властями Иверского м-ря принесено в дар игумену Пафнутьева м-ря: камка, куфтерь лазорева, дороги двоелишные, 10 золотых), 263, 90 (отписка 1657 г. о крестьянах Пафн. м-ря, окружавших село Щучье Иверск. м-ря); “Древности, Труды Москов. Археолог. Общ.», 1878 г., т. VII, вып. 2, исследов., 103, 107, 109, 115 (перечень вотчин м-ря в Звенигор. уезде по писцов. книг. 1593 г., 1624 и 1715 г.). 1039. Пахомиева – Спасо – Преображенская – Кенская, мужская пустынь, ныне погост Кенский Монастырь, Олонецкой губ., Пудожского у., в 138 вер. к вост.-сев.-вост. от Пудожа, на самой границе с Каргопольским у., по левому берегу р. Кены. Основан игуменом Пахомием, вероятно, во второй полов. XV ст., так как в 1508 г. принял здесь иночество преп. Антоний Сийский. Упразднен же в 1764 г. Мощи преп. Пахомия почивают под спудом в основанной им церкви. “Ист. Росс. Иер.», IV, 361; Ратшин, 16; Пушкарев, “Арханг. губ.», 36; “Памят. кн. Олон. губ.», 1867 г., Отд. III, 15; “Арханг. губ. вед.», 1848 г., 50 (Турчасово; об уходе преп. Антония Сийского); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 48, 144 (преп. Пахомий), 156, 310 (преп. Антоний Сийский); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 1003, 13 (сказано, что основатель Пахомий был учеником Антония Сийского и управлял пустынью в 1515 г.); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 346 (в 1700 г. имел крест. 6 двор.); “Акты юридич.», 92 (Купчая 1583 г. Прок. Ларионова на право выварки соли; старец Иона); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 38, 44; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 148 (в 1744 г. имела 95 душ крест.); 1878 г., III, 10, 16 (христиан. в предел. Арх. губ.), 1, 98 (ист. свед. об Антон. Сийск. м-ре). 1040. Передольский – Покровский, мужской, ныне погост Передольский, С.-Петербургской губ., Лужского у., в 34 вер. к юго-вост. от Луги, при р. Луге. В описи Передольского погоста 1581 г. говорится: «в погосте мон. Покровской пустъ на реке на Луге, воеван. А в нем церковь древена Покров Св. Богородицы, стоит без пенья, престол разорен, а свечи и книги поимали литовские люди. А звон в монастыре было клепало. Да в монастыре же 4 места келейных игуменьи сестрами, а кельи пожгли литовские люди». Отсюда видно, что первоначально он был женским. В 1628 г. в нем уже была церковь Покрова, обращенная в 1764 г. в приход. “Ист. Росс. Иер.», V, 466; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, прилож. III, 78; “Ист. статист. свед. о СПбург. епархии», вып. I, Отд. II, 16; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 31; “Известия Археол. Общ.», 1880 г., IX, 381 (остатки старины близ Передоль. пог.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

2) Знак ордена носится на правой стороне груди; при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается среди них в порядке старшинства, указанном в статье 3.1.4. 3) Планка ордена представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую муаровой лентой красного цвета с двумя белыми узкими полосами по обеим сторонам. В центре орденской планки расположен миниатюрный знак ордена. В центре знака – золотистый медальон, окруженный рубиновым эмалевым поясом. Размеры планки ордена: ширина 29 мм, высота 13 мм. На обратной стороне имеется приспособление для крепления. 4) Планка ордена может носиться на повседневной одежде и располагается в таких случаях на левой стороне груди. При наличии других орденов Русской Православной Церкви планка ордена святителя Макария, митрополита Московского, 3 степени располагается согласно перечню орденов, указанному в статье 3.3.2. 4.19.6. Орденом святителя Макария Московского награждаются священнослужители и миряне за значительный вклад в развитие церковной науки и духовного просвещения. 4.20. Положение о медали ордена святителя Макария, митрополита Московского 4.20.1. Медаль учреждена определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 17 июля 2001 года в ознаменование 2000-летия Рождества Христова. 