Преподобный Макарий Великий, Египетский Преподобный Макарий Великий, Египетский , родился в селении Птинапор, в Нижнем Египте. По желанию родителей он вступил в брак, но скоро овдовел. Похоронив жену, Макарий сказал себе: " Внимай, Макарий, и имей заботу о своей душе, ибо и тебе предстоит оставить земную жизнь " . Господь наградил угодника своего долгой жизнью, но память смертная с тех пор постоянно была с ним, понуждая к подвигам молитвы и покаяния. Он стал чаще посещать храм Божий и углубляться в Святое Писание, но не уходил от своих престарелых родителей, исполняя заповедь о почитании родителей. По кончине родителей преподобный Макарий ( " Макарий " - с греч. значит блаженный) роздал оставшееся имение на поминовение родителей и стал усердно молиться, чтобы Господь указал ему наставника на пути спасения. Господь послал ему такого руководителя в лице опытного старца-инока, жившего в пустыне, недалеко от селения. Старец принял юношу с любовью, наставил его в духовной науке бдения, поста и молитвы и научил рукоделию - плетению корзин. Построив отдельную келлию недалеко от своей, старец поместил в ней ученика. Однажды в Птинапор прибыл местный епископ и, узнав о добродетельной жизни преподобного, поставил, против его воли, клириком местной церкви. Однако блаженный Макарий тяготился нарушением безмолвия, и потому он тайно ушел в другое место. Враг спасения начал упорную борьбу с подвижником, стараясь устрашить его, сотрясая келлию и внушая греховные помыслы. Блаженный Макарий отражал нападения беса, ограждаясь молитвой и крестным знамением. Злые люди воздвигли на святого брань, оклеветав в соблазнении девицы из ближнего селения. Его вытащили из келлии, били, издевались над ним. Преподобный Макарий нес искушение с великим смирением. Деньги, вырученные за свои корзины, он безропотно отсылал на прокормление девицы. Невинность блаженного Макария открылась, когда девица, промучившись много дней, никак не могла родить. Тогда она в муках исповедала, что оклеветала отшельника, и указала действительного виновника греха.

http://patriarchia.ru/db/text/909780.htm...

Макарий, святитель, митрополит Московский и всея Руси († 1563; память 30 декабря/12 января и в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) Святитель Макарий родился в Москве около 1482 года в семье благочестивых родителей и при крещении был наречен Михаилом в честь Архистратига Божия Михаила (память 6/19 сентября и 8/21 ноября). Род его не отличался знатностью, но в нем было много людей духовного сословия. Отец Михаила Леонтий вскоре умер, и мать его, возложив упование о воспитании сына на Бога, постриглась в инокини с именем Евфросиния. Тогда и юный Михаил рассудил оставить сей бренный мир и посвятить себя служению Богу; он удаляется послушником в монастырь преподобного Пафнутия Боровского. Приняв постриг с именем Макарий в честь знаменитого православного святого аскета-пустынника Макария Египетского († 391; память 19 января/1 февраля), будущий святитель начинает свои первые монашеские подвиги. В 1523 году инок Макарий, пройдя все духовные степени – чтеца, иподиакона, диакона и пресвитера, 15 февраля, в воскресенье, в заговенье на Великий пост , был поставлен митрополитом Даниилом в архимандриты в Лужецкий Рождество-Богородицкий монастырь близ города Можайска. Приняв попечение об обители, архимандрит Макарий устанавливает в ней традицию соборного поминовения всей преждепочившей монастырской братии, а в монастырском соборе устраивает придел в честь своего небесного покровителя. 4 марта 1526 года архимандрит Макарий поставляется на самую древнюю архиерейскую кафедру Московской митрополии – архиепископом Великого Новгорода и Пскова. 