 143. 229. Туберозов – см. Геннадий. Тульская: губерния 155; Семинария 225. Турецкие подданные 258. Турецкий флот 34. Турецкие: владения 36; власти 219. Турецкое рабство 35. Туркестанов, князь – см. Трифон. Турки 140. 226. Турция 30. 35. 36. 41. 140. 217. 285. Уварова, графиня 215. Угорская Русь 195. 212. 212–213, Упсальсхий архиепископ. 181. 182. 303. 304. Урмийская Духовная Миссия 194. 195. 222. 224. Урмийские Христиане 194. 226. Урмийский: епископ 225; район 223. 224. Урмия 222. 224. 225. 226. Урусов Николай Петрович , князь 157. 175. Ускокович – см. Мардарий. Успенский пост 290. Утин Сергей Яковлевич, сенатор 138. Уфа 190. 279. Уфимский епископ 190. Ухтомский, князь – см. Андрей. Фелькнер Вера Андреевна, урожденная Петкович 184. Филарет (Дроздов) , митрополит 215. Филиппов пост 280. Филипп (Гумилевский), архимандрит 227. Филоненко Феодор Дмитриевич, прот. 281. Филофей, патриарх Царьграда 38. Финляндия 5. Финляндский 1-й стрелковыи полк 280. Финский залив 5. Флоринский Т. Д., профессор 210. Фотий, патриарх 218. Франция 305. Французы 43. 44. Французский посол 9. Французское происхождение 258. Харьковская: епархия 211; паства 211. Харьковский архиепископ 190.197.211.282. Харьков 60. 211. Херсонская епархия 212. Херсонский архиепископ 212. Холмская: губерния 154; епархия 150. 152. 153. 203; Духовная Семинария 202. Холмские униаты 197. Холмский епископ 175. Царская Ставка 35. Царское Село 34, 58. 59. 112, 292. Царьград 38. «Церковный Вестник» 16. 23. «Церковныя Ведомости» 15. 16. 17. 23. 24. 28. 29. 31. 34. 35. 36. 37. 40. 41. 42. 43. 45. 47. 48. 50. 52. 53. 54. 55. 56. 58. 59. 60. 61. 62. 65. 67. 69. 70. 71. 72. 74. 76. 79. 81. 82. 83. 84. 85. 92. 93. 94–96. 98. 100. 102. 104. 108. 111. 112. 113. 115. 126. 130. 132. 134. 135. 136. 138. 141. 144. 145. 146. 148. 149. 154. 157. 158. 174. 177. 180. 229. 230. 231. 238. 242. 243. 245. 251. 254. 256. 257. 260. 261. 263. 264. 265. 267. 268. 272. 273. 274. 275. 289. 294. 295. 301. 309. 312. 331. 333. 337.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Книга воспоминаний свт. Мардария Ускоковича (1889 - 1935) «Непостижимая Россия» – бесценное свидетельство эпохи. В 1907 году еще совсем юный иеродиакон прибыл на учебу в Россию, чтобы пробыть в ней более 10 лет, став участником многих общественных и политических и церковных событий. Эти годы жизни в России спустя много лет святитель опишет в своих мемуарах. С 1907 по 1910 гг. он учился в Волынской семинарии, действовавшей в то время в Житомире. В своих воспоминаниях святитель с теплотой рассказывает о богослужениях, в которых ему довелось принимать участие.      В мою бытность студентом в Житомире, некий крестьянин, посланный своей общиной, зашел ко мне, иеромонаху, с просьбой служить в их селе, расположенном верстах в тридцати от города. Я поставил себе за правило принимать подобные приглашения, невзирая на трудности, считая отказ чуть ли не грехом. В дальнейшем, когда я ездил на заводы и фабрики на окраинах Санкт-Петербурга, меня часто приглашали проповедовать или служить, и я никогда не отказывался.      Итак, мы отправились в путь. Была середина зимы. Стоял трескучий мороз. Лошади заиндевели. Копыта их так резко стучали по белому верху дороги, будто она была покрыта не снегом, а сталью. Одну за другой мы проезжали придорожные деревни и поселки. На улицах не видно было ни души. Из труб дым шел белым столбом, растворяясь в голубом зимнем небе. Лютый мороз пробрался под меховое покрывало саней. От мороза немели и без того промерзшие ноги, холод пробирался в рукава и под шубу, только что подаренную мне добрым другом сербов архиепископом Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким). По дороге я пытался представить, что ждало меня в далеком селе, куда мы ехали. Я представлял себе длинную службу в холодной и, еще хуже, пустой церкви. Но как можно было осуждать тех, кто не пошел в церковь в такую погоду, выбрав остаться дома у теплой печки? Разве можно было ожидать молитвенной теплоты в промерзшей церкви? Ранней весной нет ничего приятнее службы в деревенском храме, когда благоухание цветущих фруктовых деревьев и пение птиц заходит в окна.

