В годы Второй Мировой войны некоторые из представителей Русской Зарубежной Церкви выражали надежду на освобождение России от власти большевиков силой оружия. Другие архипастыри, наоборот, ожидали победы Красной армии. Так известный подвижник благочестия, в 1994 году канонизованный Архиерейским Собором Русской Зарубежной Церкви, епископ Шанхайский Иоанн (Максимович) совершал денежные сборы на нужды Красной армии, служил благодарственные молебны после ее побед над гитлеровцами. Категорически отказывался благословлять русских эмигрантов на борьбу против России и архиепископ Богучарский Серафим (Соболев), управлявший русскими приходами в Болгарии. В ходе Второй Мировой войны Архиерейский Синод покинул Сремские Карловцы и с 1946 года находился в Мюнхене. С 1950 г. Архиерейский Синод пребывает в Нью-Йорке. По окончании войны, 10 августа 1945 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I обратился с посланием к зарубежным архипастырям и клиру, где призывал их к единству с Московским Патриархатом. В этот период в юрисдикцию Московского Патриархата были приняты митрополит Мелетий (Заборовский), архиепископы Димитрий (Вознесенский), Серафим (Соболев), Виктор (Святин), Нестор (Анисимов), Ювеналий (Килин) и Серафим (Лукьянов). Стоит отметить, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, находясь в Югославии в 1945 году, отслужил панихиду по митрополиту Антонию. Архиепископ Западно-Американский и Сан-Франциский Иоанн (Максимович) (18961966),  говорил: «Я каждый день на проскомидии поминаю Патриарха Алексия. Он Патриарх. И наша молитва всё-таки остается. В силу обстоятельств мы оказались отрезаны, но литургически мы едины. Русская Церковь, как и вся Православная Церковь, соединена евхаристически, и мы с ней и в ней. А административно нам приходится, ради нашей паствы и ради известных принципов, идти этим путем, но это нисколько не нарушает таинственного единства всей Церкви». В середине 1960-х годов архиепископ Иоанн писал: «Русская Зарубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери.

http://pravmir.ru/russkaya-zarubezhnaya-...

И о нас знает Сердцеведец Христос Бог все, чего достойны мы, и все недостатки наши и назначает каждому из нас то, чего мы заслуживаем. И возлагает Он на нас те кресты, которые спасительны для нас. И должны мы безропотно и даже с благодарением нести их. Ибо и Сам Он в нынешний благословенный день восприял плоть человеческую не ради того, чтобы быть всемирным царем и повелителем, а ради уничижения, преследований и оскорблений от грешников, и Сам понес самый страшный из всех крестов, на котором и отдал жизнь Свою ради спасения верующих в Него от насилия дьявола. Перенесемся же и мы, хотя бы только мысленно, вслед за волхвами в вертеп Вифлеемский и принесем в дар Ему, Спасителю нашему, всю силу веры в Него, всю глубину любви к Нему, покаяние в грехах и беззакониях наших. И простит Он нам всю скверну нашу, и повелит апостолу Петру открыть пред нами врата Царствия Небесного. Сия радость да будет со всеми вами, братья и сестры мои! Аминь. Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский Христос рождается, славите! Святитель Иоанн (Максимович) (1896, деревня Адамовка, Харьковская губерния – 1966, Сиэтл, США) – архиепископ Западноамериканский и Сан-Францисский, Шанхайский, иерарх Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), замечательный архипастырь, наставник многочисленных духовных чад, проповедник. Святитель Иоанн отличался удивительным смирением, стяжал от Бога дар прозорливости; по его молитвам совершались многочисленные чудеса. Святитель Иоанн происходил из старинного дворянского рода. С детства он проявлял особую религиозность, однако поначалу все же избрал карьеру военного. Закончил кадетский корпус в Полтаве (1914 год), затем юридический факультет Харьковского университета (1918 год), потом служил в губернском суде. Вместе с тем он посвящал много времени изучению церковной литературы, стал духовным чадом митрополита Антония (Храповицкого) . В годы Гражданской войны оказался в Крыму, откуда, при отступлении Белой армии, в 1920 году эвакуировался в Константинополь. С 1921 года жил в Белграде, где поступил на богословский факультет Белградского университета. В 1926 году принял монашеский постриг, был рукоположен митрополитом Антонием (Храповицким) во диакона, а затем епископом Гавриилом (Чепуром) – во иерея. С 1927 года преподавал в Битольской духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