4.20.2. Медаль ордена представляет собой четырехконечный золотистый крест с расширяющимися концами в виде свитков, окантованный выпуклым рантом и покрытый белой эмалью. В центре знака – круглый золотистый рельефный медальон с образом святителя Макария, митрополита Московского. Изображение поясное, правая рука святителя – благословляющая, в левой – Святое Евангелие. Вокруг медальона расположен пояс, покрытый рубиновой эмалью. Медальон и пояс окантованы позолоченными рантами в виде жгута. На поясе помещена стилизованная золотистая надпись: СВЯТИТЕЛЬ МАКАРИЙ МИТРОПОЛИТ МОСКОВ. (Святитель Макарий, митрополит Московский), между первым и последним словом этого надписания помещен равносторонний золотистый крест. На обратной стороне медали помещена стилизованная надпись: ЗА ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ, под которой имеется номер, зарегистрированный в Наградной комиссии. Медаль при помощи кольца соединяется с колодкой, которая имеет форму трапеции. Лента в колодке шелковая муаровая, красного цвета, с двумя белыми узкими полосами по краям. Материалы: латунь, никель, золочение, холодная эмаль. Размер медали: высота 40 мм, ширина 40 мм. На обратной стороне колодки – приспособление для крепления.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

госуд. архива стар. дел», 346 (в 1700 г. имел крест. 106 двор.); Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 212; Горчаков, “Монаст. приказ», прилож. докумен., 62, 15 (Промем. 1723 г. о колич. двор. в вотчин. и об оклад. госуд. сборов); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 146 (в 1744 г. имел 292 души крест.); 1875 г., II, смесь, 58 (в 1831 г. игум. Иосиф, а на место его назначен управлять м-рем Игнатий Брянчанинов) ; 1876 г., III, Отд. 2, 64 (воспом. архим. Пимена); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 895 (дер. монастыр. Коржу, Дорки и Корзина поставляли лошадей в 1722 г. под Государя); III, 1723 г., прилож., LXXVI, XXV (в 1678 г. имел 106 двор. крестьян, а в 1710 г. только 36); VI, 1726 г., 192 (в это время не был приписан к другому м-рю); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 282 (дозорн. книга 1616 г. вотчинных владений м-ря); “Русск. истор. Библиот.», III, 28 (празднование в Москве около 1634 г. день 30 сент. Григорью Пелшемскому; трезвон сред- ний, а поют с полиелеосом по уставу); IV, 849 (Палинодия, 1621 г.; память преп. Григория, иже на Пелшме, Вологодского нового чудотворца, ученика св. Дионисия Глушицкого, 30 сент.). 910. Лужецкий – Рождество – Богородицкий (неправильно Луцкий), мужской, 2-го класса (с 1764 г.), Московской губ., Можайского у., в ½ вер. к сев. от Можайска, на возвышенном месте правого берега р. Москвы. Основан в 1408 г. иждивением Вел. кн. Андрея Димитриевича, сына Димитрия Донского, и трудами преп. Ферапонта, основателя Новгородского Ферапонтова-Белозерского монастыря, преставившегося в 1426 г. 27 мая, в каковой день чтится его память. Мощи преподобного почивают под спудом в церкви во имя преп. Ферапонта Можайского. Здесь был архимандритом Макарий, поставленный в 1526 г. на кафедру Новгорода, а в 1542 г. избранный на митрополию. “Можайский Лужецкий второго класса монаст.», Москва, 1888 г., с видом; “Ист. Росс. Иер.», V, 26; Ратшин, 230; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 111; “Опис. монаст.», 1817 г., 65; Проценко, “М-ри в России», 34; Ключевский, “Жит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Заметка об одной старопечатной книге Из дневника наместника Экебляда. Гётеборг. 