С особенной силой эта часть пророческого служения выступает в Книгах великих пророков Исаии и Иеремии и пророка Иезекиля. В пророках, упоминаемых в Книге Царств, это не явлено с такой силой. В Книге Царств упоминаются несколько пророков, из них два чрезвычайно известны, известны их великие дела, – это пророки Илия и Елисей. Они очень известны и в нашем народе, память их чтится, их имена на слуху, в отличие от пророков, которые оставили свои писания в корпусе Книг Ветхого Завета, таких, как Исаия, Иеремия и другие малые пророки. Так вот, пророки Илия и Елисей сотворили много чудес, про них сказано в Книгах, но что они написали, мы не знаем. Мы не знаем даже, писали ли они что-нибудь вообще. Во всяком случае, Промысел Божий не сохранил для нас их писаний. Хотя вокруг них было очень много учеников, нечто вроде общины и, несомненно, были люди, которые записывали что-то (раз вошли в корпус Книг Ветхого Завета повествования об их делах, о чудесах, которые они творили). Но вот их собственных писаний до нас не дошло и в корпус Книг Ветхого Завета не попало. И есть другие пророки, о жизни которых мы знаем сравнительно мало (например, о жизни пророка Иезекиля), а их писания знаем, изучаем, и они имеют огромное значение для понимания, чем жил Ветхий Завет и израильский народ, чего он чаял и за что был наказан. Свидетельства этих пророков во многом до сих пор очень значимы для основных моментов нашей веры. Пророк Илия. Мы почти не знаем ничего о его жизни, кроме тех обстоятельств, которые связаны с судьбой царя Ахава, Израильского царства и предсказаний, обличений , которые он являл этому царю. Мы знаем только, что он Фесвитянин, то есть родом из города Фесвы. Он был, как свидетельствует Священное Предание, девственником, у него не было семьи, что большая редкость для Ветхого Завета. Неизвестно, каково его детство, где он был и что делал. И он появляется только чтобы засвидетельствовать царю Ахаву его нечестие, что тот поставил идолов – чужих богов, и за это он наказывает царя Ахава и весь народ, который верит царю Ахаву, засухой.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/33

Давайте же попробуем разобраться, что такое Библия. Прежде всего, стоит обратить внимание, что Библия, по большому счету, – не одна книга, а целая библиотека, собрание книг. Первым, что вы увидите, открыв Библию, будет оглавление – список книг, которые в нее входят. Как минимум, там будут перечислены 66 книг. В этом случае на титульном листе будет написано «канонические книги». Это значит, что ваше издание Библии содержит абсолютный канон – те 66 книг, которые признаны стандартом (каноном) всеми христианскими церквями. Если же такой надписи нет – не пугайтесь, у вас ничего не отнято, просто добавлен ряд еврейских текстов, имевших хождение в первом веке на греческом языке. Ранние христиане заимствовали эти тексты у иудеев еще до того, как те определились со своим каноном, который мы теперь называем каноном Ветхого Завета. Позднее, в средние века, христианский канон Ветхого Завета сравнили с каноном иудейским, и оказалось, что эти книги в него не входят. Поэтому многие церкви не признают эти книги как канонические, и для них существует особое название – второканонические книги или апокрифы. Во всякой библиотеке книги расставлены по стеллажам и полкам не случайным образом, а систематизированы по разным критериям: по жанрам, по авторам, по хронологии, в конце концов – по размеру книг (на одной полке стоят книги в твердом переплете, а на другой тонкие брошюрки). Так же и в Библии. Почему, скажем, Послание Римлянам стоит раньше Послания Галатам? По этой самой причине – обе книги расположены на одной полке «Переписка апостола Павла», но сперва идут книжки потолще, затем – потоньше. Так же и на стеллаже «Пророческие книги»: небольшие по объему (так называемые «малые пророки») стоят на одной полке, увесистые («великие пророки») на другой. Книги, составляющую Библию, весьма различны по жанрам: это и исторические хроники, и законодательные кодексы, и собрания мудрых изречений, и поэзия, и переписка, и описание таинственных видений, и поучительные истории. В большинстве своем они написаны разными людьми. Трудно даже представить себе это разнообразие: Библию создавало около сорока различных авторов, которые писали на трех разных языках (древнееврейском, арамейском и греческом) и жили на трех континентах (В Европе, Азии и Африке). Это были цари, вельможи, пастухи, военнопленные, военачальники, ремесленники, виночерпии, раввины, врачи, историки, чиновники, налоговые инспектора. Люди разных профессий, разного культурного уровня, живущие в разных странах, говорящие на разных языках. Большинство из них не знало и никогда не видело, а зачастую – и не подозревало о существовании друг друга. Более того, они жили в разное время: период их жизни составляет 1500–2000 лет, то есть самые ранние тексты Библии были написаны, как минимум, за полторы тысячи лет до написания наиболее поздних книг.

