К сожалению, именно так относится к толкованию Св. Писания и о. Булгаков. Мы это выяснили подробно в своей книге 7 , когда разсматривали его толкование текстов из Св. Писания: Быт. 1, 1–2 , Иоан. 1, 1 , Прит. 8, 22–23, 25, 30 ; Мф. 6, 13 ; Мал. 3, 1 , Мф. 11, 10 , Мк. 1, 2 , Лук. 7, 27 ; Мф. 11, 2–3 – и приводили толкования тех же текстов св. отцами: Афанасием Великим , Иоанном Златоустым , Василием Великим , Исааком Сирианином, Евагрием монахом, Симеоном Новым Богословом , блаж. Августином и Феофилактом, Архиепископом Болгарским 8 . Нам хотелось бы остановиться подробнее на толковании о. Булгаковым одного из вышеуказанных текстов Св. Писания, именно – Мф. 11, 2–3 . В этом евенгельском тексте говорится о посольстве Иоанном Крестителем двух его учеников к Иисусу Христу для получения ответа на вопрос: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? ( Мф. 11, 2–3 ). Мы этого не могли сделать в своей книге, так как пришлось бы слишком удалиться от ея темы. А между тем, толкование о. Булгаковым настоящего текста является для последнего весьма характерным. Мы указывали на толкование данного места из Евангелия Матфея св. Иоанном Златоустым и отмечали, насколько оно расходится с толкованием о. Булгакова; ибо, по словам последнего, евангельский вопрос, содержащий в себе сомнение в вере во Христа, исходил от самого Иоанна; по свидетельству же св. Иоанна Златоуста , Иоанн Предтеча послал своих учеников ко Христу с вопросом не ради себя, а ради своих учеников. Это было сделано с целью уничтожить в них сомнение относительно Христа и утвердить их в вере в Него. Причем, о. Булгаков не только расходится с данным толкованием св. Иоанна Златоуста , но и отвергает его с резкой полемикой 9 . Итак, остановимся своим вниманием на изъяснении настоящего евангельского текста прот. Булгаковым, чтобы показать, к какому заблуждению пришел последний при отрицании им авторитета св. отцов Церкви в их толковании Св. Писания. II. Изъяснение о. Булгаковым вопроса Предтечи (Мф. 11, 2–3), противоположное толкованию данного текста Иоанном Златоустым.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Агг.2:6, 7 . Еще единою Аз потрясу небом и землею, и морем и сушею, и сотрясу вся языки, и приидут избранныя всех языков: и исполню храм сей славы, глаголет Господь Вседержитель. С евр: «ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз однажды, и это будет скоро, и Я потрясу небо и землю, и море и сушу; ( Агг. 2:7 ) и потрясу все народы; и приидет Желаемый всеми народами; и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Иудеи, начавшие строить второй храм, видя свою бедность, скудость средств, горевали, что этот созидаемый ими храм далеко не будет похож на Соломонов, будет беден и мал, не славен, а потому малодушествовали и теряли энергию. Господь Бог , чрез Св. Аггея, вразумляет и утешает малодушных; Он внушает им, что, напротив, созидаемый ими храм будет несравненно славнее прежнего, Соломонова, а потому и строить его нужно с особенною ревностью. «Еще единою» 15 , еще однажды навсегда «потрясу 16 небом и землею», говорит Господь. Слово: »еще " дает основание думать, что было когда-то другое потрясение. Какое же, и когда? Св. апостол Павел, приводя это место Св. Аггея, прямо разумеет потрясение, бывшее в Ветхом Завете при Синае, когда Господь Бог даровал закон ( Евр. 12:18, 19 . Сн. Исх 19:16–18 ; Пс. 67:8, 9 ). Тогда поколебалось небо, ибо сошел Сам Господь Бог на Синай со множеством Ангелов, тогда поколебалась от гласа Божия земля, тогда было великое смятение: Синай трясся, гора пылала огнем, были тьма и мрак, буря, трубный звук и гром. Так, глас Божий поколебал землю. Тогда Господь Бог, торжественно даровав закон, положил основание Ветхозаветной Церкви с Ея обрядами и жертвами, образами и гаданиями. Еще единою Аз потрясу. Какое же другое потрясение, т. е. колебание, под которым должно разуметь необычайные явления на небе и такие же события на земле? Тот же Св. Апостол дает разуметь, что потрясение или колебание земли и неба совершилось сошествием на землю Сына Божия и основанием новой Церкви Христовой «Слова: " еще раз», – говорит Св. апостол, – означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое» ( Евр. 12:26 ), и под прежним колеблемым он разумеет Ветхозаветную скинию, которая должна была поколебаться, измениться; ибо была временна, имела только тень грядущих благ, а под непоколебимым разумеет царство Божие или Церковь Христову ( Евр. 12:26–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

