1422 Высота среднего или большого трибуна от кровли до главы 3 саж., столько же и широта в диаметре. 1425 В книжке: «Трое суток в Новгороде» 1842 года на стр. 66, приведен рассказ о причине названия монастыря, что при построении его поденная плата работникам выдавалась будто бы со сковороды. 1427 Прибавл. к Новг. II лет. стр. 181. Здесь показано, что имя мирское Моисею было Митрофан, а отца его звали Филиппом. 1429 В московском Благовещенском соборе икона Всемилостивого Спаса, седящего на престоле с раскрытым Евангелием в руке на словах: не судите, да не судими будете, поднесена св. митрополитом Петром св. Моисею при его рукоположении. Там же находятся и яшмовые сосуды, поднесенные св. Петру, митроп. московскому, от св. Моисея новгородского с надписью 1328 года. Памятн. Моск. Древн. Снегирева стр. 88 и 91. А в Синод. москов. библиотеке хранится пергаменное Евангелие-апракос, писанное в 1355 году, по повелению св. Моисея. Опис. Слав. рукоп. Москов. Синод. библиот. М. 1855 г. N 23. стр. 220 и 221. 1431 В Новг. III лет. под 6870 год., сказано о св. Моисее: «бысть на владычестве 8 лет другие, и паки сойде жил лета в монастыре.» 1434 На раке сей высечена надпись: «По двенадесяти летех архиерейства преставися Ианнуария 25 дня 1362 лета. Мощи его обретены 1686 года априлия 19 дня. Св. Моисей арх. новгородский в В. Новеграде хиротонисан св. Петром митрополитом лета 1325, создал Сковородский монастырь. «В числе чудес упоминается в летописях о спасении от бурь и хищников на морской пучине благочестивых граждан В. Новгорода, о раскаявшихся разбойниках, хотевших ограбить обитель Сковородскую, и о впавшем в тяжкую болезнь арх. Сергии (1483 г.) за то, что невоздал подобающей чести мощам св. Моисея. Ист. Росс. Иерарх. ч. I. стр. 179 и 180 изд. 2; ч. VI стр. 142. Словар. Истор. о свят. в Росс. церкви 1836 г. Путешеств. по св. местам Русск. 1846 г. ч. 11. стр. 246–249. Служба и житие св. Моисея, С.-Петер. 1828 года. 1435 О монастырях и церквах, построенных св. Моисеем в Новгороде и его окрестностях в приб. к Новг. II лет. стр. 182 и в других летописях под годами управления Моисеева новг. епархиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Между тем, мнение другого из наших богословов, митр. Михаила Десницкого , склоняется к тому, что научение важно именно как условие вступления в церковь: в своих катехизических собеседованиях Михаил рассуждал: «все первенствующие христиане так ревностно старались о просвещении людей Словом Божиим, что без познания христианского учения, без разумения Закона Божия и не без некоторых опытов, без показания на самом деле в добродетелях познания своего, не допускали к таинствам, и не принимали в сообщество свое» и проч. (Беседы, изд. 1825, т. VII. стр. 16–17). 403 Это – западные энтузиастические общества квакеров и др., отголоски учения которых, как известно, проникали и к нам. Заметим здесь, что на это намекал покойный А.В. Горский в слове надгробном митр. Филарету: «являлись искушения самообольщенного мудрования проложить каше то свои пути ко внутреннему соединение с Богом, помимо пути, указуемого церковью». 405 Златоуст в беседах о священстве, как известно, между прочим занимается решением вопроса о том, нужны ли слова, т.е. устная проповедь, когда есть дело, т.е. научение жизни. 412 Много лет спустя Макарий, как мы уже замечали, повторяя сущность этих мыслей в академической церкви, говорил, что «в непостижимых истинах Откровения одними естественными средствами мы убедиться не в состоянии вследствие чего спасительная вера и называется даром Духа Святого» (Слова москов. стр. 18). Если – убедиться не в состоянии: то возможно ли утверждать, что мы в состоянии убедить, и потому – признать проповедь средством самодовлеющим? 