Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 В православных изданиях XIX–XXI веков можно встретить жизнеописания монаха Авеля (в миру крестьянина Василия Васильева), жившего в конце XVIII — начале XIX века. Во многих из них монах Авель предстаёт перед нами как истинный христианин-подвижник, обладавший даром пророчества и страдавший от властей за свои предсказания. Ряд источников относит его к подвижникам благочестия 1 и даже к преподобным отцам 2 . Некоторые авторы считают, что его предсказания имели и продолжают иметь важное значение для исторических судеб России 3 . Что же достоверно известно нам об этом человеке? Прежде чем пытаться отвечать на этот вопрос, не рассматривая сочинений тех авторов, которые писали об Авеле, опираясь на разного рода сведения о нём, рассмотрим опубликованные первичные источники информации о жизни монаха Авеля. Монах Авель 1. Опубликованные первичные источники сведений 1) Воспоминания современников Авеля Это краткие воспоминания А. П. Ермолова, записанные с его слов неким его родственником 4 , известного поэта и героя войны 1812 года Д. Давыдова 5 , воспоминания известного историка М. В. Толстого 6 , “Записки” И. П. Сахарова 7 , а также воспоминания Л. Н. Энгельгардта 8 . Отдельно нужно указать на краткое упоминание о предсказаниях Авеля святителя Игнатия (Брянча­ни­но­ва) 9 . 2) Документы и их фрагменты В ряде статей, опубликованных в исторических журналах в XIX веке, анализируются и цитируются документы, относящиеся к жизни монаха Авеля. К ним относятся следующие: А) Статья под названием “Прорицатель Авель. Новые подлинные сведения о его судьбе”, опубликованная в журнале “Рус­ский Архив” в 1878 г. 10 , представляет, по словам анонимного автора, “извлечение из” архивного “Дела о крестьянине Василии Васильеве, находящемся в Костромской губернии в Бабаевском монастыре под именем иеромонаха Адама, и потом названном Авелем, и о сочиненной им книге. Начато марта 17 ого 1796 года, 67 листов”. В статье приводятся: 1) Извлечения из секретного письма генерал-губернатора Заборовского к генерал-прокурору графу А. Н. Самойлову в связи с арестом монаха Авеля от 19 февраля 1796 г. 2) Протокол допроса Авеля от 5 марта 1796 года в Тайной экспедиции. Следователь А. Макаров. 3) Судебное решение о заключении Авеля в Шлиссельбургскую крепость. 4) Рескрипт императора Павла генерал-прокурору князю А. Б. Куракину об освобождении Авеля из Шлиссельбургской крепости от 14 декабря 1796 г. 5) Выдержки из писем Авеля императору Павлу, князю А. Б. Куракину, митрополиту Амвросию. 6) Выдержки из писем митрополита Петербургского Амвросия генерал-прокуро­ру Обольянинову от 19 марта и 29 мая 1800 года и из других писем и документов.

http://pravmir.ru/monah-avel-mifyi-i-ist...

