О раздаянии милостыни я писал к...., что не худо делать через людей, а в случае нужды можно и самим подать, по рассмотрению. В страхе смерти как...., так и себя укрепляй, упованием на милость и на власть Божию: мы здесь не вечны; а Господь силен и сохранить вас; будьте благодушны. Когда ты сознаешь себя гордою, то старайся противополагать самоукорение и смирение; в этом ты точно погрешила, что зазрела.... о молитве; как же не молиться, когда гнев Божий грядет? ведь это от гордости твоей. Пожелав вам обеим мира, здравия и спасения и испрашивая на вас Божие благословение, остаюсь многогрешный Иеромонах Макарий. 3 июля 1848 года. 141 После общего письма, и особо поговорю с тобою. О неустрашении смерти, и преданию себя в волю Божию, писал к вам вообще. Помысел тебя возносит, что читала, и .... работала; тебе кажется, ты делала лучше; а писание нас учит: еже есть в человецах высоко, мерзость есть пред Богом ( Лук.16:15 .). Хорошо, что ты скоро заметила; не считай, что ты делаешь лучше, а смотри свою худость; да и всех почитай лучшими себя; и Лествичника слова могут к тебе клониться в том же отношении, чтобы считать себя хуже всех. Ты читала, а помысел тебя хвалил, тогда как чтение должно приводить нас к смирению, ибо оно тому нас поучает. – В употреблении пищи, – о времени и качествах, надобно согласоваться с сестрою, и успокаивать её совесть; а паче, когда она еще и телесно немощна; так же и совет сестры принимать с любовью полезнее, нежели самосмышление и самочиние; хотя бы тебе и лучше что казалось; – лучше с советом брата погрешу в коей вещи, нежели сам исправлю и вознесусь. Замечая за собою гордость, старайся уничтожать ее самоукорением и смирением; но когда и за самоукорение хвалит помысел, то это уже не самоукорение, а самохваление. – Мир тебе и благословение Божие. Многогрешный Иеромонах Макарий. 6 июня 1848 года. 142 Поздравляю тебя с принятием св. Таин и с умиротворением с.... Напрасно ты делаешь разбор, с каким намерением она это делала; надобно принимать в простоте сердца, также и советуясь о чем с сестрою, не желай, чтобы было по твоему; но обсудите обще вещь, и найдете что лучше, так и делайте; а то ты думала, что отсекла свою волю, а злобою заразилась. Какое же это отсечение? но смущение будто под тем предлогом сделалось, что сильно понудила отсечь свою волю. Худой разбор!

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Господь же призирает на смирение, и нам, неведущим како, успокаивает нас. Остаюсь мира, здравия и спасения твоего желатель, многогрешный Иеромонах Макарий. 5 апреля 1847 года. 125 Поздравляю тебя с приближающимся днем твоего Ангела, дай Бог провести оный, духовно празднуя. Смотрим же за собою, где есмы? Не в плену ли вавилонском? Не поем ли и песни вавилонские? О, како воспоем песнь Господню на земли чуждей ( Пс.136:1 )? Како будем праздновать с сынами и дщерями Сиона, плененни суще Вавилоном? Хотя и вышли из Египта, но не обращаемся ли туда сердцами нашими? Похотением лука и чеснока и желанием о котлах египетских ( Исх.16:3 ; Числ.11:5 )? Всё сие, аще узрим в себе, или от части что, да смиримся и припадем ко Господу, сотворшему нас и хотящему спастись нам. Он поборает по нас, смирит языки и победит их (наши страсти); а мы не будем надеющиеся на ся, но на Бога, восставляющего мертвых! Еще скажу тебе; что и ныне есть змий, Ева и Адам и древо; и всегда подлежим искушению и обольщению: чувственность – змий обольщающий, Ева – воля наша; разум – Адам; чувственность обольщает, воля соглашается, и разум послушав волю, падает. Так то и мы вкушаем ежедневно от запрещенного плода, различными страстями побеждаясь. Так будем же стоять на страже, делая и храня: замечая свои страсти, противоборствуя им, а в немощи смиряясь: да от того-то они и одолевают нас, что вместо смирения, имеем возношение. Испрашиваю на тебя мир и благословение Божие; остаюсь желатель твоего здравия и спасения, многогрешный И. Макарий. 