Града Радонежа святыя 192. Преподобный отец Сергий игумен Троицкаго монастыря, преставися в лето 6900 месяца сентября в 25 день Заступник Русской земли, великий чудотворец и насадитель иночества в северо-восточной России, родился 3 мая 1319 года в Ростове и в крещении наречен Варфоломеем (Митр. Макарий, Ист. Рус. Церкви, т. IV, стр. 352). Родители его, Ростовские бояре Кирилл и Мария, по скорбям и притеснениям, принуждены были оставить родину и переселились в Радонеж, не ранее 1328 года (Опис. Серг. Лавры, А.В. Горского, стр. 1) и окончили жизнь в иночестве в Хотькове монастыре. По кончине их, юный Варфоломей избрал себе место для пустынного жития и подвизался сначала вместе с старшим своим братом Стефаном, а потом один. Когда собралось к нему несколько братий, он с благословения св. митрополита Феогноста построил деревянную церковь во имя Пресвятыя Троицы (около 1340 г.); 7 октября 1342 года он пострижен в иночество с именем СЕргия, а в 1354 г. посвящен в сан игумена. Уважаемый в. князем Димитрием Твановичем, преп. Сергий благословил его на брань против полчищ Мамая и своими молитвами помог ему одержать победу 8-го сентября 1380 года. Имел видение о судьбе учеников своих и удостоился посещения Богоматери с апостолами Петром и Павлом. Ум. 25 сентября 1392 года (Житие преп. Сергия, издан. иеромонахом Никоном, стр. 226). Святые мощи преп. Сергия обретены 5 июля 1422 года (А.В. Горский, стр. 67), и почивают открыто в Троицком соборе основанной им Лавры. Память празднуется в день преставления и в день открытия мощей. Над составлением жития и описанием чудес преп. Сергия потрудились: ученик его Епифаний, прозванный Премудрым в 1418 году, Пахомий Логофет в XV веке, келарь Лавры Симон Азарьин в 1615 г. (Обзор Рус. Д. Литерат., стр. 120, 143 и 320). А в новейшее время: московские митрополитв – Платон и Филарет и соборный иеромонах Лавры Никон. По «Иконописному Подлиннику»: «Сергий чудотворец, подобием сед, брада Афанасиева подоле, на главе схима празелень, ризы преподобнические, испод дтчь» (Филимонов, стр. 159, 381). 193. Преподобный Никон игумен и ученик бысть святаго Сергия чудотворца преставися в лето 6935 месяца ноября в 17 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Е.В.Романенко Нил Сорский и традиции русского монашества. Нило-Сорский скит как уникальное явление монастырской культуры Руси XV-XVII вв. Источник 1. Основные принципы скитского жития по древним источникам Около 1485 г., возвратившись из паломничества во Святую Гору Афон, преподобный старец Нил вместе со своим учеником Иннокентием поселился в лесу на реке Соре, за «пятнадесят поприщ» от Кирилло-Белозерского монастыря. На Соре он бывал и раньше, когда, будучи монахом Кириллова монастыря, разбирал межевые дела с соседним Ферапонтовым монастырем 1 . Очевидно, место тогда понравилось преподобному старцу своей уединенностью и пустынностью. Болота, «мхи великие и непроходимые» делали его труднодоступным для мирских людей. Преподобный Нил выбрал Copy как место, удобное для жизни по скитскому обычаю, общий принцип которого он так сформулировал в своих главах «О мысленном делании»: «еже с единем или множае с двема братома житие» 2 . Традиция скитского жительства восходит к первым векам монашества, основатель которого в Египте преподобный Антоний Великий († 356) после 20 лет затвора, как сообщает его житие, жил в окружении своих учеников (РГБ. Вол. собр., 630, л. 100). Хотя это не был скит со своим определенным уставом и правилами жизни, но в нем соблюдался основной принцип скитского жития – иноки всегда могли пользоваться наставлениями своего старца и спасались рядом с ним. Именно о таком устройстве монастыря преподобного Антония Великого сообщает и скитский патерик (в тексте все цитаты из скитского патерика приводятся по списку рукописи XVI в. из библиотеки Нило-Сорского скита): «Поведа... Кроние, презвитер Нитрийскым яко некогда унынию нападшу ми. Ползы ради приидох к авве Антонию и дошедшу ми в монастир долнии идеже ученици его седяху и ждах его видети. Когда убо десятый день схождааше когда же пятыи яко же хотяше ему Бог открыти по потребе сошедшихся» (РНБ. Кир.