Покаяние как понятие Прежде чем перейти к основной теме, необходимо определить два основные значения слова «покаяние». Во-первых, существует личное покаяние, к достижению и соблюдению которого каждый правосланый христианин должен стремиться в течение всей своей жизни. Существует также таинственное покаяние, т. е. таинство Покаяния, или таинство исповеди. Так, блж. Симеон Солунский писал, что Покаяние – это «одно из таинств» 1 . Слово «покаяние» происходит от глагола μετανοω, исходное значение которого «понимаю впоследствии, изменяю свое мнение». Первое употребление слова «покаяние» в греческой литературе зафиксировано в V в. до Р. Х. у Фукидида 2 , который обозначил им не нравственное изменение в лучшую сторону, а просто изменение точки зрения. Близкие по значению термины в классической и христианской письменности: μεταμλεια, μετγνοια, μετγνωσις, μεταδοξζω, μεταβουλεομαι, μεταδοκ, а также «исповедь» ξομολγησις, «возобновление утраченной связи» (πανασνδεσις) и «примирение» (συνφιλωσις). В Ветхом Завете «покаяние» происходит от еврейского глагола означающего «возвращаться», т. е. отказаться от греха и устремиться к Богу (ср.: Иер 18. 11 ). В Новом Завете термин сохраняет значение нравственного возвращения. Но в духе новозаветного учения покаяние оказывается уже необходимым условием для достижения Царствия Божия: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф 4. 17 ). В святоотеческой письменности появляется целая гамма толкований и взаимодополняющих определений понятия «покаяние». Согласно Клименту Александрийскому , покаяние – это исцеление 3 , согласно прп. Иоанну Лествичнику , оно – «примирение с Богом», «сознательное очищение», «добровольное претерпевание всех скорбей» 4 , согласно прп. Симеону Новому Богослову – «сознательная борьба с самим собой» 5 . В богословских категориях, выработанных в средневизантийской патристике, покаяние касается не природной «воли», а «желания, выбора, произволения». Не самой «природы», а «способов» или «образов» ее бытия. Прп. Максим Исповедник писал: «Достойные покаяния повелел ему сотворить плоды. То есть изменить внешние образы согласно скрытому расположению сердца» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Разделы портала «Азбука веры» высокопреосвященный Евгений, архиепископ Верейский Таинство Покаяния: богословские аспекты В Избранное Оглавление Покаяние: содержание понятия Слово «покаяние» происходит от глагола, исходное значение которого «понимаю впоследствии, изменяю свое мнение». В Ветхом Завете соответствующее слово происходит от еврейского глагола, означающего «возвращаться», т. е. отказаться от греха и устремиться к Богу (ср.: Иер.18:11 ) . В Новом Завете термин сохраняет значение нравственного возвращения. Но в духе новозаветного учения покаяние оказывается уже необходимым условием для достижения Царствия Божия: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ) . В святоотеческой письменности появляется целая гамма толкований и взаимодополняющих определений понятия «покаяние». Согласно Клименту Александрийскому , покаяние — это исцеление 1 , согласно прп. Иоанну Лествичнику , оно — «примирение с Богом», «сознательное очищение», «добровольное претерпевание всех скорбей» 2 , согласно прп. Симеону Новому Богослову — «сознательная борьба с самим собой» 3 . В богословских категориях, выработанных в средневизантийской патристике, покаяние касается не природной «воли», а «желания, выбора, произволения»; не самой «природы», а «способов» или «образов» ее бытия. Прп. Максим Исповедник писал: «Достойные покаяния повелел ему сотворить плоды. То есть изменить внешние образы согласно скрытому расположению сердца» 4 . Таково вообще значение слова «покаяние». Но в сакраментологии под Покаянием как названием таинства подразумевается особое церковное действие — исповедь грешника и совершение определенного чина священнослужителем. Так, блж. Симеон Солунский писал, что Покаяние — это «одно из таинств» 5 . Определения В соответствии с заглавием, в настоящем докладе будут затронуты именно богословские аспекты таинства Покаяния. Существует множество специальных вопросов, касающихся исторического становления современного чинопоследования этого таинства, его святоотеческих толкований, дополняющих и обогащающих одно другое, а также канонических аспектов (включая сложный вопрос о покаянной дисциплине), — но все это предполагается отразить в отдельных сообщениях, нас же в данном случае интересует доктринальная сторона темы.