http://pravoslavie.ru/145126.html

ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Иоанну (Грозау) на должность настоятельницы женского монастыря в честь святого великомученика Иоанна Сочавского Черновицко-Буковинской епархии Украинской Православной Церкви (с. Красноильск Сторожинецкого района Черновицкой области) с возведением ее в сан игуменьи и возложением наперсного креста по должности. Ж У РН А Л 22 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Балтского и Ананьевского Алексия об установлении дня празднования Собора Балтских святых 9/22 ноября (старый/новый стиль). ПОСТАНОВИЛИ: 1) свт. схиархиепископа Антония (Абашидзе) 2) сщмч. Кириона (Садзаглишвили), Католикоса-Патриарха всея Грузии; 3) сщмч. Амвросия (Гудко), епископа Сарапульского; 4) сщмч. Парфения (Брянских), епископа Ананьевского; 5) сщмч. Павла Гайдая, пресвитера; 6) прмч. Иова (Протопопова) Раифского; 7) прав. Феодосия Левицкого, пресвитера Балтского; 8) блж. Агафию (Маранчук) Кушеловскую. Ж У Р Н А Л 23 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Житомирского и Новоград-Волынского Никодима об установлении дня празднования Собора святых земли Житомирской 23 августа/5 сентября (старый/новый стиль), в день празднования Подольской иконы Божией Матери. ПОСТАНОВИЛИ: 1) свт. Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского, Софийского чудотворца; 2) свт. Мардария (Ускоковича), епископа Сербской Православной Церкви в США; 3) сщмч. Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского; 4) сщмч. Прокопия (Титова), архиепископа Херсонского; 5) сщмч. Аркадия (Остальского), епископа Бежецкого; 6) сщмч. Амвросия (Гудко), епископа Сарапульского; 7) сщмч. Парфения (Брянских), епископа Ананьевского; 8) прмч. Макария (Токаревского), архимандрита Овручского, Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца;

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Учитывая эти и другие факты (в т. ч. греческое образование – его ведь, по мысли некоторых греков, вполне достаточно, чтобы называться «ромеем»), епископ Максим вполне может рассматриваться как персона, близкая к Константинопольскому патриархату. Интересно, что епископ Максим и епископ Лонгин незадолго до новограчаницкого собрания имели контакты с тогда ещё новоназначенным главой Американской архиепископии Константинопольского патриархата Елпидофором (Ламбриниадисом). Епископ Максим поздравил архиепископа Елпидофора с интронизацией, что тот, как сказано в ответном послании от 25 июня 2019 г., воспринял « с особой радостью и большими чувствами». Также 9 июля, за несколько дней до ассамблеи, епископа Лонгина в Новой Грачанице вдруг посетил архиепископ Елпидофор, почтивший мощи свт. Мардария (Ускоковича) – первого сербского епископа в США и Канаде. Маловероятно, что Елпидофор не был проинформирован еп. Лонгином о планируемых решениях собрания в Новой Грачанице (на котором, что интересно, выступил с лекцией митр. Каллист (Уэр) из Константинопольского патриархата). Более того, если подумать, кому выгодны решения о переименовании сербской структуры в Америке и исчезновении там самого названия «Сербская Православная Церковь» – то это, конечно, Константинопольский патриархат, вполне откровенно заявивший курс на объединение американского Православия под омофором Варфоломея. Отметим, что первые тёплые контакты архиепископа Елпидофора с сербами США продолжились просто-таки апофеозом греческо-сербской дружбы: 3 сентября 2019 г. Елпидофор в сослужении десяти сербских архиереев (!) возглавил торжества по празднованию 800-летия автокефалии Сербской Церкви , которые прошли в калифорнийском Сан-Гейбриеле. После божественной литургии Елпидофор подарил епископу Максиму (Василевичу) серебряную икону Святой Троицы, получив в ответ уникальную книгу о сербском наследии в Америке. Таким образом, на «американском» фронте Константинопольский патриархат имеет (1) хорошие отношения с Сербской Церковью в Америке (в т. ч. в рамках Ассамблеи канонических православных епископов в США) и (2) рычаги скрытого и косвенного влияния на СПЦСЦЮА. При этом в тот же период контакты Русской Православной Церкви с СПЦСЦЮА были весьма ограниченными (разве что можно вспомнить участие архиепископа Чикагского Петра из РПЦЗ в торжествах в Новой Грачанице к юбилею автокефалии в июле 2019 г.).

