Любопытный факт из этой эпохи: иконостас первого в Бельгии православного храма, устроенного княгиней Анной Павловной в Брюсселе в 1816 году, был взят ею при переезде в Гаагу в 1830 году, где он находился в новом православном храме более ста лет до тех пор, пока в 1939 году не был переслан настоятелем Гаагского храма обратно в Бельгию, но уже в Антверпен . К слову, именем одного из прихожан местного русского храма, авиаконструктора Г.В. Иванова, названа улица Жорж Ивановлаан в антверпенском предместье Дерне. В 1935 году брюссельская община РПЦЗ начала строить храм в древнерусском стиле. После перерыва, вызванного Второй мировой войной, строительство возобновилось и завершилось к 1951 году, когда храм во имя праведного Иова Многострадального освятил первый настоятель – святитель Иоанн (Максимович, 1896–1966), трудившийся в 1951–1962 годах на Брюссельской кафедре. Этот храм, воздвигнутый в память царя-мученика государя Николая Александровича, считается самым красивым православным храмом Бельгии. Вторая мировая война и немецкая оккупация страны нанесли сильный удар по русской общине, которая разделилась на противников и сторонников Гитлера. 22 октября 1940 года после литургии гестаповцами был арестован архиепископ Александр и этапирован в Германию. Был выслан из Брюсселя служивший там о. Андрей Насальский (1899–1955). Православные приходы в Антверпене, Генте и Лёвене прекратили свое существование, храм в Льеже был разрушен во время бомбардировки в 1944 году и лишь девять лет спустя русская община смогла построить здесь новую церковь. После войны возвращается из заключения архиепископ Александр (Немоловский) и в 1946 году вместе с приходом брюссельского храма святителя Николая переходит под омофор Патриарха Московского. В 1950-е годы православное присутствие в Бельгии значительно пополняется за счет эмигрантов из Греции, ввергнутой в нищету из-за гражданской войны. Прибывшие греки открывают более десяти новых приходов по всей территории Бельгии. В 1960 году Бельгийскую кафедру Московского Патриархата вместо почившего владыки Александра занимает епископ Василий (Кривошеин, 1900–1985), бывший афонский монах и известный богослов. По его инициативе были созданы три православные общины, в которых богослужения совершались на французском языке, и один монастырь, насельниками которого стали фламандцы.

