После этих событий посланные Антиохом Епифаном лица стали насильственными методами вводить греческую языческую религию среди иудеев. Иерусалимский храм обращен был в капище Юпитера Олимпийского, а самарянский храм на г. Гаризим – в капище Юпитера Странноприимца, так как самаряне были пришельцами в земле израильской. Запрещено было исполнять Закон: почитать субботу и иудейские праздники, обрезывать детей; вместо этого каждый иудей обязан был участвовать в языческих обрядах и жертвоприношениях, особенно в день рождения царя, праздновавшийся ежемесячно, и в праздник Диониса. Исполняющих Закон убивали. Так, двух женщин за то, что они обрезали своих детей, свергли со стены иерусалимской, привязав к сосцам их младенцев; в один субботний день было сожжено много иудеев, которые тайно в пещере соблюдали покой субботы (6, 1; ср. 1 Макк. 2, 32–38); 90-летний старец-книжник Елеазар был замучен до смерти за то, что не хотел вкусить идоложертвенного свиного мяса; наконец, мужественно приняли мученическую смерть в присутствии самого Антиоха Епифана семь братьев с матерью (6, 18 – 7, 41). Глл. 8 – 15. Подвиги Иуды Маккавея. В этой части подробно описываются военные подвиги Иуды Маккавея от начала восстания до победы его над Никанором, посланным в 161 г царем Димитрием I Сотером поддержать отпадшего от веры отцов первосвященника Алкина и подавить восстание. События, описанные здесь, излагаются в общем согласно с глл. 3 – 7 Первой Маккавейской книги, но с некоторыми добавлениями и перестановками. Например, об Иуде говорится, что перед последней битвой с Никанором он видел в сновидении бывшего первосвященника Онию III, простирающего руки и молящегося за весь народ, а потом – пророка Иеремию, который вручал ему золотой меч на сокрушение супостатов (15, 11–16). В память победы над Никанором установлен был праздник в 13-й день адара, накануне «дня Мардохея», то есть праздника Пурим (16, 36). 15, 37–39. Эпилог книги, в котором автор просит читателей быть к нему снисходительными. 2. Об авторе, времени происхождении и цели написания книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

30.  Книга пророка Аггея. Святоотеческие толкования те же. Виноградов Н., свящ. Книга пророка Аггея. Исагогико- экзегетическое исследование. Сергиев Посад, 1914. 31.  Книга пророка Захарии. Святоотеческие толкования те же. Рождественский Д., прот. Комментарий на книгу пророка Захарии. СПб., 1911. Обширное введение к этому толкованию составляет магистерская диссертация того же автора: Книга прор. Захарии. Исагогическое исследование. Вып. 1. Введение. Писатель и его время: анализ содержания Книги. Сергиев Посад, 1910. 32.  Книга пророка Малахии. Святоотеческие толкования те же. Тихомиров П. Пророк Малахия. Исследование. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. 33.  Книга Товита. На отдельные места давали толкования святые Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский и др. В отечественной литературе эту книгу никто не изъяснял. 34.  Книга Иудифъ. Толкований нет. 35.  Вторая книга Ездры. На отдельные места давали объяснения св. Киприан, блаж. Августин, Ориген. У нас никто не изъяснял эту книгу. 36.  Книги Маккавейские. Св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский, св. Иоанн Златоуст и другие толковали отдельные места. У нас этими книгами не занимались. 37.  Книга Премудрости Соломона. Из отеческих толкований ничего не дошло, из собственных — ничего не сделали. 38.  Книга Премудрости Иисуса Сына Сирахова. См. предыдущее примечание. 39.  Книга пророка Варуха. Блаж. Феодорит. У нас — не толковали. 40.  Послание Иеремии. Толкований нет. 41.  Третья книга Ездры. Толкований нет.   