Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Малые пророки 2 мин., 02.09.2021 Содержание Они предсказывали будущее, обличали царей и возвещали волю Божию: 12 «малых» пророков Ветхого Завета — что мы знаем о них? Пророки — ветхозаветные праведники, которые, по внушению Духа Святого, возвещали волю Божию народу, учили людей истинной вере, предсказывали грядущие события, обличали идолопоклонство. Большинству известны имена великих пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила и Илии. Но есть пророки, которых знают гораздо меньше. Их называют «малые пророки». Такое именование принято не по достоинству, а по краткости книг праведников. На самом деле, это были великие люди, поэтому мы предлагаем вспомнить о них в подборке материалов журнала «Фома». Пророк Авдий: наказание за злорадство Книга этого пророка – самая малая из книг «малых пророков». Здесь всего одна тема. Авдий говорит о наказании эндомитянам за злорадство во время бедствий в Иудее и Израиле. В чем смысл предостережения пророка и сбылось ли оно? Читать далее Пророк Иоиль, очевидец нашествия Иоиль — один из тех пророков, который предупреждает народ о грядущих бедствиях. Однако, помимо слов о разрушении, он находит и такие, которые предсказывают возрождение, процветание. Иоиль говорит, что Бог пошлет некоего особого человека к Своему народу, чтобы вернуть его к Себе. Читать далее Пророк Амос, первый «книжный пророк» Амос — пророк, который никогда не обучался пророческому ремеслу. Но его отличает особое качество — неумение молчать, когда ему открыто Слово Господне. Через пророка Бог возвещал людям, что неукоснительное исполнение обрядов не имеет никакой ценности без праведности, справедливости и милосердия. Кроме того, Амос был первым, кто затронул в проповеди тему единства человечества и всеобщности спасения. Читать далее Пророк Иона, неправильный пророк Пророк Иона — один из самых удивительных пророков. Часто его считают антипророком, потому что с ним всё наоборот. Иона проповедовал не на земле израильтян, а в Ниневии — столице Ассирийского царства, для язычников. Его пребывание во чреве кита — и вовсе один из самых известных и необычных эпизодов библейской истории. Почему же Иону называют неправильным пророком? Читать далее

http://foma.ru/malye-proroki.html

Ответ на некоторые реплики о морали, политике и вмешательстве в личную жизнь Мораль, говорите, не читать. То есть — без морали обойдемся. Но мораль — это не просто нудное назидание. Это — нравственные выводы из осмысленной повседневности. Не читать мораль и не писать мораль, не говорить о морали вслух — это значит не пропускать повседневность через совесть, а только через желудок, да через уши неслышащие и глаза невидящие. 2 июля, 2013 Мораль, говорите, не читать. То есть — без морали обойдемся. Но мораль — это не просто нудное назидание. Это — нравственные выводы из осмысленной повседневности. Не читать мораль и не писать мораль, не говорить о морали вслух — это значит не пропускать повседневность через совесть, а только через желудок, да через уши неслышащие и глаза невидящие. В интернете появились возмущённые комментарии к статье протоиерея Андрея Ткачёва «Новая мораль — болезнь без противоядия» . Публикуем ответ отца Андрея на эти реплики. Народу сильно почесали за ушком, утверждая, что vox populi это именно vox dei и не иначе. Уловим голоса некоторых инструментов в симфонии народного хора и услышим: Не надо нас пугать. Не нам надо читать морали. Не надо лезть никому в личную жизнь. Не надо рассказывать сказки. Не надо вам заниматься политикой. Браво. Креативная позиция. Теперь по пунктам да по полочкам. Самые драгоценные места Ветхого Завета это угрозы. Песнь Моисея во Второзаконии, весь Иеремия плюс его плач, избранные псалмы, иногда полные проклятий, добрая половина Исайи, малые пророки. Угрозы Господа Иисуса заставляли ассоциировать Его личность именно с грозными пророками. И на вопрос «Кого Мя глаголют человецы быти?» ученики назвали именно Иеремию да Илию, который на иконах часто с ножом изображается. Автор пугающего Апокалипсиса — апостол любви Иоанн. Так что «не надо нас пугать», дескать, пуганые мы, это и в его сторону голосок. Не надо нас пугать, это значит — закройте Библию и никогда ее не открывайте. Это большевизм, господа. Самый махровый, потому что самый примитивный.

http://pravmir.ru/otvet-na-nekotorye-rep...

