3) О духе закона В следующих словах, составляющих главную часть Нагорной проповеди, Господь Иисус Христос, вопреки злобным подозрениям фарисеев, видевших в Нем нарушителя закона, объяснил в истинном свете Свое отношение к закону, а также и превосходство Евангельского учения перед ветхозаветным. Не мните, яко приидох разорити закон, или пророки: не приидох разорити, но исполнити. Законом называются пять книг Моисея, а Пророками – не только писания пророческие, но и все остальные книги Ветхого Завета. Христос, «разоритель буквы, совершитель духа» (свт. Григорий Богослов ), исполнил закон «совершением всего сказанного о Нем пророками, – исполнил и все предписания закона, – исполнил закон и в том смысле, что восполнил его, ибо в полном совершенстве начертал то, чего закон представлял одну тень» (блж. Феофилакт). Хотя ветхий обрядовый и прообразовательный закон с пришествием Христовым потерял обязательную силу ( Кол. 2, 17 ; Евр. 10, 1 ), но закон нравственный, закон веры и благочестия, истинный дух откровения, на все времена остаются ненарушимыми, так что исполнение Евангельского новозаветного учения есть вместе с тем исполнение ветхозаветных заповедей Закона Божия, только не по букве, а в высшем совершеннейшем смысле. Аминь глаголю вам: Дóндеже прейдет небо и земля, йота едина или едина черта не прейдет от закона, Дóндеже вся будут, – малейшей буквой еврейской азбуки йотой, или даже еще неприметнее – простой чертою письма, означается, что в Божественном законе кажущееся малым и незначительным имеет значение и определенную цель. А посему иже аще разорит едину заповедей сих малых и научит тако человеки, мний наречется в Царствии Небеснем, а иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем. Разделение заповедей на большие и малые было измышлено фарисеями как бы для того, чтобы увольнять себя от исполнения заповедей малых, несмотря на то, что между ними были и такие, которые относились к самой сущности закона – суду, милости и вере ( Мф. 23, 23 ). Вопреки ложному понятию фарисеев, Господь указывал на обязательность закона во всей совокупности заповедей его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

457 361-я стр. подлин. Этот рассказ напоминает подобный же рассказ из жития преподобного Ксенофонта (память 26 января). У Ксенофонта и Марии были два сына: Аркадий и Иоанн. Все члены этого семейства были разлучены, вследствие кораблекрушения, но потом чудесно снова были соединены. Мухаммеданские авторы нередко сшивали из различных рассказов один рассказ, который поэтому выходил своеобразным и не походил ни па один из существующих рассказов. Ср. кн. прор. Ионы, гл. 1–2. 464 372-я стр. подлин. В книге Д " оссона говорится, что Илия и Хызр – покровители путешествующих: один – на водах, другой – на суше; что каждый год они встречаются друг с другом, в долине Мина около Мекки в час посещения с путниками Хаджа. Полн. карт. Отт. Имп. Т. 1, стр. 64. 466 Так начинается мух. рассказ о Джирджисе 374-я стр. подлин. Это никто другой, как известный христианский священномученик Георгий, которого мухаммедане считают пророком ислама, жившим до Иисуса Христа. Память его 23 апреля. 468 В житии св. Георгия говорится, что Диоеклетиан в особенности почитал волшебного Аполона, предсказывающего будущее. 469 По житию: «Доколе ты, царь и вы, князья... Не прельщайтесь ложью. Один Христос есть Бог и Он один Господь во славу Бога Отца» и проч. 472 378-я стр. подлин. При сличении мухам. рассказа с житием св. Георгия по Четьи Минеи, оказывается, что у Рабгузы перемешан порядок казней и прибавлены после каждой казни – смерть Георгия и воскресение его. 475 И в житии св.Георгия упоминается о посещении им капища, где идол Аполлона (т. е. бес, находившийся в нем) признался, что он не Бог, а падший ангел. После того все идолы с шумом пали на землю и разбились. Что же касается царицы Александры, то она только была осуждена на усечение мечом, но испустила дух мирно, не дошедши до места казни. 480 392-я стр. подлин. Дальнейшая судьба Иеремии неизвестна. «Из Истории пророков " неизвестного автора, после рассказа об Иеремии следует рассказ о Данииле, о котором у Рабгузы и не упоминается. Но ни в том сочинении, ни у Рабгузы, не упоминаются совершенно: Исайя, Иезекиль и все малые пророки, кроме Ионы и Михея. См. описание рукописей Библиотеки казанского Университета. 1. Г. Стран. 51–53.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

