14-25) и Иорама (4 Цар 8. 20-22). Придя в ярость, обманутый братом И. решил отомстить Иакову, но Ревекка разрушила его планы, отправив Иакова к своему брату в Харран, где он провел 20 лет (Быт 27. 41-45). И. взял 2 жены из местного хананейского населения (Быт 26. 34; ср., однако: Быт 36. 2, 14), но поскольку они стали «в тягость Исааку и Ревекке» (Быт 26. 35), женился на дочери своего дяди Измаила (Быт 28. 9) и с большим семейством переселился в землю Сеир на юге Заиорданья (Быт 36. 6-7). Когда спустя 20 лет Иаков вернулся в Палестину, то тщательно приготовился, чтобы защитить себя от гнева брата, послав навстречу И. вестников с дарами (Быт 32. 3-21; 33. 1-3). И. встретил Иакова с любовью, побежал «к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и поцеловал его...» (Быт 33. 4). Нельзя однозначно утверждать, что изображение И. в кн. Бытие носит отрицательные черты. Эгоизм и горячность, к-рые были свойственны И. в молодости, теперь нехарактерны для него. В начале повествования Иаков забрал у И. права первородства, но далее И. великодушно прощает брата. Кроме того, из рассказа о судьбе братьев в кн. Бытие становится ясно, что Божественное избрание, благословение и обетование, данные Богом, проистекают исключительно из свободной воли Бога, а не из формального понимания родового статуса или заслуг человека. Дальнейшие отношения между Израилем и Эдомом были заданы в истории взаимоотношения 2 братьев в кн. Бытие. Эдомитяне были порабощены Давидом (2 Цар 8. 12-14; 1 Пар 18. 13; Числ 24. 18) и зависимы от Иудеи вплоть до правления Иорама (4 Цар 8. 20-22; 2 Пар 21. 8-10). Впосл. название Эдом обозначало как географические границы его земли, так и сам народ (Быт 36. 1, 8, 19); имя Исав стало также обозначать землю и людей Эдома (Быт 25. 30; 32. 3; 36. 1, 8; Мал 1. 2-4; 1 Пар 1. 34-35, 43). В пророческой лит-ре негативный аспект взаимоотношений 2 братьев стал особенно очевиден в политическом контексте противостояния между Израилем (Иаковом) и Эдомом (Исавом) (Иер 49. 8, 10; Авд 6-21; Пс 136.

http://pravenc.ru/text/674790.html

Ам.7:4 .  Такое виде­ние открыл мне Го­с­по­дь Бог: вот, Го­с­по­дь Бог про­извел для суда огонь, – и он по­жрал великую пучину, по­жрал и часть земли. Ам.7:5 .  И сказал я: Го­с­по­ди Боже! останови; как усто­ит Иаков? он очень мал. Ам.7:6 .  И по­жалел Го­с­по­дь о том; «и этого не будет», сказал Го­с­по­дь Бог. Описание второго видения пророка – видения огня. Общий смысл описания и отдельные выражения не вполне ясны. «Вот, Господь Бог произвел (kore) для суда (lariv) огонь» (baesch): евр. текст приведенного выражения передают различно, именно – «призвал для суда огонь» (LXX и слав. «се призва прю во огни»), «провозгласил, что Он идет наказать огнем» (Эвальд), «вызвал на тяжбу огонь» (Харпер) и др. «И он пожрал великую пучину (eth-thechom rabbah), пожрал и часть земли» (emhehachelek): thechom rabbu – бездна, океан, тот хаос, из которого был образован мир ( Быт 1.2 ); или те подземные воды, которые, по представлению древних евреев питали источники и реки. В последнем случае, под огнем, пожравшим пучину, естественно разуметь солнечный жар, страшную засуху, под действием которого иссохли подземные воды. Слово cheiek (часть, удел) комментаторы обыкновенно понимают о части земли, как пояснено в нашем переводе, и именно о части земли израильской. То, что огонь пожрал и часть земли израильской, и побудило пророка ходатайствовать пред Господом о прекращении бедствия. К сказанному должно добавить, что и второе видение некоторые комментаторы (блаж. Феодорит, Ефрем Сир, Кейль) понимают в смысле иносказательном как предвозвещение в образе нашествия врагов или вообще гнева Божия; огонь – гнев Божий, великая пучина – языческий мир, часть земли – народ Израильский. Ам.7:7 .  