http://azbyka.ru/tainstvo-pokayaniya-bog...

Сборник, получивший название «А.», до нач. VI в. не был известен. Впервые вслед за  Севиром  Антиохийским, к-рый дважды цитировал «Божественные имена» (DN II 9:5–9) в полемике с  Юлианом  Галикарнасским (Contra additiones Juliani 41, 157, 133; 25, 304–305, 267/Ed. R. Hespel) и конец «Послания 4» в «Послании к игумену Иоанну» (Doctrina patrum de incarnatione Verbi/Ed. F. Diekamp. Münster; Aschendorf, 1907. S. 41:24–25, S. 309:15–310:12), написанном не ранее 510 г., на DN I 4 ссылались монофизиты севириане, участвовавшие в переговорах с последователями Халкид. Собора на К-польском собеседовании 532 г. (Pseudo-Zachariah of Mitylene. Chronicle. 9, 15, P. 250–251 (ed. Hamilton/Brooks)). С этого времени вплоть до XVI в. и на Востоке и на Западе автором «А.» считался Дионисий Ареопагит , обращенный ап.  Павлом  во время известной проповеди в  Ареопаге  ( Деян 17. 34 ), о чем недвусмысленно говорится в самих «А.». Его автор пишет об ап. Павле (DN III 2:4) и некоем Иерофее (DN III 2:18) как о своих наставниках, адресует все трактаты ап.  Тимофею , а «Послания» ап.  Титу  (9-е) и ап.  Иоанну Богослову  (10-е), находившемуся в ссылке на о-ве Патмос; рассказывает о темноте, покрывшей землю во время Распятия, очевидцем к-рой он оказался в Гелиополе (Египет), будучи еще язычником (Ep. 7, 2); сообщает, что присутствовал на погребении Божией Матери вместе с апостолами  Петром  и  Иаковом  (DN III 2).  Евсевий Кесарийский  называет Дионисия первым епископом Афинским, основываясь на свидетельстве сщмч.  Дионисия , еп. Коринфского (кон. II в.) (Hist. eccl. III 4. 10–11). В авторстве Дионисия Ареопагита не сомневался ни первый комментатор его сочинений еп.  Иоанн Скифопольский , ни прп.  Максим Исповедник , так же как и большинство отцов Вост. Церкви, среди них – прп.  Иоанн Дамаскин , прп.  Никита Стифат  и свт.  Григорий Палама . К кон. VI в. «А.» стали известны на Западе: их цитировал папа Римский св.  Григорий I Великий  в своих проповедях, а позднее папа св.  Мартин I , к-рый на  Латеранском Соборе  (649) в полемике против монофелитов опирался на «А.» как на непререкаемый учительный авторитет (Mansi. 10. Col. 980A-D).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Скачать epub pdf Краткое содержание Прп. Максим Исповедник был представлен известным специалистом по его трудам Ж.-К. Ларше как «доктор» обожения 1 . Обожение, которое является центральной темой духовности христианского Востока, получает наиболее замечательное и полное изложения в трудах прп. Максима Исповедника . Эта тема способствует в значительной степени понять характер и взаимоотношения его богословия, космологии,  антропологии, и его мистических размышлений.В настоящей работе представлены некоторые изъяснения, касающихся образа и природы обожения людей, в особенности в связи со значением понятия тропос и обожения человеческой природы Воплощенного Слова Божиего, а также в отношении к ипостаси (или лицу) и сущности (или природе) человека. На протяжении десятилетий те, кто занимался комментированием трудов или так или иначе обращался к мысли прп. Максима Исповедника , обсуждали обожение человека как в отношении человеческой природы вообще, так и в отношении конкретного человеческого лица; соответственно,  обсуждали и образ и характер (природу) обожения. Согласно исследователям, которых обычно называют принадлежащими к «школе Ле Гуилу (Le Guillou)» –  как Ле Гуилу лично, так и его ученикам, А. Рью (A. Riou), Ф.