Справка : 1) Положения о премиях покойного Высокопреосвященного Митрополита Макария пп. 7 и 8: «Третья и четвертая премии назначаются по переходе студентов на IV курс в одно из заседаний сентябрьской трети тем из них, которыми поданы были все семестровые сочинения, назначенные им в течение —323— первых трех курсов, и из них более половины означены баллом 5 и нет ни одного, имеющего балл менее 4. Деньги могут быть выданы им по их желанию или тотчас, или по окончании курса. В случае, если окажется более двух студентов одного курса, которых сочинения удовлетворяют изложенным в предыдущем параграфе условиям, преимущество отдается тем, у которых сумма баллов на сочинениях больше; в случае же равенства, преимущество отдается за сочинения позднейших курсов предпочтительно пред предыдущими». 2) На соискание премий Митрополита Литовского Иосифа, протоиерея А.И. Невоструева и протоиерея С.К. Смирнова представлено было 6 сочинений студентов бывшего IV курса, признанных отлично хорошими: Леонида Соколова , Ивана Романова, Михаила Сменцовского, Владимира Ильинского, Василия Мещерского (ныне иеромонаха Евдокима) и Алексея Хвощева. Для обсуждения сравнительного достоинства представленных сочинений прочитаны были отзывы о них и, по мере надобности, рассмотрены самые сочинения. 3) Лучшие сочинения за первые три курса представили следующие студенты настоящего IV курса: Николай Городенский (5, 5, 5; 5, 5, 5–; 5, 5, 5+), Сергей Смирнов (5–, 5, 4½; 5–, 5, 4½; 5, 5:5), Владимир Абрамович (5, 5, 5–; 5, 5–, 4½; 5, 4½, 5–), Иван Добролюбов (4, 5, 5–; 5–, 5, 5–; 5–, 5; 5) и Константин Попов (4–, 5, 5; 5–, 4½, 4+; 5, 5:5). 4) Из окончивших курс в 1894 году кандидатов академии высшие отметки на проповедях имеют: иеромонах Евдоким (Мещерский) , 4½, 5+, 5] и Дмитрий Ширяев 5–, 5, 5+]. 5) По § 81 лит. б. п. 12 устава духовных академий присуждение премий за ученые труды на предложенные от академии темы значится в числе дел совета академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1054 Христиан. 1907 янв. (Нравственная трагедия социализма); 1908 май в июнь (Апология христианской нравственности: эволюционная этика); Богосл. Вестн. 1908 июль-авг. (Геккель – монистическая этика); ib. окт. (Социологическая мораль); ib. дек. (Ортобиоз); ib. 1909 1 – 3 (Религиозная проблема в современном освещении); ib. июнь, июль и авг. (Религия и общественность); Вера и Р. 1909. янв. (Можно ли считать нравственность только неминуемым продуктом общественных инстинктов?)... 1055 О Конте, Фейербахе и Штраусе см. в моей, названной выше, статье «Религиозная проблема в современном освещении». 1057 На пожертвованные капиталы учреждены при Академии следующие стипендии: 1) Имени святителя Арсения, Епископа Тверского (капитал пожертвован неизвестным лицом чрез Преосвященного Епископа Нафанаила) в 220 р. 2) Высокопреосвященного Иоанникия, Митрополита Киевского и Галицкого 3) Высокопреосвященного Сергия, Митрополита Московского и Коломенского (капитал пожертвован И. А. Колесниковым) 4) Высокопреосвященного Макария, бывшего Архиепископа Донского и Новочеркасского 5–7) Высокопреосвященного Агафодора, Архиепископа Ставропольского и 2 стипендии, каждая Екатеринодарского 1 стипендия 8) Высокопреосвященного Иакова, Архиепископа Казанского и Свияжского 9) Имени Преосвященного Никодима, бывшего Епископа Дмитровского в 191 р. 10) Архимандрита Павла и профессора Н. И. Субботина (капитал поступил от Московского Братства Святителя Петра Митрополита) 11–12) Протопресвитера А. С. Ильинского – 2 стипендии, каждая 13) Протоиерея А. В. Горского (капитал пожертвован Преосвященным Епископом Иоанникием, бывшим Архангельским) 14) Протоиерея А. В. Горского (капитал составился из пожертвований разных лиц) 15) Протоиереев Ф. А. Голубинского и П. С. Делицына (капитал также составился из пожертвований разных лиц) 16) Протоиерея А. И. Невоструева 19) Протоиерея А. М. Иванцова-Платонова (капитал пожертвован пот. поч. гражд. Ю. И. Базановою) 20) Протоиерея В. Н. Амфитеатрова 21) Протоиерея Н. А. Румянцева

