Крупный капитал в 600 тысяч рублей на возрождение в Москве Ивановского монастыря завещала подполковница Елизавета Алексеевна Мазурина, по мужу Макарова-Зубачёва (дочь Алексея Алексеевича Мазурина, московского городского головы в 1828—1831). 31 марта 1858 года Елизавета Алексеевна умерла и была похоронена на Ваганьковском кладбище. Погребение её тела совершал митрополит Московский и Коломенский святитель Филарет (Дроздов) (1783—1867), а душеприказчицей и устроительницей монастыря стала невестка, жена её покойного брата Николая Алексеевича — Мария Александровна Мазурина (ум. 21 октября 1878). Благодаря её трудам Москва получила уникальный архитектурный ансамбль: стены, башни, величественный собор, напоминающий кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Внутренняя планировка монастыря отличается тем, что стоящий в центре собор соединён с корпусами по периметру участка четырьмя галереями (аркадами), которые рассекают внутреннее пространство на небольшие дворики. Советское время В 1918 монастырь был закрыт; на его территории с августа 1919 располагался Ивановский концентрационный лагерь, один из 12 московских городских концлагерей, позже преобразованный в лагерь особого назначения. С 1923 именовался лагерем принудительных работ; с 1927 — «экспериментально-пенитенциарное отделение государственного института по изучению преступности и преступника». В 1930 Ивановский лагерь вошел в состав 1-го отделения 7-й фабрично-трудовой колонии Москвы при ГУМЗ. Вид от бывшей Мясницкой полицейской части 43 монахини и послушницы переселились на подмосковный хутор, но в 1929 хозяйство было национализировано, а общину обложили непосильным налогом, для выплаты которого пришлось распродать имущество. Следующие два года община жила случайными заработками и милостыней, а в 1931 власти решили «изолировать монашек от общества как членов антисоветской группировки». В начале мая их в числе 31 человека лишили избирательных прав, 20 мая заключили в Бутырскую тюрьму. Постановлением тройки при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской области все они были отправлены по этапу в Казахстан.

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Предтеч...