Такое виде­ние открыл Он мне: вот, Го­с­по­дь стоял на отвесной стене, и в руке у Него свинцовый отвес. Ам.7:8 .  И сказал мне Го­с­по­дь: что ты видишь, Амос? Я ответил: отвес. И Го­с­по­дь сказал: вот, по­ложу отвес среди народа Моего, Израиля; не буду более про­щать ему. Описание видения пророка в ст. 7–9 понимается различно вследствие того, что значение слова anach, переданного в нашем тексте словами «свинцовый отвес», спорно, так как anach есть παξ λεγμ.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6 . Второе колено рода человеческого составляли Каин и Авель, и Каин был первый человекоубийца. После, по причине умножившейся злобы людей, потоп наводнил землю (см. Быт.6:13 ); на содомлян за беззакония огонь ниспал с неба. С течением времени Бог избрал себе Израиль, но и сей развратился, и род избранный получил язву. Ибо Моисей на горе стоял перед Богом, а народ вместо Бога поклонялся тельцу. Тогда, как законодатель, Моисей сказал: Не прелюбодействуй ( Исх.20:14 ), человек, взойдя в блудилище (см. Чис.25:8 ), дерзнул любодействовать. После Моисея посылаемы были пророки для врачевания Израиля, но врачи эти плакали, не могши прекратить болезни, так что некоторые из них говорили: Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми ( Мих.7:2 ); и в другом месте: Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного ( Пс.13:3 ). Также: Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились ( Ос.4:2 ). Приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам ( Пс.105:37 ); гадали, чародействовали, предвещали и еще: На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике ( Ам.2:8 ). 7 . Весьма велика была язва, покрывавшая человечество. От подошвы ног до темени головы не было у него здорового места... раны, неочищенные... и не смягченные елеем ( Ис.1:6 ). Посему пророки со слезами и сетованием говорили: кто даст с Сиона спасение? ( Пс.13:7 ) и в другом месте: Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе, и мы не отступим от Тебя ( Пс.79:18–19 ). Другой пророк молился сими словами: «Господи! преклони небеса Твои и сойди ( Пс.143:5 ), раны человечества превышают наше врачевание: пророков Твоих убили... разрушили Твои жертвенники ( 3Цар.19:10 ). Зло, которого мы не в силах исправить, требует Твоего исправления». 8 . Господь услышал молитву пророков, Отец не презрел погибающего рода нашего, послал с небес Врача – Сына Своего, Господа нашего. Один пророк и говорит: Господь, Которого вы ищете, грядет: и внезапно придет ( Мал.3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Книга пророка Амоса положила начало письменной пророческой традиции. Она же, вместе с книгой Осии, была письменным источником для тех книг, которые впоследствии – в послепленный период – войдут в единую книгу Двенадцати пророков еврейского канона . У многих так называемых малых пророков прослеживается развитие некоторых тем книги Амоса. К примеру, в книгах Софонии, Авдия, Иоиля, Малахии мы находим дальнейшее развитие богословского понятия день Господень (Соф 1:7,14. Авд 15. Иоил 1:15; 2:1,11; 3:4; 4:14. Мал 3:23. Ср. Ам 5:18-20), встречающегося также в книгах «великих» пророков (Ис 2:12. Иер 46:10. Иез 30:3 и др.). Книга Амоса имела, по всей видимости, большое влияние и на книгу Иеремии. Вслед за Амосом, Иеремия пользуется понятием остатка применительно к другим народам: Иер 25:20 («остатки Азота»); Иер 47:4 («остаток острова Кафтора») (ср.: «остаток филистимлян» – Ам 1:8; «остаток Эдома» – Ам 9:12). Пользуется Иеремия и яркими образами книги Амоса (ср.: Иер 46:6 и Ам 9:1; Иер 25:30 и Ам 3:4; Иер 21:12 и Ам 5:6; Иер 46:7-8 и Ам 8:8; 9:5) .   