http://azbyka.ru/chto_takoe_bibliya

Клеопа разочарованно отвечает: – Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? (Лк. 24: 18). Да, аминь, Он – Странник, Который во Своя прииде, и Свои Его не прияша (Ин. 1: 11). Царство Его не от мира сего (ср.: Ин. 18: 36), Он создал каждую человеческую душу, а Его никто не узнаёт, хотя Он был там, в таинстве чревоношения каждой матери, в полных изумления глазах каждого появляющегося на свет младенца. Он вдыхает жизнь в уста каждого малыша, выходящего из живительных вод материнской утробы и испускающего первый в жизни крик. А Его уже никто не узнаёт, хотя Он в каждого вкладывал всё уникальное: ум, и глаза, и сердце, личность. Они равнодушно смотрят на Того, Кто возлюбил их первым. Он благословил вселенную их разума и на каждом запечатлел Свой лик, Свой образ. «Он стал таким, как я, чтобы я мог принять Его, и принял мой облик, чтобы я не отворачивал лица от Него» (Оды Соломона ). Бедные ученики… Какое горькое известие о кончине Того, Кто сокрушил ад, содержимый огнем вечным: – А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля (Лк. 24: 21). При виде такой простоты вечная Мудрость Божия осиявает их светом: – О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лк. 24: 25–27). Вот величайший курс богословия всех времен! Вечный Профессор рассказывает о Себе. Миллионы книг мира сего в суетности своей сообщают меньше, чем бесконечно сладкие уста Логоса. Малые умы учеников силятся постичь грандиозные смыслы истории, истолковываемые Самой Вечностью. Псалмы, пророчества, песнопения Ветхого Завета робко приступают и открывают им свою премудрость. Однако уже виднеется Эммаус. Село потихоньку приближается к ним, а планеты и солнца кружатся вокруг нетварного Центра творения. И тут следует стих, раздирающий душу: Он показывал им вид, что хочет идти далее (Лк. 24: 28). В этом трагедия всех веков, миллиарды смертей, произошедших за всю историю, бесконечная горечь Бога избитого, истерзанного, оплеванного, распятого, умерщвленного теми, кого Он возлюбил до конца. В этом видна и величайшая кротость Зиждителя, отверженного Его творениями, пресмыкающимися по земле.

http://pravoslavie.ru/131093.html

Между тем, продолжается работа и над другими изданиями, как в России, так и за рубежом. Назову только два, которые потенциально могут составить конкуренцию Библии РБО. Это, прежде всего, труды Института перевода Библии в Заокском (не следует смешивать его с Институтом перевода Библии в Москве), небольшом городе Тульской области, где находится духовная академия адвентистов седьмого дня. Этот перевод осуществлялся прежде под редакцией ныне покойного М.П. Кулакова, теперь его сменил сын, М.М. Кулаков. Изданы были Новый Завет, Псалтирь, Пятикнижие, выходят в свет малые пророки, и работа продолжается. Другой проект осуществляется Русским Библейским центром в Чаттануга, штат Теннеси, там вышел Новый Завет и отдельные книги Ветхого в переводах Гелия Вишенчука-Вишенки, так что со временем, вероятно, можно ожидать полной Библии в этом переводе. Попутно отметим, что все эти переводы без исключений содержат лишь канонические книги, т.е. по составу совпадают с протестантскими, а не православными изданиями Библии. Это принципиальная позиция всех без исключений новых переводов, и она говорит о многом – в частности, о том, что если православные будут стоять в стороне от процесса перевода Библии на русский язык, это совсем не значит, что сам процесс остановится. Просто они не смогут уже никак повлиять на его результат. Итак, РБО с самого начала говорит о своей новой Библии не просто как о еще одном переводе, но как о второй национальной Библии в России – не вместо Синодальной, но вместе с ней. Это очень серьезная заявка. Говорить о том, «достоин» или «недостоин» этот перевод такого звания, сложно – в конце концов, это во многом дело вкуса. Но этот перевод не возник внезапно, его части публиковались и обсуждались прежде, так что вполне можно поставить его выход в контекст этих дискуссий. Библия РБО состоит из двух частей, как и любая другая христианская Библия – из Ветхого и Нового Завета. Но в отличие от многих других изданий, это не один, а два достаточно самостоятельных проекта, объединенных под одной обложкой. Даже в день выхода книги в свет, 1 июня, на сайте РБО (biblia.ru) эти проекты были представлены порознь, назывались они, соответственно «Ветхий Завет: перевод с древнееврейского» и «Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого». Похоже, но все-таки не одинаково.