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3607 Ib. 69-я. Отчасти юродствующий старец – А. М-ч. – См. «О соврем. духовн. потребн.» стр. 76. Здесь же указано, что для автора юродивые снимали иногда покров юродства, – речь, конечно об о. Петре. 3615 Ib. 69-я. Известный, по словам А. С. Бухаревой, в Казани. Вероятно это – о. Иоанн Паленин, ходатай за крепостных, подвижник и бессребреник, знаток свящ. Писания и святоотеческих творений. Своим решением догматических вопросов удивлял лиц даже с академическим образованием. С 1851 г. по 1872 служил в с. Макулове, Свияжского у., но бывал и в Казани. См. о нём в «Жизнеоп. отеч. подвижн. 18 и 19 стол.», месяц октябрь, стр. 805–819. 3628 «Печаль и радость», очерк кн. «Песнь песней», из главы. «По каким потребностям церкви и в каких личных обстоятельствах Соломона написана им «Песнь песней?», – стр. 99–107, 119. 125–6. 3630 См. С. Смирнов. История Московской Духовной Академии до её преобразования (1814–1870). Москва. 1879. Стрр. 411–412. Святителя Арсения, Епископа Тверского (капитал пожертован неизвестным лицом через Преосвященного Епископа Нафанаила) Высокопреосвященного Иоанникия, Митрополита Киевского и Галицкого. Высокопреосвященного Сергия, Митрополита Московского и Коломенского (капитал пожертвован И.А. Колесниковым) Высокопреосвященного Макария, бывшего Архиепископа Донского и Новочеркасского Высокопреосвященного Агафодора, Архиепископа Ставрпольского и Екатеринодарского (2 стипендии каждая (1 стипендия Высокопреосвященного Иакова, Архиепископа Казанского и Свияжского Преосвященного Никодима, бывшего Епископа Дмитровского Архимандрита Павла и профессора Н.И. Субботина (капитал поступил от Московского Братства Святителя Петра Митрополита) 11–12) Протопресвитера А.С. Ильинского – 2 стипндия, каждая Протоиерея А.В. Горского (капитал пожертвован Преосвященным Епископом Иоанникием, бывшим Архангельским) Протоиерея А.В. Горского (капитал составился из пожертвований разных лиц) Протоиереев Ф.А. Голубинского и П.С. Делицына (капитал тоже составился из пожертвований разных лиц)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4 . Приходское духовенство в России со времени реформы Петра I – соч. Знаменского, 5 . История Славяно-Греко-Латинской Академии – соч. Смирнова, 9 . История Троицкой семинарии – его же, 7 . История Киевской Духовной Академии, соч. Пр. Макария, 8 . История Казанской духовной семинарии, соч. Благовещенского, 9 . Духовные школы в России до реформы 1808 г. соч. Знаменского, 10 . Религиозный быт Русских и отношение духовенства в России в XVII и XVIII вв. Трегубова, 11 . История Русской Церкви соч. Голубинского. Входя в положение преподавателя Ильинского, имеющего настоятельную нужду в означенных книгах для своих научных занятий, Правление Севского духовного училища берёт на себя смелость просить о высылке их Совет Московской Академии, присовокупляя при сём, что если на это последует разрешение, Правление берет на себя ответственность за целость и сохранность их, а равным образом и за точное исполнение всех тех условий, какие будут предъявлены относительно срока пользования, одновременного