122 Глава XI Возвращение отца Пимена в Москву. – Последнее письмо преосвященного Леонида, его приезд в Москву и пребывание в ней, внезапная его кончина, погребение. – Печатание и разбор «Воспоминаний " » отца Пимена. – Кончина наместника Лавры, отца Антония. – Военная врачебница для раненых воинов на Угреше. – Празднование двадцатипятилетия общежития и настоятельства отца Пимена на Угреше. VIII Между тем как заслугам и деятельности отца Пимена оказывалось такое удивительное (чтобы не сказать непростительное) внимание, сами обстоятельства слагались так, что не умевшие благодарить его за все то, что было уже им сделано, нехотя поставлены были в необходимость опять обратиться к нему с просьбой, чтобы он к трудам своим приложил еще труды и сделал то, чего не могли сделать другие. Обстоятельство, в сущности весьма неважное, снова выдвигало отца Пимена на не новое уже для него поле деятельности – к великой ему похвале и к немалому укору тем, которые не стыдились просить услуг епархии и монашеству, совершенно забывая, что не умели ни оценить его прежних непрестанных трудов, ни достодолжным образом поблагодарить за все, им уже сделанное в продолжение целой четверти столетия. Октября 21 того же 1878 года умерла в Москве вдова, почетная гражданка Мазурина. Она была душеприказчицей своей невестки Макаровой-Зубачевой, умершей в 1859 году и оставившей значительный капитал на восстановление древнего упраздненного девичьего Ивановского монастыря. Монастырь этот, упраздненный после неприятельского нашествия 1812 года, находился близ Солянки, в урочище, называемом на Кулишках, против церкви Благоверного князя Владимира, что в Садех, основан был в 1530-х годах или родителем Иоанна Грозного, или матерью его, великой княгиней Еленой (Глинской), и существовал до 1813 года. После погрома Москвы Наполеоном он был обращен в приходскую церковь , а здания, в нем находившиеся, определены для жительства служивших в Синодальной типографии. В 1858 году, по смерти мужа и единственного сына, одна из московских жительниц, подполковница Елизавета Алексеевна Макарова-Зубачева, составила духовное завещание, по которому всю свою собственность, простиравшуюся до шестисот тысяч рублей, завещала на обновление Ивановского монастыря и на открытие в нем общежития. Душеприказчицей своей она избрала жену брата своего, Марию Александровну Мазурину, с правом безотчетного распоряжения капиталом, и вскоре после того в 1859 году скончалась. Завещание представлено было митрополиту Филарету и по ходатайству его утверждено в 1859 году Св. Синодом. По смерти завещательницы, здания прежнего Ивановского монастыря были разобраны, в сентябре 1861 года закладка новых совершена митрополитом Филаретом, и с тех пор строение продолжалось в течение почти восемнадцати лет, не приходя к окончанию до самой смерти душеприказчицы Мазуриной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Больницей местное население пользовалось бесплатно. Выборочная статистика посещений такова: в 1878 г. – 53 человека 425 ; в 1879 г. – 141 человек стационарно, 132 человек амбулаторно; 1880 г. – 145 человек стационарно, 244 человека амбулаторно 426 ; в 1885 г. – 7 некрещеных, 430 новокрещеных, 148 русских 427 . В 1903 г. было принято решение о продаже в рассрочку Улалинского приюта «врачебному ведомству под сельскую лечебницу», дабы сохранилось первоначальное предназначение здания 428 . Приютские дети были переведены в женский монастырь. Дом требовал серьезного ремонта, и, очевидно, поэтому сделка состоялась только в 1910 г. Этот дом сохранился до наших дней. В нем находится кожно-венерологический диспансер (Социалистический проспект, 7). Несмотря на существование Улалинской больницы, далеко не все население Горного Алтая имело возможность и желание пользоваться ею. Поэтому среди населения периодически возникали вспышки оспы, тифа и т. д. Но традиции, заложенные миссионерами в 30–40-х гг. XIX в., соблюдались и в дальнейшем были закреплены системой школьного образования. В частности, в программе обучения Бийского катехизаторского училища предусматривалась обязательная сдача выпускниками минимума по медицинской подготовке. Лица, успешно сдавшие его, получали соответствующие свидетельства. Например, в мае 1886 г. свидетельства на право оспопрививания получили 15 выпускников. Среди них были Семен Чесмочаков, Андрей Паяркин, Дмитрий Никифоров и др. Теоретические и практические знания выпускников были удостоверены комиссией во главе со старшим врачом бийской местной больницы, коллежским советником Н. Лузгиным. Большую практическую помощь оказывали миссионеры при алтайка Ирина Макаровна Козлова, которая была и воспитателем, и преподавателем в приюте. Состарившись, попросилась у Владыки Макария на покой, но осталась жить при общине. Пекла просфоры и присматривала за мальчиками, которых в приюте было немного. В 1910 г. заботами Владыки было налажено лечение глазных болезней. Это было крайне необходимо для большинства населения, живущего в задымленных юртах.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

В 1875 г. (10 апр.) Великий Князь был зачислен в Л.-Гв. Казачий Его Величества полк, а затем (11 июля) в сословие Донского Казачьего войска во вновь образовавшуюся тогда станицу на урочище Карачеплак, наименованную, в честь Его Высочества, «Великокняжескою». Наконец, для характеристики Великого Князя как общественного деятеля, нельзя не упомянуть о том, что в течение этого же периода Он не только принял звание Почетного Члена состоящего под покровительством Государыни Императрицы Общества попечения о раненых и больных воинах и Покровителя Донского коннозаводства, к преуспеянию которого прилагал большие заботы, но, кроме того, явился желанным почетным деятелем (Покровителем, Почетным Президентом или Почетным Членом) многих обществ скаковых, охотников конского бега, сельскохозяйственных, покровительства животным и других. 66. В 1892 г. вышла 2-м изданием. 318 страниц чрезвычайно интересно и легко написанного текста снабжены рисунками художника Е.Н. Макарова и украшены виньетками п рофес. А.И. Шарлеманя. 68. Желая видеть возможно чаще пред собою изображение величайшей святыни христианства, Его Высочество, по возвращении из Иерусалима, в церкви Своего Николаевского дворца, под алтарем, воздвиг особый придел в честь Гроба Господня, копия которого по своему внешнему виду и размерам пещеры, хранящей Гроб Господень, дает точное изображение последнего в Иерусалимском храме. На акварели, любезно предоставленной автору настоящей книги И.Н. Смирновым и воспроизведенной на стр. 69, можно видеть эту деталь церкви роскошного бывшего дворца Его Высочества, ныне - Ксениинского Института. 69. Чтобы оказать внимание Его Высочеству перед разлукою, Государь зачислил Великого Князя в списки полков Л.-Гв. Гусарского Его Величества и Л.-Гв. Литовского, в день их полкового праздника 6 ноября, как бы желая новыми узами связать Его Высочество с любимою им Гвардиею. 71. Всеподданнейший рапорт Главнокомандующего 10 апреля 1877 г. Д.А. Скалон «Поход на Восток 1876 - 1878 гг.» (рукопись), С. 59. 73. В день Своего рождения, 17 апреля, Государь назначил Его Высочество Шефом 53 пех. Волынского полка, а Начальника Штаба Действующей армии, генерал-адъютанта Непокойчицкого - Шефом 54 пех. Минского полка.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/11/...