-Бел., 20/1259, л. 2 – 2 об.). Первые египетские монастыри скитского типа основали ученики преподобного Антония – святой Аммон и преподобный Макарий Великий , Египетский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Государь Иоанн Грозный как символ Русского Царства О научно-исторической конференции «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного. Начало Русского Царства» (29 января, Москва) 05.02.2017 2797 Время на чтение 17 минут В минувшее Воскресенье, 29 Января 2017 года Россия отмечала славную дату - 470 лет назад Великий Князь Московский и всея Руси Иоанн был венчан на Русское Царство. Божие Mvpoмaзahue совершил посланец Вселенского Патриарха Иосафа II Святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси. Грамота о соборном признании Царского Самодержавного достоинства Иоанна Васильевича как Вселенского Автократора (Императора) всеми Восточными Патриархами и Книга Царского Величества (чин Царского Коронования) были торжественно доставлены Иоанну в Сентябре 1562 года Евгрипским Митрополитом. Это свидетельствовало о том, что Восточные Патриархи поняли и приняли волю Всемогущего Бога: теперь Богоизбранным народом является Русский народ; Великий же Князь этого народа является Богопомазанником; духовный центр Вселенского Православия переместился в Москву, и Москва теперь есть Третий Рим; теперь Царство Русского народа обладает наибольшим подобием Царства Небесного. Таким образом, легитимность Русского Царства была признана всем Православным мipoм. Ко дню празднования становления Русского Самодержавия Международным фондом Славянской письменности и культуры и Русским Культурно-просветительным фондом имени Святого Василия Великого была подготовлена научно-историческая конференция «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного (начало Русского Царства)». Она прошла 29 января в конференц-зале «Петровский» отеля «Националь» в Москве. Состав участников форума был весьма внушительным. Докладчиками конференции выступили видные отечественные и зарубежные ученые-историки, писатели и общественные деятели. Среди них доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского Государственного университета Игорь Фроянов, публицист, иконописец, ведущий авторской программы на радио «Радонеж» Виктор Саулкин, писатель-историк Вячеслав Манягин, доктор исторических наук, академик РАЕН, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, писатель, публицист Владимир Лавров, писатель-историк Леонид Болотин, Народная артистка России, собирательница и исполнительница старинных русских народных песен и баллад Жанна Бичевская, схимонахиня Николая (Гроян), писатель-историк, правовед из Беларуси Валерий Ерчак, настоятель московского Храма Святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров), писатель, военный историк Борис Галенин, скульптор, Заслуженный художник России, автор памятника Государю Иоанну Васильевичу Грозному в Орле Олег Молчанов, юрист Александр Мирошниченко, писатель-историк Юрий Воробьевский, скульптор, график и живописец, член Союза художников России Василий Селиванов, историк права Георгий Шайрян .

