Не удалось извлечь искомое из базы (((

Шло время. В связи с ухудшающимся здоровьем архимандрит Макарий вынужден был покинуть Алтай. Он простился с сотрудниками и новокрещеными алтайцами в начале июля 1844 года, оставив преемника в лице протоиерея Стефана Ландышева. Последние годы своей земной жизни преподобный Макарий провел в Болховском Троицком Оптином монастыре Орловской епархии , где был назначен настоятелем. И здесь — казалось бы, в среде русских крещеных людей — он продолжал просветительскую работу, устроил катехизические курсы, учил основам веры и молитве. В начале 1847 года архимандрит Макарий получает разрешение на паломничество в Святую Землю. Но вместо земного Иерусалима его святая душа переселилась в Иерусалим Горний. Это произошло 18 мая 1847 года. Перед тем как отойти ко Господу, он сказал свои последние слова: «Свет Христов просвещает всех». В 1983 году архимандрит Макарий (Глухарев) был включен в Собор Сибирских местночтимых святых, а Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года за беспримерные миссионерские труды причислил архимандрита Макария к лику преподобных для общецерковного почитания. Современное почитание Почитание преподобного Макария началось еще в XIX веке, после его кончины. Воспитанники архимандрита Макария на многие годы сохранили память о своем первом духовном наставнике — «незабвенном», как они его называли. Об этом ярко свидетельствует тот факт, что в год пятидесятилетнего юбилея Миссии (1880) в Макариевском миссионерском стане на названном в честь преподобного, инородец Софроний Чендеков, когда-то крещенный самим основателем Миссии, построил за свой счет новый храм. Ученики святого в день его именин (1 февраля н. ст.) всегда собирались в Улале на совместное богослужение. Кто-то даже ездил на его могилу в Троицкий Оптин монастырь в г. Болхов Орловской епархии. В 1912 году в Улалинском миссионерском стане построили Владимирский храм-часовню в память об основателе Алтайской миссии и его последователях. Даже в безбожные годы советской власти не удалось вытравить из народной памяти имя преподобного. Люди массово приезжали на его могилу в Болхов. В конце концов властям пришлось вскрыть ее и извлечь оттуда честные мощи. По информации журнала «Безбожник», это произошло в 1929 году. Где они находятся сейчас, неизвестно.

http://patriarchia.ru/db/text/5951231.ht...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

К 1908 г. в М. Ж. м. проживали настоятель иером. Сила (Карнеев) и 33 насельника. В 1909 г. иером. Кирилл (Павлов; с 1914 игумен) инициировал ремонтные работы во Введенском и в домовом храмах. С 1904 г. насельником и пострижеником обители был К. И. Шарапов, буд. Алма-Атинский еп. Тихон. Опубликованы неск. писем Шарапова оптинскому старцу прп. Иосифу (Литовкину) (см.: Рус. инок. 1910. Вып. 1. С. 15; Вып. 3. С. 11-12; Вып. 4. С. 16-17; Вып. 8. С. 18; Вып. 11. С. 26). Святыни, реликвии, погребения В 1879 г., при игум. Ионе, в Никольском храме была установлена деревянная рака с иконой прп. Макария. К 1907 г. в Макариевском храме между правым клиросом и правым столбом на возвышении стояла металлическая посеребренная рака под деревянным резным золоченым балдахином. В обители почиталась икона прп. Макария, написанная в 1886 г. на народные средства в связи с возобновлением в 1886-1888 гг. празднования памяти святого. В монастырской вкладной книге упоминается, что в 1708 г. окольничий Н. И. Акинфиев (Акинфов) пожертвовал М. Ж. м. образ прп. Макария в серебряном окладе, «в киоте, писанном красками, на створках образа архангелов Михаила и Гавриила» ( Леонид (Кавелин). 1865. С. 17). Впосл. эта икона, вероятно, была утрачена (похищена?); в сохранившийся киот после его обновления вставили икону преподобных Сергия Радонежского, Тихона Калужского и Макария Жабынского (1895), к-рая висела в братской трапезной над входом, ведущим в Трехсвятительский придел Знаменской ц. В Знаменском храме напротив левого клироса находилась почитаемая Владимирская икона Божией Матери (сер. XVII в.?), принесенная в 1776 г. из Шаровкиной Успенской обители и украшенная сребропозлащенными окладом и венцом, «убрус низан мелким жемчугом». Во Введенском соборе находился литой медный образ Божией Матери «Знамение» из с. Озёрского. К 1800 г. эта икона была вложена в створчатый серебряный позолоченный киот с выгравированными изображениями Господа Саваофа, арх. Михаила и прп. Сергия Радонежского, а в 1910 г., к 200-летию пребывания в М. Ж. м., украшена серебряной коронованной рамкой, «осыпанной камнями»; к иконе с обратной стороны прикреплена посеребренная медная доска с текстом благословенной грамоты 1711 г. Сарского еп. Феодосия.

