Содержание Предисловие I. Зачем читать эту книгу? II. О некоторых особенностях «Вопросов и недоумений» II.a. Время, место и проблема оригенизма II.b. Дух, душа и буква III. О критическом издании Хосе Деклерка IV. О настоящем издании и русском переводе Разъяснение некоторых трудностей в Св. Писании, писаниях Святых Отцов и других вопросов и недоумений Святого Максима различные вопросы и выборки из различных глав недоумений Из писаний преподобного отца нашего Максима Исповедника     Предисловие I. Зачем читать эту книгу? На первый взгляд, этот вопрос может показаться искусственным. В самом деле, разве не очевидно, что любой новый перевод сочинений отца Церкви, великого богослова и философа, прп. Максима Исповедника , заслуживает внимания читателя без всякой рекламы и объяснения. Разве и так не ясно, что читать святых отцов, если, конечно, стараться понимать чему они учат и извлекать из этого уроки для жизни, полезно и спасительно? Но, во-первых, не все возможные читатели этой книги в равной степени церковны, чтобы так смотреть на вещи, а, во-вторых, и самым благонамеренным, наверно, не столь уж ясно, зачем им читать автора, жившего тринадцать веков назад и пользовавшегося в своем толковании Св. Писания порой весьма странными, с точки зрения современного читателя даже причудливыми, представлениями того, кто написал, например: «О быке говорят, что он имеет треугольное сердце, пятигранные почки, что у него еще и три желудка и глаза, световидные днем, а ночью огневидные; треть дня и треть ночи он дышит, выдыхая, и смотрит на восток; правая же ноздря у него обоняет с удовольствием теленка, кровь же его смертельна для всех домашних животных, кроме собаки 1 . Нужно быть уж очень благочестивым, чтобы не испытать удивления, не рассмеяться или не пожать плечами при чтении этого пассажа, если вообще не отложить эту книгу как несущую на себе явный отпечаток «до-научного» мышления и совершенно иной цивилизации и культуры, имеющей, может быть, исторический, «музейный» интерес, но вряд ли актуальной и убедительной для современного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Сочинения, вошедшие в состав Opusc., были написаны прп. Максимом предположительно с 626 по 649 гг. 2 , то есть охватывают основной период его писательской деятельности. Часть этих сочинений относится к полемике прп. Максима с монофизитами 3 , однако бльшая часть была написана в период его полемики с моноэнергизмом и монофелитством, так что и сочинения, содержащие критику христологии монофизитов и несториан, в общем контексте Opusc. правомерно рассматривать в горизонте этой полемики. Из относящихся к полемике с моноэнергизмом и монофелитством сочинений в настоящее издание не входят: Письмо 19, адресованное игумену Пирру, которое было написано в самом начале полемики (его перевод уже опубликован) 4 , те части из Трудностей к Фоме (включая Второе письмо к Фоме), которые посвящены этой теме (их русский перевод издан 5 , но это сочинение мы будем неоднократно упоминать и обсуждать), Диспут с Пирром, который в Патрологии Миня выделен в качестве отдельного сочинения (его русский перевод тоже уже издан) 6 и материалы, относящиеся к полемике прп. Максима и его соратников во время судебных процессов над ними, а также написанные в ссылке (русский перевод этих сочинений также опубликован) 7 . Таким образом, издание русского перевода Opusc., из которых на русский до сих пор переводились лишь несколько сочинений, в совокупности с прежде изданными, позволяет русскому читателю составить представление о ходе полемики прп. Максима с моноэнергизмом и монофелитством. С изданием настоящего перевода Opusc. практически все основные сочинения прп. Максима будут доступны в русском переводе, что можно считать важной вехой в изучении в России наследия великого богослова и философа 8 . К сожалению, не все из этих переводов можно было осуществить на основе критических изданий, поскольку критических изданий многих важнейших сочинений прп. Максима не существует, хотя работа над ними ведется уже много лет 9 . По выходе критических изданий существующие переводы, вероятно, придется уточнять. Это касается и перевода Богословско-полемических сочинений, ряд мест которых, как они приведены в Патрологии Миня, вызывал серьезные затруднения в понимании не в последнюю очередь из-за возможных ошибок и лакун в рукописи. В виду важности этих сочинений для понимания наследия прп. Максима мы сочли возможным предложить русскому читателю первый опыт