Разделы портала «Азбука веры» Можно ли называть Святого Духа (Бога), еще и действием Бога? 319 27.05.2023 Бог Можно ли ещё назвать Благодать Божию Святым Духом, не отменяя что Бог Святой Дух 3 ипостась Пресвятой Троицы? 2 Ответа Нам не следует мудровать о Троице больше того, что утвердила Церковь. Бог имеет свойство всеблаженства, и это свойство у Всех Трёх Лиц. Бог Един по существу и Троичен в Лицах. Лица имеют общую Божественную природу, и каждое Лицо имеет уникальное известное нам Ипостасное свойство: у Бога Отца — нерождение, у Бога Сына — рождение, у Бога Святого Духа — исхождение. Всё, других ипостасных свойств Им не присваиваем, а их названия условны и не имеют тварного содержания. Почему? Так как Бог трансцедентен, то есть Он самобытен, вне тварного мира, вне времени и пространства, то любое наше дополнительное мнение о Боге имеет присущую нам (разумным и тварным) ограниченность. Ограниченность есть ложь о Боге, что недопустимо в деле спасения. Как бы положительно не описывали о Боге, любое описание ограничено нашим наблюдением и знанием тварного мира. Богословы предпочитают использовать обратный инструмент — описывать Бога тем, чем Он не является (апофатически). Например, отрицается зависимость бытия Бога от любого внешнего обстоятельства, Он Сам причина всего другого бытия. Да, мы не можем познать сущностную природу Бога. Но мы можем познавать  действия Бога в мире. Эти Его Энергии присущи для Единого Божества, для Пресвятой Троицы. Когда мы говорим о Благодати Святого Духа, то это именно Божественная Благодать, но не присущая исключительно Святому Духу. Благодать Бога Слова, например, в Его Воплощении, в проповеди, в чудесах, в освящении человеческой плоти, и это такая же Божественная Благодать. Спасибо Во славу Божию! В вопросе перепутана терминология, поэтому скажу так: Бог един по сущности, но троичен в Лицах, и каждое из Лиц (Отец, Сын и Святой Дух) в полноте является Богом. При этом до сотворения мира Бог имел то, что было, как говорят отцы, окрест Бога: Божественную славу, силу, вечность, действие, энергию, благость, премудрость и прочее. Все это от века присуще Богу. Как учит прп. Максим Исповедник (в цитате свт. Григория Паламы ):

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-nazyva...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Максим Исповедник, прп. - житие Преподобный Максим Исповедник (580 Константинополь — 13 августа 662 Колхида) — христианский монах, богослов и философ. Автор христологической доктрины диофелитства — учения о двух волях во Христе. Один из ведущих оппонентов политике византийских императоров по объединению Вселенской церкви вокруг христологической доктрины монофелитства — учения об одной воле во Христе. Святой Римской католической церкви и Православных церквей византийской традиции. Его память РПЦ совершает 13 августа (в греческих прологах на сей день указывается перенесение его мощей в Константинополь) и 21 января по Юлианскому календарю. О жизни Максима до начала борьбы с монофелитством известно немного. Как личность, чьи действия оцениваются по-разному его стороониками и противниками, он имеет две противоречащие друг другу версии жизнеописания. Официальная версия жития повествует, что Максим родился в Константинополе, в то время, как противники Максима указывали, что он родом из Палестины. Происхождение Максима так же под вопросом, хотя официальное житие говорит о том, что он из византийской благородной семьи, что определило в дальнейшем его положение как секретаря императора Ираклия (611—641), с которым он, вероятно, был в родстве. В 630 году Максим оставил общественную деятельность, чтобы принять монашеский постриг в монастыре Хризополиса, в городе на азиатском побережье Босфорского пролива, напротив Константинополя (также известного как Скутари, современный турецкий город — Юскюдар). В Хризополисе, Максим был возведен в сан игумена монастыря. Когда Персидская империя захватила Анатолию, многие христиане бежали с Востока и Египта в Западную Африку. Около 640 г. Максим по поручению св.Софрония перешёл в монастырь близ Карфагена, где начал изучать христологию Григория Нисского и псевдо-Дионисия Ареопагита. Там же в Карфагене Максим начал свою карьеру как богослова и аскетического писателя. Максим был высоко оценен местным населением и духовенством как человек святой жизни. Для Северной Африки он стал духовной главой и неофициальным влиятельным политическим советником. Пока Максим был в Карфагене, император Ираклий вёл политику единения партий в церкви на основе моноэнергистской доктрины. Единство в богословском исповедании, могло обеспечить единство империи, пред военными угрозами со стороны Персии. Смысл деятельности Ираклия сводился к тому, чтоб халкидонское диофизитство было принято всеми церквями, при этом, важно было избавить халкидонское вероопределение от подозрений в двусубъектности, а потому указывалось, что во Христе при двух природах и одной Ипостаси исповедуется единое Богомужнее действие. По этому поводу в столице Византии возникает обсуждение понимания взаимодействия между человеческой и Божественной природами во Христе. В этот раз рассматривалась психологическая сторона метафизики Халкидонского Собора 451 г.

