1140. Саввин – Сторожевский – Рождество – Богородицкий, мужской, 1-го класса (с 1764 г.), Московской губ., Звенигородского у., в 1½ вер. к зап. от Звенигорода, на горе Стороже левого берега р. Москвы, при впадении в нее рч. Разварни. Основан во второй половине ст., около 1380 г., по просьбе и иждивением кн. Звенигородского Юрия Дмитриевича духовником его и учеником св. Сергия Радонежского преп. Саввою, преставившимся в 1407 г. 3 декабря, в каковой день чтится его память. Мощи преподобного, обретенные в 1652 г., открыто почивают у южных врат в соборе Рождества Богородицы, современном постройкою времени основания. С. Смирнов , “Истор. опис. Саввино-Сторожев. монастыря», Москва, 1846 г. (с ссылками на исторические источники); изд. 2-ое, испр. и дополн. 1860 г.; Кн. Н. С. Голицын, “Саввин-Сторож. м-рь», брош. в 15 стр. из Журн. “Странник», 1879 г., 11; “Саввино-Сторож. м-рь близ Звенигор.», Москва, 1887 г., с видами; “Ист. Росс. Иер.», II, 548; VI, 2; Ратшин, 218; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 109; “Опис. монаст.», 1817 г., 94; “Свед. о существ. в Росс. лавр. и мон.», 131; Проценко, “М-ри в России», 44; “Словарь ист. о свят.», 235; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ. 1787 г.», 194; “Церковно-ист. месяцеслов св. Тр.-Сергиевой лавры», 21; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1842 г., 96 (надел. лесом); 1847 г., 8 (освящ. новой сени над мощами); 1877 г., 25 (устр. госпит. на 12 ранен.) “Оренб. губ. в.», 1852 г., 29 (Жалов. грам. 1662 г. на Уфим. рыбн. ловли); “Москов. губ. в.», 1847 г., 18–26 (Смирнов, “Ист. опис. м-ря»); 1858 г., 34–35 (К–н, “Савинско-Сторожев. м.»), 48–52 (дополнение к предыдущему опис.); “Пут. по св. мест. Русск.», I, 171; “Ист. стат. опис. Смолен. епар.», 343 (село Рупосово); Ключевский, “Жит. свят.», 248, 462; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 198; V, 59; VII, 447 (житие преп. Саввы); “Воспом. о посещ. свят. Москов. Госуд. Наслед.», 1838 г., 31; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 84, 208 (преп. Савва); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 166, 8; “Архив ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

752. Высокопетровский – Петропавловский или Петра Высокого, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), в гор. Москве, в Белом городе, у Петровских ворот. Основан в XIV ст. на месте, где было селение Высоцкое или Высокое, принадлежавшее боярину Кучке. В 1377 г. упоминается настоятель Петровского м-ря в Москве архим. Иоанн, сопровождавший Митяя в Константинополь, и первый начальник общему житию на Москве. В 1505 г. он перестроен Вел. кн. Василием Иоанновичем, причем назван Петровским на Высоком, в честь св. Петра Митрополита, мощи которого были обретены незадолго перед этим. Ив. Зах. Крылов, “Достопам. могилы в Москов. Высокопетр. м-ре, с рисунком», М., 1841 г.; Архим. Григорий, “Высокопетр. м-рь в Москве», М., 1873 г.; “Ист. Рос. Иерарх.», II, 124, 566; V, 526; Ратшин, 225; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 99; “Опис. монаст.», 1817 г., 30; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.», 1787 г., прибавл., 41; “Москов. губ. в.», 1841 г., 31 (в 1678 г. имел 519 дв. крест.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 172, 10; Проценко, “М-ри в России», 20; “Дополн. к Акт. истор.», IX, 107 (Роспись жалованья 1677 г., стр. 328); X, 15 (Разряд. запис. 1682 г. о венчан. на царство Иоанна и Петра Алекс.; назван просто Петровский); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 2 руб.); “Прибавл. к церковн. вед.», 1888 г., 45 (Архим. Вениамин); Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 69, 191; “Временник Общ. ист.», 1852 г., XII, смесь, 42 (Письмо архим. Моисея к кн. Вас. Вас. Голицыну); Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», II, 338, 147 (Купчая 1461 г. на селище Мариченское; игум. Петр); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. документ., 43, 3 (Ведом. 1735 г. о числе монахов, коих положено в м-ре 71); “Чтения в И. Общ. ист.», 1858 г., IV, Отд. 2, 41 (Нашеств. франц. 1812 г. при архим. Иоанникие, после него архим. Лаврентий); 1860 г., III, Отд. 1, 141 (в 1744 г. имел 5.998 душ. крест.); 1862 г., II, Отд. 1, 111 (архим. Леонид с 1722 г., архиеп. Крутиц.); 1865 г., III, смесь, 32 (в 1731 г. дано при погреб. цар.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

