Мне ли не пожалеть … города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой (скорее всего, имеются в виду «младенцы» в духовном отношении), и множество скота?» (4, 6-11; о скоте Господь тоже беспокоится). Книга Ионы позволяет сделать ряд выводов: — пророк не слепой исполнитель воли Божией, но живой человек, иногда со своими слабостями, но всё же живущий только ради полученного призвания; — смысл пророчества может оказаться гораздо глубже, чем его понимает сам пророк; — пророчество не есть окончательное определение будущего, но скорее серьезное предупреждение, призыв к покаянию; — парадоксально, но именно милосердие Божие к людям побуждает Его пророков напоминать о гневе и наказании. А трехдневное пребывание Ионы «во чреве кита» стало, как об этом сказал Сам Спаситель, прообразом Его схождения во ад после крестной смерти и воскресения … 7.2. «Малые пророки»: Амос, Осия, Аввакум. Каждый из пророков Библии внес свою важную лепту в дело постижения Божественного Откровения, но в то же время имеется ряд общих положений и идей, которые высказаны всеми авторами. Эти общие идеи можно считать чертами целого пророческого учения ВЗ. Прежде всего, пророки говорили от имени Единого, неповторимо ясно открытого лишь Израилю Ягвэ, Сущего Творца (обычное начало пророчества: «так говорит мне Господь», «так повелел мне сказать Бог», «Мною клянусь — говорит Ягвэ» и т. п.). Они были готовы к сопротивлению их нелицеприятным словам и призывам, они мужественно преодолевали козни и мучения, их гнали и иногда даже убивали. Но реальность и дыхание «Живого Бога» были для них важнее. Слова и поведение пророков должны были возвестить или напомнить о Ягвэ. Ягвэ, открытый Аврааму, Исааку и Иакову, не есть бог евреев в сонме богов других народов, Он и есть настоящий Творец мира, рядом с Которым «их» боги — ничто, пустота. Возвещение монотеизма неизменно сопутствовало обличению язычества. На фоне достаточно строгого, хотя отнюдь не лишенного веселья иудейского уклада жизни, язычество часто привлекало внимание пышностью ритуалов, тем, что ныне называется «разнообразием культурных форм», а также религиозно оправданной распущенностью. Язычество совсем не обязательно скатывалось к сатанизму и изуверству, но для народа, которому открывался Сам Бог, идолопоклонство и заимствование языческих обычаев оказывалось предательством, а Бог есть «Ревнитель», т. е. ревнив.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Правда, и здесь есть выходная миниатюра, представляющая самого Св. Григория, и затем ряд выходных миниатюр 228 : к Слову на Пасху (Христос среди двух ангелов, возвещающий «днесь спасение миру» – миниатюра любопытная в иконографическом отношении), к другому Слову на Пасху, на весну и мученика Маманта, на Пятидесятницу (Сошествие Св. Духа, с обычной темной аркою, в которой видны царь и смерд, а не Пророки Иезекииль и Иоиль, как объясняет г. Попадопуло-Керамевс), на мученика Киприана, на Юлиана, на Богоявление, на Василия Великого , Крещение Господа и Святое Крещение, Григория Нисского , о нищелюбии и пр. Все эти иллюстрации более или менее повторяют известные редакции. Но уже к Слову на Маманта на лл. 33–34 (фот. 632:634) ряд виньеток иллюстрирует текст, представляя пашню, плавание по морю, пастухов играющих на свирелях и пр. и пр. Помещенное в средине этих речей Слово Иоанна Дамаскина (приписываемое) на Рождество иллюстрировано в том же роде и пошибе множеством оригинальных виньеток по полям текста, вместо второго столбца: сначала выходное изображение Иоанна пишущего среди монахов, а далее следуют толковые иллюстрации текста: бегство в Египет и три Святых (Пророки?), простирающих руки к божественной семье, как провозвестники бегства (л. 96); любопытно, что сзади осла идут