И, по мере того как через это будут в нас рождаться и возрастать элементы Вечности, мы по-иному, чем теперь, будем относиться и к нашей временной жизни. Мы поймем тогда, что она есть только путь, ведущий нас от дольнего к горнему, от временного к вечному. И тогда, уходя из этой жизни, мы, может быть, сподобимся Вечного Царствия, уготованного Господом для тех, кто уже здесь, на земле, начал входить в Его Вечную Память, Которая есть величайшее достижение для человека, идущего от дольнего к горнему. Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы Святитель Иоанн (Максимович) (1896, деревня Адамовка, Харьковская губерния – 1966, Сиэтл, США) – архиепископ Западноамериканский и Сан-Францисский, Шанхайский, иерарх Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), замечательный архипастырь, наставник многочисленных духовных чад, проповедник. Святитель Иоанн отличался удивительным смирением, стяжал от Бога дар прозорливости; по его молитвам совершались многочисленные чудеса. Святитель Иоанн происходил из старинного дворянского рода. С детства отличался особой религиозностью, однако поначалу все же избрал карьеру военного. Закончил кадетский корпус в Полтаве (1914 год), затем юридический факультет Харьковского университета (1918 год), потом служил в губернском суде. Вместе с тем он посвящал много времени изучению церковной литературы, стал духовным чадом митрополита Антония (Храповицкого) . В годы Гражданской войны оказался в Крыму, откуда, при отступлении Белой армии, в 1920 году эвакуировался в Константинополь. С 1921 года находился в Белграде, где поступил на богословский факультет Белградского университета. В 1926 году принял монашеский постриг, был рукоположен митрополитом Антонием (Храповицким) во диакона, а затем епископом Гавриилом (Чепуром) – во иерея. С 1927 года преподавал в Битольской духовной семинарии. Вел аскетический образ жизни: ел лишь один раз в день, молился всю ночь, спал не более двух часов в сутки, причем – сидя.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Позднее, перед завершением сорока дней, отец Константин 3., бывший долгое время диаконом Владыки (а ныне ставший священником) и который еще недавно сетовал на Владыку и даже начал сомневаться в его праведности, увидел его в озарении света с таким ярким нимбом, что он ослеплял. Так сомнения отца Константина относительно святости Владыки были рассеяны. И многие другие видели архиепископа Иоанна в необыкновенных снах, имевших особое значение или содержавших предсказание; некоторые утверждают, что получили при этом сверхъестественную помощь. Скромная усыпальница, которая скоро будет украшена иконами Владыки работы Пимена Софронова, уже теперь стала свидетельницей столь многих слез, признаний, сердечных прошений... Замечательный сон видела управляющая Домом святителя Тихона Задонского , долгое время преданно служившая Владыке, М.А. Шахматова: толпа народа внесла Владыку в гробе в храм святителя Тихона; Владыка вернулся к жизни, встал в Царских вратах и, помазывая подходивших, говорил им: «Передайте людям: хотя я умер, я – жив!» Пока прошло еще слишком мало времени, чтобы хотя бы умом охватить тот факт, что мы, голодные и грешные, живущие в этот злой век, стали свидетелями такого великолепного явления, как жизнь и смерть святого! Это как если бы на землю вернулись времена Святой Руси, как доказательство того, что «Иисус Христос вчера и днесь Тойжде, и во веки» ( Евр. 13:8 ), Аминь. Евгений Роуз, 1966 г. Глава III. Житие блаженного Иоанна I. Детство Родиной архиепископа Иоанна был теплый, цветущий край Харьковской, губернии в Южной России. Здесь в имении Адамовка в блестящей дворянской семье Максимовичей у родителей Бориса и Глафиры 4 июня 1896 года родился сын. Во святом крещении он был назван Михаилом – в честь святого архангела Божия. Род Максимовичей издревле славен был в России своим благочестием, и патриотизмом. Самым блистательным представителем этого рода был прославленный Церковью святой иерарх Иоанн, митрополит Тобольский, хорошо известный духовный писатель и поэт, переводчик «Илиотропиона, или Сообразования человеческой воли с волей Божественной», просветитель Сибири, пославший первую православную миссию в Китай и изливший на верных, особенно после упокоения, множество чудес. Он был канонизирован в 1916 году, и его нетленные мощи по сей день хранятся в Тобольске. Хотя святой иерарх Иоанн скончался в начале XVIII века, его дух почил на его дальнем родственнике, которому предстояло в монашестве принять его имя. Юный Михаил был необыкновенным мальчиком уже с раннего детства.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