http://bogoslov.ru/article/1737359

Но самая сильная и развернутая в книге Осии метафора – супружеская, где муж изображает собой Бога, а жена – Израиль. Эта метафора охватывает целых три главы (Ос 1-3), которые можно считать вводными не только к самой пророческой книге, но и ко всему корпусу Двенадцати малых пророков. Быть может, именно этим объясняется, почему почти во всех древних вне-танахических памятниках (LXX, Таргум Йонатана, 3-я (в западной традиции – 4-я) книга Ездры (3(4)Езд 1:39-40); апокриф «Жизнь пророков») на первой позиции в своде Двенадцати находится не Амос, первый письменный пророк, а более поздний Осия : эта яркая и мощная по своему воздействию на читателя метафора дает ключ к пониманию всей книги Двенадцати, да и шире – пророческой литературы и пророческой историографии вообще. Не случайно поэтому и то, что книгой Осии, начинающейся с супружеской метафоры, в греческой традиции, в Септуагинте, открывается весь раздел пророческих книг: у LXX «малые» пророки предшествуют «великим». О чем говорит эта метафора? О том, что отношения Бога с Израилем – совершенно исключительны. Израиль выбран Богом из всех народов, введен с Ним в особые отношения, оговоренные в условиях завета. Как из всех девиц жених выбирает себе одну-единственную и предлагает ей вступить с ним в исключительные по своей близости отношения, стать его женой, так и Бог избрал Израиля и предложил ему совершенно особые по сравнению с другими народами отношения – отношения завета. Как жена, допускающая в интимные отношения кого-то иного, помимо мужа, перестает быть верной супругу, так и Израиль, увлекаясь идолопоклонством и почитая вместе с истинным Богом еще и Ваалов, перестает быть верным своему Господу . Брачный договор в случае супружеской измены уже недействителен, и муж не только волен, но и обязан расторгнуть его, отобрать у изменницы все и выставить ее на улицу в чем мать родила. Но есть ли что-то, чего бы Израиль не получил от своего Господа, хоть и думал порой, что получает какие-то блага от иных господ – от местночтимых Ваалов до Ассирии и Египта со всеми их божествами? «Она не жена Моя и Я не муж ее, – произносит муж на разводном процессе.

http://bogoslov.ru/article/4872312

Это библейское определение аналитически вытекает из Откровения, имманентно самому его существу. Откровение есть личный акт, от лица к лицу. Субъект откровения, как Открывающийся, соотносителен субъекту, принимающему откровение, которое есть в этом смысле диалог , разговор Бога с тварью, с ангелами и человеками, причем полнота откровения принадлежит именно человеку (ср. 1Петр 1, 12 , Еф. 3, 9–11–13 ). Откровение есть общение Бого-человеческое , акт Бога в человеке и обратное приятие Бога человеком, встреча и разговор, завет Бога с человеком. Человек есть личное существо, и приятие откровения совершается от Лица (Божественного) к лицу (человеческому): Моисей на Синае, Исаия и Иеремия, все великие и малые пророки, апостолы и все человеки, которых касался дух Божий «многократно и многообразно» ( Евр. 1, 1 ). Но всякая человеческая личность причастна целому человеческого рода, есть его представитель («трансцендентальный субъект», говоря языком Канта), есть всечеловек . Откровение Божие, хотя и приемлется единолично, и, как переживание, является даже невыразимо словом, однако же оно по содержанию своему предназначается для всего человечества, если не фактически, то принципиально: Моисей на Синае «взошел к Богу, и воззвал к нему Господь с горы говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым» ( Исх. 19, 3 ). Пророк, приемлющий откровение, всегда есть посредник . Поэтому откровение не распыляется на отдельные, личные, эпизодические акты, но накопляется и интегрируется в судьбах человеческого рода, и в этом смысле оно одинаково есть и акт, и факт, – «депозит» веры, всегда продолжающееся откровение. Оно есть в этом смысле вечная жизнь для твари. Океан Божества никогда неисчерпаем для твари, которая ныне познает отчасти . Правда, нам обещано, что в будущем веке мы будем познавать Бога уже не отчасти и не через тусклое стекло, но лицом к лицу, как и сами познаны, уже не по-младенчески, но по-мужески ( 1Кор. 13 ). Однако эта разница в степени не уничтожает качественной границы между Творцом и творением: тварь не может познать Бога, как Он сам Себя знает, Бог никогда не перестанет быть открывающейся тайной для человека, откровение не прекратится, оно есть вечная жизнь .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

