Не удалось извлечь искомое из базы (((

„Мудрый Кирилл“ (т. е. св. Кирилл Александрийский ) „пригласил“ на ефесский вселенский собор (431 г.), обсуждавший Несториеву ересь, „св. апу“ [Kopt. Gramm. Steindorff’a (Wörterverzeichnis): „ АПА=ββς“] „Шенути“. По окончании собора участники должны были возвращаться домой. Шенути был чудесно унесён на облаке. Пролетая над местом подвигов уже давно умершего пр. Макария, он увидел (чудесно), что молитвы „детей“ (т. е. учеников) преподобного, подобно кадильному дыму, восходят к трону Всемогущего. Удивившись этому, Шенути решил, по возвращении домой, непременно посетить монастырь пр. Макария и посмотреть на образ жизни учеников последнего. – Действительно, с несколькими старцами он пришёл в Скит и был радушно принят. Об его мыслях Бог открыл игумену монастыря пр. Макария. Игумен повёл Шенути в кухню. Здесь повелел брату, разводившему под чрезмерно кипевшим котлом огонь, всунуть в котёл свою руку и вытащить пищу. Брат исполнил приказание, причём рука его нимало не пострадала... Удивлённый Шенути ушёл домой, „прославляя... Господа... и Его раба – праведного авву Макария“... (V. D. S. М. рр. 149–151) (Некоторые подробности, излишние для нас в настоящем случае, нами опущены). 1323 Epiphi=Июль [см. А. П. К. М. (стр. 110): „Апип=Июль“. Baedeker (S. CLXXXVIII): „ebb=Juli“]. 1325 Однако, св. мощи пр. Макария не остались здесь навсегда. Вышеупомянутым нами патр. Вениамином (VII в.) [См. у нас выше: примеч. 1156. В дополнение к последнему, между прочим, сделаем ссылку на книгу: „Восток Христианский. Александрийская патриархия. Сборник материалов, исследований и записок, относящихся до истории Алекс-й патриархии. Т. I. Составлен Арх. Порфирием (Успенским). Изд. Имп. Ак. Наук“. СПб. 1898. Здесь на стр. 311 и 312 говорится, что [„патр. Вениамин + 659“ г.] была построена в Макариевом монастыре („Дер-Макариус“) „ церковь , где и было положено тело святого Макария, возвращённое из Pedjidjbr’“ (Amélin. Géograph. р. 449) в монастырь. Обстоятельства этого возвращения в точности неизвестны...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

 Краткие сведения о Василие содержатся в житии его сына, преподобного Макария Калязинского и биографической заметке о преподобном, написанной со слов его родственницы – монахини Евфросинии. В семье Василия Кожина и его супруги Ирины Кашинской было 4 детей: Матвей (преподобный Макарий), Александр, Григорий и Ксения. Александр продолжил род Кожиных. Сохранилась жалованная купчая грамота тверского великого князя Бориса Александровича на проданное Александру Кожину с. Настасово «с другими сельцами и пустошами». Племянник прп. Макария – Василий Александрович Кожин – был сыном боярским великого князя тверского Михаила Борисовича. Григорий (в иночестве Геннадий) являлся архимандритом Тверского Отроча монастыря, в 1461–1477 гг. был Тверским епископом. Ксения вышла замуж за Ивана Гавренева, угличского землевладельца; их сын Павел принял монашеский постриг и тоже был канонизирован РПЦ – мы его знаем как преподобного Паисия Угличского. Около 1420 г. Матвей Кожин удалился в монастырь, примерно через год скончались его родители. Ежегодно 1 июня Макарий приходил в родное село и служил панихиду по родителям. После преставления преподобного игумены Калязинского монастыря, выполняя его «уложение», совершали в этот день крестный ход в Кожино. В 1610 г. обитель была разорена поляками. Игумен Антоний, восстановивший монастырь, хотел прекратить совершение панихид по родителям святого Макария, но Иван Васильевич Кожин, потомок Василия Кожина, обратился к Патриарху Филарету (Романову), и Патриарх специальной грамотой повелел «служити архимандриту панихиду и литургию в селе Кожине в церкви, идеже погребены отец и мать Макария чудотворца» (Лебедев. С. 131). Совершение панихид возобновилось в 1632 г., спустя какое-то время прекратилось и вновь возобновилось во 2-й половине XIX в. По местному преданию, противоречащему свидетельству Жития преподобного Макария, в котором говорится о кончине Василия около 1420 г., Василий прожил гораздо дольше – он участвовал в военных действиях против князя Димитрия Георгиевича Шемяки. Предание повествует, что в 1450 г., преследуя мятежного князя, Кожин убил под ним коня и вырезал у животного кусок кожи (отсюда выводится его прозвище Кожа, а потом и фамилия его потомков Кожины), который привез в Москву великому князю Василию II Васильевичу вместе с луком и палашом Димитрия Шемяки в дар. За это Василий получил от великого князя поместья: с. Гритьково (Гридково), дер. Семендяево, пустоши Карабузино и Спас-на-Холме, перечисленные в жалованной грамоте 1450 г. Семендяево вошло позднее в состав вотчины Макариева калязинского во имя Святой Троицы монастыря (в 1504 г. уже принадлежало монастырю).