Скачать epub pdf Преподобный Макарий (20 ноября 1788 – 7/20 сентября 1860) Преподобный Макарий (в миру Михаил Николаевич Иванов) родился в семье орловских дворян. В 1810 г. Михаил отправился на богомолье в Площанскую пустынь и в мир уже не вернулся. В пустыни прп. Макарий был учеником старца Афанасия, ученика прп. Паисия (Величковского) , а позже сблизился с иеромонахом Леонидом (впоследствии оптинским старцем Львом). Послушание последнему продолжилось и в Оптиной пустыни, куда прп. Макарий перешел в 1834 г. В 1836 г. иеромонах Макарий был назначен братским духовником Оптиной. Семь лет прп. Макарий вместе со старцем Львом руководили духовной жизнью братии и множества мирян. При прп. Макарий широко развернулась издательская деятельность монастыря. Личность старца Макария содействовала обращению к Православию многих русских светских писателей и мыслителей. Насельники Оптиной называли период старчествования прп. Макария золотым веком обители по причине установившегося под влиянием старца внутреннего и внешнего строя жизни братства, напоминавшего одну родную духовную семью. Указание пути ко спасению Воля Божия видна в заповедях Его, которые мы и должны стараться исполнять при обращении с ближними, а в случае неисполнения и преступления приносить покаяние. Пред Богом приятнее грешник с покаянием, нежели праведник с гордостию. Если мы будем стараться очищать сердце свое от страстей.., то, по мере очищения, благодать Божия будет отверзать очи сердечные к видению света истинного: «Блажени чисти сердцем, яко тии Бога узрят» 8 , но тогда, когда и смирением усовершат себя, ибо смиренным открываются таинства. Не забывайте о смирении, которое нужно сопрягать со всяким добрым делом, без коего дела нам не принесут пользы, а паче повредят, что на многих видим исполнившимся. Хотя вы поститесь, хотя молитесь или милостыню даете, – опасайтесь мысли, что добро делаете, которую старается враг приносить, дабы все плоды погубить и душу отщетить от Бога. Духовная жизнь не в том только состоит, чтобы вкушать внутренние ее сладости и утешения, но в том более, чтобы терпеть благодушно лишение их и прочие скорби. От всех сих познается наша к Богу любовь, когда несем их благодушно; познавая свою немощь и нищету, смиряется от сих...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

Глава 7. Переход иеромонаха о. Макария (Иванова) из Площанской пустыни в Оптинский скит ради сожительства с старцем о. Леонидом. Их взаимные отношения; единомыслие и единомудренность обоих старцев в отношении к их духовным детям. Влияние старца о. Леонида на посторонние обители мужские и женские Сейчас мы встретились с именем только что прибывшего из Площанской пустыни в Оптинский скит на жительство иеромонаха о. Макария (Иванова) . О нем по ходу времени и скажем несколько слов. Отец Макарий, как упомянуто выше, монах-подвижник, давно уже был в самых близких отношениях с старцем о. Леонидом, проведшим полугодичное время в Площанской пустыни, продолжая духовное общение с ним и по отбытии его в Скит, посредством переписки. И хотя о. Макарий очень любил Площанскую пустынь и, может быть, никогда бы не расстался с ней, но его пламенная любовь к старцу о. Леониду, мужу облагодатствованному, с высоким даром духовного рассуждения, а кроме сего еще и неприятные, несродные его духу обстоятельства побуждали его решиться навсегда проститься с своим родным гнездом, где он провел много лет и возродился духовно. Известно, что о. Макарий при своей склонности к жизни подвижнической не имел способности и влечения к делам хозяйственным. Между тем в 1831 году по распоряжению епархиального начальства он одновременно назначен был членом двух комитетов, – по перестройке Севского училищного корпуса и по построению вокруг Севского женского монастыря каменной ограды. Заскучал он этим несродным его духу занятием, выражаясь в письме к старцу о. Леониду так: «Завязался комитетами». Мало того, – в октябре того же года Орловский преосвященный Никодим, отправляясь на чреду в Св. Синод, неожиданно для о. Макария вызвал его в Орел и взял с собой в С.-Петербург в должности казначея и эконома, в каковой он и пробыл почти целый год, до 21-го октября 1832 г. По пути из Орла в С.-Петербург о. Макарий имел утешение заехать в Оптину Пустынь (находившуюся в полуверсте от большого Киевского тракта) повидаться и проститься, а кстати и посоветоваться с своим духовным наставником и другом, старцем о. Леонидом. По прибытии же в столицу он вскорости со скорбию писал к Старцу: «Вижу себя весьма неспособным к распоряжению по части экономической, а паче когда все еще неустроено. И что будет далее со мной, не знаю; но буди воля Божия!» В дальнейших же своих письмах из Петербурга к старцу о. Леониду о. Макарий постоянно выражал скорбь души своей о лишении пустынного жительства и о тяжести постоянного пребывания в молве и попечениях града, столь несогласных с его душевным устроением.