http://pravicon.com/info-2846

Arhiva De ziua pomenirii Sfintei Mucenie Tatiana Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a svârit Dumnezeiasca Liturghie în paraclisul Universitii de stat din Moscova 25 ianuarie 2019 18:14 25 января 2019 года, в день памяти мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в домовом храме святой мученицы Татианы — Патриаршем подворье при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. В этот день отмечается День российского студенчества. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Верейский Амвросий , ректор Московской духовной академии ; епископ Домодедовский Иоанн , наместник Новоспасского ставропигиального монастыря , сопредседатель Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Владимир Воробьев , ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета ; протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей ; протоиерей Максим Козлов , председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; протоиерей Владимир Вигилянский , настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова; протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне , председатель Комиссии по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечиванию памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии ; священник Александр Волков , руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси , настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Солнцеве г. Москвы; столичное духовенство. В храме присутствовали ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий, руководство, члены профессорско-преподавательской корпорации и студенты МГУ, члены Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы. Также за богослужением молились заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству , настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа) , профессор факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова и Литературного института им. А.М. Горького писатель И.Н. Волгин.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5360269...

Архив Пн В день памяти мученицы Татианы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в домовом храме Московского государственного университета 25 января 2019 г. 18:14 25 января 2019 года, в день памяти мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в домовом храме святой мученицы Татианы — Патриаршем подворье при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. В этот день отмечается День российского студенчества. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Верейский Амвросий , ректор Московской духовной академии ; епископ Домодедовский Иоанн , наместник Новоспасского ставропигиального монастыря , сопредседатель Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Владимир Воробьев , ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета ; протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей ; протоиерей Максим Козлов , председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; протоиерей Владимир Вигилянский , настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова; протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне , председатель Комиссии по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечиванию памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии ; священник Александр Волков , руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси , настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Солнцеве г. Москвы; столичное духовенство. В храме присутствовали ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий, руководство, члены профессорско-преподавательской корпорации и студенты МГУ, члены Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы. Также за богослужением молились заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству , настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа) , профессор факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова и Литературного института им. А.М. Горького писатель И.Н. Волгин.

http://patriarchia.ru/db/text/5360054.ht...