Часовен две каменные, одна в селе, а другая на кладбище, построены обе вместе с церковию. Прихожан 1308 муж., 2346 жен., из них в селе Приимкове 181 м., 192 ж., в дер.: Бакланове 135 м., 142 ж., в расстоянии 1 вер.; Праслове 82 м., 87 ж., в 2 в.; Жукове 83 м., 91 ж., в 3 в.; Воехте 25 м., 25 ж., в 3 в.; Головинском 151 м., 153 ж., в 1 в.; Вахрушеве 93 м., 97 ж., в 3 в.; Полежаеве 90 м., 96 ж., в 2 в.; Кетошах 128 м., 126 ж., в 2 ½ в.; Курбаках 116 м., 123 ж., в 4 в.; Никольском 217 м., 214 ж., в 4 в. Расположение села на равнине, в 2 ½ вер. от реки Которостли. Почтовый адрес: ст. Макарово, Ярославск. губ., Ростовского уезда, церковь села Приимкова, Приимковской волости. В приходе существуют две школы: земская в селе и церковно-приходская в деревне Никольском. Штатный состав причта – священник, диакон и псаломщик. Капитала причта 2299 руб. Приимковский приход. Церковь Богородице-Рождественская. Приход составляют селения: 1) Приимково, 2) Бакланово, 3) Воехта, 4) Жуково, 5) Праслово, 6) Вахрушево, 7) Головинское, 8) Полежаево, 9) Костоши, 10) Курбаны, 11) Никольское. Состав причта: настоятель 1, псаломщик 1. Священно-церковнослужители, предназначаемые в штат: Священник Иоанн Пречистенский - настоятелем. Диакон Павел Соколов - псаломщиком. К оставлению сверхштатными: Дьячек Александр Невский. Пономарь Семен Немиров. Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. – Ярославль. 1908 г.; Список Высочайше утвержденных приходов по Ростовскому уезду. - Ярославль. 2 августа 1878 г. Сам Владыка присутствовал на освящении храмов редко. Впрочем можем отметить следующие два важные факта освящения храмов самим Высокопреосвященным Евгением. В 1846 г. Высокопреосвященный Евгений освятил вновь устроенный храм в селе Великом, Ярославского уезда, в честь Боголюбской иконы Божией Матери. При совершении богослужения Владыка удостоил благословения набедренником священника того села А. Морева за ревностное и усердное проповедание слова Божия. В 1845 г. Преосвященный Евгений освятил вновь устроенный храм в честь святителя Николая чудотворца, в селе Приимкове, Ростовского уезда. Оба храма Владыка освятил сам с тем архипастырским побуждением, чтобы расположить прихожан-раскольников того и другого прихода на сторону православия. В частной беседе с одним почетным лицом г. Ярославля однажды Владыка, по поводу рассуждений о расколе, выразился: " Раскольников всего удобнее возвращать на лоно православия путем собеседования с ними или самого архиерея или просвещенных православных людей. В виду этого, в тех местах епархии, где развивался раскол, вновь устроенные православные храмы и приделы я освящаю сам, чтоб ближе и всесторонее изучить раскол, чтобы против каждой секты я мог дать соответствующее духовное врачевание, подобно тому как врачи против каждой болезни дают особое лекарство " .

