В 1911 году церковь посетил архиепископ Тульский и Белевский Парфений (Левицкий). Настоятелем церкви с 1910 года был священник Алексей Алексеевич Золотарев. Он родился в 1887 году. В 1909 году окончил Тульскую духовную семинарию. В 1909–1910 годах был псаломщиком Троицкой церкви г. Ефремова. В 1910 году был рукоположен во священника к Богородице-Рождественской церкви села Солодилова. С 1911 года был законоучителем в деревне Крестищи, законоучителем и заведующим церковно-приходской школой в селе Солодилове. С 1912 года был законоучителем в земской школе села Солодилова. С 1915 года был назначен на должность законоучителя в двухклассную солодиловскую министерскую школу с освобождением от должности законоучителя в солодиловской земской школе. В 1916 году был награжден набедренником. В семействе у него была жена Елена (р. 1882) и два сына — Евгений (р. 1911) и Владимир (р. 1913). Вторым священником, служившим в церкви, был Сергей Николаевич Троицкий. Он родился в 1889 году. В 1910 году окончил Тульскую духовную семинарию и был назначен на должность учителя в образцовой школе при второклассной школе села Прудищи Веневского уезда. В 1914 году был рукоположен во священника к церкви села Нижнего Суходола Алексинского уезда. 31 августа 1916 года переведен на служение к церкви села Солодилова. В 1916 году был назначен на должность заведующего церковно-приходской школой села Семеновки и законоучителем земской школы села Солодилова. Жену его звали Анной Александровной (р. 1889). Псаломщик Константин Иванович Успенский родился в 1848 году. В 1865 году окончил курс Тульского духовного училища и был назначен псаломщиком солодиловской церкви. Он был тестем псаломщику Павлу Дмитриевичу Покровскому. В 1866 году был посвящен в стихарь. Овдовел. Дети: Алексей (р. 1873), Николай (р. 1884), Ольга (р. 1866), Мария (р. 1875), Надежда (р. 1878), Любовь (р. 1881). Старостой с 4 декабря 1908 года был сын купца г. Борогодицка Иван Никифорович Макаров. В начале XX века в приходе были следующие школы: 1) земская в деревне Крестищи, 2) двухклассное училище в селе Солодилове, 3) земская в селе Солодилове, 4) Семеновская церковно-приходская школа, 5) церковно-приходская школа в селе Солодилове и 6) земская в сельце Васильевке.

http://sobory.ru/article/?object=19989

Confessions of an Ingenious Man: The Confessions of Faith of John XI Beccos in their Social, Political and Theological Background//L’Union à l’épreuve du formulaire. Professions de foi entre Églises d’Orient et d’Occident (XIIIe–XVIIIe siècles)/éd. M.-H. Blanchet et F. Gabriel. Paris, 2016. P. 39–75, р. 52–53, 41. Именно это Исповедание явилось официальным выражением со стороны Векка приверженности учению Римской Церкви (Ibid. P. 41). См., в частности, возражение против этой доктрины в послании анонимного патриарха Константинопольского Симеону II, патриарху Иерусалимскому: Павлов А. С. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПб., 1878. С. «...разрушается благочиние (... εταξα) Троицы, которое обусловлено наличием в Ней единой Причины». Ср.: Там же. С. восходящее к Фотию обвинение ла тинян в савеллианстве и смешении Ипостасей Отца и Сына (аргумент повторяется, к примеру, в «Другом своде» Николая Мефонского : Nic. Steth. [Nic. Methon.] Antidialexis..., 6. P. 377.15–378.3). Атрибуцию письма Николаю III Грамматику (1084–1111) и его датировку временем около 1089 г. произвел в 1939 г. о. Венанс Грюмель. См.: Grumel V. Jérusalem entre Rome et Byzance: Une lettre inconnue du patriarche de Constantinople Nicolas III à son collegue de Jérusalem (vers 1089)//EO. 1939. Vol. 38. N. 193. P. 104–117, spec. р. 110, 115. Прот. И. Мейендорф , не зная об этой атрибуции, отнес данное послание к периоду XII–XIII вв. См.: Мейендорф И. , прот. Апостол Петр в византийском богословии/пер. с англ. Н. Ерофеевой, под ред. Я. Тестельца//Альфа и Омега. 1997. 3 (14). С. 151–172. Цит. по электронному изданию: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1162 (дата обращения: 15.08.2017). Прим. 33. Однако в 1965 г. появилась статья о. Ж. Даррузеса, в которой предлагается атрибутировать данное послание св. Герману II (1223–1240) и датировать его временем ок. 1229–1235 гг. (Darrouzès J. Les documents... Р. 48, n. 12; р. 51). К аргументам французского ученого можно добавить то, что призыв к мученичеству действительно звучал актуальнее для XIII–XIV вв., чем для конца века XI.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