1762 г. Перевел с Шведского и сооб-щил Д. Чл. А. Чумиков Мирный договор о рубеже между Швецией и Новгородом, заключенный в цар-ствование Короля Магнуса Эриксона 8 сентября. Перевел с Латинского и сообщил Д. Чл. А. Чумиков Письмо Новгородского архиепископа Амвромия Юшкевича к Архангельскому ар-хиепископу Варсонофию в 1742 году. Сообщ. Д. Чл. Макарий епископ Архангельский Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1880. Апрель-Июнь. Книга вторая Послание многословное. Сочинение инока Зиновия. По рукописи XVI в. (с прило-жением двух снимков). Труд Д. Чл. Андрея Попова. I-XX; I-V Из бумаг Московского Митрополита Филарета. Сообщ. Д. Чл. Архимандрит Гри-горий Материалы для истории Архангельской епархии. Сообщ. Д. Чл. Нил Ал. Попов Розыск о Моисее Чурине и о волшебных его письмах, производившихся в Архан-гельске и Холмогорах в 1724 году. Сообщил Д. Чл. Нил Ал. Попов Куранты или вестовые письма 1655 и 1665 годов. Сообщил Д. Чл. И.Е. Забелин Новые сведения о Троицком списке Несторовой летописи, погибшей в Москов-ском пожаре 1812 года. Д. Чл. Архимандрита Леонида Заметка о Мирном Договоре Шведов с Новгородцами в 1323 году. Д. Чл. И.Е. За-белина Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1880. Июль-Сентябрь. Книга третья Историческое описание Красногорского монастыря. Сообщил Макарий, епископ Архангельский и Холмогорский Хронологическое обозрение русских книг Монастырские столовые обиходники Записка об Архангельском кафедральном соборе Записка об Онежском крестном монастыре Последние дни Князя Василия Лукича Долгорукого в Соловецком монастыре Последние дни Графов Петра и Ивана Толстых Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1880. Октябрь-Декабрь. Книга четвертая Авраамий Палицын. Исследование Сергея Кедрова Материалы для русской библиографии. Хронологическое обозрение редких и за-мечательных русских книг XVIII столетия. Выпуск 2-й (продолжение). Составил Н.В. Гу-берти

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

на 1861 г.”, 272, 273; на 1873–74 год., 210; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 576, 4; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1863 г., I, Отд. 1, 1 – 69 (подробн. опис.); 1865 г., IV, смесь, 106 (Обозр. старопеч. книг; игум. Макарий 1584 г., Филарет 1649 г.), 107 (строит. Онисифор Псковитин 1622 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 1962 (писцов. и межев. книга 1688 и 1689 г. вотчины м-ря в сельце Ильинском с деревн. и пустошами); II, 3246 (межев. кн. 1694 г. вотчинн. земли в селе Варваренке Желоховского стана). 579. Яблочинский – Онуфриевский , мужской, 1-го класса, Седлецкой губ., Бельского у., в 40 вер. к юго-вост. от Белы и в 2 вер. от села Яблочно, на острове р. Буга. В грамоте 1407 г. Владислава Ягаило, данной владыке Перемышльскому Афанасию, упоминается, между прочим, м-рь св. Онуфрия. Достоверно же существовал в ст., как об этом упоминается в грамоте короля Сигизмунда I в 1522 г. и, как кажется, основан православными вельможами Богушами, которые пользовались большею известностью в XV и XVI ст. По преданию, основание м-ря положено по случаю явления иконы св. Онуфрия, приплывшей по реке к месту самого м-ря. Замечательно, что этот м-рь, находясь среди враждебного католицизма, вводившего повсеместно унию, остался верным во все время, несмотря на гонения, православию. По присоединении края он был положен во 2-м классе, а в 1882 г. по вниманию к его древности и важному значению в крае, как памятника непоколебимой твердости к православной вере и рассадника первоначального образования для детей всякого звания в духе православия и русской народности, он возведен на степень 1-го класса, при чем на содержание братии пожаловано в 1886 г. по 1.865 руб. в год. При м-ре находится двухклассное училище. “Собр. узак. и распор. правит.”, 1882 г., 66, ст. 960; 1886 г., 13, ст. 138; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1882 г., 58; 1884 г., 238; 1885 г., 192; Батюшков, “Холм. Русь”, 41, 83, 104, 107, 118, 129, 134, 156, 157, 164, 185 (вид м-ря), прилож., 31 (объясн. к рисунк.); “Холмский греко-униат. месяцеслов на 1870 г.”, ч. II, 95 (с разн. грамот.); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 172; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. показан в числе благочестивых Подлясских); “Памятн. кн. Витеб. губ. на 1865 г.”, 180 (грам. короля Яна Казимира, данная на Варшав. сейме 1650 г. о возвращ. м-рей и церквей православным; под именем Онуфриевского значился в Перемышльской епархии); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей; назван Jebloczenski).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

