1) рождение прп. Макария, 2) прп. Макарий отдаёт свою ризу нищему, а у него берёт себе рубище и поступает в монастырь на Волге реке, 3) отец преподобного ищет св. Макария и находит его в монастыре, где и увидал только одну его руку, 4) прп. Макарий отходит к Жёлтому озеру и созидает церковь , где собирает братию и печёт сам хлеб, 5) нападение на братию варваров, кои обитель его разорили и братию убили, а самого же преподобного повели к воеводе варварскому, 6) воевода же отпустил его невредимого, а он, возвратившись в обитель сожжённую, похоронил убиенную братию, 7) братия дорогой, ища уединения, увидала лося и хотела его убить, но преподобный не допустил до сего, так как был Петров пост, но велел отрезать ухо лося и сказал, что он придёт сам, 8) после праздника лось пришёл к ним сам, и был без уха, 9) прп. Макарий поставил святой крест на Унже реке, 10) преставление прп. Макария на Унже реке, 11) граждане с грустью провожают тело его 15 вёрст, умершего 95 лет от роду, пробыв в иночестве 80 лет. В самой же средине иконы изображён преподобный Макарий, молящийся в храме о людях. Икона сия подлинная и считается чудотворной, на ней никакой надписи нет» 324 . Современное местонахождение иконы неизвестно, но сохранились другие каргопольские иконы с изображением святого Макария второй половины XVIII–XIX в., которые «видимо, повторяют тот самый образ святого, который хранился в Макариевской Хергозерской пустыни» 325 . В самом начале «Сказания» повествуется о создании Хергозерского монастыря. Два монаха, неизвестно откуда пришедшие, Сергий и Логгин, договариваются поселиться вместе на Хергозере. Сергий принёс с собой икону Макария Желтоводского, Логгин – икону «Тихона чудотворца». Позднее к ним присоединился мирянин Стефан. Каждому из троих по очереди являются в видениях некие святые старцы, повелевающие построить на Хергозере церковь во имя Макария Желтоводского и собрать иноков. Старец Сергий отправляется в Великий Новгород и получает у митрополита Аффония (1635−1648) благословенную грамоту на строительство церкви, и антиминс на её освящение. Вскоре после этого, «начаша в тое Херъгозерскую пустыню братия собиратися, и мнишеская селитва водворяющися».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Источники:  " Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности " , И.Завьялов, Санкт-Петербург, 1909 г. Летопись города Кашина " ,  kashin.fo.ru " Внутри монастыря, с южной стороны, между тёплой церковью и братским корпусом, с 1425 года существует ветхая деревянная келья преп. Макария, игум. Калязинского, чудотворца, в которой он положил начало иноческих своих подвигов; над этой кельей устроен деревянный шатёр; крыша покрыта листовым железом и окрашена медянкою. Длина кельи преподобного Макария, с углами, снаружи 3 арш. 18 вершков (около 2,93 м), ширина 3 аршина 3 вершка (2,27 м), а вышина от земли до крыши 2 арш. 2 вершка (1,51 м); внутри же длина 3 арш. 9 вершк (2,53 м), ширина 3 арш. (2,13 м). Пол в ней и крыша снаружи ветхи, потолка нет; окно только одно волоковое, в 5 верш. (22 см), на правой стороне при входе в келью. В ней находится деревянный крест, аналой и подсвечник старинные, деревянные " , - так описывает о. Серафим Архангелов келью прп. Макария Калязинского, хранившуюся в Николаевском Клобукове монастыре. Собственноручно построенная преподобным около 1425 года, она почиталась как святыня, поражая богомольцев своей скромностью, даже убожеством. В 1903 году над этой кельей в качестве футляра поднялась кирпичная Макарьевская часовня, примыкающая к Алексеевской церкви. В годы советской власти келью уничтожили. В 2009 году келью преподобного Макария воссоздали на исконном месте в первозданном виде, восстановленном по житию святого и по последнему описанию монастыря, составленному в 1903 году. Нынешняя келья лишена деревянного саркофага, в которой некогда была заключена. Размером она крайне невелика - спать, по всей видимости, в ней получалось только сидя. Топилась келья, скорее всего, по-чёрному, о чём свидетельствует небольшое оконце. Для воссоздания кельи преподобного Макария использовались брёвна от старых разобранных домов, не менее чем вековой давности каждое. В восстановленной Макарьевской часовне сейчас находятся иконы, принесённые в обитель кашинцами и жителями окрестных сёл и деревень в 1990-е годы, когда стало возможным возрождение Николаевского Клобукова монастыря. Многие из них были найдены старостой Петропавловской церкви города Кашина (подворье Клобукова монастыря) Анатолием Снегирёвым. Особенность большинства " домашних " икон - объёмные деревянные золочёные киоты, выполненные в местной технике тиволинской резьбы. Её отличительная черта - обрамляющий икону резной орнамент в виде спелых виноградных гроздьев и витой лозы. Фигурка голубя - также традиционный для Кашина элемент декора в киоте. Многие киоты украшены кружевными рушниками с вышивкой - обычное дело для традиционного крестьянского дома. В левом углу часовни пребывает икона Воскресения Христова, подаренная монастырю потомками кашинского купеческого рода Ждановых.