http://pravenc.ru/text/2561260.html

Он явил высокие добродетели и впоследствии по воле настоятеля основал с помощью местного князя Желтоводский монастырь. Неподалеку от обители было озеро, в котором святой крестил местные финно-угорские племена, наставленные им на путь веры. В 1439 году эти земли захватили татары. Они сожгли монастырь и угнали в плен многих местных жителей, в том числе и святого Макария. Когда его представили Казанскому хану, тот был столь восхищен мудростью и благочестием инока, что оказал ему знаки особого почтения и освободил вместе с другими пленниками, посоветовав им укрыться в дремучих костромских лесах. Устав и изголодавшись в дороге, спутники святого увидели лося и захотели его убить. Но святой Макарий не дал им благословения, поскольку шел Петров пост. И все они, даже малые дети, предпочли бы умереть, нежели нарушить установленные Церковью правила, и ничего не ели до самого праздника святых апостолов. 29 июня, когда завершился пост, лось появился снова — тогда братия подстрелили его и с радостью вкусили пищу. Добравшись до слияния рек Унжи и Волги, они основали новый монастырь. В этой обители святой Макарий пять лет жил, подобно ангелу, в посте и непрестанной молитве. Он обрел блаженную кончину в возрасте 95 лет 25 июля 1444 года. И после смерти святой Макарий не оставлял своим заступничеством христиан тех краев, охраняя их от набегов татар. В 1522 году они три дня и три ночи осаждали город Солигалич в Костромской земле, но все попытки штурма были отбиты явлением грозящего неприятелю монаха. На четвертый день татары подожгли город. Тогда народ горячо взмолился святому Макарию о помощи — тотчас же пошел ливень и погасил пламя. Татары в ужасе обратились в бегство. 300 из них совершили набег на его монастырь и попытались захватить серебряную раку с мощами, но были поражены слепотой. В благодарность за чудесное вмешательство святого ему посвятили часовню при городском соборе. В 1619 году Патриарх Филарет официально прославил преподобного и внес день его памяти в богослужебные книги. Около 1670 года тело святого Макария было обретено нетленным в полностью сохранившемся монашеском облачении .

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Обратившись к собравшимся со святительским словом, управляющий Нижегородской епархией поздравил всех с днем памяти преподобного Макария Желтоводского и поблагодарил владыку Силуана и игумению Нину за труды по благоукрашению древней обители. Для нижегородцев, желающих посетить Макарьевские торжества, при содействии правительства Нижегородской области были выделены автобусы. Билеты на них распространялись на приходах Нижнего Новгорода. Число участников Божественной литургии в день памяти преподобного Макария Желтоводского на территории Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря, по данным ГУ МВД по Нижегородской области, составило 2500 человек. Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь был основан в 1435 году иноком нижегородского Вознесенского Печерского монастыря преподобным Макарием Желтоводским и Унженским, чудотворцем (1349-1444). Место для новой обители было выбрано на левом волжском берегу, в пойменных лугах у Желтого (Святого) озера, в устье реки Керженец, в 90 километрах от Нижнего Новгорода. Святой Макарий, родившийся в Нижнем Новгороде, подростком пришел в Печерский монастырь для монашеского делания. По прошествии времени он удалился из монастыря и много странствовал в поисках места для новой обители. Так на берегу Желтого озера возникло монашеское поселение. Но вскоре монастырь был разорен, иноки убиты, а сам Макарий взят в плен отрядом казанского хана. Отпущенный на свободу, святой основал новую обитель на реке Унже, где и скончался. Монастырь на берегу Желтого озера был возобновлен стараниями инока Тетюшского Казанского монастыря Авраамия, которому было чудесное явление преподобного Макария. В 1624 году в возрожденном монастыре была построена первая деревянная церковь. В 1641 году у стен обители начала действовать знаменитая Макарьевская ярмарка, и с этого времени монастырь стал строиться и благоукрашаться благодаря пошлинным доходам и добровольным вкладам. С 1651 по 1667 годы были возведены в камне все монастырские строения, дошедшие до наших дней. По мнению исследователей, зодчим монастырского ансамбля, возможно, был каменных дел подмастерье Максим Апсин. В 1677 году было завершено строительство мощной монастырской крепости, поставленной для защиты монастыря и ярмарки.

http://patriarchia.ru/db/text/5949381.ht...