15 апреля 1847 года. 126 Из описанного тобою вижу, как совесть тебя беспокоит в виновности против....; но когда раскаешься в оном, то должна и успокоиться. Помни же свое устроение гордое и страстное, и смиряйся во всяком случае; одно смирение может доставить тебе спокойствие и мир. Самонадеяние твое всему было причиною; приникнувшие страсти ты не могла различать, что они суть, от смущенного твоего устроения; и теперь еще остались следы зависти, тревожащие тебя.... А когда бы положила себя мыслью последнюю всех, то верно нашла бы спокойствие. И теперь смотри, опасайся козней вражиих, против....; когда в чем увидишь ее похваляемую и предпочитаемую тебе, то старайся еще больше себя смирять, зная, что прежде пострадала от подобных случаев, и так была ослеплена, что и не видала сего пагубного в себе действия. Какие же плоды пожинала? Смущение, скорбь, лишение мира и проч... что бы я тебе ни написал, будет одна теория; ты должна на практике учиться, как истинно себя смирять, и предпочитать всех пред собою; через сие не потеряешь, а приобретешь. С.... будь единодушна и всегда ее предпочитай себе, не явно только, но внутренним залогом в сердце. Ежели у вас будет мир и любовь о Господе, то и мне будет от сего велие утешение; а в противном случае – не знаю что сказать?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

При укоризнах других, отвергай смущение, и считай эти случаи посланными от Бога, для приобретения. «Укор крепку, похвала же расслабленну душу соделовает», пишет св. Илья Экдик. Во всём смиряй себя, и считай недостаточною, то Бог, упремудрит тебя, и подаст помощь в борении против страстей. Посылаю тебе недостойное мое благословение, и желаю мира, здравия и спасения, многогрешный иеромонах Макарий. 20 мая 1848 года. 131 Слава Богу, что вы помаленьку умиротворяетесь и успокаиваетесь в маленькой вашей келейке, то да соблюдется между вами мир, согласие и любовь о Господе. И с.... старайтесь хранить мир, не вникая в мелочные какие-нибудь споры. В усердии твоем и.... я нимало не сомневаюсь, и благодарю за оное, а чтобы всегда быть при мне, и невозможно, и неполезно: с кем ты стяжешь тут терпение и смирение? от кого понесешь укоризну или презрение? Как познаешь свое устроение, гордое и самолюбивое? Все это обучение назначено Богом для тебя между вашим полом, под руководством.... Я же, со своей стороны, готов, сколько могу, по вере вашей или лично, или письменно вам ответствовать. – Вот в малом времени, ты познала свою немощь «о кресте»; и слава Богу, что скоро смирилась и умиротворилась: так и впредь поступайте обе вы, дабы не закоснеть долго в смущении; и каждая да покрывает немощь другой с терпением и любовно; то и мир пребудет между вами неразрушимый. Принятая тобою микстура верно послужить здоровьем и исцелением душевному твоему стомаху, а вперед наукою; мать.... правду тебе говорит; слушайте друга друга с любовию, не отвергая совета; чего одна не понимает, то другая вразумляет, и Бог посреде вас. Рассеянность мыслей в церкви нельзя похвалить, но и искать высокого устроения еще не нашей меры; при пении некоторых стихов ощущение утешения дается от благодати, но очистившим себя от страстей; а нам страстными, надобно считать себя недостойными сего, и смиряться; когда же смиримся, то и не обольстимся. А св. Макарий пишет, что ощущение утешения, свойственно пустыне глубочайшей, удаленной от всякого сообщества; то оно к нам и не подходит имеющим сообращение с людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Мира, здравия вам желаю, многогрешный И. Макарий. Может быть ты уже и получила образ монашеский, то поздравляю мать..., моли о мне. Келейным вашим мое благословение. 