1162 Там же. Д. 600. Л. 75 об. Прп. Арефа прославлен в соборе Сибирских святых в 1984 г., в со­боре Валаамских святых – в 1999 г. 1165 См.: Любовь (Нестеренко), иг. Старчество на Урале//Четыре века православного мона­шества на Восточном Урале. Екатеринбург, 2004. С. 15–16. 1169 Честные мощи прп. Илии были обретены 19 августа 1994 г. и ныне почивают в Крестовоздвиженском соборе Свято-Николаевского монастыря. 1172 Будучи до своего настоятельства библиотекарем, о. Арефа, видимо, имел возможность особенно тщательного знакомства с творениями святых отцов. 1184 Схимонахиня Арсения ( Александра Ивановна Сычева; 1886–1972). Материалы на кано­низацию схимон. Арсении в лике Новомучеников и исповедников Российских находятся в насто­ящее время на рассмотрении в Синодальной комиссии по канонизации святых. 1185 Игумения Руфина (Кокорева Ольга Андреевна; 1872–1937), настоятельница Иоанно-Бого­словского монастыря г. Чердыни в 1911 – 1919 гг. 1187 Святитель Иоанн (Максимович Михаил Борисович; 1896–1966). Возглавлял Шанхайскую кафедру в 1934–1949 гг., Брюссельско-Парижскую – в 1951 – 1963 гг. и Сан-Францисскую в 1963–1966 гг. Прославлен РПЦЗ в 1994 г. Мощи почивают открыто в соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в г. Сан-Франциско. Память – 19 июня/2 июля. 1189 Ариадна, иг. Жизненный подвиг Игумении Руфины//Светоч любви. Шанхай, 1941. С. 14–15. Игумения Ариадна (Мичурина; 1900–1996), настоятельница Богородице-Владимирской обители в 1937–1996 гг. Скончалась в схиме с сохранением прежнего имени. 1190 Схиигумения Магдалина (Досманова Пелагия Стефановна; 1847–1934), настоятельница Ново-Тихвинского женского монастыря в 1897–1919 гг. 1191 Игумения Магдалина (Неустроева Мария Анатольевна; 1812–1893), настоятельница Но­во-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга в 1858–1893 гг. Читать далее Источник: Россия – Афон: тысячелетие духовного единства : материалы международной научно-богословской конференции, Москва, 1–4 октября 2006/[науч. ред. И. С. Чичуров]. – Москва : Изд-во ПСТГУ, 2008. – 474, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