два демона. На л. 97 – Рождество Христово, на 98 – три волхва едут за звездою, представлен вертеп и Мария с Младенцем и звездою, ниже Аттал, царь Лакедемонский, на одре, а перед ним отроки и женщина. На следующих листах (фот. 642–647) идут мифологические и анекдотические иллюстрации из истории греческой религии и почитания идолов и оракулов. На 104 л. (фот. 630) скачущие в Вифлеем волхвы. На 106 листе (фот. 627–641): Богородица сидит перед зданием, держа Младенца на руках, перед нею сидящий живописец пишет с нее икону – портрет на доске, держа ее в руках; перед ним ящичек, открытый с чашечками для красок, поставлен на табурете. Ниже представлено здание, в верхнем своде которого помещена та же самая икона, перед зданием три волхва (трех возрастов) и один Перс; под этою миниатюрою три волхва лобызают Младенца, держа его на руках, но Младенец становится у второго уже отроком, у третьего мужем. Голова Младенца заключена в простой нимб, без креста; волхвов легко узнать по традиционным фесочкам на макушке, принявшим, однако, крайне малые размеры. Следующий 107 лист (фот. 628) представляет две сцены Поклонения волхвов, отличающиеся поздними формами и экспрессии и фигур, крайне длинных, тощих, почти бестелесных и деревянных. Напротив того, дальнейшие листы 108–111 (фот. 631–639) иллюстрируют известную историю левита, жившего на склоне горы Ефремовой и его наложницы из Вифлеема Иудейского, изнасилованной в Гиве Вениаминовой и им разрубленной на 12 частей по числу «пределов Израилевых» (книга Судей, главы 19–21). В заключение помещено Избиение младенцев Вифлеемских и поклонение Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Примечания. 13 Еммаус часто ассоциируют с современной Эль–Кубейбой, расположенной в 7 милях (11 км) к северо–западу от Иерусалима, но более вероятно, что это был другой Эммаус – впоследствии Никополь, ныне Амвас, находящийся примерно в 18 милях (31 км) от Иерусалима. (Если это верно, то нам следует придерживаться тех рукописей Евангелия от Луки, в которых указывается расстояние в 160 стадий.) 18 Клеопа может быть Клеопой из Ин. 19:25 . Его безымянным спутником могла быть его жена, но у нас нет способов определить это. 21 Ученики знали, что, по словам Иисуса, в третий день должно было произойти нечто важное и что Его гробница могла оказаться пустой. Но это не было достаточным свидетельством Его воскресения, которое могло быть доказано только явлением Самого Господа. 27 Еврейское Писание состоит из трех частей: Закон Моисея, или Тора (Быт. – Втор.); Пророки (Нав., Суд., 1–4 Цар.) и Малые пророки (кроме Даниила); и Писания, или Кетубим (все остальные книги Ветхого Завета). То, что третья группа здесь опушена (в отличие от ст. 44), не существенно, потому что ветхозаветные писания здесь перечисляются скорее в зависимости от их пророческого содержания, нежели по порядку. 34 О явлении Симону см.: 1Кор. 15:5 . 24:36–53 Иисус вновь является Своим ученикам (ср.: Мф. 28:16–20 ; Мк. 16:14–20 ; Ин. 20:19–23 ). Учеников нужно было убедить, что Тот, Кого они видят, – это не призрак, а действительно Иисус. Следовало прогнать их страх, вызванный Его сверхъестественным появлением. Поэтому Иисус показал им, что Его тело действительно из плоти и крови, а руки и ноги носят следы гвоздей. Для дальнейшего доказательства Своей реальности Он при них съел немного пищи. Здесь повторяются разъяснения, данные двум ученикам по дороге в Эммаус, и это необходимо для того, чтобы все ученики поняли ветхозаветные пророчества о пришествии Иисуса. Кроме того, отмечены два новых момента. Появилось повеление проповедовать покаяние и прощение грехов всем народам, в основание которого легло ветхозаветное пророчество. Тем, кто стал свидетелем Его явлений после воскресения (их было больше, чем одиннадцать), было обещано, что сила Божья будет помогать им свидетельствовать об Иисусе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Это распределение ролей могло казаться остроумным, но в сущности оно лишь отодвигало решение вопроса о происхождении зла. Демиург объяснял природу и закон. Но как объяснить самого Демиурга? Как увидим, Маркион вовсе не искал разрешения этой загадки. Другие выходили из затруднения, вводя между всевышним Богом и Демиургом целый ряд эонов, совершенство которых убывало по мере их удаления от Существа Первоначального, и вследствие этого могло произойти нарушение порядка, которое и произошло в действительности. Это произвольное и неполное разрешение вопроса не преминуло однако возбудить живейшую критику. Ясно, почему в этих системах Евангелие Христа являлось главным и, по правде сказать, единственным аргументом. Оно было получено в писаных текстах, в числе которых с ранних пор находились наши четыре канонические Евангелия 193 , а также и в специальных преданиях – записанных или устных. Эти предания имели претензии воспроизводить не только всем известную евангельскую историю, но и тайные беседы, чаще всего относимый ко времени поели воскресения. Спаситель объясняет здесь апостолам, Марии Магдалине и другим приближенным к Нему женщинам глубочайшие тайны гносиса. Отсюда произошли евангелия Фомы, Филиппа, Иуды, Малые и Великие вопросы Марии, Евангелие Совершенства и проч. Другие книги приписывались древним праведникам: Илии, Моисею, Аврааму, Адаму, Еве и особенно Сифу, который в известных кругах играл весьма важную роль. В сектах так же, как и в великой церкви, имелись вдохновенные пророки, речи которых собирались, и из них составлялись новые категории священных книг: так было с пророками Мартиадом и Марсианом у «архонтиков». Василидиане опирались на предание, полученное от некоего Главкия, который был будто бы истолкователем ап. Петра. Существовало еще евангелие Василида, содержание которого было заимствовано из ев. Матвея и Луки, а также пророки Варкавва и Варкоф (Пархор), на книги которых были составлены комментарии Исидором, сыном Василида. Сам глава секты написал на свое евангелие двадцать четыре книги «Эгзегетик». Валентин, в свою очередь ссылался на ученика апостолов, Февду, учителем которого был будто бы ап. Павел, секта же его пользовались Евангелием Истины.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

101, 26–28).   «и звезды небесные пали на землю» – согласно Быт. 1, 14,  звезды были расположены Богом на «тверди небесной», то есть в пространстве. При упразднении же категории пространства расстояние между всем, что есть во вселенной, уничтожается, и человеку, наблюдающему это, вероятно, показалось бы, что звезды падают на землю. «и всякая гора и остров двинулись с мест своих» – сказано о потрясении основ земного мира. 15 И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, 16 и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; 17 ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? После того как небо свернулось и пространство упразднилось (или же изменилось – см. выше), люди начинают видеть небесную реальность и Первопричину всего – Бога. Один христианский писатель говорил, что, когда анестезирующий туман, называемый нами реальным миром, рассеется, тогда мы окажемся с Создателем лицом к Лицу.  