5 Февраля 1849 года. 159 В письме твоем воспоминаешь о рассеянности на молитве, и о лишении твоем добродетели послушания. О молитве прочти у св. Лествичника в 4-й степ. полезное наставление, чтобы не смущаться рассеянностью помыслов, но собирать оные и проч., и во всём видеть свою худость, а не увлекаться исправлениями. Послушание твое, которое не исполнила, по-видимому, может быть, и спасительно бы было, – но видно не было воли Божией, ибо могла бы обольститься своею святостию, и других ставить ниже себя, оно и разрушилось; живите единодушно и смиренно; верую, что Господь вас не оставит. А о случающихся приражениях не надобно упадать духом; они-то более смиряют вас, и утвердится ваш союз, только надобно иметь подвиг самоукорения и самосознания. Пожелав тебе и обеим вам мира и здравия, остаюсь многогрешный И. Макарий. 22 февраля 1849 года. 160 После общего к вам писания и особо с каждою побеседую. Ты пишешь, что совершили в 40-й день поминовение по папиньке твоем и что вам горько было. Жаль мне его, жаль и вас, за ваше малодушие: молитва о усопших доставляет им пользу, и оставшимся утешение, что они здесь имеют средства там ему благодетельствовать; а излишняя скорбь неугодна Богу; будто противоречим Его о нас промыслу и распоряжению. Не похвалю я за это твою маменьку, а мою сестрицу; я уже писал ей, что эта скорбь от себялюбия происходит. Но за это спаси Господи, что она хорошо поминает его и милостыню подает, и крестьян утешает: все это она туда ему пересылает. Объясняешь страсть свою, зависть. Я знаю, что это борьба, но и тебе известно, откуда оная принимает на тебя силу; яве – от самохваления твоего, гордости и неимения смирения. Я пишу к ней больше, ибо и её письма больше, но все, что пишу к ней, относится большею частию к согласию вашему и к общему спокойствию; не одной же ей я желаю свободы от страстей и успокоения; но чтобы, борясь со страстями, взаимно друг другу содействовать во спасении. Ну, ежели бы она предалась какой-либо страсти, то и тебе наносила бы тем немалую скорбь и немирство; а и тебе в свою очередь, что нужно, не оставляю писать. Бога ради не допускай сему Каинову семени возрастать в тебе, но подавляй малые ростки его, убивай младенцы вавилонские, пока они еще младенцы. От прилога низлагай оные самоукорением и смирением.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

«В последнее время, – говорит г. Каптерев, – о патриархе Никоне появились капитальные исследования: митрополита Макария – обширный 12 том его «Истории русской церкви» и Гиббенета «Историческое исследование дела патриарха Никона » – в двух томах... Появление указанных капитальных исследований о Никоне, как нам кажется, не исключает нужды новых исследований по этому предмету. Нам казалось, что вопрос о Никоне реформаторе и его противниках не только не исчерпан окончательно в указанных сочинениях, но даже допускает несколько иную его постановку, иное освещение и решение некоторых вопро­сов и сторон... Показать это на деле и есть цель нашего иссле­дования» (стр. 145, прим.). Итак, г. Каптерев предпринял написать о «Никоне реформаторе», или, говоря точнее и правильнее, о деятельности п. Никона по исправлению церковных книг и об­рядов исследование с новой постановкой и новым освещением и решением некоторых относящихся сюда вопросов, – словом исследование более капитальное, нежели в капитальных сочинениях м. Макария и г. Гиббенета. Труд м. Макария несомненно капитальный, и если в решении вопросов о распре патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем и о суде над ним наш историк оказался не везде верен исторической правде, то напротив о трудах Никона в исправлении богослужебных книг и обрядов он дал исследование поистине капитальное, так что изложить этот предмет «в ином освещении, в иной постановке», как преднамерился г. Каптерев, значило бы, по нашему мнению, уклониться от исторической действительности, а не писать сочинение более капитальное. Иное дело конкуренция с «капитальным» исследованием г. Гиббенета. Г. Каптерев сам говорит, что «ценность этого исследования заключается по пре­имуществу в обширных приложениях, состоящих из докумен­тов по Никонову делу». Приложения к книге г. Гиббенета дей­ствительно ценны, хотя и они изданы весьма неудовлетворительно. Само же исследование