После Новгорода он был в Москве и затем подвизался в монастыре, основанном преподобным Герасимом Болдинским (†1554; пам. 1 мая). “Летописец” старец Иосиф написал, будучи “крылошанином, живущу тогда во обители Пресвятыя Живоначаныя Троицы в Герасимове монастыре” 13 . Интересна духовная генеалогия этого подвижника. Он был духовным сыном преподобного Даниила Переславского (†1540; пам. 7 апр.). В свою очередь преподобный Даниил был духовным другом святителя Макария, а оба они были пострижениками Пафнутиево-Боровской обители. Преподобный Герасим Болдинский устроил Болдинский Троицкий монастырь, где в 1540 году был воздвигнут каменный храм. Затем в его завещании говорится, что на вопрос братии о преемнике в обители он ответил: “Да будет вам игумен, пастырь и наставник обители сей Иосиф Краснописецъ” 14 . После этого в завещании описано, как он устраивал другие три монастыря. Поэтому встаёт вопрос, произошло ли назначение старца Иосифа Доброписца после того, как преподобный Иосиф направился основывать другие монастыри, или же в конце жизни святого? В самом Болдинском монастыре это назначение относили к концу жизни святого, о чём писал Болдинский игумен Варлаам в 1781 году 15 . Р. П. Дмитриева датирует игуменство старца Иосифа в Болдинской обители между 1554 и 1567 годами 16 . Поэтому появление в Болдинском монастыре макарьевского книжника, несомненно, было связано с личным участием святителя Макария в судьбе этого монастыря. К тому же преподобный Герасим завещал перед своей кончиной основанную им обитель попечению Митрополита Макария 17 . Об игуменстве старца Иосифа известно немного. При нём получил исцеление от мощей преподобного Герасима некий монастырский работник, которого игумен Иосиф постриг перед этим в монашество страха ради смертного, назвав его Александром 18 . В приписке 1569 года в рукописи с творениями святителя Иоанна Златоуста старец Иосиф называет себя бывшим игуменом 19 . Почил он, возможно, находясь на покое в Троицкой обители, занимаясь переписыванием книг. Таков жизненный путь макарьевского книжника-каллиграфа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Как председатель Православного миссионерского общества, владыка много делал для его активизации, укрепления его связи с жизнью. Особой заботой митрополита Макария было учебное дело. Его интересовали не только Московская Духовная академия и другие духовные учебные заведения, но и состояние воспитательного дела в гимназиях и даже в приходских школах. У митрополита Макария были искренние и духовно-молитвенные отношения с преподобномученицей Елизаветой Феодоровной 53 . Он нередко посещал Марфо-Мариинскую обитель и выступал там. Весьма интересен случай исцеления, полученного митрополитом Макарием по молитвам святого праведного Иоанна Кронштадтского , с которым его связывали тесные духовные узы. Владыка около шести лет страдал болезнью кожи. «Сухая экзема превратилась затем в мокрую, переходила с одной части тела на другую: со ступней ног на голени, оттуда поднималась все выше и выше, поражая руки и спину. Особенно беспокоила болезнь меня ночью: нужно было вставать в полночь, снимать бинты, старую мазь стирать, смывать, новую намазывать на больные места и опять бинтовать. Так продолжалось до 20 декабря (день кончины отца Иоанна. – Ред.) 1913 года. В тот день я приглашен был в Ивановский монастырь 54 служить литургию в усыпальнице, где погребено тело святочтимого пастыря и молитвенника. После обедни, по обычаю, была отслужена панихида у гробницы почившего. Я просил исцеления. С того же дня началось и мое освобождение от мучительного недуга... Приготовленные на всякий случай снадобья остались без употребления. Тогда мне понятно стало, что со мной совершилось чудо милости Божией по молитвам того, кто еще при жизни прославился как чудотворец» 55 . Молитвенная жизнь, духовные качества и нравственная настроенность митрополита Макария нам известны из интересных и подробных воспоминаний его помощника епископа Арсения (Жадановского) . Сделаем из них выписки: «Митрополит Макарий неопустительно проходил весь круг суточного богослужения, жил жизнью Церкви, ее молитвословиями и воспоминаниями, свой ум и сердце постоянно держал во святом возвышенном настроении, иначе сказать, всегда духовно бодрствовал, вследствие чего праздных разговоров никогда не вел, «шутований» избегал, телесного расслабления не допускал и не терпел осуждения ближних. За последним недостатком он особенно следил и, если в разговоре замечал его за собой или у других, тотчас же прерывал беседу, говоря: «Мы, кажется, впали в осуждение». Во время трапезы владыка просил по монастырскому обычаю читать житие дневного святого или что-либо душеполезное. Такой порядок он старался поддерживать во всех местах, где ему приходилось садиться за стол. В этом отношении исключения не делались ни для торжественных обедов, ни для приемов в светских домах. А если трапеза предлагалась в обители, то она сопровождалась, кроме того, пением духовных кантов сестрами или монахами, чем поддерживалась благоговейная святая обстановка...