О том, что день пришествия Господа будет страшным для всех людей, многократно возвещали пророки. «Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый!» (Соф. 1, 14)  Особенно страшен будет этот день для тех, кто жил бесчестно и попирал заповеди Божии. Перед явлением Бога окажутся равными абсолютно все: бедные и богатые, малые и великие. Сильные мира сего, властители, правители и вельможи, то есть те из них, кто жил скверно и безбожно, увидят, что мир, который они считали единственно реальным, в котором они победили, в котором они царствовали, разрушается и исчезает и что почва, на которой они столь незыблемо утверждались, уходит у них из-под ног. Также они увидят грядущего в мир грозного Судию и поймут, что всей своей жизнью они отреклись от Него, отверглись Его воли, попрали Его заповеди, явились Его врагами, ненавистниками и оскорбителями. Осознав все это с последней степенью полноты и очевидности, они в ужасе и отчаянии будут пытаться скрыться от Бога где угодно, хотя бы под обломками сдвинутых гор, и готовы будут даже на уничтожение и небытие, лишь бы только избежать встречи с Ним, избежать Его взора, Его Лица, Его гнева. Но как можно избежать и куда можно скрыться от Того, Кто наполняет Собой все? От Того, Кто содержит в Своей руке все мироздание – от звездных миров до каждого малейшего атома – вплоть до тех атомов, из которых состоит сама наша плоть? Кто содержит самую сущность, самую «материю»  нашей души? 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

1177 «Ветхозаветный шеол был местом, где Бога нет, местом окончательного, безвозвратного Его отсутствия и разлуки. ...Это место радикального отсутствия Бога, место, где ничто нас больше не соединяет друг с другом, потому что лопнула нить, соединявшая жемчужины, потому что Бога нет, – и мы, как следствие, разделены друг от друга. И тогда ад – это другие, ад – это мы с вами, это та неисцельная разобщенность, к которой мы приговорены навечно». Этот ад был побежден Жертвой Христовой: «Победа над смертью состоит в том именно, что Своей смертью и Своим сошествием во ад Христос внес присутствие Божие в то именно место, где царило полнейшее Его отсутствие. Нигде – ни на небе, ни на земле, ни в глубинах духовных бездн нет места, где отныне не присутствовал бы Бог. Ад раскрылся, чтобы поглотить человеческую душу, и принял в свое лоно Живого Бога. Эта человеческая душа блистала Божеством, и она уничтожила шеол – “место отсутствия», она его уничтожила до конца, упразднила его» [Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Труды. С. 78, 83]. 1179 Имя Дафан, , означает «законный», имя Авирон, , «отец мой высок», а имя их сообщника Авнан, , означает «сильный», «но так же пишется и “авен» – “ложь», “обман», “беззаконие " » (см.: Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 816). 1181 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 4, 2, 2–3. Т. 1. С. 160–161; Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 816–817. 1183 Русский перевод данного места (обученная телица, привычная к молотьбе) совершенно неудовлетворителен и не имеет ничего общего с греческим текстом, поэтому мы использовали (выделив разрядкой) церковнославянский текст – он более соответствует (хотя бы потому уже, что «нам, русским, посчастливилось»: «те переводчики, которые нам оставили» славянский извод, «были глубоко вкоренены и в греческий язык», так что «они не только переводили слова, они переводили смысл слов» [Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Труды. С. 747]) оригиналу, из которого и цитирует преподобный Андрей – природный грек. В переводе Юнгерова – телица, привыкшая не покоряться, с пояснением: « " Не дается налагающему на нее ярмо» (Феодорит). По-греч. – δεδιδαγμνη γαπν νεκος, наученая еже любити прение; букв. научившаяся любви к спору» (Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова : Пророк Даниил. Малые пророки. М., 2006. С. 127, прим. 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

