Свойства Божии Бог открыл нам о Себе, что Он – бестелесный и невидимый Дух ( Ин.4:24 ). Это значит, что Бог не имеет ни тела, ни костей (как мы имеем), и ничего не имеет в Себе такого, из чего состоит наш видимый мир, а потому мы Его видеть не можем. Для объяснения приведем пример из нашего земного мира. Мы не видим воздуха, но видим его действия и проявления: движение воздуха (ветер) имеет большую силу, способную двигать большие корабли и сложные машины, мы чувствуем и знаем, что воздухом мы дышим и без него не можем жить. Так и Бога мы не видим, но действия Его и проявления, мудрость и силу Его мы видим везде в мире и ощущаем в самих себе. Но невидимый Бог , по любви к нам, иногда являлся некоторым праведным людям видимым образом – в подобиях, или как бы в отражениях Своих, то есть в таком виде, в каком они Его могли видеть, а иначе они погибли бы от Его величия и славы. Бог сказал Моисею: «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх.33:20 ). Если солнце нас ослепляет своим блеском и мы не можем смотреть на это Божие творение, чтобы не ослепнуть, то тем более на сотворившего его Бога. Ибо «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( Ин.1:5 ), и живет Он во свете неприступном ( 1Тим.6:16 ). Бог вечный ( Пс.89:3 ; Ис.40:28 ). Все, что мы видим в мире, когда-нибудь началось, родилось, когда-нибудь и кончится, умрет, разрушится. В этом мире все временно – все имеет свое начало и свой конец. Когда-то не было ни неба, ни земли, ни времени, а был только один Бог, потому что Он начала не имеет. А не имея начала, Он и конца не имеет. Бог всегда был и всегда будет. Бог – вне времени . Бог всегда есть. Поэтому Он называется вечным. Бог неизменяемый ( Иак.1:17 ; Мал.3:6 ). Ничего нет в Мире постоянного и неизменного, все непрерывно изменяется – растет, стареет, уничтожается; одно сменяется другим. Только один Бог постоянный, в Нем нет никакой перемены, Он не растет, не стареет, Он никак, ни в чем и никогда не изменяется. Какой Он был всегда, такой есть теперь и таким останется навеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Святое Евангелие Иисуса Христа по Иоанну Глава I 1) В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово. 2) Сие было в начале у Бога. 3) Все чрез Него сотворено, и без Него не сотворено ничего, что сотворено. 4) В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков: 5) и свет во тьме светит, и тьма его не объяла. 6) Был человек, посланный от Бога; коего имя было Иоанн. 7) Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. 8) Не был он свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете. 9) Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир сей. 10) В мире был, и мир чрез Него сотворен, и мир Его не познал. 11) К своим пришел, и свои Его не приняли. 12) Насколько же кто принял Его, дал им власть быть чадами Божиими, – тем, кто веруют во имя Его, 13) которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. 14) И Слово стало плотию, и обитало среди нас (и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца), полное благодати и истины. 15) Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицает, говоря: «Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий после меня стал впереди меня, потому что был прежде меня. 16) И от полноты Его все мы приняли, и благодать за благодать». 17) Ибо закон чрез Моисея был дан; благодать [же] и истина чрез Иисуса Христа стались. 18) Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в лоне Отчем, Он Сам поведал. 19) И это – свидетельство Иоанна, когда иудеи прислали к нему из Иерусалима священников и левитов, дабы спросили его: «Кто ты?» 20) И он исповедовал, и не отрекся, и исповедовал: «Ведь я не Христос». 21) И спросили его: «Что же? Ты Илия?» Он сказал: «Не я». «Пророк ты?» Он отвечал: «Нет». 22) Сказали ему: «Кто же ты, чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?» 23) Он сказал: «„Я – глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу” ( Ис.40:3 ; Мал.3:1 ), – как сказал Исаия пророк». 24) А посланные были из фарисеев. 25) И они спросили его и сказали ему: «Что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?» 26) Ответил им Иоанн, сказав: «Я крещу в воде; стоит же посреди вас, Которого вы не знаете.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