413 «Чрез веру мы как бы отверзаем нашу душу для принятия божественных сил и для их спасительных в нас действий», а при неверии – «душа наша остается как бы замкнутою для этих действий», Слова, 1891, стр. 273. 418 Себя самого на кафедре называет «учителем веры Христовой». Слова, 1891, стр. 452:454. Ср. стр. 306 о самом установлении церкви для того, чтобы она изъясняла нам истины Откровения и оберегала нас от всяких заблуждений». 419 Слова москов. стр. 3. Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Общ. ист.”, 1884 г., II, Отд. 1, 30 (акты южно- русск. м-рей; игум. Анисья Чуйкевичовна 1724–27 год.). 2191 . Успенский – Онуфриевский или Онуфриева пустынь на Тростен­ском озере, мужской, ныне село Онуфриево, Московской губ., Рузского у., в 27 вер. к сев.-вост. от Рузы, при озере. Несомненно существовал в XV ст., что видно из межевой грам. Вел. кн. Иоанна Васильевича 1504 г., когда м-рь владел несколькими дерев­нями и земли его граничили с землями Саввино-Сторожевского м-ря. В грамоте 1649 г. на просьбу Мгарских монахов переселяться в Москов. государ. был предложен, между прочим, «в Рузском уезде Онофреев монастырь от Москвы 60 вер., стоит на озере, а в том м-ре церковь , и трапеза, и колокольня, и по­варня, и хлебня, и покои каменные и земли, и угодей немало, и рыбная ловля в том озере есть, да подмонастырская слободка 20 дворов». В 1679 г. под именем «Успения Пресв. Богородицы Анофрева пустыня» значился приписным к Саввино-Сторожев. м-рю. “Собр. Госуд. грам. и договор., хранящ. в Госуд. Кол. Иностр. дел”, 1813 г., I, 140 (Межев. гр. 1504 г.); “Акты Археогр. Эксп.”, 235 (Проезж. грам. 1679 г.); “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, III, 250 (Отписка 1649 г. о приезде в Путивль старцов из Мгарского м-ря); “Ист. Росс. Иер.”, VI, 1034; Смирнов, “Ист. опис. Сав.-Сторож. м-ря”, 112; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 252, 69; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 16; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 1, 111 (влад. в Сурожском стане Москов. у.), 681 (вотч. в Город. стане Звенигор. у.), 707 (вотч. в Троснен. стане того же у.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1875 г.. II, Отд. 1, 496 (вотчины в Сурож. стане 1585 г.); “Продолж. древн. Вивлиоф.”, 1788 г., IV, 328, 329, 330, 331 (межев. грам. 1504 г.; упомин. монастыр. дерев.: Кривцовская, Новошино, Кореневское, Карасино, Скоблево, Акинфово, По­пово, Мельница, Исаково); “Древности, Труды Мо­сков. Археол. Общ.”, 1878 г., т. VII, вып, 2, 103 (в писцов. книгах Звенигород. уезда в 1593 г. зна­чится: «Онофреевского м-ря, что на Тростенском озере, село Воздвиженское – Степановское»).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

     1535. Воскресенский – Высокий, мужской, совсем уничтоженный в Москве, на Тверской ул., против нынеш­него подворья Саввино-Сторожевского мон., где имеет местопребывание викарий Мос­ковской митрополии. Упоминается в 1479 г., и в 1598 г. в нем был игу­меном Варсонофий; в 1651 г. припи­сан к Саввину мон.; в 1773–87 г. служил подворьем Крутицкого архи­ерея, а в этом году снова отдан Саввину м-рю. В нем была церковь Воскресения, которая сгорела в 1629 г., на место ее была построена каменная, но после 1812 г. сломана и место ее застроено частными домами. Ратшин, 271; Смирнов, “Ист. опис. Саввино-Сторож. мон.”, изд. 1846 г., 103; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 242, 52; “Дополн. к Акт. истор.”, IX, 107 (Роспись жалованья 1677 г., стр. 328); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 3; Калачов, “Писц. кн. XVI ст.”, I, Отд. 1, 180 (быв. влад. м-ря); “Переписн. книга Москвы, 1638 г., 77 (монастырь Воскр. Хр., что на Тверской, на м-ре: келья игуменская, черного попа Онтонья, пономаря Карпика стар и уве­чен; далее перечень дворов на монаст. земле). 