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Так, пася бессловесных овец, утвердилась душа будущего пастыря румынского народа. О своем новоначалии отец Клеопа потом вспоминал с особым чувством: «В те годы, когда я, вместе со своими братьями, был пастухом скитских овец, я испытывал великую духовную радость. Загон для скота, овцы… Я жил среди природы, в горах, в тишине и безмолвии. Это была моя монашеская и богословская школа. Тогда я читал догматику преподобного Иоанна Дамаскина, его “Точное изложение православной веры”… Какое прекрасное было время! Когда становилось тепло, мы выводили годовалых ягнят и баранов на девственные луга, покрытые зеленой травой и окруженные кустарником. Они там не могли разбрестись. Я говорил им “Стойте!” и садился читать. Старец Клеопа (Илие) на пастушеском послушании Когда я читал о Святой Троице, различиях между человеком, ангелами и Богом, о свойствах Святой Троицы или когда я читал о рае или аде – догматах, о которых пишет Иоанн Дамаскин, – я забывал о еде. У нас была хибарка, в которой можно было укрыться. Кто-нибудь из скита каждый день приносил мне пищу. Возвращаясь в хибарку к вечеру, я спрашивал самого себя: ел ли я что-нибудь сегодня? За чтением день проходил как один час. Я много читал. Читал Макария Великого, Макария Александрийского, жития святых… Эти книги были в моей котомке, с которой я пришел в монастырь. Я брал книги и в библиотеках монастырей Нямц и Секу, уносил их в горы. Прочитав свое молитвенное правило, я доставал книги святых отцов и, сидя рядом с овцами, мог до вечера читать. Я как будто видел святого Антония, святых Макария Великого и Иоанна Златоуста, других; они будто говорили со мною. Я мог видеть святого Антония Великого – с большой белой бородой, окруженного сиянием, и все, что он мне говорил, запечатлевалось в моем уме, как будто кто писал пальцем по воску. Все, что я прочитал тогда, я никогда не забуду». В этом «монастыре послушания и безмолвия» отец Клеопа прочел около ста творений – книги по богословию и литургике, сочинения агиографические, труды великих отцов Церкви и, конечно, Часослов и Псалтирь. Любимейшей же книгой, безусловно, всегда было Священное Писание. Любил отец Клеопа жития святых, изречения пустынных отцов, «Лествицу» святого Иоанна Лествичника, аскетические труды преподобных Исаака и Ефрема Сиринов, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, святителя Григория Паламы и других.