е) Владимиров П. Обзор южнорусских и западнобелорусских памятников письменности от XI–XVII в. Киев 1890 г. ж) Краткие описания некоторых рукописей см. у А. Х. Востокова, Филологические наблюдения. СПб. 1865; или Учен. Зап. 2 Отд. Акад. Наук 1856, т. II. з) Дмитриев А. А. Библиотека В. В. Голубцева, в с. Александровском, Красноуфим. у. Пермской губ. Пермь, 1887. —36— и) Каманин И. М. Краткий перечень рукописей и старопечатных книг на выставке XI Археологического Съезда. к) Кунцевич Г. З. Заметка о рукописях Седмиозерной Пустыни, Казанск. губ. Извест. Ак. Наук, Отд. Рус. яз. и Слов. 1902, IV, с. 358–402. л) Арх. Леонид. Рукописи Сербского письма XII–XVIII в., находящиеся в б-ках Московской губ. Чтения ОИДР. 1891, кн. II, с. 1–8. м) Леонид Архим. Библиографические разыскания в области древнейшего периода славянской письменности IX–X вв. Памятники сих веков по сохранившимся спискам, XI–XVII в СПб. 1890. Чтения 1890, III, с. 1–28. н) Макаров М. Описание рукописи Суздальской соборной библиотеки. Вестн. Евр., 1821 r., 20. ο) Покровский Н. В. Ипатьевская лицевая Псалтирь 1591 г. Христ. Чтен. 1883, 11–12. п) Попов А. Библиографические материалы I–XXI. 4 вып., М. 1879–1902. р) Пресняков А. Е. Заметка о лицевых летописях. СПб. 1902. Известия И. Ак. Наук по 2 Отд., т. VI, 4. с) Палеографическая коллекция кн. П. А. Путятина (с. Бологое, Валдайск. y.). СПб. 1878–1879 гг. Пам. Древн. Письм. т) Рузский Н. В. Сведения о рукописях, содержащих в себе Хождение в Св. Землю рус. Игумена Даниила в начале XII в. М. 1891. Чтения ОИДР. 1891, кн, III, с. 1–172. у) Соболевский А. И. Каталог Славяно-русской Палеографической Выставки в Археологическом Институте. СПб. 1900. ф) Соболевский А. И. Несколько слов о лицевых рукописях. СПб. 1908. х) Соболевский А. И. Заметки о малоизвестных памятниках юго-западного русского письма XVI–XVII в. Киев, 1894. ц) Срезневский И. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках. I–LXXX, СПб. 1867–1875. ч) Срезневский И. Древние памятники русского письма и языка. Изд. 2, СПб. 1882.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

София, 1978; Грозданова Е. Българска селска община през XV-XVIII в. София, 1979; История на България: В 14 т. София, 1979-1991. Т. 1-7; Бешевлиев В. Първобългарите: Бит и култура. София, 1981; Българското възраждане и Русия. София, 1981; Гюзелев В. Средновековна България в светлината на нови извори. София, 1981; История и культура Болгарии: К 1300-летию образования Болгарского гос-ва. М., 1981; Развитие этнического самосознания слав. народов в эпоху раннего средневековья. М., 1982. С. 49-81; Россия и освобождение Болгарии. М., 1982; Бакалов Г. Средновековният български владетел: титулатура и инсигнии. София, 1985; Раннефеодальные гос-ва на Балканах, VI-XII вв. М., 1985. С. 132-188, 285-313; Формирование национальных независимых гос-в на Балканах (кон. XVIII - 70-е гг. XIX в.). М., 1986. С. 348-406; Краткая история Болгарии/Под ред. Г. Г. Литаврина. М., 1987; Матеева М. , Тепавичаров Х. Дипломатическите отношения на България, 1878-1988. София, 1989; Развитие этнического самосознания слав. народов в эпоху зрелого феодализма. М., 1989. С. 36-93; Койчева Е. , Кочев Н. Болгарское гос-во с сер. VIII до кон. IX в.//Раннефеодальные гос-ва и народности: Южные и зап. славяне, VI-XII вв. М., 1991; Косик В. И. Рус. политика в Болгарии 1879-1886 гг. М., 1991; он же. Время разрыва: Политика России в болг. вопросе 1886-1894 гг. М., 1993; Тъпкова-Заимова В. Структура Болгарского гос-ва (кон. IX - нач. XI в.) и проблема гегемонии на Балканах//Раннефеодальные гос-ва и народности: Южные и зап. славяне, VI-XII вв. М., 1991; она же. Южные славяне, протоболгары и Византия. Пробл. гос. и этнического развития Болгарии в VII-IX вв.//Там же; Бешевлиев В. Първобългарски надписи. София, 1992; Краткая история Болгарии: С древнейших времен до наших дней. М., 1992; Петканова Д. Старобългарската лит-ра, IX-XVIII в. София, 1992; История на България/И. Божилов и др. София, 1993; Златарски В. Историята на Българската държава през средните векове. София, 19942. Т. 1-3; Литаврин Г. Г. , Макарова И. Ф. Этническое самосознание болгар в кон.