7 . В ближайшей истории Израиля Амос видел в основном одни бедствия. Народ нарушил завет, и потому мог не надеяться на что-то лучшее, чем голод, разрушение и даже пленение. Амос знал о состоянии дел в жизни других народов и также осуждал процветающую среди них несправедливость и нарушение договоров (глава 1). Но, вглядываясь в далекое будущее (9:1115), Амос видел, как Бог восстановит былую славу Израиля и возвысит его среди народов. Бог «вернет их успехи» (9:14 см. Втор.30:3 , пер. с англ.). Фраза встречается только один раз в книге Амоса и один раз в книге Второзаконие, но Иеремия довольно часто употребляет ее ( Иер.30:18, 32:44, 33:11,26 и т.д.). Бог восстановит «палатку Давида» (9:11, в СП – «скинию Давида»), обещание, основанное на слове к Давиду во 2 книге Царств 7. Таким образом, можно сказать, что Амос смотрел в будущее с надеждой. Бог вселенной, этого мира и Израиля, спрашивающий с каждого за его поступки, не позволит своему народу окончательно исчезнуть. Связь с Новым Заветом Пророк Амос (5:2527) цитируется в проповеди Стефана ( Деян.7:4243 ). Давнее стремление Израиля к идолопоклонству подтверждается ссылкой на слова Амоса о том, что Израиль шел вслед чужим богам еще на заре своей истории, во время странствования в пустыне. Стефан ссылается на «книгу пророков», возможно, намекая на то, что так называемые малые пророки к тому времени уже были собраны в единую «книгу». Амоса также цитирует Иаков ( Ам.9:1112 , ср. Деян.15:1617 ). 999 По мнению Иакова, будущее, предвиденное Амосом, наступило в обращении язычников к христианству и в последующем образовании церкви. В этом состояло восстановление царства Давида. Выводы Иерусалимского собора, основанные на аргументах Иакова, имели далеко идущие последствия для распространения церкви по всему миру. Павел ссылается на Амоса в Послании к Римлянам ( Ам.5:15 , ср. Рим.12:9 ). Некоторые из его наставлений к христианам о необходимости стремления к духовному росту и христианской зрелости, включают призыв ненавидеть зло и искать добра.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

884. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. СПб., 1911. Т. 10. (от 11 марта 1741 г.). С. 493. 885. Алмазов А. И. Тайная исповедь в православной восточной церкви. Одесса, 1894. Т. 3. Приложения. С. 245. (Требник XIV века). 886. Алмазов А. И. Тайная исповедь в православной восточной церкви. Одесса, 1894. Т. 3. Приложения. С. 144. (Требник XV века). 887. Вера Гриневич. Письмо В. Розанову. Публ. в: Розанов В. В. Голос из провинции о миссиионерстве//Около церковных стен. M., 1995. С. 119. 888. Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам (1848 г.)//Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. Троице-Сергиева Лавра, 1995. С. 233. 889. Тело же не из одного члена, но из многих… Если все тело глаз; то где слух? Если все слух, то где обоняние?… А если бы все были один член, то где было бы тело? Ho теперь членов много, а тело одно… Ивы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями… Все ли Апостолы? все ли пророки? все ли учители? (1 Kop 12:14–29). 890. Епископ Чукотский Диомид. Интервью «Порталу Кредо» 9 окт. 2007 г. 891. Замечания протоиерея А. В. Горского на богословские сочинения А. С. Хомякова//Богословский вестник. M., 1900. Ноябрь. Т. 3. С. 540. 892. Иеромонах Симон (Кохановский) в 1720 году свидетельствовал в своей благовещенской проповеди: «Бабьими баснями и мужицкими забобонами (суевериями) весь мир наполнился: уже бо неточию священницы и прочие книжные люди, но и неграмотные мужики и бездельные деревенские бабы всю тую диавольскую богословию наизусть умеют — которая пятница святейшая и которая сильнейшая, которая избавляет от огня, которая от воды, которая от вечной муки. А молитву Отче наш разве сотый или тысящный мужик умеет! На сколько просфорах обедню служити — все о том ссорятся, а что есть причастие тела и крови Христовой, того и не поминай… Сказки бездельные, бабьи песни и продолженные срамотныя песни и малые дети наизусть умеют.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