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/06/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мистика и культура Раздел 2. Разум и мистика 10.05.2013 1146 Время на чтение 36 минут Противостояние христианства и гностицизма в культуре. Введение Раздел 1. Искусство и мистика. Аскетика и музыкальная культура Раздел 1. А.Н. Скрябин - композитор или религиозный мистик? Раздел 1. Мистический смысл повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» Раздел 1. Метафизика грехопадения в драме Лермонтова «Маскарад» Раздел 1. О таланте и природных способностях человека Раздел 2: Разум и мистика. Наука и псевдонаучные стереотипы Раздел 2. Тайна телевидения «Оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума»» (Притч. 9,6) О разуме в святоотеческом богословии и аскетической традиции Сегодня у нас появилась какое-то странное отношение к уму. Часто с амвона или в беседах можно услышать: «Диавол действует через ум, поэтому уму доверять нельзя - им оправдывается любая ложь. Доверять надо, поэтому, только сердечному чувству, а уму ни в коем случае. Ум вообще надо в Церкви отложить - он только мешает нам молиться и спасаться». Принято считать, что именно так учили святые отцы. Но так ли это? Если обратиться непосредственно к текстам святых отцов, то можно увидеть, что у них возражений против ума нигде не встречается. Напротив, уму отводится очень важная роль в аскетическом подвижничестве. Святитель Григорий Палама писал: «Мыслительная и разумная природа души одна лишь и создана Богом в большей степени по образу Божию... «Образ» находится не в теле, а в уме, высшей части человеческого естества. Если бы в человеке было что-нибудь еще более высокое, тогда «образ» находился бы там» Его поддерживает святитель Григорий Богослов: он считает, что «душа есть Божественная некая струя и приходит к нам свыше или вся или правитель ее - Преподобный Макарий Великий называет ум «кормчим сердца», а преподобный Антоний Великий величает его «органом духовного зрения». «Божественность есть ум и слово... - говорит святитель Григорий Нисский, - Видишь в себе самом и слово, и разумение, подражание истинному уму и слову» Ум, по мнению отцов «до некоторой степени родственен Богу, он служит умственным образом Его, и именно поэтому может знать кое-что о природе Божества» (Ориген)

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/11/...

Кушалино. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская церковь Карта и ближайшие объекты Храм во имя Смоленской иконы Богоматери. Построен в 1597 г. Закрыт в 1930-е гг. Вновь открыт в 1991 г. Количество алтарей: 1. Чтимые святыни: иконы Божией Матери «Теребеньковская», святителя Николая Мирликийского Чудотворца. В тверском селе Кушалино живёт священник-серб, который по благословению Московской Патриархии восстанавливает здесь храм. Это довольно крупное село, здесь есть библиотека, школа, больница. И два храма, XVI и XIX веков. Их-то и возрождает отец Александр Коканович. Смоленская церковь в Кушалино была построена в вотчине князя Симеона Бекбулатовича в 1597 году (различные источники называют также 1592 и 1594 годы), когда бывший великий князь Тверской уже жил в своем селе в опале. Это шатровая церковь; большая трапезная и колокольня были пристроены позднее. Из " Истории Государства Российского " о строителе храма, Симеоне Бекбулатовиче. Основатель церкви Бек-Булатович был рода татарского и в вере магометанской, нося имя Саид-Булата. Но крещен в феврале месяце 153… года в Москве протопопом Аммосом, причем воспреемником ему был Митрополит Макарий. При крещении наречен Симеоном. На крещении Симеон был весьма благочестив во всю свою жизнь, а по вере Христианской беспримерно ревностен. Иоанн Васильевич Грозный, удаляясь в Александров со своею опричною, Симеона Бек-Булатовича сам короновал Патр. Касимский, и ему во власть поручил все государство, предоставив впрочем себе вспомоществовать Симеону советами. С сего времени Симеон и носит титул царя, но он был исполнителем только Иоанновых тайных повелений. Когда же Иоанн Васильевич, убежденный всеобщим молением и просьбою, вступил в управление царством, тогда царю Симеону, дав великие богатсва, пожаловал и город Тверь с новым титулом – Великий Князь Тверской. Таким образом, Симеон Бек-Булатович 157… года в Тверь и отправился. Тут имел он пышный двор и власть наместника с правом удельного князя. В литовскую войну (1577-78) год, живши уже в уделе своем в Твери и назвавшись Великим Князем Тверским, был Симеон первым по Москве военачальником, предводительствующим многочисленную дружину.