На пожалованную в 1874 году Государем Императором Александром 2-м 1000 руб. и на пожертвованныя в 1875 г. покойным старостою собора Д. П. Костылевым 5000 руб. произведены некоторыя безотлагательныя иснравления внутри собора, устроены в придельных храмах новые иконостасы и все иконы в них возобновлены. В 1878 году Штаб-капитан И. Е. Степанов отремонтировал собор с наружной стороны, употребив на это свои 700 руб. В 1887 г. 500 руб. пожертвовал на покраску собора А. М. Сибиряков; в последние три года Кронштадтский о. Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев пожертвовал на нужды собора 1000 руб. и полное облачение для трех священников, диакона и псаломщика из серебряной парчи голубаго цвета, а подризники из синяго цвета, А. И. Куроптев пожертвовал также полное облачение для трех священников и для двух диаконов из сребропозлащенной парчи, тканой по шелку, подризники из шелковой материи коричневаго цвета — все ценою 1000 руб., Я. Е. Макаровым, Е. А. Кошкиным, П. И. Терентьевым и другими уже умершими прихожанами устроены 9 серебряных риз на иконы ценою более чем на 1800 руб. Нельзя не упомянуть и о 812 руб., собранных прихожанами на поправку собора в 1892 году; в число этих рублей вошло много вдовьих лепт. Заботится о благоустройстве храма и церковноприходское попечительство, существующее при соборе со 2 Февраля 1884 года, В 1893 г. поступило в попечительство на приход 445 рублей 44 коп.; из них израсходовано 60 руб. 16 коп. на вспоможение бедным прихожанам, 23 р. на погребение умерших, 72 р. на вознаграждение соборным певчим и 112 руб, 75 коп. на ремонтировку собора, всего 267 руб, 91 коп. А в 1892 г. из сумм попечительетва отчислено на ремонтировку собора 300 руб. Кроме того, собор имеет и свой капитал, заключающийся в процентных бумагах на 3050 рублей, процентов с которых получается 119 руб. 2 коп. Есть при соборе и причтовый капитал на сумму 1650 руб., также в процентных бумагах. Сверх процентов на этот капитал дохода от прихожан в пользу причта поступает около 2000 руб. Из соборных сумм поступает ежегодно 60 руб.