Монастырь на Страчевой Горице, или Горица Старца Макария, как бывший метох монастыря Хиландар, был построен в семидесятых годах XIV века. Наиболее вероятно, что он был построен между 1376 и 1378 годами во время правления Дураджа I Балшича. Основателем монастыря был старец Макарий, исихаст и известный духовник того времени, поэтому монастырь и был сразу назван «Горица Святого старца Макария», а позднее — Старчево или Старчева Горица. Адрес: 81305 Вирпазар, Черногория Проезд: до острова Старчево, вблизи южного берега Скадарского озера, в 12 км от черногорского города Вирпазар Телефон: +382 69 025 984 Электронная почта: grigoriije.starcevo@gmail.com Подробнее... Монастырь Топхана [ править править код ] Монастырь Топхана старейший монастырь на Скадарском озере, посвященный св. вмч. Димитрию Солунскому, расположен на юго-западном берегу Скадарского озера. По мнению археологов происхождение монастыря датируется периодом IX-XII вв. Скорее всего, монастырь сильно пострадал во времена Великого переселения сербов в 1690 году, когда были разрушены и другие монастыри на Скадарском озере. Рядом с монастырской церковью находился монастырский пирг башня, которая сначала служила колокольней, а во времена турецкого владычества здесь находился артиллерийский пост с пушечным складом, защищавший монастырь и вход в Скадарское озеро. Отсюда происходит и топоним «Топхана» (топхана хранилище; место, где находились пушки). Башни на Топхане, Пречистой Краинской и Морачнике были основой защиты Зеты от нападений венецианцев, которые происходили очень часто. Адрес: 81305 Вирпазар, Топхана, Черногория Телефон: +382 67 429 509 Подробнее... Монастырь Чириловац [ править править код ] В 1995 году митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович)] благословил о. Иоиля (Булатовича), известного бесчисленному количеству паломников в Острог хранителя кивота святого Василия Острожского, построить монастырь на месте имения своих родителей, которое он передал Церкви. Так, с помощью своего брата Янко и боголюбивых людей на месте, где, согласно преданию, проходил святой Кирилл со своими учениками в середине IX века, распространяя и насаждая Слово Божие среди славянских народов, был основан монастырь Чириловац.

http://azbyka.ru/palomnik/Черногория_(мо...