29 июля 1526 года архиепископ Макарий приехал на свою Новгородскую кафедру, которая находилась без епископа, по словам летописца, 17 лет и 7 недель, и «бысть при сем архиепископе владыке Макарии, во всей архиепископии его, послал Господь Бог милость свою на люди своя, молитвами его, времена тиха и прохладна, и обилие велие изобилованна бысть». Святитель Макарий начинает широкую миссионерскую деятельность среди соседствовавших с Новгородской землей северных народов. Он неоднократно посылает туда священников-миссионеров, в числе которых трудился и преподобный Трифон Печенгский († 1583; память 15/28 декабря), получивший от святителя благословение на проповедь среди язычников, и преподобный Феодорит Кольский († 1571; память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых), рукоположенный архиепископом Макарием для проповеди лопарям на их родном языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Содержание От русского издателя От румынского издателя Вместо введения От рождения до настоятельства Детство Посвяти его Матери Божией, и он не умрет! Уход в монастырь Митрополит Антоний Плэмэдялэ. Поступление в монастырь Если бы мне прожить до тридцати лет Военная служба Десять лет университетов Отче, я умру! Монашеский постриг Митрополит Антоний Плэмэдялэ. Избрание заместителем настоятеля Иеродиакон Макарий Тэнасе. Во время войны Иеродиакон Макарий Тэнасе. Настоятель Сихастрии Хочу увидеть Клеопу Принятие священного сана Иеродиакон Макарий Тэнасе. Первое всенощное бдение Терпение, Тэнасе! Иеродиакон Макарий Тэнасе. Церковь в огне Иеродиакон Макарий Тэнасе. Бдение Покрову Матери Божией в Сихастрии Митрополит Антоний Плэмэдялэ. Отец Серапион и милостыня Иеродиакон Макарий Тэнасе. Два года засухи Иеродиакон Макарий Тэнасе. Чудо Божией Матери Архимандрит Арсений Папачок. Он был великий духовный человек и подвижник Жизнь в пустыне Старец Клеопа Воспоминания о жизни в горах Расступитесь, у меня документ от Матери Божией! Самая большая радость Хитрая лиса, лесные крысы, «крысы» и птички Лесная нерукотворная труба Настоятель слатины В монастыре Слатина Митрополит Антоний Плэмэдялэ. Настоятель Слатины Митрополит Антоний Плэмэдялэ. Отец Кирилл постник Митрополит Антоний Плэмэдялэ. Искушение справа Митрополит Антоний Плэмэдялэ. Авва Каллиопий и смирение Митрополит Антоний Плэмэдялэ. Что мне делать? Не было другого такого, как он Митрополит Антоний Плэмэдялэ. Пустынник в общежитии Снова в скитаниях Воскресение Христово в лесу Воспоминания очевидцев Брат, когда я вижу тебя, то не могу забыть… Воспоминания старца Клеопы о временах гонений Возвращение в Сихастрию Не в меру дает Бог духа Снова в Сихастрии А я думал, что тебя зовут Георгий Два кукурузных початка Не делай аборт Ты будешь служить Матери Божией Иди в монастырь М. Можете остаться хоть на неделю Иди, иди, все равно в конце концов придешь сюда! Сделай подарок своей маме Я увидел женщину крадущую Не осуждай старика! Будь осторожен, это от бесов Идите к местному епископу Отец Клеопа – маяк посреди бури Между небом и водой Епископ Афанасий (Евтич), Сербия.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

Закрыть itemscope itemtype="" > Воспоминания протоиерея Владимира Правдолюбова. Часть 2: Глинские старцы 28.03.2007 699 Время на чтение 11 минут Старцы иеросхимонах Макарий (Еременко) и схиархимандрит Серафим (Романцов) Многих святых подвижников помнит Рязанская земля. С некоторыми из них Господь судил и мне встретиться. Хорошо было бы собрать жизнеописания недавно ушедших от нас. Еще хотелось бы, чтобы были разысканы и переизданы жизнеописания Глинских старцев. Особенно полезно было бы переиздать жития схиархимандрита и иеросхимонаха Я читал их в келье у отца Серафима когда был у него в Сухуми. А в Глинской я ни разу не был, к сожалению. И с отцом Андроником я познакомился уже в Тбилиси. Многих еще я видел там, но мне их никто, конечно, не представлял, и я не знаю их имен. А у нас в Касимове жил великий старец, иеросхимонах Макарий И вот о нем мне очень хотелось бы рассказать поподробнее. Он похоронен в Рязани, рядом со схимонахиней Анной, делательницей Иисусовой молитвы. Позже еще здесь монахиню Марию похоронили, которая за ним ухаживала последние годы его жизни. И завещал отец Макарий, чтобы крест на его могиле без надписи был, а его имя и даты рождения и смерти были нанесены на дощечку, которая будет прибита к крышке гроба изнутри, видимо предвидел открытие мощей после уничтожения кладбища и крестов на нем. В Касимов отец Макарий попал таким образом. Где-то то ли в Казахстане, то ли в Средней Азии он был в ссылке, и туда же были сосланы наши монахини - Матреша и Дуня, две послушницы (в постриге Мария и Елена), они жили вместе и в ссылке, и здесь, еще до ссылки, когда