-М. Летхелю (F.-M. Léthel), Ф. Хейзеру (F. Heinzer), С. Шенборну (C. Schönborn), и, в особенности, Ж.-М. Гарригусу (J.-M. Garrigues) 2 , а также дальнейшим их последователям, в частности Ренцесу (Renczes) 3  и Леви (Lévy) 4 , которые причастны томистской мысли, – обожение всегда носит осознанный характер и потому должно относиться к конкретному лицу, а не к естеству вообще: это – единение воль человека и Бога, и навык человека в добре, вместе с приобретенным навыком причастия Божественной Благодати. Согласно современной экзистенциально-персоналистической школе православной мысли, в лице Зизиулас (Zizioulas) 5 , -спасение и обожение являются обретением полноты, целостности 6  человека, которая достигается только через борьбу с естеством (очевидно, падшим) и в союзе со Христом, причем чисто личностного характера 7  (природы Христа и божественная энергия в данном случае не играет никакой роли); причем личность определяется, главным образом, по его отличительными особенностями и отношениями с другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Смерть Сущность смерти Смерть – святым блаженство, праведным – радость, а грешникам – скорбь, нечестивым – отчаяние (прп. Ефрем Сирин , 33, 403). Источник. Что же такое смерть? То же, что снятие одежды: тело, подобно одежде, облекает душу, и мы через смерть слагаем его с себя на краткое время, чтобы опять получить его в светлейшем виде (свт. Иоанн Златоуст , 45, 75). Источник. Что такое смерть? Временное путешествие, сон, который дольше обыкновенного (свт. Иоанн Златоуст , 45, 75). ...Когда пришел Христос и умер за жизнь мира, то смерть уже не называется смертью, а сном и успением (свт. Иоанн Златоуст , 45, 438). Смерть... есть не что иное, как совершенное уничтожение тления, потому что смерть разрушает не просто тело, но тленность его (свт. Иоанн Златоуст , 45, 478). ...Смерть не тело погубляет, а истребляет тление; сущность же остается вовеки, чтобы воскреснуть в большей славе... (свт. Иоанн Златоуст , 48, 240). Смерть – палач неумолимый, смерть – приговор неотвратимый, смерть – насильник рода нашего нелицеприятный, смерть – убийца незамаскированный, смерть – путник природный, смерть без доклада является перед лицом царей, смерть – хищник, и днем и ночью с одинаковым искусством совершающий свое дело, смерть – грабитель, похититель правды, смерть только для праведных является желанным гостем. Слыша это, возлюбленные, будем бодрствовать и трезвиться, чтобы не уснуть опять сном греховным (свт. Иоанн Златоуст , 54, 948). Источник. Власть смерти и истинная смерть есть та, когда умерший уже не имеет возможности возвратиться к жизни; если же после смерти он оживет, и притом лучшею жизнью, то это не смерть, а успение (свт. Иоанн Златоуст , 55, 151). ...Грех – дрова, а смерть – огонь. В чем находила она свойственную ей пищу, то и пожирала. Не нашедши же ее во Христе, естественным образом угасла, лучше же сказать, умерла (прп. Исидор Пелусиот , 61, 66). Источник. Смерть собственно есть отдаление от Бога; жало же смерти – грех, которое Адам, прияв в себя, стал в одно время изгнан и от древа жизни, и от рая, и от Бога, за чем необходимо следовала и телесная смерть (прп. Максим Исповедник , 91, 195).