Новый Завет 42. Предварительно следует упомянуть об общих толкованиях на Четвероевангелие: Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Т. 1–2. СПб., 1893; Гладков Б. Толкование Евангелия. СПб., 1913. Евангелие от Матфея. Св. Иоанн Златоуст, блаж. Иероним, блаж. Феофилакт и др. Михаил, еп. Толковое Евангелие. Кн. 1. Евангелие от Матфея на славянском и русском наречии, с предисловием и подробными объяснительными примечаниями. Киев, 1912; Никон, архиеп. Листки по Евангелию от Матфея. Троицкие Листки. Вып. XXI–XXV. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1896–1899.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

30 Послания апостолов Иакова, Петра, первое Иоанна и Иуды написаны не к каким-либо частным церквям и лицам, а имели более обширное назначение, поэтому к ним совершенно приложимо название соборных – «окружных», особенно по сравнению с Павловыми посланиями, которые все, за исключением одного только послания к Евреям, имели первоначально частное назначение и посланы были или к отдельным христианским общинам (Римлянам, Коринеянам и т. д.) или к частным известным лицам (Тимофею, Титу, Филимону). Что касается второго и третьего посланий Иоанновых, то хотя они написаны к частным лицам, но, когда несомненность их происхождения от апостола Иоанна была доказана и принята Церковью, естественнее всего было присоединить их к Иоанновому же первому посланию под общим наименованием соборных . 31 Греческое слово канон означает «правило, образец», затем, «список, собрание». У отцов Церкви и в соборных определениях каноном называется собрание священных богодухновенных писаний, которые должны служить правилом для нашей веры и деятельности. Так св. Афанасий Великий , перечислив канонические книги Библии , прибавляет: «Вот источники спасения, чтобы заключающимися в них словами напоеваться жаждущему. В них одних благовествуется учение благочестия. Никто да не прилагает к ним и не отъемлет от них чего-либо. Эти-то Писания разумея, Господь пристыжал саддукеев, говоря: прельщаетеся, не ведуще Писания ( Мф.22:29 ), и увещевал иудеев: испытайте Писаний, яко та суть свидетельствующая о Мне ( Ин.5:39 ). Твор. Св. Афанасия В., изд. 2-е, ч. 3, стр. 372. 32 Неканонические книги следующие: книга Товита, Юдифь, Послание Иеремии, книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, книга Премудрости Соломона, три книги Маккавейские, третья и четвертая (по славянско-русской Библии: вторая и третья) книги Ездры и книга пророка Варуха. Кроме этих книг, неканоническими признаются еще некоторые места в канонических книгах, а именно: части книги Есфирь, не помеченные стихами; 151-й псалом во Псалтири; молитва царя Манассии в конце второй книги Паралипоменон и в книге пророка Даниила: песнь трех отроков ( Дан.3:24–90 ), история Сусанны ( Дан.13 ) и сказание о Виле и драконе ( Дан.14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

32.  Зыков В. И., свящ. Библейский Патриарх Авраам: Библейско-исторический апологетический очерк. — Пг., 1914. — VII+606 с. 33.  Иваницкий В. Иудейеко-арамейские папирусы с острова Элефантины и их значение для науки Ветхого Завета. — Киев, 1914. (автор — правосл. богослов и библеист, преп. в Киевск. Дух. Акад.). 34.  Иосиф (Петровых), архим. (Впоследствии митроп.). История иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия. — Серг. Посад, 1903. — IV+485 с. 35.  Казанский П. Свидетельства памятников Египетской истории о пребывании евреев в Египте. — М., 1864. — 67 с. 36.  Ключарев Г. История ветхозаветного священства до заключения священного канона. — Ставрополь, 1902. 37.  Корин И. Очерки по истории и культуре еврейского народа. — Екатеринослав, 1908. — 168 с. 38.  