разогнали касимовский Казанский монастырь. Он с ними подружился и попросил разрешения, когда его освободят, приехать в Касимов. Матушки с любовью и радостью его приняли. У матушек был сарайчик: столбушки, и к ним прибиты доски. Сделали внутреннюю обшивку, заполнили пустоты паргой - это отходы от овчинно-мехового производства, чем-то их обрабатывают, химией какой-то, и вот эта стриженая шерсть называется парга, она в опилках древесных, - этим забили и сверху тоже положили эту паргу. Внутри сделали глиняную штукатурку. В этом сарайчике отец Макарий и жил. Такая маленькая келейка была. Точно такое же жилье я видел у отца Серафима. И знаете, я заходил в эту келью уже после кончины отца Макария: какая-то особенная атмосфера там, необыкновенная. Кстати, когда старец Макарий скончался, отец Серафим (Романцов) очень хотел, чтобы келья отца Макария сохранилась. Он говорил, что отец Макарий был великим старцем. Но послушница Татиана, которая унаследовала от матушек Марии и Елены дом, продала его. Этот сарайчик снесли, и место теперь можно только приблизительно указать.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Преподобный Макарий Египетский, основатель иночества в скитской пустыни Макарий, в отличие от другого соименного и современного ему подвижника, родившегося в Александрии, названный Египетским, а за свою святость и мудрость Великим, родился в 300 г. Время юности провел он в доме родителей и был пастухом стад отца своего 40 . Не сохранилось известия, чтобы Макарий получил образование в каком-либо училище, но из его описаний видно, что он не чужд был и книжного образования 41 . Но то несомненно, что нравственное его образование началось рано. Как в самых молодых летах он заботился о правоте своих действий, показывает один случай в его детстве, рассказанный им самим. Однажды сверстники его пошли в чужой сад за смоквами и, когда бежали назад, уронили одну из них. Макарий поднял её и съел. Эта погрешность так тяжело легла на его чистую совесть, что осталась навсегда памятною, и во всю жизнь его, как говорил сам Макарий, он не мог вспомнить об ней без слез 42 . Сильное стремление к подвижнической жизни, в начале четвертого века пробужденное в Египте примером Великого Антония и увлекавшее в пустыни многочисленные толпы верующих, и действие Божественной благодати, особыми таинственными путями приводящей избранных на путь, им предназначенный, расположили Макария, оставив все земные заботы, посвятить себя единственно попечению о спасении своей души. Решась оставить мир, Макарий не вдруг поселился в пустыне, но, желая испытать себя, может ли переносить труды пустынного подвижничества, сначала поселился в келлии, вблизи селения. Так начал свою подвижническую жизнь и Антоний Великий . Так подвизались и прежде Антония многие ревнители благочестивой жизни. Молитва, псалмопение, богомыслие были главным занятием Макария в его келлии. Для снискания пропитания он плел корзины. Один из его знакомых приходил к нему, брал у него рукоделье, продавал и на вырученные деньги доставлял ему пищу. Добродетельная жизнь Макария, его благочестивые, мудрые наставления обратили на него общее внимание, и жители одного близлежащего селения пришли и сделали его против его воли у себя клириком. Но Макарий, по любви к уединению, ушел в другое, более отдаленное место, где прежний знакомец нашел его и доставлял ему все нужное.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Скачать epub pdf Выдающимся Предстоятелем Русской Церкви середины XVI века был митрополит Московский Макарий († 1563, память 30 декабря) – аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, собеседник святых современников, иконописец. По его инициативе были созваны знаменитые в истории Русской Православной Церкви Соборы, он заботился о прославлении святых, исправлении недостатков в жизни Церкви и искоренении лжеучений. Его Первосвятительство приходится на стык малолетства и зрелого возраста Иоанна Грозного. Митрополит Макарий впервые в истории Руси венчал царским венцом первого Московского государя. Это был выдающийся деятель русской культуры, замечательный книжник своего времени, известный своими большими организаторскими способностями. Он предпринял попытку