1,6 Они борются с душою, ищущей Бога, и поражают ее различными скорбями, чтобы воспрепятствовать ей [войти] 5682 в вечную жизнь; бывает же это и для того, чтобы она, будучи испытанной, показала себя, истинно ли она любит Бога в терпеливом перенесении всякой скорби и до конца ли остается твердой в надежде, в незыблемой вере ожидая освобождения, – или же, наоборот, не перенося скорбей, но отступая перед ними, опускаясь и унывая или же становясь нерадивой и ослабевающей в надежде, этим она явит, что не любит она Бога истинно. 1,7 Ведь различные скорби и искушения являют, какие души достойные, а какие недостойные; кто имеет веру, и надежду, и терпение, и кто не имеет, – дабы достойные души, во всем явившие себя испытанными и верными, до конца претерпевшие 5683 и твердые в надежде и за это получившие освобождение силою благодати, справедливо стали наследницами Царства. Итак, каждая душа, желающая угодить Богу, прежде всего должна обладать стойкостью и надеждой, и тогда она возможет преодолеть всякое восстание лукавого и скорбь. 2,1 На самом деле Бог не допускает, чтобы душа, надеющаяся на Него и чающая Его, настолько подверглась искушениям и скорбям, чтобы она не могла вынести их, как и говорит апостол: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» 5685 . 2,2 И не столько, сколько угодно лукавому, искушает он и подвергает душу скорбям, но сколько ему допускается это от Бога; только пусть душа мужественно держится надежды и с верою ожидает помощи от Него и избавления. И невозможно оказаться ей оставленной, потому что, насколько она, вооруженная верой и надеждой, борется, прибегая к Богу и 5686 ожидая от Него помощи , настолько скорее Господь освободит ее от всякой объявшей ее скорби. 2,3 ср. I, 19, 3, 1 5687 Ибо Он Сам знает, насколько душе долженствует подвергнуться испытанию и воспитанию в искушениях, 5689 : «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» 5690 ; 2,4 и еще: «Как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятелъствах» и прочее 5691 ; и Господь говорит: «Претерпевший до конца спасется» 5692 ; и: «Терпением вашим стяжите души ваши» 5693 , и в ином месте говорит [Писание]: «Кто веровал Господу, и постыдился? Или кто пребывал в страхе Его, и был оставлен? Или кто призвал Его, и Он презрел его?» 5694 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

1,8 Душа, услышавшая слово Божие и соуслаждаемая с Богом, да воздвигнет себя и да пробудится к любви вожделенного Господа, и да возгорится в любовь Жениха. Как огонь, щедро разжигаемый дровами, увеличивает пламя, да возжелает и она наконец удостоиться неизреченного явления и до смерти да подвизается, чтобы, победив, получить вечную жизнь по предшественнику нашему, Христу, даже до смерти предавшему Себя за нас. Потому что Господь стал всем указанием, чтобы как Он посредством бесславия, и бесчестия, и последней смерти победил врага, так и мы, живя в страданиях, смирении и бесславии и вплоть до смерти 3310 презревшие стыд, смогли победить диавола, и получить жизнь, и стяжать многоценный жемчуг, Он же есть Христос, по сказанному: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» 3311 . 1,9 Смертию победим смерть, не сочетаясь со злом, не падая помыслами. Ведь постыдно, что купцы переплывают такие пучины и презирают смертельные опасности ради возрастания и прибавления богатства, а мы – стремясь «держаться вечной жизни» 3312 , желая стяжать нетленный свет самого лучшего жемчуга и вожделея купить на торгу истинное сокровище – не презираем временной смерти, то есть наслаждений. 1,10 Итак, прошу вас, братья, презирать смерть, и за ничто считать свою душу, и до смерти стать подражателями Господа 3313 , бывшего во всем нам образом и примером и смертию победившего смерть. 