не только не капитально, но даже не имеет никакой научной цены. Притом же, – и это главное, – как исследование г. Гиббенета, так и сами приложения относятся соб­ственно к «делу п. Никона », т. е. к его распре с царем, вы­звавшей суд и осуждение патриарха; а об «Никоне-реформаторе», по выражению г. Каптерева, т. е. о трудах п. Никона по испра­влению богослужебных книг и обрядов, и о вызванных им раскольнических движениях, в книге г. Гиббенета можно найти не более двух-трех страниц, совершенно ничтожных (См. нашу рецензию на кн. Гиббенета в Отчете Имп. Академии наук о двад­цать восьмом присуждении наград графа Уварова). Назвав исследование г. Гиббенета о «Никоне-реформаторе» капитальным, г. Каптерев сказал нечто совсем не сообразное с делом (Всего забавнее его замечание, что и в книге Гиббенета «не исчер­пан» окончательно вопрос о Никоне-реформаторе», – вопрос, которого тот и не коснулся почти); а что сочинение г. Каптерева о «Никоне-реформаторе» будет капитальнее небывалого капитального сочинения о том же предмете г. Гиббенета, об этом не может быть сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Испрашивая на вас и на детей ваших мир и благословение Божие, остаюсь желатель вашего здравия и спасения, недостойный богомолец, многогрешный Иеромонах Макарий. 13 июня 1859 года. 239 Слава Богу, вразумляющему тебя, почтеннейшая N N, и дарующему тебе успокоение при сознании своих немощей, и что от оных приходишь во смирение! Имея благое произволение к исполнению воли Божией, имеем нужду и в помощи Божией, a притом не должны забывать и эту заповедь Божию: аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы. Яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом ( Лук. 17:10 ). Это есть смирение. Если ж чего и неисполним по немощи и нерадению, то паки прибегнем к смирению и к покаянию. A чтобы стоять неуклонно и непадательно – невозможно. Прочти о сем в Добротолюбии, во 2-й части Каллиста и Игнатия, главу 43, оная послужить тебе и вперед к вразумлению и укреплению. Ты живешь посреди мира, где много бывает случаев и столкновений к поползновению и во время оных не должно упадать духом, но смиряться и каяться. Известно, что враг не дремлет, но яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити ( 1Петр. 5:8 ), если не успеет в какие-нибудь грубые пороки и поползновения ввести, то внушает высокоумие и понуждает осуждать других: a потому чрез малые наши неисправности, попущением Божиим бываемые, мы удерживаемся в границах смирения. Кажется, это для тебя может быть попятно, и да поможет Господь идти тебе путем средним, смиренным. На вопрос твой об откровении своих поступков, где необходимо коснуться действия и других, опасаешься, чтобы не впасть чрез сие в осуждение ближних, посему и не пишешь? Скажу, при необходимой нужде не должно сего опасаться; ты не с тем пишешь, чтобы судить других, но желая иметь на свое недоумение решение, которое по вере твоей Господь тебе и посылает. Да поможет тебе Господь на чистом воздухе с N N и с детьми успокоиться и телесным здравием обновиться. На всех вас испрашиваю Божие благословение и остаюсь желатель вашего здравия и спасения и недостойный богомолец, многогрешный Иеромонах Макарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Наконец на возвратном пути из Петербурга, заехав опять в Оптину Пустынь, о. Макарий уже испросил дозволение у старца своего о. Леонида и согласие о. настоятеля Моисея на перемещение его в Оптинский скит. Он подал прошение о сем Оптинскому о. настоятелю, прося его дать оному ход, когда найдет сие удобным; а сам возвратился в Площанскую пустынь и, предавшись в волю Божию, спокойно ожидал, – что речет о нем Господь. Между тем он был представлен в числе трех кандидатов к занятию должности строителя Площанской пустыни, так как настоятель её о. Маркеллин давно уже был безнадежно болен. Но о. Макарий, испытав всю тяжесть должностных скорбей, не желал этого назначения; ибо в мыслях своих уже решился