345 В след за нашими светскими историками и в моей статье повторена ошибка, будто день, выбранный Лжедимитрием для брака, был незаконен. Пользуюсь случаем исправить эту ошибку, своей статьи: «Игнатий, назвав патр. Москов.», «Странн». 1881 г. III кн. 216 стр. См. . 1 –2 «Христ. Чт.» за текущий год, прим. 4 к стр. 141 нашей статьи. 349 См. Петрея Истор, о вел. кн. Моск. 209–210 стр. Макар. Истор. р. ц. X, 114 стр. Сказан. Соврем. о Дим. самозв. I, 58 и 313 стр. 357 Русские люди отличались любовию к молитве. Царь и именитые бояре каждодневно выслушивали полуношницу, утреню и обедню. По количеству вычитываемых ежедневно молитв, говорит Вармундт, русские превосходили некоторых святых. Крестным знамением они осеняли себя почти непрестанно, без него они не могли дать шагу из дому, не смели ничего взять в рот. Сокол., Отнош, протест, к Рос. в XVI и XYII в., 236 стр. Макар. III, 320 и 321 стр. 361 Сказан. Соврем. о Дим. самозв. I, 58 стр. Кстати Велевицкий говорит, что еще в пятницу были приготовлены мясныя кушанья (Прил. к записк. Жолк. 169 стр.), а Бер об этом вовсе не упоминает. 362 В Погодин. хроногр. сказано: «А креста Христова тот вор на себе не носил». Изб. Поп. 417 стр. 363 Книг. былин Авенар. 336 стр. Говорят, Лжедмитрий велелъ полякам «честные кресты носити на поясах и ниже пояса у колена» («Сказ., еще содеяся» 19 стр.). Какая цель такого приказания? 368 Полн. собр. р. лет. V, 37 стр. Как мы знаем, преосв. Макарий говорит, что Лжедимитрий «посещал православные церкви» (X, 112); а по словам преосв. Филарета, самозванец не делал этого, «даже и в праздники». (Сокр. ист. 199 стр.) Следовательно?!. 382 Макар. X, 92 стр. В одном хронографе низвержение Иова представляется делом не самозванца, а каких-то «человек суровейших» (Изб. Поп. 415 стр). 383 Лжедимитрий указывал, что Иов вместе с другими москвичами признал его законным государем (см. Собран. гос. гран. и догов. II, 89. Акт. арх. эксп. II, 35). Преосв. Макарий думает, что «это была или намеренная ложь, чтобы сильнее подействовать на народные толпы, или, может быть, не намеренная: самозванцу могли сказать прибывшие из Москвы, что и патриарх присягнул ему, и самозванец легко мог поверить приятной вести, пока не узнал истины. По крайней мере, в следующих своих грамотах (от 11 и 12 июня] Лжедимитрий говорит лишь о том, что ему целовали крест бояре в прочие, а о патриархе Иове и об архиереях вовсе не упомянул» (X, 93–94 стр.). Не странно ли? В один и тот же день (11 июня) самозванец уверял, что Иов признал его законным государем и будто бы отказывался от такого уверения. Когда же он «узнал истину»?.. Неправду говорит один хронограф (Из. Поп. 329), будто Лжедимитрий «будучи на Московском государстве» сослал Иова «в заточение».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

2976 Сборн. Новг. библ. в лист. 528. Л. 226 (16). Снес. оглавл. Макар. Чети-Минеи за июль, в Чтен. Моск. истор. общ. Год III. 4. Отд. 4. С. 66 (271). 2977 Новг. Соф. библ., Чета-Мин. Макар, за октябрь под 26 числом. Л. 417 (1) – «Григория, архиепископа Российского, Слово похвальное святому и славному великомученику и мироточцу Димитирию». 2978 а) Новгор. Соф. библ. 525 (16») – «Григория, мниха, игумена обители Пантократоровы, похвально Слово святым великомученикам четыредесятым»; б) библ. Толст. Отд. 2. 205 (95) – «Слово Григория Российска св. великомученикам четыредесятым». 2980 В Слове об отцах, в посте просиявших, Самвлак говорит: «Мы, понеже тех (отцов) память наста и понеже прежде малых лний вам о иноческом беседующе житии, обещахомся и о сих пробеседовати, ныне да исполним». 