их комментированного перевода 10 , сознавая его предварительный характер и надеясь, что после появления критического издания работа будет продолжена. Публикацию перевода важнейших христологических сочинений прп. Максима, написанных в непростой церковно-исторической и политической ситуации, мы предваряем вступительной статьей, в которой попытаемся в общих чертах воссоздать контекст написания этих сочинений, обозреть главные вехи полемики прп. Максима с моноэнергизмом и монофелитством вплоть до начала суда над ним и предложить понимание основных идей, выраженных в Богословско-полемических сочинениях и других связанных с ними сочинениях 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Преп. Максим Исповедник и византийское богословие» Епифановича — чуть ли не единственная монография о преп. Максиме Исповеднике, написанная по-русски. Своим трудом «Преп. Максим Исповедник и византийское богословие» Епифанович сделал целую эпоху в русском богословии. Фактически, Епифанович изучал жизнь и творчество преп. Максима Исповедника всю жизнь. К сожалению смерть Епифановича оборвала эти плодотворные труды. Магистерская диссертация Епифановича о прп. Максиме Исповеднике, почти уже готовая, так и не увидела свет, а переводы творений прп. Максима прервались, едва начавшись. Из работы Епифановича о Максиме Исповеднике опубликовано две выдержки: «Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника» и предлагаемая здесь «Преп. Максим Исповедник и византийское богословие». Епифанович рассматривает творчество преп. Максима Исповедника на широком фоне истории мысли Церкви и её истории, отсюда и вторая часть название работы — «византийское богословие». Но главное, конечно, тщательный, внимательный разбор богословия самого преп. Максима Исповедника. Епифанович в начале своей работы пишет: «Замечательнейший богослов православной Византии, преп. Максим Исповедник издавна привлекал к себе внимание возвышенностью и оригинальностью своих воззрений и издавна славился как глубокомысленный богослов–писатель. Изучение поэтому его со стороны воззрений имеет понятный интерес. Само собой разумеется, что преп. Максим, как мыслитель известной эпохи, не может быть изучаем, так сказать, вне пространства и времени, оторвано от родной почвы, в стороне от той духовной атмосферы, в которой вырос и воспитан его великий дух. Такое изучение не имело бы ни достаточной полноты, ни силы для характеристики духовного облика св. отца. Чтобы оно оказалось в данном отношении хотя скольконибудь удовлетворительным, нужно привлечь к нему всю соприкосновенную область византийского богословия, — иначе говоря, нужно не только систематически представить учение преп. Максима, но и указать его источники, оценить и охарактеризовать его воззрения, поставив их в связь с воззрениями эпохи. Такая постановка дела дала бы возможность не только обозначить место преп. Максима в культурной истории Византии, но и выяснить характер его как писателя и пролить свет на внутреннюю структуру его системы Нет нужды говорить, что такого рода изучение преп. Максима верно и по существу.»

http://pravbiblioteka.ru/book/prep-maksi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. МАКАРИЙ (Моржов Михаил Степанович; 1872 - 1872), иером., прмч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Смирнов Михаил Ефимович; 1877-1937), иером., прмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Телегин Павел Николаевич; 1876 - 1922), иером., прмч. (пам. 13 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАКАРИЙ НОВЫЙ [Макарий Кийский] († 1590), прмч. (пам. греч. 6 окт.; пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) МАКАРИЙ РИМЛЯНИН (2-я пол. XIV или XVI (?) в.), прп. (пам. 19 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Новгородский, основатель Макариевской Успенской пуст. на р. Лезна (ныне Тосненский р-н Ленинградской обл.) МАКАРИЯ (Сапрыкина Прасковья Афанасьевна; 1867-1938), монахиня, прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МАКСИМ Макарьевич Попов († 16.01.1650), Тотемский, свящ., блж., Христа ради юродивый (пам. 16 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАКСИМ Петрович Богданов (1885-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ (Попов Мефодий Григорьевич; 1876-1934), иером., прмч. (пам. в Соборе Архангельских святых, в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ (Жижиленко Михаил Александрович, 1885-1931), иосифлянский епископ Серпуховской, сщмч. (пам. 22 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_43.