2,1 Ибо в Законе Моисей, добрый угодник Божий, таинственно, «образом и тенью» 3314 намекая на смерть Господа, повелел приносить в жертву телицу «вне стана» 3315 в пустынном месте во оставление грехов, и ее пепел и окропляемая кровь освящала весь народ и священников, и богослужебные сосуды, и самую Книгу и скинию. Как и апостол, беседуя с евреями, разъяснил истинное изображение таинства: «Ибо если кровь тельцов, – пишет он, – и козлов и пепел телицы через окропление освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному» 3316 . 2,2 А то, что «вне стана» телица приносится в жертву в пустынной [местности], понимается двояко: или что – так как души пустынны и не имеют в себе гласа или пути Божия, но наполнены страшными колючками – Господь пострадал, чтобы очистить и примирить; или что души, исходящие из их отечеств и от родства и из страшного содружества злых духов тьмы, в коих они пребывали и жили, должны изойти силою Господа и удалиться в чистую землю жизни, где нет голосов злобы и крика злых духов и толпы нечистых бесов. Неподъяремной же была телица, потому что ярма греха и рабства Господь не понес, но умер за нас. И мы сможем превзойти [их], шествуя путем Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

1,9 II, 16, 5 Бог неописуем 5071 и непостижим, являет Себя всюду: и на горах, и в море, и внизу бездны, – не переходя с одного места на другое, подобно как ангел, сходящий с неба 5072 , есть на земле, а на небе его нет. Бог же повсюду: и наверху, так что Святые Силы причастны Ему, и здесь, на земле, и всякое творение и создание содержится дланью Его, [тогда как] Сам Он невместим [никакой тварью] 5073 . 1,10 Но спросишь: «Как может Бог быть 5074 во тьме, или в сатане, или в местах, где есть зловоние?» Отвечаю тебе и я, что Бог, будучи бесстрастным, все объемлет, потому что неописуем, [так что] и сатана, являясь тварью, удерживается и связуется Им, и [в то же время] благое не оскверняется и не омрачается. А если ты отрицаешь, что Он объемлет все: и геенну, и сатану – то делаешь Его описуемым 5075 , чтобы мы стали тогда искать иного [бога], который выше Его. Стало быть, необходимо, чтобы Бог был повсюду и [при этом] тайны Божества и тонкость, в Нем содержащиеся, не были объяты тьмой 5076 . Ведь зло не может быть причастным чистоте, даже если [Бог] и находится в нем. Посему для Бога нет никакого самостоятельного зла, потому что не терпит Он никакого вреда. 1,11 II, 16, 6 Но для нас есть зло, потому что оно живет и действует в сердце, подбрасывая лукавые и нечистые помыслы и не позволяя чисто молиться, но пленяя ум в веке сем. Оно облеклось в души, коснулось и самой сердцевины костей. 2,1 Как в воздухе бывает сатана, и Бог, присутствуя там, нимало не терпит вреда – так и в душе есть грех, а равно соприсутствует, нимало не стесняясь, и Божия благодать. 2, Как раб, если он близ господина своего, во все то время, пока близ его, бывает под страхом и без него ничего не делает – так и мы должны подвергать и обнаруживать помыслы свои пред Владыкою нашим Христом-Сердцеведцем 5077 , находимся ли мы в злых [обстояниях] или в упокоении 5078 , и на Него иметь надежду и упование, потому что Он – богатство мое, Он – отец мой, Он – слава моя. 2,3 Посему всегда должен ты иметь в совести попечение и страх. А если кто не имеет еще насажденной и утвержденной в себе Божией благодати, чтобы день и ночь была она как бы естественно прилеплена к душе, ежечасно руководя ей и направляя и пленяя 5079 к добру, так чтобы иметь попечение, болезнование и страх как [нечто] естественное и неизменное, – то должен иметь [по крайней мере] всегда утвержденное [в себе] сокрушение сердца 5080 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