В канонических книгах Ветхого Завета Бог называется Отцом в общей сложности 15 раз ( Втор32:6 ; 2Цар.7:14 ; 1Пар.17:13; 22:10; 28:6 ; Пс.67:6; 88:27 ; Ис.63:16; 64:8 ; Иер.3:4, 19; 31:9 ; Мал.1:6; 2:10 ). Еще несколько случаев употребления имени «Отец» применительно к Богу мы находим в неканонических книгах ( Тов.13:4 ; Прем.14:3 ; Сир.23:1, 4; 3 Макк.6:2, 6). Имя «Отец» по отношению к Богу многократно употребляет Филон Александрийский и семь раз – Иосиф Флавий. Ориген , выдающийся знаток Священного Писания , провел специальное расследование, касающееся употребления слова «Отец» по отношению к Богу в Ветхом Завете. Своими выводами он делится с читателем на страницах трактата «О молитве»: Стоило бы расследовать тщательнее, есть ли в так называемом Ветхом Завете где-либо молитва , в которой Бога кто-нибудь называл бы Отцом, потому что поныне, несмотря на все наши изыскания, такой молитвы там мы не нашли. Мы не утверждаем того, что Бог не называется в Ветхом Завете Отцом или что считавшиеся за верных не называются там чадами Божиими; мы утверждаем только то, что нигде в Ветхом Завете мы не встречаемся с тем праводушным дерзновением, провозглашенным нашим Спасителем, которое уполномочивает нас в молитве называть Бога Отцом... Хотя Бог и называется [в Ветхом Завете] Отцом, а рожденные Богом через сообщение им слова веры – сынами Его, все-таки древние не были проникнуты сознанием постоянного и неизменного своего сыновства Богу 3 . Тертуллиан считает, что имя Бога Отца до пришествия в мир Христа не было известно: «Когда Моисей вопросил Бога, кто Он, то Он назвал Себя тогда другим именем. Имя Отца открылось для нас в Сыне Его, Который, по пришествии Своем, дал Богу новое имя, как Сам Он говорит: «открыл имя Твое человекам» ( Ин.17:6 ) 4 . В Новом Завете, напротив, имя «Отец» становится основным применительно к Богу: в этом отношении Новый Завет резко контрастирует с Ветхим. В Евангелиях Бог назван Отцом 174 раза, из них 109 раз у Иоанна, 44 у Матфея, 17 у Луки и 4 у Марка. В Евангелии от Матфея наибольшая концентрация употребления имени «Отец» применительно к Богу приходится на Нагорную проповедь: здесь оно встречается 17 раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Выражение второго стиха, что Господь принял удовлетворение вдвое за грехи народа, толкуется разно, но мы останавливаемся на следующем: Когда Господь глаголет, что принимает понесенные страдания вдвое, то этим самым Он удостоверяет, что Его справедливость дарует человеку милость вдвое выше той меры, которую он мог бы ожидать от самого милосердного Судии. Милость эта есть возрождение к новой жизни; человек становится человеком новым, духовным 1312 . „Вечною милостию помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь“. ( Ис. 54:7–8 ). Продолжение речи пророка еще яснее указывает, что все это Мессианское пророчество. 3 . Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; 4 . всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; 5 . и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это. Последний из пророчествовавших за 427 лет до пришествия Господа нашего Иисуса Христа пророков, Малахия ( Мал. 3:1 ) вещал именем Бога: „Вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною“ 1313 . После этого пророка наступает четыре века молчания пророчеств, и тогда является предтеча Господень Иоанн, который прямо заявляет, что он есть „глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия“. ( Ин. 1:23 ). Итак нет, и не может быть сомнения в том, что боговдохновенные глаголы 3 и 4 стихов главы 40-й Исаии указывают на время, непосредственно предшествующее явлению на проповедь Господа нашего Иисуса Христа, и на лицо Иоанна Крестителя. Под именем пустыни, среди которой раздается голос глашатая, разумеется весь мир, ожидающий Избавителя от зол,– не только один Израиль 1314 . Мы видели выше, в гл. XXI значение слов: „пустыня приморская“; в гл. XXIV „земля бесплодная“; в гл. XXXV,-(komopyю мы связуем с наст. главой), что пустыней называется не только Вавилон и Ассур, но и весь мир, противополагаемый горе Божией Сиону, к которому ( Ис. 2:2–3 ); „потекут в последние дни народы“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Мф. 2:11 . И отверзше (волхвы) сокровища своя, принесоша ему (Христу) дары, злато, и ливан (ладан), и смирну. Так как Господу благоугодно было усердие