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Максим Исповедник, прп. Описания иконы Максим Исповедник, прп. - житие Преподобный Максим Исповедник (580 Константинополь — 13 августа 662 Колхида) — христианский монах, богослов и философ. Автор христологической доктрины диофелитства — учения о двух волях во Христе. Один из ведущих оппонентов политике византийских императоров по объединению Вселенской церкви вокруг христологической доктрины монофелитства — учения об одной воле во Христе. Святой Римской католической церкви и Православных церквей византийской традиции. Его память РПЦ совершает 13 августа (в греческих прологах на сей день указывается перенесение его мощей в Константинополь) и 21 января по Юлианскому календарю. О жизни Максима до начала борьбы с монофелитством известно немного. Как личность, чьи действия оцениваются по-разному его стороониками и противниками, он имеет две противоречащие друг другу версии жизнеописания. Официальная версия жития повествует, что Максим родился в Константинополе, в то время, как противники Максима указывали, что он родом из Палестины. Происхождение Максима [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Византия. XII.] Избранные святые (Свтт. Дионисий Ареопагит, Афанасий, Василий Великий, Иоанн Златоуст, прпп. Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин). Миниатюра " Догматическое всеоружие " Евфимия Зигавина. Византия. 1-я половина XII в. ГИМ. Москва. Файл 8016.jpg:   Размер: 1094x1200, 1.31 MPix, 295 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (177) , (2) . Описание: [Русский Север. XVI.] Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русский Север. 1-я половина XVI в. 55.9 х 40.2. Из коллекции Н.И.Репникова. В 1964 из собрания Ф.А. Калинина поступила в ГРМ. Санкт-Петербург. Файл 8018.jpg:   Размер: 228x842, 0.19 MPix, 55 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (145) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

http://pravicon.com/icon-2340

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАСТАСИЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ († 24.07.662), прп., исп. (пам. 21 янв., греч. 13 авг.- с прп. Максимом Исповедником , 20 сент.- с прп. Анастасием Апокрисиарием ), ученик прп. Максима Исповедника. Происходил из знатной визант. семьи, получил блестящее образование. До пострига служил секретарем императрицы Евдокии, первой жены имп. Ираклия . В 617 г. познакомился с прп. Максимом Исповедником и вскоре стал его духовным сыном. С этого времени в течение 37 лет А. К. почти не покидал своего учителя, подвизаясь вместе с ним в мон-рях Хрисопольском и св. Георгия в Кизике (совр. Бандырма, Турция), сопровождал прп. Максима в вынужденных странствиях по Сев. Африке (ок. 630-645) и Италии (645-653). Ок. 653 г. А. К. вместе с Максимом Исповедником за борьбу с монофелитством был арестован и отправлен в К-поль. На имп. суде А. К. отверг клеветнические обвинения (преимущественно политического характера), к-рые возводились на прп. Максима, и был приговорен к ссылке в г. Первера (на границе Македонии и Фессалии, совр. Греция); его учитель был сослан в г. Визия во Фракии. Когда в нач. 662 г. прп. Максим вторично был вызван в К-поль и осужден на Соборе, А. К. разделил его исповеднический подвиг: был подвергнут бичеванию, ему отсекли язык и правую руку, затем сослали в крепость Скотори в Лазике (совр. Грузия), а потом в крепость в земле сванов. По дороге А. К. скончался (на неск. дней раньше прп. Максима). Из сочинений А. К. сохранилось «Послание о двух волях во Христе» в лат. пер. Анастасия Библиотекаря (PG. 90. Col. 133-136; PL. 129. Col. 623-626). А. К. приписывается соч. «О праздниках» и множество писем. Письмо прп. Максима от 19 апр. 658 г., адресованное А. К., содержит составленный последним постскриптум, призванный утвердить в Православии их единомышленников в Италии (BHG, N 1232; PG. 90. Col. 113-114). Гимнография Память А. К. зафиксирована в греч. синаксаре Никодима Святогорца под 20 сент. вместе с памятью Анастасия Апокрисиария, также являвшегося учеником прп. Максима Исповедника (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 289). В позднейших месяцесловах память А. К. отмечена 21 янв., вместе с памятью прп. Максима Исповедника (Там же. С. 20). В нек-рых рукописях Миней под 13 авг. помещена служба святым Максиму, Мартину и А. К. (Там же. С. 244). В печатных богослужебных книгах последование А. К. отсутствует.