http://sobory.ru/article/?object=34186

Ломаццо Иоанн Паоло, итальянский художник, автор трактата «Идея Храма живописи» (1590) 416 Лонгин, иеродиакон Ипатьевского монастыря 69 Лоррен Клод (1600–1682), французский художник 334 Лосский Вл.. богослов 140, 465, 470 Лотман Юрий Михайлович (1922–1993), литературовед, историк культуры 28, 69, 117, 208, 221, 222, 318, 319, 357, 410, 447, 448, 460, 465 Лука, евангелист 60, 72, 129, 131, 196 Лукин Петр 217 Любецкий Иван (XVIII в.), гравер 357 Людовик XIII (1601–1643), король Франции (с 1610) 363 Лютер Мартин (1483–1546), теолог, основатель немецкого протестантизма 44, 45, 55, 120, 128, 153, 356 Лядов И.М. 201, 204, 205, 466 М Маврина Татьяна художница, коллекционер 439 Магдалина, святая 298, 340 Майков Леонид Николаевич, филолог, литератор, председатель этнографического отделения Географического общества (1872–1886) 176, 236, 480 Макарий III, патриарх Антиохийский (с 1648), участник московских соборов 1656 и 1666–1667 гг. 39, 459 Макарий (1482–1563), митрополит Московский и всея Руси (с 1542), писатель, святой 12, 130, 132. 138, 146, 240, 299, 367 Макарий (Сушков, 1821–1889), игумен (с 868) монастыря св. Пантелеймона на Афоне 286 Макаров М.А., калужский купец 330, 331 Максим Грек (Михаил Триволис. ок. 1475–1556), писатель, святой 93, 94 Максим (1283–1395), митрополит Киевский и Владимирский, перенес митрополию из Киева во Владимир в 1299, святой 90 Максимилиан (1527–1576), император Священной Римской империи (с 1564) 36 Максимов Сергей Васильевич (1831–1901), писатель, этнограф 28, 42, 53, 55, 202, 212, 213, 466 Максимович-Амбодик Н. 357 Малахов (середина XVIII в.), иконописец из Палеха 168 Малевич Казимир Северинович (1878–1935), художник 438–441, 443, 450–452, 466 Малицкий Н.В. 73 Малышев В.И. 148, 466 Маль Эмиль, французский историк искусства 150, 153, 219, 240, 298, 301, 304, 324, 390, 391, 466 Мануил II Палеолог (1391–1425), византийский император 129 Мария Ильинична Милославская (1626–1669), царица 338, 365, 367 Мария Федоровна (Софья Вюртембергская, 1759–1828), императрица, супруга Павла 159

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

В два часа дня началось в церкви торжественное богослужение. Церковь не вместила всех молящихся, и их много стояло на дворе, в церковной ограде. Болгары плакали, плакали от радости… Молились и наши солдатики о благополучно проведенной ночи под Светлый праздник! Богослужение продолжалось не более часа. Странно было слышать праздничный благовест: вместо обычного у нас колокольного звона с болгарской церковной колокольни раздались частые удары по деревянной доске — что-то вроде набата: турки запрещали братушкам иметь на церквах колокола (разрешалась только деревянная или чугунная доска). По окончании богослужения в церкви все жители вышли на нашу боевую позицию и просили показать им стрельбу из орудий. Начальник отряда велел сделать три шрапнельных выстрела, и орудия загромыхали. Толпа болгар дрогнула… Но потом, смеясь, вернулась опять на площадь, где затеяли уж народный болгарский пляс около (вроде нашего хоровода, но только не замкнутым кругом, а в одну линию) под музыку двух так называемых «коз». Братушки веселились до позднего вечера. На ночь мы опять выступили на боевую позицию, и так продолжалось ровно три ночи. Затем нас сменили другие стрелки. Мы отслужили свое. Так провели мы Светлое Христово Воскресение на боевой позиции. (Верунин И. Из воспоминаний о войне 1877—1878 гг.) Пасха 1904 года Капитан 1 ранга барон Мирбах: «Грозовой» Перед заходом солнца оба миноносца отшвартовались у борта броненосца «Петропавловск». Вскоре появился адмирал Макаров и приказал всей команде собраться на палубе и его окружить. Тут адмирал, со свойственной ему особенной серьезностью и сердечностью, обратился к нам с кратким словом, что «наступает Св. Праздник Воскресения Христова , наш наибольший христианский праздник, но сейчас война, и вот я вас избрал в эту ночь охранять всех нас, дабы все остальные могли на короткое время забыть войну и сосредоточиться в молитве. Дай Бог вам исполнить этот святой долг»! Броненосец «Петропавловск» Как засверкали во всех глазах энтузиазм, гордость и радость за такое доверие. Обоим командирам — Шельтингу и Рихтеру — он пожал руку и ушел на свой корабль, а мы в море. Какая была темная ночь! Только легкая рябь покрывала море и густые облака только изредка пропускали свет звезд.

http://pravmir.ru/pasxa-na-vojne-vospomi...