волхвов, пришедших из дальней страны на поклонение Ему и принесших Ему дары от сокровищ своих; так как за это Он удостоил их Своего откровения (ст. 12) и даровал им ту награду, которую назначил потом жене, помазавшей Его ноги (во всем мире речется, еже сотвори сия, – Мф. 26:13 ): то, конечно, благоугодно Ему и усердие тех верующих, которые по мере достатка своего приносят дары во храм Его, чтобы там постоянно возносился пред Ним ливан (фимиам, Мал. 1:11 ), или возжигают свечи пред святыми изображениями Его. Он не требует благих наших ( Пс. 15:2 ), посему лепту вдовицы вменяет в приношение великое ( Лк. 21:3 ), но Он требует усердия и любви к Нему, и потому от истинно верующих в Него, по пророчеству Исаии, и в новозаветные времена будут приносимы приятные дары на жертвенник Его ( Ис. 60:7 ). Путешествие волхвов на поклонение новорожденному Христу служит также примером вообще для благочестивых путешествий к святым местам. Мф. 3:9 . Не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама. Плотское происхождение никого не делает святым; хотя бы ты был таким другом Божиим, как Авраам, дети твои, происходя от тебя по плоти, суть плоть ( Ин. 3:6 ) и естеством чада гнева ( Еф. 2:3 ). Поэтому должно христианину спешить крещением своих детей, чтобы они не оставались чадами дьявола; самое происхождение их от христианских родителей и пребывание их в христианской семье предназначает их для освящения, делает обязательным скорейшее их крещение (что и значат слова апостола Павла: чада ваша – свята суть. 1Кор. 7:14 , подобно Рим. 11:16 ). Мф. 3:11 . Аз крещаю вы водою в покаяние: грядый же по мне – крестит Духом Святым и огнем. На этих словах утверждаются еретики, отвергающие водное крещение, Такое крещение, говорят они, свойственно было Иоанну Предтече, Христос же крестит только Духом Святым. Но и дальше рассуждая так, не должны ли мы сказать, что и покаяние свойственно было только, Иоаннову крещению, и что Христос крестит без покаяния со стороны крещаемого? Однако ап. Петр прямо говорил: покайтеся, и да крестится кийждо вас – и приимете дар Святаго Духа ( Деян. 2:38 ): следовательно, и христианское крещение есть крещение покаяния. Оно есть также и водное; Иоанн Креститель показывает только, в чем будет состоять превосходство крещения Христова, что в нем будет нового в сравнении с крещением Предтечи, но не утверждает, что в нем не будет ничего сходного с этим последним, не будет ни покаяния, ни воды. См. примеч. к Мк. 1:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Нельзя обойти молчанием тот факт, что эта борьба за умножение потомства, как в случае Авраама, так и в истории Иакова, приведшая к отступлению от моногамии, была оплачена большой ценой – нарушением мира и нестроениями в семьях. Агарь после рождения Измаила стала презирать госпожу свою (Быт.16:4). Сарра выгнала ее, и та едва не погибла в пустыне с ребенком. Между сестрами Рахилью и Лией вспыхнула зависть, и началось соперничество. После рождения Неффалима Рахиль сказала: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла (Быт.30:8). В начале 1-й книги Царств (1:1-6) рассказывается о матери великого пророка Самуила Анне. Муж ее Елкана имел еще одну жену – Феннану, которая обижала Анну: та огорчала ее, а эта плакала и не ела (1Цар.1:7) Из этого видно, что в Библии нет никакого узаконения многоженства, а, напротив, показано, что это ведет к потере мира в отношениях. Некоторые иудейские цари имели много жен, но Священное Писание это никак не одобряет, потому что это противоречило закону. Пророк Моисей говорит о будущем царе: чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его (Втор.17:17). Господь обличил Соломона: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему (3Цар.11:11). Известно, что среди грехов Соломона, которые называет священный писатель, было многоженство. Библия говорит о моногамном браке как единственно возможной в нравственном отношении форме брачного союза: Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей (Прит.5:18); Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа (Прит.18:23); Вы скажете: " за что? " За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя (Мал.2:14). По библейскому учению, именно любовь к своей единственной жене может дать человеку земные радости и скрасить тяжесть жизненных трудов: Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это – доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем (Еккл.9:9).