2) Греческие грамоты в архиве министерства иностранных дел за 1654–1662 и 3) Греческие грамоты на славянском языке – там же и за те же года. 4) Деяние московского собора, бывшего в царских палатах в 1654 г. Изд. братства св. Петра митрополита, М. 1873. 5) Переписная книга домовой казны патр. Никона 1658 года. Напечатана в 15 кн. «Временника москов. общества истории и древностей российских» за 1852 г. стр. 107 и след. 6) Записки отделения русской и славянской археологии московск. археологического общества. Т. П. Спб. 1861. Т) Опись книгам синодальной [патриаршей] библиотеки, произведенная в 1686 году. Рукопись 98 [по указателю Саввы] моск. синод. библиот.; – напеч. в «Чтениях московек. общ. истор и древностей российских» 1846 года. Кн. V. 8) Accurata codicum Graecorum manuscriptorum Bibliothecarum Mosquensium sanctissimae Synodi notitia et recensio in 8 9 . – Lipsiae. 1805. Fr. Matthaei. Кроме того, вам весьма нужно бы было иметь «Новый Завет» на греческ. языке изд. Fr. Matthaei же – рижское 1782 г., но которого, к великому нашему сожалению, не оказалось ни в румянцевской публичной библиотеке, ни в епархиальной – при Петровском монастыре. 9) Горский и Невоструев. Описание славянских рукописей моск. санод. библиотеки. Т. I–V. 10) Саввы архим. Указатель рукописей (греческих и славянских) патриаршей библиотеки. 2 изд. М. 1858 г. 11) Описание некоторых славянск. рукописей патр. библиот. Ундольского в «Чтениях общ. истории и древностей российских» за 1867 г. Книжка II. 12) Историч. описание москов. Воскресенского, новый Иерусалим именуемого, монастыря. Архим. Леонида. М. 1876. 13) Описание воскрес. новоиерусалим. библиотеки. Архим. Амфилохия. М.1876. 14) Макарий, митр. московский, История русской церкви. Т. Остальные пособия будут указаны в своих местах. Май, 1882 г. 1 Сообщаются, правда, еще сведения и в некоторых статьях, помещённых в духовных журналах, – но сведения 1) неверные и 2) заимствованные опять только из предисловия к служебнику, изданному в 1655 году. 2 Троицкий Богоявленский монастырь находился в московском кремле, на месте теперешнего арсенала –около троицких ворот.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

1985 . Рождество – Богородицкий – Болахнинский, мужской, ныне село Болахна, Тульской губ., Богородицкого у., в 6 вер. к сев.-вост. от Богородицка по дороге в Епифань, при рч. Малой Сукромне. Существовал в XVI ст. и в 1571 г. о нем говорится: «Слобода Болахнинская, на р. Сукромне, под Сукроменским лесом, а в той слободе был монастырь Рождество Преч. Богород., и тот монастырь и кельи сожгли крым­ские люди в приход Крымского царя в 79 г. (т. е. 1571 г.), а старцов всех крымские люди побили, а иных в по­лон поймали; осталась на м-ре 1 келья да бойница дубовая рубленая в 1 сте­ну и проч.». Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 1588. 1986 . Рождество – Богородицкий на Голутвине, мужской, ныне приход. церковь св. Николая в Голутвин­ской слоб. в Москве с настоящим пре­столом во имя Рожд. Богородицы. Уже существовал в XV ст. и в духовной грам. Вел. кн. Ивана Васильевича около 1504 г. читаем: «А сыну своему Андрею даю на Москве за рекою слободку Ко-лычевскую, да монастырь Рождество Пре­чистой на Голутвине». Ратшин, 278; “Про- долж. древн. Вивлиоф.”, 1789 г., V, 71 (духовная); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1874 г., т. IV, вып. 3, исследов., 163 (замечат. предметы в Москов. церквах). 1987 . Рождество – Богородицкий – Мильчанский или Мильчевский, мужской, ныне село Мильча, Волынской губ., Дубенского у., в 15 вер. к юго-зап. от Дубно. Нет сомнения, что уже существовал в XVI ст., так как сохранилось дело 1602 г. о пере­уступке помещиком Яковом Шкодою Мильчан. м-рю имения Дорошнок. В 1710 г. игум. м-ря Кирилл Жуковский подписал акт избрания Кирилла Шумлянского в еписк. Луцкие. “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 6 (опис. м-ря); “Архив юго-зап. России”, ч. 4, т. I, 361, СХ (акт избрания Шумлянского). 