16 . Вот повеления 111 , которые вы должны исполнять: говорите истину каждый ближнему своему, по истине и миролюбиво судите в воротах ваших 112 , 17 . И не питайте злобы друг к другу в сердцах своих, и не любите ложной клятвы, ибо всё это Я возненавидел, говорит Господь Вседержитель. 18 . И было слово Господа Вседержителя ко мне, и сказано: 19 . Так говорит Господь Вседержитель: пост четвёртого, и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого (месяца) 113 будут для дома Иудина радостью и весельем и радостными праздниками, и возвеселитесь, и истину и мир возлюбите. 20 . Так говорит Господь Вседержитель: ещё придут многие народы и жители многих городов, 21 . И будут сходиться жители пяти городов в один город и скажут: «Пойдём помолиться лицу Господа и взыскать лице Господа Вседержителя!», «Пойду и я!» 114 . 22 . И придут в Иерусалим многие народы и многие племена взыскать лица Господа Вседержителя и помолиться пред лицом Господа. 23 . Так говорит Господь Вседержитель: в те дни возьмутся десять человек из всех племён языческих, и ухватятся за одежду иудеянина, и скажут: «Пойдём с тобою, ибо мы слышали, что Бог с вами пребывает». 102 Слав. оскобл. ко мне соотв. πρς με – в лук. спп. и 10 сп. Сергия, а в алекс., ват. и др. греч. спп., евр. т. и Вульг. – нет. 104 Если это многолюдство представляется теперь, в разорённом и опустошённом Иерусалиме, невозможным... 110 Слав. сих соотв. τοτου – ват., text, recept., алекс. char, min., а в алекс., XII и мн. др. греч. спп. – нет. 113 С греч. букв.: пост четвёртый... пятый... седьмой... десятый. В четвёртом, пятом, седьмом и десятом месяцах было взятие Иерусалима Навуходоносором, сожжение храма и др. печальные события того же периода. Воспоминание о них поглощено будет радостью об обращении всех народов к Богу (20–23 стт.). Читать далее Источник: Книги Ветхого Завета в переводе П. А. Юнгерова : В 3-х том. - Москва : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006-./Т. 2: Пророк Даниил. Малые пророки. - 2006. – 296 с./Книга пророка Захарии. 242-279 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

3.Праздники содержали требования праведной жизни и в настоящем. Они были днями радости. Но эта радость по представлениям благочестивых людей могла быть подлинной только тогда, когда она исходила из сердца сокрушенного и очищенного. « Израиль! о если бы ты послушал Меня » — сказано псалмопевцем на праздник Кущей (Пс 80, 9) В праздник Очищения в избранном народе совершалось общее исповедание грехов. Пророки постоянно напоминали, что не может быть радостным богослужение, совершаемое с неверным и неочищенным сердцем. «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших» — говорит Господь. (Амос 5, 21-22). Эти пророческие слова направлены не к упразднению праздников, а к полноте их смысла. По периодичности праздники делились на еженедельные, ежемесячные, ежегодные и не ежегодные (имели период в несколько лет). По значимости праздники были великие (всенародные) и малые (не всенародные). По началу установления: древние и поздние. Суббота Седьмой день творения      Еженедельным праздником в Церкви была суббота . Ее называли «царицей праздников». Славянское слово суббота восходит к еврейскому «шаббат» (покой). Суббота древнее других праздников. « И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил » (Быт 2, 3). О том, что суббота была установлена прежде, чем была дана четвертая заповедь Синайского закона («Помни день субботний, чтобы святить его», Исх 20, 8.) свидетельствует Священное Писание. Еще до Синайского законодательства иудеи в пустыне Син, не дойдя еще до Синая, соблюдали субботу: «[Моисей] сказал им: «вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите [сегодня], а что останется, отложите и сберегите до утра » (Исх 16, 23). Суббота была установлена не только в воспоминание и празднование седьмого дня после шести дней творения. Благословение седьмого дня соединилось с воспоминаниями избавления силой Божией евреев из египетского плена. Моисей говорит: « помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний » (Втор 5, 15).