У день пам " Предстоятель Церкви звершив в домовому Московського державного 25 2019 р. 18:14 25 января 2019 года, в день памяти мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в домовом храме святой мученицы Татианы — Патриаршем подворье при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. В этот день отмечается День российского студенчества. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Верейский Амвросий , ректор Московской духовной академии ; епископ Домодедовский Иоанн , наместник Новоспасского ставропигиального монастыря , сопредседатель Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Владимир Воробьев , ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета ; протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей ; протоиерей Максим Козлов , председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; протоиерей Владимир Вигилянский , настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова; протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне , председатель Комиссии по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечиванию памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии ; священник Александр Волков , руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси , настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Солнцеве г. Москвы; столичное духовенство. В храме присутствовали ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий, руководство, члены профессорско-преподавательской корпорации и студенты МГУ, члены Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы. Также за богослужением молились заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству , настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа) , профессор факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова и Литературного института им. А.М. Горького писатель И.Н. Волгин.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5360176...

Богословская концепция света и Туринская Плащаница В рубрике «Лучшие материалы Православия.Ru: семь лет назад» мы предлагаем вниманию читателей новости, ставшие уже исторической хроникой, а также наиболее интересные интервью с известными церковными и общественными деятелями, аналитические статьи, обзоры и другие публикации, появившиеся на сайте в 2002 году. Преображение. Икона кисти Феофана Грека. XIVb. Согласно библейскому повествованию свет был сотворен Богом в первый день, что указывает на его фундаментальное место в иерархии бытия . «Я образую свет и творю тьму», - говорит Господь (Ис 45.7). Но свет - не только фундамент мироздания, свет – это та риза, в которую облекается Бог (Пс 103.2), символ «Света истинного» (Ин 1.9). Собственно, греческое слово " символ " - σμβολον - происходит от глагола σμ- βλλω – " со- единять " , " с- вязывать " , " с- равнивать " , " с- личать " , а также " с-шибать " и " с-талкивать " , в своем первоначальном значении означало принадлежащую мне часть любого разломанного пополам предмета, вторая половина которого находится у кого-то другого. Вы- явленная часть часть символа, является не просто подобием сокрытой, но ее до- полнением до целого; половинки символа тяготеют друг к другу, желая " со- единения " , " при- мирения " - συμ- βιβζω. Таким образом, символ - это вы- явление со-крытого. «Бог, будучи Светом по естеству, проявляется в свете по подражанию, как Первообраз в образе», – свидетельствует прп. Максим Исповедник . Ветхозаветное Откровение повествует о явлениях Божиих в свете и пламени: в купине неопалимой, в явлении Моисею на Синае, в столпе огненном, в вознесении Илии. Явление этого света - «явление страшное и невыносимое для твари, ибо оно было внешним, чуждым человеческой природе до Христа и вне Церкви» : «Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его. Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет» (Пс 96.3-4). Во времена новозаветные Свет пришел в мир как свете muxiй – утешный. Поэтому он может созерцаться очами подвижников, при-общающихся к опыту апостолов, узревших на Фаворе свет Христова преображения якоже можаху.

http://pravoslavie.ru/29863.html

Закрыть itemscope itemtype="" > По местам Северной Фиваиды Конференция-Паломничество-Круиз 07.07.2010 341 Время на чтение 5 минут ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ МИТРОПОЛИТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО И ЛАДОЖСКОГО ВЛАДИМИРА «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу; крепкая своей верою в Христа Бога и во Святую Троицу!...» (Св. праведный о. Иоанн Кронштадтский) «Вера без дел мертва, как и дела без веры» «Братья лучше нашей страны я не нашел (Максим Исповедник, преп.) и лучше нашей веры не видел» (Прп.Серафим Вырицкий) VI Международная конференция сообщества «ДелоРус» и Александро-Невского Братства «СЛЕДУЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫМ ТРАДИЦИЯМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ»» 13-16 сентября 2010 года Посвящается 10-летию со дня прославления святого преподобного Серафима Вырицкого 770-летию со дня Победы дружины Александра Невского в Невской битве, Проводится в год празднования 1000-летия города Ярославля Маршрут: Санкт-Петербург - р.Нева - Ладожское озеро - р. Свирь - Свирьстрой - Онежское озеро - р.Вытегра - Белое озеро - Горицы - р. Шексна - Рыбинское водохранилище - р. Волга - Ярославль 13 сентября 2010 года (понедельник) 11-00-12-00 Посадка и регистрация на теплоходе. 12-00 Отправление теплохода из Санкт-Петербурга. Речной вокзал (наб. Обуховской обороны, д. 195). 12-00 - 12-30 Размещение на теплоходе. 12-30 - 13-00 Молебен св. блгв. Великому князю Александру Невскому. Открытие конференции. (конференц-зал теплохода) 13-30 - 14-30 Обед 15-00 - 18-30 Открытие V Международного фестиваля православных документальных фильмов «Ласточки России». Духовные беседы со священнослужителями (конференц-зал) 15-00 - 18-30 Открытие научно-практическая конференция «Следуя отечественным традициям предпринимательства и благотворительности» (зал «Панорама») 19-00 - 20-00 Ужин 14 сентября 2010 года (вторник) 08-30 Утреннее молитвенное правило 09-00 - 10-00 Завтрак 10-30 - 13-30 Продолжение V Международного фестиваля православных документальных