и трижды – все с большим успехом осуществлял собирание воедино всей духовной литературы того времени, составив Великие Четьи-Минеи. С его именем связано первое систематическое изложение отечественной истории – составление Степенной книги, а также начало новой страницы в истории русской книжности – учреждение книгопечатания на Руси. Современники называли митрополита Макария чудным. Можно говорить, что с его именем связан весь период середины XVI века 1 . В своей первосвятительской деятельности святитель Макарий проявлял постоянную заботу о монастырях 2 . Сохранились некоторые материалы, показывающие его попечение о знаменитом Соловецком монастыре, а также об игумене Филиппе (Колычеве; 1545–1548–1566). На следующий год после своего прибытия в Великий Новгород, в 1527 году, святитель выдал Соловецкому игумену Варлааму грамоту о невзимании пошлин с приписного к монастырю Петропавловского храма в Вирме 3 . В 1538 году Соловецкая обитель перенесла сильный пожар. В феврале 1539 года был поставлен новый Предстоятель Русской Церкви – Митрополит Иоасаф (1539– 1542) 4 . Его интронизацию возглавил Новгородский архиепископ Макарий. В жалованной великокняжеской грамоте, данной Соловецкому монастырю в марте 1539 года, говорится, как о Соловках «поминал... богомолец... архиепископ Великого Новагорода и Пскова владыка Макарей, что у них по грехом манастырь згорел весь до основанья» 5 . Таким образом, находясь в Москве во время интронизации нового митрополита, святитель Макарий проявил заботу о нуждах пострадавшей Соловецкой обители. Со своей стороны великий князь Иоанн IV «по докладу о сем происшествии Макария архиепископа Новаграда и Пскова в вознаграждение убытков пожаловал монастырю кроме церковных вещей поморские деревни» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Лекция 21 После низложения Иоасафа встал вопрос о его преемнике, которого вновь выбирали при активном вмешательстве безраздельно властвовавших Шуйских. Русские епископы, уже навыкшие к молчанию и покорности за время правления двух предыдущих государей и период боярского господства, и на этот раз послушно следовали всем указаниям временщиков, возглавляемых князем Иваном Шуйским. Казалось, что в условиях боярской смуты еще более будет поколеблена церковная жизнь Руси. Однако, к счастью для Церкви и страны, этого не произошло, несмотря на все политические коллизии, так как новым митрополитом Московским и всея Руси стал такой яркий и выдающийся иерарх как архиепископ Новгородский Макарий, который возглавлял Русскую Церковь в 1542-1563 г.г. Св. Макарий родился около 1481-82 г.г. Высказывалось предположение, что он происходил из среды белого духовенства, был женат, но вскоре овдовел, потеряв и жену и ребенка (однако это мнение сегодня оспаривается). Постриг он принял в Пафнутьевом Боровском монастыре. Так что налицо его близость к тому кругу, из которого вышел и преп. Иосиф Волоцкий. Затем Макарий становится архимандритом Лужецкого Ферапонтова монастыря под Можайском. Здесь, возможно, он и познакомился с Василием III. Однако, в угодничестве, подобном Даниилову, он никогда замечен не был. В то же время Макарий стал известен как строгий ревнитель общежительного устава в монашеской жизни, а также как один из наиболее широко образованных и умнейших людей своего времени, крупный духовный писатель. Даже не особо склонный к похвале в адрес русских преп. Максим Грек высоко отзывался об одном из его произведений. В 1526 г. Макарий был хиротонисан во архиепископа Новгородского. Он прибыл на Новгородскую кафедру после того, как она в течение 17 лет оставалась праздной после низложения владыки Серапиона, недруга Иосифа Волоцкого. Поведение Серапиона было использовано новгородцами в оппозиционных по отношению к Москве целях, а потому государь не давал вольнолюбивому Новгороду нового архиерея, требуя полной покорности. Кроме того, Василий таким образом, вероятно, надеялся как можно больше поживиться за счет Новгородской кафедры, которую великие князья под политическим предлогом регулярно обирали. Макарий же, как справедливо полагал великий князь, мог быть вполне лояльным к Москве и одновременно снискать любовь своей новгородской паствы. Так в итоге и получилось.