http://pravenc.ru/text/114892.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Максим Исповедник Справедливость и суд   Прп. Максим Исповедник Три вида справедливости Или справедливость и суд   (Перевод Василия Гирина)   Мы приводим перевод с древнегреческого слова «Три вида справедливости». Это слово не было переведено на русский язык. Вероятно, вы читали русские переводы прп. Максима, и мы не сомневаемся, что вы, как и все остальные, отложили эти тексты… Читать их в русском переводе невозможно. Ученые обманывают нас, утверждая, что проблема якобы в сложном языке прп. Максима ...   Проблема не в языке, а в переводчиках. Проблема ученых в том, что они пытаются дать кальку с греческого, на русский, прекрасно понимая, что это сделать невозможно и называя это переводом. Таким образом, создан полуфабрикат: чудовищный уродливый учено-заумный язык перевода, который предлагается как единственно правильный. Тогда ученые оказываются " спасителями " , людьми, которые могут понять и истолковать эти тексты. Но почему же все их толкования разные и противоречивые? Нет. Таких спасителей нам не надо.   Кальку можно было бы дать, но не на русский, а на славянский язык, в котором синтаксис позволяет это сделать. Язык прп. Максима содержит много эллипсисов, поэтому в каком-то смысле сложен для перевода. Но этот язык не уродлив, как нам внушают ученые, а красив, полновесен, понятен.   Жизнь так устроена: если человек в чем-то не хочет разобраться, то он будет за это переплачивать вдвойне и все равно его обманут. Так устроен мир. Может быть, и справедливо то, что мы платим ученым своего рода налог за собственную лень?!   Тема слова прп. Максима - важнейшая для аскетики. Одной из самых трудных ступеней духовного восхождения является человеческое понятие о справедливости, которое нужно перерасти: не нарушить, а пройти дальше… Мало кто проходит этот барьер. – Исихазм.ру       Люди, обладающие рассуждением Божественных вещей, разделяют справедливость на три вида: человеческую, ангельскую и Божественную. Что такое – человеческая справедливость? Это равное распределение чувственных благ мира сего и благожелательность к другим. Что такое – ангельская справедливость? Это щедрое одарение Божественным знанием. Что такое – Божественная справедливость? Это страдание за тех, кто впадает в грех…

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=438

Сочинения Ж.-Кл. Ларше Thérapeutique des maladies spirituelles. Paris: Éd. de l’Ancre, 1991; 2e éd., 1993; 3e éd. Paris: Éd. du Cerf, 1997; 4e éd., 2000; 5e éd., 2007. [Исцеление духовных болезней]. Thérapeutique des maladies mentales. L’expérience de l’Orient chrétien des premiers siècles. Paris: Éd. du Cerf, 1992. Рус. изд.: Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков/Пер. с фр. иером. Савва (Тутунов), О. Пильщикова. М.: Сретенский монастырь, 2007; 2-е изд. М.: Сретенский монастырь, 2008; 3-е изд. М.: Сретенский монастырь, 2011. Introduction à «Maxime le Confesseur. “Questions à Thalassios”». Paris; Suresnes: Éd. de l’Ancre, 1992. [Предисловие к изд.: «Прп. Максим Исповедник . “Вопросоответы к Фалассию”»]. Introduction à «Maxime le Confesseur. “Ambigua”». Paris; Suresnes: Éd. de l’Ancre, 1994. [Предисловие к изд.: «Прп. Максим Исповедник . “Амбигвы”»]. Introduction à «Grégoire Palamas. “Traités apodictiques sur la procession du Saint-Esprit”». Paris; Suresnes: Éd. de l’Ancre, 1995. [Предисловие к изд.: «Свт. Григорий Палама . “Об исхождении Святого Духа”»]. La Divinisation de l’homme selon saint Maxime le Confesseur. Paris: Éd. du Cerf, 1996. [Обожение человека согласно святому Максиму Исповеднику ]. «Ceci est mon corps». Le sens chrétien du corps selon les Pères de l’Église. Genève: Éd. La Joie de lire, 1996. [«Сие есть Тело Мое». Христианское понимание тела согласно отцам Церкви]. L’espace dans l’art de la Renaissance et dans l’iconographie orthodoxe//Hart A., Jevtic A., Larchet J.-Cl., Skliris S., Yannaras C. In un’altra forma. Percorsi di iniziazione all’icona, Sotto il Monte et Schio. Éd. Servitium et Interlogos, 1996 (en italien). [Пространство в искусстве эпохи Возрождения и православной иконографии]. Introduction à «Maxime le Confesseur. “Lettres”». Paris: Éd. du Cerf, 1998. Рус. изд.: Ларше Ж. -Кл. О письмах святого Максима: [предисловие]// Максим Исповедник , прп. Письма/Пер. Е. Начинкин; сост. Г.