1536 . Воскресенский, что на Едемском острове или на Чертыке, мужской, совсем уничто­женный, Казанской губ., Спасского у., находился недалеко от гор. Спасска на острове, называющимся ныне Запертовским и находящимся между Волгою и рукавом ее Чертыком. Существовал в XVI ст. и упразднен в 1700 г. по случаю того, что Едемский остров, на котором находился и летний дом Ка­занских архиепископов, был смыт водою р. Волги. Впрочем, в 1705 г. упоминается еще игумен Гедеон. “Памят. кн. Казан. губ. на 1863 г.”, Отд. III, 79, 84; “Труды Казан. губ. стат. Комит.”, I, 74; “Казан. губ. вед.”, 1847 г., 44 (о первоначальн. месте г. Спасска); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 307. 1537 . Воскресенский – Истринский, женский, совсем уничтоженный в заштат. гор. Воскресенске, Московской губ., Звенигородского у. Основан в 1658 г. владельцем Воскресенска, быв­шего в то время селом, Романом Боборыкином по своим родителям, но по­том он отказался от м-ря, и старухи питались от щедрот патр. Никона, по падении которого м-рь закрыт в 1666 г.; однако же в писцов. книге 1686 г. зна­чится, что он владел угодьями в под­городных слободах, совместно с кн. Авд. Андр. Куракиною, Вознесен. Москов. м-рем и кн. Ив. Борис. Троекуровым. Впрочем, эти владения не принадле- жали-ли Воскресенскому, Новый Иеруса­лим, м-рю, который также назывался Истринским? “Чтения в И. Общ. ист.”, 1874 г., III, Отд. 1, 119 (основание м-ря); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 1291 (писцов. кн. 1686 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1430 . Богословский, мужской, ныне развалины близ дер. Коньковой, Тверской губ., Старицкого у., в 2 вер. к зап. от Старицы по Осташковской дороге. Он был разорен литовцами в XIII или XIV ст., и от него сохранилась икона Иоанна Богослова, находящаяся в Преоб­раженской церкви, в г. Старице. Не одно ли и тоже, что и Богословский-Холохоленский м-рь. “Твер. губ. в.”, 1850 г., 41 (Письмо о древн. м-рях). 1431 . Богословский, мужской, ныне кладбищенская церковь в гор. Торжке, Тверской губ. Существовал еще в XVII ст. “Архив ист. и практ. свед. относ. до Росс.”, 1860–61 г., IV, 6 (Заметки о гор. Торжке). 1432 . Богословский – Вяземский, мужской, ныне село Никольское-Вязьма, Московской губ., Звенигородского у., в 14 вер. к юго-вост. от Звенигорода, при рч. Вяземке. В переписн. книгах 1680 г. значится: «Иоанна Богослова церковная земля, что прежде был монастырь, Го­голева стана, в государевом дворцовом селе Никольском-Вяземе, на рч. Вяземке». При описи села Никольского-Вяземы показаны 2 церкви: св. Николая и «что был монастырь Иоанна Богослова». Полагают, что м-рь основан Борисом Годуновым и разорен во время литовского нашествия. “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, II, книги дозорн., переписн. и проч., к 110, стр. 79 и 122; “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1878 г., т. VII, вып. 2, исследов., 126 (опис. села Вяземы Никольского в церковно-археолог. отношении). 1433 . Богословский – Иоанновский, мужской, упраздненный, близ гор. Можайска, Московской губ., находился за посадом, на Псарне. Существовал в 1569 г., когда в нем был игуменом Тихон. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 251, 66. 