По благородству своей души архимандрит Макарий исходатайствовал полную пенсию профессору Дмитрию Ивановичу Ростиславову, когда тот покидал стены академии. Этот известный резкой независимостью своих убеждений и скупостью на похвальные отзывы о своих современниках и сослуживцах ученый, писал с благодарностью Преосвященному Макарию 3 ноября 1852 года: «Ваше Преосвященство! Я теперь уже не принадлежу к академии, не служу и не буду служить нигде, не имею и не могу иметь никаких видов впереди, потому мне нет нужды пред Вами лицемерить, нет никакой пользы льстить Вам… Я при Вас, как начальнике, почти вовсе не служил, а Вам, как человеку, делал даже много неприятностей; только одна доброта вашего сердца, одно благородство характера могли Вас заставить действовать в мою пользу»13. Беспорядок и распорядок Один из близких знакомых митрополита Макария свидетельствовал: «По скромности и умеренности в образе жизни, по воздержанию в пище и питии святитель был образцом строгого инока и удивлял окружающих его скудостию, невзыскательностию своей трапезы»14. Сохранилось описание рабочей обстановки святителя: «Архиепископ Макарий, аккуратный и точный во всем, больше всего любил чистоту и опрятность в обстановке, в которой жил. Единственным исключением был его рабочий кабинет, в котором он проводил большую часть времени. Преосвященный Макарий занимался всегда стоя у письменной горки, писал гусиным пером, которое часто погружал в чернильницу, стряхивал при этом в сторону, отчего пол и ковер всегда были забрызганы чернилами. Когда же ученый архипастырь углублялся в размышление, то он быстро ходил по кабинету, отрывал от чего-нибудь кусочки бумаги и разбрасывал их по комнате. Весь кабинет, кроме того, был завален книгами. Преосвященный Макарий ежедневно получал множество газет, журналов и книг. Книги были в беспорядке разбросаны на столах и под столами, на диванах и под диванами. Но в порядок приводить их архипастырь строго запрещал своим келейникам. «Пойми, брат, — говорил он в подобных случаях, — эта книга открыта, заломлена или заложена: это все мои заметки и ты меня путать не смей»15. Учитывая объем составленных таким образом сочинений, нетрудно понять, что это был тяжелый и утомительный труд. «Больше писать не в силах, — замечает Макарий в письме к брату, — рука почти онемела от многого письма и не движется»16.

http://e-vestnik.ru/analytics/mitropolit...

Только заступничество высших церковных властей спасло старца от дальнейших преследований. Старец Леонид и учеников своих научил исцелять недуги приходящих, не гнушаясь ничем, но презирая один лишь грех. Под его руководством они отдавались всецело духовническому служению: выслушивали все, что открывали им возмущенные грехом души, принимали откровение помыслов, отвечали и на письменные вопрошания. Еще при жизни иеромонаха Леонида подвиг старчествования разделял с ним иеромонах Макарий (в миру Михаил Николаевич Иванов; 1788–1860), затем он же до самой своей смерти единолично нес на себе обязанности духовного руководства. Старец Макарий жил в келье у самых скитских врат, большая часть которой была отведена под приемную для посетителей. Для приема женщин устроена была особая келья за вратами скита. С самого раннего утра шел к нему народ. У старца был дар различения духов и большая сила смирения и любви, что делало его слово особенно властным. После беседы с ним люди обновлялись. Один образованный человек долго подвергался припадкам беснования, проявлявшимся при приближении к священным предметам. Родные пытались лечить его, но безуспешно. Наконец один верующий приятель привел его в Оптину пустынь и из гостиницы послал потихоньку просить старца. Больной, не слыхавший никогда о нем, стал беспокоиться, закричал: «Макарий идет, Макарий идет!», – и едва старец вошел, с неистовым криком бросился на него и ударил по щеке. Подвижник тотчас же со смирением подставил другую. Долго после того в оцепенении лежал больной у ног старца, а потом, не помня о своем поступке, встал исцеленным. Старец ежедневно принимал у монастырской и скитской братии исповедание помыслов; если кто-то долго не приходил, он сам шел к тому в келью и притом всегда вовремя, оставляя после себя успокоение и радость. Он же давал послушание – чтение святоотеческих книг, назначая их по мере духовного возраста каждого. Со многими из своих духовных чад старец Макарий состоял в постоянной переписке: его эпистолярное наследие составило два больших тома. Это не только свидетельство отеческой заботы о вверенных ему душах, но целое духовное учение, вобравшее в себя и аскетику отцов Церкви, и взгляды оптинского монашества на современность.