http://pravenc.ru/text/149669.html

общее количество православных японцев в Эдо и Хакодатэ насчитывало лишь 362 человека 13 . Не прошло и трёх лет, а число верующих утроилось. При этом, несмотря на то что в середине 1870-х гг. в Стране Зд. и далее по 168 стр. включительно – цв. илл. к статье В. Пуцко восходящего солнца действовали десятки протестантских и католических миссионеров, количество обращённых ими значительно уступало общему количеству православных японцев. Средств, выделяемых из казны на дело распространения Православия в Японии, катастрофически не хватало: ежегодно на содержание Миссии из казны выделялось лишь 6000 рублей 14 . Дополнением к тому выступали годовые оклады самого главы Японской Церкви (2500 рублей) и работавших под его руководством русских миссионеров (по 2000 рублей) 15 , которых за всю историю Миссии редко насчитывалось более двух человек. Лишь с 1878 г., по замечанию С. О. Макарова, “на миссию уже ассигнуется из разных источников в России некоторая определённая сумма, идущая почти исключительно на дела миссионерства” 16 . Не исключено, что определённую роль в этом сыграло и “Воззвание”. Основная надежда Миссии была на добровольные пожертвования — без них дело проповеди потерпело бы неудачу, не успев расцвести. Среди перечисленных в “Воззвании” нужд молодой Церкви подробнее стоит остановиться на нескольких. Как указывалось самим Святителем, в Японии на тот момент действовало пять православных учебных заведений: катехизаторская школа, духовное училище и женская школа в столице и два училища в Хакодатэ. Возможно, в другое время и в другой стране содержание их можно было бы организовать за счёт средств родителей учеников или (в случае с катехизаторской школой) — за счёт самих учащихся. Но абсолютное большинство учащихся в православных учебных заведениях Японии составляли дети обедневших дворян, выступавших во время реставрации Мэйдзи и последовавшей затем гражданской войны на стороне потерпевшего поражение сёгуна. По большому счёту их сплочение вокруг Православной Церкви стало своего рода продолжением выражения их оппозиционных настроений.

http://pravmir.ru/svyatoy-ravnoapostolny...

304 06 урезании языка сообщает и Никифор в «Краткой истории» под 695 г. (см. ниже в Антологии). Однако из дальнейшего изложения становится ясно, что, обезображенный, Юстиниан все же сохранил возможность говорить. В связи с этим следует обратить внимание на сообщение пресвитера и аббата Агнелла из Равенны (середина IX в.), что императору отрезали «нос и уши» (а не язык) и что это сделали «его воины вместе с некоторыми гражданами Равенны» – одна из причин, по которой Юстиниан воспылал особой, личной ненавистью к равенцам (Agnelliqui et Andreas Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis/Ed. O. Holder-Egger//MGH. Scriptores rerum langobardicarum et italicarum. – Hannoverae, 1878. – P. 367). 305 B отличие от сообщений o папе Мартине I местом ссылки в данном случае назван сам Херсон (exorisan en Chersoni), а не его климата. 306 У Феофана A. М. 6196, то есть 704/705 г., хотя из последующего рассказа следует, что речь идет о событиях более ранних, скорее всего совпадающих с приходом к власти очередного узурпатора, василевса Тиверия III Апсимара (698–705). Свержение Леонтия не могло не вдохновить экс-императора на ожидание скорых перемен, которые он решил, не откладывая, сам подготовить. Поэтому полагать, что все произошло в 702 или 703/704 гг., нет оснований (к примеру, см.: Кеппен П. О древностях южного берега Крыма и гор Таврических. – СПб., 1837. – С. 59; Байер Х.-Ф. История крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро. – Екатеринбург, 2001. – С. 43–44; Крым в VIII–IX веках. Хазарское господство//Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья IV–XIII века/Отв. ред. Т. И. Макарова, C. А. Плетнева. – М., 2003. – С. 64). Параллельный «Хронографии» Феофана и «Бревиарию» Никифора рассказ о ссылке Юстиниана II содержится в «Истории лангобардов» Павла Диакона, где он тоже дан с учетом попытки экс-императора изменить свое положение после свержения Леонтия (Pauli Diaconi Historia langobardorum//MGH. Scriptores rerum langobardicarum et italicarum saeculi VI–IX/Ed. L. Bethmenn, G. Waitz. – Berolini, 1978. – VI. 31–32).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