http://ruskline.ru/opp/2020/03/07/po_tu_...

Апостол делает сегодня такую прекрасную выкладку нравственных правил для всех христиан. В буквальном смысле для всех слоев общества он дает четкие указания, как жить. Понятно, что он это писал для тогдашних христиан, которым, может быть, были еще непонятны некоторые простые вещи. И вот апостол он говорит: «Если ты учитель – учительствуй. Если ты начальник – начальствуй с усердием». (см.: Рим. 12: 7–9)». Не используй свою власть для себя самого, для своего обогащения, для издевательства над людьми, для превозношения, а с усердием начальствуй. Мы сейчас стоим на пороге одной скорбной и величественной даты в истории нашей страны – дня памяти Царственных страстотерпцев: Государя Императора Николая и членов его семьи. Вот для них эти слова: «Начальствуй с усердием» – были смыслом и целью, и наполнением всей жизни. Они трудились над тем, чтобы народ не пребывал в расслаблении, и сами не давали примеры этого расслабления, как бы потом, почти целое столетие, не лгали и не клеветали на Царскую семью. Во-первых, это были очень верующие люди. Это был последний настолько верующий правитель нашей страны. После него такого не было. И даже сейчас, когда мы вернулись ко Христу, таким благочестием и такой верностью и, главное, такой глубине погружения в Божественную литургию очень немногие из начальствующих сейчас могут похвалиться. Некоторые из них прибегают к таинствам, но когда с ними начинают разговаривать, то становится понятно, что они очень мало понимают, что же происходит на самом деле. Один святой XX века, святитель Мардарий (Ускокович), сербский святой, который не так давно был прославлен, его нетленные мощи обрели в Америке, где он был епископом, был свидетелем предреволюционных событий в России. Он прожил здесь почти 10 лет, с 1907 года и до революции, и он, в том числе, был удостоен того, что неоднократно служил в Федоровском соборе в Царском Селе, куда приходила императорская фамилия. И он вспоминал потом, что такого благочестия и такого благоговения перед Литургией не видел никогда, и не ожидал увидеть. Особенно от императора Николая.