количества получение книг и пересылки их.» Определили: Уведомить Правление Севского духовного училища для сообщения преподавателю училища Александру Ильинскому, что он для своих занятий может пользоваться означенными в отношении Правление книгами только в фундаментальной академической библиотеке. XXII. Отношение – а) Директора Московского Публичного и Румянцевского Музеев от 19 Марта за 210, б) Ректора Казанского Университета от 8 Апреля за 813 и в) Председателя Организационного Комитета Высочайше разрешённых международных конгрессов в Москве, – при коих препровождены разные учёные издания для академической библиотеки. Определили: Присланные книги сдать в фундаментальную библиотеку и благодарить за присылку их. XXIII. В виду важности баллов, которыми оцениваются канди- —119— датские сочинение, рассуждали о необходимости вносить отныне эти баллы в кандидатские дипломы. Справка: По § 81 лит. а и. 8 уст. дух. академий «распоряжение о выдаче дипломов и аттестатов значится в числе дел Совета Академии, окончательно решаемых самим Советом».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На земле метоха-скита Крумицы, на границе с Хилендарской обителью, высоко над морем, по его благословению был основан пустынный скит «Новая Фиваида», русский эквивалент греческих скитов близ вершины. Устроен он был старцем для бедных келиотов и сиромахов. За короткий срок тут собралось до двухсот пятидесяти иноков, живущих в отдельных каливах, разбросанных на большом пространстве и содержащихся за счет монастыря. Обителью был выстроен им соборный храм всех афонских святых, больница и некоторые необходимые здания. От монастыря и его метохов по благословению старцев доставлялось им все необходимое продовольствие. Но это не самое главное. Важнее то, что, собрав и организовав их всех вместе, старцы ввели среди них и общий устав, обеспечивающий и юридическую, и нравственную дисциплину. Таким образом складывалась и создавалась духовная монашеская семья, сплоченная вокруг древней русской обители святого великомученика Пантелеимона, распростершей, словно мать, духовные объятия свои и собравшей под омофором Божией Матери всех русских иноков на Афоне. Но семья эта была бы не полной без двух русских скитов – Ильинского и Андреевского. Напомним, что оба эти скита были основаны в тот печально известный период, когда Руссик казался навсегда утраченным для русской братии. Действительно, не было никаких человеческих средств исправить положение, кроме как со смирением и терпением положиться на Промысел Божий, целиком доверившись ему. Правильность именно этой позиции показал дальнейший ход истории: отнюдь не человеческая рука, а детоводящая десница Промысла Божия чудесным образом возвратила русским инокам их древнее достояние. Эти три русские обители были родственны не только и не столько по национальному признаку, но и по духовному родству, так или иначе, в большей или меньшей степени, будучи связаны с общим для всех русских на Афоне корнем – великим старцем Арсением, авторитет которого признавали как андреевцы, так и ильинцы. Приняв смиренно выбор старца Арсения, они объединились вокруг отца Иеронима и его преемника отца Макария, которого вскоре назовут игуменом всех русских святогорцев, в единую семью под его духовным руководством как русского духовника на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