(ebd., S. 26–27). «Репортеры будут следовать за апостолами так же, как сейчас следуют за государственными деятелями. Они будут описывать великие чудеса и показывать их по телевидению... Настанут такие времена, когда даже в больших городах исчезнет преступность, так как все жители испытают на себе возрождающее действие Духа Святого... Во многих местностях совершенно исчезнут такие явления, как порнография, проституция, нелегальная торговля наркотиками, аборты и злоупотребление алкоголем... Целые народы время от времени будут посвящать себя молитве и посту». (ebd., S. 27). «Для того чтобы целые народы обратились к Иисусу, будут совершаться чудеса, которые превзойдут самые сенсационные события, описанные в Библии. Государственные деятели самых могущественных коммунистических стран открыто исповедают свою веру в Иисуса... Время от времени на некоторых из них видимым образом будет покоиться слава Господня, и эта слава будет исцелять каждого, кто прикоснется к ней... Явление Ангелов станет настолько обычной практикой, что люди уже не будут воспринимать это как значительное событие. Собрания апостолов и пресвитеров будет посещать Сам Господь, указывая им правильное направление». (ebd., S. 28). «Малые дети будут изгонять бесов, исцелять больных, воскрешать мертвых и одним словом усмирять ураганы. Некоторым даже будет дана власть над целыми больницами и психиатрическими лечебницами, и они будут исцелять пациентов, возлагая руки на здания». (ebd., S. 28). «Вскоре Бог дарует некоторым такую власть и авторитет, каких до этого еще никогда не давал». (ebd., S. 41). «Посылаемое пророческое слово будет таким ясным и точным, каким еще никогда не было в истории Церкви. Большие конференции апостолов и пресвитеров будут собираться без письменного или устного уведомления участников». (ebd., S. 44–45). «Над людьми, через которых изливается сила Господня, длительное время будет видимым образом являться слава Господня. Никакая эпидемия или болезнь, никакое телесное повреждение, включая ампутированные конечности, гангрену или радиоактивное облучение, не смогут противостоять исцелениям и чудесам, которые будут совершать в это время святые...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ostorozh...

W. Watts/Ed. J. W. Watts, P. R. House. Sheffield, 1996. P. 86-101; Bosshard-Nepustil E. Rezeptionen von Jesaia 1-39 im Zwölfprophetenbuch: Untersuch. z. literarischen Verbindung von Prophetenbüchern in babylonischer und persischer Zeit. Freiburg (Schweiz); Gött., 1997; Macintosh A. A. A Crit. and Exegetical Comment. on Hosea. Edinb., 1997; Schart A. Die Entstehung des Zwölfprophetenbuchs: Neubearbeitungen von Amos im Rahmen schriftenübergreifender Redaktionsprozesse. B.; N. Y., 1998; Fernández Marcos N. The Septuagint in Context: Introd. to the Greek Version of the Bible/Transl. W. G. E. Watson. Leiden etc., 2000; Redditt P. L. The Production and Reading of the Book of the Twelve//Reading and Hearing the Book of the Twelve/Ed. J. D. Nogalski, M. A. Sweeney. Atlanta, 2000. P. 11-33; Tov E. Scribal Practices and Approached Reflected in the Texts of Judaean Desert. Leiden, 2004; Beck M. Der «Tag YHWHs» im Dodekapropheton: Studien im Spannungsfeld von Traditions- und Redaktionsgeschichte. B.; N. Y., 2005; Brooke G. The Twelve Minor Prophets and the Dead Sea Scrolls//Congress Volume: Intern. Organisation for the Study of the OT. Congr., 18th. Leiden 2004/Ed. A. Lemaire. Leiden, 2006. P. 19-43; Guillaume Ph. A Reconsideration of Manuscripts Classified as Scrolls of the Twelve Minor Prophets (XII)//JHebrS. 2007. Vol. 7. P. 2-12; The Minor Prophets in the NT/Ed. M. J. J. Menken, S. Moyise. L.; N. Y., 2009; Shepherd M. B. The Twelve Prophets in the NT. N. Y., 2011; Weissenberg H., von. The Twelve Minor Prophets at Qumran and the Canonical Process: Amos as a «Case Study»//The Hebrew Bible in Light of the Dead Sea Scrolls/Ed. N. David, A. Lange e. a. Gött., 2012. P. 357-376; Glenny W. E. Hosea: A Commentary Based on Hosea in Codex Vaticanus. Leiden; Boston, 2013; Dines J. M. The Minor Prophets//The T(?)T Clark Companion to the Septuagint/Ed. J. K. Aitken. L.; N. Y., 2015. P. 438-455; Harper J. L. Responding to a Puzzled Scribe: The Barberini Version of Habakkuk 3 Analysed in the Light of the Other Greek Versions.