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонский старец схиархимандрит Макарий (Сушкин), игумен Русского Пантелеимонова монастыря. День памяти — 2 июля Афонский старец схиархимандрит Макарий (Сушкин), игумен Русского Пантелеимонова монастыря. День памяти — 2 июля           Кому интересно подробнее ознакомится с житием о. Макария, могут почитать его:        19 июня/2 июля 1889 года печальные редкие удары колокола возвестили братии Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря и близлежащим окрестностям о кончине великого афонского старца и игумена русской святогорской обители схиархимандрита Макария (Сушкина). С тех пор вот уже более 100 лет память о великом старце благоговейно хранится в Русском монастыре на Афоне, а в день его праведной кончины из года в год благодарной братией возносятся поминальные молитвы. Афонский старец схиархимандрит Макарий (Сушкин) был учеником и преемником старца и духовника всех русских святогорцев иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова, +1885). Под руководством его воспитался в нем тот строгий деятельный монашеский дух, который при благой помощи Божией послужил во благо и для славы русского подвижничества на Святом Афоне. Отец Макарий явился продолжателем того великого дела, которое начал старец Иероним, и он же его и закончил, т. е. окончательно восстановил русское монашество в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон. Схиархимандрит Макарий (в миру Сушкин Михаил Иванович) родился 17 октября 1820 года в богатой купеческой семье в городе Туле. Так же как и отец Иероним, он с отроческих лет почувствовал влечение к иноческой жизни. Заветной мечтой его были путешествия по святым местам. Желание свое Михаил Иванович осуществил уже в более или менее зрелом возрасте. Родители его ничего не имели против этого и отпустили сына в дальний и неизвестный путь. В путешествие с ним отправился в качестве слуги один из приказчиков его отца. Михаил Иванович намеревался совершить путешествие по Востоку, чтобы поклониться Святой Земле, посетить Синай, Египет и остаться где-нибудь в тамошнем монастыре. Путь его лежал через Одессу, где собралось около тридцати человек таких же путешественников, желавших, подобно ему, отправиться для поклонения христианским святыням Востока. Подобное скопление народа, желающего отправиться за границу, возбудило в начальстве подозрение в принадлежности этой группы к сектантам. Это обстоятельство крайне затруднило получение заграничных паспортов Михаилу Ивановичу и его спутнику. После продолжительных по этому поводу мытарств они наконец отправились в путь.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2919

I. Покровский собор Покровская церковь в селе Измайлово – вотчина боярина Ивана Никитича Романова существовала, как видно из книг Патриаршего Приказа (за 1640 г.) и из выходных (за 1644 г.), – еще в 1640 году, но тогда она была деревянная. В одном из документов Московского Архива Министерства Юстиции 1 , 1672 года читаем: «За боярином за Иваном Никитичем Романовым старинная отца его вотчина село Измайлово на речке на Фобке, а Измайловка тоже, а в нём церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы да два предела Макария Калязинского чудотворца да князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора древяна шатром вверх». Царь Феодор Алексеевич вместо этой церкви построил каменную в 1679 г. Покровский собор Наружные ворота в Измайловскую богадельню В Московском Отделении Общего Архива министерства Императорского Двора нам удалось найти интересные документы, относящиеся к внутреннему украшению упомянутого храма 2 . Станочные мастера Ивашка Наумов, Ивашка Терентьев, Сенька Тимофеев, Стенька Максимов 3 , Ивашка Саадашный 4 , Гарасим Прокопьев, Аникий Иванов, Родка Иванов 5 и другие на новом Потешном дворе тешут доски для иконостаса Покровского собора села Измайлова. Резного дела мастера – иноземец Степан Зиновьев 6 и Клим Михайлов с товарищами делали резной деревянный иконостас, киоты, тябла, тумбы (под иконы), столбы, кзымсы, капители и базы 7 ; резчик – старца Ипполита ученик Мишка Григорьев резал кзымсы 8 , а стрелец Митька Степанов точил капители и базы к столпам иконостаса 9 . Московские и кормовые иконописцы первой статьи – Семен Павлов, Ермил Прокопьев, третьей – Любим Иванов, Потап Палчевский, Василий Иванов, Елисей Григорьев, Григорий Андреев, Михаил Иванов «к тому же иконостасному делу поклеивали и олифили 69 горбылей деревянных под серебрение 10 , а красками по серебру писал живописец Лазарь Иванов, при чём употреблял следующие краски: бакан и ярь веницейские, киноварь, блягиль и белила немецкие 11 . Кормовые живописцы первой статьи – Василий Пузыревский, Иван Киселевский, Артемий Созонов, Фёдор Свидерский, живописцы – Карп Золотарев, Карп Иванов, Василий Познанский, живописного письма ученики – Логинка Михеев и Матюшка Свидерский серебрили, золотили и расписывали разными красками тумбы, столпы с базами и капителями, киоты, кзымсы, образные дощечки, киоты и кружки к тяблам и к кзымсу (под золото) 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