http://pravoslavie.ru/41396.html

8 ноября делегация прибыла в расположенную между Каиром и Александрией Нитрийскую пустыню (Вади-ан-Натрун) — родину христианского монашества. Первой остановкой паломников в Нитрийской пустыне стал монастырь Преподобного Макария Великого — обитель, основанная в 360 году этим почитаемым во всем христианском мире святым и являющаяся местом описанных в Египетском Патерике земных подвигов и блаженной кончины одного из родоначальников иночества. Архиепископ Ионафан и члены делегации поклонились пребывающим в храмах обители честным мощам преподобного Макария и других великих подвижников, мучеников и пророков. Состоялось общение членов делегации с братией обители. 9 ноября делегация посетила монастырь Римлян (аль-Барамус), также основанный преподобным Макарием Великим. Эта обитель ведет отсчет своей истории еще с 335 года и считается первым монастырем в христианском мире. Он получил свое название в память о подвизавшихся здесь в конце IV столетия под началом преподобного Макария сыновьях римского императора Валентиниана — Максимине и Домиции. Представителей Русской Православной Церкви тепло приветствовала братия монастыря во главе с одним из его насельников, ныне несущим архиерейское послушание в Западной Европе — епископом Женевы и Северной Франции Лукой. Члены делегации поклонились мощам некогда подвизавшихся в обители святых Пафнутия Великого, Моисея Мурина, Исидора и других отцов-пустынников и месту подвигов преподобного Арсения Великого, осмотрели трапезную IV  века — одно из помещений соборного храма обители, где многие поколения первых монахов совершали агапы после воскресной Литургии, перед исшествием в пустыню для уединенных молитв. В тот же день состоялось посещение делегацией монастыря Сирийцев (ас-Суриани), основанного в конце IV столетия учениками преподобного Паисия Великого на том месте, где находилась его дальняя келия, и названного в память о пребывании здесь в течение нескольких веков монахов из Сирии. С этой древней обителью тесно связано имя преподобного Ефрема Сирина, который некогда пришел сюда для того, чтобы встретиться с преподобным Паисием Великим. На территории обители и сегодня можно увидеть плодоносящее более полутора тысяч лет дерево, выросшее из воткнутого в землю посоха святого Ефрема, — живое свидетельство встречи двух великих подвижников. Также в монастыре бережно хранится келья преподобного Паисия, в которой он совершал многодневный подвиг неусыпаемой молитвы.

http://patriarchia.ru/db/text/6077326.ht...

Тогда сказал я себе: верно, не избежать мне высоты академической ректуры». Одновременно он был определен настоятелем Киево-Братского монастыря. Интересно, что монастырь этот был основан Константинопольским патриархом Иеремией, а в свое время в нем подвизался и святитель Димитрий Ростовский . Не желавший возвышения и наград скромный Иеремия за понесенные труды еще в 1836 году был причислен к ордену святой Анны 2-й степени, а в 1840 году он был награжден орденом святого князя Димитрия 3-й степени. 8 марта 1841 года архимандрит Иеремия был утвержден, 3 апреля наречен, а 6 апреля хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии, в Великой церкви Киево-Печерской Лавры митрополитом Киевским Филаретом (Амфитеатровым) в сослужении с епископами Иннокентием (Борисовым) и Иосифом (Величковским; † 1851). Вот так не желавший возвышения архимандрит Иеремия не избежал архиерейского сана, в чем осуществилось предсказание священника Иоанна молодому студенту Иродиону. И в очередной раз ему Господь Бог показал, что на то Его воля: во сне ему явился митрополит Филарет и стал уговаривать его принять архиерейский сан, говоря: «Ну, не отказывайся, не упрямься; бумага о тебе уже пошла!.. Я приехал тебе сказать…» В ответ Иеремия заплакал, так и проснулся со слезами на глазах. И точь-в-точь так и сбылось: утром явился владыка и теми же словами стал его уговаривать 9 . Было и еще одно знаменательное событие, которое запечатлел Иеремия в своем дневнике: «8 марта 1841 года. После литургии прибыл ко мне в Братский Киевский монастырь некто из собратий с вестью, что его заутра в архимандриты посвящают. Брат сей нередко мешал делу и покою моему, по недоразумениям… Но, сорадуясь ему, я снял с себя (лучший из всех) крест и отдал ему… Оказалось, что это произошло в тот самый день, а может быть и час, как вместо архимандритского креста слово царственное утверждало мне панагию… Что воздам Господеви? Что – теперь иждив уже дни мои в суете?..» 