1 . Господь наш Иисус Христос Сам – основание ( 1Кор. 3:11 ) и Сам – исполнение, краеугольный камень ( Еф. 2:20 ). Ибо от земли и от неба Господь: пришел с неба, будучи Богом, и принял человека от земли и слился с человеком. Вот, Он от неба и Он же от земли; вот, Он основание и Он же краеугольный камень. Так Он благоволил совершить, и сущим от земли дал Дух Святой с неба, чтобы вышних и нижних сделать единой Церковью, сливши Божество с человечеством. Поэтому, когда услышишь об основании, подразумевай Господа; Им как основанием положена мера, и надстраиваемые камни должны быть соразмерны основанию, чтобы постройка была сложена по единому составу: ни окороченные здесь не могут подойти, ни слишком длинные, но прилаживаются равные мере основания. Так и Христос, будучи истинным основанием и краеугольным камнем, в ту же меру совершенства Христова призвал прийти всех людей. Об этом говорит Апостол: Доколе все придем в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф. 4:13 ); и еще: Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе ( Кол. 1:28 ); и опять: Чтобы вам исполниться всею полнотою Христовой ( Еф. 3:19 ), В эту-то меру призвал Христос прийти род человеческий, в этом строении пригласил соединиться в одну меру с основанием, которое есть Сам Господь, – Слава величию Его. Весь мир предался видимому служению, но у рабов Божиих – незримое служение в тайне, неведомое людям. Как ангельская природа, будучи невидимой, служит в видимом мире невидимому Богу, так и душа, будучи духом, невидимо служит Богу невидимому. И сатана, будучи духом, тоже скрыто воинствует в глубине сердца. Совершающие ныне духовную работу, по апостолу, не против крови и плоти имеют брань, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы ( Еф. 6:12 ). Вот сила Божества: будучи незримой, она сотворила видимый мир. И подобным образом душа, будучи незримой, создала мир невидимый. Равно и лукавый неявной силой пленяет человека в видимое служение беззаконию. 2. ВОПРОС. Что значит, что диавол на вопрос: Откуда ты пришел?, ответил: Я ходил по земле, и обошел ее ( Иов.1:7 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

1 . Пристало и мне сказать вместе с пророком Исаией, что терпел я, как рождающая, пока не иссушу их и не погублю ( Ис. 42:14–15 ). В самом деле, если знаешь сам себя, что изливается в тебе источник Святого Духа, это знамение того, что враги иссушены и погибли. Как говорит наш Спаситель, Царствие небесное не здесь или там, но внутри вас есть ( Лк. 17:21 ). Опять же и Апостол говорит: Царствие Божие не в слове, а в силе ( 1Кор. 4:20 ; Мк. 9:1 ). Ибо есть люди, которые глаголют о делах Царства, но не творят их; и есть иные творящие дела Царства, но не говорящие ни скрыто, ни в известности. Но те, в которых сбылось слово Спасителя, что Царство Божие внутри вас, малочисленны и редкостны и трудно их найти; в них вошел Святой Дух Божий и исполнилось слово евангелиста Иоанна, что уверовавшим в имя Его Он дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, не от хотения мужа, но от Бога родились ( Ин. 1:12–13 ). Таковы те, кто избавляется от горького осуждения, исшедшего на Адама: Проклята земля из-за дел твоих ( Быт. 3:17 ); таковы те, кто достигает радости, какой достигла Мария: Дух святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя ( Лк. 1:35 ). Как горе сошло на Еву и на семя ее даже доныне, так, напротив, радость даже доныне дарована Марии с семенем ее. И как мы были некогда сынами Евы и знали по своим постыдным помыслам, что на нас лежит проклятье, так, напротив, мы должны узнать в самих себе, что мы рождены от Бога, по действию в нас помышлений Святого Духа и страстей Христовых, если Он воистину пребывает в теле нашем, как у Апостола написано: испытывайте самих себя, в вас ли Христос; или не ведаете, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть ( 2Кор. 13:5 ). Действительно, когда мы носили образ перстного ( 1Кор. 15:49 ), то знали, что мы чада земли по низменности материи вселившихся в нас земных помышлений, то есть страстей. Несущие же образ небесного знают о себе, что они сыны небесного, по действованию Святого Духа Божия, живущего в них ( Рим. 8:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