§ I 4-го июля 1726 года на ижорской заставе в С.-Петербурге остановлен был неизвестный монах, который сообщил о себе, что он иеродиакон невского монастыря, по имени Макарий, возвращающийся в тот монастырь после долгого отсутствия. Так как Макарий не имел при себе паспорта, то его под конвоем отослали в тиунскую контору св. синода. Здесь на допросе Макарий рассказал свою биографию. Родом он был малороссиянин, сын посадского человека города Миргорода Леонтия Тимофеева, в мире назывался Михаилом. Отец его умер лет двадцать тому назад, затем умерли его мать и братья. После смерти матери, он ушел для прокормления себя в Киев и поселился в николаевском пустынном монастыре, при кельях, для ученья; через четыре года, по прошению игумена монастыря, Амвросия Билкевича, митрополитом киевским Иоасафом Кроковским посвящен в иеродиакона, с именем Марка. Когда в Киеве, волею Божией, наступил мор, он переселился в Чернигов и года три жил в тамошнем Троицком монастыре, где посвящен в мантию с именем Макария. Из Чернигова он переселился в Москву, в Богоявленский, что за иконным рядом, монастырь, где прожил с год; митрополит Стефан Яворский , узнав его, взял к себе в дом, где он прожил с полгода, а потом опять поступил в Богоявленский монастырь. В 1712 году по указу царевны Наталии Алексеевны Макарий взят был в ее дом, где служил год и два месяца, после чего снова возвратился в Богоявленский монастырь. В 1717 году по указу его императорского величества, он, в числе девяти человек монахов Богоявленского монастыря, был перемещен в александроневский монастырь в С.-Петербург. Но архиепископ Феодосий Яновский, архимандрит монастыря, скоро невзлюбил его и через девять месяцев изгнал его, за то будто бы, что в доме царевны Наталии Алексеевны он служил без его архипастырского благословения. Макарий решился покинуть Петербург и, не взяв паспорта, прибыл в Киев. Здесь, в 1718 году, он однажды имел во вратах Печерского монастыря продолжительное препирательство с неизвестными раскольниками о перстосложении для крестного знамения и благословения, о хождении посолонь, о «его же царствию не будет конца», о «верую в Духа Святого истинного и животворящего», и прочих пунктах раскольнического учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 10. Соратники и сотаинники старцы Лев и Макарий (Иванов) Когда в Оптиной пустыни появился, уже как ее насельник, иеромонах Макарий, то, как говорится в житии старца Леонида, здесь стало «четыре духовных столпа, на которых главным образом созидалась и упрочивалась духовная жизнь оптинского братства. И замечательно, что все эти поистине святые мужи были совершенно различных характеров. Но, несмотря на эту разнохарактерность, они жили в таком союзе мира и искреннейшей любви христианской, что каждый из них готов был за другого и душу положить» (это были отцы Моисей, Антоний, Леонид и Макарий) 119 . Отцу Макарию было уже 45 лет, многие знали о его опытности и умудренности в духовной жизни и желали стать его духовными чадами. Но в первое время в скиту он жил, как и все братия: ходил к старцу Леониду на вечерние правила, пользовался общей трапезой, старался не выделяться ничем. Отец Леонид не мешал ему смиряться, но вскоре начал привлекать его к письмоводительской работе. В 1836 году отец Макарий указом Святейшего Синода был назначен духовником обители. Отец Леонид в ноябре 1835 года был перемещен из своей келии на пасеке в самый скит, а в феврале следующего года и в монастырь. Это последовало по распоряжению епархиального начальства для пресечения «беспорядочного» наплыва мирян обоего пола в монашескую келию на соблазн насельникам. Кто писал жалобы на отца Леонида – неважно, однако это были свои братия. Соблазнился и кое-кто из влиятельных мирян. «...