http://sobory.ru/article/?object=03430

Arhiva A avut loc întâlnirea Sanctitii Sale Patriarhul Chiril i Sanctitii Sale Patriarhul Bulgariei Neofit cu Prim-ministrul Bulgariei Boiko Borisov 4 martie 2018 02:00 3 марта 2018 года в Софии состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и  Святейшего Патриарха Болгарского Неофита  с Премьер-министром Республики Болгария Бойко Борисовым. Премьер-министр встретил Предстоятелей двух Церквей у входа в Совет Министров Республики Болгария. Святейшего Патриарха Кирилла сопровождали члены делегации Русской Православной Церкви: председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  архиепископ Солнечногорский Сергий , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук. Также в числе участников встречи настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Софии  архимандрит Филипп (Васильцев) , Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Болгарии А.А. Макаров. В числе сопровождавших Святейшего Патриарха Болгарского Неофита были митрополит Русенский Наум, митрополит Врачанский Григорий, главный секретарь Священного Синода епископ Мелнишский Герасим. С болгарской стороны также участвовали председатель парламентской комиссии по вероисповеданию Красимир Велчев, глава дирекции вероисповеданий при Совете министров страны Эмил Велинов. Премьер-министр Болгарии тепло приветствовал Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Святейшего Патриарха Болгарского Неофита. Он особо отметил огромный вклад Русской и  Болгарской  Православных Церквей в дело освобождения Болгарии от османского ига в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов. «Между нашими народами существуют прекрасные отношения. Ваш визит подтверждает именно этот факт», сказал Б. Борисов, обращаясь к Предстоятелю Русской Церкви. В беседе с главой болгарского Правительства Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что освободительная борьба, которую вела Болгария при содействии России, свидетельствует о духовном единстве двух православных народов.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5156342...

2 ПСЗ. 36967. 2 ПСЗ. 45341; высвобождаемая сумма предназначена была для повышения штатного содержания епархиальных кафедр. Странник. 1882. 8. С. 622; Отчеты. 1884. Пимен, архим. Воспоминания (1877) (также в: Чтения. 1876. 3–4; 1877. 1). Эти «Воспоминания» монаха строгой жизни являются важным источником по истории монастырей в XIX в.; к сожалению, у нас слишком мало других столь же надежных материалов. Савва, архиеп. Хроника моей жизни. 5. С. 172, 178, 216; 6. С. 276; 7. С. 59, 221, 385; 8. С. 739. Краткая биография архиепископа Саввы в: Ист. в. 1896. 66. С. 1106; 1910. 120. С. 316. «Хроника» Саввы включает много подлинных документов, писем и т. п. и потому представляет собой очень ценный труд по истории Русской Церкви XIX в. А также: Ростиславов. Опыт исследования. С. 329, 331, 232, 212, 336. Труд Ростиславова, в котором помещено много материалов по монастырям, следует использовать с некоторой осторожностью, потому что Ростиславов писал тенденциозно. Отчеты. 1848. С. 86; ср. Отчеты за другие годы. Например, Ивановский монастырь (Московской епархии) в 1869 г. получил от вдовы Макаровой-Зубчаниновой 300 000 рублей; некая Державина основала Знаменский женский монастырь (в Новгородской епархии) и пожертвовала ему 98 279 рублей и 890 десятин пашни и леса. Ср. мнение И. М. Долгорукого в его «Записках», в: Чтения. 1870. 2. С. 54, 51. Пимен. Ук. соч. С. 103, 246, 280, 282 и др.; ср. также разные места в «Хронике» Саввы и Отчеты; например, в 1887 г. 100 больниц и 72 ночлежных дома получали содержание от монастырей. Отчеты за 1887 г. (1889). С. 156; 1884. С. 231 и след. И во время войны, например, в 1812 г., монастыри давали большие суммы денег на лазареты; одна только Троице-Сергиева лавра пожертвовала 70 000 рублей. Знаменский. Руководство по истории Русс. Церкви (1876). С. 429–431; в 1877/78 г. при многих монастырях устроены были лазареты. Отчеты. 1877. С. 5–29; 1878. С. 145–146. См. о нем очень интересную работу А. Грекова «Отец архимандрит Феодосий, настоятель Веркольского монастыря Архангельской губернии, Пинежского уезда» (1893). Феодосий Орехов был сыном офицера. Он закончил гимназию и сельскохозяйственную высшую школу; после этого два года (1854–1856) странствовал из монастыря в монастырь; в 1857 г. он поступил послушником в Кожеезерский монастырь и в 1860 г. принял монашеский постриг. Уже в 1861 г. Феодосий стал настоятелем маленького Веркольского монастыря; он ввел там общежительный устав, и скоро почти заброшенный монастырь стал местом настоящего иноческого подвижничества. Отец Феодосий устроил в монастыре приют, две школы с пансионатом для крестьянский детей, построил ремесленную школу и занимался успешной просветительской деятельностью среди населения окрестных деревень.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