В памятниках Кумрана Кумранские тексты по крайней мере дважды обращаются к книге пророка Амоса, предлагая толкование в духе эсхатологического мидраша. CD-A 7,14-16 интегрирует вместе два пророческих текста – Ам 5:26-27 и Ам 9:11 – и интерпретирует их так: «[Оставшиеся верными] бежали в северную землю. Как сказано: “Пошлю в изгнание скинию ( sikkut ) вашего царя и пьедесталы ваших изображений скинии Моей – в Дамаск”. Книги Закона – скиния Царя, как сказано: “Подниму скинию Давидову падшую”. Царь есть собрание, а пьедесталы ( kiyyun ) изображений и верность ( k ê w â n ) изображений суть книги пророков, чьими словами пренебрег Израиль» . Вариант, который цитируют кумраниты, неизвестен. Да и масоретский текст Ам 5:26-27, к которому мы вернемся в основной части работы, как известно, вызывает немало вопросов. Пока же отметим лишь, что автор кумранского текста цитирует книгу Амоса с единственной целью – убедить членов общины в оправданности отделения от Израиля. Автора не смущает даже то, что Дамаск и Иудейская пустыня, убежище кумранитов, находятся в разных направлениях от Иерусалима.

http://bogoslov.ru/article/1240583

1 на землю Мою. Заветные взаимоотношения связывают Господа с народом Его (1,7; 2,13.14.17.18.23.26.27; 3,2.3.17). 1 Опустошил он виноградную лозу Мою, и смоковницу Мою. Челюсти саранчи погубили самое ценное из того, что произрастало в земле Господней. 1 Рыдай. Господь устами пророка призывает народ возрыдать подобно молодой женщине, утратившей своего возлюбленного. вретищем. Грубая одежда из овечьей шерсти надевалась в знак траура. См. ст. 13; Быт. 37,34 ; 2Цар. 3,31 ; 3Цар. 21,27 ; Ис. 32,11.12 . 1 хлебное приношение и возлияние. Обряды, которые полагалось совершать дважды в день ( Исх. 29,38–42 ; Лев. 2,1.2; 23,13 ), прекратились из-за гибели урожая. 1 сетует земля. За нашествием саранчи последовала засуха. хлеб... виноградный сок... маслина. Т.е. то, что необходимо для совершения ежедневных обрядовых приношений (2,19; Ос. 2,8 ). 1 засохла виноградная лоза и смоковница... гранатовое дерево, пальма и яблоня. Пророк еще больше усиливает впечатление о постигшем страну бедствии. 1 Препояшьтесь вретищем и плачьте, ... рыдайте, ... ночуйте во вретищах. Священники получают ясные наставления о том, как они лично должны реагировать на совершаемый Богом суд над народом. 1 Назначьте.., объявите.., созовите. Священники должны взять на себя руководство духовной жизнью общины завета: им надлежит назначить пост, дабы весь народ мог прекратить свои повседневные дела хотя бы на время (вероятно, на день, как в Суд. 20,26 ; 1Цар. 14,24 ; Иер. 36,6–9 ), осмыслить постигшие его осуждение и кару от Бога, и покаяться. 1 О, какой день! ибо день Господень. Все постигшие страну страшные бедствия являются лишь предзнаменованиями еще более ужасного Судного Дня. Выражение «день Господень» встречается у Иоиля пять раз (1,15; 2,1.11.31; 3,14) и одиннадцать раз в ВЗ ( Ис. 13,6.9 ; Иез. 13,5 ; Ам. 5,18.20 ; Авд. 1,15 ; Соф. 1,7.14 , Мал. 4,5 ). В рассматриваемом стихе (как и в 2,1.11) это выражение относится ко дню, когда Господь прогневается на Израиль, однако в следующих разделах оно означает день гнева Господа на другие народы и день, когда Господь благословит Свое достояние (2,31; 3,14).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Амос также упоминает о землетрясении, о котором вспоминает и Захария, которое произошло во второй половине VI века до н.