http://sobory.ru/article/?object=07727

Родился будущий первоиерарх Русской Церкви в 1482 году в Москве 565 , и при святом Крещении получил имя в честь архистратига небесных сил Михаила 566 . В конце XV века он поступил в основанный преподобным Пафнутием (†1477; пам. 1 мая) Боровский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы 567 , где ранее подвизался преподобный Иосиф Волоцкий (†1515; пам. 9 сент.). Последние исследования позволили установить важную особенность взаимоотношений Митрополита Макария и преподобного Иосифа Волоцкого , носивших родственный характер 568 . Юный Михаил последовал примеру преподобного Иосифа, принявшего в сей обители монашеское звание; связующим звеном при этом явился, очевидно, архимандрит Кассиан, также записанный в роде Святителя. Вероятно, он был настоятелем Пафнутиево-Боровского монастыря, когда в нем подвизался будущий глава Русской Церкви. Тогда именно архимандрит Кассиан мог совершить пострижение послушника Михаила в монахи, назвав его Макарием в честь египетского подвижника – преподобного Макария Великого (†390; пам. 19 янв.). Этим можно объяснить особое внимание к старцу Кассиану со стороны святителя Макария, дававшего ему позднее иконы. Когда архимандрит Кассиан был уже на покое в Иосифо-Волоколамском монастыре, он мог порекомендовать пафнутьевского инока тогдашнему настоятелю обители (1515–1522), будущему Митрополиту Даниилу (1522–1539; †1547), а тот вскоре после своей интронизации возвел монаха Макария в настоятели Можайского Лужецкого монастыря. Боровский период – наиболее продолжительный в жизни Митрополита Макария: с конца XV века и до 1523 года. Современникам несомненно было известно о его трудах и подвигах в стенах этой обители. Один опальный писал позднее об архиепископе Макарии следующее: «Много лет пребывая во уставе преподобного Пафнутия, в нем же много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив» 569 . Можно с уверенностью сказать, что именно здесь произошло формирование личности Митрополита Макария, в последующее время с успехом потрудившегося на благо святого Православия во главе всей Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Местом уединения прп. Макария Римлянина было лесистое возвышение среди болот. Здесь он и почил о Господе 15 августа 1550 года – так указывает составительница жития прп. Макария монахиня Таисия. Святой старец был погребен братией в Успенской церкви. Основанная им Пустынь пережила несколько периодов расцвета и упадка. В 1894 году на месте Макарьевской Пустыни был основан Воскресенский практически-миссионерский мужской монастырь, который стал местом массового паломничества народа Божия, хранившего живую веру в небесное заступничество прп. Макария Римлянина. Паломники собирались к святому чудотворцу несколько раз в году и по молитвам к нему получали от Господа просимое. Очень многих исцелил Господь и водой из колодца, который вырыл прп. Макарий Римлянин собственноручно на островке своего спасительного подвига. Безбожное лихолетье опалило монастырь в 1932 году, когда обитель была закрыта. И хотя лишь в 90-е годы ХХ века на месте Макариевской Пустыни среди груды кирпича был установлен поклонный крест, – традиция паломничества к святому месту возродилась очень быстро. Первопроходцами стали несколько лет назад настоятель церкви Святых апостолов Петра и Павла г. Любани отец Евгений Бабинцев, прихожане любанского храма и церкви Казанской иконы Божией Матери города Тосно. Небесным ответом оживления памяти о святом отшельнике древних времен было недавнее обретение иконы преподобного Макария в одном из обычных тосненских семейств. Фотография этого образа сейчас имеется у многих прихожан г. Тосно. Перед нами поясное изображение прп. Макария Римлянина в одежде схимника. Левая рука молитвенно воздета на уровне сердца, в правой руке – свиток, на котором полустертые буквы слагают надпись, обычно сопутствующую иконописному образу святого: «Братие, всяко писание богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, ко наказанию еже вправе». Икона была расколота на две части: писанная, скорее всего, в начале ХХ века, она не представляла собой для владельцев-атеистов материальной ценности, а потому ею не дорожили. К счастью, при расколе лик Макария Римлянина не был обезображен, трещина задела только власы святого. Сейчас икона хранится в доме у верующих прихожан Тосненского храма.