1434 . Богословский – Иоаннов­ский, мужской, ныне древняя церковь св. Иоанна Богослова, в гор. Ростове, Ярославской губ., близ западной стены Кремля, у ворот. Существовал еще в 1288 г., когда игумен его Тарасий был поставлен епископом Ростовским. Когда упразднен – неизвестно, но уже при митроп. Ионе Ростовском (1652–1691) на месте его была поставлена камен. цер­ковь Иоанна Богослова, которую он снаб­дил колоколами в 200 пуд. “Полн. собр. лет.”, X, 167 (игум. Тарасий); “Ист. Росс. Иер.”, I, 117, 307, VI, 1005; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 136; Толстой, “Древн. свят. Рост. Вел.” в “Чтен. И. Общ. ист. и древ.”, 1847 г., 2, 32; Журавлев, “Путев. по Яросл. губ.”, 299; Крылов, “Ист. стат. обозр. Яросл. епар.”, 40; “Яросл. губ. в.”, 1855 г., 10 (митроп. Иона); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 176; Строев, “Спис. иер. и наст.”, 330, 375 (игум. Тарасий).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Собес. 1863 г. ч. III, 82–96. Но в рассуждении нет ничего такого, почему бы его нельзя признать за произведение Вассиана, как заметил это и покойный Невоструев. (Рассмотрение книги Хрущева: Исследование о сочинениях Иосифа Санина, 64–65). Преосвящ. Макарий склоняется в пользу принадлежности рассуждения веру Вассиана (Ист. Русск. Цер. т. VII, 259). Это полемическое сочинение в более полном виде с приписанием его Валаамским чудотворцам находится в Рук. имп. пуб. библ., из древнехран. Погодина 1316. 188 «Мнози книжницы во иноцех, пишет он, по диаволю лестному умышлению, из св. божественных книг, и из праведных житий выписывают и выкрадывают из книг преподобных и святых отец писание, и на тож место и в те же книги приписывают лучшая и полезная себе вносят на собрание свидетельства, яко бы то се подлинно святых писание». 189 «Процвела новая благодать, в ветхая их лжа попралася вся», в подобных выражениях неоднократно повторяет Вассиан свою любимую мысль о превосходстве и неуклонном следовании духу новозаветного учения. 190 Вассиан отзывается о современных ему монахах, что они окаянные и многогрешные «вылгали у Всемилостивого Спаса, у небесного Владыки таковый нося образ». 191 Этот абзац вставлен в текст из дополнения к печатному оригиналу – прим. электронной редакции. 192 Подобные черты-характера приписывались Вассиану не одним Иосифом, а даже Иоанном III. Соловьев. История России, т. V, изд. 3, 88. 193 Отвещание любозазорным напечатано в Чт. Общ. Ист. и Др. Рос. 1847г., 7; оно же служит 10 главою монастырского устава и напечатано также в Великих Четьих Минеях. Сентябрь, 546–563. 194 Сочинение имеет следующее название: «Слово кратко противу тех иже в вещи священные, подвижные и неподвижные, соборные церкви вступаются, и отъимати противу спасения души своея дерзают, заповеди Божии и церковные презирающе о православных царей и великих князей истинное с клятвою законоположение разоряюще и заповеди Божие приобидяще». Рук. Москов. Синод. быв. патр. библ. … (не разборчиво)… XVI в. л. 195–255. Рук. Москов. Пуб. Муз. 1257 XVI в. л. 191–263. Последняя рукопись написана в Волоколамском монастыре иноком его Вассианом, бывшим архимандритом (не разборчиво). Это самое сочинение мне известно еще по рукописи графа А. С. Уварова, где оно имеет название послания «О свободе святые церкве». Рукопись библ. графа Уварова, в Поречье, в лист, 221. О характере, авторе и происхождении этого сочинения см. у Павлова – «Исторический очерк секуляризации церковных земель», 60–63. 196 Др. Рос. Библио. ч. XIV, изд. 2, 177–203. Есть в рук. Моск. Публ. Музея 1257 л. 122–151 и в рук. Волоколамского монастыря, наход. в монаст. ризнице, л. 220–253.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