http://pravoslavie.ru/6712.html

О необходимости учреждения в храмах консультативных пунктов в воскресные и праздничные дни для первичных катехизических бесед с невоцерковленными людьми, было рекомендовано и в итоговом документе миссионерской конференции «Церковные суеверия». (СПб. Церковный вестник 6–7, 2006г.), проходившей 18 мая 2006 года в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре Санкт-Петербургской епархии. В своей книге «Церковь и молодежь: неизбежен ли конфликт?», диакон Андрей Кураев вновь подтверждает важность т.н. дежурных-помощников для новоначальных: «Мне кажется, было бы здорово, если бы в наших храмах были введены послушания «акалуфов» – людей, стоящих и встречающих у дверей в храм, как это было в древней Церкви. Эти люди могли бы попарно дежурить у входа в храм, особенно в такие дни, когда могут зайти «захожане», нуждающиеся в подсказке, которые прокладывают свою тропочку в храм». 2. Обоснование необходимости приходского консультирования «…как могу разуметь (читаемое), если кто не наставит меня? ( Деян. 8, 31 ) Основная часть современных верующих, крещеных людей, очень малоцерковна и далеко не соответствует тем требованиям, которые предъявлялись к наставляемым в вере – оглашенным, перед крещением, в древней Церкви во времена святителя Кирилла Иерусалимского , автора огласительных поучений, жившего в IV beke. В настоящее время, когда в Воскресных школах обучается менее 1% из общего числа учащихся государственных школ, где охват учащихся преподаванием Основ Православной Культуры катастрофически мал и явно пробуксовывает, вопрос катехизации, духовного просвещения с целью воцерковления новокрещеных стоит как никогда остро. Христианское образование в ХХ веке оказалось практически разрушенным, возникла проблема ознакомления и обучения основной массы крещеных людей с основами православного вероучения и мировоззрения. В безукладных современных семьях без преемства христианских традиций это теперь не осуществляется. Уже давно перестали действовать традиционные внутрисемейные рычаги воспитания детей в вере, и потому истинное вхождение их в церковную жизнь, в полноту богообщения стало более трудным.

http://azbyka.ru/katehizacija/prihodckoe...

Таким-то образом библиотека, это любимое детище одного из ученейших русских людей, попала в Новгородскую Духовную Семинарию, где и находится до сих пор14. Нет никакого сомнения, что библиотека Феофана Прокоповича имеет огромную научную ценность прежде всего потому, что она его библиотека. Феофан Прокопович слишком большая фигура в истории русской государственности, церкви и просвещения, поэтому его библиотека, сохранившаяся 200 лет в возможной целости, заслуживает особого внимания, как показатель того, что читал Феофан, чем интересовался, откуда черпал тот круг идей, который его обессмертил и так повлиял на русскую жизнь. Кроме того, его библиотека, пополненная новыми приобретениями и пожертвованиями, составляет одно из богатейших в России собраний, заключающее в себе многие редкие книги, в частности напечатанные при Петре гражданской печатью, которые ценятся теперь особенно дорого, потому что в XVIII в. множество их было уничтожено, или пошло на обертку15. В настоящее время в библиотеке Новгородской Духовной Семинарии находятся некоторые рукописи, напр.: 1) Собрание царских грамот с 1584 г., обретенных в Ярославском архиерейском доме и касающихся Ярославских Монастырей; 2) Переписка Μ. Иова 6834 in f 293 л.) и другие16; 3) О зачатии и рождении в. г. Императора Первого Петра 6829, писана в ноябре 1742 г. 4 мал. формата); 4) Повествование о рождении св. патр. Никона 6816, in f , 57 л. л., напечатана в 1784 г.); 5) Житие св. п. Никона и др. документы до него касающиеся 6815, in f , 416 л., писана в 1710 г.); 6) Переписка с Сорбонной относительно соединения церквей 6797, in 4 ); 7) Сочинение Феофана, De arte Rhetorica libri X, списанное Стефаном Савицким в 1707 г. 6750); 8) Стоглав 6791, 232 л ); 9) Летопись Угличская 6822, 207 л.); 10) Летопись о Славянском языке 26823, 148 л.); 11) Повести временных лет 6824, 230 л.); 12) Краткий летописец г. Углича 6826 и 6827, два экз.); 13) Краткая выписка об учреждении Св. Синода и порученных к управлению его делах и состоящихся касательно до духовного суда законах 6789 на 233 л. справочник начала XIX в.); 14) Матфея Властаря «Εκθεσις συνοπτικ τν Θεων, κα των συνοδικν καννων (6726) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Читать отрывок 1  Потом  Иисус  вошел в Иерихон и проходил через него.  2  И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,  3  искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,  4  и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.  