Кустодиев К. Л., прот. Опыт истории библейской женщины. — СПб., 1870. 39.  Лебедев А., прот. Библейские собственные имена в их религиозно-историческом значении. — Пг., 1916. — 308 с. 40.  Лопухин А. П. Библейская история в свете новейших исследований и открытий: т. 1–2. — СПб., 1889–1890. 41.  Маккавейский Н. К. Воспитание у древних евреев. — Киев, 1903 (автор — проф. в Киевск. Дух. Акад.). 42.  Мибихов М. Я. История еврейского народа от Вавилонского плена до эпохи Танаев. — СПб., 1901. — 222 с. 43.  Миролюбив А. Быт еврейских царей. — 1890. 44.  Муретов М. Ветхозаветный храм. Внешний вид храма. — М., 1890. — 505 с. 45.  Никитин А. Синагоги иудейские, как места общественного богослужения. — Киев, 1891. — 347с. 46.  Пальмов М. Идолопоклонство у древних евреев. — СПб., 1897. — 416 с. 47.  Певзнер М. С. Религия евреев. — СПб., 1914. — 92 с. 48.  Петрово-Соловово М. Краткий очерк отношений между ассиро-вавилонянами и евреями. — СПб., 1895. — 113 с. 49.  Платон (Рождественский), иером. Древний Восток при свете Божественного Откровения. — Киев, 1898. — 671 с. 50.  Покровский Ф. Я. Вавилон. История города и государства в связи с библейскими событиями и ветхозаветными пророчествами. — М., 1902. — 96 с. 51.  Его же. Военачальник Давидов Иоав: К характеристике Иоава. — Киев, 1903. — 51 с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

В Апологии утверждается, что лютеране «в наивеличайшей мере склонны содействовать сохранению древнего устройства Церкви и правления епископов», однако и епископы должны «проявлять терпимость в отношении нашего учения», но пока этого не происходит, «должны мы сих епископов оставить и повиноваться больше Богу» (14. 4-5). Далее отмечается 3 способа почитания лютеранами святых: 1) благодарить Бога за то, что Он дал Церкви святых, учителей и иные дары; 2) вдохновляясь примером святых, укреплять свою веру; 3) почитать святых - значит следовать (каждый по своему призванию) «примеру их веры, их любви, их долготерпения» (21. 4-7). Представление, что каждый святой помогает по молитве, объявлено языческим (21. 32-34). Молитва же за Церковь, обращенная к святому как к ходатаю, может оказаться напрасной, хотя А. и. а. допускает, что святые могут ходатайствовать за Церковь, единственное свидетельство в Свящ. Писании об этом во Второй книге Маккавейской (15. 14) лютеране считают сомнительным, поскольку там описано видение Иуды Маккавея. Защищая брак священников, А. и. а. ничего не говорит о безбрачии епископата, признает, что целомудрие - дар более высокий, чем супружество, однако оно не дает никакого преимущества в оправдании грехов: «...Девственник в силу своего дара не более праведен пред Богом, нежели состоящие в браке... но каждый должен верно служить посредством дара своего» (23. 39). Монашество, рукоположение, епископский целибат не признаются необходимыми. Одобряются те монахи, к-рые «уяснили: их деяния делают их благочестивыми пред Богом ничуть не более, нежели дела других сословий» (27. 38). По положениям, сформулированным в артикулах 27 и 28, дискуссия не состоялась: в Апологии констатировали, что Экк в Конфутации подменил предмет обсуждения и поэтому необходимо заново, более точно и остро, сформулировать обсуждаемые вопросы, напр.: «Имеют ли епископы полномочия для издания законов вне Евангелия, полномочия, чтобы повелевать и соблюдать их как богослужения с целью заслужить при их посредстве вечную жизнь?» (28. 6). Такой прием знаменовал собой начало значительного совершенствования богословской полемики, к-рое было продолжено М. Хемницем и классиками лютеран. схоластической ортодоксии И. Герхардом , А. Каловом и И. А. Квенштедтом .