http://pravoslavie.ru/4137.html

Послушник Фомислав  стал  духовным  чадом  старца  Амвросия,  он научил его  Иисусовой молитве. Из воспоминаний старца Фаддея: «Отец Амвросий мне сказал: «Что бы ты ни делал, постоянно повторяй в себе: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» Я был еще мальчиком и слушался его всем сердцем. Каждый день я исповедовался отцу духовнику во всем, что происходит в моей душе, и он советовал мне, как поступать. Спустя определенное время я заметил, что молитва входит в меня вместе  с воздухом, при дыхании. Постепенно молитва сама стала совершаться в сердце». Позже старец Фаддей будет говорить своим духовным чадам:  «Только тот, кто стяжал бесплатную благодать, может знать состояние ангелов и святых... Каким ты был раньше, раздражался, а сейчас нет раздражения. Нет человека, который может обидеть тебя, ни одна дурная мысль не может навредить, потому что ты защищен, ведом Духом Святым. Можешь понять, как Пресвятая Богородица от материнской утробы до конца земной жизни и в вечности находится в полноте Божественной благодати... За короткое время за полную преданность воле Божией и искреннюю жажду Бога освятила меня благодать, которая создала в моей душе неописуемую  радость  и  покой...  Я  с  детства  любил  музыку,  но  когда  под  действием  благодати пытался вспомнить какую-нибудь песню или мелодию, то совсем ничего не мог вспомнить, только молитва течет тихо, радостно... Слушаю сердце  и внутри слышу:  «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного!» Пытаюсь вспомнить что-то из прошлого, но не могу – мысли почивают в каком-то неизреченном покое, во всем моем существе царит радость и стремление ко Господу. Это состояние святых и ангелов, состояние пребывания в полноте благодати». В то время Господь удостоил послушника Фому встречи с иеромонахом, а в будущем – святителем Шанхайским и Сан-Францисским (Максимовичем), который преподавал в Битольской семинарии и на летние каникулы приезжал в Мильково, чтобы духовно окрепнуть и посоветоваться с опытными подвижниками умной молитвы и смирения. Они вдвоем пололи монастырский сад, и отец Иоанн особенно любил рассказывать молодому послушнику жития святых и о святых отцах, чьи творения хорошо знал. Блаженный святитель Иоанн (в миру Михаил Максимович) (1896 –1966). В июне 1994 года Архиерейский собор Русской зарубежной церкви прославил Владыку Иоанна в лике святых. Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 24 июня 2008 года состоялось общецерковное прославление святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. Участники Собора постановили включить имя святителя Иоанна в месяцеслов Русской Церкви (день памяти 19 июня/2 июля).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Свято-Троицкая обитель, основанная в 1929 году, относится к Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), которая воссоединилась с Русской православной церковью в 2007 году (отметим, кстати, что помимоРПЦЗ в США есть 30 приходов, напрямую подчиняющихся Патриарху Московскому и всея Руси). На протяжении десятилетий монастырь является оплотом русской эмиграции, духовным маяком православной Америки. Ещё одним таким центром стал Сан-Франциско с прекрасным собором иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Строительство храма завершилось в 1964 году стараниями святителя Иоанна (Максимовича; 1896—1966) — великого иерарха РПЦЗ, чьи мощи покоятся в построенном им же соборе. Святитель Иоанн немало сделал для проповеди православия среди американцев и европейцев. Митрополит всей Америки и Канады Тихон и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл      В целом русское православие с его открытостью и универсализмом успешно выполняет историческую миссию в Америке, открывая её народам сокровище веры. Закономерно, что это привело к укоренению православия и созданию в 1970 году Православной церкви в Америке (ПЦА), которой Русская церковь дала автокефалию (независимость). Большинство миллионной паствы   ПЦА — коренные англоязычные американцы. Афон… В Аризоне Конечно, не только русские проповедники несли православие в США. Достаточно назвать имена сирийца — святителя Рафаила Бруклинского (1860—1915) и серба — святителя Мардария (Ускоковича; 1889—1935). Однако после русских наибольший вклад в православную миссию в Америке внесли, конечно, греки. Так, архимандрит Ефрем (Мораитис;1928—2019) из афонского монастыря Филофей, основал в США 19 монастырей. Отец Ефрем, ученик известного афонского старца Иосифа Исихаста, впервые посетил Северную Америку в 1979 году. Его огорчило состояние греческой общины, её низкий духовный уровень, распространённость пороков и пр. Он начал регулярно посещать США, а затем принял решение туда переехать, чтобы принести в эту страну афонскую духовную традицию. Ещё несколько десятков лет назад сложно было представить, что одной из главных достопримечательностей американского штата Аризона станет православный монастырь, да ещё и афонского устава. Это обитель преподобного Антония Великого в пустыне Сонора, основанная в 1995 году архимандритом Ефремом. Её главный храм выполнен в греко-византийском стиле.

http://pravoslavie.ru/132523.html

Отдельно слова благодарности были произнесены в адрес тех, кто в наши дни продолжает трудиться на благо Китайской Автономной Православной Церкви и на благо укрепления дружбы, взаимодействия и сотрудничества России и Китая: председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, настоятеля храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерея Дионисия Поздняева, настоятеля православной общины святителя Николая Мирликийского в Шанхае протоиерея Алексия Киселевича, а также Чрезвычайного и Полномочного Посла России в КНР А.И. Денисова и всех, кто принял участие в подготовке визита. В память о богослужении Предстоятель Русской Православной Церкви передал шанхайскому храму в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» евхаристические сосуды. Во внимание к многолетним трудам по поддержке Православия в Китае Предстоятель Русской Церкви удостоил председателя Координационного совета соотечественников в Китае М.В. Дроздова ордена преподобного Серафима Саровского III степени. Верующим были розданы образки Воскресения Христова с Патриаршим благословением. Средства на возведение в Шанхае кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» были собраны православными верующими Китая по призыву архиепископа Шанхайского Симона (Виноградова, 1876-1933). Кампания по сбору средств была начата в 1928 году. Закладка храма совершена в мае 1933 года епископом Шанхайским Виктором (Святиным; 1893-1966). Храм возведен по проекту эмигрировавшего в Китай русского архитектора Я.Л. Лихоноса (1891-1942). Высота здания — 35 метров, вместимость — около 2500 человек. На хорах собора предусмотрено место для трехсот певчих. Строительство было завершено в 1937 году при архиепископе Шанхайском святителе Иоанне (Максимовиче; 1896-1966). В годы культурной революции собор был закрыт. Здание храма было национализировано и использовалось под складские помещения. Позднее в притворе был устроен ресторан, а в самом соборе — биржа, ресторан и ночной клуб.