http://pravoslavie.ru/154912.html

Приветствую тебя, возлюбленный православный народ, с наступившим Новым годом. Еще один год отошел в вечность. Он навсегда исчез в пространстве вечности, как капля в море, никогда больше не вернется, не явится. Иеромонах Мардарий (Ускокович)      Год прошел, но спросим себя, возлюбленные братья и сестры, все ли прошло и исчезло то, что мы в течение прошлого года сделали? Нет, братья, нет! Год прошел, но все наши добрые дела и грехи наши остались, живут и будут жить до самого суда Христова. Как же дела наши могут исчезнуть, когда они записаны Ангелом в вечной книге правосудия Божия, по которой на страшном суде мы и будем вспоминать все сделанное нами и доброе и худое. Еще один год отошел в море вечности, и еще прибавился в истории документ, по которому Праведный Судья будет воздавать каждому по делам его. В день Нового года, как отмечающего собою грань между отошедшим в вечность и наступившим Новым Годом, невольно является потребность вникнуть во внутренний смысл только что пережитого года и поискать в нем уроки, которые могут быть полезными в будущем. Глубочайший смысл праздников, установленных Церковью, и заключается именно в том, что они, отмечая собою грани между известными периодами, дают возможность для всякой души, еще не совсем истлевшей в нравственном гробе суеты, хоть на момент свободно вздохнуть от житейского ига и с облегченным сердцем обратиться к неиссякаемому Источнику истинной жизни и всякого обновления, чтобы почерпнуть в нем той воды живой, которая, освежая всю духовную жизнь человека, даст ему силы, как для здравой и беспристрастной оценки своего прошлого, так и для возрождения в будущем. Итак, заглянем в свою душу и совесть и дадим отчет за истекший год. Спрошу, прежде всего, богатого. Что ты сделал в прошлом году доброго? Ты видел бедного соседа, помог ли ты ему? Ты имел должника, впадшего по несчастию в крайнюю нужду и бедность, простил ли ты ему долг или хоть половину долга? А если он не тебе, а другому был должен, помог ли ты ему уплатить должное? Ты видел прохожего странника или богомольца или обыкновенного путника, попросил ли ты его в дом? Предложил ли ты ему свою трапезу? Помог ли ты бедной вдове или сироте своею лептою в трудную минуту жизни? Ты слышал, что твой сосед заболел, приходил ли ты к нему, расспрашивал ли ты его, что ему нужно и чего ему хочется? Доставил ли ты ему хоть что-нибудь в утешение?

http://pravoslavie.ru/143774.html

– Серьезное испытание. Но он ведь продолжил свои труды, несмотря на болезнь? – Да. Будучи философом по первому образованию, да и по мировоззренческой установке, он нашел в себе силы «не утонуть». Человек энциклопедических познаний, вместе со своей супругой Еленой, дочерью не очень известного (что крайне незаслуженно) сербского писателя, покойного Мирослава Йосича-Вишнича, выступает редактором большинства наших епархиальных изданий. В то же время отец Никола сам написал несколько романов. Написал про свое служение на местном сельском приходе, где ему пришлось столкнуться с чем-то, что, возможно, является пережитком средневековой ереси богумилов, а именно с той частью пресловутых сербских «богомольцев», которую владыке Николаю (Велимировичу) не удалось вернуть к чистоте Православия. Отец Никола стал одним из редких священников, который отважился на борьбу с этим явлением. В другом романе отец Никола пишет про свою болезнь, облекая ее в рассказ о малоизвестном персонаже средневековой сербской поэзии, воеводе Дойчине. Третий роман – христианская апокалиптическая антиутопия, действие которой происходит в нашем городке. Еще у него есть сборник рассказов. Автор, достойный внимания! Мы также внесли свою, переводческую лепту в эту серию. Это – исторический роман «Каллиста» британского богослова XIX века Джона Генри Ньюмена, затем «Богомолье» Ивана Шмелева и роман «Поп» современного русского писателя Александра Сегеня. Еще хочется упомянуть сербский перевод мемуаров новоявленного святого, святителя Мардария (Ускоковича) , первого епископа Сербской Церкви в Американских землях. Он обучался в России, в Кишиневе, затем работал преподавателем в нескольких русских семинариях, был знаком с Императором Николаем II, даже успел затеять конфликт с Распутиным. Став свидетелем Февральской революции, он, однако, вовремя покинул страну и отправился в Америку. Умер молодым, до начала Второй мировой, но оставил мемуары на английском языке, сербский перевод которых опубликован монастырем Святого Саввы Сербского в Либертивилле (США, штат Коннектикут).

