Святитель Макарий (Невский) – «второй Макарий», как его любовно называли в Сибири, стал одним из достойных продолжателей миссионерских традиций перво-апостола Алтая. Святитель Макарий родился в 1835 г. в бедной многодетной семье дьячка Андрея Парвицкого в г. Шапкине Владимирской губернии и был наречен Михаилом. Вскоре их семья переехала в Сибирь, где мальчик впервые услышал о преподобном Макарии. Когда дети А. Парвицкого учились в семинарии, всем им дали фамилию Невский в честь святого благоверного князя Александра Невского. Пример апостола Алтая возбудил в Михаиле ревность о просвещении несчастных язычников, и юноша принял решение посвятить этому свою жизнь. Окончив в 1854 г. Тобольскую духовную семинарию, он не стал продолжать учебу в академии, куда его зачисляли без экзаменов за отличные успехи в учебе, и в двадцатилетнем возрасте начал свое служение учителем в Алтайской миссии в селении Чемал. В монашестве Михаил воспринял имя Макарий «по благоговейному уважению к памяти отца архимандрита Макария, миссионерского служения которого Церкви и Отечеству он был от юности своей... ревностнейшим продолжателем и подвигу которого он подражал» (Ливанский И. Высокопреосвященнейший Макарий, митрополит Московский, и отец архимандрит Макарий Глухарев, основатель Алтайской миссии. Орел, 1913. С. 9; Харлампович К. Макарий (Невский Михаил Андреевич), митрополит Московский и Коломенский//Metropolit Manuil (LemeAevskij). Die Russischen orthodoxen Bischofe for 1893 bis 1965. Band 23. Erlangen 1986. T. IV. S. 224). В Алтайской миссии он прослужил 37 лет, восемь из которых возглавлял ее (1881–1891). Московский период жизни святителя Макария подробно освещен в литературе; достаточно упомянуть лишь о том, что он в числе немногих остался до конца верным царю; изгнанный с Московской кафедры и сосланный богоборческими властями в Николо-Угрешский монастырь, он вплоть до своей кончины (t 16 февраля/1 марта 1926 г.) непрестанно молился за родную Алтайскую миссию, за исповедников-миссионеров и за новокрещенную алтайскую паству. В 1920 г. преосвященный Макарий получил от святейшего Патриарха Тихона титул митрополита Алтайского. Находясь за тысячи километров от Алтая, святитель Макарий рукополагал для миссии священников, благословлял насельниц миссионерских обителей, принимал других посланцев из Горного Алтая, давал им духовные советы и со слезами молился с ними, когда они совершали церковную службу на алтайском языке. Митрополит Макарий причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

С воцарением императора Валента (364–378), разделявшего арианскую ересь, началось гонение на православных. Арианский епископ Лукий занял престол епископа Александрийского Петра и повелел изгнать всех иноков из пустыни. Воины схватили обоих старцев и отвезли их на один из островов Средиземного моря, где жили язычники. У жреца острова была бесноватая дочь, встретившая прибытие преподобных дикими криками. По молитве преподобных бес вышел из девицы, и она обрела разум. Увидев это чудо, отец ее и все жители острова приняли христианство. Узнав об этом, епископ Лукий устыдился и повелел возвратить преподобного Макария Великого в его скит, а преподобного Макария Александрийского – в его монастырь. Вернувшись в обитель, святой Макарий Великий продолжал назидать братию своим высоким примером. Однажды он шел на Нитрийскую гору со своим учеником и приказал ему идти вперед. Через некоторое время ученику повстречался языческий жрец, который нес для своих нужд тяжелое бревно. Ученик, зная, что это жрец, в озлоблении крикнул: «Куда идешь, демон?» Оскорбленный жрец избил его и пошел дальше. Через некоторое время он встретил преподобного Макария, который кротко сказал ему: «Бог спасет тебя, труженик». Изумленный жрец спросил святого, почему ранее встреченный инок оскорбил его, а Макарий приветствует. Преподобный Макарий ответил, что труд, который подъемлет жрец, неся тяжелое дерево, внушает к нему сочувствие и что Макарий желает спасения его душе. Вступив в беседу с преподобным и убежденный его проповедью Христа Спасителя, жрец принял монашество и стал иноком. Рассказывая об этом своим ученикам, преподобный Макарий заключил: «Злое слово и добрых злыми творит. Доброе же слово и злых соделывает добрыми». Говоря о молитвенном правиле монахов, преподобный учил, что не нужно многословия, но достаточно искреннего прошения «Господи, якоже хощеши и якоже веси, помилуй мя» или даже простого взывания «Господи, помилуй». В ответ на просьбу одного инока сказать слово о пути к спасению, преподобный Макарий повелел ему идти на кладбище и там вслух бранить похороненных. Вернувшись с кладбища, инок сказал, что его брань была встречена полным молчанием. Старец приказал еще раз пойти на кладбище и громко восхвалять покойников. Результат был такой же. Вернувшемуся с кладбища иноку преподобный Макарий дал совет подражать умершим: не гневаться на хулу и не гордиться в ответ на похвалы, чтобы таким путем спасти душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Икона вся была покрыта серебряной (более пуда весом) ризой и украшена серебряными позолоченными венцами. В соборном храме находилась рака, в которой почивали нетленные мощи преподобного Макария. Она помещалась в арке между соборным храмом и приделом во имя Нерукотворного Образа Спасителя. Рака была отделана позолоченным серебром. В 1829.г. на средства гвардии поручика Николая Ивановича Пономарёва над ракой была построена резная сень на четырёх вызолоченных колоннах, украшенных бархатной драпировкой. Рака эта была устроена в 1700 г. на деньги разных вкладчиков по грамоте и благословению преосвященного Сергия, архиепископа Тверского и Кашинского. По сторонам раки были вычеканены 9 надписей. Одна обозначала год ее построения и при ком из монастырского начальства она сооружена, вторая - имена мастеров, а остальные в семи кругах сообщали некоторые эпизоды из жизни преподобного Макария. На верхней крышке написан был " добрым мастерством " и украшен позолоченным серебром его образ. Мощи святого были переложены в раку 18 сентября 1700 г. тверским архиепископом Сергием с четырьмя архимандритами. На восточной стороне раки находилась древняя икона преподобного Макария во весь рост. На эту икону в 1874 г. архимандрит Макарий сделал на собственные средства серебряную ризу. На грамоте, которую преподобный держит в руке, выбито предсмертное предсказание ученикам: " разумейте, убо братие, аще имам дерзновение к Богу, по отшествии моем, обитель сия не оскудеет, но распространится " . В приделе Нерукотворного образа Спасителя в 1762 г. установлен был новый вызолоченный иконостас, обновлены иконы. Иконостас простоял до начала XIX в. и в 1812 г. был заменен. Новый резной иконостас имел круглую форму, шесть колоннадных и два полуколоннадных столба, устроенных из алебастра под мрамор. В 1836 г. икона Спасителя была заменена другой, в серебряной вызолоченной ризе, пожертвованной бывшим калязинским городничим Василием Михайловичем Костровым. В 1770 г. сменен был иконостас и иконы в приделе Рождества Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=24771

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Сергей Кириенко высоко оценил уровень готовности Макарьевского монастыря к торжествам, посвященным памяти преподобного Макария Желтоводского 31 июля 2005 г. 13:09 Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском Федеральном округе Сергей Кириенко 29 июля посетил Макарьевский монастырь и ознакомился с ходом восстановительных работ. «Макарьевский монастырь возрождается на глазах. Здесь применяется опыт восстановления монастырских строений, который мы использовали в Дивееве два года назад. Совсем по-другому смотрится Троицкий собор. Я уверен, что Макарий станет всероссийской святыней», — подчеркнул Сергей Кириенко. 7 августа Макарьевский Желтоводский монастырь отметит День памяти святого преподобного Макария Желтоводского. К этому дню основные восстановительные работы должны быть закончены. В настоящее время на территории монастыря работает семь бригад, среди них плотники, штукатуры, моляры, каменщики, иконописцы. В настоящий момент продолжается отделка фасада Троицкого собора. Побелены стены храма во имя Успения Божией Матери. Подходит к концу реставрация храма во имя святого Макария Желтоводского. Иконописцы под руководством Владимира Некрасова расписывают стены храма и пишут иконы для резного золоченого иконостаса. Для двух рядов алтарной преграды будут написаны 36 икон. Храм восстанавливается по сохранившимся чертежам, и будет выглядеть так же, как 100 лет назад. Патриархия.ru/ Сайт Нижегородской епархии Календарь ← 10 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/30480.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010