10 В этот период служебной деятельности выпало на долю Иеремии постричь в монашество двух выдающихся студентов академии: Булгакова, будущего митрополита Московского Макария , знаменитого церковного историка, и Говорова, будущего святителя Феофана Затворника , епископа Вышинского. Позже по поводу кончины митрополита Московского Макария (Булгакова ; † 1882), находясь уже на покое, владыка Иеремия 17 июня 1882 года писал его брату: «Почивший высокопреосвященнейший брат Ваш в академическом юношестве своем постоянно был на глазах моих. По должном приготовлении он от моего недостоинства принял постриг в иночество пред Киево-Братской иконою Пресвятой Богородицы и имя Киевского митрополита священномученика Макария» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Ответ черепа Найденный в пустыне сухой череп головы человеческой сказал преп. Макарию, – чей он и сколько полезны для грешников осужденных молитвы Макария, и что во аде большая мука христианам не покаявшимся, нежели идолопоклонникам, не знавшим Иисуса Христа». Диавол пищею искушает Однажды преп. Макарий встретил диавола, идущего в некий монастырь с сосудами и пищею в оных для искушения братий; расспросив об этом диавола, препод. Макарий поспешил сам в тот монастырь и советами своими исправил брата, более прочих искушаемого, приведши его в покаяние сознанием пред ним собственных грехов. Пример высокой жизни в мipe Для научения преп. Макария смиренномудрию, Господь указал ему в мipe на двух невесток, которые, не огорчая друг друга ни словом, ни делом, явили чрез то препод. Макарию пример высокой жизни в мipe и умения владеть собою, по внушению Духа Святого. Наказание за сребролюбие Один инок в гостинице собирал в пользу свою деньги; но не покаявшись в этом грехе и после обличения, был наказан проказою. Слово благое умягчает сердце и злого, а худое и доброго ожесточает На пути встретился жрец с молодым иноком, который огорчил жреца до того, что этот избил, его до полусмерти. Затем вскоре встретил его преп. Макарий, который, смирением и ласковым обращением привел его в такое умиление, что он принял святое крещение. Жизнь, подобная Адамовой в раю Некто назвал преп. Макария совершеннейшим монахом; но преп. отвечал, что он еще не есть монах, а видел только совершенных монахов, которые, будучи совершенно наги, жили между дикими зверями, не чувствуя ни хлада, ни зноя, по примеру Адама. Причина сухости тела Преп. Макарий говорил, что постоянный страх Божий и страх от живого представления вечных мучений ада сушит тело человека. Урок истинного бесстрастия Одному иноку препод. Макарий советовал быть к мipy и его удовольствиям бесстрастным так, как бесстрастны мертвецы в могиле: поносишь ли ты их, хвалишь ли, – они того не чувствуют. Училище смирения Преп. Макарий больше любил того, кто с ним сурово обращался, нежели того, кто почтительно с ним беседовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

К Екатерине Федоровне Непряхиной Е. Ф. Непряхина, дочь важного тобольскаго чиновника (по одному известию, инспектора врачебной управы, a no другому – вице-губернатора), умершего в 1829 г. в Петербурге, пользовалась более пятнадцати лет расположением архим. Макария и его духовными наставлениями. О своем знакомстве с ним, и характере своих отношений к нему, Непряхина рассказала сама в письме к Болховскому иеромонаху Артемию Орлову, б. келейнику архим. Макария, напечатанном под названием «Записки» в Сборнике исторических материалов о жизни и деятельности архимандрита Макария Глухарева (Орел, 1897 г.). Возвращаясь из Петербурга после смерти отца, Непряхина, по