   Не зная, что ответить на такой поступок Святого Макария и охваченная стыдом, монахиня молча ушла в свой монастырь. Оставшись наедине в своей келии, монахиня начала раздумывать не только о поступке Святого Макария, но и о всей своей жизни. Вспоминая свою жизнь, она начала сокрушаться о том, что не смогла найти ни одного доброго дела, которое бы она совершила. Эти переживания привели Мононию к тяжелой болезни, во время которой её стали посещать странные видения. То она видела кромешную тьму, то огонь неугасаемый. То её воображению предстал муж в сияющих одеждах, который, указав на муки ада, сказал, что от этих ужасов её могут избавить драгоценные яхонт и изумруд, купленные для неё Святым Макарием. Устрашенная этими видениями и раскаявшаяся в грехе сребролюбия, Монония постепенно начала выздоравливать душей и телом. Окончательно выздоровев от своей болезни, Монония с того времени стала ещё больше уважать Святого Макария и почитать его своим наставником. И изменив свой образ жизни, стала не копить богатства, а использовать их для помощи нищим и убогим, потому что поняла истину, что богатства даются Богом человеку не для накопления, а для совершения добрых дел. Высказывания отцов церкви о богатстве    “Золото – идол, в капище которого топилась и топится наибольшая часть рода человеческого. Мы искуплены Христом, а служим золоту. Проповедуем владычество Одного, а покоряемся другому” (Святой Иоанн Златоуст).     “Золото – такая же ловушка для людей, как сеть для птиц” (Святой Григорий Богослов).    “Как Иуда продал Христа за тридцать серебренников, так многие благодать Христову продают за богатства тленные” (Святой Иоанн Златоуст).    “Даже в малом лике избранных учеников Иисуса Христа и то обрелась личность, решившая за горсть и не золотых даже, а серебряных монет изменить своему Божественному Учителю и предать Его в руки врагов” (Святой Григорий Богослов).    “Нельзя совместить служение Христу со служением маммоне или богатству” (Святой Иоанн Златоуст).    “Все спрашивают, богат ли такой-то? А никто почти не спрашивает умный или добрый человек?” (Святой Григорий Богослов).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Эта запись относится к эпохе самого начала издательского дела Скита, и, прочтя ее, понимаешь, что вот и эта сторона скитской жизни была необходима для успеха предпринятого начинания. О сестре Ивана Васильевича Марии Васильевне Киреевской (f 1859) нет прямых указаний относительно участия в издательстве. Но она лично знала и очень высоко ставила отца Макария, а в описании некоторых комплектов рукописей елагинского архива (Рукописный отдел Ленинской библиотеки) сказано, что в них имеется громадное количество записей и выписок из святоотеческой литературы, произведенных рукою или Марии Васильевны Киреевской, или Авдотьи Петровны Елагиной, а также отдельных святоотеческих книг, переписанных ими же ( Максим Исповедник , Иоанн Лествичник , авва Фалассий ) 326 . Очень возможно, что эти выписки и эта переписка книг были использованы через Ивана Васильевича в издательстве. Мария Васильевна была необыкновенным человеком, как и ее братья. Недаром Герцен в ноябре 1842 года писал в своем дневнике: «Был на днях у Елагиной, матери если не Гракхов, то Киреевских» 327 . Мария Васильевна оставалась девушкой всю свою недолгую жизнь, не уходя в монастырь, хотя всю жизнь стремилась к нему. В «Дневнике» 40-х годов Поповой есть такая запись: «Боюсь, не думает ли Марья Васильевна в нынешнем году идти в монастырь. Давно она уже стремится туда» 328 . В воспоминаниях Марии Васильевны Елагиной (дочери В.А. Елагина – брата М.В. Киреевской по матери) о ней говорится, что она была очень богомольная, кроткая, похожая на княжну Марью в «Войне и мире». Бартенев о ней пишет, что она была отлично образованная, окончившая чистую жизнь в трудах и духовных подвигах. «Она собственноручно, – добавляет он, – переписала два раза весь перевод Библии , сделанный с еврейского алтайским миссионером (а позднее архимандритом Волховского монастыря) Макарием (Глухаревым), – перевод, ныне напечатанный, но в то время запрещенный цензурой» 329 . Архимандрит Макарий переводил не только Библию . В одном письме 1850 года старец Макарий Оптинский пишет: «Книгу святого Иоанна Лествичника мы теперь пересматриваем, перевод отца Макария (бывш[его] архимандр[ита] Болхов[ского]) с Паисиевым, дошли до половины 26 степени (ступени. – С. Ф.)… Мы теперь держимся как можно ближе старца Паисия» 330 . Переписчица Библии в переводе болховского Макария, наверное, переписывала и его перевод Лествичника и других Отцов, что способствовало работе оптинского издательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

Испуганная, она вскрикнула: – Нет, нет никаких болезней. Я грешная. Сейчас же приду. В монастыре есть две небольшие церкви: преподобного Антония Великого и святого апостола Луки, где часто служили в те годы. С тех пор Макария никогда не пропускала службы. Она чаще других приходила в церковь , несмотря на больную ногу. Я ее спросил: – Если очень устал, что лучше – келейное правило или служба в церкви? – Хорошо бы совершить и то и другое, брат мой. Это необходимо для нашего духовного развития. Для нас, загруженных ответственными послушаниями и не имеющих времени для чтения, служба – очень важное занятие. Мы без богослужения – как если бы взялись читать, не зная алфавита. Без службы как поймем значение праздников? Лишить службы монаха – всё равно, что выколоть человеку глаза и сказать: иди. В 1969 году в монастырь пришли и другие сестры, кухонное рабство стало не таким тяжким. Как-то вечером в июле мы со старцем сидели в тени башни. Вот и Макария приковыляла. – Геронда, если благословите, хотела бы пойти в монастырь апостола Иоанна Богослова, о котором много слышала. – Сестра, с какого года ты на Патмосе? – Должно быть, в 44-м пришла. – И не поинтересовалась пойти поклониться Богослову и преподобному Христодулу? Это, сестра, считается нечувствием. – Геронда, я на кухне от темна до темна, где у меня свободное время для паломничества? – Ну, хотя бы в Пещере Апокалипсиса ты была? – Нет, геронда. Сестра Макария была затворницей не в пещере или в подвешенной бочке, как нам повествует «История боголюбцев» Феодорита, но в маленькой, тесной монастырской кухне. Ее подвигом было стояние, терпение и постоянная забота, чтобы угодить гостям, сестрам и больным. «Тяжела участь повара, – говорит монах Феоктист из Дохиара. – Труд повара исчезает, его никто не видит. Уже на следующий день не остается и следов от его ночных трудов. Еда становится отходами, которые выбрасывают, частенько вместе с самим поваром, в отхожее место». Я не устану вспоминать ее помощь больным и как она старалась приготовить всё вкусно. Она и сама была больна и очень хорошо понимала, что значит быть на диете.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010