свящ. Николай Дубинин Приложение 3. «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?» В этом приложении мы поместили работы бывшего «Свидетеля Иеговы» – Игоря Скерцо, который на основании Священного Писания доказывает, что Иисус Христос – это Бог, Который в Ветхом Завете назван именем Яхве, как и Отец. Писатели Библии несколько раз называют Иисуса Богом. Необходимо определить, кем является Иисус Христос: истинным Богом или вторым малым богом. Сам Иегова говорит о Себе как о единственном и несравненном Боге, с Которым не может сравниться ни одно сотворенное Им существо. «Нет подобного Богу Израилеву» ( Втор.33:26 ); «По всему велик Ты, Господи мой, Господи! ибо нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя» ( 2Цар.7:22 ); «Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом» ( Иер.10:6 ); «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый» ( Ис.40:25 ); «Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному...» ( Ис.42:8 ); «Кому уподобите Меня, и с кем сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны?» ( Ис.46:5 ); «вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне» ( Ис.46:9 ). Ни одно создание не может претендовать на полное подобие Богу. Это означает, что если Иисус обладает всеми свойствами Иеговы, то Он и есть Иегова, а если нет, то тогда Он не Бог, и только Его Отец есть Бог. Как мы видим далее, на самом деле Иисус полностью идентичен Иегове. Иисус Пророчества Пророчества «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу [hwhy – «Яхве»], прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» ( Ис.40:3 ). «И будет: всякий, кто призовет имя Господне [hwhy – Яхве], спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение...» ( Иоил.2:32 ). «Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено» ( Ис.45:23 ). «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего [Иоанна Крестителя] пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою [Иисусом]» ( Мф.11:10 ). «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» ( Мал.3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

I. Написано: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть 1 . И вот Христос Иисус, сый над всеми Бог 2 и Господь, соделался Богом для нас, а мы, блуждавшие некогда, как овцы, соделались Его народом. Теперь именно мы возвратились к Пастырю и Спасителю душ (наших) 3 потому что для нас родился Сын, соделавшийся Спасителем нашим 4 ; Отроча родися нам, говорит пророк Исаия, Сын и дадеся нам 5 . Тот, Кто существовал изначала, хотя и остался тем же, чем был прежде, однако ради нас, удалившихся от Него, соделался телом их, как говорит о Христе пророк Осия 6 . Без сомнения, он говорит (здесь) о теле Христа, Который воплотился от Девы Марии и родился от Нее совершенным человеком. Он был зачат, но она не познала (мужа); Он родился, но она не пострадала, потому что Христос, как Бог и Господь, сохранил чрево св. Девы таким же, каким оно было ранее, как свидетельствует об этом пророк Иезекииль в словах: сия врата заключенна будут, и никтоже пройдет ими, яко Господ Бои Израилев внидет ими, и будут заключенна 7 . II. Сей Сын, существовавший ранее вселенной, родился в Вифлееме, по словам пророка Михея: и ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах иудиных, из тебе бо изыдет Старейшина 8 . Смотри же, Самосатский, как пророк называет Его старейшиной, ибо нет Старейшины, который существовал бы прежде Его. И опять говорит пророк: иже упасет люди моя Исраиля 9 . Слова эти исполнились на апостолах, которые были от Израиля; Он сказал им: се Аз посылаю вы, Яко агнцы посреде волков 10 . И хотя посланные Им двенадцать апостолов были овцами, однако они усмирили всех волков. Исходи Его изначала века 11 как говорит и пророк Давид в своем пророчестве: прежде солнца пребывает имя Его, и благословятся в Нем вся колена земная 12 . Или, как говорит апостол: Христос вчера и днесь, Той же и во веки 13 . Воссияла для нас звезда Его, Царя славы, поднявшаяся от чресл Иакова: Она есть Бог всех. А блаженный Моисей свидетельствует, что воссияет звезда от Иакова 14 и что вознеслось царство Его 15 . Заметь: Моисей не сказал: «вознесется», так как Тому, Кто вознесся, нет надобности возноситься. И воистину на всю землю воссиял свет Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