99 Жизнеописание составлено по книге: Душеполезный собеседник. М., 1912. С. 112. См. также: Дмитриевский А. А. Русский самородок на Святой Афонской Горе/Сообщения Православного Палестинского общества. 1912. Т. 23. Вып. 1. С. 122–141; Инок Матфей, библиотекарь Пантелеимонова монастыря на Афоне/Церковныя Ведомости. 1912. 4. С. 133–134; Инок Матфей, библиотекарь Пантелеимонова монастыря на Афоне и секретарь монастыря/Русский Инок. 1912. Вып. 54. Март. С. 62; Лопарев Д. С. Схимонах Матфей (библиотекарь Руссика)/Византийский временник. 1913. Т. 20. Отд. 3. С. 355–358. 116 Жизнеописание составлено по книге: Жизнеописание основателя Костычевской Смоленской женской общины старца Петра Савельева Прохорова (в схиме Пантелеимона). Симбирск, 1889. 117 Жизнеописание составлено по книге: Дмитриевский А. Русские на Афоне. Очерк жизни и деятельности игумена Русского Пантелеимоновского монастыря священноархимандрита Макария (Сушкина). СПб., 1895. С. 150. 123 Схимонах Иларион (мирское имя Иван Иванович Домрачев) родился в 1845 году, роста среднего, волосы русые, глаза серые. Бывший сельский учитель из Вятской губернии. Прибыл на Афон и поступил в Руссик 9 августа 1872 года. Пострижен в мантию 10 марта 1877 года с именем Ианнуарий. Послушание проходил в канцелярии, на подворье в Константинополе, в обители экклесиархом, на Новом Афоне. В 1891 году писал письма из Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря игумену Андрею (см. архив РПМА, док. 1169 и 1180). Вышел в пустыню на безмолвие 31 декабря 1897 года. 12 апреля 1903 года уехал в Россию на Кавказ. Был пострижен в схиму. Автор книги «На горах Кавказа», первое издание которой вышло в 1907 году. Она была настольной книгой имябожников. В 1903–1909 гг. писал письма схииеромонаху Агафодору (Буданову) (см. архив РПМА, док. 1723). Преставился 1 марта 1916 года на Кавказе. 124 Иеромонах Хрисанф (в миру Христофор Иванович Потапьев, он же Минаев) – бывший дворянин. Родился 1833 году, служил по ученой части в межевом корпусе в Москве. С 1864 года – насельник Ильинского скита. Одним из первых выступил с резкой критикой книги монаха Илариона «На горах Кавказа». Преставился 25 августа 1916 года. В 1882–1885 годах из Константинополя писал письма схииеромонаху Нафанаилу (Кобелеву). (См. архив РПМА. Док. 1344). В 1895 году написал письмо схииеромонаху Агафодору (Буданову). (См. архив РПМА. Док. 1796).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1911 1. История Греко-восточной, Славянских и Румынской церквей. – 2. Еврейский язык с библейской археологией. – 3. История русской литературы. – 4. История и обличение западных исповеданий, в связи с историей западной церкви от 1054 года до настоящего времени. Святителя Арсения, Епископа Тверского (капитал пожертвован неизвестным лицом через Преосвященного Епископа Нафанаила) Высокопреосвященного Иоаникия, Митрополита Киевского и Галицкого Высокопреосвященного Сергия, Митрополита Московского и Коломенского (капитал пожертвован И. А. Колесниковым) Высокопреосвященного Макария, бывшего Архиепископа Донского и Новочеркасского Высокопреосвященного Агафодора Архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского 2 стипендии, каждая 1 стипендия Высокопреосвященного Иакова, Архиепископа Казанского и Свияжского Преосвященного Никодима, бывшего Епископа Дмитровского Архимандрита Павла и профессора Н. И. Субботина (капитал поступил от Московского Братства Святителя Петра Митрополита) Протопресвитера А. С. Ильинского – стипендии, каждая Протоиерея А. В. Горского (капитал пожертвован Преосвященным Епископом Иоанникием, бывшим Архангельским) Протоиерея А. В. Горского (капитал составился из пожертвований разных лиц) Протоиереев Ф. А. Голубинского и П. С. Делицына (капитал также составился из пожертвований разных лиц) Протоиерея