иеромонаха Павла (Козлова; 1879 †1938) иеромонаха Софрония (Несмеянова; 1870 †1937) иеромонаха Стефана (Кускова; 1870 †1937) протодиакона Сергия (Казанского; 1879 †1937) диакона Иоанна (Мельницкого; 1878 †1937) диакона Николая (Богородского; 1877 †1937) монаха Виталия (Кокорева; 1890 †1937) Сергия (Бородавкина; 1878 †1938) Сергия (Ведерникова; 1875 †1937) Сергия (Михайлова; 1882 †1937) Андрея (Гневышева; 1872 †1941) Василия (Виноградова; 1891 †1937) Василия (Шикалова; 1875 †1937) Веры (Трукс; 1886 †1942) Димитрия (Воробьева; 1873 †1937) Евгении (Доможировой; 1871 †1933) Симеона (Воробьева; 1871 †1937) Спиридона (Савельева; 1875 †1937) Петра (Жукова; †1918) Прохора (Михайлова; †1918) И святых новомучеников и исповедников Тобольских: Гермогена, епископа Тобольскаго (Долганева; 1858 † 1918) протоиерея Ефрема (Долганева; †1918) священника Петра (Карелина; †1918) священника Михаила (Макарова; †1918) Константина (Минятова; †1918) И святых новомучеников и исповедников Уфимских: Симона, епископа Уфимскаго (Шлеева; 1873 † 1921) протоиерея Евграфа (Еварестова; 1857 †1919) священника Аверкия (Северовостокова; †1918) священника Алексия (Канцерова; †1918) священника Петра (Варламова; 1897 †1930) священника Тимофея (Петропавловского; †1918) иеромонаха Максима (Попова; 1876 †1934) игумении Маргариты (Гунаронуло; †1918) Киприана (Яценко; 1878 †1935) И святых новомучеников и исповедников Черниговских: Василия, архиепископа Черниговскаго (Богоявленского; 1867 †1918) архимандрита Матфея (Померанцева; †1918) Алексия (Зверева; †1918) И святых новомучеников и исповедников Чимкентских: Николая, архиепископа Великоустюжскаго (Клементьева; 1873 †1937) Алексия, архиепископа Омскаго (Орлова; 1862 † 1937) Бориса, епископа Ивановскаго (Воскобойникова; 1875 †1937) схиархимандрита Елевферия (Печенникова; 1870 † 1937) протоиерея Владимира (Смирнова; 1885 †1937) протоиерея Николая (Толгского; 1886 †1937) священника Анатолия (Бержицкого; 1873 †1937) священника Афанасия (Милова; 1877 †1937) священника Василия (Бова; 1877 †1937)