жить и подвизаться вместе со своим старцем и наставником духовным о. Леонидом, и во всем подчиняться его воле и руководству. Дело о переводе иеромонаха о. Макария из Площанской в Оптину Пустынь тянулось почти целый год, и только в 1834 г. 14 апреля получил он указ из духовной консистории, которым исполнялось его давнее желание. Слезно простился он с обителью, под сенью которой прожил более 23 лет, и, воздав благодарение Царице Небесной, покрову Которой вручал себя в этом деле, поспешил в Оптинский скит на соединение с любвеобильным своим старцем о. Леонидом. Таким образом, кроме двух вышепоименованных мужей высокой духовной жизни и опытности настоятеля обители о. Моисея и скитоначальника о. Антония, появились в Оптиной Пустыни еще два богоугодных и богомудрых мужа, старцы-иеромонахи о. Леонид и о. Макарий. Это были четыре духовных столпа, на которых главным образом созидалась и упрочивалась духовная жизнь оптинского братства. И замечательно, что все эти поистине святые мужи были совершенно различных характеров. Но несмотря на эту разнохарактерность, они жили в таком союзе мира и искреннейшей любви христианской, что каждый из них готов был за другого и душу положить. Да они и на самом деле полагали души свои друг за друга своим благим изволением и готовностию терпеливо переносить разные беды и напасти, когда того требовало одного из них или общее их благо.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Но есть и различие между ним и египетскими аввами. В то время, как Макарий Великий живописует и разъясняет теоретическую сторону жизни в Боге и вне Бога, идеальные и патологические душевные состояния, Ефрем, стоящий все-таки целою половиною своей деятельности лицом к лицу с жизнью, мирскою, является в значительной степени и проповедником-практиком, проповедником-обличителем мирского и вообще человеческого – плотского нечестия, проповедником покаяния и плача о грехах суеты житейской. Таким образом, Ефрем универсальнее и всестороннее в предметах учения, не так специально-теоретичен, как Макарий. Затем Макарий, обнимая меньший круг предметов, глубже и сильнее мыслит, полнее постигает внутреннюю, духовную жизнь человека, ее законы и явления; но Ефрем неизмеримо сильнее их изображает, будучи поистинне оратором и каждому своему суждению, каждому предмету своего учения, умея дать истинно-ораторское изображение и выражение. Аскетическая проповедь Ефрема чужда, однако, ригоризма. Добродетели и подвиги, им проповедуемые, относятся и к жизни мирской. Например, он не только благословляет брак и семейную жизнь 22 , но говорит также об обязательности для родителей забот о выдаче дочерей замуж, об отдаче сыновей в полк 23 . «Не трать всего времени жизни на попечение о теле твоем; но когда тело алчет и требует пищи, рассуждай, что и душа имеетъ нужду в свойственной ей пище» 24 . Аскетическое игнорирование потребностей и условий жизни мирской-гражданской, проповедь миру идеала чисто аскетического отнюдь не была у него плодом непонимания условий своего положения, как проповедника в обществе, а плодом необычайно-высокого религиозного одушевления великого учителя, того необычайного подъема его духа на высоту созерцания, того особенного проникновения духом и заповедями Евангелия, какими характеризуется первоначальное христианство , представителем которого в IV веке является великий учитель-профет, по его собственному сознанию 25 , не дерзавший преградить «волны благодати, струившияся» в его сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Макарий говорит, что в тот же день, как только получены были деньги, он отдал их в уплату за драгоценные камни, и предлагает ей пойти к дом к нему и посмотреть купленные им драгоценности, и если понравятся, взять их, если же нет – он возвратит ей деньги обратно. В доме же его, говорит повествователь, наверху были помещены мужчины, а внизу – женщины. Монония с нетерпением спешит в дом св. Макария, чтобы осмотреть дрогоценные камни. Макарий спрашивает, что она хочет видеть – «иакинф или смарагд?» «Что тебе угодно», отвечает она. И тогда св. Макарий «возведе ю на горнюю хлевину (в верхнее помещение), и показа ей хромые, и слепые, и расслабленные. И рече: се есть иакинф». Потом он сводит ее в нижнее помещение, показывает ей бедных и убогих женщин и говорит: «а се смарагд». «И мни, заключает он, сих честнее, т. е. драгоценнее, ничто же обрящется...» 