http://pravenc.ru/text/76806.html

Г. Прозоровский, на основании исторических и нумизматических данных 145 , перечислил 12 царей набатейских и выяснил, к кому из них относятся показания св. книги Маккавеев и послания ап. Павла к Коринфянам ( 2Кор.11:32 ). В виду новости этого вопроса и непосредственного отношения его к предмету нашего исследования, приводим выдержку из статьи г. Прозоровского: 1) Около 166 г. до Р. Х. у Набатеев был царем Арета, во владениях которого скитался изгнанный иудейский первосвященник Иасон или Иисус 146 . 2) После него упоминается Малх. На его попечение Александр Бала оставил своего сына Антиоха, которого впоследствии выдал Трифону, по усиленным убеждениям последнего. В 1Мак. 11:39 царь этот именуется Емалкуем. 3) Царю Завдиилу 1Мак.11:17 , называемому у И. Флавия 147 Завилом, приписывают убийство Александра Бала, бежавшего к нему после несчастного сражения с Птоломеем Филометором и Димитрием Некатором в 144 году до Р. Х. Диодор Сицилийский (кн. XXXII) смешал царей Малха и Завдиила, которые царствовали в одно время, но в разных местах. 4) Почти за 100 лет до Р. Х. царь Овед поразил иудейского царя Александра Яннея, устроил ему засаду близ Гадары 148 . Иосиф Флавий называет этого царя Оводием, а город Гавланией 149 . 5) Царь Зиз вместе с Парфянами был призван в помощь верийским тираном Стратоном, вооружившимся против Димитрия Евкера, царствовавшего в 95 году до Р. Х. По предположению г. Прозоровского, Александр Янней, иудейский царь, отдал Зизу землю, завоеванную у Моавитов и Галадитов 150 . 6) Царь Арета обещал городу Газе помощь, когда Александр Янней напал на этот город, но Арета не поспел на помощь вовремя. Вскоре после этого, в 85 г. до Р. Х. Арета был призван в Дамаск на царство. 7) К царю Арете, владевшему Петрой, бежал иудейский первосвященник Гиркан, подговоренный Антипатром. Арета согласился вспомоществовать Гиркану в возвращении престола, занятого Аристовулом, а беглецы решали за то возвратить Аристовулу отнятую ими прежде у арабов область с двенадцатью городами. Арета пошел на Аристовула с 50.000 войска и, одержав победу, осадил Иерусалим, но Аристовул освободился от засады при содействии Помпеева полководца Скавра, а потом и сам, напав на Арету, разбил его при местечке Папироне. Помпей шел уже войной на Набатеев, как вдруг, недовольный Аристовулом, обратился на него, взял Иерусалим и ушел в Киликию, оставив для дальнейших предприятий Скавра, который в 62 году пред Р. Х., хотя и приступил к набатейской столице Петре, но не мог взять ее, а успел только убедить Арету откупиться от опустошения его владений 300 талантами. Потом другой римский полководец Габиний победил Набатеев. Г. Прозоровский полагает, что у И. Флавия разумеется тот самый Арета под названием царя аравийского, с которым подружился Антипатр, женатый на идумеянке из знатной арабской фамилии и имевший от неё, в числе других детой, Ирода, в последствии царя иудейского, прозванного Великим: может быть, по родству Антипатр вверил Арете своих детей, когда вел войну с Аристовулом 151 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Далее св. апостол перечисляет других ветхозаветных праведников, силою веры творивших многие дивные дела и чудеса. Одних он называет по именам, у других, не называя имен, перечисляет лишь их деяния. Вот как поясняет сказанное апостолом блж. Феодорит: " верою побеждали царства " — Гедеон низложил мадианитян, Самсон — филистимлян, Варак — Сисару, Давид — аммонитян, амаликитян и оба племени сириан (2 Цар. 10:6), Самуил — филистимлян. " Заградиша уста львов " — Даниил. " Угашали силу огня " — Анания, Азария и Мисаил. " Избегали острия меча " — победившие в войнах (ст. 32-34). " Укреплялись от немощи " - возвратившиеся с Зоровавелем, освободившиеся из плена и победившие восставших на них соседей. — " Были крепки на войне " - и перечисленные выше, и дети Маттафии: Иуда, Ионафан и Симон. " Жены получали умерших своих воскресшими " (ст. 11:35) — это чудеса великого Илии и Елисея, из которых один воскресил сына вдовицы, а другой сына соманитяныни. — " Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение " . Например: Елеазар, семь Маккавеев и их матерь. — " Были побиваемы камнями " — священник Захария, сын Иоддаев. — " Перепиливаемы " — говорят, что претерпел это пророк Исайя. — " Скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли " (11:37-38) — " Так великий Илия, так Елисей, великий наследник его благодати; так большая часть пророков, которые и домов не имели, но рубили дерева и строили себе кущи " (блж. Феодорит). — " И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства " (11:39-40) — это так поясняет св. Златоуст: " Уже прошло столько времени, как они (ветхозаветные праведники) остались победителями, и еще не получили награды, а вы, находясь еще в подвиге, сетуете?.. Что же делать Авелю, который прежде всех победил и остается неувенчанным? Что Ною? Что другим, жившим в те времена и ожидающим тебя и тех, которые будут после тебя? " Смысл этих слов тот, что апостол хочет вразумить ими нетерпеливых и малодушных палестинских евреев, которые, не скончавши еще христианского подвига, хотели бы уже видеть исполнение христианских надежд. Он утешает их представлением о том, как долго пришлось ждать ветхозаветным праведникам награды за свое терпение — пока Великая Жертва Христова не отверзла им врата Небесного Царствия.