э. ( Зах. 14:5 ). Раскопки при Асоре (Гацоре) и в Самарии предоставили свидетельства землетрясения, датируемого 760 годом до н.э. Возможно, это одно из тех землетрясений, о которых упоминает Амос. 986 В соответствии с этими данными, служение Амоса датируется периодом между 780 и 760 годами до н.э. Осия, Исайя и Михей были поздними современниками Амоса, а Осия, вероятно, проповедовал в Северном царстве одновременно с Амосом. Несмотря на видимое благополучие, на горизонте постепенно сгущались черные тучи, ибо уже через два года в Ассирии должно было начаться возрождение, которое грозило Израилю падением (8:2). Амос, кстати, сравнивал падение страны с разрушительным землетрясением (8:9; 9:1:5). В 745 году Феглаффелласар должен был взойти на трон Ассирии и вскоре вернуть стране контроль над Ближним Востоком. Самария и Израиль пали, побежденные Ассирией, в 722 году, всего лишь через 30 с небольшим лет после окончания служения Амоса. Текст и автор Большинство ученых верят, что Амос был первым «записанным» пророком (хотя и не первым из пророков). 987 Это означает, что он был первым пророком, чьи проповеди были записаны и сохранены для потомков. Так кардинальным образом изменилось отношение к пророкам и их словам. Отныне будущие поколения получили возможность читать проповеди пророков в первоначальном виде, а сами проповеди стали считать вневременными. Амос также знаменует переход от пророков, которые передавали Божье слово отдельным личностям (чаще всего царям), к пророкам, которые обращались ко всему народу. Книга Амоса начинается с вводной фразы: «Слова Амоса...», чем напоминает книгу Иеремии ( Иер.1:1 ) и отличается от большинства пророческих книг, которые уточняют, что передают «слова Яхве», полученные пророком ( Ос.1:1 ; Иоиль 1:1 ; Мих.1:1 ; Соф.1:1 ; Мал.1:1 ). Впрочем, позднее и Амос дает понять, что его слова – это слова Яхве (1:2,3,6,9,11, 3:1; 4:1, 5:1, 7:16, 9:1 и т.д.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Оставляя решение других вопросов, часто обозреваемых в западных исагогических системах пред обзором пророческих книг 1 , остановимся лишь на некоторых общих сведениях о пророческих книгах и особенностях пророческой речи, из непонимания или превратного изложения коих (особенностей) вытекают различные рационалистические возражения против подлинности и неповрежденности пророческих книг. Чтобы позднее, при разборе этих возражений, не повторяться, изложим теперь же свои взгляды па эти особенности. Первая и главная особенность пророческих книг заключается в богодухновенном состоянии пророков во время произнесения пророческих речей. Обыкновенно пророки начинают свои книги словами: тако глаголит Господь ( Ам.1:2, 2:1, 3:1 , Авд.1:1 , Агг.1.2 . Ис.52:1 , Иер.31:1 ), или: быстъ слово Господне ( Ис.2:1 , Иер.1:1 , Иез.1:3, 6:1 , Ос.1:1 , Иоил.1:1 , Ион.1:1 , Мих.1:1 , Соф.1:1 , Зах. 1:1 , Мал.1:1 ), или: видение еже виде ( Ис.1:1 , Иез.1:1, 2:1 , Авд.1:1 , Наум.1:1 , Abb.1:1). Это начало соответствует часто встречающимся и в течение пророческих речей подобным же выражениям, указывающим иногда на особый предмет речи ( Ис.13:1, 21:1, 23:1 , Иер.44:1, 46:1, 47:1, 50:1 ), иногда на особое по времени или месту произнесение речи ( Ис.8:1, 45:1, 50:1, 56:1 , Иер.7:1, 8:1, 10:1, 11:1, 14:1 ). Вообще же встречающиеся очень часто на протяжении пророческих писаний вышеуказанные выражения, свидетельствуя о богодухновенности пророков и их писаний, придают последним особый вид как бы «отпечатка» вдохновенного состояния самих пророков. Это состояние, обычно подробно описываемое пророками в повествованиях об их призвании к пророческому служению, чаще всего называется видением ( Ис. 6 гл. Иер. 1 гл. Иез. 1–3 гл. Дан. 7–12 гл). Видением же можно назвать и обычное вдохновенное состояние ветхозаветных пророков, в коем они получали Божественные откровения, пред сообщением их еврейскому народу 2 . Во время видений Господь открывал пророкам будущие события как бы в перспективе, соединяя их в общем плане, не смотря на действительное значительное разделение их по времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