38 . Подобное рассказывается в Прологе и о св. Зотике странноприимце (31 дек.), скупавшем в Константинополе прокаженных, которых, по повелению царя, следовало кидать в море, о св. Феодоре Стратилате и о других 39 . В пояснение же и оправдание такого рода действий, могущих показаться не нравственными, в Прологе приводится следующий веский аргумент: «Дело бо сие есть от прелести дьяволи, еже имения держати и не творити милостыни нищим. Дьявол бо не даст о души пещися, но паче научает обидети сироты, и ближнего, и презирати отца и мать, да яко убийцам уподобится» (мар. 31, т. 2, л. 121). Значит, понуждения к делам милосердия, хотя бы и указанным путем, а именно – с допущением «хитрости» считается как бы освобождением человека от прелестей дьявола и от неизбежной нравственной гибели, в которую он повергает себя, оставаясь жестокосердым и немилостивым... Так вообще высоко ставится в Прологе «нищелюбие»... Далее, в чем именно, с какими свойствами и в каких отдельных действиях должна проявляться любовь наша к ближнему, а также – в чем состоит милостыня, кому и как должны мы оказывать милость и милостыню?.. И по этим вопросам проложные чтения дают подробные, подкрепляемые фактами и примерами из жизни, указания и разъяснения, основанные на евангельском учении о свойствах и видах проявления любви к ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Дорофея много разобрано наше сердце, и показаны виды злопомнения, и как стараться исторгать оное. И надобно ожидать искуса вашему произволению: враг не перестанет воздвигать бурю страстями вашими и смущать; но вы, испытавши горькость прошедших искушений, будьте тверды, призывая помощь Божию и смиряйтесь, ибо оно есть сильное оружие против вражьих сетей и козней: – да ведь страсти в нас лежат сокрыты, а обнаруживаются, когда нам их покажут; то неужели же так и оставаться с ними в дружбе, и не надобно истреблять их? – Сердце только по мере очищения от страстей, зрит свет истинный. Всем твоим братцам и сестрицам посылаю мое недостойное благословение, а с ними тебе и.... и остаюсь желатель вашего здравия и спасения, многогр. И. Макарий. 5 ноября 1856 года. 172 При действии страсти твоей приходили тебе мысли буия, исполненные плача, паче же смеха (св. Исаака сл. 79, стр. 433); да и все оное, что происходило между вами во время смущения, ясно выражается в сем слове. Сердечно сожалею о вашем жалком устроении; одна больная и больше требует твоего соучастия и снисхождения, ибо сугубо страдает; а ты, бывши здоровою, удобнее можешь понудить себя к понесению её немощи; ты и сама сознаешься, что страсть зависти сильно тобою пообладала, – но тут-то бы и надобно сильнее на оную вооружиться; а ты вместо того, действуя страсть, сколько наделала вреда и ей и себе? Бог тебе даровал добрую сестру, и случай понести её немощи, успокоить ее немощную, и себе получить спасение. А ты, увлекшись страстью, бродишь мыслью по всему свету, с несбыточными действиями. Видишь, каковы плоды порывов страстей? что они приносят? Проси Бога и понуждай себя к снисхождению немощи болящей; кто знает, надолго ли она тебе досталась; после будешь и тужить, и обвинять себя без пользы, да не воротишь. Сколько нам толковать о самоукорении и смирении, а на деле и нет. Да поможет тебе Господь смириться и исполнить дело любви, – усердно тебе желаю, многогрешный И. Макарий. 9 декабря 1856 года. 173 Прочитавши твои письма, пишу: мир ваш устроится, когда положите оному основание – любовь и смирение, как я писал вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010