1988 . Рождество – Богородицкий в Передках, мужской, ныне село Передки, Новгородской губ., Боровичского у., в 8 вер. к вост. от Борович, Новоселицкой вол., при рч. Быстрице. Несомненно существовал в первой по­ловине XVI ст., чтó свидтельствует надпись на колоколе, гласящая, что он отлит в 1539 г. в дом Пресв. Бого­родицы честного и славного Ее Рожде­ства в Монастырь в Передки. По опи­си 1581 г. в нем значилось: « церковь Рождество Пречистой, древяная. А в церкви образы и свечи, и книги, и ризы, и колокола и все церковное строенье при­ходные старых помещиков». В остав­шейся церкви находятся древние чтимые иконы Рожд. Богородицы и Божией Ма­тери Умиления. Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож. XI, 299; “Памят. кн. Новгород. губ. на 1858 г.”, прилож., 25; “Опис. Св. Духова Борович. м-ря”, 20; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 28; “Временник Общ. ист.”, 1856 г., XXIV, За­пись о ружн. церкв. и м-рях 1577–89 г., 39 (игум. Варлаам).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1205. Сретенский, мужской, заштатный (с 1764 г.), в гор. Москве, в Белом городе, близ Сретенских ворот. Основан в 1395 г. при Вел. кн. Василие Дмитриевиче на древнем Кучковом поле, подле существовавшей церкви преп. Марии Египетской, около которой был встречен чудотвор. образ Владимирской Божией Матери, перенесенный из гор. Владимира в Москву для ограждения и защищения столицы от войск Тамерлана. Из Успенского Москов. собора сюда совершаются 2 крест. хода: один 26 авг. в память принесения иконы Богоматери и другой 23 июня в вечную благодарность за вторичное избавление Москвы от нашествия татар. В соборном храме во имя Влад. Божией Матери, существующем с 1679 г., обращает внимание крест (вышина 10 арш. 14 верш.) с предстоящими Бож. Матерью и ап. Иоанном Богословом; он резной работы, сделан Шумаевым и поставлен здесь в 1761 г. Архим. Серафим, “Москов. Сретенский м-рь», М., 1885 г., с рисунк. 2 видов: Сретен. м-ря и Успен. соб., с историч. очерком г. Токмакова и приложениями (в конце помещен библиограф. указатель); “Ист. Росс. Иер.», VI, 287; Ратшин, 237; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 101; “Опис. монаст.», 1817 г., 105; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.», 49; “Книга степенная», I, 555 (о поставлении церкви и монастыря, идеже сретиша чудотв. образ Богоматери); “Москов. губ. в.», 1841 г., 18 (крестн. ходы); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 211, 24; “Дополн. к Акт. истор.», V, 26 (Выходы патриар. 1666 г.; стр. 106 праздник Сретения, стр. 125 праздник Марии Египетской); IX, 46 (Разрядн. книга 1678 г., стр. 110, крест. ход), 107 (Роспись жалованья 1677 г., стр. 322); X, 15 (Разряд. заппс. 1684 г. о венчании на цар. Иоанна и Петра Алекс.); Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 192, 262; VIII, 50; “Временник Общ. ист.», 1853 г., XVII, Новый летописец, 165 (игум. Ефрем послан в Польшу к митр. Филарету Никит.); 1855 г., XXII, смесь, 23 (крестный ход 26 авг. 1674 г.); 1856 г., XXIV, Чиновн. патр. Иоакима 1675 г., 79 (крест. ход 21 мая); “Чтения в И. Общ. ист.», 1858 г., III, смесь, 9, 41 (Пожар 1737 г.); IV, Отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