http://sobory.ru/article/?object=04472

Летописец Подготовка текста, перевод и комментарии Н. Ф. Дробленковой Текст Летописца публикуется по Успенскому списку сентябрьской Минеи – ГИМ, Синод. собр. 986(784), лл. 1–2 об. ЛЕТОПИСЕЦ В год 7061-й (1552), месяца ноября, в христолюбивое царство святейшего царя и государя великого князя Ивана Васильевича всея Руси самодержца, в двадцатилетие царства и государства его и в двадцать третий год рождения его, я, смиренный и грешный Макарий, митрополит всея Руси, дал ему эту святую великую книгу Минею Четью за месяц сентябрь и прочих двенадцать великих книг Миней Четьих (писаны все в дестный лист). И в тех Четьих Минеях собраны все четьи книги: святое Евангелие, четыре Толковые Евангелия, и святой Апостол, и все святые апостольские послания и деяния с толкованием, и три великие Псалтыри разных толкований, и Златоустовы книги, Златоструй, и Маргарит, и великий Златоуст, и Василий Великий , и Григорий Богослов с толкованиями, и великая книга Никона с прочими его посланиями, и все иные святые книги собраны и переписаны в них: пророческие, и апостольские, и отеческие, и праздничные слова, и похвальные слова, и жития всех святых отцов, и мучения святых мучеников и святых мучениц, жития и подвиги преподобных и богоносных отцов, и страдания и подвиги святых преподобных жен; и все святые Патерики написаны: Азбучный, и Иерусалимский, и Египетский, и Синайский, и Скитский, и Печерский, – все святые книги, которые обретаются в Русской земле, собраны и переписаны, включая и те, что о новых святых чудотворцах. И эти святые великие книги – двенадцать Миней Четьих, в которых собраны все святые четьи книги, – отдал я в дом Пречистой Богородицы и великих чудотворцев Петра, Алексея и Ионы, в святую соборную церковь русской митрополии Успения Пресвятой Богородицы в одиннадцатый год своего святительства и смирения духовной пастве, на помин своей души, на вечное поминание по своим родителям и по себе и на душевную пользу святейшим митрополитам всея Руси и прочим церковникам: священным протопопам, и священным иереям, и архидьяконам, и протодьяконам, и дьяконам, и чтецам, и певчим, и всем православным христианам, приемлющим и с трепетом и со вниманием прочтущим эти святые книги, по благословлению митрополита или церковного чиноначальника, на большую пользу духовную не только себе, но и иным, слушающим со вниманием, во славу Божью. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 16. Великий старец Амвросий (Гренков) Это было время, когда Господь укреплял в духе сокрушенного недугами старца Амвросия, – духовные силы его так очевидно проявлялись, что мало кто думал о его немощах. Он был в Оптиной светильник, светяй и горяй (ср.: Ин.5:35 )... Люди к нему не сразу пошли. Отец Макарий, видя его скрытые от других дары, начал передавать ему некоторых своих духовных чад. Иноки еще мало обращались к отцу Амвросию. Но вот он принял великое наследство от покойных своих наставников, а затем от года к году росли людские потоки, текшие к его скитскому домику. Он родился 23 ноября 1812 года в селе Липовицы Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Феодоровича Гренкова (мать его звали Марфой Николаевной). Дед его был священником храма и благочинным. Младенца назвали Александром в честь святого благоверного князя Александра Невского. День рождения младенца пришелся на день памяти этого святого князя, защитника нашего Отечества. А шли попразднственные дни Введения во храм Приснодевы Марии, отдание праздника совершено было 25 числа. Богородица как бы встретила пришедшего в мир будущего оптинского монаха-старца, уготовала ему витальницу во Введенской пустыни, убогую, но дорогую для многих и многих тысяч православных людей. Двенадцати лет он стал учеником первого класса Тамбовского духовного училища, которое окончил первым по успеваемости учеником. В июле 1830 года он был принят в семинарию. И здесь учился хорошо. Один его соученик вспоминал: «Тут, бывало, на последние копейки купишь свечку, твердишь-твердишь заданные уроки, он же (Гренков) и мало занимается, а придет в класс, станет наставнику