архиепископ Антоний Новгородский Скачать epub pdf Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце XII столетия С Богом починаем сказание мест святых во Цареграде Благослови, Отче ! Се аз недостойный, многогрешный Антоней, архиепископ Новогородскый, Божиим милосердием и помощию святыя Софии, иже глаголется Премудрость, присносущное Слово, приидохом во Царьград 1 , преже поклонихомся святей Софеи 2 , и пресвятаго гроба Господня две досце целовахом, и печати гробныя, и икону пресвятыя Богородицы, держащую Христа, в того Христа жидовин ударил ножем в гортань, и изошла кровь; а кровьже Господню, изшедшую из иконы, целовали есмя во олтари малом 3 . Во святей же Софии во олтари кровь и млеко святаго Пантелеимона во единой вети не / 1б/смятшися 4 , и глава его, и глава Кондрата апостола 5 , и инех святых мощи, и глава Ермолы и Стратоника 6 ; и Германова рука 7 , еюже ставятся патриарси 8 ; и икона Спасова, юже послал святый Гермон чрез море без корабля посолством в Рим, и блюдома в мори; трапеза 9 , на нейже Христос вечерял со ученики своими в великий четверток; и пелены Христовы 10 ,и дароносивыя сосуты златы, иже принесоша Христу с дары волсви; и блюдо велико злато служебное Олгы Руской, когда взяла дань, ходивши ко Царюграду. Городок мал 11 есть Цариград на Испиганьской стране 12 , по стране Жидов 13 . Во блюде же Олжине камень драгий, на том же камени написан Христос, и от / 1в/того 14 Христа емлют печати людие на все добро; у того же блюда все по верхови жемчюгом учинено. Ту же есть во олтаре телега сребряна Констянтина и Елены, и иных служебных золотых блюд с камением драгим и з жемчюгом, и сребряных множество разноличных, яже износят на службу во всяку неделю и в господьския праздники. Ту же есть во олтари вода и приведена по трубам ис колодязей 15 ; и вне дверий 16 олтаря малаго 17 стоит крест мерный, колико был Христос возвышен плотию на земли 18 . И за тем крестом лежит Аньна, иже давала двор свой святей Софеи, на немже и поставлен малый олтарь; и того ради положена бысть ту 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Видение пустыни 311 . 1 . Подобно буре, несущейся по пустыне, идущей из пустыни, 2 . Видение страшное и грозное открыто мне: преступник совершает преступление, беззаконник поступает беззаконно 312 ; на меня еламитяне и послы персов идут на меня. Ныне всем воздыханиям положу конец 313 . 3 . От этого чресла мои ослабели, и муки схватили меня, как рождающую. Я напрасно старался 314 не слышать и пытался не видеть 315 . 4 . Сердце мое трепещет 316 , и беззаконие потопляет меня 317 , душа моя замерла 318 от страха. 5 . Приготовляйте 319 стол, ешьте, пейте, вставайте, князья, готовьте щиты! 6 . Ибо так сказал мне Господь: поди, поставь себе сторожа, и что увидишь 320 , скажи. 7 . И увидел я 321 двух всадников на конях, всадника на осле и всадника на верблюде. «Слушай 322 долго с большим вниманием, 8 . И позови Урию на стражу Господню». И он 323 сказал: стоял я весь день, и у полчища я стоял всю ночь, 9 . И вот едет на паре лошадей 324 самый главный всадник 325 . И в ответ он сказал: пал, пал Вавилон 326 ; и все кумиры его и изваяния лежат на земле разбитые. 10 . Послушайте, оставшиеся, и болеющие 327 , услышьте: что я услышал от Господа Саваофа, то Бог Израилев возвестил нам. Видение на Идумею. 11 . Зови 328 ко мне из Сеира. Стерегите 329 укрепления. 12 . Стерегу 330 утром и ночью. Если ищешь, ищи, и у меня живи 331 . 13 . В дубраве 332 вечером уснешь, или по пути в Дедан. 14 . Живущие в стране Феманской, несите воды на встречу жаждущим, с хлебом встречайте бегущих, ради множества убитых 333 , 15 . И ради множества блуждающих, и ради множества мечей, и ради множества натянутых луков, и ради множества павших в битве. 16 . Ибо так сказал мне Господь: еще (один) 334 год, равный году наемничьему, и слава сынов кидарских 335 исчезнет. 17 . И остаток луков у сильных сынов кидарских будет мал. Так сказал Господь Бог Израилев. 319 Слав. уготовите соотв. греч. τοιμσατε в син., альд. и компл. спп.; в ват. и алекс. – τομασον ед. ч. 324 ναβτης συνωρδος – слав. всадник двоконный, т. е. едущий на паре лошадей, вернее, в колеснице.