34 Виктор (Святин Леонид Викторович, 1893–1966), архиепископ. В 1918–1919 гг. эмигрировал в Китай, где в 1921 г. был пострижен в монашество. С 1922 г. – настоятель Покровской церкви в Тяньцзине. В 1932 г. хиротонисан во епископа Шанхайского. С 1933 г. епископ Китайский и Пекинский, начальник Русской духовной миссии. С 1936 по 1938 гг. предпринял обширную поездку в Индию и на Цейлон, где вел переговоры о присоединении местных христиан к Православной Церкви. С 1938 г. архиепископ. В 1945 г. перешел в юрисдикцию Московской Патриархии. С 17 августа 1950 г. Экзарх Восточного Экзархата Московской Патриархии. В 1955 г. переехал из Китая в Советский Союз. С 1956 г. архиепископ Краснодарский и Кубанский. С 1961 г. митрополит. 35 Иоанн (Максимович Михаил Борисович, 1896–1966), святитель, архиепископ. Из рода святителя митрополита Иоанна Тобольского . Вместе с семьей эмигрировал в Королевство Сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. Югославия). В 1925 г. закончил богословский факультет Белградского университета. В 1926 г. пострижен в монашество. До 1929 г. законоучитель в сербской гимназии в г. Великая Кикинда. Преподаватель и воспитатель в духовной семинарии св. апостола Иоанна Богослова Охридской епархии в г. Битоли. В мае 1934 г. хиротонисан во епископа Шанхайского, викария Пекинской епархии. С 1945 г. архиепископ. С приходом к власти коммунистов в Китае переехал с паствой на Филиппинские острова. Добился разрешения на въезд в США русских беженцев, нашедших временное убежище на Филиппинских островах. Первый настоятель храма – памятника Царя – Мученика в Брюсселе. С 1951 г. архиепископ Западноевропейский. В 1962 г. переехал в США. С 1962 г. архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский. В 1994 г. РПЦЗ причислен к лику святых. 36 Дальний – современный Далянь, город и крупный порт на Северо-Востоке Китая. Был основан русскими под названием Дальний на территории, полученной Россией во временную аренду от Китая по конвенции 1898 г. Во время Русско-японской войны в мае 1904 г. был захвачен Японией и находился под ее властью (под названием Дайрен) до конца Второй мировой войны. По советско-китайскому договору от 14 августа 1945 г. был признан китайским правительством свободным портом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

Проблема современного правосознания. Б. 1923. Религиозный смысл философии. Пи 1925 стр. 114. О сопротивлении злу силою. Б. 1925. Родина и мы. Бел. 1925. стр. 16. Welt vor dem Abgrund. Berlin. 1931. Яд Большевизма. Женева. 1931. О России. София. 193A. Путь духовного обновления. Б. 1937 стр. 270. Пророческое призвание Пушкина. Рига. 1937. стр. А5. Основы художества. Рига. 1937. Основы христианской культуры. Женева. 1937 стр. 47. Основы борьбы за Национальную Россию. Нарва. 1938. Ich schaua ins Lsben. В. 1938. Die Ewigen Grundlagen des Lebene. Zlirich. 1939. Wesen und Eigenart dee Russischen Kultur. Zurich. 1942. Blick in der Ferns. Ztirich. 1945. Die Fhilosophie Hegels. Bern. 1946. Аксиомы религиозного опыта. П. т. I и II. 1953. О сущности правосознания. Мюн. 1956. стр. 223. Путь к очевидности. М. 1957. стр. 155. Ноющее сердце. Н. 1958. стр. 154. Отцы и просветлении. М. 1959 стр. 196. Наши задачи. I и II тт. П. 1956. Мат. Биб. I. Бл. 1931 и II. Бл. (1941). ИННОКЕНТИЙ. Митрополит Пекинский. (Иоанн Аполлонович Фигуровский. 1863–1931) Родился 22 февраля в Енисейской губернии. Сын священника. Рукоположен в возрасте 21 г. В 1884 г. получил приход в Енисейской губернии. Овдовев через год, поступил в Петербургскую Духовную Академию. Окончив ее в 1888 г., принял монашество и был послан миссионером в Китай (1896). Начальник Пекинской миссии в 1900. Возведен в сан епископа в 1902 г. Знаток китайского языка и переводчик богословских книг. Составил русско-китайский словарь. О Церкви, Пекин. 1925. ИОАНН. Архиепископ. Михаил Борисович МАКСИМОВИЧ (1896–1966) Родился в Изюмском уезде Харьковской губернии. Сын генерала. Окончил юридический факультет Харьковского университета. Окончил богословский факультет Белградского университета. В 1926 г. – принял монашество. Епископ Шанхайский (1934). После ряда лет, проведенных во Франции, переехал в Америку (1962). Архиепископ Сан-Франциский в юрисдикции Заграничного Синода. Умер в Сиэтле 2 июля на молитве в своей кельи. Духовное состояние Русской эмиграции. Бл. 1938. ИОАНН. Архиепископ Сан-Франциский и Западно-Американский. Шаховской Дмитрий Алексеевич, Князь. 1902