отвечать – точно как по писаному, лучше всех» 272 . В июле 1836 года Александр Гренков окончил курс. За год до этого он перенес тяжелую болезнь. Была минута, когда ему стало так плохо, что он дал обещание Господу идти в монастырь, если встанет от этой болезни здрав. Господь воздвиг его от одра болезни, но в обитель он пришел только через четыре года. Была внутренняя борьба – с самим собой, так как мир оставался для юноши еще очень заманчивым. Полтора года он занимал место домашнего учителя у одного помещика. А 7 марта 1838-го заступил на должность педагога-наставника в первый класс Липецкого духовного училища. Затем стал преподавателем греческого языка в одном из старших классов. В свободное время он, имея общительный характер, любил поговорить и пошутить с товарищами-учителями. Но данный им Господу обет беспокоил его совесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не бойся, малое стадо, яко блогоизволи Отец ваш дати вам царство. (Ев. Лук.12:32 ). ...В нынешняя же времена отнюдь не повелевают се Отцы от себе кому братию поучати, но от Писания святого и от учения Преподобных Отец. (Из письма блаженного старца архимандрита Паисия Величковского) . На вопрос: зачем ты пришел в монастырь? многие отвечают: за тем, чтобы душу спасти. А в чем состоит это дело «спасения души», как за него приняться, и как проходить его с успехом, объяснить не могут, по неведению. Это и дало мысль составить предлагаемый сборник изречений св. Отцов, подвижников и учителей Церкви, из которого было бы видно, как они понимали этот подвиг «спасения души» в монашеском звании: как св. Отцы советуют проходить его, по внутреннему и внешнему человеку; чего держаться в жизни, как руководящей нити; чем поддерживать себя в трудах и недоумениях, в порывах и приливах борьбы, неизбежных при подвиге; к какой духовной цели стремиться здесь на земле; как избавиться от рабства страстям и достигнуть чистоты сердца, составляющей истинную свободу славы чад Божиих и искомый конец монашеского подвига, или как, по крайней мере, получить несомненную уверенность в своем вечном спасении и потому небоязненно смотреть на переход в вечность. Имея в виду большинство читателей, которые говорят: «книги так надобно писать, чтобы и малограмотным было понятно», и приводят в пример бессмертные творения святит. Тихона Задонского , мы старались достигнуть наибольшей простоты изложения. Поставили себе за правило предлагать изречения святых Отцов в том самом виде, как они содержатся в русских переводах их творений; те же изречения, которые заимствованы нами из славянских переводов, приводим здесь на русском наречии, после должного сличения их с греческим подлинником. Ювеналий, Архиепископ Литовский и Виленский Вильна 1904 года. Вступление в монастырь Общий, необходимый для каждого христианина путь ко спасению вечному есть исполнение заповедей Божиих, как Сам Господь сказал богатому юноше: аще хочеши внити в живот, соблюди заповеди, но вслед за тем, в ответ на слова его: вся сия сохраних от юности моея, прибавил: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мене ( Мф.19:17, 21 ). Эти последние слова Спасителя повлекли за собою многих, желавших духовного совершенства и первые из них, после мира Церкви от гонений: Антоний Великий , Макарий Египетский , Пахомий Великий и их подражатели, стремясь к очищению своего сердца исполнением заповедей Христовых, поняли, как пишет св. авва Дорофей , что находясь в мире, они не могут удобно совершать добродетели, измыслили свой особенный образ жизни, особенный образ действования, – я говорю о монашеской жизни, и начали убегать от мира и жить в пустынях 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Нет никакого сомнения в том, что великий Креститель Руси оставил по себе глубокую память в киевском обществе – или, точнее, во всей нации, созданной им. Об этом свидетельствует вся литература XI века: легенды о Крещении Руси, включенные в Начальную летопись, и посвященные самому князю Владимиру похвальные слова: Иларионова «Похвала кагану Владимиру» и сложного состава памятник, приписанный мниху Иакову, в который входят «Память