1567 Так – по-церковнославянски (греч. συνεχφη). То же – и у Юнгерова: «И о печалился Иона великою печалью и смутился» (Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова . Пророк Даниил. Малые пророки. С. 187). В Синодальном переводе: «Иона сильно огорчился этим и был раздражен»: 1570 Уже в силу того, что человеческий ум есть среда, непостоянная в самом своем существе: «непостоянство свойственно нашему уму» (Лествица. 28, 17; разрядка наша. – иг. Ф.). 1574 Харизма ( χρισμα – милость, дар) – особое свойство, дар, данный человеку Богом для выполнения его жизненного предназначения. – Ред. 1582 Мидийский царь Астиаг правил в 585–550 гг. до н. э., Кир Великий – в 559–530 гг., из них в Вавилоне – с 539 г. (см.: Бикерман Э. Хронология древнего мира. С. 193). 1588 Первое значение, по Вейсману, – «страна, земля»; то пространство, которое прилежит городу, полису. 1593 От устава святыя соборныя и апостольския Церкве, и от списания святых отец, о поклонех земных, иже бывают во святую великую четыредесятницу, сиречь во святый великий пост, и в прочия дни на литургиях/Псалтирь. М.: Тип. единоверцев, 1866. Л. 31. Зри. 1600 Один пример: вопросы свободы совести и вероисповедания совмещены в одной статье (ст. с вопросом свободы мнения и правом на отказ от несения военной службы и рассматриваются в разделе II «Свобода» Хартии Союза об основных правах (ч. II Конституции), устанавливающей основные правовые принципы функционирования личности в системе Евросоюза (см.: Европа без России. М., 2005. С. 73). 1604 Елевферий (Богоявленский), митрополит. Неделя в Патриархии/Из истории христианской Церкви на Родине и за рубежом в XX столетии. М., 1995. С. 180–181. 1605 Лк. 23, 39–43 : «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

16:14). «Вот то, о чем Я вам говорил» — все происшедшее — это исполнение того, о чем Я еще прежде неоднократно предрекал вам, говоря о предстоящих Мне страданиях и воскресении. Обо всем этом было предсказано в ветхозаветных писаниях — «закон Моисеев,» «пророчества,» и «псалмы,» а потому всему этому и надлежало исполниться. Здесь Господь указывает на то трехчастное деление ветхозаветных священных книг, которое существовало у иудеев. Они разделяли свои священные книги на три отдела: 1) закон, под которым понималось Пятикнижие Моисеево; 2) пророки, под которыми разумелись почти все остальные исторические и пророческие книги и 3) псалмы, или агиографы, к которым причислялись книги учительные и малые из исторических. Таким образом, по указанию Самого Господа, весь Ветхий Завет, в целом его составе, исполнен пророчеств о Нем. Раньше апостолы не понимали правильно этих пророчеств: теперь через особенное благодатное озарение Господь «открыл им ум для уразумения Писания.» Св. Иоанн добавляет к этому, что Господь затем вторично сказал им: «Мир вам!» и вслед затем через видимый знак — дуновение — преподал им, прежде дня Пятидесятницы, предварительную благодать Святого Духа, сказав: «Примите Духа Святого: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.» Полное излияние всех даров Святого Духа на апостолов совершилось в день Пятидесятницы; но, очевидно, еще до этого дня апостолам были необходимы такие дары Св. Духа, которые укрепили бы их в несомненной и твердой вере в истину воскресения Христова, помогли бы им правильно разуметь Писание, а в особенности для того, чтобы породить в 11 апостолах веру в их Божественное послание — веру в то, что они не только бывшие спутники и слушатели Господа Иисуса Христа, но «Апостолы» — посланники Его, поставленные Им на великое служение делу Евангельского благовестия во всем мире: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.» Это зачаток Духа, который необходим был для укрепления апостольского общества. Вместе с тем этим дуновением всем апостолам дана была власть отпускать грехи, ранее обещанная Петру за его исповедание Христа Сыном Бога Живого (Матф.