105 Диакон Фёдор в своей челобитной 1666 г. царю Алексею Михайловичу между прочим пишет… «А нынешние книги, что посылал покупать Никон патриарх в Грецию, с коих ныне зде преводят, словут греческие, а там печатают те книги под властию богоотступного папы Римского в трёх градех: в Риме, в Париже, и в Венеции, греческим языком, но не по древнему благочестию, и те книги у них покупают греки, и за нужу, что в своей у них земле печати нет»… Материалы для ист. раскола Н.И. Субботина т. VI стр. 41. – а в «первом продолжении своего послания из Пустозерска к сыну Максиму и прочим сродникам и братиям по вере» (ibid, стр. 158) он ещё яснее пишет: … а печатают их (книги) Латинцы в трёх градах своих: в Риме, в Париже и Венеции. – И те прокажённые книги латиногреческие печатные Никон посылал покупать тамо, и купил их на многие тысячи серебра. – Сам ныне сказа всем во время отречения престола и патриаршества своего, и числом сказа, но аз забыл то. И с тех новогреческих печатных книг печатал он на Москве новые нынешние книги: потому он и не согласны со старыми нашими. Арсений грек, враг Божий, научил его Никона покупать те книги еретические, он переводил их на наш язык словенский… Подобные же сведения повторяются там же – на стр. 321 и в других местах сочинений диакона Федора. 109 В предисловии к служебнику 1655 года говорится, что члены собора «почетше евангелие, правила апостольские, вселенских соборов и постановление Москов. собора 1654 г., с усердием почтоша деяние Констан. собора 1654 же г. и судиша е право и от Духа Святого составлено быти; потом принесе Макарий и пр.» 110 Прямые скобки заключают слова. недостающие в рук. Унд. и восстановленные по рук. Имп. Публ. Библиотеки 114 Эта «у немец печатная греческая бессвидетельствованная книга», по которой, по словам Сильвестра Медведева, б. исправлен Москов. служебник 1655 года, существовавшая и при нем, сохранилась и до нашего времени там же – в книгохранильнице на печатном дворе – в Синод. Типографской Библиотеки. – Это Евхологий, напечатанный εν ετιησιν παρα ντωνιψ τψ Πινελφ αχβ. (1602 г.) – Значится он под (по новой нумерации) и под по старой. – «Словеса бранная» архим. Дионисий см. в приложении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

10 О приезде в Москву бывшего цареградского патр. Афанасия – в москов. главн. архиве Министер. иностр. дел, Греч. Дела, Связк. 29, 8, последняя половина, и связк. 31, 27. Снес. Выходы Госуд. стр. 302. 11 Д. Ю. и З. России, X, 6, ст. XIII, стр. 331; Архид. Павла алеппскаго, Путешествие антиох. патр. Макария в Россию, в Чтен. М. Истор. Общ. 1676, 1, отд IV, 61–63. 12 «Слово отвещательно» патр. Никона в его Скрижали, л. I. Подлинная рукопись патр. Афанасия, на греческом языке, хранится в москов. Синод. библиотеке, 245. Тогда же сочинение это, по приказанию Никона, переведено было на сдавянскйй язык, под заглавием: «Толкование божественныя литургии, егда священнодействует архиерей, по чину и обычаю восточныя церкви Афанасий, прежний вселенский патриарх, на Москве сице сподобивыйся (священнодействовать?) в 1653 лето, месяца июлия, индикта 6». Рукопись этого перевода хранится в той же Синод, библиотеке, 698. 13 Таким образом Неронов сам свндетельствует, что жестокие наказания, за которые он столько укорял, теперь и после, патриарха Никона , были тогда в обычае и вообще у властей духовных (как и светских), а не у одного Никона: таков был дух времени. Впоследствии Неронов жаловался, что Павел, митрополит сарский и подонский, гнал и мучил его, Неронова, еще «паче Никона» (Материал, для истор. раскола. 1, 239). 15 Материал. для истор. раскола, 1,50 – 51. А что Неронов осужден был не одним Никоном, но всем собором, на основании апостольского правила, – о чем намеренно умолчал в своем рассказе Неронов, – см. там же 1,128 – 129. 