5 . Полезно обращать внимание на замечательные лица в клире сирийском и жаловать их какими-либо милостями; так, полезно было бы, с соизволения антиохийского патриарха, наградить наперсными крестами (впрочем, без изваянных распятий) наместника патриаршего архимандрита Агафангела и игуменов: бывшего белемендского Афанасия, ильинского Макария и хаматурского Исаию; и священников и вместе учителей, о. Иосифа в Дамаске, о. Спиридона в Триполи и бейрутского духовника, трудящегося при тамошней типографии, первого признать магистром и корреспондентом С.-Петербургской духовной академии за его учёные труды, второго кандидатом той же академии, и высылать им оклады, присвоенные сим степеням, а третьего пожаловать единовременно дачей (например, 100 или 200 руб.) из капиталов типографии при Киево-Печерской лавре. 6 . Необходимо вновь учредить закрытое по обстоятельствам иноческое училище в Белемендском монастыре, и вверить оное игумену Афанасию, которого желают и просят монахи сего монастыря в наставники себе, и посредством нашей духовной миссии в Иерусалиме склонять тамошнего патриарха к ежегодному денежному пособию (например 25.000 пиастров) на содержание Белемендского училища. 7 . Та же миссия наша склоняет того же патриарха открыть высшее училище в монастыре Гроба Господня и допускать в оное сирийских иноков и юношей для приготовления к подвигам учительства. Эта мера тем более необходима, что опасность православию на Востоке угрожает из афинского университета, от последователей Феофила Каири и от бродящих школьных учителей из греков, которых подкупают протестантские миссионеры и подсылают в православные училища. 8 . Необходимо поддержать учреждённые народные школы и открыть новые по указанию антиохийского патриарха, и на содержание их высылать ему из России 6.000 руб. серебром ежегодно, с обязательством к отчётности в сей сумме через посредство нашего консульства. Без этого пособия православные сириане навсегда останутся во тьме. Эту значительную сумму, без обременения казны, можно бы взять из следующих источников: например, можно бы отдать антиохийскому престолу какой-либо монастырь в Москве и ещё какое-либо имение в Грузии, которая просвещена была св. крещением антиохийским патриархом Евстафием при Константине Великом . Но этим двум мерам, не предпочтено ли будет учреждение в России Общества благотворителей церкви сирийской под ведомом российских иерархов, по примеру подобных обществ в Европе?

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Ценный вклад в изучение жизненного пути и наследия прп. Паисия Величковского внёс известный филолог-славист и специалист по истории культуры Румынии проф. А. Яцимирский (1873–1925), а в наше время – выдающийся византинист, профессор Фессалоникийского университета и член-корреспондент Афинской академии А. Тахиаос, опубликовавший на эту тему более 20 работ 111 . Как видно, основным источником афонского периода биографии старца Паисия Величковского являются лишь несколько версий Жития подвижника, составленные уже после его смерти. Ни в Автобиографии, ни в письмах преподобного этот момент не нашёл своего отражения. Ил. 27. Монастырь Симонопетра. Французский художник Поль Альфред де Кюрзон (1820–1895), графика Судя по имеющейся краткой информации, прп. Паисий, хоть и пробыл в роли игумена афонской обители Симонопетра непродолжительное время, всё же успел оказать ей весьма существенную помощь, уплатив кредиторам монастыря значительную долю долга. Благодаря этому была решена часть финансово-материальных проблем обители. Правда, остававшиеся долги монастырских предшественников так и не позволили старцу окончательно восстановить обитель и тем самым превратить её в новый центр русского монашества на Афоне. Как известно, к этому времени русский Пантелеимонов монастырь уже был занят греками, и осиротевшие русские монахи не имели на Святой Горе собственного самостоятельного монастыря 112 , ютясь в новообразованных на Святой Горе Ильинском и Черновырском скитах, а также других