5  Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.  6  И он поспешно сошел и принял Его с радостью.  7  И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;  8  Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.  9  Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,  10  ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Свернуть Комментирует священник Павел Великанов Апостольское чтение: Первое послание апостола Павла к Тимофею, глава 4, стихи 9–15 Читать отрывок 9  Слово сие верно и всякого принятия достойно.  10  Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. 11  Проповедуй сие и учи.  12  Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.  13  Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.  14  Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.  15  О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Свернуть Комментирует священник Стефан Домусчи Если совершается полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», то на литургии дополнительно прозвучат следующие отрывки из Священного Писания: Евангелие от Луки, глава 10, стихи 38–42, глава 11, стихи 27–28 Читать отрывок 38  В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;  39  у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.  40  Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.  41  Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,  42  а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

http://foma.ru/voskresene-18-fevralja-20...

( Мал.1:6–14 .) Иудеи, вместо того, чтобы за такую любовь к ним Иеговы воздавать Ему подобающее почтение, оскорбляют Его. Священники позволяют приносить в жертву слепых и хромых животных, нечистый хлеб. Пророк, за это, возвещает священникам гнев Божий и предсказывает отнятие у них исключительного права быть служителями истинного Бога. Проклятие возвещает он и простым израильтянам, которые приносят Богу негодных животных, оставляя хороших себе самим. Мал.1:6 .  Сын чтит отца и раб – го­с­по­дина своего; если Я Отец, то где по­чте­ние ко Мне? и если Я Го­с­по­дь, то где бла­го­гове­ние пре­до­ Мною? говорит Го­с­по­дь Саваоф вам, священ­ники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: «чем мы бесславим имя Твое?» Итак, Иегова любит Израиля. Но Израиль не любит Его, хотя Он – Отец Израиля (см. Исх 4.22 ; Ос 11.1 ; Иер 31.9 ): это является делом прямо неестественным, потому, что всякому сыну свойственно любить своего отца. Хотя бы Израиль боялся Иеговы как своего Владыки ( Ис 41.8 ). Но и страха перед Иеговою Израиль не обнаруживает. Преимущественно в этом случае виновны священники: они бесславят имя Иеговы, тогда как им-то и нужно было служить образцом благоговения пред Иеговою. – Священники не могут спокойно слышать такое обвинение: тот, кто бесславил или злословил Иегову, по закону подвергался смертной казни ( Лев. 24:10–16 ). Поэтому они спешат заявить, что пророк ошибается: разве можно сказать, что они бесславят имя Иеговы? Мал.1:7 .  Вы при­носите на жертвен­ник Мой нечистый хлеб, и говорите: «чем мы бесславим Тебя?» – Тем, что говорите: «трапеза Го­с­по­дня не сто­ит уваже­ния». Пророк на вопрос священников отвечает указанием на то, что они позволяют себе приносить на жертвенник, т. е. для сожжения на алтаре, всякое, даже и квасное приношение (Кирилл Алекс.), или же сожигают на алтаре всякие с пороками жертвы (слово «хлеб» иногда обозначает всякую жертву, ср. Лев. 21.6 ; Чис. 28.2 ). Да, священники иногда говорят даже прямо, что жертвенник Иеговы не стоит особого уважения. Эти слова пророка лучше понимать в переносном смысле, потому что едва ли священники могли так говорить о жертвеннике, от которого сами же кормились. Пророк, очевидно, хочет сказать: «так небрежно относясь к приему приносимых в жертву народом животных, вы, священники, тем самым как бы открыто и народ приглашаете к небрежному отношению в деле жертвоприношения».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010