http://pravoslavie.ru/2368.html

420. Евграфа Мученика, в Андроньевом монастыре. Построена в 1874 году. Усыпальница Молчановых. 421. «Утоли .моя печали», при Общине имени кн. Шаховской. Лефортово, Госпитальная площадь. Построена в 1875 году. Внизу устроена церковь Александра Невского. 422. Живоначальной Троицы, при Александровском отделении Ермаковской богадельни. Сокольники, Ермаковская улица. Освящена 22 августа 1876 года. Нижний храм Флора и Лавра. 423. Николая Чудотворца, во Всехсвятском монастыре. Строилась с 1873 года. Нижний храм освящен в 1876 году, верхний, Покрова Пресвятой Богородицы, – в 1878 году. 424. Всех Скорбящих Радости, при Троицкой больнице, в Савеловском переулке, на Остоженке. Устроена в 1877 г. 425. Алексея Митрополита и Иннокентия Иркутского, на подворье Чудова монастыря, в селе Черкизове, за Преображенской заставой. Нынешнее здание митрополичьей дачи с домовой церковью построено митрополитом Иннокентием. Митрополит Макарий 426. Спаса Преображения, в богадельне для слепых женщин. Старый Монетный переулок, близ Полянки. Устроена в 1879 году. 427. Александра Невского, в Бутырском тюремном замке, на Новослободской улице. Построена в 1879 году. 428. Иоанна Предтечи, в Ивановском монастыре.. Церковь и прочие здания монастыря заново были выстроены на средства, завещанные Е.А. Макаровой – Зубачевой, архитектором М. Д. Быковским. Освящена была 19 октября 1879 года. Приделы: 1) Казанской Божией Матери, 2) Николая Чу дотворца. 429. Преподобной Елизаветы, при кельях игуменьи в Ивановском монастыре. 430. Михаила Архангела. Больничная церковь Алексеевского монастыря. Построена в 1879 году. 431. Николая Чудотворца, в Императорском Лицее в память Цесаревича Николая, на Остоженке. Освящена 16 ноября 1879 года. 432. Александра Невского, при 3-м кадетском корпусе, на Красноказарменной улице. Освящена 29 ноября 1879 года. 433. Николая Чудотворца, при Рукавишниковском приюте на Смоленском бульваре. Построена в 1879 году. Григория Богослова , в Богословском переулке, на Большой Дмитровке. Построена в 1878–1880 годах на месте разобранной церкви XVII века. Архитетором был Каминский, средства пожертвовал В.Х. Спиридонов. Колокольня оставлена старая, XVII века. Главный престол Равноапостольного Владимира. Другой придел Мученика Христофора.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Теоретически предполагалось, что маленький катер подойдет к большому вражескому кораблю почти вплотную и ткнет его в борт в районе днища для подрыва длинным 8-метровым шестом, к концу которого была прикреплена мина, взрывавшаяся при ударе. Но катер имеет малую мореходность, следовательно ему надо пассивно ждать появления вражеского флота у своих берегов, да и много ли шансов у катера под огнем врага подойти вплотную к маневрирующему вражескому судну, а затем при взрыве уцелеть самому?! Макаров однако решил эту сложную проблему, придумав, как сделать шестовые мины грозным наступательным оружием и бить ими врага везде, даже в его же портах. По его предложению быстроходный торговый пароход " Великий князь Константин " был переоборудован и превращен в плавучую базу для четырех минных катеров. Он мог поднять их на борт и перевезти к месту стоянки вражеских судов, где уже спустить на воду для атаки, а после нее поднять катера опять на борт, и уйти. И когда в апреле 1877 г. началась русско-турецкая война, макаровские идеи блестяще себя оправдали. В ночь на 29 мая один из минных катеров, спущенных с " Великого Константина " в болгарском порту Сулин, подорвал шестовой миной турецкий корвет " Иджлалиле " , вошедший из строя до конца войны. Турецкий флот охватила паника, и он почти прекратил активные действия на Черном море, предпочитая отстаиваться в своих портах. Впрочем и там, благодаря Макарову, он не чувствовал себя в полной безопасности. Уже в июне 1877 г. его пароход дерзко появился у турецких берегов рядом с самим Стамбулом и потопил там 4 вражеских грузовых судна, а в июле отправил на дно в том же районе еще 6 турецких кораблей. А в ночь на 12 августа новый успех, уже в Сухуми, где спущенные с минного транспорта " Константин " макаровские катера подорвали шестовыми минами корвет " Ассари-Шевке " за что Степан Осипович был произведен в капитан-лейтенанты и получил орден Св. Георгия 4-й степени. Однако Макарову стало ясно, что заряд шестовых мин слишком слаб и потопить ими крупный вражеский корабль весьма сложно. Поэтому он решил испробовать теперь на практике более сильное и перспективное оружие - торпеды, о чем он уже давно просил морское министерство. Получив несколько торпед, " Св. Константин " устремился в Батуми, где стояла большая турецкая эскадра, и в ночь на 14 января 1878 г. спущенные с минного транспорта 2 макаровских торпедных катера торпедировали и потопили неприятельский сторожевой корабль " Итибах " . Это триумфальное применение нового оружия повергло в панический страх турок и вызвало сенсацию во всем мире, особенно в Англии. Макаров же за все свои успехи в этой войне получил новый чин - капитана 2 ранга.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