16 Письмо протопопа Аввакума к Неронову – в Матер. для истории раскола, 1, 20 – 26; письмо священника казанского собора к Неронову – там же, 1, 26 – 31; Житие Аввакума – там же, V, 22. 17 Надобно однакож сознаться, что сами эти протопопы своими крайне дерзкими выходками против Никона невольно вызывали его на крутые меры. Мы уже видели, как грубо поносил своего патриарха протопоп Неронов пред целым собором, и упоминали, что протопоп Логгин в лицо укорял патриарха за его будто – бы «небрежное и высокоумное и гордое житие». Теперь прибавим, что тот же Логгин, когда его разстригли в соборной церкви и сняли с него однорядку и кафтан, во время большого выхода, «Никона порицая, чрез порог в алтарь в глаза Никону плевал, и схватя с себя рубашку, в алтарь в глаза Никону бросил»… (Аввакум: Автобиогр. – в Матер, для истории раскола, V, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1212. Стромынский – Успенский – Троицкий – Дубенский, мужской, ныне часовня и старое кладбище близ села Стромыни, Московской губ., Богородского у., в 27 вер. к сев. от Богородска, при рч. Дубенке. Основан в XIV ст. преп. Сергием Радонежским по просьбе Вел. кн. Дмитрия Донского, обещавшего построить монастырь в честь Успения Богоматери, если он одержит победу над татарами. С 1381 г. по 1392 г. в монастыре был игуменом преп. Савва, но не Сторожевский, а совершенно другой из Троицкой братии, и он даже погребен здесь на Стромыни. В 1616 г. м-рь пришел в запустение, почему приписан к Троице – Сергиевой лавре, в 1682 г. назначен к содержанию Славяно-греко-латинской Академии, а в 1764 г. упразднен. В Успенском соборе Троицкой лавры, в арке, ведущей от жертвенника к престолу, сохранилось древнее (1684 г.) изображение преп. Саввы Стромынского, память коего чтится 20 июля. Смирнов, “Нечто о древнем Стромын. м-ре» в “Архиве ист. и практич. свед. относящ. до России», 1860–1861 г., кн. III; “Ист. Росс. Иер.», VI, 333; Ратшин, 286; “Ист. опис. Св. Троице-Серг. лавры», 151; “Ист. опис. Саввино-Сторожев. мон.», 5, III, примеч. 10 и 12; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 84, 208 (преп. Савва); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 238, 50 (назван Троицким); Ключевский, “Жит. свят.», 109, 248; “Акты юридич.», 3 (Правая гр. 1485 – 1505 г. по спорному делу между Ферапонтов. м-рем и крестьян. Южской волости; упомин. игум. Афанасий); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 96 (Духовн. 1472 г. кн. Юрья Васильев.); Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 191; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.», I, Отд. 1, 264 (влад. в Шеренском стане Москов. у.), 275 (тоже в Объезжем стане); Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», I, 552, 82 (Духовн. 1460 г. старца Андриана Ярлыка; «на Стромыню в м-рь»); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., I, Отд. 1, 45 (Несколько слов об Успен. Дубен. м-ре); 1865 г., IV, смесь, 124 (приписан к Тр.-Серг. лавре по грамот. 1614, 1617, 1625, 1657, 1680 и 1690 год.), 126, 127 (вотчины м-ря); 1867 г., III, Отд. 1, 72 (в 1678 г. имел 184 двор. крест., в 1752 г. 810 душ); 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лавры, 68 (здесь подвизался Серапион, игумен лавры с 1495 – 1505 г.); 1879 г., II, прилож. к ист. опис. Тр.-Серг. лавры, 2, 114 (основ. в 1379 г.; игум. Леонтий); “Полн. собр. лет.», VIII, 34 (основ. м-ря в 1379 г.; перв. игум. Леонтий); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», IV, 1724 г., 257 (прошение иером. Иоасафа о дозволении ему поступить в Троицкий-Данилов м-рь Владим. губ.