5. Когда тебя спросили: «Отрекаешься ли от диавола и дел его?» Что ты ответил? «Отрекаюсь». «Отрекаешься ли от мира и удовольствий его?» Что ты ответил? «Отрекаюсь». Помни о своих словах, и пусть никогда не будут нарушены тобой данные обязательства. Если ты даешь расписку кому-либо, чтобы получить от него деньги, то становишься должником, обязанным, закрепощенным, и если будешь противиться, то заимодавец принудит тебя. Если ты отказываешься и идешь к судье, то именно там обличаешься своим обязательством. 6. Подумай о том, где ты давал обязательства, либо о тех, кому ты обещал. Ты видел левита, а он – служитель Христа. Ты видел, что он совершает служение перед алтарем. Поэтому твое обязательство хранится не на земле, а на небе. Подумай о том, где ты принял небесные таинства. Если здесь Тело Христово, то здесь присутствуют и ангелы, ибо «где тело, там и орлы» 9 ( Мф.24:28 ), как прочел ты в Евангелии. Где Тело Христово, там и орлы, которые имеют обыкновение летать, оставив земное и стремясь к небесному. Почему я это говорю? Потому, что и люди, благовествующие Христа, тоже ангелы, и, кажется, намерены занять место ангелов. 7. Каким образом? Послушай. Иоанн Креститель был рожден от мужа и жены. Однако же, слушай, ведь ангел и он: «Се посылаю ангела Моего пред Лицем Твоим, и он приготовит путь Твой пред Тобою» ( Мф.11:10 ) 10 . Послушай и другое. Пророк Малахия говорит: «Уста священника хранят ведение и закона ожидают из уст его, ведь он – ангел Бога Всемогущего» ( Мал.2:7 ) 11 . Это сказано для того, чтобы мы чтили священство и ничего не присваивали личным заслугам. 8. Итак, ты отрекся от мира, ты отрекся от века сего. Будь внимателен. Тот, кто должен деньги, всегда помнит о своем обязательстве. И ты, который обязан верностью Христу, храни веру, которая гораздо более драгоценна, чем деньги. Ведь вера – наследство вечное, а деньги – временное. Поэтому, всегда памятуя о том, что обещал, ты будешь более осмотрительным. И если ты сдержишь свое слово, то сохранишь и обязательство.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Наша цивилизация словно посмеивается над Господом Богом, и словно бахвалится своей мнимой неуязвимостью и сложностью. Это опасно, поскольку технологическая сложность есть синоним уязвимости и слабости в ней еще больше, чем силы. Человек, действующий внутри современных технологий, должен быть очень умен, но и очень набожен, осторожен. Иначе, как бы ему не уничтожить себя делами рук своих, не похоронить себя под собственными достижениями. Сильны и комфортны современные корабли, но и они тонут, напоминая человеку, что вода – чуждая и опасная стихия. Тонут не только перегруженные эмигрантами баржи, но тонут и танкеры, тонут круизные лайнеры («Costa Concordia»), словно говоря человеку: «Не гордись, но бойся». Природа всегда сильнее человека, и она – орудие Бога. Пока все хорошо, ты восторгаешься гением науки и техническим совершенством. Но потемнеет небо и сталь канатов порвется, как нить, и железные машины поднимутся в воздух, как игрушки, и земля стряхнет с себя мосты и здания… Тогда опять поймет человек со страхом, что мал он и нельзя ему гордиться. В это время наши скажут: «Чрезвычайное происшествие», а американцы скажут: «Act of God». В этом случае, жаль, но английский язык будет точнее русского. Рейтинг: 10 Голосов: 13 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Михаил 16 июня 2014, 01:39 О.