В последнее время в помощь катехизаторам, по почину Преосвященного, приходы выбирают наиболее ревностных христиан, которых дело заключается в том, чтобы приводить к про поведникам японцев, желающих услышать Слово Божие и ознакомиться с христианским учением. Принципы которых держатся проповедники суть следующие. Они не должны порицать действие каких нибудь миссионеров других вероисповеданий, а на против радоваться их успеху. Преосвященный руководствуется словами Спасителя, Который сказал Своим ученикам, желавшим запретить употреблять имя Христово тем, которые не принадлежат к их обществу: „не запрещайте; ибо кто не против вас, тот за вас» ( Лук. 9. 50 ). О буддизме и синтоизме проповедники не считают нужным говорить, тем более, что оба эти верования, по своему существу не представляют препятствия к распространению христианства. Все языческие религии на зываются проповедниками японским сло вом „хиоо» „икёо». которое в переводе на русский язык означает чужая „религия». Проповедники не требуют от принимающих православие переменять одежду или какие-нибудь обычаи, не идущие в прямой разлад с христианским учением. Преосвященный рассказывал мне, что ему случалось говорить перед собранием в 1000 и более человек, и что японцы легко и со вниманием выслушивают под ряд несколько проповедей, продолжающихся по часу каждая. К крещению допускаются только те, которые уже испытаны и выразили твердое намерение принять православие. Отпадения от православия в округах, где православные общины уже довольно много числены, почти не встречаются, тем не менее требуется постоянная проповедь , чтобы укреплять молодых христиан на избранном ими пути. Катехизатор получает первоначально жалованье 8 руб. золотом в месяц, а затем 10 руб. До 1878 г. на расходы миссии не отпускалось никаких средств, кроме содержания трех миссионеров, которым на значено было по 2,000 руб. в год, но из этих средств, по добровольному соглашению, половина уделялась на церковь . С 1878 года на миссию уже ассигнуется из разных источников в России некоторая определенная сумма, идущая почти исключительно на дела миссионерства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Любищев А. А. Люмьер Луи Жан (1864–1948), изобретатель кинематографии М Макарий, Патриарх Антиохийский Макарий (Булгаков Михаил Петрович; 1816–1882) – митрополит Московский и Коломенский Макарий, св. (Невский Михаил Андреевич; 1835–1926), митрополит Макаров, семинарист Малышев Александр Федорович Мальцева М. А., благотворительница Маляревский Александр Иванович (1857-?), протоиерей Мануил (Лемешевский Виктор Викторович; 1884–1968), митрополит Мария Александровна (1824–1880), императрица, супруга императора Александра II Мария Феодоровна (1847–1928), императрица, супруга императора Александра III Мария (Кудрявцева Мария Андреевна; 1875-?), игумения Мария (Лелянова Лидия Александровна; 1874–1932), монахиня Мартинсон Василий Антонович (1874–1955), протоиерей, последний ректор С.-Петербургской (Петроградской) духовной семинарии Матвеев Феодор – см.: [Казанский] Феодор Матвеевич. Матюшенский Алексий Михайлович (около 1868–1917), протоиерей Мацеевич Станислав Гилярович, каноник Мегорский Димитрий Тимофеевич (1842–1909), протоиерей Мелхиседек (Паевский Михаил Львович; 1879–1931), архиепископ Менжинский Вячеслав Рудольфович (1874–1934) Меркушов Анатолий Егорович Мессинг Станислав Адамович (1889 – расстрелян 1937) Мефодий (Великанов Михаил Матвеевич; 1852–1914), епископ Мещерский Константин Иванович (1888–1966), протоиерей; уклонился в обновленчество, позднее принес покаяние и принят в сущем сане Мирбах Вильгельм фон (1871 – убит 1918), граф Мирбах Рейнгольд Рейнгольдович, барон Миртов Петр Алексеевич (1871-?), протоиерей Митрофан (Землянский Михаил Александрович; 1863–1914), епископ Михаил Александрович (1878 – расстрелян 1918), великий князь Михаил (Горелышев Матвей Трофимович; 1850–1918), архимандрит; настоятель Троице-Сергиевой Приморской пустыни в 1901–1915 Михаил (Мудьюгин Михаил Николаевич; 1912–2000), архиепископ Михайловский Яков Яковлевич (1851–1903) – смотритель Каргопольского ДУ в 1878–1884; впоследствии протоиерей Молотов Вячеслав Михайлович (1890–1986) Молчанов Николай Георгиевич, диакон

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010