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Глава VIII. О Божьем мире Через рассматривание творений Божиих видимы вечная сила Его и Божество ( Рим.1:20 ). Вступление Не раз Господь, указывая в Евангелии то на птичек, то на цветки, говорит: посмотрите, и тех вот питает Бог, которые и не сеют и не жнут, и сих одевает, которые не трудятся, не прядут. Или еще, научая нас любить и добрых и злых, воспоминает нам благость Отца небесного, Который солнцем Своим сияет на злых и благих, и дождит на праведных и на неправедных ( Мф.6–26, 30; 5:45 ). Всем этим показывает Господь, что человек может многому научиться от природы, если он будет внимательно смотреть на все, что в ней творит Бог Своим промыслом. Так поступая, и пророк Давид мог через рассматривание Божиих творений прийти в познание величия Его чудной благости к человеку. Яко узрю, – так говорил он, – когда взираю я на небеса, дела перст Твоих, на луну и звезды, яже Ты основал еси: то рассуждаю, – что есть человек, яко помниши его ( Пс.8:3, 5 )? Как пред тобою мал и ничтожен человек, но Ты, пречудный в благости, ни в чем его не оставляешь! Так и Антоний Великий , пустынный житель, на вопрос, как он, не учившись книгам, был исполнен высоким разумением о Боге, отвечал: великая книга Божиих дел пред всеми открыта, только рассматривай и понимай, что в ней сказано. И действительно, кто смотрит со вниманием на все, что Бог устроил в мире сем, – будь то звездное небо, облака, земля и растения на ней, животные малые и великие, – все показывает Божие могущество, премудрость и благость. Справедливо сказал некто из святых: «сей видимый нами мир для спасения человека сотворен, дабы, видя вся сущая в нем, познал Сотворшаго его». Мир сей есть не иное что, как рассадник или питомник, в коем зарождаются и воспитываются бессмертные наши души, чтобы познать Творца и за то получить от Него вечное блаженство. А потому суетни вси человецы, как говорит Писание, пропащие и погибшие все те, которые не могут от видимых благ уразуметь Сущего, ни делом Его внемлюще, познать Творца ( Прем.13:1 ). Первые дни мира

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

преподобный Ефрем Сирин Не упадай, душа, не скорби, не произноси над собою решительного суда по множеству грехов, не привлекай на себя огня, не говори: " Отринул меня Господь от лица Своего " . Богу неугодно слово сие; потому что Сам взывает к тебе, говоря: Людие Мои, что сотворих вам? или чим оскорбих вас? или чим стужих вам? (Мал.6:3). Разве кто пал, тот не может восстать? или кто отвратился, тот не может обратиться? Слышишь ли, душа, какова благость Господа? - Не в руки князю, или военачальнику предана ты, как осужденная. Не скорби, что не стало у тебя богатства. Не стыдись обратиться, но скажи лучше: возстав иду ко Отцу моему (Лк.15:18). Восстань, иди. - Он приемлет тебя и не укоряет, а паче радуется твоему обращению. Он ждет тебя, только не стыдись, как Адам, и не скрывайся от лица Божия. Ради тебя Христос распялся и отринет ли тебя? Да не будет сего! Он знает, кто утесняет нас; знает, что нет у нас другого помощника, кроме Его одного. Христос знает, что человек беден. Итак не будем предаваться нерадению, как уготованные в огонь. Христу нет нужды ввергать в огонь; не приобретение для Него - послать нас в мучение. Не хочешь ли знать тяжесть мучения? Когда грешник будет изгнан от лица Божия, тогда вопля плача его не вынесут основания вселенной. Ибо написано: День той, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и вопля (Соф.1:15,16). Если человек, осужденный князем, идет в заточение на два года, или на пять, или на десять лет: то сколько думаешь слез у человека того, какой стыд, какое рыдание? Но у него есть еще утешение в ожидании конца сему сроку. Посему хотим ли знать, какой срок назначен грешникам? Можем ли определить время их изгнания в двадцать, или пятьдесят, или сто, или двести лет? Но как можно исчислить время там, где не положено и лет к исчислению дней? Увы! увы! безнадежен срок сей. Ибо нестерпим гнев, еже на грешники прещения. Слышишь ты о тесноте, ожидающей грешников? Поэтому не доводи себя до такой нужды, ибо нестерпимо для тебя и одно прещение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/757/...

