Мира вам и здравия обеим желаю, многогрешный Иеромонах Макарий. 10 июля 1848 года. 143 Лучше мира ничего не могу пожелать тебе, а паче в настоящее время скорбей и болезней. Когда есть мир и согласие то и Бог посреди вас. – Обитель ваша посещена была болезнью и смертностью, но теперь, как видно, благодарение Господу, поутихло. Так же и нас Господь посетил сим наказанием; – и мы находимся в числе чад Божиих, от любви Его наказуемся, да не с миром осудимся ( 1Кор.11:32 ). Грозный меч сей, сколько привел людей в чувство? никто, кажется, не остался не очистив душу свою покаянием и причащением св. Таин, не дожидая поста. Это должно оставаться для нас памятью и уроком на будущее время, да провождаем жизнь свою благоугождая Господу. А вы все обо мне имеете попечение: слава Богу, я здоров, будьте спокойны, но надежду полагайте не на меня, а на Господа, и на Матерь Божию. Прося на тебя Божие благословение, остаюсь многогрешный Иеромонах Макарий. 15-е июля 1848 года. 144 Пробегая прошлой почты письма ваши, заметил, что ты делаешь замечания на действия Маврушки (юродивой); не похвалю сего. Веруй Богу, и будь готова принять то, что Ему угодно послать тебе для пользы и испытания твоего; все, что ты писала, могло тебя тревожить по догадкам твоим и не исполниться, а ты всуе смущалась. На рассказ не полагайтесь; мне больше известны и выгоды и тщеты духовные тамошнего места, и будьте довольны своим, и смиренно себя ведите; не лезьте разом в гору, смотрите свои немощи и никого не зазирайте. Требование советов от вас – подобных машинам, отклоняйте своим неразумением и неопытностью, и бегайте сего как яда; сами еще требуете советов, и можете ли другим оные подавать? пожалуй враг нарочно приведет к вам, но после в высокоумие введет. Что вы значите? неопытные девчонки! Спрашиваешь растолковать тебе пояснее, как успокаивать совесть сестры? – Стараться отсечь свою волю пред нею, где не видится вреда душевного. Но не так: случается, она что тебе скажет по-сестрински, а ты, хотя отсечешь волю, но оскорбишься; этим не успокоишь совесть её. Ты можешь сказать, когда тебе не нравится, не лучше ли так, сестра? И после согласиться, как найдете лучше. Так же и в пище: знаешь, что она любит, не спрашивая, успокой совесть её. А и она, хотя и хочет, но, по неразумию думая, волю отсекает, отказывается; а между тем, не без скорби остается; подобно и в других случаях надобно делать, чтобы любовию к ближнему пожерты были наши хотения. Иеромонах Макарий. 24 июля 1848 года. 145

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Иеромонах Макарий (Маркиш) о сносе памятника Ленину: Что немцу здорово, то русскому смерть 2 октября, 2014. Иеромонах Макарий (Маркиш) На Украине полыхает гражданская война, и все, что сотрясает сегодня эту древнюю православную землю — от артиллерийского расстрела школ и церквей до сноса монументов — суть конкретные акты войны. Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш) размышляет о сносах памятников Ленину на Украине и призывах распространить эту практику на Россию. Что немцу здорово, то русскому смерть. Эта старинная, рассудительная пословица в наши дни приобрела жесткий, агрессивный и кровавый смысл — что разумные люди предвидели издавна, как минимум со времен Хомякова и Киреевского. Однако еще до них острый ум Гегеля сформулировал ее в более общей форме, парадоксально противоречащей содержанию: «ИСТИНА ВСЕГДА КОНКРЕТНА». Впрочем, в те времена и в тех кругах с противоречиями справлялись куда эффективнее, чем ныне. Оставим, однако же, общие обсуждения тем, кто имеет к ним склонность и достаточно свободного времени, и обратимся к конкретному вопросу — сносу памятников Ленину, в связи с которым у нас принято кивать на «программы денацификации» в Германии. Надо заметить в этой связи, что товарищи не только страдают амнезией в отношении русских пословиц, но и плюют на могилу великого диалектика. И по тем же овеянным славою площадям европейских столиц, откуда тщательно стерли гитлеровский след, сегодня с той же сатанинской гордостью маршируют позорные гомонстрации, а Гитлеру открывают зеленую улицу в направлениях Таллин (одно «н»!) – Рига – Львов – Киев. Насколько здорова немцу такая «денацификация» – воздержусь от суждений, а что она несет русскому (а также еврею) – потрудитесь уяснить самостоятельно. Возвращаемся к Украине. На Украине полыхает гражданская война, и все, что сотрясает сегодня эту древнюю православную землю — от артиллерийского расстрела школ и церквей до сноса монументов — суть конкретные акты войны. Применять украинский пример к Великороссии не просто абсурдно, а самоубийственно — или, напротив, очень желательно для наших «геополитических оппонентов», раздувших кровавый пожар на Украине именно для того, чтобы опалить его пламенем соседние народы и по возможности перекинуть через границу на север.

http://pravmir.ru/ieromonah-makariy-mark...