Были и такие лица, – говорится в житии старца, – которые смешивали Таинство исповеди с духовным окормлением и потому с негодованием смотрели на то, что народ во множестве стекался к старцу-иноку за духовными советами... Это было тогда не только в Оптиной пустыни, но и во всей Калужской епархии, а может быть, и в целой России, еще новостию. А того, что в древности было в Церкви Христовой, многие не знали» 120 . Со стороны Калужского преосвященного Николая не было никакого неудовольствия на отца Леонида, но он желал «устранить поводы к неудовольствию между братиею и прекратить молву, распространившуюся в разных слоях общества, не понимавших духовной деятельности отца Леонида» 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отец Макарий, игумен и священно-архимандрит Афонского Пантелеимонова монастыря (Память 19 июня). Отец Макарий (в мире – Михаил Иванович Сушкин) был учеником знаменитого старца-духовника Пантелеимонова монастыря, отца Иеронима 23 . Под руководством его воспитался в нем тот строгий, деятельный монашеский дух, который, при благой помощи Божией, послужил во благо и славу Русского имени на Афоне. Отец Макарий явился продолжателем того великого дела, которое начал о. Иероним, и он же закончил, т.е., окончательно восстановил русское монашество в Пантелеимоновом монастыре на св. горе Афонской. Родители приснопамятного отца Макария были богатые тульские купцы миллионеры, Иван Дионисиевич и Феодосия Петровна Сушкины. У них было 4 сына: Василий, Иван, Петр и Михаил. Михаил Иванович родился 16 февраля 1821 года. На третьем году после рождения сына Михаила Иван Дионисиевич по торговым делам из Тулы переехал на жительство в Петербург со всем семейством, кроме последнего сына, который был оставлен у своей бабушки и прожил у нее почти до семилетнего возраста. В это время он обучался церковному чтению и едва не был обращен в раскол. Около семи лет мальчик Михаил был доставлен в Петербург к своим родителям. Здесь он обучался в течение пяти лет в одном частном пансионе, где проходил известный курс коммерческих наук на русском языке, французский и немецкий языки. На 14-м году своей жизни Михаил Иванович окончил школу, вступил на коммерческое поприще и стал помогать отцу и братьям в торговых делах. Его чистая душа не могла привыкнуть к этой новой жизни: он стал углубляться в чтение божественных книг и подумывать о монашестве. Затем, когда ему стали поручать уже самостоятельно вести торговые предприятия и дела, он было стал увлекаться светской жизнью, но Промысл Божий хранил Своего избранника. Особенно важен в биографии о. Макария 1845 год, когда произошло тесное сближение его с матерью, женщиной глубоко религиозной. Особенно повлияла на Михаила Ивановича их совместная поездка в Киев в июне 1847 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н. Сечина Скачать epub pdf 1835–1926 Митр.Московский и Коломенский Макарий (Невский) Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский) может быть, без сомнения, поставлен в ряд выдающихся иерархов Русской Православной Церкви. Его служение пришлось на трагическое время истории России – ее гибели как православного государства, и в судьбе митрополита Макария виден, как писал о нем один из его почитателей и соратников, «особый Промысл Божий – с одной стороны, высота сана, с другой – великие испытания: изгнание, болезнь, людская оставленность, почти забвение. Но ни один из этих поворотов не заставил святителя отступить от живого дела духа – дела покаяния, веры, любви к Богу и ближним». Храм Рождества Богородицы в с.Шапкино, Владимирской губ., где служил пономарем отец вл.Макария (нач.ХХ в.) Митр.Московский и Коломенский Макарий (Невский) , в миру – Михаил Андреевич Парвицкий (Невский – прозвище, данное ему в семинарии), родился 1 октября 1835 г. в селе Шапкино Владимирской губернии, в семье простых, но благочестивых родителей. Отец его, Андрей Иванович, служил причетником сельского храма Рождества Богородицы. Мать приучала маленького Михаила к молитве домашней и церковной, и он уже в детстве ощутил действенную силу молитвы – своей, детской (когда горячо молился о теплой одежде, которой у него не было и которую Господь послал ему), и материнской (когда был избавлен от гибели на льдине и от нападения разбойников). В 1855 году, после окончания семинарии Михаил Андреевич, согласно его желанию, определен на службу в Алтайскую духовную миссию рядовым сотрудником. Михаил с самого начала постарался изучить и усвоить дух истинного миссионерства, поставив себе образцом знаменитого основателя Алтайской духовной миссии архимандрита Макария (Глухарева), о жизни и трудах которого он много слышал от очевидцев. Много позже, уже будучи епископом Томским, отдавая дань памяти этому «первоапостолу Алтая», владыка Макарий так сказал о трудностях миссионерского служения: Служение миссионерское, как служение апостольское, есть более всего ряд скорбей, болезней и трудов...