небольших келлейных обителях Афона. Поскольку общине прп. Паисия не удалось найти подходящего места в других афонских монастырях, это послужило причиной ухода его вместе с братией со Святой Горы и переезда в Карпаты, в монастырь Драгомирна на Буковине (ныне территория Румынии). В этом контексте попытки прп. Паисия вместе со своим братством занять монастырь Симонопетра представляют важную и малоисследованную страницу в жизни русского святогорского монашества XVIII века. В поисках документальных свидетельств об этом периоде жизни старца Паисия мы обратились непосредственно в обитель Симонопетра, поскольку ещё в 1964 г. проф. А. Тахиаос в своей работе о прп. Паисии на греческом языке сообщал о наличии в монастыре рукописи, подтверждающей интересующую нас веху в биографии великого старца 113 . При любезном участии насельника монастыря Симонопетра иеромонаха Макария 114 , вот уже около 40 лет подвизающегося на Святой Горе, автору этих строк удалось получить фотокопию хранящегося в обители ценного документа, содержащего уникальное, дошедшее до наших дней, прямое свидетельство о пребывании святого Паисия Величковского в Симонопетра.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

—660— 1882 г. Призывая на Вас и на вверенную Вам и мне родственную обитель Высокопетровскую Божие благословение, с братской о Христе любовью пребываю...“ 29-го ч. вечером приехал с родины своей из села Ильинского, близ г. Шуи, Законоучитель Уфимских гимназий (мужской и женской), священник Евф. Ник. Соловьев и гостил у меня до 2-го августа. Он воспитанник С.-Пб. д. академии и ученик по академии Преосвященного Иоанникия, ныне митрополита Московского. Об учителе своём сообщал, между прочим, что он строго критиковал Догматическое Богословие своего предшественника Макария и предпочитал ему Богословие Филарета, архиеп. Черниговского, и даже учебник архимандрита Антония (впоследствии архиепископа Казанского). 30-го ч. мною получено было письмо из г. Верного (Семиреченской области). Из Верного писал мне Преосвященный Александр, еп. Туркестанский, от 2-го июля: „Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь и Отец! Желаю облегчить пред Вами своё наболевшее сердце, но боюсь, чтобы не сказать в письме жестокой фразы, так как нелепейшее из человеческих учреждений, Консистория, в которой секретарь играет более преобладающую роль, чем Обер-Прокурор в Синоде, до сих пор не даёт мне покоя, парализует все мои действия, ставит преграды на всяком шагу. На окраинах светское правительство признаёт необходимым и полезным усиливать власть местных правителей учреждением звания Генерал-Губернатора, по-нашему же ведомству, чем отдалённее епархиальный Начальник от центра управления, тем он беспомощнее. Секретарю полное доверие, архиерею – никакого. Так, по крайней мере, было с моим предместником 1516 . Он неоднократно доносил бывшему тогда Обер-Прокурору о разных художествах секретаря, о его наклонности к азартной игре, о дурном поведении, об обидах и оскорблениях, словом и делом, на письме и на словах, лично и через своих —661— 1882 г. клевретов, наносимых ему, 80-тилетнему старцу. И что-же? Не только не защитили, допустив консисторскому сатрапу задушить свою жертву (Софония, как это всем известно у нас, умер от огорчения, причинённого ему секретарём и его достойным камрадом кафедр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В результате перемен, происшедших в русской церковной эмиграции на исходе Второй мировой войны и в послевоенные годы, количество приходов Московской Патриархии за рубежом значительно выросло, хотя оно по-прежнему уступало числу приходов других юрисдикций. В послевоенный период Русская Православная Церковь имела за рубежом несколько экзархатов. Западно-европейский экзархат возглавлял до возвращения на родину в 1949 г. митрополит Серафим (Лукьянов). Преемниками митрополита Серафима последовательно были архиепископы Фотий (Тапиро; 1950–1951), Борис (Вик; 1951–1954), Николай (Еремин; 1954–1963, с 1960 