http://sedmitza.ru/lib/text/436290/

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобный Макарий Алтайский (Глухарев) ноября (30 октября?) 1792 – †18 мая 1847 . Прославлен в 2000 г. Память празднуется 15/28 мая 140 Будущий великий миссионер родился в городе Вязьма Смоленской губернии, в семье священника Иакова Глухарева. Этот священнослужитель пользовался заслуженным уважением горожан как за свой образовательный уровень (он имел законченное семинарское образование, что в конце XVIII в. было большой редкостью в среде духовенства), так и за ревность и благоговение, с которыми он относился к исполнению своих пастырских обязанностей. Особенную любовь прихожан стяжал отец Иаков как прекрасный проповедник Слова Божия. Мать Преподобного – Агапия – также отличалась образованностью и благочестием. Относительно даты рождения Михаила Глухарева (это имя получил младенец) у его биографов нет единого мнения. Называется либо 8 ноября, либо 30 октября. Нет полной ясности и в вопросе о том, в каком году родился Преподобный – в 1791 или 1792-м. Преподобный Макарий Алтайский Благочестивая атмосфера, царившая в семье, оказала огромное влияние на формирование характера Михаила. Родители “с младых ногтей” старались привить своему сыну любовь к молитве, способность откликнуться на чужую боль, жажду знаний. В семье Глухаревых основой отношений между детьми и родителями была искренняя дружба: дети были абсолютно откровенны в беседах с отцом и матерью, которые, исправляя недостатки их поведения, не хватались за розги, а прежде всего старались указать, как отвратителен грех , какой неприятный осадок оставляет он в душе. Известно, что преподобный Макарий всю жизнь имел при себе портрет отца, который служил напоминанием и помогал переносить различные тяготы и невзгоды жизни. Видя любознательность сына, отец Иаков не жалел сил, чтобы дать ему хорошее домашнее образование. Особенно успешно давалась мальчику латынь, – известно, что даже на склоне жизни Преподобный мог свободно общаться на этом языке. Благодаря усилиям родителей сын был так хорошо подготовлен, что при поступлении в Вяземское Духовное училище его сразу приняли в третий класс. Мальчику тогда было 7–8 лет. Годы, проведенные в стенах училища, стали суровой школой жизни для впечатлительного, привыкшего к нежному обращению ребенка. Полуголодное существование, бессмысленная жестокость воспитательных методов, – через все это прошел юный Михаил Глухарев. Так, однажды, когда он не справился с каким-то особенно трудным заданием, он услышал из уст преподавателя такую фразу: “Если ты опять не выучишь урока, я спорю тебе всю кожу от шеи до пят!”. Шокированный этими угрозами, мальчик вернулся домой весь в слезах. Вскоре он тяжело заболел. Болезнь продлилась полгода, в течение которых Михаил находился на грани жизни и смерти. Последствия болезни остались на всю жизнь – катар груди и крайняя слабость голоса. Гнетущая суровость режима воспитания отразилась и на внутреннем мире: преподобный Макарий всю жизнь отличался нервностью и вспыльчивостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) 7. «Блажени чистии сердцем» В 1834 году из Площанской пустыни прибыл в Иоанно-Предтеченский Скит ученик старца Льва иеромонах Макарий. Он уже и сам был опытный наставник, имел духовных чад, но ему желалось быть возле своего старца, жить у него в послушании. В 1836 году о. Макарий был назначен братским духовником всей обители, а в ноябре 1839 года – скитоначальником вместо иеромонаха Антония, перемещенного на должность настоятеля в Николаевский монастырь близ Малоярославца. Старец Лев относился к о. Макарию не как к ученику, а как к духовному другу, сотаиннику, постепенно приучая его разделять с ним старческие труды. Многих он отправлял исповедоваться к о. Макарию. Старец