http://pravenc.ru/text/2561750.html

А знаете ли вы, несчастные, что если на службе молитесь без страха Божия, то не только не получите от Него просимое, но вызовете еще больший гнев на себя? Когда человек стоит перед князем или земным царем и беседует с ним с великим страхом, разве позволит он своим телесным и душевным очам блуждать по сторонам, тем самым согрешить и подвергнуть свою жизнь опасности? И не с большим ли страхом и трепетом следует стоять перед Царем царей Богом, держать ум устремленным только к Нему и ни к кому больше? Как говорит Василий Великий , «призывать же ее [помощь Божию] должно не с нерадением, не скитаясь умом туда и сюда. Такой не только не получит просимого, но еще более преогорчит Владыку. Если и тот, кто стоит и ведет речь пред князем, стоит с великим страхом, не дозволяя блуждать как внешнему своему оку, так и внутреннему, душевному, чтобы не подвергнуться опасности, то не тем ли паче со страхом и трепетом надобно стоять пред Богом, весь ум устремляя к Нему единому, а не к чему-либо иному?» (Подвижнические уставы. Гл. 1). Разве вы не знаете, когда в миру на собрании читают послание земного царя, то все, знатные и незнатные, богатые и бедные, малые и великие, хранят молчание и слушают с необычайным спокойствием и вниманием. Если кто-нибудь заговорит или нарушит тишину, его тотчас же накажут за оскорбление самого царя. Но гораздо большая кара ожидает вас, неблагочестивые христиане, за то, что не храните молчание, разговариваете и нарушаете порядок в церкви Христовой, когда читают не послания земного тленного царя, но повеления и божественные законы и небесные Евангелия Царя царствующих и Господа господствующих Бога. В этот момент со страхом и вниманием их слушают не только люди, но и ангелы и архангелы и все разумные чины. А потому божественный Иоанн Златоуст сказал: «Ведь и за одно только непристойное поведение в этом месте мы можем оказаться достойными крайнего наказания. В самом деле, в то время как поют псалмы пророки, славословят апостолы, и Сам Бог говорит, мы рассеиваемся по предметам внешним, производим шум разговорами о житейских делах и для слушания законов Божьих не хотим уделить и такого внимания, какое оказывают зрители на собраниях, когда читаются царские указы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Архиеп. Геннадий предпринял для полемических целей против иудейства перевод с латинского одного популярного в то время труда сорбоннского профессора, «магистра Николая Делира (de Lyre. † 1340)». Кстати у Геннадия в Новгороде в ту пору жил выдающийся посольский толмач, т. е. переводчик министерства иностранных дел, человек, знавший несколько языков и хорошо владевший пером, Димитрий Герасимов, по прозвищу Малый. В 1505 г. он перевел книгу Делира под заглавием: «Прекраснейшии стязания, иудейское беззверие в православной вере похуляющии». Другой переводчик, сидевший около Геннадия, вероятно, хорват-католик Вениамин, перевел тогда же еше одно полемическое против юдаизма западное сочинение: «Учителя Самойла Евреина на богоотметные жидове обличение пророческими речами». Недалекого, начетческого образования был епископ Геннадий, но великого здравого смысла. С его именем должна быть связана честь первой мысли о собирании и издании на Руси нашей церковно-славянской Библии. На греческом Востоке таковой, как единого собрания, еще не существовало. Библейские книги переписывались групповыми сборниками: то Пятикнижие, то Пророки, Большие или Малые, то Псалтирь и Притчи и т. д. Латинский Запад, скрывая Библию от народа, тем более не торопился полностью кодифицировать и издавать ее. Только Реформация дала Библию Западу. У нас порыв Геннадия определил это великое обшехристианское предприятие, породив раньше греков почти полное собрание библейских книг в церковно-славянских переводах, как раз накануне реформационной бури на Западе. Лишь отсутствие книгопечатания помешало этому великому предприятию стать достоянием широких русских православных кругов. Через 80 лет эта самая Геннадиевская Библия с поправками и дополнениями напечатана была в Остроге (1580–82 гг.), как первопечатная церковно-славянская Библия, и тогда еще опередившая этим своим появлением весь православный Восток. Еретический хлыст подстегнул руководителей русской церкви и к некоторым другим богословским предприятиям. Сам жалкий митрополит Зосима должен был издать под своим именем полемическое поучение против жидовствующих и новую Пасхалию на 20 лет, начиная от 1492 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