г. митрополит), митрополиты Антоний (Блум; 1965–1974), Никодим (Ротов; 1974–1978), Филарет (Вахромеев; 1978–1986) и Владимир (Сабодан; 1986–1989). В состав Западно-европейского экзархата входили епархии: Корсунская (с кафедрой в Париже), Сурожская (с кафедрой в Лондоне), Брюссельская и Гаагская. В Западно-европейском экзархате совершали в разное время архипастырское служение такие видные церковные деятели, как архиепископ Бельгийский Василий (Кривошеин) , сын крупного государственного деятеля императорской России, афонский монах, аскет и выдающийся богослов, епископ Медонский Алексий (Ван дер Менсбрюгге), фламандец, присоединенный к Православной Церкви, архиепископ Петр (Л’Юилье) французского происхождения, ныне архиерей Американской Православной Церкви, один из крупнейших православных канонистов. Позднее в Европе был образован еще один экзархат Московской Патриархии – Среднеевропейский, в его состав входили епархии: Берлинская, Дюссельдорфская, Венская, Баден-Баденская. Центром экзархата был Берлин. Должность экзарха в разное время занимали епископы Иоанн (Вендланд ; 1960–1962), Владимир (Котляров; 1967–1970), архиепископ Мелхиседек (Лебедев; 1978–1984) и другие архипастыри. Экзархами Патриархии в Северной и Южной Америке среди прочих архиереев после митрополита Макария (Ильинского; 1947–1953) были архиепископы Борис (Вик; 1954–1962), Иоанн (Вендланд ; 1962–1967). После воссоединения с Матерью-Церковью дальневосточных епархий и Российской духовной миссии в Китае, которую возглавлял архиепископ Виктор (Святин), в 1946 г. был образован Восточный экзархат, его первым экзархом стал митрополит Нестор (Анисимов) . После его ареста советскими властями в 1948 г. новым патриаршим экзархом в 1950 г. был назначен архиепископ Виктор (Святин), вернувшийся в 1955 г. на родину и получивший вскоре после этого назначение на Краснодарскую кафедру. С отъездом архиепископа Виктора Российская духовная миссия в Китае прекратила свое существование.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Привыкнув большую часть времени находиться в своей келье, тем более в звании игумена, он был вынужден проводить почти сидячую жизнь. Изредка только на небольшом монастырском пароходике он посещал метох Крумицу на границе Афона с множеством на нем виноградников и масличных деревьев, да оттуда и новый скит, именуемый пустыней Новая Фиваида, где на очень большом пространстве проживало почти 250 человек монашествующей братии и общежительно, и отшельнически, в отдельных каливах, т. е. в малых келлиях. Однажды в год, на праздник святого великомученика Георгия Победоносца (23 апреля) и на праздник в честь Божией Матери, ради скитской чудотворной иконы ее «В скорбех и печалех Утешение» (19 ноября), он посещал болгарский Зографский монастырь и Русский Андреевский скит. Лишь несколько раз он побывал в подведомственном монастырю Успенском скиту Ксилургу и в Ильинском скиту. Никогда никаких прогулок за монастырские ворота он не совершал не только в должности игумена, но и в прежние времена, что, конечно, мог бы делать, если бы только хотел. Он знал, что монаху не полагается без надобности выходить за монастырские ворота, и строго соблюдал это святоотеческое постановление. Однажды, в 1882 году, один молодой послушник, рассказывая ему, где он ходил за монастырем, помянув при этом, что был в гостях у архидиакона Лукиана (Роева). Отец Андрей с улыбкой сказал ему тогда: «А я и дороги-то к нему не знаю», – между тем как расстояние от монастыря до каливы старца Лукиана можно было преодолеть всего за пятнадцать минут. Если же и случалось отцу игумену ходить пешком, то разве только по крайней необходимости с метоха Крумицы в монастырь и обратно. Но это было нечасто. Незадолго до своей кончины пришлось ему пройти морем на монастырском паровом катере до греческого монастыря Ватопед. Дорогой он заметил своим спутникам: «Тридцать пять лет прошло с того времени, когда я был здесь в первый раз, да вот теперь вторично». После кончины отца Макария отец Андрей с