В 1878 году в его «иконостасном заведении» был изготовлен, а в 1913 году, к 300-летию Дома Романовых, поновлен иконостас Вознесенского храма в селе Коломенском, где в марте 1917 года была обретена икона Божией Матери «Державная». Литейный завод Оловянишниковых в Ярославле был одним из самых известных в стране. Его колокола можно было слышать во многих православных храмах России и за рубежом. В Москве Оловянишниковы владели фабрикой церковной утвари, а также изготавливали краску, белила, которые были вполне конкурентоспособны не только на внутреннем рынке, но и с успехом экспортировались. См.: «Дело Московского Данилова монастыря о ремонте церкви во имя Симеона Столпника и присоединении ее к больнице-приюту». Апрель-декабрь 1902 года (РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Д. 145). Из доклада настоятеля Данилова монастыря архимандрита Тихона (Руднева) Епархиальному начальству. (Там же. Л. 2). Макаров М.И. Сокровенная память души. Записки старого москвича. М., 2007. С. 207–253. РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Д. 502. Л. 52–52 об. Строительство Павелецкой железной дороги (ветвь Павелец-Москва), которая частично проходила по территории, принадлежащей Данилову монастырю, по высочайшему указу императора Николая II началось в 1897 году. 1 сентября 1900 года был открыт в Москве Павелецкий вокзал. Железная дорога пролегла в 300 метрах от стен обители. РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Д. 502. Л. 52 об. Там же. Там же. Л. 53. Завод Финляндского отливал колокола, «первые по величине в России», и выдавал на каждый из них гарантию при условии безукоснительного соблюдения правил эксплуатации. Согласно этим правилам, в частности, запрещалось: а) заменять язык, прилагаемый заводом к каждому колоколу, б) наращивать или уменьшать вес языка, в) изменять его форму. Особо оговаривалось условие: звонить в колокола завода П.Н. Финляндского могли только люди, обученные искусству колокольного звона ( Горохов В.А. Звонят колокола. М., 2006. С. 90; Он же . Повседневная жизнь России под звон колоколов. М., 2007. С. 242, 246). Иеромонах Иоаким (Хромов) (1868–1918?) поступил в Данилов монастырь в 1903 году, с 1904 года нес послушание ризничего, а в 1914–1917 годы был настоятелем монастыря в сане архимандрита.

http://pravoslavie.ru/4462.html

Другая церковь – во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, с приделом во имя преп. Антония Сийского, построена по благословляющей грамоте митрополита Новгородского Иова от 1708 г. на имя Фомы Хомутова, освящена 6.9.1709. Церкви и колокольня много раз ремонтировались, главным образом на средства Семена Михайлова, затем его сына Григория Семеновича, служившего несколько лет старостой. Часовни: в д. Шестовской, Ильинская; на месте, где построил церковь преп. Антоний Сийский, в его имя. Кроме того, в приходе было 5 крестов. Жертвователи: крестьянская вдова Иустина Михайлова пожертвовала в 1887 г. 100 руб. на постройку двух печей и полов в приходской церкви и государственный 5%-ный билет в 100 руб. в пользу причта на вечное поминовение ее рода; крестьянская вдова Евдокия Яковлева Михайлова тогда же – 100 руб. на ремонт и окраску Шелековской церкви; обеим было преподано архипастырское благословение. Священники: Петр Никифоров; Кодрат Петров; Никита Кодратов 1744-1770 г.г.; входящий из Ямецкого прихода Матвей Иванов до 1778 г.; Димитрий Марков Кораблев до 1797 г.; Иоанн Димитриев Марков до 1830 г.; входящий из Ямецкого прихода Димитрий Вальнев до 1834 г.; Гавриил Иванов до 1840 г.; Климент Попов до 1846 г.; Димитрий Вальнев вторично до 1850 г.; Феодор Новиков до 1877 г.; Феодор Петров Павлов 1878-1885 г.г.; Григорий Иванов Ручьев до 1887 г.; Маркелл Михайлов Томихин до 6.4.1893 г. Первые упоминания о жителях села Савинское приводит Н.А Макаров кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ПГУ им. М.В. Ломоносова г. Архангельска в статье «Антоний Сийский и Шелековский приход Онежского уезда Архангельской губернии в 16 – начале 20 века». Предлагаю выдержки из нее: В «Сотной каргопольских книг письма Никиты Григорьевича Яхонтова с товарищи» 1562 года мы находим упоминание о деревне «на Шестове озере»… Волостка Шелекса на реке на Емце упоминается и в сошном письме «Платёжница Якова Сабурова и Ивана Кутузова с товарищи, лета 7164”, т.е. 1556 года. Из Платёжного письма мы узнаём, что волостка Шелекса уже тогда насчитывала 10 деревень. Шелековские крестьяне упоминаются и в «Писцовой книге» Ивана Воейкова 1621-1622 годов, где речь шла о их борьбе за угодья с монахами Ямецкой пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=37345