Ее стало недостаточно по причине падения человека, прекратившего непосредственную связь и беседы Бога с ним. Теперь Бог стал говорить людям не непосредственно, а через пророков. Бог сообщал пророкам Свою волю и оценку тех или иных событий из жизни еврейского народа. Такими пророками были Моисей, великие и малые пророки. Они и сообщали людям так называемые заповеди и законы о жизни, достойной Бога и человека. Так появилось Божественное Откровение. Чем вызвано появление Евангельского учения? Оно вызвано тем, что указанные через пророков нормы перестали находить должный внутренний отклик в жизни еврейского народа. И тогда на землю снизошел и воплотился Сын Божий. Он принес нам Свое Евангельское учение, содержащее вероучение и нравоучение. Оно и составило основу христианской нравственности. Что входит в состав христианской нравственности? В состав христианской нравственности, созидающей целенаправленную жизнь христианина, входят вера в Бога, в Святую Церковь , в церковные Таинства и в «жизнь будущего века». На них христианская нравственность покоится как здание на своем фундаменте. Руководимый и укрепляемый благодатью Божией христианин приобретает для себя свидетельства разума, откровение религиозного опыта, отклики нравственного чувства и свободы воли, которые он и направляет на практическое осуществление намеченных им нравственных дел. Что составляет базовый компонент христианской нравственности? Базовый компонент христианской нравственности составляет Евангельское учение Господа нашего Иисуса Христа, ибо оно ориентирует человека на главную цель его жизни и на правила поведения, указанные Божественным Откровением. 4. Религия и нравственность Религия и нравственность: религиозное сознание человека, выстраивающее отношение человека к Богу; сосредоточение внимания на Боге, на Его благодатном воздействии на мир и людей, научение видеть Бога внутренним зрением; нормы, вытекающие из религиозного сознания человека и определяющие его нравственность; озабоченность человека принять Бога в свою жизнь и с Его законом согласовывать свое поведение В чем суть религиозного сознания человека?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Между тем, продолжается работа и над другими изданиями, как в России, так и за рубежом. Назову только два, которые потенциально могут составить конкуренцию Библии РБО. Это, прежде всего, труды Института перевода Библии в Заокском (не следует смешивать его с Институтом перевода Библии в Москве), небольшом городе Тульской области, где находится духовная академия адвентистов седьмого дня. Этот перевод осуществлялся прежде под редакцией ныне покойного М.П. Кулакова, теперь его сменил сын, М.М. Кулаков. Изданы были Новый Завет, Псалтирь, Пятикнижие, выходят в свет малые пророки, и работа продолжается. Другой проект осуществляется Русским Библейским центром в Чаттануга, штат Теннеси, там вышел Новый Завет и отдельные книги Ветхого в переводах Гелия Вишенчука-Вишенки, так что со временем, вероятно, можно ожидать полной Библии в этом переводе. Попутно отметим, что все эти переводы без исключений содержат лишь канонические книги, т.е. по составу совпадают с протестантскими, а не православными изданиями Библии. Это принципиальная позиция всех без исключений новых переводов, и она говорит о многом – в частности, о том, что если православные будут стоять в стороне от процесса перевода Библии на русский язык, это совсем не значит, что сам процесс остановится. Просто они не смогут уже никак повлиять на его результат. Итак, РБО с самого начала говорит о своей новой Библии не просто как о еще одном переводе, но как о второй национальной Библии в России – не вместо Синодальной, но вместе с ней. Это очень серьезная заявка. Говорить о том, «достоин» или «недостоин» этот перевод такого звания, сложно – в конце концов, это во многом дело вкуса. Но этот перевод не возник внезапно, его части публиковались и обсуждались прежде, так что вполне можно поставить его выход в контекст этих дискуссий. Библия РБО состоит из двух частей, как и любая другая христианская Библия – из Ветхого и Нового Завета. Но в отличие от многих других изданий, это не один, а два достаточно самостоятельных проекта, объединенных под одной обложкой. Даже в день выхода книги в свет, 1 июня, на сайте РБО (biblia.ru) эти проекты были представлены порознь, назывались они, соответственно «Ветхий Завет: перевод с древнееврейского» и «Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого». Похоже, но все-таки не одинаково.