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Часть VIII. Покаяние Архиепископ Верейский Евгений. Таинство Покаяния: богословские аспекты 223 Покаяние: содержание понятия Слово «покаяние» происходит от глагола μετανοω, исходное значение которого – «понимаю впоследствии, изменяю свое мнение». В Ветхом Завете соответствующее слово происходит от еврейского глагола shub, означающего «возвращаться», т. е. отказаться от греха и устремиться к Богу (ср. Иер. 18:11 ). В Новом Завете термин сохраняет значение нравственного возвращения. Но в духе новозаветного учения покаяние становится уже необходимым условием для достижения Царствия Божия: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 4:17 ). В святоотеческой письменности представлена целая гамма толкований и взаимодополняющих определений понятия «покаяние». Согласно Клименту Александрийскому , покаяние – это исцеление (Clem. Alex. Paed. 1. 9), согласно прп. Иоанну Лествичнику , оно – «примирение с Богом», «сознательное очищение», «добровольное претерпевание всех скорбей» (Ioan. Climacus. Scala. parad. 5.), согласно прп. Симеону Новому Богослову – «сознательная борьба с самим собой» (γνωσιμαχσας κα μεταμεληθες – Sym. N. Theol. Eth. 10). В богословских категориях, выработанных в средневизантийской патристике, покаяние касается не природной «воли», а «желания, выбора, произволения»; не самой «природы», а «способов» или «образов» ее бытия. Прп. Максим Исповедник писал: Достойные покаяния повелел ему сотворить плоды. То есть изменить внешние образы согласно скрытому расположению сердца (Maximus Conf. Cap. theol. 1. 23). Таково вообще значение слова «покаяние». Но в сакраментологии под Покаянием как названием таинства подразумевается особое церковное действие – исповедь грешника и совершение определенного чина священнослужителем. Так, блж. Симеон Солунский писал, что Покаяние – это «одно из таинств» (Sym. Thessal. De poenit. 254//PG. 155. Col. 477 ). Определения В настоящем докладе будут затронуты именно богословские аспекты таинства Покаяния. Существует множество специальных вопросов, касающихся исторического становления современного чинопоследования этого таинства, его святоотеческих толкований, дополняющих и обогащающих одно другое, а также канонических аспектов (включая сложный вопрос о покаянной дисциплине), – но все это предполагается рассмотреть в других сообщениях, нас же интересует доктринальная сторона этой темы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Азбука веры Православная библиотека протопресвитер Иоанн Мейендорф Пасхальная тайна : Статьи по богословию Пожертвовать Вход протопресвитер Иоанн Мейендорф Пасхальная тайна : Статьи по богословию Источник Часть 14 Часть 16 Скачать epub pdf Оригинал: pdf 27 Мб СВОБОДНАЯ ВОЛЯ ( γνμη) У ПРЕПОДОБНОГО МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА Учение о двух волях Христа, соответствующих его божественной и человеческой природе, которое стало основным предметом спора с монофелитами, нередко считалось несовместимым с пониманием Христа как единой ипостаси или лица. Разве «природа» может обладать волей? Не является ли акт воления личностным? Разве одно лицо может обладать двумя волями? Как ни парадоксально, но прп. Максим Исповедник , главный поборник учения о двух волях, обвинялся, помимо прочего, в отстаивании чисто абстрактного представления о сущности, или природе 