http://ruskline.ru/analitika/2010/7/o8/p...

Преподобный мученик Виссарион Сарай (версия для печати)/Православие.Ru Преподобный мученик Виссарион Сарай Православие.Ru , 3 ноября 2004 г. Память 21 октября/3 ноября Прп. Виссарион Сарай, нмч.Опря Миклэуш и нмч. Софроний из Чоары / Преподобный исповедник и мученик Христов Виссарион Сарай родился в 1714 году в местечке Майдан в Отца его звали Максим, а мать Марией. В Крещении будущий подвижник получил имя Николай и с детства отличался особым благочестием и стремлением к уединенной молитвенной жизни. В семнадцатилетнем возрасте он отправился на Святую землю, чтобы поклониться ее святыням. Там в монастыре Саввы Освященного он принял монашеский постриг с именем Виссарион. На обратном пути подвижник посетил Святую гору Афон и, вернувшись на родину, поступил в монастырь Пакра расположенный в Славонии где семь лет прослужил диаконом. Здесь же он сподобился священнического рукоположения. Вскоре преподобный Виссарион был уже хорошо известен в народе свой благочестивой жизнью и прекрасным даром проповеди слова Божьего. Движимый любовью к месту, где жил и проповедовал сам Господь, преподобный второй раз посетил Святую землю и снова вернулся просвещать свой православный народ Евангельским учением. В то время православные христиане на Балканах, и особенно в Австровенгерской империи, страдали от сильной римокатолической пропаганды. Всеми правдами и неправдами католики старались заставить их отречься от своей отеческой веры и подчиниться Римскому папе. Это давление было особенно сильным в правление австрийской императрицы Марии Терезии (1741—1780 гг.), и особенно в Банате и Трансильвании (территория современной Румынии). К этому добавлялась еще и активная пропаганда кальвинистов, но православные сербы и румыны, не смотря ни на что, оставались верны Православию. Узнав о проповеднических и миссионерских способностях святого, Сербский патриарх Арсений IV Йованович (1726-1748 гг.), послал его в 1742 году в Банат и Трансильванию, чтобы тот своей проповедью и примером поддержал православное население в его борьбе с насаждаемой унией. Проживающие в этих краях православные христиане под давлением церковных и государственных католических властей начинали волей-неволей попадать под пагубное влияние. Преподобный Виссарион со смирением принял это послушание и с апостольской ревностью отстаивал в Трансильвании Православную веру. Он путешествовал от села к селу и повсюду убеждал верующих оставаться твердыми в вере. Чувствуя силу и спасительность его богодухновенных проповедей, народ встречал проповедника с особой любовью. Нередко его прибытие сопровождалось торжественными крестными ходами и колокольным звоном.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XLIII  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XLIII Том XLIII МАКСИМ Макарьевич Попов († 16.01.1650), Тотемский, свящ., блж., Христа ради юродивый (пам. 16 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАКСИМ († между 408 и 423), проповедник и церковный писатель, еп. Туринский (Тавринский), проповедник и церковный писатель, св. (пам. 25 июня) МАКСИМ (Жижиленко Михаил Александрович, 1885-1931), иосифлянский епископ Серпуховской, сщмч. (пам. 22 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ, ФЕОДОТ, ИСИХИЙ И АСКЛИПИОДОТА († нач. IV в.), мученики Фракийские (пам. 19 февр., 15 сент.; пам. греч. 15 сент., 19 февр.) 112-114 МАКСИМ II (Абашидзе) (1725-1795), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) (1776-1795) Грузинской Православной Церкви МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик МАКСИМ И ТЕРЕНТИЙ мученики (пам. греч. 5 апр.) - см. в ст. Африкан, Терентий, Максим, Помпий, Зинон, Александр, Феодор 52-103 МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. 103-111 МАКСИМ ПЕРС мч. Кордульский (пам. 30 июля) - см. в ст. Полихроний, еп. Вавилонский, сщмч., и др. мученики 111-112 114-115 МАКСИМИАН (нач. V в.), св. (пам. зап. 3 окт.), еп. Багаи в пров. Нумидия (ныне Ксар-Багаи, вилайет Хеншела, Алжир) 115-116 116-119 МАКСИМИЛИАН Максимилиан (Марченко Михаил Григорьевич; 1871 - 1938), игум., прмч. (пам. 14 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских)