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Христос воскресе! Поздравляю тебя, почт. ..., со днем твоего Ангела. 12 апреля я послал к тебе письмецо, которое ты получишь в день твоего Ангела. Пишешь, что ты в день Благовещения угощала сестер обедом своего стряпания, и что это доставило тебе большое удовольствие, тем паче, что они остались довольны твоим обедом. Посему рассуждайте, как счастливы служащие нам, что всякий день трудятся на нас и питают нас своим трудами; – а мы лежим да упокоеваемся, и что не по нас, то поропщем и поскорбим. Я со своей стороны, видя их трудящихся, ублажаю их, что им готовятся венцы в царствии Славы, а я грешный не понес сих трудов. – Вспомни, какую славу имел повар Евросим в раю, и здесь еще живя; а еще кажется Павел: вот где премудрость буия для мира! А мы, видя себя чуждых благодати, хотя смиримся пред ними; как нищие, взирая на сокровища богатых! Мир тебе и всем вам, многогрешный Иер. Макарий. 5-го Апреля 1860 года. 183 Христос воскресе! Помолясь премилосердному Господу, принимаюсь за перо, во-первых поздравить тебя со днем твоего Ангела; ровно 1000 лет, как она окончила свой земной подвиг и водворяется со святыми в царствии небесном; будем призывать её молитвы ходатайствовать у Господа и о нашем убогом спасении и стараться по силе нашей пещися об оном, и познавая свои немощи, смиряться и приносить покаяние. Вчера только получил немножко книжек преп. аввы Исаии , из коих одну тебе сейчас надписал и дарю тебе в день твоего Ангела. Мира, здравия тебе и всем вам желаю, многогрешный И. Макарий. 21 Апреля 1860 года. 184 Во-первых поздравляю тебя со днем твоего рождения, нынче меня поздравила .... с новорожденною. Господь да благословит тебе начать сороковое лето твоего возраста и да сподобит преуспевать в возрасте духовном, смиренно мудрствуя, смиренно действуя, и смиренно ведущеся; ибо во смирении нашем помянет нас Господь, и исполнит дарований духовных. Остаюсь желатель вашего здравия и спасения, многогрешный И. Макарий. 21 июня 1860 года. 185 Достопочтеннейшая о Господе.... 12 Я слышу о вашей скорби, что не имеете свободы побывать в нашей обители. Надобно это принимать с покорностью воле Божией, ибо ничего не бывает нам неприятного, кроме попущения Его; а вам это на искус в терпении и укреплении благого вашего намерения. Ежели точно оно истинно, то чем больше будет препятствий, тем больше и оному множится. И. Макарий. 9-е декабря 1845 года. 186

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Благоразумная твердость, с одной стороны, мудрое рассуждение, растворенное терпением — с другой, над всеми же сими — непоколебимое смиренное упование на Вседержителя Всемогущего Бога, воскриляемое молитвой, сделали свое дело и принесли долгожданный мир. Несколько лет молилась братия о даровании их старцу верного и преданного помощника. В 1851 году на Святую Гору приехал тульский купец Михаил Иванович Сушкин. Промыслом Божиим чудесно устроилось пострижение молодого подвижника по причине смертной опасности в великую схиму. Также чудесным образом сразу же после пострижения устроилось и его исцеление. Чутко всматривавшийся во все события отец Иероним, желавший рассмотреть все стези Промысла Божия, увидел во всем происшедшем особое Божие благоволение и смотрение. Помолившись, он был извещен о том, чего хочет Бог. «Вот человек, которого мы просили у Господа», — скажет он. В постриге купец Михаил Иванович получил имя Макарий. Новопостриженный схимонах с первых