В последовательном расположении пророческих книг Библия держится того порядка, что, во-первых, ставит книги, так называемых, больших пророков, четырех: Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила, а потом – книги двенадцати малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Названия: большие и малые дано им по сравнительному объему их книг и пророческих предметов в книгах, а не по каноническому достоинству книг и не по пророческому дару писателей их, по которому и книги, и писатели все равны. Затем, в этих двух группах книги расположены между собою в хронологическом порядке, насколько это возможно было для составителей канона при неопределенности, а в иных случаях и отсутствии хронологических данных в Библии. Особенно трудно определить хронологическую последовательность первых шести книг малых пророков; так как три из этих книг (прор. Иоиля, Авдия и Ионы) не имеют хронологической даты и все эти пророки были вероятно современны друг другу. Посему порядок размещения этих шести книг в разных библиях различен; так, в славянской Библии они расположены так, как в еврейской, а в греческой несколько иначе, именно: книга пр. Осии, Амоса, Михея, Иоиля, Авдия, Ионы, Наума и проч. Все шестнадцать пророческих книг можно расположить в хронологическом порядке приблизительно так: 1) книга пр. Осии (808–728 г. до Р. X.); 2) книга пр. Иоиля, который, по свидетельству Кирилла Иерусалимского , бл. Иеронима, бл. Феодорита и др., пророчествовал при царе Озии, Иофаме, Ахазе и Езекии и прежде пр. Амоса; 8) книга пр. Амоса (800–794 г.): 4) пр. Ионы (ок. 800–780 г.); 5) пр. Исаии (758–690 г.); 6) пр. Авдия, который, по свидетельству тех же отцов и учителей Церкви, был – современником пр. Осии и Исаии; 7) пр. Михея (740–716 г.); 8) пр. Ищма (715–699 г.); 9) цр. Аввакума (около 645 г.); 10) пр. Иеремии (630–585 г.); 11) пр. Софопии (620–611 г.); 12) пр. Иезекииля (595–573 г.); 13) пр. Даниила (607–530 г.), пророческие видения которому (в гл. VII–XII) были, да и вся книга составлена после пророчеств Иезекииля; 14) пр. Аггея (ок. 521 г.); 15) пр. Захарии (тогда же), и 16) пр. Малахии (ок. 433 г. до Р. Хр.). Книга пророка Исаии Книга Пророка Исаии

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

в) С Греческой пергаментной рукописи IX века, хранящейся в Ватиканской библиотеке в отделении Королевы Христины под 1. Здесь находится изображение Моисея Пророка, благословляющего именословно. г) С Греческой рукописи XII века, которая содержит в себе Беседы Иакова, хранящейся в Ватиканской библиотеке под 1162. Здесь (таблица XII) изображены два ангела, благословляющие Моисея именословно. д) С греческой рукописи Октотевх (осмокнижие) XII века, хранящейся в Ватиканской библиотеке под 747. Здесь находится изображение Авраама и Мельхиседека, с именословным перстосложением. Тут же – простертая из облака рука, благословляющая именословно (таблица XII). 13 . Сборник на 1866 год, издан. Обществом древнерусского искусства при Московском Публичном Музее (Москва 1866 г.). Здесь находятся снимки: а) С греческой пергаментной Псалтыри IX–X века, хранящейся в Парижской Императорской библиотеке (табл. IX прилож. к стр. 63): здесь, в изображении пророка Исаии, над ним простерта из облака рука, благословляющая именословно, и Пророк Давид (табл. X прил. к стр. 63), изображен благословляющим именословно. б) С греческой пергаментной рукописи Пророчеств VI–IX века, хранящейся в Публичной библиотеке в Турине. Здесь (таблица XV к стр. 86) изображены малые пророки. Один из них – Иоиль с именословным перстосложением, а Михей с двуперстным. 14 . Труды Московского Археологического Общества (том 1, Москва 1865 г., 661). На стр. 7 приложены снимки: а) Из Собрания графа А.С. Уварова с Церковного Диптиха (складня) пятого века, сделанного из слоновой кости. На сем Диптихе резьбою изображен Христос Спаситель, благословляющий именословно. б) С греческой пергаменной рукописи: «Проповеди Григория Назианзина », писанной для Греческого императора Василиа Македонянина (867–886), ныне хранящейся в Парижской Императорской библиотеке под 510. В этой рукописи, между прочими миниатюрами, изображено Благовещение: Архангел Гавриил изображен благословляющим Пресвятую Деву именословно (табл. III). 15 . Минологий (Месяцеслов), написанный для Греческого императора Василия II, Порфирородного, царствовавшего с 976 по 1025 год, ныне хранящийся в Ватиканской библиотеке, в Риме, под 1613, изданный в 1727 г. в Урбине, с присовокуплением Латинского перевода и с точным воспроизведением находящихся в рукописи рисунков.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010