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

143. См.: Хроника церковной жизни в Тунисе. -//РМ, 1951, - с.5. 144. См.: Иванов И. Церковные дела в Тунисе. -//РМ, 1951, - с.4. 145. Нестор (Анисимов) (1884-1962 гг.), основатель миссии и первый епископ на Камчатке (1916 г.), с 1921 г. в эмиграции, с 1933 г. в сане архиепископа, в 1944 г. воссоединился с РПЦ, с 1946 г. митрополит Харбинский и Маньчжурский, в 19148-1956 гг. в заключении, с 1956 г. митрополит Новосибирский и Барнаульский, с 1958 г. на покое. 146. Зернин А. Русская жизнь в Тунисе. -//РМ, 1954, - с.3. 147. Нафанаил Л. Ук. соч. - с.205. 148. Кафедральный собор в Африке. -//РМ, 1953, 600 (25.10). 149. Там же. 150. Зернин А. Там же. - с.3. 151. Там же. 152. Там же. 153. Там же. 154. Баранчук Н., (ИТАР-ТАСС). Русский храм под небом Африки. - Православный мир, 1997, 2. - 35. 155. Иоанн (Максимович) (1896-1966 гг.), родился в Харьковской губернии, во время Гражданской войны с родителями эвакуировался в Югославию, в 1925 г. окончил Богословский факультет Белградского университета, преподавал, пострижен в монашество в Сербии. С 1934 г. епископ Шанхайский, возведен в архиепископы, в 1949 г. вместе с паствой эвакуировался на остров Тубабао (Филиппины), с 1951 г. возглавлял Западно-Европейскую епархию, с 1962 г. в Сан-Франциско. Глава 4. Церковь в Марокко ЧАСТЬ 1. ХРАМЫ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ В РАБАТЕ Просьба русской общины в Марокко о присылке священника, была удовлетворена в 1927 г. Митрополит Евлогий (Георгиевский), пишет: " Отец Варсонофий прибыл в Рабат - главный центр экономической и политической жизни Марокко Познакомившись с паствой приступил к выработке устава православного прихода Благодаря некоторым связям удалось получить пустующий барак покинутый строительными рабочими, а с помощью русского населения, с великой радостью встретившего весть об организации церковного прихода, явилась возможность преобразовать его в церковь, украсить и снабдить всем необходимым. Эта православная церковь в скромном бараке знаменовала исторически важное событие - появление вновь в этой части Африки православия "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/403/...

19. Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский (18961966), чудотворец. Дни памяти: 19 июня/2 июля и 29 сентября/12 октября. 20. Протопресвитер Митрофан, позже епископ, в миру Митрофан Константинович Зноско-Боровский (1909 — 2002); с ноября 1992 викарный епископ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) с титулом «Бостонский». 21. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, в миру Иван Ильич Сергиев (1829 — 1908), священник Русской Православной Церкви, митрофорный протоиерей; настоятель Андреевского собора в Кронштадте; член Святейшего правительствующего синода с 1906 года, член Союза русского народа. 22. Митрополит Вениамин (Федченков), в миру Иван Афанасьевич Федченков (1880 — 1961), епископ РПЦ, православный подвижник, миссионер, духовный писатель. С ноября 1933 года экзарх Московской Патриархии в Америке, архиепископ Алеутский и Северо-Американский; с 1948 года проживал в СССР. 23. Симеон Новый Богослов (949–1022) монах, богослов, сочинитель «Гимнов», один из ярчайших представителей традиции исихазма. Наряду с двумя великими богословами Церкви — Иоанном Богословом и Григорием Богословом, Симеон был удостоен имени Новый Богослов. Цитата приводится по книге П. Басинского «Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды». 24. Клайв Стейплз Льюис (1898–1963), английский и ирландский писатель, учёный и богослов. Известен своими работами по средневековой литературе и христианской апологетике, а также художественными произведениями в жанре фэнтези. 25. «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). 26. Цитируется по «Душа, не знающая меры» Софии Гольдберг. 27. Святой праведный Алексий пресвитер Московский, Алексей Алексеевич Мечёв (1859 — 1923). Память 9/22 июня. 28. Преподобный Паисий Святогорец, в миру Арсений Езнепидис (1924 — 1994). Святой блаженный старец схимонах, один из самых уважаемых греческих старцев и духовных светил греческого народа XX века, старец и монах Афонской горы, известный своими духовными наставлениями и подвижнической жизнью. Память 29 июня/12 июля.

http://radonezh.ru/analytics/bog-izbral-...

( < < back) < >< back) > Епископ Петр (Екатериновский; †1889) — автор капитального труда «Указание пути к спасению. Опыт аскетики». Эта книга до революции издавалась несколько раз Оптиной пустынью и сопоставлялась современниками с книгой свт. Феофана Затворника «Путь ко спасению». Вторая, наиболее известная работа епископа: «О монашестве» — издана в 1856 г. Кроме этой, из-под его пера вышло еще восемь книг. Владыка принадлежал к так называемому ученому монашеству, состоял членом Московской Синодальной конторы. Сменив несколько кафедр, он пребывал на покое в Оптиной пустыни при старчествовании прп. Амвросия, а за четыре года до кончины был назначен управлять Новоспасским монастырем в Москве. ( < < back) < >< back) > Архиепископ Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (Максимович; 1896–1966) — блаженный чудотворец, выдающийся пастырь и аскет, «одно из самых ярких духовных явлений всей истории Русского Зарубежья». Потомок свт. Иоанна Тобольского. Причислен к лику святых Русской Зарубежной Церковью в 1994 г. Святитель Русского Зарубежья вселенский чудотворец Иоанн. «Паломник», М., 1998. ( < < back) Иеросхимонах Тихон Калягрский (Голенков; 1884–1968) — русский старец на Афоне, уроженец Сибири. С раннего детства имел тягу к иночеству. Монашескую жизнь начал в 24 года на Святой Горе и 60 лет провел в непрестанном подвиге. Пять лет прожив в келье «Белозерка», удалился на Карулю, где 15 лет отшельничал в пещере. После этого подвизался в строгом уединении в пустынной келье на Калягре. ( < < back) < >< back) > Преподобный Парфений Киево-Печерский (Краснопевцев; 1790–1855) — иеросхимонах Киево-Печерской Лавры. Возрастал под руководством архепископа Антония Воронежского (Смирницкого). Строгий нестяжатель. Главным в духовном делании святого была непрестанная Иисусова молитва. В тяжелые моменты жизни о. Парфений сподоблялся явлений святых и Божией Матери. О. Парфений был духовником свт. Филарета (Амфитеатрова) и последние шестнадцать лет жизни ежедневно служил литургию в его домовой церкви. Он сложил несколько широко известных молитв к Спасителю и Богородице. Особое видение побудило о. Парфения переодически прерывать свое уединение ради приема посетителей. Старец заповедал своим духовным чадам стремиться к достижению непрестанной молитвы и непременно блюсти ежедневное чтение Евангелия и Псалтири. Старец почил (25.03.1855) в день Благовещения, совпавший со Страстной Пятницей. Широкое народное почитание о. Парфения началось сразу после кончины. Причислен к лику святых Украинской Православной Церковью в 1993 г. Прп. старец Парфений Киево-Печерский. Жизнеописание, наставления. «Pycckiй Хронографъ», М., 1993.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010