http://pravenc.ru/vol/xliii.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Вершина горы Афон Вершина горы Афон           Вершина горы Афон Вершина горы Афон - самая высокая точка Афонского п-ова (2033 м над уровнем моря). Ц. Пресв. Богородицы (τς Παναϒας), основанная в 1665 г. на пожертвования Патриарха К-польского Дионисия III, находится на высоте 1500 м. По преданию, в строительстве участвовали монахи, к-рые готовились к исповедничеству христ. веры и к мученической смерти. Сюда чудесным образом был восхищен прп. Максим Кавсокаливит, в нач. XVI в. подвизался прп. Иаков Новый († до 1520). Разрушившаяся до основания церковь была заново отстроена на средства В. Л. в 1972 г. На вершине горы Афон возвышается храм в честь Преображения Господня, по преданию построенный прп. Афанасием Афонским в 965 г. на месте языческого капища (ωρθεος, μον. Τ. 2. Σ. 161). Храм, подвергавшийся разрушениям в основном от ударов молний, неоднократно отстраивался: сначала нмч. Давидом из скита св. Анны († 26 июня 1803), в 1895 г. Патриархом К-польским Иоакимом III и, наконец, в 1977 г. Торжественная служба совершается в нем на престольный праздник в день Преображения Господня. За алтарной частью храма, на самой высокой точке Афона, в 1897 г. был установлен железный крест (3´ 4 м).   Комментарии Всего комментариев: 7 2019/05/20, 16:21:48 Христос Воскресе! В прошлом году Господь сподобил и я побывал на Афоне. Оформляли все через Музинидис. Посетили монастыри, Хиландар, Зограф, Иверский, Пантократор, Ватопед, Пантейлимонов. Маршрут паломничества составлял заранее и писал запросы в монастыри. Замечательная была поездка, Богородица провела нас как на крылышках. По приезду домой, договорились в следующем году если будем живы и на то будет Божия воля побывать еще раз на Афоне и подняться на гору. В этом году решили все оформить самостоятельно, с 23 сентября по 29 сентября. Уже купили билеты с пересадкой в Стамбуле. Забронировали гостиницу в Урануполисе, на первый день приезда и перед отьездом. Диамонтирион и разрешение попросили Братию Пантейлимонова монастыря оформить. На визу сказали подавать не раньше трех месяцев перед отьездом, будем это делать в июне.

http://isihazm.ru/?id=596

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010