Старинное село Троицкое (раньше оно называлось Троицкий Юрт) является по-своему уникальным. Красивое, богатое, густонаселенное – до революции оно входило в 13 самых больших поселений губернии. Здесь имелись 3 школы, 5 ярмарок, насчитывалось почти 11 тысяч жителей. Еще до образования монастыря в селе были построены и действовали три храма (они сохранились здесь и поныне). Зарождение Успенского монастыря пришлось на конец 60-х годов XIX века, когда 20 крестьянок в двух верстах к югу от села, на Лысой горе, основали женскую иноческую общину. В 1878 году состоятельная крестьянская вдова, жена отставного казака из села Макарова Хиония Емельяновна Пашкова купила участок земли и построила на нем жилой дом для совместной жизни сестер. Затем было испрошено у Преосвященного Воронежского Серафима разрешение о возведении на Лысой горе церкви Успения Божьей Матери. Церковь купили за 1500 рублей в селе Красный Лог. По преданию, этот храм во времена Святителя Митрофана был собором в Воронеже и его освящал сам святитель. Старый иконостас лысогорским монахиням пожертвовали жители села Поворино. Средства для перевозки церкви более чем за 100 верст и возведения ее на новом месте требовались немалые. Община неоднократно выспрашивала у епархии сборные книжки для сбора подаяний. И зимой 1880 года все же удалось перевезти церковь из Красного Лога (сейчас это село Каширского района). Крестьяне села Троицкий Юрт, узнав о строительстве церкви на Лысой горе, пожертвовали общине 50 десятин земли здесь же, в урочище, и 31,5 десятины в урочище Листовка. Это же решение они подтвердили в 1887 году, выкупив у казны эти земли за 2039 рублей. В церкви были освящены два придела: главный Успенский и придел святителя Митрофана. В этот же год вдова управляющего имением графини Пален Варвара Александровна Иловайская, поселившаяся здесь, настоятельница общины Хиония Пашкова и крестьянка села Калмык Ксения Хрынина для благосостояния будущего монастыря купили на реке Кардаиле Округа земли Войска Донского 218 десятин земли.

http://sobory.ru/article/?object=43432

Богомолье.Храм во имя святителя Серафима (Чичагова) в Санкт-Петербурге 04.02.2021 15:33:55 На территории Александро-Невской Лавры действует храм во имя священномученика Серафима (Чичагова). Такое посвящение в России весьма редко. Интересно, что храм является не только домовым при Отделе образования Санкт-Петербургской епархии, но еще и учебным. В программе Елены Смирновой священник Илья Макаров рассказывает об особенностях этого храма и жизни Отдела образования. 24 января по новому стилю исполнилось 165 лет со дня рождения святителя Серафима (В миру Л.М. Чичагова), Святое крещение младенец принял 20 января 1856 года в храме Святого Александра Невского при Михайловском артиллерийском училище, То обстоятельство, что местом вхождения будущего святителя Серафима в церковную жизнь стал храм, принадлежавший военному ведомству, оказалось весьма символичным для всей дальнейшей жизни святителя. Действительно, подобно своим предкам святитель Серафим начал свое служение Богу как служение Царю и Отечеству на поле брани, и именно это служение воина стало для него, как и для его предков, первым опытом самоотверженного служения Богу в миру. Промысл Божий, уберегший поручика Л. М. Чичагова от смерти и ранений на полях брани, привел его вскоре после возвращения в Санкт-Петербург в 1878 году к встрече с великим пастырем Русской Православной Церкви святым праведным Иоанном Кронштадтским, разрешившим многие духовные вопросы молодого офицера и ставшим на все последующие годы непререкаемым духовным авторитетом для будущего святителя, который с этого времени многие свои важнейшие жизненные решения принимал лишь с благословения святого праведного Иоанна Кронштадтского.  Слушать:  http://radonezh.ru/radio/2021/01/29/23-00 Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/2021/02/04/bogomolehr...

Молодые лейтенанты российского флота 29.06.2021 22:24:33 Новая передача из радиоцикла доктора исторических наук Дмитрия Володихина " Между храмом и библиотекой. Мнение историка " посвящена молодым флотским офицерам, которые вели себя отважно и совершали подвиги во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В их числе: Дубасов, Шестаков, Макаров, Диков. Некоторые из них впоследствии станут выдающимися военно-морскими деятелями, адмиралами. Слушать:  http://radonezh.ru/radio/2021/06/28/20-01 Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2021/06/29/molodye-le...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010