тем же воодушевлением благословил продолжать книгоиздательство, которое все более и более потом расширялось. Когда пребывавший в затворе в Вышенской пустыни преосвященный епископ Феофан (†1894 г.) узнал о благорасположении к этому делу отца Андрея, то весьма одобрительно отнесся к этому и все свое литературное наследие благословил после своей смерти передать для издания монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На пожертвованные капиталы учреждены при Академии следующие стипендии: 1) Имени Святителя Арсения, Епископа Тверского (капитал пожертвован неизвестным лицом через Преосвященного Епископа Нафанаила) в 220 р.; 2) Имени Высокопреосвященного Иоанникия, Митрополита Киевского и Галицкого в 217 р.; 3) Имени Высокопреосвященного Сергия, Митрополита Московского и Коломенского (капиталь пожертвован пот. поч. гр. И. А. Колесниковым), в 220 р.; 4) Имени Высокопреосвященного Макария, бывшего Архиепископа Донского и Новочеркасского в 220 р.; 5) Имени Преосвященного Никодима, бывшего Епископа Дмитровского в 192 р.; 6) Имени Архимандрита Павла и профессора Н.И. Субботина (капитал поступил от Московского Братства Святителя Петра Митрополита) в 220 р.; 7) Имени Протопресвитера А.С. Ильинского (Примеч. Проценты должны присоединяться к основному капиталу до образования полной стипендии) в 209 р.; 8) Имени Протоиерея А.В. Горского (капитал пожертвован Преосвященным Иоанникием, ныне Епископом Архангельским) в 232 р.; 9) Имени Протоиерея А.В. Горского (капитал составился из пожертвований разных лиц) в 220 р.; 10) Имени Протоиереев Ф.А. Голубинского и П.С. Делицына (капитал также составился из пожертвований разных лиц) в 173 р.; 11) Имени Протоиерея А. И. Невоструева в 142 р.; 12–13) Имени Протоиерея И. В. Рождественского – 2 стипендии, каждая по 194 р.; 14) Имени Протоиерея А. М. Иванцова-Платонова (капитал пожертвован пот. поч. гражд. Ю.И. Базановой) в 220 р.; 15) Имени Диакона С. Ф. Каптерева в 220 р.; 16) Имени Профессора В.Д. Кудрявцева-Платонова (капитал внесён Советом Братства Преподобного Сергия) в 220 р.; 17–18) Имени Профессора Н.П. Соколова – 2 стипендии, каждая по 220 р.; 19) Имени Ю. Ф. Самарина (капитал пожертвован Московской Городской Думой) в 173 р.; 20) Имени И.С. Аксакова (капитал пожертвован Московским Купеческим Обществом Взаимного Кредита) в 239 р.; 21) Имени И. С. Аксакова (капитал пожертвован покойной А Ф. Аксаковой) в 220 р.; 22) Имени В. М. Ундольского (капитал пожертвован А.И. Хлудовым) в 200 р.; 23–24) Имени А.И. Хлудова, – 2 стипендии, каждая по 265 р.; 25–27) Имени М.А. Хлудова, – 3 стипендии, каждая по 118 р.; 28–32) Имени Г.И. Хлудова, – 5 стипендий, каждая по 80 р.; 33) Имени В.И. Феолого в 520 р.; 34) Имени А.Е. Косташ в 250 р.; 35) Имени Ломоносовского Комитета в 202 р.; 36) Юбилейная (капитал пожертвован Московским духовенством и кафедрой по случаю исполнившегося в 1880 г. 25-летия царствования Государя Императора Александра II) в 181 р.; 37–38) Академические – 2 стипендии (на проценты с разных капиталов, в том числе и поступивших от Славяно-греко-латинской Академии), каждая по 210 р.; 39) Неизвестного лица (капитал поступил через Высокопреосвященного Алексия, покойного Архиепископа Литовского) в 170 р.; 40) Неизвестного лица (капитал поступил через Преосвященного Христофора, ныне Епископа Подольского) в 160 р.; 41–43) П.А. Мухановой – 3 стипендии, каждая по 220 р.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прошло еще 2 1/2 года, а сумм на учреждение при Академии стипендии имени протоиерея Соболева в Правление Академии по прежнему не поступало. – Тогда Правление решило обратиться ко второму душеприказчику – крестьянину Николаю Головкову и отношением от 26 марта текущего 1913 года за 453 просило его вступиться в дело и при- —480— нять с своей стороны какие-либо меры к исполнению воли завещателя. Письмом от 26 мая с./г. крестьянин Головнов уведомил Правление, что, после личных переговоров и письменных запросов к о. протоиерею Ярославскому, он, Головнов, все-таки «ничего удовлетворительного ответить не может» и «в виду неопределенности положения решил обратиться с прошением к Высокопреосвященному Архиепископу Тихону Ярославскому и Ростовскому» присовокупив, что по приблизительному расчету, насколько он может судить, сумма, причитающая на долю Московской Духовной Академии «должна быть не менее 4700 рублей процентными бумагами». Наконец, по прошествии свыше 4-х лет после смерти завещателя, от душеприказчика – протоиерея Угличского Богоявленского женского монастыря Константина Ярославского поступило в Правление Академии отношение, от 18 июня текущего 1913 года, следующего содержания: В духовном завещании священника (умершего в сане протоиерея) церкви села Ильинского в Поречье, Угличского уезда, Ярославской губернии, Алексея Александровича Соболева, между прочим, сообщается в пункте 17, б:… «половинную часть на учреждение двух стипендий моего имени для выдачи преимущественно уроженцам Ярославской губернии беднейшим студентам Московской и С.-Петербургской Духовных Академий по равной части на каждую стипендию», и, далее, в пункте 18: «Все денежные выдачи, перечисленные с первого по семнадцатый пункт сего завещания включительно, должны быть произведены процентными бумагами по номинальной их стоимости, которые и должны быть внесены в одно из кредитных учреждений вкладами на хранение, с которых и выдавать только проценты учреждениям, священнослужителям… церквей и монастырей в их пользу за вечное поминовение меня, – иерея Алексея, Анны, Протоиерея Александра, Екатерины, Протоиерея Гавриила и сродников моих».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В июне 1881 года Александра Петровна на пароходе в сопровождении контр-адмирала Головачева сделала остановку у берега вблизи Афонского монастыря. Посетить Святую гору Александра Петровна не могла, так как посещение этого мужского монастыря женщинам запрещено. Но ее навещали на пароходе афонские старцы, в беседе с которыми она находила утешение и укрепление своих духовных сил. Братия Русского Ильинского скита на Святой горе при посредничестве и участии архимандрита Макария, игумена Пантелеимонова монастыря, обратились к Александре Петровне с просьбой положить первый камень в основание соборного храма, который планировали построить на месте старого, пострадавшего от землетрясения. «Великая княгиня милостиво согласилась на это, и 22 июня прислала камень с приличной надписью, поручив сопровождавшему ее контр-адмиралу Головочеву положить оный от ее имени в основание собора. Таким образом, при помощи Божией, совершилась закладка собора. Собор буде двухпрестольный: главный престол – во имя пророка Ильи, придельный – во имя святой мученицы царицы Александры. Оставляя берег Афонской горы, Ее Императорское Высочество пожелала видеть скит. Пароход против него остановился. Настоятель с братиею поспешили на пароход, взяв с собой главнейшую святыню скита – чудотворную икону Божией Матери «Млекопитательницы» и святые мощи – стопу святого апостола Андрея Первозванного. Ее Высочество с благоговением приложилась к святыне и за сим оставили берег Афона, напутствуемая горячими молитвами и благожеланиями русских обитателей Святой горы». После возвращения из заграницы для Александры Петровны был арендован отдельный дом в аристократическом районе Киева Липках. Несмотря на все усилия врачей и ее собственные, она так и не смогла передвигаться самостоятельно. Оставшись одна на один со своей болезнью, проводя жизнь в одиночестве, прикованная к инвалидной коляске, Александра Петровна находила утешение в молитвах и чтении Псалтири, которую она называла «источником вечного радования». После долгих размышлений она приняла решение навсегда остаться в Киеве, что означило разрыв супружеских отношений. Это был смелый шаг, но как могла она смириться с изменой и неприкрытым двоеженством мужа, поправшего и ее чувства, и свою веру, глубоко ранившего ее душу! Нравственные страдания Александры Петровны еще более усугубили ее физическую болезнь.

