Разделы портала «Азбука веры» Тихость (греч. πιεκεια (эпиэйкейа) — снисходительность, кротость, гуманность) — 1) наименование одной из форм проявления Бога , как Промыслителя, по отношению к Своему творению, соответствующее по содержанию форме «снисходительность» ( Вар.2:27 ); 2) — библейское понятие, обозначающее одно из качеств и форм поведения Господа Иисуса Христа , адекватное понятию «снисходительность» ( 2Кор.10:1 ); 3) (от греч. νπιος (нетиос) — неговорящий, дитя) кроткое поведение ( 1Фес.2:7 ). Как соотносятся между собой тихость и гнев Божий? Священное Писание неоднократно представляет нам Господа гневающимся на беззаконников ( Исх.15:7 ) и даже на избранных ( Исх.4:14 ), сообщает о вине ярости Божьей, о чашах гнева Божия ( Откр.14:10 ). История Ветхого Завета содержит примеры уничтожения, по воле Господней, городов ( Быт.19:24 ) и народов ( Быт.7:10-21 ). При буквальном осмыслении этих свидетельств у читателя, незнакомого с вероучением Церкви , может сложиться впечатление, будто Бог и действительно бывает подвержен приступам гнева и ярости. Во втором веке, под неправильным впечатлением от подобного рода библейских свидетельств, еретик Маркион дерзнул сочинить и озвучить учение о двух богах: 1) о боге, с чьим описанием мы сталкиваемся на страницах Книг Ветхого Завета, злом и коварном; 2) и о боге — отце Иисуса Христа. Настолько неправильно он рассудил о действиях Единого Бога, описанных в Ветхом и Новом Заветах. Как же мы должны понимать указания Библии о гневающимся Боге, и как должны соотносить их с указаниями о том, что Бог — благ, милосерден, что Он, наконец, есть любовь ( 1Ин.4:8 )? Может быть время от времени Бог изменяется: иногда проявляет Свою тихость, а иногда — ярость и гнев? Отнюдь. Бог всегда Себе равен; Он — неизменен ( Мал.3:6 ). Выражения типа «Бог гневается», «изливает Свою ярость на грешников» нельзя понимать буквально, так, будто Бог переживает смену эмоциональных состояний. Все эти выражения относятся к формату антропоморфного языка, образно представляющие реакцию неизменяемого Бога на грех .

http://azbyka.ru/tihost

Пророк Авдий родом был из Сихема в колене Ефремовом. Пророчествовал он об Идумеи и был современник Осии, Иоилю, Амосу и Исаии. (1) Слух слышали мы от Господа. Слышали потому, что Господь господствующих не творит ничего, не открыв тайны Своей рабам Своим Пророкам. И вестник во языки послан. Пророк, вероятно, разумеет здесь Эммануила, Который есть Ангел завета (Мал.3:1), посланный с небес возвестить мир народам; почему и называется чаянием языков (Быт.49:10). (2) Се мала дах тя во языцех. Пророк говорит о народе идумейском, и показывает, что за гордость пред братиями своими и за вражду к ним, будет он отведешь в плен. В другом смысле малым называет Пророк диавола; потому что к нему удобно прилагаются и следующие за сим слова. (4) Аще вознесешися по воздуху, якоже орел, то есть возвеличишься перед другими, и аще положиши гнездо твое среде звезд, куда не может достигнуть ни рука, ни мысль человеческая, и оттуду свергу тя и предам в руки пленяющих. (5) Аще бы татие влезли к тебе, стал ли бы ты молчать от страха, пока не украли бы довольных себе, то есть сколько пожелала бы алчность их? Или аще бы объемлющии виноград влезли к тебе, не позаботился ли бы ты, чтобы осталось у тебя что-нибудь, хотя грозд один на лозе виноградной? (6) Како обыскася Исав и взята быша сокровенная его. Пророк возвещает сим, что вавилонские полчища с ненасытимою жадностью расхитят все, что найдут у Идумеев, а их самих отведут в плен. Предсказание сие исполнил царь вавилонский Навуходоносор, который разграбил землю идумейскую и жителей ее отвел в преселение. (7) Даже до предел испустиша тя мужи завета твоего, то есть: окрестные народы, после завета, который заключили с тобою коварно, оставили тебя, и ты отведен в пределы врагов твоих. Обманули тебя, и превозмогоша тя мужи мирницы твои, ядущии с тобою, то есть прорицатели твои, которые пресыщались на трапезах твоих. (8) Погублю премудрыя от Идумеи, нанесу им такой удар, который приведет их в оцепенение. И смыслящаго от горы Исавовы; их постигнет конечное истребление.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1083...