http://patriarchia.ru/db/text/2973635.ht...

В день памяти святителя Иоанна благодарю его также за помощь в обретении хорошего временного жилья и интересной работы, связанной с освещением деятельности Елизаветинско-Сергиевского просветительского общества ( http://espo-fond.ru/ ). Слава Богу за все! Довольно долго прожив в Харькове, я не знала, что будущий святитель Иоанн (в миру Михаил Борисович Максимович) родился 4 июня 1896 в селе Адамовка Изюмского уезда Харьковской губернии. А окончилась его земная жизнь 2 июля 1966 в Сиэтле, штате Вашингтон. Потомки его духовных чад живут в Китае, Америке, во Франции, в других странах. Но для прихожан вашингтонского храма Святого Иоанна Крестителя 2 июля - особый праздник, ведь это единственный в США приход, лично основанный владыкой в 1949 году для русских эмигрантов. Корю себя, что много лет тому назад, в течение месяца живя в Вашингтоне и работая в Библиотеке Конгресса, ни разу не удосужилась посетить этот православный храм. Крестик я тогда уже носила, «Отче наш» знала, но была занята исключительно научной работой по изучению творчества Достоевского и Эдгара По. Будучи тогда далекой от Церкви ничего не слышала о святителе Иоанне. Не знала и того, что пойди я тогда в вашингтонский Свято-Иоанно-Предтеченский собор, могла приложиться к иконе с частицами мощей святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары, что есть там и части гробов, в которых перевозились из Алапаевска их нетленные тела. Тем более не могла представить себе, что через много лет стану православным журналистом, почитающим святых Елисавету и Варвару, что возьму интервью у настоятеля этого американского храма отца Виктора Потапова ( http://ricolor.org/rz/amerika/mp/6_12_11/ ). В Москве, находясь в стенах Марфо-Мариинской обители, он подарил мне иконку Божией Матери, которая начала мироточить в 2007 году (в год объединения двух ветвей Русской Православной Церкви), и смоченную миром ватку. Отец Виктор сказал тогда о глубоком почитании американцами Великой княгини Елизаветы Федоровны, жизненный путь которой является хорошим примером для протестантов и католиков, решивших перейти в Православие. Матушка Елисавета вошла в мою жизнь в 2004 году и с тех пор во многом помогает мне, а вот скорую помощь святителя Иоанна я начала получать лишь в последние два года. В прошлом году он чудесным образом устроил лечение моего брата, который ослеп от диабета, а после операции начал видеть, а в этом году, как я уже написала, святитель Иоанн помог в обретении крыши над головой и работы. С его с иконкой я теперь не расстаюсь. 9 мая даже шла с ней в Бессмертном полку (в прошлом году вместе со мной «шел» святитель Лука Крымский, воевавший в Великую Отечественную войну не на передовой, а в госпиталях со скальпелем в руках).

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/02/...