И. Беневич. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Разделы портала «Азбука веры» Хотел бы попросить разрешить одно недоумение. Христиане часто молятся о свершении воли Божией при принятии какого-либо важного решения в жизни (брак с тем или иным лицом, выбор профессии, университета и т.п.), некоторые ездят для этого к старцам, ожидая что те откроют им волю Божию. Вопрос: означает ли это, что у Бога на каждого есть предначертанный план (который человек может реализовать или поступить по своему) или что-то другое? Вряд ли Бог приготовил для каждого человека строго определенного супруга, строго определенный вуз, строго определенное призвание в жизни. Потому что человек сам свободно выбирает в такие моменты и Бог допускает разные варианты выбора, которые не противоречат Его закону. Как вы полагаете здесь соотносится понятия человеческого выбора и воли Божией? Иными словами, всегда ли воля Божия желает нам определенную работу, место учебы, супруга или допускает равно богоугодные варианты? Похожие вопросы 2 Ответа Сергий, возможно, Вам поможет разрешить недоумение следующий фрагмент из “Диспута в Визии” прп. Максима Исповедника : И говорит ему Феодосий епископ: «Как живешь, господин авва Максим?» Ответил святой: «Как предопределил  Бог  прежде всех веков Свое промыслительное обо мне решение, так и живу». Феодосий говорит: «Что же ты говоришь? Но разве прежде всякого века о каждом из нас предопределил Бог?» Максим сказал: «Если предуведал, то без сомнения и предопределил» ( Рим. 8, 29 ). Феодосий: «Что значит это – «предуведал» и «предопределил»?» Максим: «Предведение есть (то, что) касается находящихся в нашей власти мыслей и слов и дел, а предопределение касается не находящихся в нашей власти событий». Феодосий: «Что находится в нашей власти и что находится не в нашей власти?» Максим: «Как кажется, господин мой, зная все, ради испытания беседует с рабом своим». Феодосий: «Ради, клянусь, истины Бога, я спросил по незнанию и желанию узнать различие между тем, что в нашей власти и что не в нашей власти, и каким образом одно находится под предведением Божиим, а другое – под предопределением».

http://azbyka.ru/vopros/kak-sootnositsja...

Принадлежность звезды – свет, что около ее, а благочестивого и богобоязненного принадлежность – нищета и смирение (прп. Исихий Иерусалимский , 86, 183). Слово есть нечто божественное, но божественнее добродетель и всего божественнее благочестие. Посему, кто украшен словом, делом и верою, тот непревосходим, славен и достоин высочайшего блаженства; а кто скуден в чем-либо из этого, тот в такой степени низок, в какой требует сего мера недостающего (прп. Исидор Пелусиот , 62, 169). Источник. Как искусный музыкант, если нет у него лиры, не выкажет своего искусства, так и благочестие, не выказываемое посредством дел, как посредством орудий, представляется мертвым и недейственным не только по суду мирских ученых, но и по словам Божественных Писаний, ибо сказано: вера без дел мертва есть ( Иак. 2, 26 ) (прп. Исидор Пелусиот , 63, 238). Скорбь по Богу есть неотъемлемая принадлежность благочестия, ибо истинная любовь испытывается противностями (прп. Марк Подвижник , 85, 526). Есть три вида благочестия: первый, чтобы не согрешить, второй – согрешивши, переносить приключающиеся скорби, третий же вид состоит в том, чтобы, если не переносим скорбей, плакать о недостатке терпения. Ибо неисправленное здесь приличными средствами примирения (с Богом) по необходимости навлекает на нас тамошний суд. Разве только Бог, увидев нас плачущих и смирившихся, как Сам Он ведает, всесильною Своею благодатию изгладит грехи наши (прп. Марк Подвижник , 85, 526). Источник. Соделаем себя сообразными с правилами благочестия, чтоб уклонившись в страсти, не отпасть от упования (авва Фалассий, 87, 338). Вводимому на путь благочестия не должно руководствоваться одною благостью к исполнению заповедей, но и памятованием о строгости судов Божественной правды почаще быть возбуждаемому на подвиги, чтоб как любовью вожделевать Божественное, так страхом воздерживаться от худого (прп. Максим Исповедник , 87, 248). Благочестие настоящее состоит не в том только, чтобы не делать зла, но чтобы и не помышлять о нем (прп. Симеон Новый Богослов , 75, 562). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010