Псалом 19 В конец, псалом Давиду. По мнению бл. Феодорита, Давид пророческим духом предвидел нашествие Ассирийского царя Сеннахирима на Иудею, и молитву Иудейского царя Езекии но случаю сего нашествия ( 2Пар. 32:1–22 ). Это предрекает Давид и изрекает в сем псалме, представляя, как народ молится с царем своим. По св. Афанасию, «псалом этот приносится как бы от лица друзей Давидовых, изъявляющих ему благожелание, когда он приносит жертву; но прилагается, говорит сей отец, и к лицу Апостолов, как бы изреченный в день распятия». По другим, псалом написан по случаю нашествия Аммонитян и Сириян ( 2Цар. 10:6, 16:19 ), напавших на Давида со множеством колесниц и конников, о чем, по-видимому, говорится в сем псалме – ст. 8. 2 . Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. Кто и кому благожелает? По мнению св. Афанасия, здесь и далее говорят друзья Давида; по бл. Феодориту – народ, молящийся о царе Езекии. В день печали, т.е. в день скорби или нашествия врагов Господь да пребудет с тобою и сохранит тебя. Имя Бога Иаковля, т.е. Бог Израильского народа. Имя Божие означает власть, достоинство, величие Божие и т.п., или берется за самое лице Божие. 3 . Послет ти помощь от святаго, т.е. из святилища, где находился ковчег Завета, как бы трон Царя небесного, и где Он изрекал суд Свой. От Сиона заступит тя, т.е. да поможет тебе из храма или с неба, ибо слово Сион нередко берется за храм и небо. 4 . Помянет всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди, т.е. да примет все твои жертвы, и всесожжение твое да будет благоугодно Богу, как жертва тучная – совершенная в своем роде. Закон повелевает приносить в жертву животных чистых и совершенных. Худая жертва была признаком небрежности и неблагоговения приносящих, а потому была неугодна Богу ( Мал. 1:8 ), а тучная жертва – угодна Ему ( Дан. 3:40 ). Обыкновенно Иудейские цари в важных случаях, особенно по случаю войны, приносили во всесожжение жертву мира из многих и тучных животных, дабы умилостивить Бога и выразить свое благоговение к Богу ( 1Цар. 13:12 ; 2Цар. 24:25 ). Должно полагать, что и Давид (если к нему относится сей псалом), или Езекия, собираясь воевать с врагами, приносил жертвы тучные 142 во всесожжение.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Глава 1 Мал.1:1 . Пророческое слово Господне на Израиля чрез Ангела Его 2 . Положите на сердцах ваших: Мал.1:2 . Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: «в чем Ты проявил Свою любовь к нам»? Не брат ли был Исав Иакову? говорит Господь; но Я Иакова возлюбил, а Исава возненавидел 3 , Мал.1:3 . И назначил к опустошению владения его и достояние его в пустынные обиталища. Мал.1:4 . Ибо если скажут: «Идумея раззорена, но мы возвратимся и возстановим опустошенное в ней», то так говорит Господь Вседержитель: они построят, а Я раззорю, и прозовут их пределами беззакония и народом, против которого на веки ополчился Господь. Мал.1:5 . И глаза ваши увидят и вы скажете: велик Господь над пределами Израиля! Мал.1:6 . Сын почитает отца и раб господина своего боится, и если Я – отец, то где честь Моя? и если Я – Господь, то где страх предо Мною? говорит Господь Вседержитель. Вы, священники, безславите имя Мое и говорите: чем мы безславим имя Твое? Мал.1:7 . Приносите к жертвеннику Моему хлебы нечистые и говорите: чем мы оскверняем их? – тем, что вы говорите: «трапеза Господня презренна» и возлагаемую пищу уничижаете. Мал.1:8 . Ибо если приносите в жертву слепое, не худо-ли? и если приносите хромое или больное, то не худо-ли? если принесешь это князю своему, то примет-ли его? примет-ли и тебя? говорит Господь Вседержитель. Мал.1:9 . И ныне умилостивляйте Лице Бога вашего и молитесь Ему (чтобы помиловал вас); в руках ваших было это, уже ли приму вас милостиво 4 ? говорит Господь Вседержитель. Мал.1:10 . Посему и для вас затворятся двери 5 и не будете понапрасну возжигать на Жертвеннике Моем огонь. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Вседержитель, и не приму жертвы от рук ваших. Мал.1:11 . Ибо от востока солнца и до запада имя Мое славно среди народов, и на всяком месте благовоние приносится имени Моему и жертва чистая, поскольку велико имя Мое среди народов, говорит Господь Вседержитель. Мал.1:12 . А вы хулите его, говоря: «трапеза Господня презренна», и возлагаемая пища Его поставлена ни во что.