Андрей поэт. Хоть и пишет в прозе, но поэт, это точно. У него всё такое - и вроде непонятно, но красиво, и в то же время всё очень понятно и красиво. Ольга Д. 13 июня 2014, 13:49 Благослови Вас Господь, отец Андрей! Если бы хоть каждый четвертый человек вспоминал Господа в тяжкую минуту и благодарил Его за вразумление,а не пользовался непечатным словарем, мы бы жили совсем иначе! Степень наших бед - это градус, на который мы отворачиваемся от Господа. Вразуми нас Господи и научи любить не только Тебя Милосердного, но и самих себя. Надежда 7 июня 2014, 15:00 Спасибо, со многим можно согласиться, но: говорящие американцы скажут: «Act of God» - а сами будут продолжать будоражить всю планету войнами, жадностью, ненавистью и злостью; или они возвеличии себя выше - всех и вся Любящего Бога?

http://pravoslavie.ru/71114.html

Это сбило с прямого пути безрассудный ум Иудеев и отклонило от истинного разумения о Христе, ибо не поняли, как кажется, что у святых пророков обретается двоякая о Нём речь. Так, когда они указывают на то, что Он явится с плотью в этой жизни, то выставляют на вид Его рождение по плоти от Девы: „ибо вот Дева во чреве будет иметь и родит Сына“ ( Ис.7:14 ), но также ясно возвещают и о том, где Он имеет родиться: „ибо и ты, Вифлеем, дом Ефрафы, мал ты, чтобы быть в тысячах Иудиных, – из тебя Мне изыдет (Некто), чтобы быть начальником во Израиле, и исходы Его из начала от дней века“ ( Мих.5:2 ). А изъясняя, сколько возможно, неизреченное рождение Его от Бога и Отца, или говорят то, что мы уже выше сказали: „род Его кто изъяснит? потому что взъемлется от земли жизнь Его“ ( Ис.53:8 ), или в вышеприведённом изречении прибавляют: „и исходы Его из начала от дней века“, ибо исходами обозначает здесь воссияние Единородного как бы из света и прежде всякого века и дня и мгновения исхождение как бы некое из сущности Родителя в собственное существование. Если таким образом —179— святое писание указует нам то и другое и священные письмена и говорят о том, откуда будет Христос по плоти, и чтут молчанием Его неисследимое существование от Отца; то как, основательно найдя Иудеев весьма невежественными, не сказать с громким смехом: изыскивать относящееся к Нему должно не по одному только незнанию рода Христа, но и по знанию, кто Он и откуда явится по плоти. Ин.7:28 . Воззва же Иисус, уча в храме и глаголя: и Мене весте, и весте, откуду есмь 1971 . Когда Иерусалимляне тихо шептали друг другу вышеприведённые слова, ибо не дерзали „говорить открыто по страху пред Иудеями“, как написано, Христос опять божественно восприемлет знание о том, что они говорили. И как рассуждал, что подобает оказать помощь этим людям, то тотчас опять божественно показует в Себе силу и ясно открывает, что Он имеет знание о всём. При сём возвышает глас Свой, хотя прежде и не имел Он обыкновения делать это, и изобличает опять их в том, что не имеют твёрдого ума богодухновенного писания, и полагает в основание Своим словам нечто тайное и трудно восприемлемое. Потом кроме того ещё сильно убеждает их в том, что именно потому, почему они неразумно думали, что не должно веровать, поэтому то самому и надлежит веровать. Смысл этих слов таков. Вы удивились, говорит, и весьма справедливо, потому что Мне действительно присуща божественная сила, легко укрощающая даже и смертоубийственные сердца иудеев. Ведь они ищут убить Меня, по неложному

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010