1771 . Николаевская – Ратная, мужская пустынь, ныне село Шебекино или Шибекино, Курской губ., Белгород­ского у., в 32 вер. к юго-вост. от Бел­города, при рч. Нежеголе. Из доношения 1721 г. архим. Николаев. м-ря, чтó в Белгороде, Аарона видно, что бывшая Белгород. уез. в Коренном стане пу­стынь Николая чудотв., именуемого Рат­ного, Белгор. митр. Авраамием была отдана Никол. м-рю; что митр. Иларион присоединил ее к своему архиер. дому, и что перед смертью своею отдал тому же Николаев. м-рю, не успев дать пись­менного указа. На это доношение кабинет-секретарь А. В. Макаров заявил, что это была не пустынь, а приходская церк. Николая чудотв., именуемого Ратного, построенная, на помещичьей земле Шибекинской, которая в 1719 г. отдана от Камер-Коллегии ему в аренду. Дьякон же м-ря Андрей Стефанов, привозивший доношение архим. Аарона, показал, что в Коренном стане находится пустынь с дерев. цер. Николая чудотв., с монашеств. братиею, с пашенною землею, с дерев. кельями и оградою. Из всего этого можно заключить, что пустынь уже существовала в XVII ст. при митроп. Авраамии, который управлял Белгородскою епархиею с 1684 г. и скончался в 1702 г. “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, I, 673. 1772 . Николаевская в Судби­щах на Шексне, мужская пустынь, ныне погост Судбищи, Новгородской губ., Череповецкого у., в 31 вер. к вост.– сев.-вост. от Череповца, на правом берегу р. Шексны. Надобно полагать, что она, под именем м-ря Никольского на Шексне, существовала в 1432–43 г., когда княгинею Аграф. Иван. Афонасьевою приписана к Троице-Сергиеву м-рю. О ней упоминается в 1682 г.; вскоре после этого упразднена, и в 1703 г. церковь ее имела приход. Нынешняя церковь во имя Рожд. Иоанна Предтечи основана в 1767 г. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 1050; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.”, прилож., 53; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 216; Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.”, I, 443, 63 (Данная Тр. Серг. м-рю на монастырек св. Николы на Шек­сне); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., IV, Ист. опис. Тр. Серг. лавры, 178 (приписка монастыря около 1443 г. при игум. лавры Зиновии).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

На четвертый день моего пребывания в Одессе я услышал, что мой внутренний голос чаще и чаще стал требовать: «Домой, домой!» – туда, где так много прекрасных книг в Академической библиотеке и прекрасных людей в Академической корпорации. 11 августа я был уже в Сергиевом Посаде. В составе серии «Библиотека христианской мысли», издаваемой «Издательством Олега Абышко», в 2002–2005 гг. вышли следующие книги: 1. Е. В. Афонасин. В начале было... (Античный гностицизм в свидетельствах христианских апологетов); 2. Св. Дионисий Ареопагит . Полный корпус сочинений с толкованиями преп. Максима Исповедника (с параллельными греческими текстами. Перевод с греч. и вступ. ст. Г. М. Прохорова); 3. А. X. Армстронг. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию (Перевод с англ. В. А. Самойлова); 4. Энциклопедия русского игумена XIV-XV вв. Сборник преподобного Кирилла Белозерского (издание подготовил Г. М. Прохоров); 5. Климент Александрийский . Строматы: В 3 т. Книги I-III (с приложением греческих текстов. Издание подготовил Е. В. Афонасин); 6. Климент Александрийский . Строматы: В 3 т. Книги IV-V (с приложением греческих текстов. Издание подготовил Е. В. Афонасин); 7. Климент Александрийский . Строматы: В 3 т. Книги VI-VII (с приложением греческих текстов. Издание подготовил Е. В. Афонасин); 8. Россия и Православный Восток. Константинопольский патриархат в конце XIX в. Письма Г. П. Беглери к проф. И. Е. Троицкому 1878–1898 гг. (Издание подготовила Л. А. Герд); 9. Д. И. Макаров. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий); 10. И. И. Соколов . Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204). Опыт церковно-исторического исследования; 11. И. И. Соколов . Избрание патриархов в Византии. Вселенские судьи в Византии. О византинизме в церковно-историческом отношении; 12. Я. Я. Соколов. Избрание архиереев в Византии IX-XV вв. (Историко-правовой очерк). Избрание патриархов Александрийской церкви в XVIII и XIX столетиях (Вступительная статья В. Цыпина );