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Глава 4 Окончание третьей речи: 1–3. Будущее наказание нечестивых и награждение благочестивых. 4–6. Илия пророк как Предтеча дня Господня. ( Мал.4:1–3 .) Нечестивые – заключает пророк свою речь, начавшуюся в предыдущей главе – будут в день суда Божия уничтожены, а благочестивые получат награду и возвеселятся. Мал.4:1 .  Ибо вот, при­дет день, пыла­ю­щий как печь; тогда все надмен­ные и по­ступа­ю­щие нечестиво будут как солома, и по­палит их грядущий день, говорит Го­с­по­дь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. Нечестивые не всегда будут благоденствовать. С наступлением дня Господня – т. е. дня суда Божия – они исчезнут, как быстро исчезает, бросаемая в раскаленную печь, солома (ср. Ис 5.24 ), от них не останется ни корня ни ветвей (корень – это они сами, ветви – их дети). Мал.4:2 .  А для вас, бла­го­говеющие пред именем Мо­им, взойдет Солнце правды и исцеле­ние в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитан­ные; Для благочестивых взойдет, теперь не всегда светящее, Солнце правды, т. е. они получат награду, соответствующую их заслугам пред Богом или, иначе, спасение (ср. Ис. 45:8, 46:13, 51:5 ). Они будут резвиться, как тельцы, долго стоявшие в стойлах и выпущенные погулять. Мал.4:3 .  и будете по­пирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Го­с­по­дь Саваоф. Попирать ногами нечестивых – это было наградою для ветхозаветных праведников, которые, таким образом, становились орудиями гнева Божия. Ср. Мих 4.13 . Тихомиров, впрочем, объясняет это выражение в том смысле, что грешники будут не страшны для благочестивых. ( Мал.4:4–6 .) Так как, при общей, почти, неверности народа еврейского Иегове будущий суд Божий должен быть крайне гибельным для этого народа, то Господь, из сожаления к нему, пошлет пред наступлением суда особого пророка, вроде Илии, который должен приготовить Ему путь и выровнять пропасть, отделяющую святейшего Бога-Судью от грешного народа, а также и примирить евреев между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рассуждение пятое. О заре или деннице Кто сия проницающая аки утро, добра яко луна, избранна яко солнце? ( Песн.6:10 ) § I Заря подобна есть благодати Божией; ибо 1) заря оканчивает ночь: все, вне благодати Божией находящиеся, суть в ночи. Гнев Божий на них пребывает, как говорит Иоанн: веруяй в Сына имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем ( Ин.3:36 ). Ходят они во тьме, ибо, как Павел говорит, помрачени суть смыслом ( Еф.4:18 ): но благодать Божия сии все зла прекращает, как уверяет Священное Писание : Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком ( Тит.2:11 ). 2) Заря солнце приводит; благодать Божия, и любовь к роду человеческому – даёт солнце Христа, солнце правды просвещающее всякаго человека ( Мал.4:2 ), ( Ин.1:9 ), и весь мир. Сам Христос говорит: аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в мя во тьме не пребудет ( Ин.12:46 ). 3) Заря тьму прогоняет; благодать Божия – изгоняет из мыслей наших тьму незнания, ибо просвещает; тьму печали, ибо увеселят; тьму стыдодеяния, ибо отвращает, как пишется: нощь убо прейде, а день приближися: отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света, да ходим не в студодеянии ( Рим.13:12–13 ) и проч. 4) Заря больных ободряет; благодать Божия – душою болезнующих исцеляет. Сего-то исцеления и Давид просит: помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: изцели мя, Господи, яко смятошася кости моя ( Пс.6:3 ). Благодать Божия ободряет человека в постоянстве, как говорит Христос расслабленному: дерзай, чадо, отпущаются ти греси твои ( Мф.9:2 ). 5) Заря все вещи оживляет; так благодать Божия – всё оживляет, всех добр есть источник и струя, без неё всё иссыхает, как уверяет сам Богочеловек: без мене (т. е. без Моей благодати) не можете творити ничесоже ( Ин.15:5 ). § II Заре подобно есть слово Божие. 1) Просвещающее нас, как говорит Давид; заповедь Господня светла, просвещающая очи ( Пс.18:9 ). И на другом месте: светилник ногама моима закон твой, и свет стезям моим ( Пс.118:105 ). 2) 3аре подобно есть слово Божие, тьму суетных помышлений истребляющее.