по каким-либо делам не давал решения без него – то же делал и о. Макарий. «Подождем, придет о. Макарий, – говорил старец, – вместе поговорим». Старец Лев скончался в октябре 1841 года – иеромонах Макарий заступил на его место. Вот и скитоначальник, и старец, а полон смирения, выражавшегося во всем, – в отношениях с братией, в речи, в одежде, в письмах… Небогат он был здравием, но одевался легко – зимой в потертой шубе, надетой в один рукав, сапоги на босу ногу… Когда отъезжал куда-нибудь (в Долбино, в Севск или Мещовск, а то и в Москву), собирался быстро. Если кто с ним ехал – должен был поспешать. Похвалу себе старец называл «клеветой» и бывал недоволен, когда слышал что-нибудь такое. Многих умилял он, когда пел в храме, особенно покаянные песнопения – как бы великий грешник, со слезами на глазах… И еще многих великих даров удостоен был он от Господа – мира душевного невозмутимого, даров рассуждения и прозрения грядущего. Он был милостив к немощствующим и кающимся, умел наставить словом. Мог утешить и просто взором, благословением – всякий ближний чувствовал его любовь. Братия шли к нему в любое время, даже в час отдыха, когда он читал, – отказа в наставлении не бывало. Он жил в домике, примыкающем к Святым скитским вратам. Две комнаты, которые он занимал, были украшены видами монастырей, портретами святителей; много было и икон.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

составитель Терещенко Т. Н. УТЕШЕНИЕ Вы, вкусив по милосердию Божию сладость и утешение от молитвы, теперь не обретая этого в себе, смущаетесь, унываете, считаете себя виновницей этой потери, и ваше нерадение – это истинная правда. Но я нахожу здесь и Промысл Божий, объявший от вас это утешение; не победив страстей и не очистив сердца своего, можно ли сохранить это богатство без вреда! И не дастся вам оно к пользе вашей, дабы не впали в прелесть (прп. Лев, 20). Кто же из сестер, изливая скорбь свою, ищет от тебя утешения, то можешь подать готовность к этому и утешить, побуждая к терпению, за что ожидает вечная награда. А ежели придет кто и начнете обе судить других, то вместо врачевства более болезнь принесете друг другу (прп. Макарий, 20). Не могу одобрить отвержения твоего N., иногда и сама возымеешь нужду в духовном укреплении. Не берись за окормление, но в скорби утешить не отрицайся, ты об этом найдешь у Симеона Нового Богослова и у прочих (прп. Макарий, 20). Получая духовные утешения, благодарите Бога и не скорбите, когда при отъятии оных покроет мрак души ваши; благодать Божия хранит меру, чтобы не возносились в приобретении утешения, посылает умиление и изменение, а не то чтобы оставлены были совсем. Будьте благодушны, принимайте то к утешению, а это к смирению (прп. Макарий, 20). Вы пишете, что удостоились быть причастницами Пречистых Таин Христовых в Великий Четверток и имели духовное утешение как от сего великого дара, так и от службы оной седмицы. Сердечно об этом радуюсь и благодарю Бога, посещающего вас этими духовными утешениями; но после, смотрением же Его послана и приукоризна, да не превознесетесь. Вы, может, считали себя смиренными – и нечто: а слово уязвившее и показало, что точно есть гордость (прп. Макарий, 20). О, если бы мы имели всегда мытарево чувство, сознавая свою греховность и ничтожество, то и всегда бы утешал Господь смиренных; но как мы далеко от этого, а ближе всего можем вознестись умом об обретении такого блага, то и лишаемся его, но об этом не должно отчаиваться, а смиряться и считать недостойной сего; Бог знает, когда и сколько кого утешить; настоящее время – время борьбы и подвига, а утешения не должно искать, оно само приходит, когда благодать усмотрит даровать его; а ты больше зри свои грехи, кайся и смиряйся (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010