http://bogoslov.ru/article/1737359

Но самая сильная и развернутая в книге Осии метафора – супружеская, где муж изображает собой Бога, а жена – Израиль. Эта метафора охватывает целых три главы (Ос 1-3), которые можно считать вводными не только к самой пророческой книге, но и ко всему корпусу Двенадцати малых пророков. Быть может, именно этим объясняется, почему почти во всех древних вне-танахических памятниках (LXX, Таргум Йонатана, 3-я (в западной традиции – 4-я) книга Ездры (3(4)Езд 1:39-40); апокриф «Жизнь пророков») на первой позиции в своде Двенадцати находится не Амос, первый письменный пророк, а более поздний Осия : эта яркая и мощная по своему воздействию на читателя метафора дает ключ к пониманию всей книги Двенадцати, да и шире – пророческой литературы и пророческой историографии вообще. Не случайно поэтому и то, что книгой Осии, начинающейся с супружеской метафоры, в греческой традиции, в Септуагинте, открывается весь раздел пророческих книг: у LXX «малые» пророки предшествуют «великим». О чем говорит эта метафора? О том, что отношения Бога с Израилем – совершенно исключительны. Израиль выбран Богом из всех народов, введен с Ним в особые отношения, оговоренные в условиях завета. Как из всех девиц жених выбирает себе одну-единственную и предлагает ей вступить с ним в исключительные по своей близости отношения, стать его женой, так и Бог избрал Израиля и предложил ему совершенно особые по сравнению с другими народами отношения – отношения завета. Как жена, допускающая в интимные отношения кого-то иного, помимо мужа, перестает быть верной супругу, так и Израиль, увлекаясь идолопоклонством и почитая вместе с истинным Богом еще и Ваалов, перестает быть верным своему Господу . Брачный договор в случае супружеской измены уже недействителен, и муж не только волен, но и обязан расторгнуть его, отобрать у изменницы все и выставить ее на улицу в чем мать родила. Но есть ли что-то, чего бы Израиль не получил от своего Господа, хоть и думал порой, что получает какие-то блага от иных господ – от местночтимых Ваалов до Ассирии и Египта со всеми их божествами? «Она не жена Моя и Я не муж ее, – произносит муж на разводном процессе.

http://bogoslov.ru/article/4872312

Пророк Осия, верный муж неверной жены Осия — пророк, который не просто говорит, а действует. По велению свыше он совершает нечто скандальное — берет в жены блудницу, заводит от нее детей. Семейная жизнь Осии показывает, что союз Бога с Его народом подобен союзу мужа и жены. Но дело в том, что народ изменил своему Богу. Израильтяне стали поклоняться языческим божествам и перестали почитать образ Божий в своем ближнем. Об этом и говорит пророк Осия. Но он уверен, что однажды все изменится. Читать далее Пророк Михей, бедняк Господень Слова пророка Михея созвучны с пророчествами его великого современника и, возможно, учителя — пророка Исайи. Однако Михея отличает незнатное происхождение — он был «бедняком Господним». Пророк говорит о наступлении времени, когда исчезнет не только вражда человека с Богом, но и войны народов между собой. С этим временем также связано пророчество Михея о рождении Христа в Вифлееме. Читать далее Пророк Наум, обличитель Ниневии Пророк Наум жил в VII веке до н. э., когда самым сильным и влиятельным государством на Ближнем Востоке была Ассирия. Но идолопоклонство и разврат не могут соседствовать с могуществом и процветанием. Наум говорит именно об этом. Он пророчествует о гибели Ниневии — последней из столиц Ассирии. Читать далее Пророк Аввакум, дозорный на башне В своих писаниях Аввакум называет себя дозорным, который стоит на башне и напряженно вглядывается вдаль. Он должен подняться над повседневной суетой, чтобы разглядеть вдали то, чего не хотят или не могут увидеть другие. И со своей башни он, действительно, видит нечто очень важное — Пришествие Мессии. Читать далее Пророк Софония и День Господень Софония — пророк, который говорит о наступлении Дня Господнего, то есть Страшного суда и жизни будущего века. Израильтяне того времени связывали с этим днем радужные ожидания. Но слова Софонии звучат страшно. Он говорит об уничтожении мира, каким мы его знаем. Но тут же звучат и слова надежды, поскольку полученное предупреждение поможет избежать грядущей беды. Читать далее