давно данному обету, тайно постриглась в Москве в монахини, на 28–29 г. жизни. В Тобольске она жила в кругу семьи своей, в заботах о матери-старухе и больной сестре, и из-за них не только не решалась идти в монастырь, но и выдать кому-либо тайну пострижения. Тем не менее, данные ею иноческие обеты и благочестивая настроенность, заставляли ее искать особы, опытами которой она могла бы пользовать свои мысли и желания, открывать свою совесть, и духовными советами пользоваться на будущее время. Как раз скоро после ее возвращения в Тобольск, туда приехал архим. Макарий, привезший ей книги от В. М. Нарышкиной, и письмо, рекомендовавшее ей этого святого мужа, и советовавшее ей познакомиться с ним для душевной своей пользы. С первых же дней знакомства своего с архим. Макарием, Е. Ф. подпала под его нравственное влияние, которое поддерживалось почти ежедневными свиданиями и беседами, и довольно частой перепиской. С Алтая Макарий звал Непряхину к себе на служение новокрещеным женщинам и детям, и она собиралась было к нему, но ее удержали нездоровье и семейные отношения. При всем том, Непряхина, как свидетельствует сам Макарий (стр. 100), была одной из усерднейших сотрудниц миссии Алтайской, служа ей как личными денежными пожертвованиями, так и сбором жертв. Немало помогла она делу миссии писанием иконописных изображений для новокрещеных.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

До нашего времени сохранилось несколько исторических документов, в которых упоминается Макариева пустынь. В XVII веке она принадлежала Павло-Обнорскому Троицкому монастырю (на территории современного Грязовецкого района Вологодской области). В описи Павло-Обнорского монастыря 1683 года говорится: " До Павлова ж монастыря пустыня Макариева в Костромском уезде, в Шачебольском стану, на реке на Письме, а в Пустыне церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом преподобного Павла Обнорского Чудотворца, верхи шатровые... Да в том же приделе гробница преподобного Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в середине висит крест… Да у гробницы решетка железная " . История Макариевой пустыни связана с предками известного русского писателя А.Ф. Писемского. Хотя сам писатель и родился в селе Раменье Чухломского уезда, но его отец и дед являлись уроженцами бывшего Буйского уезда. В своей автобиографии А.Ф.Писемский ссылается на двух " знаменитых " предков. Один из них - думный дворянин, дипломат при дворе царя Ивана Грозного Федор Андреевич Писемский. Другой предок Писемского, о котором сообщает писатель в своей автобиографии, был монах, живший в XV веке, причисленный Церковью к лику святых под именем преподобного Макария Писемского. Он, как отмечал писатель, и основал Макариеву пустынь. Макариева пустынь была небогатым монастырем, не имела в своей собственности ни крестьян, ни земли. До каких пор пустынь оставалась монастырем - точных сведений не сохранилось. В документах в 1703 году упоминается игумен-строитель Макариевой пустыни Тимофей; очевидно, в то время пустынь считалась еще монастырем. В петровские времена малобратственные монастыри были упразднены, в том числе и Макариева обитель: в 1721 году пустынь упоминается уже как приходская церковь с одним монахом. В середине 80-х годов XVIII века деревянный Спасо-Преображенский храм, в подклете которого покоились под спудом святые мощи преподобного Макария, сгорел: при этом очевидцами на месте погребения святого наблюдалось чудо - над могилой старца " не только не заметили горящего дерева и углей, но даже и пепла. Напротив, все это место, как заметили многие, было покрыто необыкновенной росой " . В 1786 году над святыми мощами взамен сгоревшей церкви построили новый деревянный храм с престолами в честь Преображения Господня и во имя преподобного Павла Обнорского и святых Космы и Дамиана.