http://sedmitza.ru/lib/text/430658/

Здесь изложен очень ясный пример и дано историческое доказательство молитвы умерших за живых: видение Иеремии и Онии, молившихся за иудеев (15:12–17). Ориген обращал внимание и цитировал это место (Com. in Iohan. t. XIII). Здесь же дан первый исторический пример действенности молитвы живых за умерших (12:39–45). Здесь представлено много примеров непоколебимой веры и надежды на Бога, не посрамляющей надеющихся людей ( 2Мак.1:8–29; 2:17; 3:15, 22, 33–35; 8:18, 27 ). Много поучительных примеров и явного Божия наказания грешников, например Иасона (5:7–10), Епифана (9:5–28), Менелая (13:6–8), Никанора (15:32–35). Особенно же, как выше замечено, прославленное всеми древними православными отцами Церкви и позднейшими проповедниками и внесенное Православной Церковью в ежегодное церковное воспоминание (1 августа) мученичество Елеазара, семи отроков и их матери ( 2Мак.6:18–7:42 ) – на все времена останется для всех борцов за истинную веру чтением, воодушевляющим на их мученичество. По мнению бл. Августина «все три Маккавейские книги внесены в канон (западной церкви) главным образом по нахождению в них высоконазидательного повествования о мученичестве за веру в истинного Бога семи братьев Маккавеев» (О граде Божией. Кн. 18, гл. 36). Св. Киприан Карфагенский много раз в поучение и для воодушевления христиан цитирует седьмую же главу (Ер. LXVI. Testim. adv. Iud. 1, 2). Особенно же прославляют описанные в этой главе подвиги Иоанн Златоуст , Григорий Богослов и Ефрем Сирин , в своих «Похвальных словах Маккавеям». Позднее: Иоанн Дамаскин и Косма Майумский в принятых Православной Церковью песнопениях воспевают их подвиги. Эта книга написана на греческом языке и сохранилась в оригинальном тексте, преимущественно в александрийском списке и в Венетском кодексе перевода LXX; а в ватиканском и синайском списках нет ее. В некоторых списках Лукиановой рецензии 19, 62, 64, 93) находится эта книга, хотя с корректурами. Существует древний сирский перевод при Пешито, но сделанный свободно. В Вульгате этой книги нет и католическими богословами она не всегда обозревается.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

После него будет царствовать, сначала, Селевк Филопатор: он будет стараться похитить сокровища храма, но погибнет во время заговора ( Дан.11:20 ). После Селевка взойдет потом на престол «презренный», которого люди назвали «знаменитым», – Антиох Епифан ( Дан.11:21 ). С бесстыдным коварством он вторгается сначала в мирный с ним Египет и завоевывает его в 173 году (ст. 12–24); предпринимает второй поход против Египта и остается победителем вследствие многочисленности своего войска и измены ( Дан.11:25–27 ). Возгордившись своим счастием, Антиох дерзает притеснять святой народ завета Господня и сначала только по немногу (ст. 28. ср. 1Мак.1:21–29 , в 170 году). Но после неудачного похода его против египтян, когда он был разбит киттийскими кораблями (римиским флотом Дан.11:29,30 ), весь свой гнев изливает на иудеиское святилище и богослужение: прекращает ежедневную жертву и на самом жертвенике поставляет мерзость, жертвенник идольский ( Дан.11:30,31 ). Некоторые из нечестивых