же дней стал ближайшим учеником отца Иеронима, которого он начал готовить к великому служению, не давая, между прочим, никакой пищи тщеславию, довольно сокрушая его укоризнами, посрамлениями и уничижениями. Афонский старец Макарий (Сушкин) В 1853 году отец Макарий был рукоположен во иеродиакона, а 1856 году — во иеромонаха и сразу же назначен вторым духовником русской братии. Обязанности духовника по-прежнему исполнял сам отец Иероним, к которому братия шла для разрешения искушений, не имея пока еще доверия к новому старцу. Такое назначение было необходимо, для того чтобы возвысить будущего преемника в глазах всей братии, чтобы они видели высоту горизонта, на котором начертан путь его призвания. С этой же целью отец Иероним по временам отступал в сторону или даже вовсе удалялся из обители как бы в уединение, чтобы не затенять своим авторитетом робкую пока еще личность нового старца, скромного и непритязательного по природе, за действиями которого тем не менее следил пристально, поправляя его в случае необходимости. Таким образом, после пресвитерской хиротонии отец Макарий становится предстоятелем русского братства, пока еще номинальным, но влиятельным, с очевидной перспективой на самостоятельность в будущем.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=276...

Узнав о таком религиозном состоянии инородцев Водской пятины, Макарий решился истребить у них язычество. Он испросил дозволение на это у великой княгини Елены с боярами, – Дело было в 1534 году, спустя несколько месяцев после смерти Василия Ивановича, – и отправил в Водскую пятину своего домового иеромонаха 1554 в сопровождении двух своих боярских детей. Иеромонах, как читаем в посланной с ним к духовенству Водской пятины грамоте Макария 1555 , должен был обойти всю пятину и делать следующее: во-первых, во всех приходах созывать к себе всех прихожан и заставлять их в своём присутствии разорять и в конец истреблять все скверные мольбища, находившиеся в сёлах, в деревнях и в лесах. Во-вторых, петь по всем приходам молебны и посылать местных священников со святой водой по всем селениям прихода, чтобы они кропили ею всех православных христиан от мала и до велика и места, и жилища их 1556 . В случае, если бы какие прихожане изъявили ослушание и нераскаянность, Макарий приказывает своим детям боярскими имевшим сопровождать иеромонаха, отдавать их на крепкие поруки, «сроча» к его архиепископскому суду (назначая сроки явиться на суд к нему – архиепископу) и грозит им великой опалой государя и своим конечным извержением (sic) без милости. Иеромонаху вменялось в обязанность везде призывать к себе арбуев и их учеников или помощников, с тем, чтобы накрепко поучать их отречься от их скверных дел, и потом отдавать их в нарочитое поучение и надзор местным священникам. Относительно будущего времени Макарий предписывает в своей грамоте: на тех арбуев, которые не перестанут арбуить, священники должны доносить детям боярским, в поместьях которых арбуи будут обличены в своей деятельности, а эти имеют представлять их к нему – архиепископу; на тех прихожан, которые не перестанут язычествовать, священники должны доносить ему – архиепископу. Самим священникам, в случае если они не будут иметь попечения о заблудших христианах и не станут учить и наказывать их, Макарий угрожает в грамоте, что быть им от него в конечном извержения без милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Иеромонах Макарий (Маркиш): Основу русской культуры составляет православие 12 ноября, 2014. Иеромонах Макарий (Маркиш) От индивидуальных предпочтений индивидуальных граждан Российской Федерации, которым никто не мешает исповедовать что-то еще, исторический факт не изменится. 