681. Брусенский – Успенский, женский, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Коломне, Московской губ. Основан, как видно из высеченной надписи, в 1552 г. при царе Ив. Вас. и Колом. еп. Феодосии. В описи 1577 г. сказано: «Внутри городе у Пречистые у брусеные в м-ре церк. Успенье Св. Богор., камена,... На монастырь всходя, ворота святые, городба около м-ря замет; а на м-ре трапеза камена почета делать, а не свершена, да под нею хлебня да поварня, да против трапезы 2 кельи игуменских, да 14 келей, а в них 13 старцев». Таким образом, первоначально был мужским, когда обращен в женский неизвестно. “Ист. Росс. Иер.», III, 458; Ратшин, 261; Проценко, “М-ри в России», 14; “Опис. монаст.», 1817 г., 18; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.», 352; Бакмейстер, “Топограф. извест.», 1771 г., 53; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1851 г., 16 (разреш. построить церковь ); “Москов. губ. в.», 1851 г., 51 (Очерк ист. г. Коломны); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 231, 38; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 16; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.», I, Отд. 1, 306 (подроб. опись м-ря 1577 г.), 453 (влад. в Скульнев. стане Коломен. у.), 471 (вотч. в Левичин. стане Колом. у.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1874 г., II, смесь, 3 (Храмозд. грам. 1761 г. игумении Александре на постр. церк. Казан. Бож. М.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VI, 1726 г., 71 (прошение гор. Коломны бургомистра Ушакова о неприписке м-ря к Успенскому Тульскому; в это время в м-ре было 2 церкви, кам. и дерев., 30 монахинь, из коих игум. Александра и 8 монахинь переведены в Тулу). 682. Бунарев – Алексинский, иначе Бундырев или Болдырев, мужской, ныне село Бундырево или Болдырев Монастырь, Тульской губ., Алексинского у., в 6 вер. к сев.-вост. от Алексина, на правом берегу р. Оки. Уже существовал в XVII ст.; в делах Архива Мин. Ин. Дел 1623 г. назван Алексинского у. Вознесения Господа и Благовещения Преч. Богородицы и Великого Чудотв. Николы Бунарева монастырь. В 1626–30 год. им управлял строит. Герасим. В 1665 г. приписан к Крутицкому архиер. дому; в 1764 г. упразднен. Афремов, “Ист. обозр. Тульск. губ.», 68; Токмаков, “Справоч. указ. ист. матер. русской церкви», вып. I, 17, 2; “Тульск. губ. в.», 1844 г., 12; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 797, 9; “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, Отд. 2, 3 (строитель м-ря иеромон. Герасим составлял в 1690 г. перепись окладн. книгам гор. Алексина Николаев. попа Семиона Иванова), 5 (игум. м-ря Герасим в 1698 г. произвел межеванье земли церкви Никол. чудотв. в селе Изволе).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

для стат. Росс.», 1841 г., I, 89; “Опис. монаст.», 1817 г., 24; “Словарь ист. о свят.», 102; Проценко, “М-ри в России», 16; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 192 (год основания показан около 1387 г.); “Владимир. сборн.», 1857 г., 160; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.», 1787 г., прибавл., 54; “Книга степенная», II, 21, 166, 244; “Книга степенная», I, 509 (в мале сказание о блажен. Вел. кн. Евдокии, во инокинях Ефросинии), 510 (о поставлении св. церквей, и начало Вознесенского мон.); “Владим. губ. вед.», 1852 г., 32, 36, 37 (Монастыр. вотчина, село Ставрово); 1863 г., 4 (писцов. кн. 1659 г. мон. сел Борисовского, Ставрова и Брутовского); “Твер. губ. в.», 1854 г., 5 (две цар. грам. 1672 г. по делам о вотчине Застолбской); “Москов. губ. в.», 1841 г., 31 (статист. опис. XVIII ст.), 36 (воспом. о домах и дворах некотор. князей); 1850 г., 47 (влад. м-ря в Волоколам. у.); “Калуж. губ. в.», 1856 г., 11 (владения м-ря в Мещов. у.); “Церковн. ведом.», 1889 г., 30, прибавл., 897 (пятисотлетие м-ря; сказано, что основан в 1389 г.), 31, прибавл. 913 (описание м-ря из “Путеш. по св. мест. русским»); “Пут. по св. мест. Русск.», I, 273; Иером. Иосиф, “Кратк. свед. о Москов. собор. и м-рях находящихся в Кремле», 1872 г., 20; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 75, 191 (преп. Евфросиния); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 223, 30; “Акты Археогр. Эксп.», III, 164 (Ц. гр. 1625 г. патриар. Филарету о подчинении его суду церквей и управе м-рей); “Акты истор.», III, 140 (Ц. послушн. гр. 1626 г. слободы Василевой старост., целовальн. и крестьянам, пожалованным в отчину м-рю; игум. Евфимия Полтева); “Дополн. к Акт. истор.», I, 131 (Расходн. кн. 1584 г.; сказано: «дано в м-рь к Возн. Хр., что в Старом большом городе у Фроловских ворот, полпуда ладону), 84 (Гр. 1640 г. на Вагу; поп Юрий); III, 119 (Акты 1654 г. о моров. поветрии, стат. умерло 90 стариц, живых 38); V, 26 (Выходы патриар. 1666 г., стр. 107, богослуж. на праздн. Вознес.; стр. 111, панихида по царице Евдокии Лукьяновне и обедня; стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