http://sedmitza.ru/lib/text/430499/

1971). В них библейские тексты интерпретируются как пророчества о времени, в котором жили и действовали кумраниты (см. Кумранская община ), а библейские персонажи отождествляются с определенными историческими лицами, жившими в кон. I тыс. до Р. Х. Так, напр., в толковании на Книгу прор. Аввакума (1QpHab) «нечестивец» (евр.  ) в Авв 1. 4 отождествляется с «нечестивым священником» (евр.    ), вероятно одним из представителей династии Хасмонеев, а «праведник» (евр.  ) в Авв 1. 13 - с «Учителем праведности» (евр.     основатель кумран. общины). «Халдеи» (евр.  ) в Авв 1. 6-12 отождествляются с «киттиями» (   вероятно, кумран. обозначение римлян). В толковании на Книгу прор. Наума «лев» в Наум 2. 12 отождествляется с царем Деметрием (видимо, селевкидский царь Деметрий III Эвкер, 95-88 гг. до Р. Х.). В толковании на Наум 2. 13 говорится о мести «яростного льва» «толкователям скользкого» (евр.    ), т. е., видимо, речь идет о расправе хасмонейского царя Александра Янная над фарисеями между 90 и 84 гг. до Р. Х. Помимо толкований на М. п. в Кумране сохранились лишь комментарии на Книгу прор. Исаии и Псалтирь, что свидетельствует о том, что члены общины придавали книгам М. п. большое значение. Прор. Захария. Мозаика купола в параклесии ц. Богородицы Паммакаристы в Стамбуле. XIV в. В Евангелии от Матфея тексты М. п. (пророков Осии, Ионы, Михея, Захарии, Малахии) цитируются чаще, чем тексты др. пророческих книг, а именно 10 раз (за ними следует Книга прор. Исаии - 8 раз). Автор использует их для того, чтобы показать, что Иисус является Мессией, приход и важнейшие события жизни Которого были предсказаны пророками. При этом в отдельных случаях пассажи из книг М. п. приводятся без учета их первоначального контекста (напр., Ос 11. 1 в Мф 2. 15). Текст Мих 5. 2 рассматривается в Мф 2. 6 как пророчество того, что Мессия должен был родиться в Вифлееме; повествование евангелиста о поклонении волхвов и бегстве Св. Семейства в Египет (Мф 2) представляет собой рассказ об исполнении этого пророчества.

http://pravenc.ru/text/2561750.html

2, 7), сотворил вся нова (Откр. 21, 5). Поэтому–то, как говорит св. Кирилл, восходя на небо, Он делает просветителями высших воинств ангелов подначального чина: более близкие к миру подначальные ангелы отдают приказания и открывают своим начальникам необходимость поднять врата вечныя (Пс. 23, 7 и 9), дабы мог войти, и вознестись, и воссесть превыше всякаго начальства и власти (Еф. 1, 21) Тот, Кто по Своему неизреченному человеколюбию облекся в плоть. Ибо Он есть Господь сил и Царь славы (Пс. 23, 10), обладающий всякой властью, даже властью поставить последних над первыми, когда Он того захочет. Но до явления Бога во плоти ничего подобного ангелы нам не сообщали(  ), и пророки тоже, кроме тех, кто заранее описывал грядущую благодать; а сейчас, когда она уже явилась, нет нужды, чтобы все совершалось через какое–либо посредничество . И как раз это мы и находим у великого Павла: Да скажется ныне началом и властем на небесных Церковию многоразличная премудрость Божия (Еф. 3, 10). И у Петра, предводителя хора апостолов: Ныне возвестишася вам благовествовавшими вам Духом Святым посланным с небесе, в яже желают ангели проникнути (1 Пет. 1, 12). Так малые стали великими действием благодати, и благопристойный порядок снова сохраняется надежно и, вместе с тем, чудесно». Видение лицом к лицу. Итак, можно увидеть истинный смысл превосходства людей над ангелами, которое, вслед за о. Керном, мы отметили выше, говоря о монистической антропологии св. Григория Паламы: ангельские иерархии не являются ни предметами, ни главными действующими лицами домостроительства спасения; они были созданы для служения человеку и, следовательно, занимают второстепенное положение в библейском богословии истории . Св. Григорий, не отдавая себе вполне отчета в неоплатонистическом характере Дионисиевой системы, отвел ей место, которое в христианском мышлении должна занимать светская философия: область естественного; но это естественное, утверждает он, было коренным образом переорганизовано вмешательством исторического и нового по сути факта — Воплощения Слова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010