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Приход собора был ограничен набережными Невы от Галерного (Новоадмиралтейского) канала до Троицкого моста, Марсовым полем, Мойкой до Храповицкого моста - это «лучшая и богатейшая часть города». В 1794 г. причту была передана часть бывш. Прядильного двора на Ст. Исаакиевской (Галерной) ул. Члены причта, которые были переведены в И. с. из Петропавловского в связи с приданием первому статуса кафедрального, жили на Мойке в доме наследников Воронина, между Фонарным и Прачечным переулками. В 1868 г. в приходе насчитывалось 240 дворов и 6618 чел. Дом причта (Галерная ул., 6, Конногвардейский бульвар, 5), сооруженный в 1798 г., был перестроен со стороны Конногвардейского бульвара в 1870 г. архит. М. А. Макаровым на средства, выделенные Синодом (комплекс разрушен в 2008). Собору также принадлежал дом по Вознесенскому проспекту, 6 (1764-1776, перестроен в 1893, архит. И. Н. Иорс; разрушен в 2007). Доходы собора в 1913 г. составляли 115 тыс. р., ежегодный расход - 68 858 р. Начиная с 18 февр. 1861 г. в соборе в память об отмене крепостного права ежегодно проводилось архиерейское богослужение. В 1865 г. некоторые известные в С.-Петербурге лица, включая кн. Н. Голицына, выразили желание создать братство при соборе, однако министр внутренних дел П. А. Валуев этому воспротивился. В 1879 г. по инициативе соборного старосты (1878-1884) ген.-лейтенанта Е. В. Богдановича при И. с. было создано изд-во «Кафедра Исаакиевского собора». За 6 лет (к 1886) было издано 50 наименований тиражом 3 млн, преимущественно проповеди. Популярными были брошюры, адресованные рабочим, напр. книжки Богдановича «Русским рабочим душевное слово», благословленная св. Иоанном Кронштадтским, «Русским рабочим», посвященная событиям 9 янв. 1905 г. 20 февр. 1905 г. с кафедры И. с. выступил архиеп. Антоний (Храповицкий) с призывом бороться против революционеров. В приходе попечением Богдановича при настоятеле прот. П. А. Лебедеве в 1883 г. была открыта бесплатная столовая, в которой ежедневно кормили до 100 чел. «Санкт-Петербургское православное Исаакиевское братство» (устав утвержден 26 окт. 1895, открыто 8 дек. 1896) было организовано по инициативе гр. И. И. Воронцова-Дашкова и его супруги Елизаветы Андреевны (впосл. председатель Совета братства) в память об их сыне Романе. Целями его были служение духовно-нравственным нуждам прихожан собора и оказание бедствующим лицам прихода материальной помощи; были созданы школа, библиотека и склад литературы по низким ценам. Школа братства, где бесплатно обучалось до 20 девочек из малообеспеченных семей, существовала с 1900 г. Графиня Е. А. Воронцова-Дашкова ежегодно жертвовала на ее содержание 1114 р.

http://pravenc.ru/text/674760.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010