2981 Слова о иноческом житии и митрополиту Киприану известны только по списку Москов. Синодал. библ. 384 (60), а Слова об усопших и патриарху Евфимию – только по списку библиот. Толстов. Отд. 2. 205 (95). 2982 Словом «О пяти днех» названо оно в списке Моск. Синод. библ. 384 (60) и названо потому, как объяснено там же, что «сие Слово чтется до пяти дней Рождества Христова». А в рукописной Чети-Минее Моск. Дух. Акад. оно обозначено так: «Слово о Божественных Тайнах, яко достоить причащающемуся испытовати себе, и о еже непамятазлобствовати» . 2983 Златоуст. Слово в похвалу Филогонию, in Орр. Т. 1. Р. 492. Ed. Montfaucon. Paris, 1718 (441). 2984 Библ. Толст. Отд. 2. 402 (118) – «Слово в субботу сыропустную, похвала преподобным и богоносным отцем, иже в посте просиявшим, списано преподобным отцем Григорием, игуменом обители Пантократоровы». Читать далее Источник: История Русской церкви/Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. - Москва : Изд-во Спасо-Преображен. Валаам. монастыря, 1994-./Кн. 1. - 1994. - 406, с., л. ил.; Кн. 2. – 1995. - 702, с., л. ил.; Кн. 3. – 1996. – 702, с., л. ил.; Кн. 4. Ч. 1. - 1996. - 590, с., л. ил.; Кн. 4. Ч. 2. – 1996. - 468 с.; Кн. 5. – 1996. - 559 с., л. ил., факс. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

См.: Smдhlin. 1; Kljutschevskij. 2 (1925); Platonov. Geschichte RuЯlands (1927); Пресняков. Образование (1918); Ьbersberger H. Цsmerreich und RuЯland seit dem Ende des 15. Yahrhunderts (1906); Forstreuter K. РгеиЯеп und RuЯland im Mittelalter. Die Entwicklung ihrer Beziehungen vom 13.–17. Jahrhundert (1938); Барбашов А. Витовт. Последние двадцать лет княжения (1891). Smдhlin. 1. 216 и след. Еще: Греков Б. и Якубовский А. Золотая Орда. Очерк истории улуса Джучи в период сложения и расцвета в XIII и XIV в. (1937); Spuler B. Die AuЯenpolimik der Goldenen Horde, в: Jahrbuch fьr Geschichte Osteuropas, 5 (1940); idem. Die Goldene Horde (1941) (с богатой библиографией); моя работа «Zur Geschichte der russischen Ostpolitik des 15. und 16. Jahrhunderts», в: Jahrbuch fьr Geschichte Osteuropas. 6 (1941). S. 55–84. Об отношении татарских ханов к Русской Церкви: Приселков М. Ханские ярлыки русских митрополитов (1916). См.: Приселков М. Очерки церковно-политической истории Киевской Руси X–XII вв. (1913); Пресняков. Образование; Соколов Д. История разделения Русской митрополии (1900); Соколов П. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. (1913); Макарий. 5–6 (соответствующие главы). Соколовский. Участие (1902); Пресняков. Образование; Макарий. 6; Дьяконов. Власть москов. государей (1889). Политика митрополитов, направленная на поддержку государственной власти, выражена и в тех летописных сводах, которые были составлены при митрополичьей кафедре; см.: Приселков М. История русского летописания XI–XV вв. (1940), в особенности с. 149–155, 162; Шахматов А. Общерусские летописные своды XIV и XV вв., в: ЖМНП. 1900. 9–10, 11; Пресняков А. Летописное дело XIV–XVI вв., в: История русской литературы до XIX в. Изд. А. Грузинского. 1 (1916). Ziegler A. Die Union (1938), здесь приведена литература вопроса; ср. рецензию: Philipp W., в: Jahrbuch fьr Geschichte Osteuropas. 5 (1940). S. 213 и след.; кроме того: Шпаков А. Государство и Церковь (1904), данной работы у Циглера нет.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

Аргости (вып. 5, стр. 124) Никсар (вып. 5, стр. 127) Токат (вып. 5, стр. 127) Енихан и Сивас (вып. 5, стр. 131) Улаш и Кангал (выгт. 5, стр. 135) Деренде и Альбистан (вып. 5, стр. 137) Зейтун (вып. 5, стр. 140) Мараш (вып. 5, стр. 141) 21 апр. Алеппо 21 июня Хана 1 июля 1659 г. Дамаск 4 «Выходы Государей царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михайловича, Феодора Алексиевича, всея Русии Самодержцев». (с 1632–1682 г.) М. 1844 г., (печатано) в типографии Августа Семена. 8 «Очерки народной жизни в Малороссии во второй половине XVII ст.» О.Л. Киевская старина. 