А. И. Невоструева Протоиерея А. М. Иванцова-Платонова (капитал пожертвован пот. поч. гражд. Ю. И. Базановой) Протоиерея В. Н. Амфитеатрова Протоиерея Н. А. Румянцева Протоиерея А. А. Соболева Священника М. С. и И. А. Пятикрестовских и Ст. Сов. Ф. П. и М. А. Покровских Диакона С. Ф. Каптерева Профессора В. Д. Кудряшева-Платонова Профессора Н. П. Соколова – 3 стипендии, каждая И. С. Аксакова (капитал пожертвован Московским Купеческим Обществом Взаимного Кредита) И. С. Аксакова (капитал пожертвован покойной А. Ф. Аксаковой) В. М. Ундольского (капитал пожертвован А. И. Хлудовым) А. И. Хлудова, – 2 стипендии, каждая М. А. Хлудова, – 3 стипендии, каждая Г. И. Хлудова, – 5 стипендий, каждая

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—338— денскому Александру, Виноградову Василию , Вещезерскому Ардалиону, Заслоновскому Стефану, Звездинскому Николаю, Калишевичу Евстафию, Ключеву Алексею, Концевичу Николаю, Литвиненко Александру, Назарьеву Николаю, Попову Алексею, Попову Павлу, Поспелову Ивану, Рождественскому Григорию, Самарянову Александру, Севастьянову Павлу, Скворцову Николаю, Соколову Владимиру, Соловьеву Сергею , Суханову Александру, Теплову Василию, Тихомирову Василию, Триодину Александру, Труневу Николаю, Черкасову Владимиру, Чубарову Михаилу, Шурупову Сергею и Щетинину Александру. В. Частные: 1) Имени Святителя Арсения, Епископа Тверского, в 220 р. – студенту 4 курса Николаю Варжанскому; 2) Высокопреосвященного Митрополита Иоанникия в 220 р. – 4 к. Ивану Березкину; 3) Высокопреосвященного Митрополита Сергия в 220 р. – 2 к. Сергею Наумову; 4) Высокопреосвященного Архиепископа Макария в 220 р. – 2 к. Михаилу Сныткину; 5) Преосвященного Агафодора, Епископа Ставропольского и Екатеринодарского, в 220 р. – 4 к. Михаилу Пивоварчуку; 6) Преосвященного Никодима, бывшего Епископа Дмитровского, в 192 р. – 3 к. Сергею Прыткову; 7) Архимандрита Павла и профессора Н.И. Субботина в 220 р. – 4 к. Петру Лясковскому; 8) Протопресвитера А.С. Ильинского в 220 р. – 3 к. Ивану Беневоленскому; 9) Протоиерея А.В. Горская в 232 р. – 4 к. Владимиру Страхову; 10) Протоиерея А.В. Горского в 220 р. – 3 к. Павлу Флоренскому; 11) Протоиереев Ф.А. Голубинского и П.С. Делицына в 173 р. – 3 к. Леониду Смирнову; 12) Протоиерея А.И. Невоструева в 142 р. – 2 к. Петру Ярославцеву; 13–14) Протоиерея И. В. Рождественского – 2 стипендии, каждая по 194 р. – 4 к. Димитрию Павловскому и 4 к. Ивану Яковлеву; 15) Протоиерея А.М. Иванцова-Платонова в 220 р. – 3 к. свящ. Николаю Шеметилло; 16) Священника М.С. и П.А. Пятикрестовских и Ст. Сов. Ф.И. и М.А. Покровских в 220 р. – 4 к. Ивану Пятикрестовскому; 17) Диакона С.Ф. Каптерева в 220 р. – 4 к. Сергею Троицкому; 18–19) Профессора Н.П. Соколова – 2 стипендии, каждая по 220 р. – 4 к. Димитрию Маркову и 2 к. Борису Добротворцеву; 20) Ю. Ф. Самарина в 173 р. – 3 к. Андрею Воскресенскому; 21) И.С. Аксакова в 239 р. – 4 к. Георгию Поп-Харалампиеву; 22) И.С. Аксакова в 220 р. – 4 к.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В ц. Происхождения Креста Господня «на сенях» владычного двора писцовая книга отмечает «образ месной благоверного князя Михаила Ярославича Тверскаго чюдотворца да преподобного отца Макария Калязинского чюдотворца, на красках, строение Преосвященного Симеона архиепископа Тверскаго и Кашинского» (1676-1681). В городской Ильинской ц., согласно тому же источнику, находилась местная икона Спаса «в подножиих Тверские чюдотворцы», т. е., очевидно, образ Спаса на престоле или стоящего Вседержителя («Спаса Смоленского») с припадающими М. Я. и свт. Арсением. Князь и святитель были изображены на «осмилистовой» иконе в Никольской ц. на Зверинце, а в Борисоглебском храме их образы помещались на храмовой иконе вместе со святыми Борисом и Глебом (в молении образу Спаса). В Успенском Отроче мон-ре писцовая книга упоминает только один предмет с фигурой М. Я.