Легитимизм умирает. Приведёт ли это к изменениям в монархическом движении России? Анатолий Дмитриевич Степанов , главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 15. Комментарий Приведёт ли это к изменениям в монархическом движении России? Конечно, приведет. Следующий русский монарх будет избран всенародно Земским Собором. Но поразителен не сам факт женитьбы дражайшего Гоши неизвестно на ком. Поразительно, что за 40 (!) лет никто из породистой знати так и не захотел породниться с настырной " Е.И.В " Марией Владимировной, бесцеремонно влезшей в своих грязных сапогах на святой российский престол. Совершенная фантастика. Как говорится " дураков нет. " Ау, Закатов! 14. Позиция Святителя Иоанна Шанхайского. 1 Св. Архиепископ Иоанн (Максимович) (1896-1966) был не только выдающимся иерархом, подвижником и чудотворцем, но и юристом по образованию. Он был духовным другом и наставником Великого Князя Владимира Кирилловича и Великой Княгини Леониды Георгиевны. С молодости до последней минуты своей жизни он проявлял заботу о Российском Императорском Доме и изъявлял преданность ему. И руководствовался он при этом не просто личной симпатией, а глубоким знанием духовных и правовых основ Православной монархии, канонического права Церкви и, что в данном случае особенно важно, законодательства Российской империи. В своей книге «Происхождение Закона о престолонаследии в России» Святитель Иоанн изложил историю эволюции российского династического законодательства и убедительно показал, что порядок наследования в Доме Романовых «выработался исторически, покоится на чисто русских основах и в целом является вполне русским по духу». Он опроверг различные ложные и ошибочные мнения, распространявшиеся некомпетентными или заведомо недобросовестными людьми, и указал, что до возвращения Дома Романовых на Родину «никакие изменения или произвольные толкования не могут иметь места, и исторический Российский закон, получивший своё начало вместе с началом объединения Руси, действителен в том виде, в каком находился в день страшного преступления – лишения законного Царя принадлежащей ему власти».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/09/kn...

Утверждать, что святитель Иоанн (1896–1966) «родился в расколе», просто нелепо! 1. Прежде всего утверждение, что раскольник может быть причислен к лику святых, является по крайней мере странным, так как, согласно святым отцам, грех раскола не смывается даже мученической кровью. 2. Что касается святителя Иоанна (Максимовича), то будущий архиерей родился в Адамовке, в Харьковской губернии Российской империи, на территории современной Украины. В то время существовала одна Всероссийская Церковь: не было ни РПЦЗ, ни даже Патриархата Москвы, который был восстановлен, как известно, в 1917 году. Утверждать, что святитель Иоанн «родился в расколе», просто нелепо. 3. Но если святитель Иоанн не «родился в расколе», то был ли он «рукоположен во епископа раскольниками»? Как известно, митрополит Антоний (Храповицкий), бывший Киевский и Галицкий, Первоиерарх РПЦЗ, возглавил хиротонию святителя Иоанна в Белграде. Поэтому нам надо уточнить, была ли РПЦЗ какой-то организацией вроде «Киевского патриархата» или «Украинской автокефальной православной церкви», ныне объединенных, вернее – наполовину объединенных в «ПЦУ». РПЦЗ была всегда в общении с Вселенской Церковью Украинский «томос» привел не к единению, но посеял смущение, раздор, раскол во всем православном мipe 4. Вернемся теперь к «почитаемому всеми нами», по словам митрополита Эммануила, святителя Иоанну. Каков был его взгляд на политику Вселенского престола? В своем докладе на II Всезарубежном Соборе в 1938 году святитель Иоанн решительно протестовал против неопапистских действий Константинополя, в том числе в России, и сказал следующие как бы пророческие слова: «…рукоположенному, с разрешения Вселенского патриарха, викарию митрополита Евлогия в Париже присваивается титул епископа Херсонесского, словно Херсонес, находящийся ныне на территории России, подчинен Вселенскому патриарху. Следующим последовательным шагом Вселенской Патриархии было бы объявление всей России под юрисдикцией Константинополя…» К глубокому огорчению всех любящих Церковь, эти слова сбылись.