известие о Москов. Академии); 99 (архим. Антоний Зыбелин, с 1770 г. еписк. Арханг.), 103 (в 1778 г. назначен архим. м-ря ректор Дамаскин Руднев, а в 1782 г. хоротонисан на Севскую епар.), 148 (исповедание веры игумена м-ря Палладия Роговского, 1698 г.), 198 (надписи, находящиеся в м-ре); XIX, 410 (архим. Геннадий Кратинский, с 1768 г. еписк. Переслав.); “Переписн. книги Москвы», I, 12 (по описи 1626 г. на Никольской ул. Спасский м-рь с кам. церк. Нерукотворен. образа, а в 8 саж. от нее дерев. церковь у свят. ворот и 1½ саж. до келей); IV, 60 (перепись 1739–45 г. дворов и мера земли разн. чинов людей, живущих на принадл. м-рю земле, что за Петров. ворот., за Земл. городом); 1638 г., 16 (на Никольск. Боль. мостовой ул. у иконного ряда м-рь Спасский, а на м-ре живут в избах разн. чинов люди из оброку; далее перечень их). 803. Зачатейский – Алексеевский, женский, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Москве, близ Пречистенских ворот, между р. Москвою и улицею Остоженкою. Основан около 1360 г. св. Алексеем Митрополитом для сестер своих Иулиании и Евпраксии; после пожара в 1514 г. переведен в Каменный город, в Чертолье (см. Алексеевский-Зачатейский, I, 10), но в 1623 г. возобновлен царем Федором Иоанновичем, по желанию царицы Ирины Феодоровны, и по собору во имя Зачатия св. Анны, где ныне покоятся вышеозначенные сестры св. Алексея, стал называться Зачатейским. “Ист. Росс. Иер.», IV, 139; Ратшин, 262; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 102; “Опис. монаст.», 1817 г., 43; Проценко, “М-ри в России», 24; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 192; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.», 1787 г., прибавл., 76; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1846 г., 86 (разрешено построить новую кам. цер. с богадельнею); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 228, 35; “Дополн. к Акт. истор.», IX, 107 (Роспись жалованья 1677 г., стр. 326); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 121 (Духов. гр. 1486 г. кн. Мих. Андр. Верейского), 132 (Духовн. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого), 147 (Духовн. 1509 г. кн. Дмитрия Иоанн.); “Чтения в И.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Августина, Папы Геласия (492) и других древних западных учителей Церкви и даже поместных соборов, где не одна только, а все неканонические книги стоят на ряду с каноническими… Все дело в том, как понимать название: книга каноническая, – в смысле ли строгом и точном, или в смысле более обширном и менее точном (т. е. книга, именуемая канонами, уставами, правилами Церкви). В первом смысле Церковь православная всегда строго отличала и отличает (см. простр. Катех.) канонические книги от неканонических; в последнем, вот мы видим, она принимает и 33 прав. Карф. Собора, где Товит и Иудифь названы каноническими (См. отчетливее о сем в Хр. Чт. 1845, III, стр. 297–303). 202 Ни биограф Мефодиев, ни препод. Нестор, ни Пролог XIII в. отнюдь не относят, как, напротив, утверждается о них в упомянутой статье (стр. 2425, строк. 2) перевода неканонических книг к позднему времени. Биограф св. Мефодия говорит о нем: преложи вборзе вся книга исполнь, разве Маккавей (только, разве Маккавей!); препод. Нестор: Мефодий посади два попа, борзописца зело, и преложиста вся книги исполнь; Пролог: преложи все 60 книг Ветхаго и Новаго Завета (Подробн. в Хр. чт. 1845, III, стр. 284–306). 203 Догадка об этом уже предложена в Хр. Чт. (1845, III), и именно только как догадка скромная, а отнюдь не как усиленное доказательство, что св. Мефодий перевел и неканонические книги (см. стр. 302, строку 18, где сказано: «впрочем, можем предложить и некоторую догадку», также стр. 305, строк. 