http://foma.ru/malye-proroki.html

– Да почему в бордовом-то? Ведь это же АНГЕЛЬСКИЕ силы! В белом же надо! – А вы что – часто ангелов видите? Нет? Тогда почему вы так уверены, что именно в белом? Вот наш иконостас, в Рублевском стиле... видите: серафимы написаны бордовыми, херувимы – темными, сине-зелеными. Силы вокруг Господа Вседержителя – в тех же бордовых и сине-зеленых цветах, а плащи Архангелов Михаила и Гавриила – красно-бордовые. А в службе Архангела Михаила сказано: «И вид твой огнен, и добр о та ч у дна...». А вы что – часто ангелов видите? Нет? Тогда почему вы так уверены, что именно в белом? – Ну, не знаю... – А если не знаете, то зачем спорите? – Но ведь везде в белом! Как будто я запрещаю кому-то служить в белом. Для употребления белого в этот праздник есть свои причины. Но по нашему Уставу – в бордовом. А уж то, что он имеет под собой серьезные основания, – разговор отдельный. И на Благоверных князей мы служим в бордовом, потому что багряница – царский цвет. И на Пророков – потому что у них была пламенная ревность о Господе. И на Апостолов, думаю, по той же причине. Хотя старые сестры и обосновывали мне этот момент словами Писания: «Коль красны нози благовествующих мир» ( Ис. 52, 7), но я понимаю, что красны здесь означает прекрасны – это не о цвете. Но и пророки, и апостолы горели духом и принимали за Господа мученические венцы – бордовый очень уместен. На малые посты мы одеваем храм, алтарь и духовенство в темно-зеленые облачения. Замучились, признаться, ткань искать, потому что вариант нестандартный. Но не отказываемся от этой особенности – веская она. Сразу понятно, что не просто будни, а пост. А вот от риз черного цвета Великим постом мы уже 20 лет назад практически отказались, хотя в Уставе монастыря они приняты. Ну, как «отказались»... не сами, конечно – благословились у Патриарха. И дело не в том, что умные люди всё чаще теперь пишут: «это не православная традиция». Просто в нашем храме с огромным иконостасом в стиле XV века черные облачения смотрятся как нечто совершенно инородное; не нужно никаких богословских изысканий – всё видно глазами.

http://pravoslavie.ru/136577.html

Реклама : С.107. Галерея: Иван Лубенников : За свободу, против хамства . Подборка репродукций работ художника Ивана Лубенникова. Подготовка материала и вступительная статья Оксаны Головко (помощь в подборке иллюстраций Анны Намит)//Фома. - – октябрь 2006. – С.108-113. – (рубрика « Галерея »). ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФОНД (подраздел). – С.114-115. Строфы: Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир»: Сергей Стратановский . С болью наедине . Подборка стихов разных лет (1977-2004 гг.); Автор вступительной заметки - Павел Крючков , редактор отдела поэзии журнала «Новый мир». Иллюстрации Николая Кузнецова. Фото Павла Крючкова//Фома. - – октябрь 2006. – С.114-115. – (рубрика « Строфы »). Что читать: Представлены и прокомментированы недавно изданные книги:   Книги Ветхого Завета в переводе П. А. Юнгерова . 1-й том: Большие пророки; 2-й том: Пророк Даниил, малые пророки. - М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2006/Представляет Яна Самойлова //Фома. - – октябрь 2006. – С.116. – (рубрика « Что читать »);   Г. А. Елисеев, С. В. Алексеев, Д. М. Володихин . Отечественная история . Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. – М.: «Форум: ИНФРА-М», 2006. – 464 с./Представляет Виталий Каплан //Фома. - – октябрь 2006. – С.116. – (рубрика « Что читать »). Юрий Максимов представляет и дает развернутые характеристики нескольким (ранее изданным) книгам, посвященным «Святым Отцам и Учителям Церкви»: Праведное житие и апостольские труды Святителя Николая , архиепископа Японского по его своеручным записям . – СПб.: Северо-Западная Библейская Комиссия, 1996. – 191 с.//Фома. - – октябрь 2006. – С.116-117. – (рубрика « Что читать »); Преподобный Викентий Лиринский . Памятные записки Перегрина . – М.: Stella Aeterna, 1999. –64 с.//Фома. - – октябрь 2006. – С.117. – (рубрика « Что читать »); Блаженный Феодорит Кирский . Изъяснение трудных мест Божественного Писания . – М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2003. – 440 с.//Фома. - – октябрь 2006. – С.117. – (рубрика « Что читать »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-42-...