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Кожпосёлок, урочище. Кожеозерский Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь, освящённая в честь Богоявления Господня, ведёт свой отсчёт с момента основания обители, т.е. со второй половины XVI века. По освящению этого главного храма была названа обитель. Несмотря на то, что в 1-й пол. XVII века Кожеезерский монастырь был один из богатейших в Поонежье, а в 1643 -1646 годах в нём настоятелем был будущий патриарх Никон, упразднён монастырь был во время секуляризационной реформы Екатерины II, разделив печальную судьбу многих обителей того времени. С 1764 года его храмы становятся приходскими, но из-за отдалённости монастыря от деревень приход был крайне мал, состоящий только из местных жителей, оставшихся после закрытия монастыря. Деревянные храмы постепенно ветшали, поэтому в 1845 году они становятся приписными. Вскоре стали задумываться об открытии монастыря. В 1849 году, приехавший в бывшую Кожеезерскую обитель о. Митрофан с послушником Троице-Сергиевой Лавры Львом, увидели одни развалины, ветхую деревянную церковь, в которой находилась рака с мощами прп. Никодима Кожеезерского. В мае 1851 года по указу Священного Синода монастырь был снова возобновлён как приписной к Николаевскому Корельскому монастырю, но вскоре, по Высочайшему указу от 30 мая 1853 года, стал самостоятельным с причислением ко II классу. Первую деревянную церковь в возрождённом монастыре построили в 1887-1889 годах и освятили в честь Богоявления Господня. Это был зимний клетский ярусный храм, четверик которого был увенчан небольшим световым восьмериком под луковичным куполом. Храм имел шатровую одноярусную колокольню, стоящую над папертью. Высота колокольни - 6 сажен 1 аршин (13,5 м). Церковь, согласно страховой оценке 1910 года, стояла на булыжном фундаменте, стены снаружи и внутри были обшиты тёсом и крыты железом. Длина храма с колокольней составляла 10 сажен 2 аршина (22,7 м), наибольшая ширина - 6 сажен (12,8 м), высота до карниза - 3 сажени (6,4 м). На ней стояла 1 большая глава и 1 малая. Больших окон в стенах было 12, а на световом барабане - 8 малых.

http://sobory.ru/article/?object=61137

О повиновении Богу Хотя Христианин чувствует, что при всей беспредельной благодарности своей Богу, он ничем не может воздать за бесчисленные благодеяния Божии ( Пс. 49:9; 115:3 ) ( Рим. 11:35 ), впрочем, одушевленный, сколько чувством своей благодарности к Богу, столько чувством зависимости своей от Бога, и особенно из опасения оскорбить его все свое тщание прилагает к тому, чтобы всемерно угождать Богу или оказывать всевозможное повиновение святой его воле; посему Понятие о повиновении Повиновение Богу есть такая готовность и тщание в Христинине сообразоваться с волею Божиею изображенную в слове Божием, но посему по коему во всех мыслях, желаниях и расположениях непрестанно тщиться и угождать Богу всевозможным исполнением воли Божией: или по слову писания: тщится ходит вам достоине Богу во всяцем угождении и всяцем дле блазе ( Кол. 1:10 ). Отселе как первое требование от любви, есть исполнение заповедей: сия бо есть любы Божия, да заповеди его соблюдаем ( 1Ин. 5:3 ), так и вернейший признак истинной любви к Богу есть соблюдение заповедей: иже аще соблюдает слово его, поистинне в сем любы Божия совершенна есть ( 1Ин. 2:5 ), аще любите мя, говорит Спаситель, заповеди моя соблюдите ( Ин. 14:15 ), имяй заповеди моя и соблюдаяй их, той есть любяй мя ( Ин. 14:21 ), не любяй мя заповеди моя не соблюдает ( Ин. 14:24 ). Обязанность к повиновению Богу Обязанность ко всевозможному повиновению Богу открывается во 1 х из бесконечного права, какое Бог во всех отношениях имеет на повиновение человека. Ибо Бог есть во a.) Высочайший Господь и Владыка, пред величием коего все должно повиноваться: мене ли не убоитеся? рече Господь: или от лица моего не устыдитеся? ( Иер. 5:22, 23, 24 ), есть во b.) Всевластный Законодатель и Судия, спасти и погубити ( Иак. 4:12 ), есть во c.) преблагой и милосердый Отец, коему за бесконечную любовь и попечительность воздавать неповиновением есть величайшее беззаконие и неблагодарность: сан славит отца, и раб господина своего убоится: и аще Отец есмь аз, то гд слава моя? и аще Господь есмь аз, то гд есть страх мой? ( Мал. 1:6 ); во 2 х явствует из самого Закона Божия, который предписывает повиновение.