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Последние годы жизни этот талантливейший, но скромный человек доживал на монастырском хуторе Крумица, окруженный любовью братии. Скончался в глубокой старости в 1890 году. 69 Архимандрит Паисий Замечательными деятелями были также настоятели подворий: в Константинополе – отец Паисий (впоследствии в России получивший сан архимандрита) и отец Иоанникий, в Солуни – отец Илиодор и отец Иосиф, приехавший на Афон вместе с отцом Мака рием, он же любитель-пчеловод, заведший на Крумице пчеловодство по новейшему образцу, в Москве – отцы Иасон, Досифей и Аристоклий, в Петербурге – отец Алексий, в Таганроге – отец Михаил, строгий подвижник. Деятельнейшим сотрудником и наместником отца Иерона был иеромонах Иларион, впоследствии архимандрит и игумен НовоАфонской обители. Скончался в 1927 или 1928 году близ Сухума. Об иеромонахе Владимире, неустанном собирателе материалов к биографии старца Иеронима, отца Макария и главных деятелей монастыря, мы уже рассказывали. 70 Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. Литография 1866 г. Многие из воспитанных в Русской обители под руководством отца Иеронима деятелей происходили не из простонародья, но из дворянского, духовного и купеческого сословий. Они приносили с собой в обитель немалые денежные средства и еще более оказывали ей, подобно отцу Макарию, материальную помощь через переписку со своими родственниками и знакомыми в России. Благотворительность родственников отца Макария купцов Сушкиных после их первой жертвы в Покровский храм продолжалась и увеличивалась в 1860–1870-х годах. Благодаря просьбам отца Макария и его письмам на родину на средства отца его Ивана Денисовича Сушкина в 1863 году устроена в Пантелеймоновой обители, близ греческого корпуса, трехэтажная братская больница с параклисом во имя всех афонских святых. Постройка больничного корпуса явилась великой отрадой для увеличившегося братства, поскольку до того времени в монастыре не было надлежащей больницы. Также Иван Денисович ежегодно в день своего Ангела присылал в Русскую обитель жертву в 500 рублей – на «утешение братии». В 1873 году усердием брата отца Макария – Ивана Ивановича Сушкина устроена на берегу моря странноприимная больница с параклисом во имя святого апостола Иоанна Богослова. В том же году иждивением другого брата отца Макария – Василия Ивановича Сушкина устроена келлия святителя Василия Великого недалеко от монастырского хутора Крумица.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

Наконец последнее, не подлежащее никакому сомнению доказательство того, что св. Макарий до поступления своего в Киевский монастырь действительно был прежде Архимандритом Овручским, мы имеем у того же Г. Максимович а в его статье, специально посвященной памяти Макария, под заглавием: «Биографическое примечание о преподобном Архимандрите Макарии Токаревском». В статье этой, первоначально помещенной в Полтавских Епархиальных Ведомостях 1865 г., 698 г. Максимович по поводу назначения Макария в Овруч прямо говорит, что «Архимандритство его здесь началось никак не раньше посвящения Лазаря Барановича во Епископы, последовавшего в Марте 1671 года, а прекратилось оно с разорением того монастыря весною 1671 г. После этого, заключает автор, Архимандрит Овручский получил место игумена Каневского». 699 Замечание это тем драгоценнее для нас, что, упоминая о разорении Овручского монастыря, г. Максимович сопоставляет его с нашествием Татар на Полесье, именно в 1671 г., 700 тогда как напротив о разорении Конева в это время история не имеет никаких сведений, а знает только о разорении его в 1678 г., последовавшем, как нам уже известно, одновременно с страдальческою смертью Макария в том же году. 701 – А отсюда, само собою явствует, как непосредственно личность св. Макария связывается с землею Волынскою, тем более что и сам он ни разу не разрывал этого союза, всегда именуясь столь присным ему наименовением Овручского даже в самом Каневе, и с этим именем оставшись и после своей кончины, как настоящей родной наш угодник и чудотворец Волынский в ближайшем, собственном смысла этого слова. – Память святого Преподобномученика Макария празднуется 7-го сентября в день его кончины. 