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», IV, грам. и акты XIV и XV ст., 119, 1 (меновая 1444 г. келаря Тр.-Серг. м-ря Илариона с игумен. этого м-ря Афанасием); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1773 г., II, 211 (в 1682 г. приписан к Заиконоспасс. м-рю для содерж. Академии); “Продолж. древн. Вивлиоф.», 1788 г., III, 173 (духовн. 1472 г. кн. Юрия Вас.; а на Стромыню даю свое село Олексино).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1177. Спасо – Суморин, мужской, заштатный (с 1764 г.), Вологодской губ., Тотемского у., в 1 вер. к сев.-зап. от Тотьмы, на мысу, между рр. Ковдою и Песьей Деньгою, впадающих слева в р. Сухону. Основан по просьбе Тотемских горожан в 1554 г. преп. Феодосием, уроженцем гор. Вологды и пострижеником Спасо-Прилуцкого мон. Феодосий скончался 1568 г. 28 янв., в каковой день и чтится его память; мощи его обретены в 1796 г. при копании рва под основание строившейся Вознесенской церкви. В м-ре 3 церкви: собор Преображения, Вознесения и Всех Святых Вологодских чудотворцев; последняя строена в 1844 г. в пещере, где обретены были мощи преподобного. В церкви Вознесения находится чудотв. икона Бож. Матери, принесенная сюда преп. Феодосием; против образа, на возвышении покоятся открыто мощи в кипарисной раке, обложенной серебром. При раке сохраняются: железная шапка из двух полос, сложенных крестообразно с обручем вокруг головы, железные четки и три железные вериги. Имп. Александр I пожаловал м-рю икону св. кн. Александра Невского, почему совершается крестный ходъ из городского собора Тотьмы 30 августа. Полная ризница для соборного служения из кресчатого пунцового бархата прислана при рескрипте Имп. Павлом в 1799 г. В 1844 г. здесь открыта архимандрия с оставлением по-прежнему вне штата. При м-ре находится ремесленная школа. В 1867 г. в м-ре жил на покое еп. Вятский Христофор. Савваитов, “Опис. Тотемского Спасо-Суморина мон. и приписной к нему Дедов.-Троицкой пустыни», Спб., изд. 1850 г.; “Ист. Росс. Иер.», VI, 412 (с грамотами); Ратшин, 66; “Словарь ист. о свят.», 131; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 70; “Опис. монаст.», 1817 г., 104; “Воен. стат. обозр. Волог. губ.», 363; “Полн. собр. Зак.», 1798 г., XXV, 18682; “Извл. из отч. Об.-Прок.», 1844 г., 12 (учрежд. архимандрии); 1852 г., 9 (увелич. штата иноков); 1856 г., 33 (измен. крест. хода вместо 5 сент. на 30 авг.); 1884 г., 235 (ремесл. школа); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 144, 289 (преп. Феодосий); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 773, 40; “Дополн. к Акт. истор.», X, 94 (Показание 1683 г. архим. Игнатия по делу оскорбления воеводы Никиты Юшкова); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 52; Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», 573, 180 (Отводная 1643 г. на рыбн. ловли; игум. Корнелий); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 348 (в 1700 г. имел 9 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, 1723 г., 489 (дело о монастыр. солянопромышленниках); “Календарь Вятской губ. на 1880 г.», 117 (в м-ре скончался в 1872 г. епископ Вят. Христофор, живший здесь на покое с 1866 г.); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1873 г., т. III, вып. 3, матер. для археол. словаря, 26 (Ив. Ильин Клюсов в 1699 г. написал крест для часовни м-ря при архим. Ионе), 28 (в статье Меркурий, протопоп Москов. Благовещ. собора, сказано, что сын его Яков принял здесь иночесгво под именем Ионы и м-рь упразднен в 1799 г. указом Имп. Павла; при этом м-рь называется: Спасо-Суморин Коломенский).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010