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Десять лет игумен Митрофан был настоятелем этого монастыря. С самого начала он особенно заботился о церковном благолепии: приобрел для обители драгоценно украшенное, большого формата Евангелие; построил новый просторный храм во имя нерукотворного образа Всемилостивого Спаса. В 1675 году Святейший Патриарх Иоаким, лично знавший игумена Митрофана как «мужа благоговейного и благодетельного», назначил его игуменом Макарьевского Желтоводского монастыря, тогда великого и знаменитого. Святитель Митрофан с особенной любовью заботился об устроении этой обители, глубоко уважая ее основателя – преподобного Макария. В нем будущий святитель видел образец истинного подвижника и любовь к нему засвидетельствовал тем, что перед смертью , принимая схиму, пожелал быть названным в честь этого подвижника Макарием. Внутреннее благоустройство обители и внешнее ее благолепие были постоянными заботами игумена Митрофана. Он построил здесь новую каменную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы; украсил соборный Троицкий храм и храм прп. Макария иконами Спасителя, прп. Макария, св. Иоанна Предтечи, Успения Пресвятой Богородицы и Сошествия Святого Духа. Патриарх Иоаким с любовью следил за деятельностью игумена Митрофана, видя в нем ревностного подвижника, попечительного настоятеля, опытного наставника, достигшего мудрости усердным чтением полезных книг. Он поручил его надзору соседние обители и храмы для устроения в них благочестивого иноческого жития и для поддержания церковного благочиния и порядка. По поручению Патриарха игумен Митрофан нередко посещал соседние обители и храмы Божии, особенно в пределах Галича. Он наставлял монашествующих и побуждал их к добродетельной жизни, водворял в обителях тишину, миром прекращая их судебные тяжбы с соседями за монастырские вотчины. Макарьевский монастырь тогда был в особенном благоволении царского дома. Царь Федор Алексеевич любил посещать эту обитель и виделся с игуменом Митрофаном, который, безусловно, глубоко почитал и уважал своего Государя. Глава 2. Учреждение епархии в Воронеже для противодействия расколу

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

С 11 июня 2009 года настоятельницей монастыря является игумения Варвара (Иванова), при которой было закончено восстановление Южного корпуса, окончен ремонт Северного келейного корпуса, отремонтирована трапезная, Покровский храм, Алексеевский храм, посажены сад и виноградник, организованы ткацкая, швейная и вышивальная мастерские. В настоящее время в обители 14 насельниц. Одна из древнейших святынь монастыря — копия уникальной резной иконы Богоматери «Клобуковская Одигитрия», которая находится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве. Этот редкий памятник тверской пластики и живописи, датируемый концом XV — началом XVI веков, выполнен в технике полихромной резьбы с позолотой. Особо почитается в обители рака, в которую были положены мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской во время ее второго прославления в 1909 году. Главная святыня обители — воссозданная келья преподобного Макария Калязинского, собственноручно построенная преподобным около 1425 года. В ней находится деревянный крест, и старинные деревянные аналой и подсвечник. В 1903 году над этой кельей была воздвигнута кирпичная Макарьевская часовня, примыкающая к Алексиевской церкви. В годы советской власти келью уничтожили. В 2009 году келью преподобного Макария воссоздали на прежнем месте, восстановив ее по житию святого и по последнему описанию монастыря, составленному в 1903 году. 6 июня с.г. в Алексеевском храме Николаевского Клобукова монастыря митрополит Амвросий совершил Божественную литургию в сослужении духовенства Тверской епархии.  Здесь начались главные торжества по случаю 500 -летия обретения мощей преподобного Макария Калязинского. В монастыре располагается женская паломническая гостиница, в которой единовременно можно разместить 15 женщин. Монастырь организует для паломников трапезы. В обители организован пункт приема от прихожан и выдачи нуждающимся и малоимущим прихожанам и гражданам одежды, обуви и предметов первой необходимости, а также лекарств.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010