1 . Словопрения и самонадеянное знание доставляют не столько прибыли душе, сколько расслабления и вреда, и овладевшие этими предметами подобны человеку, который вместо хлеба ест никакого вкуса не имеющее и силы телу не придающее сено, или нарисованному на стене человеку, который все подобие членов сохраняет, но не ходит и не шевелится. Все ереси изначально отсюда возникли: люди не поверили Апостолу, говорящему: О, бездна богатства ( Рим. 11:33 ), и, пожелав уловить мудрость Божию рассуждением, заблудились. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? ( Рим. 11:33–34 ). Ни ищущие точного понятия Бога через науки найти Его не могут, ни многознающие наставники, называющие себя способными к истолкованию Божественных тайн, достоверно что-либо сказать или постичь не в силах, но истина превосходит равно всех учащихся и учащих, и потеряли самих себя те и другие, блуждая. Ибо если скажет тебе наставник, что Бог есть огонь, ты обнаружишь, что Он обратился в воду жизни ( Апок. 22:17 ). Если скажет тебе, что у Него вид и облик Царя, найдешь, что Он являет Себя тенью, а кому-то – нищим, и одному – Богом, другому – смиренным человеком. Если ищешь Его на небесах, Он оказывается на земле; если ищешь на земле, на небеса переносится. И опять же для одних Он по Своему премудрому замыслу оказывается тяжестью, для других – облегчением ( 2Кор. 8:13 ). Так что надо удерживаться от многословия и суесловия, этим никто ничего не добьется. Само природно присуще каждому из нас знание осуждает нас, если мы не принимаем слово Божие. 2 . Итак, оставив суесловие, будем искать, как может человек прийти и приблизиться к Богу и научиться от Него и принять нечто чуждое веку сему в свое сердце; и доверимся сказавшему: Никто из человеков не знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем. Но если даже сочувствующий тебе человек твою думу знать или постичь не может, то откуда смертные люди возьмут силу вникнуть в Божию думу? Никто из людей и не знает Божьего, кроме Духа Божия, который в нем; однако мы приняли не духа мира сего, а Духа об Бога, чтобы познать благодатно дарованное нам от Бога; что и возвещаем ( 1Кор. 2:11–13 ). Будем же искать Господа, и Он Сам поведет нас и научит, и мы сможем познать тайны Божии – насколько человеку познать возможно, не насколько есть в Боге. Наше дело – понять, как рождается человек от Духа ( Ин. 3:5 ), как надо противостоять духу злобы и научиться находить помощь от Господа и воинствовать с противоборствующим. Ибо Господь радуется незапятнанной душе человеческой и восхищает в свое Царство тех, кто в благоговении и непорочности приступает к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

2016 год по благословению Святейшего Патриарха Кирилла посвящен развитию церковного социального служения и работе в молодежной среде. Как нам выполнить эти задачи? Для того чтобы усилия преподавателей, катехизаторов, миссионеров были благоуспешными, необходимо помнить: По слову апостола Павла, «вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища» ( Евр.5:12 ). Это означает, что необходимо учитывать способность восприятия наших слушателей. Святой Амвросий Оптинский говорил: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота» 3 . Нужно избежать нарочито наукообразного и отяжеленного богословскими понятиями изложения предмета. Сама тональность нашего преподавания должна быть исполнена благоговения: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Петр.3:15 ). Необходимо учитывать, что «клиповое восприятие» наших слушателей требует убедительного видеоряда. Нужно всегда помнить о том, что на евангельские сюжеты написаны шедевры мирового уровня. Знакомство с ними одновременно приобщит учащихся к христианской мировой культуре. 