11 ноября на XVIII Всемирном русском народном соборе была принята Декларация русской идентичности. В Декларации в частности было сказано, что «каждый русский должен признавать православное христианство основой своей национальной культуры». Своим мнением о дискуссии вокруг принятия Декларации поделился Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш). О фразе «каждый русский должен признавать православное христианство основой своей национальной культуры» сейчас много говорят в интернете. Но формулировка «говорят в интернете» очень ничтожная. Это все равно что «много на заборе пишут». На форумах люди, которым нечем заняться изливают свою брехню. Это характеристика трепологической среды интернета. Не сильных авторов, не средств массовой информации, а определенной интернет-среды. В одной и той же среде существует два разных информационных слоя. Люди закрывают на это глаза, а это очень важно. Если говорить об этой фразе, то людям стоит внимательнее прочитать, что там написано – «основой русской национальной культуры». Если мы поедем в Саудовскую Аравию, там будет написано «основа Саудовского государства – Ислам». Я скажу «а я православный». Пожалуйста, будь православным! Пожалуйста, будьте мусульманами, живите в лесу, молитесь колесу, никто вам не мешает. Это исторический факт! От индивидуальных предпочтений индивидуальных граждан Российской Федерации, которым никто не мешает исповедовать что-то еще, он не изменится. Основу русской культуры составляет православие. Нравится вам это – не нравится, вас никто ни к чему не принуждает. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/ieromonah-makariy-mark...

Чем пахнет «Роза мира»(Иеромонах Макарий) 14.01.2013 23:55:34 Иеромонах Макарий (Маркиш) Вместо пролога (из личной переписки): …Вы утверждаете, что « … " Роза мipa " – это, несомненно, очень русская книга…».  Но тут есть серьезное противоречие.  Чтобы утверждать, что книга эта, несомненно, очень русская, надо несомненно доказать, что мой памфлет – несомненная и наглая ложь.  Если же мой памфлет отражает существо дела, то в русскости этой " Розы " возникают глубокие и обоснованные сомнения. Более того.  Весь строй книги несомненно не русский, а американский (в современном смыле): две тысячи миль в ширину и полтора дюйма в глубину, на уровне " Александр Сергеевич Кушкин был великий русский писатель " , о чем и сказано в памфлете довольно подробно. И, наконец, центральная идея книги о " Розе мipa " , о некоей " религиозно-культурной элите " , которой якобы должен подчиниться человеческий род, несомненно не русская, а еврейская, детально изложенная в упомянутой книжке о каббале, " Роза о Тринадцати Лепестках " . Как вы легко можете догадаться, с ее издателями взаимная любовь меня не связывает, даже наоборот; но уверяю вас, что она по всем показателям превосходит плоды раздумий Д. Андреева. Иеромонах Макарий (гор. Иваново) Меморандум из-под низу, или Чем пахнет «Роза мира» ...А насчет " Розы Mipa " мне и слова не дали сказать, и рта даже раскрыть не дали.  Рванулись на меня со всех сторон, яко скимны, и сразу в крик: – Ну вот, началось! Это что тебе, соглашение в Шамбези? Или " Протоколы Сионских Мудрецов " ?  Это ли-те-ра-ту-ра, понимаешь ты или нет?   Поэтические образы!... Ты хоть что-нибудь кумекаешь в художественном мышлении?  Мы же интеллигентные люди, тетеря! Ну, раз художественное мышление, значит, шутки в сторону.  Горлом тут не возьмешь, головой работать надо.  У меня вообще с этим мышлением давние счеты.  С тех самых пор, как я в первый и последний (пока) раз в жизни побывал в уголовном суде.   Тогда это еще сравнительно в диковинку было, задолго до перестройки: настоящие грабители.  Все у них было как положено: и наводчики, и отмычки, и веревки, и кляпы, и машина наготове.  И вот они тут сидят за заборчиком, скромненько, рядком: старший и все его помощники.  Не все, впрочем: один, по фамилии, как сейчас помню, Абрамов, не удостоился.  Находился он в больничном изоляторе; рисовал ли он там нолики, вязал ли веники, а может резвился на спортплощадке или разучивал молодежные песни, неведомо, но судебной ответственности он не подлежал по причине умственного разстройства.  Разстроился, словом.  А остальные ничего, прямо ударники коммунистического труда: вину свою признают полностью, в содеянном раскаиваются, на вопросы отвечают просто, спокойно, четко:

http://radonezh.ru/analytics/chem-pakhne...