277 . На деле вслед за Леонтием Византийским Максим формально противопоставляет понятие «сущности» ( οσα), которого придерживались «философы», считавшие ее «самоипостасной реальностью, не требующей ничего иного для своего существования» ( αθυπστατον πργμα μ δεμενον τρου προς σστασιν), концепции «отцов», видевших в ней «естество, принадлежащее множественным и ипостасно различным существам» ( κατ πολλν και διαφερντων ταις ποστσεσιν νττης φυσικ). Тем не менее, судя по контексту, использованное Максимом определение «сущности» ни в коем случае не означает возврата к аристотелизму. Следующее уточнение понятия ипостаси исключает такое предположение: Ипостась, согласно философам, это сущность с ипостасными характеристиками; согласно отцам, это каждый человек в отдельности, который отличен от других людей 278 . Определения «сущности» и «ипостаси» следует рассматривать в свете учения Максима об «энергии», или «движении» ( κνησις). Мы исповедуем, что природа не существует без движения; ибо без движения она уже не является природой 279 . Таким образом, треугольник «природа – ипостась – энергия (или воля)» является ключом к системе Максима. Цель моих заметок – пролить свет на принятое в этой системе отношение ипостаси и воли, особенно когда они рассматриваются в связи с концепцией свободной воли ( γνμη).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Максим (Кроха), архиеп. Могилевский. Фотография. 70–80-е гг. XX в. (Кроха Борис Иванович; 25.12.1928, дер. Черниговка Белебеевского кантона Башкирской АССР (ныне Девлекановского р-на, Башкортостан) - 27.02.2002, Могилёв, Белоруссия), архиеп. Могилёвский. Род. в крестьянской семье. Рано лишился отца, который был раскулачен и репрессирован. Семья была выслана в Сибирь, проживала в г. Анжеро-Судженске (ныне Кемеровской обл.). Сильное влияние на Бориса оказали глубоко верующая мать Татьяна (впосл. инокиня Агния) и иером. Петр (Пеньков; впосл. архимандрит), настоятель Покровского храма, устроенного в Анжеро-Судженске после войны в частном доме. Еще будучи школьником, Борис Кроха прислуживал в церкви в алтаре. В 1946 г. окончил среднюю школу и по благословению иером. Петра, своего духовного наставника, отправился в Ленинград для поступления в семинарию, однако зачислен не был поскольку ему не исполнилось 18 лет. Был принят Ленинградским митр. Григорием (Чуковым) на послушание в Митрополичий дом. В 1947 г. поступил в Ленинградскую ДС. Во время учебы в семинарии, после его решения принять монашеский постриг, митр. Григорий направил Бориса в Анжеро-Судженск для того, чтобы тот обсудил свое решение с иером. Петром. 24 авг. 1949 г. пострижен в Новосибирске Новосибирским митр. Варфоломеем (Городцовым) в монашество с именем в честь прп. Максима Исповедника. 17 апр. 1950 г. рукоположен Таллинским еп. Романом (Тангом) во диакона. В 1951 г. по окончании ДС поступил в Ленинградскую ДА. 24 сент. 1954 г. рукоположен митр. Григорием (Чуковым) во иерея. В 1955 г. окончил академию. Служил на приходах в Ленинградской, Ярославской и Минской епархиях. С 1958 г. был преподавателем Минской ДС и благочинным Жировицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиального мужского монастыря (до прекращения работы семинарии в 1963). В 1962 г. возведен в сан архимандрита. В 1965 г. заочно окончил аспирантуру при МДА, был удостоен степени кандидата богословия за соч.