2016 год для белгородцев имеет особое значение, так как 200 лет назад в селе Сурково (нынешнего Шебекинского района) родился выдающийся церковный историк, богослов, исследователь в области канонического права Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) . Жизнь этого выдающегося человека может стать примером того, как благодаря вере во Христа и личным трудам из сельского мальчика, воспитанного в бедной священнической семье, вырос человек Церкви – великий Московский митрополит. Желаю всем участникам Иоасафовских чтений обильных милостей от Господа! Надеюсь, что предложенные темы, обмен мнениями, дискуссии обогатят всех нас для благовестия Евангелия Царствия Божьего. Литература 1 . Амвросий Оптинский , прп. 15 мудрых мыслей святого Амвросия Оптинского . [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/62719.html

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

206 . Говорили об апе Зеноне, что он жил в Скиту и вышел 76 из своей кельи, чтобы идти к болоту 77 , и заблудился, и провел три дня и три ночи, блуждая. И когда он изнурился (вконец), он упал на землю, чтобы умереть. И вот некий отрок предстал перед ним, хлеб в руке которого и сосуд с водой, говоря ему: «Встань и ешь». Он же встал и помолился, думая, что это воображение. И он сказал ему: «Хорошо ты сделал». И снова он помолился второй раз, и третий, и он сказал ему: «Хорошо ты сделал». Он встал, взял и ел. И сказал он ему: «При всем, что ты исходил, ты недалек от твоей кельи, но встань и следуй за мной». И тотчас он очутился у своей кельи. Сказал ему старец: «Пойдем помолимся». Когда же старец вошел, тотчас тот стал невидимым. 207 . Говорил апа Иоанн: «Один из старцев увидел в экстазе, что вот три монаха, стоящие у берега моря, и был глас к ним с другого берега, говоря: „Возьмите себе крылья огненные и придите ко мне“. И двое взяли крылья и полетели, пока не достигли другого берега. Один же остался позади них, плача и крича. Наконец были даны ему тоже крылья, не огненные, но слабые, бессильные, и он летел с трудом, опускаясь и поднимаясь, и с большим мучением прибыл на берег. Таков же образ этого поколения: если и получают они крылья, то не огненные, а бессильные и слабые». 208 . Апа Макарий жил в великой пустыне, причем он был один отшельником в месте том. Ниже от него была другая пустыня, в которой было много братьев. Старец же наблюдал дорогу и увидел сатану, идущего в одежде человека. И он проходил мимо него, причем будто стихарь надет на нем, и была одежда его вся в дырах, и в каждой дыре висел сосуд. Сказал ему великий старец: «Куда ты идешь?». Сказал он: «Я иду проведать братьев». Сказал старец ему: «А что ты делаешь с этими сосудами?» Сказал он: «Пробы это, чтобы братья попробовали их, чтобы, если одно не понравится, я дал другое, если и это другое не понравится, чтобы я дал еще одно, может быть одно из них и понравится». Сказав эти слова, он ушел. Старец же наблюдал дорогу, пока тот не возвратился.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

24 I, 62, 23 Хорошо всегда бояться Господа и ни в чем не доверять себе, чтобы не случилось кому несчастным образом пойти ко дну, потому что человек может полагать, что он поступает хорошо, а на самом деле не так, как он считает. Ибо «есть путь, который кажется прямым у мужа, однако конец [пути] достигает глубин ада» 3536 . I, 62, 24 Пусть лучше он всегда призывает Бога, дабы Он Сам стал его Путеводителем, и Путем, и Умом, и Рассуждением, и Истолкователем; до тех же пор, пока [человек] не нашел в себе Христа, пусть никоим образом не доверяет себе. I, 62, 25 Как тот, кто окажется в опасности корабле[крушения] и возьмет нечто из корабельной снасти, чтобы спастись, и не заботится о том, что на корабле, из-за страха перед морем – так и христианин должен, имея в виду Бога, всегда бояться и не быть легкомысленным. I, 62, 26 Желающий спастись пусть подвизается [в том], что желает Бог. Сие есть воля Божия – любить Бога и принуждать себя любить и ближнего. I, 62, 27 Пусть он будет смиренным пред Богом и людьми, всегда внимая сердцу и противостоя дурным помыслам. И когда кто внимает там, всегда подобает таковому быть и в боязни, и полным любви и смирения, и заботится он, как угодить Господу и сражаться с ветхим человеком 3537 . I, 62, 28 Легкомысленный же имеет гибнущее 3538 сердце, и стойт он в ветхости, и не начал еще подвизаться, и не умеет воевать. I, 62, 29 Итак, хорошо всегда быть в страхе и искать вразумление и помощь от Господа, чтобы возмочь кому спастись при помощи Господа. 