и похвала князю русскому Володимеру» и «Житие» его (мы относим этот памятник вместе с Шахматовым к XI веку). Во всех этих произведениях Владимир чествуется не только как великий государь, но и как апостол Русской земли. Он именуется блаженным, подобно Константину, «сподобившемуся почестей небесных». Можно ли отсюда заключить, что церковная канонизация его уже совершилась? Так склонен был думать митрополит Макарий 3 в I томе своей «Истории Русской Церкви» (1868 год). Впрочем у Макария мы не находим полной определенности в суждении: с одной стороны, для него «несомненно, что тогда признавали уже Владимира в лоне святых» (с. 95–96), но, с другой стороны, несомненно, что не только при Ярославе, но и впоследствии мощи святого Владимира не были открыты и прославлены нетлением» (с. 96). Что значит канонизация при неоткрытии мощей, трудно себе представить. Авторы XI века положительно утверждают, что Владимир еще не прославлен чудесами и что причиной тому малое усердие к нему христиан. Так, в летописи под 1015 годом мы читаем: «Дивно же есть се, колико добра сотворил (он) Русской земле, крестив ю; мы же, крестьяне суще, не воздаем почестья противу (то есть в меру) оного воздаянию... да аще быхом имели потщаше и молбу приносили Богу зань в день преставления его, вида бы Бог тщание наше к нему, прославил бы и...» Так говорить, конечно, не мог автор, писавший после церковного прославления князя. Авторы житий и похвальных слов выражают свою личную веру в его святость, неколеблемую отсутствием чудес: «Не дивимся, възлюбленеи, аще чюдес не творит по смерти: мнозе бо святей праведней не сътвориша чюдес, но святи суть» (Иаков). Это убеждение, вероятно, разделялось широким кругом православной интеллигенции. Но от личного убеждения к церковному каноническому акту – этот шаг не был сделан; какие-то нам неизвестные причины были помехой.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Плач ...Без плача не бывает очищения, а плача нет во всегдашнем развлечении. И без очищения души не бывает извещения (в спасении); без извещения же – разлучение души от тела бедственно... (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 208). ...Оплакивание грехов своих доставляет мир и спокойствие (прп. авва Исаия , 59, 47–48). Плач изгоняет все худости без тревог (прп. авва Исаия , 89, 350). ...Плачущие о злых делах и о злых своих помышлениях не снизойдут и не внидут в преисподняя земли, но будут восходить, как бы руководством к возвышению в горняя, употребляя печаль по Бозе (свт. Василий Великий , 6, 353). Источник. ...Кто производит в других скорбь о проступках, допущенных в жизни, или в познании, так что иные начинают блаженно плакать, тот творит покров плача (свт. Василий Великий , 6, 359). ...Человеку мудрому плач усладительнее смеха (прп. Ефрем Сирин , 30, 175). Источник. ...Будем плакать со страхом и трепетом, чтобы за нерадение здешней жизни не оказаться там под гневом Царя Славы и не быть отосланными во тьму кромешную (прп. Ефрем Сирин , 32, 235). Источник. Всегда, во всякое время преисполнен Он щедрот, посему плачь, как она плакала, и так же, как она, будешь исцелен (прп. Ефрем Сирин , 33, 181). Как скорбен день грешника, любезные и дорогие мои братья! Никакие уста, никакой язык не в состоянии выразить, какой суд ожидает его. Но если пробудится он, обратит взор на самого себя и с воздыханиями, скорбя и болезнуя, станет плакать, то насладится блаженством в чертоге радости и не подвергнется осуждению (прп. Ефрем Сирин , 33, 258). Источник. С сокрушением и слезно всякий должен плакать и рыдать о прегрешениях своих; но безмерно более всех нужно плакать и рыдать мне (прп. Ефрем Сирин , 33, 300). Источник. ...Очи наши да проливают слезы, прежде нежели отойдем туда, где наши слезы будут жечь тела наши (прп. Макарий Египетский , 67, 21). ...Плач есть скорбное некое ощущение утраты того, что увеселяет. Если же понят нами плач человеческий, то пусть очевидное послужит некоторым путеуказанием к незнаемому, и сделается явным, что такое плач ублажаемый, за которым следует утешение. Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010