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Преподобный Макарий (1788–1860) Старец Макарий (Иванов) поселился в Оптинском скиту в сорок шесть лет. В первые два года своего пребывания в скиту отец Макарий, находясь при старце Льве, помогал ему в обширной его переписке; в 1836 году определен духовником обители, а с 1 декабря 1839 года назначен скитоначальником. Преподобный Макарий был строителем скита, и при нем в скиту возводились многие строения. Скитская церковь , стоящая в средине остальных зданий, была предметом особенного попечения старца. Каждое украшение занимало в ней то, а не иное место по особой мысли старца и его личному указанию; и потому-то она с первого взгляда так и привлекала соединением благолепия с простотой. Даже росписи были сделаны по замыслу старца. Скит превратился в один огромный цветник, все скитские дорожки покрылись шпалерой цветов, начиная с низкорастущей, благоухающей резеды, до разноколерных красивых георгин. Внутренность скита еще основателем его, отцом Моисеем, обращена в плодовый сад. Усердием одного из ближних учеников старца сад этот не только поддержан, но приведен в наилучшее состояние. Урожай не продавался, и скитская братия имела за своей скромной трапезой «утешение» из плодов своего сада. В 1857 году при участии святителя Филарета Московского , уважавшего преподобного Макария, были утверждены особые штаты для скита. Келья старца Макария была всегда открыта для учеников. Предварясь Иисусовой молитвою, ученики могли войти к старцу в любое время. Старец даже беспокоился, не видя у себя долго тех, кто постоянно обращался к нему. По смерти преподобного Льва, на попечении отца Макария осталась вся духовная паства мирян почившего старца, и эта паства все расширялась. В последние годы жизни, удрученный усталостью, старец не раз выражал скорбь о том, что не должен и не может уклоняться от обуревавшего его огромного количества народа. И он нес с верой возложенный на него крест. Служение старца Макария совершалось посредством устных бесед и разговоров с приезжавшими для свидания с ним в Оптину, и переписки. На все это нужно было урывать время и без того заполненное иноческими и начальническими обязанностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЕВ РЕШЕМСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Кинешемской епархии Ивановской митрополии), находится в с. Решма Кинешемского р-на Ивановской обл. Первоначально мужской. XVII в. Макариев Решемский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Макариев Решемский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Основан, вероятно, в нач. XVII в. по инициативе жителей слободы Решма (впервые упом. в 1593-1594), входившей в состав дворцовой Юмахонской вол. Суздальского у. В 1608 г. мн. районы В. Волги охватило восстание против самозванца Лжедмитрия II . В слободе Решма выступление восставших возглавил крестьянин Григорий Лапша. На подавление восстания Лжедмитрий II направил лучшего полководца - полковника А. Ю. Лисовского. Летом 1609 г. здесь произошли 2 битвы, в ходе к-рых войска Лисовского пытались переправиться через Волгу. Впервые это произошло у Юрьевца, возле о-ва Мамшина, 2-й раз - 28 июня 1609 г. у безымянного острова ниже слободы Решмы. Войска Лисовского были разбиты местными ополченцами. В Житии прп. Макария Желтоводского и Унженского сказано, что «решемстии жители» перед сражениями дали обет - в случае победы построить монастырь во имя преподобного (ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Д. 366. Л. 216, 218). После 1609 г. на устье р. Нёмды напротив Юрьевца и в слободе Решме был основан монастырь. Вероятно, закладка обители у зап. окраины слободы произошла уже в 1609 г., а 1-й храм построили в 1612-1615 гг. В сооружении монастыря участвовало все население дворцовой Юмахонской вол. М. Р. м. относился к т. н. мирским монастырям, создававшимся и содержавшимся волостными общинами; он никогда не имел своих крестьян ( Павлов-Сильванский. 1988. С. 205-206). Весной 1612 г. через Решму, по дороге от Юрьевца к Кинешме, прошло ополчение К. Минина и Д. М. Пожарского. С сер. XIX в. некоторые историки ошибочно называли основателем М. Р. м. прп. Макария Желтоводского и Унженского.

http://pravenc.ru/text/2561268.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010