http://pravoslavie.ru/36951.html

Святитель ростовский, «златословесный учитель», оставил после себя драгоценное наследие в своих сочинениях. Его сочинения получили широкое распространение в русском обществе. Самым распространённым сочинением св. Димитрия было и есть его Четьи-Минеи, над составлением которых он трудился 20 лет. При составлении их он пользовался великими Четьими-Минеями митрополита Макария, рукописями Симеона Метафраста , русскими прологами и западными сборниками. Этот труд святителя остаётся неподражаемым и считается неоценимым сокровищем нашей православной Церкви. Его поучения на воскресные и праздничные дни, отличающиеся простотой и ясностью, силой и глубиною чувства, сделались также любимой книгой русского народа. Высокими достоинствами отличаются и другие творения св. Димитрия: Руно орошенное, сборник сказаний о чудесах от образа Божией Матери в Ильинском черниговском монастыре с нравоучениями и назидательными примерами. Вопросы и ответы о вере и Зерцало православного исповедания; Летописец, сказующий деяния от начала миробытия до Рождества Христова; Врачество духовное и Алфавит духовный и др. Для истории и обличения раскола имеет важное значение сочинение св. Димитрия под названием: Розыск о брынской вере. В первой части розыска св. Димитрий обличает раскольничьих учителей в том, что они по своему невежеству писали так, что из их слов выходят еретические мнения. Во второй части доказывает ложность разных раскольничьих учений. В третьей части сообщает разные известия из истории раскола. Св. Димитрий писал драматические сочинения религиозного содержания и духовные песнопения. Глава IV. Богослужебно-обрядовая и нравственная жизнь русского народа. Монашество Отличавшая русский народ приверженность к христианскому богослужению неизменно сохранялась в нём при всех переменах в его государственной жизни. Русские люди XVII века с таким же усердием созидали и украшали храмы, благоговейно чтили христианские святыни и ревностно устрояли свою жизнь по церковному чину, как и их предки. Земля русская, разорённая ляхами в смутное время, снова украсилась многочисленными храмами, особенно в городах. В Москве, наиболее пострадавшей от неприятельского нашествия, воздвигнуто было много храмов и часовен. Иностранцы, приезжавшие в Москву, поражались обилием в ней храмов и часовен и звоном многочисленных московских колоколов. Наиболее замечательными памятниками благочестивого усердия наших предков XVII столетия в Москве остались колокольня над церковью св. Иоанна Лествичника , сооружённая в 1600 году Борисом Годуновым и известная под названием «Иван Великий», высотой 46 1 / 2 сажен; Казанский собор, построенный князем Пожарским в 1630 году в память освобождения Москвы от поляков заступничеством Божией Матери; Верхоспасский собор, построенный царём Михаилом Феодоровичем на сенях или наверху царских палат. В этом храме говели и причащались цари, начиная от Михаила Феодоровича и до Петра I, и были крещены их дети.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

В 1875 г. архиеп. Иоанникий (Руднев) основал при Оранской пуст. епархиальную ремесленную школу «для призрения и обучения ремеслам таких детей епархиального духовенства, которые оказались малоспособными к принятию в епархиальные духовно-учебные заведения или же по малоуспешности уволены из оных и остаются без всяких материальных средств к содержанию своему» ( Снежницкий. 1888. С. 427). Школа находилась вне монастырской ограды на принадлежащей мон-рю земле. В ней преподавали Закон Божий, русский язык, арифметику, нотное церковное пение, а также обучали ремеслам: сапожному, портняжному, столярному и кузнечному. Курс обучения был рассчитан на 3 года. Школа содержалась на пожертвования Нижегородских архиереев (архиеп. Иоанникий пожертвовал 3 тыс. р.), Оранская пуст. предоставляла ученикам жилье, обеспечивала одеждой, пищей и др. Также на содержание школы направлялась выручка от продажи ремесленных изделий учащихся. В 1878-1880 гг. учителем и надзирателем в школе служил буд. свящ. (прот.?) сщмч. Евгений Яковлев . 5 нояб. 1804 г. был издан «Устав учебных заведений, подведомственных университетам». В 1813 г. в Н. Новгороде было открыто Благовещенское приходское училище, а в следующем году - Ильинское (предшественники церковноприходских школ). Они стали первыми уч-щами в епархии, открытыми во исполнение устава. К 1868 г. в Нижегородской губ. было 65 числившихся за духовенством начальных школ. В них трудились 122 преподавателя из духовного сословия и обучался 1741 чел. (1706 мальчиков и 35 девочек). Согласно Правилам о церковноприходских школах 1884 г., начальные школы синодального ведомства разделялись на 2 разряда: церковноприходские школы (одноклассные либо 2-классные) и уч-ща простейшего типа (школы грамоты), где обучали лишь чтению, письму и счету. По инициативе еп. Макария (Миролюбова) с целью «развития народного образования на началах святой Православной веры» было образовано епархиальное братство во имя блгв. кн. Георгия Всеволодовича (торжественно открыто 4 февр. 1884).

http://pravenc.ru/text/2565202.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010