Скачать epub pdf Гомилия I. О написанном в книге Судей: «И народ служил Господу во все дни Иисуса и во все дни старцев, которые жили долгие дни после Иисуса 1 и которые знали 2 все великие дела Господни, какие Он сделал Израилю» (Суд.2:7) 1 . В сегодняшнем чтении чтец произнес: «И народ убоялся Господа во все дни Иисуса»; у нас же написано: «И народ служил Господу во все дни Иисуса и во все дни старцев, которые жили долгие дни после Иисуса и которые знали все великие дела Господни, какие Он сделал Израилю» ( Суд.2:7 ). Поэтому необходимо уразуметь, что каждый из нас обретается либо в хороших днях, либо в плохих, и проводит либо «дни Иисуса», то есть дни праведности, либо дни беззакония. Ибо если мы воспринимаем «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ), и позволяем Ему проникать в наши души и просвещать их, и если восходит в нас «Солнце правды» ( Мал.4:2 ) и просвещает мир души нашей, то и мы проводим «дни Иисуса» Христа, дни спасения. Если же кто-то пустит в свою душу свет, который «потухнет» (ср. Иов.18:5 ), свет, противный истине, и просветится им, также станет проводить дни, но плохие: будет он пребывать не во днях Иисуса, но во днях Манассии или во днях фараона или в каких-нибудь еще худших днях. И потому во дни Ахаза, царя беззаконного и нечестивого, Исайя не мог видеть видение, не мог видеть «Господа Саваофа, сидящего на престоле высоком и превознесенном» ( Ис.6:1 ). Но как только жестокий царь, чьи «дни» были «лукавы» (ср. Еф.5:16 ), умер, тогда пророк сподобился увидеть Бога. А хочешь знать, почему дни, когда в Писании сказано, что они те или иные, не означают время жизни Того, о Ком мы говорим, то есть время Его пребывания во плоти? Послушай, что о днях Господа нашего Иисуса Христа предвозвещает Пророк: «Во дни его взойдет праведность 3 , и будет обилие мира, доколе не престанет луна» ( Пс.71:7 ). Но если мы принимаем, что дни, когда Спаситель пребывал на земле, были днями праведности и мира, то как мы объясним, что дни праведности наступили для тех, кто распял Его и кто не принял ни Его пришествия, ни веры в Него? Или как будет видеться во дни Его обилие мира среди тех, кто предал Его на смерть по ложным обвинениям? Как будет казаться, что дни праведности и мира наступили для тех, в чьих умах царит мрак неправедности и гнева? И опять же, если написанное «во дни его взойдет праведность, и будет обилие мира» относится к тем дням, когда Спаситель жил во плоти, то, так как ныне уже не те дни, Его праведность теперь не восходит, не обретается ныне и обилия мира Христова среди верующих и благочестивых. Скорее, каждый своими поступками и образом жизни обретает дни либо неправедности и войны, либо праведности и мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Церковно-приходское попечительство при Кобыльской Георгиевской церкви села Коскова Никольского уезда существует с 6 января 1872 года. С 1914 года председателем попечительства состоит крестьянин д. Малиновицы Андрей Петров Потапов и членами – прихожане в числе 9 человек, а именно крестьяне деревень: д. Сигова Афанасий Прокопьев Шишов 38 лет, д. Коскова Симеон Васильев Пахолков 46 лет, д. Плоской Василий Кондратьев Шишов 42 лет, д. Баракова Андрей Павлов Дьяков 58 лет, д. Буртанова – Павел Иоаннов Коряковский 59 лет, д. Ворова Георгий Михайлов Коряковский 33 лет, д. Жаравихи Аристарх Матфеев Пустохин 38 лет, д. Калянихи починка Андрей Петров Казаков 67 лет и д. Каксура починка Аввакум Сергеев Митин 40 лет. Численность населения в приходе: мужского 1393 душ, женского 1403 душ. Итого 2796 человек. Число детей школьного возраста (от 8 лет) мальчиков 269, девочек 246, итого – 515. Существуют в приходе начальные школы: «одноклассная церковно-приходская, открыта 1889 года 23 января, окончило курс в предшествующем учебном году – 9 мальчиков. Состоит в школе к 1 января 1915 года 49 мальчиков и 3 девочки. Школа грамоты, открыта 1909 года 1 декабря, окончило в предшествующем учебном году – 6 мальчиков. Содержатся на средства Никольского отделения Стефано-Прокопьевского братства и на местные от церкви и попечительства. Земские училища: Малиновецкое, открыто с 1909 года 15 августа, окончило в предшествующем учебном году – 6 мальчиков и 1 девочка, состоит к 1 января 1915 года 32 мал. и 10 дев. Каксурское, открыто 1914 года 1 сентября. Состоит к 1 января 1915 года 18 мал. и 3 дев. Содержится на средства Никольского уездного земства». Автор статьи историк, писатель-краевед Пшеницын Дмитрий Александрович Первоначальное существование церкви в приходе относится к 1682 году «В Кичменгской волости в Кобыльском стану на Коскове другой погост, а на погосте церковь Страстотерпца Георгия - деревянная теплая. Около той церкви Божией старого кладбища и вновь отмерено со всех четырех сторон до жилецких дворов по тридцать сажень и вольно та церковь Божия огородить приходским людям.

http://sobory.ru/article/?object=15511

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010