http://pravenc.ru/text/2561608.html

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 6, 1995 …Более чем Антиохии и Александрии, византийское богословие боговидения будет обязано творениям таинственного автора, известного под именем святого Дионисия Ареопагита. У нас нет необходимости заниматься здесь происхождением ареопагитских творений. Все, что известно нам об этом корпусе из четырех трактатов и десяти посланий, — это дата, когда они были процитированы впервые. Монофизиты — с Севером Антиохийским — первыми, в начале VI в. попытались опереться на авторитет святого Дионисия Ареопагита, ученика святого апостола Павла. Однако православные вскоре вырвут это оружие из их рук, толкуя труды Дионисия таким образом, чтобы приспособить их к защите собственных целей. Иоанн Скифопольский — в VI в. — и, в основном, святой Максим — в VII в. — представят Ареопагитики как свидетельство христианского предания. Несмотря на некоторые сомнения в принадлежности “Корпуса Ареопагитик” Дионисию, ученику святого Павла (свт. Фотий, например, относится скептически к такому утверждению), православность ареопагитских творений никогда не будет казаться подозрительной. В 1900 г. Гуго Кох установил тесную связь “Корпуса” Дионисия с неоплатонической мыслью — а именно с Проклом, последним великим платоником Александрии (†486). Эта связь была отмечена уже прп. Максимом, согласно которому Прокл “скопировал” Дионисия. Кох не сомневается в том, что мысль автора “Корпуса” зависит от последнего великого языческого философа Александрии. Общепринятое мнение желает видеть в Дионисии (или Псевдо-Дионисии) некоего окрашенного христианством платоника, а в его творчестве усматривать своего рода канал, по которому неоплатоническая мысль вновь (после Климента и Оригена) оказывается проникающей в христианскую традицию. Мне же, как изучавшему Дионисия, представляется истинным как раз обратное: это — христианский мыслитель, облачившийся в одежды неоплатоника, богослов, весьма понимающий свою задачу, — захватить собственную территорию неоплатонизма, воспользовавшись его философской “техникой”. Отец С. Пера прав, когда говорит: “Позиция Дионисия — лицом к лицу с мыслителями Греции — это отношение не генетической зависимости, но победного противостояния: недаром он говорит, — и нет ни малейшего основания сомневаться в его искренности, — что он был обвинен «как отцеубийца» — за то, что неблагоговейно пользовался эллинами против эллинов” 1 . В этом смысле Дионисий встает в один ряд с великими каппадокийцами: свт. Василием, в особенности же — свт. Григорием Нисским, с которым он связан общностью тем.

http://pravmir.ru/svyatoj-dionisij-areop...

Богоединение ...Много потребно борьбы и тайного, невидимого труда; должно всегда производить испытание помыслов и изнемогшие чувства души нашей непрестанно упражнять в различении доброго и худого и ослабевшие душевные члены возгревать стремлением ума к Богу и тщанием, к Нему всегда прилепляясь умом своим, чтобы при помощи Божией благодати, по апостольскому изречению, быть в единый дух с Господом ( 1Кор. 6, 17 ) (прп. Ефрем Сирин , 32, 338). Источник. ...Некоторым образом тот входит в единение с Богом, кто прилепляется к Нему упованием и делается с Ним едино (свт. Григорий Нисский , 19, 27). Источник. ...Душа, вступившая в единение с Богом, не имеет сытости в наслаждении, чем обильнее наполняется Услаждающим, тем сильнее действуют в ней пожелания (свт. Григорий Нисский , 20, 27). ...Жених водворяется не в запустевшей добродетелями душе, но разве в том, кто... соделается фиалом аромата, источающим благовонные масти; такой, став чашею премудрости, приемлет в себя божественное и чистое вино, от которого в приявшем бывает веселие (свт. Григорий Нисский , 20, 379). Источник. Душа, намеревающаяся возлететь к Божеству и прилепиться Христу, должна изгнать из себя всякий грех, – разумею кражу и хищничество, прелюбодеяние и корыстолюбие, и блуд, и болезнь языка, и все роды прегрешений, как явных, так и тайных, каковы, например: зависть, неверие, злонравие, обман и весь потаенный рой пороков, которые, как и явный род грехов, равно ненавидит Писание и гнушается ими (свт. Григорий Нисский , 24, 267). ...Душа не иначе может соединиться с нетленным Богом, как соделавшись и сама сколько возможно чистою чрез целомудрие, чтобы подобным восприять подобное, став как бы зеркалом для чистоты Божией, так чтобы чрез участие в первообразной красоте к чрез отражение ее и самой получить ее вид (свт. Григорий Нисский , 24, 339–340). ...Невозможно уму всегда быть с Единым Богом, если не стяжет он следующих трех добродетелей: любви, воздержания и молитвы. Любовь укрощает гнев, воздержание иссушает похоть, а молитва , отрешая ум от всех помышлений, нагим представляет его Самому Богу. Эти три добродетели совмещают в себе все правды, и без них ум не может пребывать с Единым Богом (прп. Максим Исповедник , 87, 143–144). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010