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Псалом 137 В древних еврейских изданиях Библии этот псалом имеет надписание имени Давида; также надписывается он и в Вульгате и у LXX, у последних с дополнением Захарии и Иеремии. Последнее надписание указывает, что этот псалом особенно усиленно был употребляем благочестивыми евреями при жизни во время деятельности этих пророков. Когда написан псалом Давидом, точных указаний в псалме нет. Но его общее благодарственно-хвалебное содержание за особенно великие милости Господа к Давиду, дающие последнему основание ожидать обращения к Господу всех царей земных ( Пс.137:4 ), дает основание предполагать, что псалом написан после обетования Давиду о происхождении от него Великого и Вечного Потомка. Славлю Тебя, Господи, пред всеми богами, за Твои ко мне милости (1–2). Ты помогал и спасал меня во время бедствий, и даровал мне великую милость. Твое имя сделается славным и все цари будут поклоняться Тебе (3–5). Господь защитит смиренного: он погубит врагов и спасет его без усилий с его стороны. Не оставляй, Господь, дел рук Твоих (6–8). Пс.137:1 .  Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами 8 пою Тебе, [что Ты услышал все слова уст моих]. Под «богами», (с греч. и латин. «ангелами»), разумеются священники ( Исх. 22:28 ; Мал. 2:7 ). Давид выступает с своим благодарственно-хвалебным словом пред всем народом. Пс.137:2 .  Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего. «Возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего» – Ты дал великое обетование, которое наполняет меня таким благодарным чувством к Тебе, которое превосходит, превышает все, что я ранее получал от Тебя и что служило к восхвалению Твоего имени, т. е. выше прежних Твоих благодеяний и милостей. Под таким благодеянием, милостью, самою ценною и дорогою для Давида, нужно разуметь обетование о происхождении от него Мессии. Пс.137:4 .  Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих Пс.137:5 .  и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Гнев Божий — Божественное действие, производимое как реакция на грех , направленное на подавление зла, субъективно воспринимаемое разумно-свободными существами, объектами этого действия, как гнев. Изменяется ли Бог , изливая на грешника гнев? В отличие от человеческого гнева, характеризуемого возбужденностью раздражительной силы души, а иногда и утратой душевного равновесия, гнев Божий никогда не является следствием изменения Его внутреннего состояния. Бог неизменен ( Мал.3:6 ). Это значит, что Ни Он Сам не меняет Себя, и ничто не способно Его изменить. Если бы Бог, гневаясь, изменялся в эмоциях или внутреннем настроении, этим бы ознаменовалось, что Он обусловлен зависимостью от грешников, что Он не безграничен, не самобытен, не абсолютен, не блажен, не свободен и не всемогущ. В чём заключается отличие человеческого гнева от гнева Господня? Человеческий гнев возникает как психофизиологическая реакция на несоответствие действий того человека, который служит объектом раздражения, позиции того, в ком, собственно, воспламеняется гнев. Иногда эта позиция бывает справедливой, но иногда — нет. Кроме того, человеческий гнев часто вспыхивает стихийно и часто выходит из-под контроля. Бог же никогда не действует вопреки справедливости. Божий гнев всегда праведен и всегда направляется во благо того, на кого изливается. Бог никогда не выходит из состояния равновесия, Он всегда Себе равен, всегда Тот же. О любом человеческом или демоническом преступлении Ему известно от вечности, равно как известно и то, каким именно образом Он отреагирует на каждый греховный поступок, каждую греховную мысль. Почему Божий гнев именуется гневом? Человеческое осуждение и наказание нередко сопровождается или даже вызывается проявлением гнева. По аналогии с человеческим судом суд Божий также сопоставляется с гневом. В действительности же наказание Божие только внешне выглядит как гнев. А на деле, в точном понимании слова, никаких всплесков гнева у Бога никогда не было и не будет.

http://azbyka.ru/gnev-bozhij

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010