http://pravoslavie.ru/69466.html

Пророк Осия, верный муж неверной жены Осия — пророк, который не просто говорит, а действует. По велению свыше он совершает нечто скандальное — берет в жены блудницу, заводит от нее детей. Семейная жизнь Осии показывает, что союз Бога с Его народом подобен союзу мужа и жены. Но дело в том, что народ изменил своему Богу. Израильтяне стали поклоняться языческим божествам и перестали почитать образ Божий в своем ближнем. Об этом и говорит пророк Осия. Но он уверен, что однажды все изменится. Читать далее Пророк Михей, бедняк Господень Слова пророка Михея созвучны с пророчествами его великого современника и, возможно, учителя — пророка Исайи. Однако Михея отличает незнатное происхождение — он был «бедняком Господним». Пророк говорит о наступлении времени, когда исчезнет не только вражда человека с Богом, но и войны народов между собой. С этим временем также связано пророчество Михея о рождении Христа в Вифлееме. Читать далее Пророк Наум, обличитель Ниневии Пророк Наум жил в VII веке до н. э., когда самым сильным и влиятельным государством на Ближнем Востоке была Ассирия. Но идолопоклонство и разврат не могут соседствовать с могуществом и процветанием. Наум говорит именно об этом. Он пророчествует о гибели Ниневии — последней из столиц Ассирии. Читать далее Пророк Аввакум, дозорный на башне В своих писаниях Аввакум называет себя дозорным, который стоит на башне и напряженно вглядывается вдаль. Он должен подняться над повседневной суетой, чтобы разглядеть вдали то, чего не хотят или не могут увидеть другие. И со своей башни он, действительно, видит нечто очень важное — Пришествие Мессии. Читать далее Пророк Софония и День Господень Софония — пророк, который говорит о наступлении Дня Господнего, то есть Страшного суда и жизни будущего века. Израильтяне того времени связывали с этим днем радужные ожидания. Но слова Софонии звучат страшно. Он говорит об уничтожении мира, каким мы его знаем. Но тут же звучат и слова надежды, поскольку полученное предупреждение поможет избежать грядущей беды. Читать далее

http://foma.ru/malye-proroki.html

– Да почему в бордовом-то? Ведь это же АНГЕЛЬСКИЕ силы! В белом же надо! – А вы что – часто ангелов видите? Нет? Тогда почему вы так уверены, что именно в белом? Вот наш иконостас, в Рублевском стиле... видите: серафимы написаны бордовыми, херувимы – темными, сине-зелеными. Силы вокруг Господа Вседержителя – в тех же бордовых и сине-зеленых цветах, а плащи Архангелов Михаила и Гавриила – красно-бордовые. А в службе Архангела Михаила сказано: «И вид твой огнен, и добр о та ч у дна...». А вы что – часто ангелов видите? Нет? Тогда почему вы так уверены, что именно в белом? – Ну, не знаю... – А если не знаете, то зачем спорите? – Но ведь везде в белом! Как будто я запрещаю кому-то служить в белом. Для употребления белого в этот праздник есть свои причины. Но по нашему Уставу – в бордовом. А уж то, что он имеет под собой серьезные основания, – разговор отдельный. И на Благоверных князей мы служим в бордовом, потому что багряница – царский цвет. И на Пророков – потому что у них была пламенная ревность о Господе. И на Апостолов, думаю, по той же причине. Хотя старые сестры и обосновывали мне этот момент словами Писания: «Коль красны нози благовествующих мир» ( Ис. 52, 7), но я понимаю, что красны здесь означает прекрасны – это не о цвете. Но и пророки, и апостолы горели духом и принимали за Господа мученические венцы – бордовый очень уместен. На малые посты мы одеваем храм, алтарь и духовенство в темно-зеленые облачения. Замучились, признаться, ткань искать, потому что вариант нестандартный. Но не отказываемся от этой особенности – веская она. Сразу понятно, что не просто будни, а пост. А вот от риз черного цвета Великим постом мы уже 20 лет назад практически отказались, хотя в Уставе монастыря они приняты. Ну, как «отказались»... не сами, конечно – благословились у Патриарха. И дело не в том, что умные люди всё чаще теперь пишут: «это не православная традиция». Просто в нашем храме с огромным иконостасом в стиле XV века черные облачения смотрятся как нечто совершенно инородное; не нужно никаких богословских изысканий – всё видно глазами.

http://pravoslavie.ru/136577.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010