1. Первые книги пророка Моисея («Тора» — «Закон»), содержащие в себе основы ветхозаветной веры и нравственности. Их пять: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Это книги законоположительные.   2. Второй отдел — книги исторические. Он включает в себя: Книгу Иисуса Навина, Книгу Судей, Книгу Руфь, Книги Царств. Но в еврейской Библии Книг Царств нет, там есть 1-я и 2-я Книги Самуила. Нет такого названия — исторические книги. Есть ранние пророки и поздние пророки. Кроме того, в этот же отдел входят Книги Паралипоменон (Летопись), 1-я Книга Ездры, Книга Неемии, Книга Есфирь. Все это — книги, которые мы называем историческими, а в еврейской Библии они носят название ранние пророки.   3. Следующий отдел Ветхого Завета — учительные книги, т. е. книги в основном назидательного содержания. Сюда входят Книга Иова, Псалтирь, Книга Притчи Соломона, Книга Екклезиаст и Книга Песнь песней Соломона.   4. Этот отдел — книги пророческие, или пророки. Помните, в Евангелии Господь говорит: «В этом весь закон и пророки»? Две части: закон и пророки. Отдел включает в себя книги великих пророков (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил) и книги малых пророков (всего 12 книг: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии). В еврейской Библии все малые пророки собраны в одну книгу.   Книги неканонические: Книга Товита (прекрасная книга, захватывающая и содержанием, и глубокой нравственной основой; особенно интересна она для тех, кто хочет создать крепкую христианскую семью, хочет знать, кто является покровителем семьи, как нужно молиться Богу и что делать, чтобы Господь умудрил и послал хорошую жену или мужа), Книга Иудифи, Книга Премудрости Соломона (это последняя книга, которая появилась в ветхозаветном каноне, она датируется примерно концом 1-го столетия по Р. Х., но тем не менее включена в Ветхий Завет), Книга Иисуса, сына Сирахова, Вторая и Третья Книги Ездры (евреи не признают ее, считают эту книгу поздним дополнением), и три Книги Маккавейские.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

4. Пророческие книги. Вторая часть Пророков — собственно пророческие писания. Они содержат Слово Господне, обращенное к Израилю и миру через боговдохновенных мужей — пророков. Их проповедь направлена на борьбу против религиозных и нравственных искажений идеи Завета, против обрядоверия и церковного формализма. Пророки предсказывают наступление Царства Божия, когда воля Творца восторжествует в мире. Глава этого Царства — Мессия (Христос), образ Которого постоянно возникает в проповедях пророков (особенно Исайи). Пророки (Иеремия и Иезекииль) предрекли установление Нового Завета , отличного от Ветхого. Сборник Пророческих писаний в свою очередь делится на две части: Великие пророки; 12 Малых пророков. Названия разделов связаны с объемом книг. Великие пророки : 1) Исайя, 2) Иеремия, 3) Иезекииль. В русской Библии к ним добавляется и Даниил, книга которого в еврейской традиции отнесена к Учительным писаниям. Малые пророки : 1) Осия, 2) Иоиль, 3) Амос, 4) Авдий, 5) Иона, 6) Михей, 7) Наум, 8) Аввакум, 9) Софония, 10) Аггей, 11) Захария, 12) Малахия. Книга Плач Иеремии в еврейской Библии относится к Учительным, а в русской Библии — к Пророческим книгам. Книги Руфь, Паралипоменон, Ездры, Неемии и Есфири в еврейской Библии отнесены к Учительным книгам, а в русской — к Историческим. 5. Учительные книги (евр. — Писания) включают в себя: 1) Кн. Иова, 2) Псалтирь, 3) Притчи, 4) Екклезиаст, 5) Песнь Песней. Кроме Иова, все они употреблялись при храмовом богослужении или во время праздничных ритуалов. Большинство из этих книг написано библейскими мудрецами , которые касались самых различных сторон человеческой жизни: любви и дружбы, молитвы и этики, труда и познания, тайны страдания невинного человека и смерти. Их цель — показать, что есть один путь истинной жизни — «хождение перед лицом Божиим». 6. Неканонические книги (у католиков называемые второканоническими), включенные в русскую Библию: I. Исторические: 1) 2-я кн. Ездры, 2) 1-3-я Маккавейские. II. Пророческие: 1) Послание Иеремии, 2) Кн. Варуха, 3) 3-я Кн. Ездры, 4) отдельные главы Кн. Даниила.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010