702 II. Краткий очерк жизни Святителя Иннокентия, Епископа Иркутского, урожденца Волынского. Святой Иннокентий родился в конце XVII в. от древней Волынской дворянской фамилии Кульчицких и первые годы своей юности провел в Киевской Академии. 703 Здесь он обучался всем наукам тогдашнего образования и немедленно, но окончании курса учения, отказался от мира, постригся в Киево-печерской лавре и принял священство. В 1710 году Московская Академия требовала из Киева наставников из воспитанников Киевской Академии. Между другими выбор пал и на Свят. Иннокентия, который отправлен был в Москву вместе с двумя товарищами по назначению. Спустя четыре года после этого Св. Иннокентий получил звание префекта и в том же году (1714) переводен в Петербург в Александро-Невскую Лавру с званием соборного Иеромонаха. Здесь он выполнял также должность Обер-Иеромонаха по флоту, т. е., как говорит Пр. Филарет Черниговский , «был начальником флотских иеромонахов, надзирал за их поведением, разрешал сомнения их и о нуждах их духовных сносился с Синодом». 704

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Но особенно молодой Токаревский отличался послушанием и любовью к молитве и храму Божию, вследствие чего не раз оставлял домашние поручения и удалялся в церковь на Богослужение или поступал на услужение к духовным лицам, чтобы у них учиться духовной жизни и благочестью. 442 Около двадцатипятилетнего возраста любовь к молитве и благочестивым упражнениям окончательно овладела душою блаженного юноши, и он, оставив дом родителей, удалился в местный Овручский монастырь Успения Пресвятой Богородицы и здесь постригся с именем Макария, как бы в предзнаменование того, что на самом деле он некогда сопричислен будет к лику блаженных, 443 и других с собою приведет к блаженству вечному. 444 В новом своем звании преподобный инок посвятил себя на и изучение догматов Православной веры и правил благочестия. Особенно любил он заниматься чтением творений св. Иоанна Златоустог о. И поныне в Переяславском соборе Полтавской губернии, где почивают мощи святого Макария, хранится книга Творений св. Златоустого, киевской печати 1623 года, с собственноручною подписью преподобного Макария, свидетельствующею о принадлежности её св. угоднику. Вскоре после своего вступления в монастырь, блаженный Макарий был рукоположен сначала во иеродиакона, а потом в иеромонаха. Наконец около 1657 года, архиепископ Черниговский Лазарь Баранович, в то время управлявший Киевскою митрополией, посвятил и его в сан архимандрита и поставил настоятелем обители Овручской. 2. Жизнь и деятельность св. Макария в сане архимандрита Овручского. Его борьба с латино-униатами и удаление в Киев (1659–1671). Деятельность преподобного Макария в Овруче относится к самым тяжким временам латино-польского преобладания на Волыни и во всех пределах Западного края России. Прошло уже около полустолетия с того времени, как несчастная уния водворилась в пределах Речи Посполитой (1596). К этому времени стараниями иезуитов были истреблены почти все православные обители на Волыни, многие древле-русские фамилии приняли унию или окончательно перешли в латинство, и, хотя устрашенные оружием Хмельницкого поляки (24 февраля 1639) приняли грозные предложения Богдана об уничтожении унии и неприкосновенности православия, но эти предложения не были приняты королем и не было надежды на их утверждение, так что латино-униатам оставалось только сделать несколько серьёзных шагов, чтобы завладеть не только обителью Овручскою, но и другими православными обителями Волынскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Патриаршее приветствие участникам конференции «Подвижники Русского Афона: к 120-летию со дня блаженной кончины архимандрита Макария (Сушкина)» 5 октября 2009 г. 14:01 5 октября 2009 года в Паломническом центре Московского Патриархата открылась церковно-научная конференция «Подвижники Русского Афона: к 120-летию со дня блаженной кончины архимандрита Макария (Сушкина)». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветственное послание организаторам и участникам мероприятия. Организаторам и участникам церковно-научной конференции «Подвижники Русского Афона: к 120-летию со дня блаженной кончины архимандрита Макария (Сушкина)» Сердечно приветствую всех вас, собравшихся сегодня в Паломническом центре на открытие первой церковно-научной конференции, посвященной подвижникам Русского Афона. Неиссякаемый на протяжении тысячелетия поток русских ревнителей благочестия вливался в духовную жизнь Афона, являя образцы святости и молитвенного подвига, способствуя процветанию величайшей всеправославной святыни. Многие из паломников навсегда оставались на Святой Горе. Одним из таких выдающихся подвижников стал архимандрит Макарий (Сушкин). Жизнь настоятеля монастыря святого Пантелеимона неотделима от истории русского присутствия на Святой Горе. Архимандрит Макарий стал продолжателем великого дела, начатого его предшественниками, — восстановления русского монашества на Афоне. Величие его деятельности можно сопоставить лишь с выдающейся ролью архимандрита Антонина (Капустина) для Русской Палестины. Архимандрит Макарий возвел жизнь управляемой им обители на небывалый доселе уровень. Строительство нового архитектурного ансамбля и бережная реставрация древнейших церковных зданий велись одновременно с созданием крупнейшего просветительско-издательского центра. Организация многочисленных подворий и проведение широкой благотворительной деятельности послужили тому, что монастырь святого Пантелеимона стал одним из центральных по своему духовному значению среди прочих афонских монастырей. Главным достижением отца Макария стало укрепление связей Русского Афонского Пантелеимонова монастыря с Русской Православной Церковью. Духовная и благотворительная деятельность монастыря привлекала множество паломников. Поступающие щедрые пожертвования шли на созидание новых храмов и обителей, тем самым делая русский вклад в жизнь Святой Горы все более весомым. Как и много столетий назад, сегодня Афон для нас — живой источник святости, духовного и культурного творчества. Наша задача — стремиться к сохранению этого уникального центра молитвы и нравственного подвига для всех православных народов. Пусть благословит Господь ваши труды на благо Церкви, и учреждаемая конференция внесет свой посильный вклад в благое дело возрождения исторических и духовных связей России и Афона. + КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/804899.htm...

Согласно народной легенде, в жаркий летний день Макарий присел на камень в деревне Софоново и попросил у местных жителей воды, но мужики прогнали его. «Жаль мне вас, бедные люди, – сказал Макарий, – но будете жить ни серо, ни бело». Позднее раскаявшиеся поселяне поставили над камнем Макария часовню 359 . Имя Макария Желтоводского включено в синодик Бережно-Дубровской волости Каргопольского уезда вместе с самыми почитаемыми северно-русскими святыми ( Александр Свирский , Александр Ошевенский, Кирилл Белозерский и др.) 360 . Известны каргопольские списки Жития Макария Желтоводского (БАН, Каргопольское собр., 218:357) 361 , и как уже отмечалось, иконы с изображением святого. Чудотворная икона Макария, по данным XIX–XX вв., собирала в Хергозерском монастыре множество паломников. Люди шли «класть заветы» (куски ткани, полотенца, предметы одежды, в зависимости от того, что болит), приводили сюда скот в дар монастырю (ср. «Чудо 12»), обходили Хергозеро босиком или на коленях, купались в нём, пили воду из него (ср. «Чудо 16») в надежде получить исцеление от различных болезней. Рядом с монастырём летом устраивалась ярмарка, на которой торговали яйцами, маслом, пирогами и т. п. Особенно много людей собиралось в монастыре 24−25 июля, на праздник Макария. Из Каргополя в эти дни устраивался крестный ход, он «шёл по дороге на Челму (к Кирилло-Челмогорскому монастырю. – А.П.), затем на Труфаново, торжественно проходил мимо местной церкви и поворачивал на труфановскую дорогу на Макарий» 362 . Крестные ходы на Хергозеро шли и из других мест. В устной традиции Каргополья бытуют представления, что монастырь основан самим Макарием Желтоводским и что чудотворная икона с его образом приплыла по озеру. Среди местных каргопольских святых сравниться с Макарием Желтоводским по степени почитания мог, пожалуй, только Александр Ошевенский 363 . Культ нижегородского святого в Каргополье, где он, вопреки народным легендам, никогда не бывал, представляет некоторую загадку. По-видимому, этот культ стал складываться в 1630−1640 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Нижнем