1901 г. 15 Акты Москов. Госуд., т. I, 135 и 424; т. II, 343; т. III, 622. Русск. Ист. Библ., т. VIII, 10; VI, VII, XVI, 2. XVIII, 1–3. В. Ключевский . «Сказания иноземцев о Московском Государстве». 1866 г., стр. 106. 20 См. об этом в Древностях Восточн. Имп. Моск. Археол. Общ. 1891 г. т. I. вып. 2: О рукописном сборнике XVII века на разных восточных языках из собрания графа A. С. Уварова (вып. V, стр. 192) 23 «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в полов. в., перев. Г. Муркоса. М 1896, вып. I, стр. 2. 25 Патриарх Макарий дважды приезжал в Россию. Путешествие его для собирания милостыни (вып. 1 во введений, стр. II), длившееся с 1652–1656 гг. считается первым. Во второй раз он приезжал ровно через десять лет. В 1666 г. по приглашению царя Алексея Михайловича патр. Макарий вместе с Паисием, патриархом Александрийским, прибыл к нам для суда над патриархом Никоном . 26 Древняя и Новая Россия (исторический иллюстрированный ежемесячный сборник). 1878 г. (IV г. изд.), т. 1, 1, стр. 87–88; ср. Труды Киевск. Дух. Акад. 1874 г. июнь, стр. 442; см. вып. V, стр. 178. 27 Чтения в Моск. О-ве любител. духовн. просвещения. M. 1871 ср. введение. перев. Муркоса, стр. 3. 32 Отрывок этот взят из предисловия переводчика, где автор вначале поместил автобиографию Павла Алеппского. Архидиакон Павел, уроженец города Алеппо, родной сын патриарха Макария. Родился он приблизительно или в конце XVI в. или в самом начале XVII столетия. Лишившись рано матери, архид. Павел воспитывался при отце, которого горячо любил, пользовался особою дружбою и расположением отца. «Постоянною пищею моею, – говорит он, – были его [патриарха] живительные слова, а питанием – его сладкие, назидающие поучения; я следовал всем его приказаниям, и никогда от него не разлучался» [Чтения в Моск. О-ве любителей дух. просвещ. М. 1871; cp. 1 вып., стр. 1].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и т. д. (Ж. М. Н. Пр., 1892 г., февраль, стр. 410, 382). 1818 Примеры: суд над м. Исидором, низложение и заключение его в темницу; суд над рязанским епископом Касьяном, ростовским архиепископом Давидом (Москов. соборы на еретиков XVI в. в Чт. Общ. Ист. и Др„ 1847 г) и др. 1824 См. послание Иосифа к архим. Митрофану, (Чт. Общ. Ист. Др., 1847, 1). Интересно, что академик E. Е. Голубинский находит возможным утверждать, ссылаясь на это именно послание, что великий князь сделал так, как обещал пр. Иосифу; „само собою должно быть предполагаемо сделанным то, что великий князь обещался пр. Иосифу сделать (послание Иосифа к Митрофану)“ (Ист. Рус. Церк., т. II, стр. 582, примеч. 2). Но ведь послание Иосифа к архимандриту Митрофану, княжескому духовнику, и вызвано было тем, что в. князь ничего не исполнил из того, что обещал игумену относительно розыскания еретиков в Новгороде и других городах; это общий тон послания! Иосиф потому и пишет Митрофану, что в нём видит последнее средство побудить вел. князя „обыскати еретиков:“ „Ино, господине, Государю Великому Князю в том прощении (митрополит и владыки простили его за то, что он не преследовал еретиков) нет пользы, кое слово прощается, а делом ие поженет ревностью о Православной Вере Христианской, еретиков не велит обыскивати“. „Ино, господнне, тебе о том (преследовании еретиков) Государю Великому Князю пригоже, да и должно, поминати“. Конец послания; „И ты, господине, потщися вседушно Государю подокучити, оставив все дела“... „А только ты, господине, о том деле не попечешеся, ни донесеши до Великого Князя, ино, господине. на тебе того Бог взыщет“. „Да каково, господине, будет о том Государское попечение, и ты бы, господине, ко мне пожаловал писал, и аз тебе, господину, челом бью“. 1825 М. Макарий в качестве косвенного доказательства еретичества митрополита указывает на то обстоятельство, что имя его пропущено в синодиках, по которым совершалось поминовение русских митрополитов и других иерархов в неделю православия (Ист. Рус. Церкв., т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010