25 Есть «источник из дома Господнего» 3539 , согласно пророку, и над ним деревья, листья которых не вянут и благовоние не иссякает. Заключенное [здесь] таинственное [значение] вкратце таково. Источник живой из дома Господнего есть Господь, бывающий в сердце твоем живым источником. Ведь Он говорил самарянке: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, 3540 , сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» 3541 . Видишь, что есть источник живой, оживотворяющий сердце? Деревья, стоящие над ним, – праведники, насажденные и орошаемые [там], плодоносящие и испускающие благоухание. И снова говорит Он: «Реки из чрева его потекут» 3542 . Значит, праведники слывут реками.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

2,1 II, 11, 5 Например, был бы некий царь, и обладал имуществом, и имел под своим началом слуг, повинующихся ему, и, вот, приключилось бы ему быть захваченным врагами и отведенным в плен; поскольку же он оказался захваченным и изгнанным, то необходимо и слугам и подчиненным его следовать за ним. Так и Адам был создан Богом чистым для служения Ему, и тварь сия была дана ему для его служения, потому что он был поставлен господином и царем над всею тварью. Но после того, как лукавое слово приблизилось к нему и возбеседовало с ним, а сам он прежде сего восприял его чрез внешний слух, затем оно вошло в его сердце и захватило все его существо, и таким образом, когда он оказался уже захваченным в плен, тогда вместе с ним была захвачена и служащая и повинующаяся ему тварь. 2,2 Поэтому чрез него над всякой душою «воцарилась смерть» 5526 ; в результате его преступления, она изгладила весь Адамов образ, так что люди отклонились [от Бога] и стали поклоняться демонам: вот, плоды земли, прекрасно созданные Богом, – хлеб, вино и елей, – и животных стали приносить они бесам на их жертвенниках; да и не только это, но и своих сыновей и дочерей они приносили в жертву бесам. 2,3 II, 11, 6 Ныне же Сам создавший тело и душу, Сам приходит и разрушает всякое местопребывание лукавого и все дела его 5527 , совершаемые в помыслах [человека], и обновляет, и воссоздает небесный образ 5528 в человеке, и создает новую душу, так чтобы Адам снова был царем над смертью и господином над тварью. 2,4 Как в законной сени 5529 Моисей был назван «спасителем Израиля» 5530 и вывел его из Египта, так и ныне истинный Искупитель – Христос – входит в самые тайники души и выводит ее из мрачного Египта, освобождая ее от тягчайшего ига и горького рабства. И Он поручает нам выйти из 5531 , быть нищими в отношении всех видимых вещей и не иметь земной заботы, но день и ночь бдеть у дверей и ожидать, когда Господь, отворив заключенные сердца, излиет в нас дар Духа. 2,5 II, 11, 7 Он говорит, чтобы мы отвергли золото, серебро и родственные узы, продали имущество и раздали бедным 5532 и воссокровиществовали его на небесах, «ибо где сокровище твое – там будет и сердце твое» 5533 . Господь видел 5534 , что этим изнутри сатана одерживает верх над помыслом, принуждая поникать долу к заботе о материальных и земных вещах. Поэтому Бог, заботясь о твоей душе, говорит тебе отречься [от этого], чтобы ты хотя бы поневоле искал небо и обращал сердце свое к Богу, так что если бы ты и захотел опять вернуться к твоему имуществу, то нашел бы себя не обладающим ничем из видимого и волей-неволей был бы принужден взирать туда, где ты собрал его и отложил в сокровищницу, то есть на небо, «ибо где сокровище, там будет и сердце твое» 5535 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010