http://pravoslavie.ru/139722.html

27 Монастырь Святого Саввы (серб. Манастир Светог Саве у Либертивилу, англ. St. Sava Serbian Orthodox Monastery) – ставропигиальный мужской монастырь Сербской Православной Церкви в городе Либертивилл, штат Иллинойс. Монастырь основал первый сербский епископ в Америке Мардарий (Ускокович) в конце 20-х – начале 30-х годов XX века. 32 Светозар Радованович – православный священник, писатель, журналист; закончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию, по окончании долго жил в Петербурге. 33 Дионисий (Миливоевич), митрополит (серб. Митрополит в миру Драголюб Миливоевич, серб. 13.07.1898–15.05.1979) – епископ Сербской Православной Церкви, епископ Американско-Канадский. В 1963 году по политическим причинам покинул Сербскую Православную Церковь и основал неканоническую Свободную сербскую православную церковь , которая в 1992 году была принята в состав Сербской Православной Церкви. 34 Эдинбург – столица Шотландии и один из красивейших городов Европы, расположенный на севере Великобритании. 36 Имеется в виду ставропигиальный мужской монастырь святого Тихона Задонского (англ. Monastery of Saint Tikhon of Zadonsk), расположенный в Саут-Кейнане, штат Пенсильвания США, первый православный монастырь в Америке; основан Арсением (Чаговцем) (архиепископ Арсений (в миру Андрей Львович Чаговец, или Чаговцов)) по благословению архиепископа Северо-Американского Тихона (Беллавина) (1905– 1907 гг). 41 Ириней (Ковачевич), митрополит (серб. Митрополит в миру Милан Ковачевич, серб. Милан 6.09.1914–6.02.1999) – архиерей Сербской Православной Церкви; с 1978 по 1999 годы – митрополит Новограчаницкий. 43 Святой Савва, архиепископ Сербский – один из самых почитаемых святых Сербской Православной Церкви, религиозный, культурный и политический деятель. День святого Саввы отмечается в Сербии ежегодно 27 января. письме Владыкой употреб. “Life of St. Sava” 45 Анна (Аджич), игумения (серб. Ана – настоятельница монастыря Врачевшница в центральной Сербии, в миру Нада Аджич (1900–1975), духовное чадо Владыки Николая (Велимировича).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Что бы ни случилось, ищите утешения в Литургии Когда владыка стоял у престола, он весь уходил в молитву. В созерцание Жертвы Бескровной для спасения мира… Видел, как Любовь Божия обнимает этот мир, и сам молился «о всех и за вся», – это всегда было тайнозрение Божиего Домостроительства, соучастие в нем. Мир Божий не делился на то, что внутри и что вне монастырской ограды. За ней – полнота церковная и вообще весь мир охвачены любовью Божией, – а монах ее проводник. Он актуализирует молитву Господню: да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. На проповедях владыки время точно переставало существовать: он мог говорить долго, но времени мы не ощущали. А потом он еще общался с людьми лично, выходил и пил кофе со всеми, что-то рассказывал, выслушивал. Мы, молодые, изнемогаем, а он в свои 83 года был в непрестанном подвижничестве. Мы упасть готовы, а он всегда после служения Литургии был в таком приподнятом состоянии духа. Просто светится весь! Какой бы тяжестью до богослужения он ни был подавлен, – Господь его за особое усердие к службе зримо преображал. Это опять инаковость монашества, – а иначе зачем ты и мир оставил, если не ходить пред Богом (см. Быт. 5: 24), за богослужением Ему не предстоять? Владыка служил Литургию каждый день. Святые рядом Владыка Амфилохий очень любил святого Василия Острожского. Такая чувствовалась любовь его к святителю: владыка садился у его раки, брал святителя за руку, и видно было, что он молится... У него была какая-то сокровенная связь со святыми, тем более близкими к нам по времени. Святителя Мардария (Ускоковича), например, вообще усилиями владыки канонизировали, а когда стали поднимать мощи, они оказались нетленными. А этот святой в начале прошлого многомятежного века всего-то 46 лет прожил – краткую, но очень насыщенную трудами жизнь. Он учился в России, в Санкт-Петербургской духовной академии, которую закончил перед самой революцией. Был близок к Царскому двору. Потом стал управляющим сербскими приходами в США, где основал монастырь святого Саввы в Либертивилле. Написал замечательную книгу «Недосягаемая Россия». Вот такими находками владыка Амфилохий стремился сразу же делиться с братией, паствой. Собирал нас на беседы – пересказывал, что-то зачитывал нам. На послушании у святых

http://ruskline.ru/opp/2020/11/06/vladyk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010