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

Так на Руси появилась типологически новая «Книга новых чудотворцев». Это было своего рода дополнением к имевшимся уже тогда Макарьевским Великим Четьим-Минеям. В книгу вошли службы, жития и похвальные слова российским чудотворцам. Соборы 1547, 1549 гг. вызвали большой подъем в русском обществе. По благословению митрополита пишутся жития русским святым или создаются их новые доработанные редакции. «В 20-летнее правление митрополита Макария было написано житий святых почти на одну треть больше, чем во все предшествующее время от нашествия монголов, а если считать новые редакции прежних житий, то почти в два раза больше». Увеличивается насельничество в монастырях, особенно в тех, в которых почивали останки новопрославленных святых. Основываются новые обители. Так, по благословению свт. Макария была основана обитель прп. Адрианом Пошехонским, которого митрополит сам рукоположил и дал грамоту на возведение церкви во имя Успения Божией Матери. Современником святителя Макария был и другой святой — Василий Блаженный († 1552; память 2/15 августа), который неоднократно молился на службах митрополита Макария. Позднее святитель сам лично отпевал и погребал блаженного. «Преосвященный Макарий митрополит со всеосвященным собором, псалмы и песни надгробные певше над мощами святого, погребоша его честно». Другого святого, своего современника, преподобного Макария Римлянина Новгородского (XVI–XVII; память 19 января/1 февраля) святитель Макарий поставляет настоятелем основанного им монастыря. Особо следует остановиться на взаимоотношениях великого русского подвижника XVI века преподобного Александра Свирского († 1535; память 30 августа/12 сентября) и святителя Макария. Преподобный Александр подвизался в пределах Новгородской епархии и был знаком святителю Макарию еще по новгородскому архипастырству. Святитель чтил преподобного за его труды и подвиги, которые Сам Господь почтил Тройческим снисхождением — посещением. Перед кончиной преподобный Александр поручил святителю Макарию свою братию и монастырь, испрося для святителя от Бога прощение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Родился будущий первоиерарх Русской Церкви в 1482 году в Москве 3 , и при святом Крещении получил имя в честь архистратига небесных сил Михаила 4 . В конце XV века он поступил в основанный преподобным Пафнутием (†1477; пам. 1 мая) Боровский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы 5 , где ранее подвизался преподобный Иосиф Волоцкий (†1515; пам. 9 сент.). Последние исследования позволили установить важную особенность взаимоотношений Митрополита Макария и преподобного Иосифа Волоцкого , носивших родственный характер 6 . Юный Михаил последовал примеру преподобного Иосифа, принявшего в сей обители монашеское звание; связующим звеном при этом явился, очевидно, архимандрит Кассиан, также записанный в роде Святителя. Вероятно, он был настоятелем Пафнутиево-Боровского монастыря, когда в нем подвизался будущий глава Русской Церкви. Тогда именно архимандрит Кассиан мог совершить пострижение послушника Михаила в монахи, назвав его Макарием в честь египетского подвижника – пре­подобного Макария Великого (†390; пам. 19 янв.). Этим можно объяснить особое внимание к старцу Кассиану со стороны святителя Макария, дававшего ему позднее иконы. Когда ар­хи­мандрит Кассиан был уже на покое в Иосифо-Во­ло­ко­лам­ском монастыре, он мог порекомендовать пафнутьев­ского инока тогдашнему настоятелю обители (1515–1522), будущему Митрополиту Даниилу (1522–1539; †1547), а тот вскоре после своей интронизации возвел монаха Макария в настоятели Можайского Лужецкого монастыря. Боровский период – наиболее продолжительный в жизни Митрополита Макария: с конца XV века и до 1523 года. Современникам, несомненно, было известно о его трудах и подвигах в стенах этой обители. Один опальный писал позднее об архиепископе Макарии следующее: “Много лет пребывая во уставе преподобного Пафнутия, в нем же много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив” 7 . Можно с уверенностью сказать, что именно здесь произошло формирование личности Митрополита Макария, в последующее время с успехом потрудившегося на благо святого Православия во главе всей Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