иудеев будут обольщены им и станут приносить жертвы Зевсу; но благомыслящие восстанут против этого и, не смотря на гонения, будут предостерегать народ от идолопоклонства, получат они небольшую помощь и от Маккавеев ( Дан.11:32–34 ), и будут падать некоторые из благочестивых, чтобы очиститься к последнему времени ( Дан.11:35 ). Ср. к ст. Дан.11:30–35 ; 1Мак.1:55, 1:53–54,60 гл. 2 и д. 1Мак.1:61–64 . Но верх нечестия, которое совершит Антиох, это – что он из презрения к Богу богов, равно и к своим собственным богам, сам себя объявит богом ( Дан.11:36,37 ), или как говорится в ст. 38-м, богом, Маозиом, богом своей собственной силы, которую он видит в своих крепостях (маоссим значит крепость) или, как указывается в 39 стихе Юпитером капитолийским, в котором он видит свой собственный образ. После этого Антиох предпримет последний поход против Египта (в 166 г.); поход этот будет сопровождаться победами ( Дан.11:40–43 ), пока возмущение в собственном его царсте не заставит его возвратиться в свои владения, где он и найдет свой конец ( Дан.11:44,45 ) 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

СПб., 1875. 28 . Книга пророка Аввакума. Святоотеческие толкования те же. Варфоломей, еп. Книга пророка Аввакума. Введение и толкование. Сергиев Посад. 1913. 29 . Книга пророка Софонии. Святоотеческие толкования те же. Тюрин И. Книга пророка Софонии. Историко-экзегетическое исследование. Сергиев Посад, 1897. 30 . Книга пророка Аггея. Святоотеческие толкования те же. Виноградов Н. , свящ. Книга пророка Аггея. Исагогико-экзегетическое исследование. Сергиев Посад, 1914. 31 . Книга пророка Захарии. Святоотеческие толкования те же. Рождественский Д., прот. Комментарий на книгу пророка Захарии. СПб., 1911. Обширное введение к этому толкованию составляет магистерская диссертация того же автора: Книга прор. Захарии. Исагогическое исследование. Вып. 1. Введение. Писатель и его время: анализ содержания Книги. Сергиев Посад, 1910. 32 . Книга пророка Малахии. Святоотеческие толкования те же. Тихомиров П. Пророк Малахия. Исследование. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. 33 . Книга Товита. На отдельные места давали толкования святые Киприан Карфагенский , Амвросий Медиоланский и др. В отечественной литературе эту книгу никто не изъяснял. 34 . Книга Иудифь. Толкований нет. 35 . Вторая книга Ездры. На отдельные места давали объяснения св. Киприан, блаж. Августин, Ориген . У нас никто не изъяснял эту книгу. 36 . Книги Маккавейские. Св. Григорий Богослов , св. Григорий Нисский , св. Иоанн Златоуст и другие толковали отдельные места. У нас этими книгами не занимались. 37 . Книга Премудрости Соломона. Из отеческих толкований ничего не дошло, из собственных – ничего не сделали. 38 . Книга Премудрости Иисуса Сына Сирахова. См. предыдущее примечание. 39 . Книга пророка Варуха. Блаж. Феодорит. У нас – не толковали. 40 . Послание Иеремии. Толкований нет. 41 . Третья книга Ездры. Толкований нет. Новый Завет 42 . Предварительно следует упомянуть об общих толкованиях на Четвероевангелие: Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Т. 1–2. СПб., 1893; Гладков Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010