Работу архимандрита Макария передали на рецензирование профессору древнееврейского языка Санкт-Петербургской духовной академии протоиерею И. Иванову . Рецензент посчитал, что «перевод, исключая немногих мест, довольно правилен, но не везде чист и ясен, иногда слишком буквален, часто весьма растянут, а потому без значительного усовершенствования не может быть полезно употреблен в духовных училищах» С. 221]. Алтайский миссионер не оставил начатого дела и в январе 1839 года представил в Комиссию духовных училищ следующую переведенную им книгу – пророка Исаии. Он просил напечатать ее «в особенности для употребления в церковных миссиях, при обращении евреев ко Христу Иисусу» С. 188]. В донесении архимандрит Макарий сообщал следующее: «При переводе Книги Исаии Пророка, пользуясь ученостью Розенмюллера, я не последовал его жалкой неверности. Для кого нужно введение в сию книгу, тот может пользоваться руководством к чтению Священного Писания, изданным блаженной памяти митрополитом Санкт-Петербургским Амвросием, имея право ожидать совершеннейшего в сем роде от наших Академий церковных» С. 187–188]. Копию перевода вместе с сопроводительным письмом он послал Государю Императору Николаю Павловичу. Комиссия духовных училищ передала работу архимандрита Макария митрополиту Петербургскому и Ладожскому Серафиму, а тот передал ее конференции Санкт-Петербургской духовной академии, которая вновь направила перевод рецензенту, протоиерею И. Иванову . В начале 1839 года архимандрит Макарий приехал в Санкт-Петербург, чтобы представить руководству свои библейские переводы и «Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе». Здесь он узнал о существовании русского перевода ветхозаветных книг протоиерея Г. П. Павского, его наставника по Петербургской академии. Исправив, с учетом перевода Г. П. Павского, свой перевод обеих книг, архимандрит Макарий в декабре 1840 года представил его Святейшему Синоду. В сопроводительном письме он сообщал, что уверенность его «в необходимой благопотребности для церковной миссии и вообще для российского народа полной Библии на российском наречии, в переводе с оригиналов, теперь еще более укрепилась», что он «желает и надеется сохранить сию уверенность на всю жизнь свою» и что он изъявил эту уверенность «пред Святейшим Старцем, благоговейно почитаемым им от дней отрочества его» 75 С.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Преподобный Лев Оптинский Литография XIX века В 1834 году отец Макарий поселился в Оптиной пустыни. В 1836 году он становится духовником обители, а с 1 декабря 1839 года назначается скитоначальником. Дивное духовное единодушие связывало двух оптинских старцев – Льва и Макария: вместе они писали письма к духовным чадам, вместе принимали учеников на откровение помыслов. Семь лет продолжалось соратничество оптинских старцев. После кончины преподобного Льва в 1841 году бремя старческого служения всецело легло на отца Макария, который нес его в течение девятнадцати лет, до последних дней своей жизни. По воспоминаниям современника, старец Макарий был «среднего роста, весь седой, одет летом в мухояровой поношенной ряске и башмаках, зимой в весьма поношенной, крытой темно-зеленым драдедамом, шубке, с костылем в одной и четками в другой руке. Лицо – ничем не поражающее с первого взгляда, вовсе некрасивое (по обыкновенным понятиям о красоте физической), даже несколько неправильное (по недостатку в глазах), с печатью постоянного углубления в себя, следовательно, на вид более строгое, нежели ласковое; но такова сила благодати, что лицо это, служа зеркалом чистой, любвеобильной и смиренной души, сияло какой-то неземною красотою, отражая в себе то или другое из свойств внутреннего человека, плодов духа, исчисленных апостолом. Вообще в нем было редкое соединение детской