- шитую епитрахиль, на которой кроме князя были представлены святители Василий Великий, Григорий Богослов, Петр и Филипп. Это произведение, созданное между 1652 и 1685 гг., отождествляется с епитрахилью из Отроча мон-ря, находившейся в дореволюционном собрании Тверского музея (ныне ТГОМ; Жизневский А. К. Описание Тверского музея: Археол. отд./Примеч.: гр. А. С. Уваров. М., 1888. С. 125; Попов, Рындина. 1979. С. 493-494, 546-547. Кат. 3. Ил. с. 593). Изображения святых на епитрахили примитивны, их иконография упрощена; М. Я., по-видимому, показан в шубе, с непокрытой головой. Судя по сведениям об иконах М. Я., созданных в 80-х гг. XVII в., он часто изображался не только вместе со свт. Арсением, но и с др. святыми, почитавшимися в Твери, а изредка - и с членами его семьи: с супругой прп. Анной Кашинской и с матерью Ксенией (инокиней Марией). В описи Архангельского собора г. Микулина, очевидно, составленной во 2-й пол. XVII в., упомянут «образ благовернаго великаго князя Михаила Ярославича Тверскаго и святыя благоверныя княгини Анны Кашинския писан на празелени, венцы серебряныя, резаны с чернью, две гривны серебряны, золочены» (Микулинская летопись.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

105 См. у профессора Дмитриевского в его книге: «Русские на Афоне», с. 385–394, где, без сомнения, под «выдающимся церковно-политическим деятелем на Востоке, роль которого ещё не сыграна окончательно», разумеется Вселенский Патриарх Иоаким III. 106 Об этом нельзя искренно не пожалеть в виду того, что молчание Русского Пантелеимонова монастыря по поводу всевозможных инсинуаций, какие возводились на него людьми, подобными о. Смирнаки, и обвинения, подобно тем, с какими в настоящее время выступает и против него митрополит Мелетий Афинский, некоторыми неосведомлёнными людьми понимается, как сознание правды всего этого и бессилие что-нибудь возразить против хулителей. 109 Подробности истории скита читать в печатном описании его под заглавием: «...» (Название не вписано. Издавалось несколько книг об истории Ильинского скита, начиная с описания, сделанного в XVIII веке Паисием Величковским . – прим. ред.). 111 Подробности см. в напечатанных скитом книгах: 1) Описании его под заглавием: «...» (название не вписано, но, скорее всего, имеется в виду книга «Краткий исторический очерк русского на Афоне Свято-Андреевского общежительного скита», выдержавшая несколько изданий. – прим. ред.). 2) и в особой «Летописи Русского Святого Андреевского Скита на Афоне» т. 1. СПб. 1911 год, стр. 318 в части «...» (название не вписано. – прим. ред.). 112 Между прочим, он давал мне для прочтения свою рукопись под заглавием: «Православное христианское учение о Боге и благодати» (сокращение по догматике митрополита Макария). Я ужаснулся, прочитав эту рукопись, и позволил себе написать на ней же свою горячую мольбу к автору и ко всему русскому иночеству на Афоне не печатать этой рукописи. Неужели недостаточно соблазна и других весьма прискорбных последствий, какие вызвала малоумная книга полуграмотного иеромонаха Иллариона: «На горах Кавказа»? В рукописи о. Пахомия много неточностей и других ошибок. Между прочим, выдержки из святоотеческих творений приводятся по... отрывному календарю!? Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010