17). С этим нужно снести примечание помянутой статьи (о Кирилле и Мефодии) 46 на стр. 25. 208 Замечания для истории церк. пения в России, Г. Ундольского (в 3 Чтений в Импер. Общ. Истор. и древн. Росс. при Москов. Универ. за 1846 г.). О некоторых частных небольших отступлениях от истинного чина священнодействия, равно как о некоторых недоумениях касательно священнодействий, бывших в нашей Церкви, смотр. Степен. кн. I, стр. 217, также в вопросах Кирика и двух правилах Иоанна Новгородского Архиепископа, напечатанных в Пам. Росс. Слов XII века. 215 Собрание Русск. Летоп. I, стр. 148; Никон. Летоп. II, стр. 150. Пам. Москов. Древн. Стр. 13 о соборе Успенском 239 Обозрение Кормчей книги, Барона Розенкампфа, стр. 48 и 49. – Можно догадываться также, что Новгородский Епископ Нифонт, живший в XII веке, имел у себя Славянскую Кормчую: ибо в ответах своих на вопросы Кирика он приводит два правила св. Василия совершенно по полному переводу, как они находятся в так называемых Кирилловских списках Кормчей. См. там же у Розенкам. примеч. 40. 240 В защиту этих уставов высказали уже немало основательных замечаний некоторые наши ученые, как то: Митрополит Евгений (в Опис. К.-Соф. Собора прибавл. стр. 7–14), Барон Розенкампф (в Обозр. Кормч. книги, примеч. стр. 205–214), г. Погодин (в Исслед. о Русск. Истор. Т. I, стр. 263–274) и г. Калачов (в Иссл. о Русск. Правде, стр. 151–153). Но предмет этот ожидает еще подробного и обстоятельнейшего исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

127. Волгская – Владимирская , женская община, при гор. Волгске, Саратовской губ. Учреждена в 1866 г. с богадельною при ней на уступленной городским обществом земле и на капиталы, пожертвованные мещанкою Леонтьевою 24.032 руб. и тит. совет. Матвеемым 13.165 руб., а также особо приобретенным земельн. участком. “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1866 г., 143 (учрежд.); 1877 г., 28 (приют на 10 сирот павш. воин.). 128. Волосов или Власов – Николаевский , мужской, ныне приходские церкви села Волосова, Владимирской губ. и уезда, Богословской волости, в 16 вер. к зап. от Владимира, при рч. Колочке. О нем упоминается в XIV ст., и, по преданию, основан на месте древнего языческого капища Волоса; несомненно же существовал в XV ст. В 1764 г. в него были переведены иноки Царево-Константиновского мон. в г. Владимире, причем он положен во 2-м классе. В 1843 г. монастырь причислен к Боголюбову мон. и обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.”, III, 608; VI, 648; Ратшин, 44; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 145; “Опис. монаст.”, 1817 г., 126; “Полн. собр. закон.”, 1843 г., XVIII, ст. 17421; “Владим. сборн.”, 1857 г., 110; “Владим. губ. вед.”, 1854 г., 32; 1856 г., 14 (описание); 1861 г., 26, (синодник); 1868 г., 42 (церкви в упразд. Волосове мон.); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1843 г., 10 (об упразднении); “Акты Арх. Эксп.”, 1, 139 (Ж. гр. 1504, 1506, 1512 г. В. кн. Иоан. Вас. о неподсуд. намест. и волостел. митроп. сел и деревень); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 670, 4 (Цареконстантинов), 700, 21 (Волосов-Николаевский); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 16, 363 (послание митроп. Даниила игум. Пафнутию с брат.); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.”, II, 487, 156 (Меновая 1514 г.; игум. Дементий); III, 128, 307 (Розъезд, т. е. межевая, 1516 г.; игум. Дементий); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. I, 145 (в 1744 г. имел 460 душ крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, VII, 262 (с 1724 по 1727 г. к нему был приписан Козмин м-рь); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, II, книги дозорн., переписн. и проч., 41 (село Чурилово состояло в 1679 г. в вотчине патриаршего домового Никол. Власова м-ря); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1865 г., т. I, вып. I, 104 (евангелие 1544 г., с надписью Ионы, хиротонисанного в 1522 г. во епис. Рязанские).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010