После похорон все почетные гости были приглашены на архондарики помянуть усопшего, по русскому обычаю, хлебом и солью. Обширная монастырская трапеза не закрывала своих гостеприимных дверей целый этот день, желая накормить всех ксиромахов, келлиотов и кавьетов, явившихся отдать последний долг усопшему. На монастырской порте этим последним, кроме того, раздавали хлеб, сухари и деньги на помин души о. Макария. В этот же самый день со слезами на глазах и в сильном волнении преданнейший келейник покойного о. Иоанн, исполняя волю почившего своего старца, раздал на порте беднякам ксиромахам две поношенные ряски, две полуряски, схиму, старенькую шерстяную камилавку, потертые башмаки и несколько пар носильного белья. Это было единственное имущественное достояние покойника, которое он оставил после себя и которым он свободно мог распорядиться… Счастливцы со слезами радости приняли дорогое наследство «доброго батюшки». Во время поминальной трапезы из Кареи прибыл в монастырь афонский каймакан, которому по телеграфу из Константинополя было приказано присутствовать на погребении о. Макария, бывшего, как известно, кавалером турецкого ордена Меджидие 4 степени 320 . Наше посольство в Константинополе также по телеграфу сделало распоряжение солунскому генеральному консулу, чтобы он, в качестве русского представителя, отправился на Афон в русский Пантелеимоновский монастырь ко дню погребения о. игумена Макария. За отсутствием консула, поручение г. посла взялся выполнить вице-консул солунский Н. Н. Демерик, который, хотя и нанял для исполнения возложенной на него миссии специальный пароход, однако же к самому погребению опоздал и явился уже спустя два дня после похорон. На следующий день после погребения вся многочисленная братия монастыря собралась в большом архондарике (на русской половине) и выслушала последнюю волю своего любимого покойного игумена. Духовное завещание, найденное после смерти о. Макария, яркими чертами обрисовывает святую личность почившего и навсегда останется памятником его житейской опытности, мудрой предусмотрительности и искренно любящего сердца. Вот это завещание в полном виде: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Возлюбленнейшие о Господе Отцы и Братия!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Таковы сведения, собранные русской паломницей из Дании, побывавшей в обители преп. Макария Великого в 1980 году. Перу Е. Деминой принадлежит еще ряд статей на ту же тему, опубликованных на страницах «Вестника РХД» 831 . Этот журнал постоянно уделяет внимание истории Коптской Церкви и ее подвижников 832 . В сентябре 1984 года Нитрийские обители посетила группа насельниц Горненского монастыря в Иерусалиме. В настоящее время монахи живут в четырех монастырях Нитрийской пустыни – преподобного Ефрема Сирина , преподобного Псоя, монастыре Барамус и в монастыре святого Макария Великого . Вот как добирались сюда русские инокини. «Кругом расстилается пустыня. Кое-где попадаются пучки бурьяна, а по краям солончаковых болот – даже приземистые пальмочки, – пишет игумения Феодора. – Вокруг монастырей – Селитровая долина, в которой еще со времен фараонов добывают соль и селитру. Камни, гипс и другие материалы, необходимые для строительства, монахи берут здесь же, в пустыне» 833 . Время пребывания инокинь в нитрийских обителях было ограничено, и они смогли посетить только две из четырех. «Монастырь преподобного Макария Великого – первый на нашем пути. Он стоит в пяти километрах от шоссе Каир-Александрия и хорошо виден проезжающим, – продолжает матушка Феодора свое повествование. – Монастырь, которому свыше полутора тысяч лет, окружен двойными стенами. Самая старая из монастырских церквей, а их здесь семь, построена во времена преподобного Макария. В монастыре свыше ста монахов. Это один из наиболее известных коптских монастырей в настоящее время. Мы поблагодарили игумена монастыря за добрый прием, сделали запись в книге посетителей и, попрощавшись, направились в соседний монастырь Барамус» 834 . Монастырь Барамус Монастырь «Барамус» в переводе значит «Совещание». Здесь во времена преп. Макария Великого происходили совещания об общих делах монастырей пустыни. Обитель вырастает среди однообразия песков как крепостная стена округлых очертаний. Вдоль стен, внутри которых расположены кельи монахов и помещения для посетителей, в два яруса идут квадратные окна-иллюминаторы – символика корабля спасения, Ноева ковчега, а практическое назначение их – вентиляция помещений и защита от солнечных лучей. Внутренние окна келий выходят в сад. Все постройки отличаются простотой и удобны по своему практическому назначению. Новозаветная символика и образы древней веры египтян в их новозаветной интерпретации украшают церкви и фасады некоторых зданий 835 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Он собрал сохранившиеся известия о чудесах и исцелениях, совершившихся по молитва преподобного Макария. При игумене Ионе в Николаевском храме была установлена рака с изображением лика преподобного Макария. В 1886 