http://pravoslavie.ru/127575.html

Архиепископ Иоанн родился 4/16 июня 1896 г. в селе Адамовка Харьковской губернии. В крещении был наречен Михаилом в честь Архистратига Небесных сил бесплотных.  С детства будущий святитель отличался глубокой религиозностью. Праведная жизнь ребенка произвела столь глубокое впечатление на его гувернантку — француженку, исповедовавшую католицизм, что в результате она приняла Православие. В годину гонений Михаил Максимович оказался в Белграде, где поступил в университет на богословский факультет. В 1926 г. митрополитом Антонием (Храповицким) был пострижен в монахи с именем Иоанн в честь своего предка свт. Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского.  Отец Иоанн постоянно молился, строго постился, каждый день совершал Божественную литургию. Со дня монашеского пострига святитель никогда не ложился — иногда его находили по утрам задремавшим на полу перед иконами.  В 1934 г. иеромонах Иоанн был хиротонисан во епископа, после чего отбыл в Шанхай. По свидетельству митрополита Антония (Храповицкого) епископ Иоанн был «зерцалом аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления».  Молодой владыка любил посещать больных и делал это ежедневно, принимая исповедь и приобщая их Святых Таин. Известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна.  В 1951 г. архиепископ Иоанн был назначен правящим архиереем Западноевропейского экзархата  Русской Зарубежной Церкви . В Европе, а с 1962 г. в Сан-Франциско его миссионерская деятельность, твердо основанная на жизни в постоянной молитве и чистоте православного учения, принесла обильные плоды.  Владыка Иоанн отошел ко Господу 19 июня/2 июля 1966 г. во время архипастырского посещения г. Сиэтла с чудотворной иконой Божией Матери Курской-Коренной.  Архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн был причислен к лику святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей в 1994 г.  24 июня 2008 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен к общецерковному почитанию. 

http://patriarchia.ru/db/text/5463057.ht...

ИГНАТИЙ (Оксенович-Старушич; † 1651 (?)), еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, д-р богословия, писатель ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ок. 347- 419/20), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви, блж. , прп. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.) ИЛАРИОН (Троицкий Владимир Алексеевич; 1886-1929), архиеп. Верейский, духовный писатель, богослов, сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе Московских святых, Соборе С.-Петербургских святых, Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИОАНН (Максимович Михаил Борисович; 1896-1966), архиеп. Западноамериканский и Сан-Францисский, Шанхайский Русской Православной Церкви за границей, свт. (пам. 19 июня и 29 сент.) ИОАНН (Михэлцан; 1927-2008), еп. Орадский, Бихорский и Сэлажский (Румынская Православная Церковь), преподаватель, миссионер, теолог ИОАНН (Соколов Владимир Сергеевич; 1818-1869), еп. Смоленский и Дорогобужский (с 1866), богослов, канонист ИОАНН (Таричисдзе) (XII в.), груз. философ, переводчик, представитель гелатской богословско-лит. школы и течения эллинофильство ИОАНН XI ВЕКК (30-е гг. XIII в. - 1297), патриарх К-польский (26 мая 1275 - 26 дек. 1282), богослов, один из лидеров движения за унию с Римско-католической Церковью в Византии ИОАНН БАЗЕЛЬСКИЙ [Иоанн Хильталинген] († 1392), средневек. богослов и проповедник, генерал ордена августинцев-еремитов (1379-1389), епископ г. Ломбес (c 1389) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/122392_4.html

ИЕРАРХИЯ в церковной лексике слово употребляется в следующих основных значениях: небесная И., церковная И. ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ок. 347- 419/20), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви, блж. , прп. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.) ИИСУС ХРИСТОС Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение ИЛАРИОН (Троицкий Владимир Алексеевич; 1886-1929), архиеп. Верейский, духовный писатель, богослов, сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе Московских святых, Соборе С.-Петербургских святых, Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ ИНДИВИД понятие, обозначающее представителя к.-л. групы, к-рый обладает отдельным самостоятельным существованием и характерными особенностями, благодаря наличию к-рых он не может быть отождествлен с др. представителями той же группы ИННОКЕНТИЙ (Борисов Иван Алексеевич; 1800-1857), архиеп. Херсонский и Таврический, свт. (пам. 25 мая, в Соборе Киевских святых, в Соборе Липецских святых и в Соборе Одесских святых) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИННОКЕНТИЙ (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682 - 1731), еп. Иркутский, свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых) ИОАНН (Максимович Михаил Борисович; 1896-1966), архиеп. Западноамериканский и Сан-Францисский, Шанхайский Русской Православной Церкви за границей, свт. (пам. 19 июня и 29 сент.) ИОАНН Васильевич Попов (1867-1938), мч. (пам. 26 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), богослов, патролог, проф. МДА ИОАНН [Иваннис ] ( 860), митр. Дарский в юрисдикции Сирийской яковитской Церкви, западно-сир. богослов и литургист

http://pravenc.ru/rubrics/122390_11.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010