простоты, тихости, смирения, делавшее его приступным всем и каждому» 4 . Вид Оптиной пустыни Литография XIX века Многие из учеников приезжали к старцу, однако чаще за разрешением своих недоумений обращались письменно. «Кроме своих занятий по званию монастырского духовника и старца, батюшка отец Макарий по каждой почте получал немало писем от обращавшихся к нему за духовными советами и решением своих недоумений, сверх присылаемых из разных мест с оказиею, и по любви своей к ближним писал (1834–1841) ответы от лица своего духовного отца и сотаинника, покойного отца Леонида; а потом, по блаженной кончине его в 1841 году, в течение девятнадцати последующих лет продолжал писать сам или диктовал ответы, приличные каждому к укреплению или утешению в скорбях. Большую часть ответов на вопросы, требующие духовного рассуждения, старец писал сам, ученики же помогали ему лишь в таких письмах, которые требовали по содержанию своему ответа малосложного, краткого, равно как и в ответах на письма недуховного содержания: поздравительных, просто заявляющих любовь и усердие, без вопроса о чем-либо. Это делалось так: сперва старец прочитывал полученные письма, отлагая в сторону те, которые по важности содержания подлежали его собственноручному ответу, а другие отдавал помогающему ему в письмоводстве ученику, тут же говоря вкратце, что надобно отвечать на каждое» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Лишение Свободы: от поражения к победе (Иеромонах Макарий) 14.01.2013 23:55:08 Иеромонах Макарий (Маркиш) «Наша совместная работа должна помочь осужденному сформировать новую систему ценностей, основанную на непреходящих духовно-нравственных идеалах» – – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в поздравлении Директору федеральной службы исполнения наказаний Ю.И. Калинину по случаю 130-летия образования уголовно-исполнительной системы России. 18 марта 2009 г.     Лишение Свободы: от поражения к победе   Иеромонах Макарий Тюремная миссия Иваново-Вознесенской епархии   11 февраля нынешнего года, буквально за несколько дней до открытия Рождественских Образовательных Чтений, впервые за всю историю современной России, ее Президент посетил исправительную колонию в Вологде и провел там заседание президиума Государственного совета по вопросу « О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации». Имеет ли этот факт отношение к Православной Церкви? – Ответ ясен для каждого, кто в эти дни участвовал в двухдневной работе секции «Практика тюремного служения РПЦ в пенитенциарной системе России», кому приходится работать с осужденными в местах лишения свободы, и кто просто задумается о нынешнем состоянии и ближайшей перспективе лагерей и тюрем России. А кто не задумается – пусть хотя бы обратит внимание на слова Святейшего Патриарха, вынесенные в эпиграф. В ответ на это приходится слышать (иногда, увы, и от православных), что-де не церковное это дело – обустраивать лагеря и тюрьмы, что надо лечить социальные язвы, заботиться прежде всего о предотвращении преступлений – тогда, мол, и тюрьмы не понадобятся… Что ж, любой пожарник так же в точности будет настаивать на необходимости профилактики возгораний. А теперь скажите, возможно ли, чтобы под таким предлогом пожарник отказался тушить пожар? 1.    Миссионерское поле в тюремном служении Начнем с особенностей миссии, которая открывается перед Церковью в местах лишения свободы. Она естественно входит в задачи Отдела взаимодействия с Вооруженными Силами и правоохранительными органами РПЦ, и в то время как личный состав Вооруженных Сил и правоохранительных органов имеет много общего, лица, содержащиеся под стражей и в заключении имеют кардинальные отличия.

http://radonezh.ru/analytics/lishenie-sv...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010