году игумен Иона ушёл на покой, оставшись в обители и передав управление иеромонаху Илариону. В 1888 году, по указу Святейшего Синода, было восстановлено чествование памяти преподобного Макария Жабынского. А в 1889 году, по указу Святейшего Синода, восстановлено прежнее наименование пустыни Макарьевской, которое было забыто полтора столетия. С 1889 года монастырём управлял иеромонах Игнатий. При нём в 1889 году была торжественно совершена закладка каменного храма во имя преподобного Макария Жабынского и Белевского чудотворца на месте Николаевского храма. Строительство Макарьевского храма окончилось в 1895 году уже при приемнике отца Игнатия – иеромонахе Иосифе. Этот соборный храм построен с двумя пределами: правый – во имя святого Николая Чудотворца и левый – во имя благоверного князя Александра Невского. В 1906 году, на средства барона Михаила Ивановича Черкасова, возле кладбища села Жабыни был построен приходской храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В конце 30-х годов 20-го века он был закрыт и разобран. В 1918-1920 годах Советской властью проводилась компания по вскрытию святых мощей. В Жабынской пустыни в марте 1919 года специальной комиссией было произведено вскрытие предполагаемого места захоронения преподобного Макария Жабынского. Поиски мощей преподобного производились непосредственно под его ракой, но они обнаружены не были, так как эта рака являлась лишь символической, она была установлена для того чтобы перед ней служить молебны преподобному и не являлась указанием точного места его захоронения. В сентябре 1921 года, согласно решению президиума Тульского губисполкома о ликвидации всех монастырей в Тульской губернии, Свято-Введенский Макарьевский Жабынский монастырь был упразднён, его храмы закрыты. Богослужения совершались лишь в приходской Введенской церкви, что возле кладбища.

http://azbyka.ru/palomnik/Белевская_Свят...

(Алексий; † 5.04.1640), мон., уроженец «муромских мест», возобновитель разоренного монголо-татарами в XV в. Макариева Желтоводского монастыря , основанного прп. Макарием Унженским († 1444; пам. 25 июля). Сказание об обновлении Макариева Желтоводского мон-ря («Сказание по сокращению о зачатии на Жёлтых Водах обители святаго и преподобнейшаго отца нашего Макария, игумена Желтоводскаго и Уньженскаго чюдотворца, и о разорении ея от безбожных агарянских внуков, и запустении, и по многих летех паки на том же месте устроении ея») известно по двум спискам: ГИМ. Увар. 1197; РГБ. Писк. 119; оба - XVII в. В «Сказании» говорится, что А. пришел на оз. Жёлтые Воды в 1620 г. и в лесу около разоренного мон-ря поставил свою келью, вскоре к нему стала собираться братия. Тогда А. ушел в Макариев Унженский монастырь , где долго молился у гроба прп. Макария, чтобы святой помог ему возобновить Желтоводскую обитель. Во время молитвы он получил «некое извещение» от «первонаписанной иконы» прп. Макария, что святой будет ему «помощником на месте том». А. повелел написать список чудотворной иконы и этот «новонаписанный образ» принес на Жёлтые Воды, где поместил его в специально построенной часовне. После этого А. с братией мон-ря начал трудиться над воссозданием обители при помощи жителей близлежащего с. Лыскова. Восстановлению мон-ря содействовало особое почитание прп. Макария династией Романовых , т. к. этому святому, побывавшему в монголо-татар. плену, они молились об избавлении митр. Филарета (Романова) из польск. плена. Царь Михаил Феодорович , по обету посетивший в 1619 г. Унженскую обитель, поддержал восстановление Желтоводского мон-ря. В 1628 г. Патриарх Московский Филарет заявил о своем особом покровительстве Желтоводскому мон-рю жалованной несудимой грамотой, в к-рой повелел своим «десятильникам и поповским старостам» не въезжать в «Желтоводскую пустынь», не взимать с ее строителя никаких кормов и пошлин и «не судить ни в чем» братию мон-ря (ЧОИДР. 1866. Кн. 3. Смесь. С. 10-12). При А. начался интенсивный рост обители, в «Сказании» говорится, что он воздвиг в ней «церковь велию во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы» с 2 приделами: во имя прп. Макария Унженского и во имя св. Михаила Малеина - святого, тезоименитого царю Михаилу Феодоровичу. В 1638 г. в Желтоводском мон-ре уже насчитывалось 200 насельников. «Сказание» завершается особой похвалой А., в к-рой сказано, что А. был «убогим и препростым в разуме», но «вера его и любы святая к Богу безчислена бе», и потому он сумел обновить мон-рь, что не удавалось даже «многоразумным и богатым» (РГБ. Писк. 119. Л. 115-115 об.). Перед кончиной А. написал прощальную грамоту.

http://pravenc.ru/text/62908.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010