Новгороде освящен киот на месте родительского дома преподобного Макария Желтоводского 6 августа 2022 г. 13:47 6 августа 2022 года в Нижнем Новгороде возле храма в честь Знамения Божией Матери и святых Жен-мироносиц освящен киот с мозаичными иконами Божией Матери «Знамение», преподобного Макария Желтоводского, преподобного Евфимия Суздальского и святых Жен-мироносиц. Киот также украшен резьбой по камню с изображениями Спасителя и великомученика Георгия Победоносца. Чин освящения совершил викарий Нижегородской епархии епископ Сормовский Иннокентий  в сослужении настоятеля Знаменского храма протоиерея Михаила Сторонкина и клирика Мироносицкой церкви протоиерея Сергия Мельчакова. На богослужении молились прихожане и благотворители церкви, в том числе председатель Координационного совета отделений Российского союза промышленников и предпринимателей в Приволжском федеральном округе Виктор Клочай, попечением и по инициативе которого создан этот киот. Киот установлен на месте, где находился дом родителей преподобного Макария Желтоводского и Унженского, день памяти которого отмечается 7 августа. «Поздравляю вас с сегодняшним событием. Мы освящаем киот, который установлен на месте, где, по преданию, родился преподобный Макарий Желтоводский. Накануне дня памяти этого великого святого мы еще раз молитвенно обращаемся к нему и выражаем свое почтение. Преподобный Макарий очень любим верующими не только на Нижегородской земле, но и в других областях России. Пусть эта святыня, которая сооружена с тщанием и любовью, будет местом, где вы сможете поклониться и помолиться святым, чьи образы изображены здесь, и вспомнить нашу историю», — сказал епископ Иннокентий после освящения, обращаясь к собравшимся. Святой Макарий родился в Нижнем Новгороде в 1349 году. С раннего детства он отличался большим благочестием и в 12 лет тайно покинул отчий дом, чтобы поступить в Нижегородский Печерский монастырь. Родители в отчаянии искали его повсюду, и один повстречавшийся им монах рассказал, что их сын в обители. Отец Макария отправился туда, но юный инок, не желавший более никаких связей с миром, отказался увидеться с ним и лишь протянул руку через окно.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Макарьева. 16 июля 1993 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви Макариево­Унженский монастырь возобновлен как женский. В январе 1994 года монастырские здания были полностью возвращены епархии, и уже 7 августа 1994 года - в день памяти преподобного Макария - архиепископ Костромской и Галичский Александр совершил освящение первого возрожденного храма обители, Макарьевской церкви. В 1995 году в монастырь вернулась и его главная святыня, мощи преподобного Макария Унженского и Желтоводского, вновь пребывающие сейчас в Макарьевском храме. В 1999 году Костромская епархия торжественно отметила 555­летие преставления ко Господу преподобного Макария; центром юбилейного празднования стал Макариево­-Унженский монастырь. В послании по случаю знаменательного юбилея архиепископ Костромской и Галичский Александр указывал: " История свидетельствует, что этому месту по молитвам преподобного сопутствовало особое Божие благословение. Свято­-Троицкий Макариево­Унженский монастырь стал со временем великой обителью, одной из первых по значению в России после Троице­-Сергиевой Лавры... Времена воинствующего безбожия исказили облик обители. Многое здесь было предано разрушению. Но милость Божия не оставила сего святого места " . 25 марта 2004 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода настоятельницей Макариево­Унженского женского монастыря назначена игумения Вера (Морева). Сейчас в обители - 10 сестер, в монастырском приюте для девочек-сирот имени святителя Митрофана Воронежского - 6 воспитанниц. http://www.makariev.ru/0.htm В XVII в., тогда еще село Коврово относилась к Унженской осаде Галичского уезда. В 1627 г. упоминается церковь " святых мученик Фрола и Лавра у Макария Желтоводскаго в монастыре да церковь преподобнаго отца Макария " . В марте 1716 г. " Макарьева-Унженскаго монастыря вотчины села Коврова староста Сава Савин в патр. каз. приказ писал: " По указу и по благословкеию преосв. Стефана в Галицком уезде в вотчине Макарьева монастыря Унженскаго в селе Коврове построили церковь во имя Пр.

http://sobory.ru/article/?object=00163

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010