Состоялась пресс-конференция по итогам конкурса «Просвещение через книгу» 30.11.2022 12:39:02 МОСКВА 29 ноября 2022 года в МИА «Россия сегодня» в Москве состоялась пресс-конференция по итогам конкурса «Просвещение через книгу». В мероприятии приняли участие заместитель председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви иеромонах Макарий (Комогоров), научный руководитель Российского государственного архива социально-политической истории А.К. Сорокин, советник директора Шуваловской школы 1448 г. Москвы О.Э. Иванова-Голицина. Иеромонах Макарий (Комогоров) рассказал журналистам, что 8 ноября состоялась церемония награждения лауреатов конкурса «Просвещение через книгу», который проводится Издательским Советом при содействии Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Главный приз был присужден за двухтомник, включающий факсимильное издание Жировичского Евангелия XVI века и научные труды, ему посвященные. Проект подготовлен Издательским советом Белорусской Православной Церкви. Также наградами были отмечены издания в номинациях: «Лучшее художественное произведение», «Лучшая публицистическая книга», «Лучшая духовно-патриотическая книга», «Лучшая книга для детей и юношества», «Лучшая историческая книга» и других. География участников охватила различные регионы России, Сербию, Польшу и Казахстан. Иеромонах Макарий (Комогоров) сообщил, что планируется проведение цикла презентаций книг-лауреатов для библиотекарей и педагогов. А.К. Сорокин рассказал о книгах-лауреатах издательства «Политическая энциклопедия» и отметил, что сегодня говорить об истории следует на основании архивных документов и научного знания. Он высоко оценил сотрудничество Русской Православной Церкви и сообщества историков. О.Э. Иванова-Голицина представила книгу «Прогулка по Китай-городу со Львом и Единорогом» — победившую в номинации «Лучшая книга для детей и юношества». Она отметила, что данное издание предназначено для семейного чтения и позволяет лучше узнать историю Москвы.

http://radonezh.ru/2022/11/30/sostoyalas...

О псевдоправославии Наш известный политик В.В. Жириновский заявил как-то в своей обычной парадоксальной манере на официальной дискуссии в Кремле: «Цель нашей встречи — не перечислять недостатки. Это социальный мазохизм! Я предпочитаю социальный садизм: ликвидировать недостатки». 16 июня, 2010 Наш известный политик В.В. Жириновский заявил как-то в своей обычной парадоксальной манере на официальной дискуссии в Кремле: «Цель нашей встречи — не перечислять недостатки. Это социальный мазохизм! Я предпочитаю социальный садизм: ликвидировать недостатки». В издательстве «Никея» опубликована новая книга ивановского миссионера иеромонаха Макария (Маркиша) «Псевдоправославие», содержащая как размышления самого автора, так и ответы на вопросы. Иеромонах Макарий (Маркиш) — неутомимый миссионер, в том числе и в интернет-пространстве, на радио, журнале «Фома». Протодиакон Андрей Кураев считает иеромонаха Макария «лучшим православным журналистом современного мира». Отец Макарий рассказывает читателям сайта «Правмир» о новой книге. Глава из новой книги отца Макария (Маркиша) «Псевдоправославие» О духовной жизни и прелести Иеромонах Макарий (Маркиш). Фото Анны Ольшанской. — Расскажите, пожалуйста о замысле книги. Почему она называется «Псевдоправославие», что вы понимаете под этим словом? Насколько сегодня актуальна эта проблема, с чем это связано? Публицистика предоставляет очень широкое и плодотворное поле для сотрудничества между автором и редактором; я очень ценю не просто помощь редакторов «Даниловского Благовестника» и «Никеи», но реальную, практическую синергию с ними, которая только и позволила достичь успеха. Так и заглавие последней книги, «Псевдоправославие», было предложено редакцией «Никеи», и я принял его, хоть и не без некоторых сомнений. Наш известный политик В.В. Жириновский заявил как-то в своей обычной парадоксальной манере на официальной дискуссии в Кремле: «Цель нашей встречи — не перечислять недостатки. Это социальный мазохизм! Я предпочитаю социальный садизм: ликвидировать недостатки».

http://pravmir.ru/o-psevdopravoslavii/

139 Трудно мне решить твое недоумение: ежели сказать отцу-строителю, то натурально удалит от служения; и ежели (притом) не утаится от него, что это чрез тебя последовало, будет на тебя негодование; оставить так, – опасаюсь греха. Не лучше ли поговорить ему, чтобы он сам, по сей немощи, оставил служение, ибо можно и так почаще причащаться; а за пренебрежение святыни можно дать Богу ответ. Когда же знаешь, что сего не понесет, то можно поискуснее поговорить строителю, касаясь не прямо того, что случилось, а что может случиться, и общими советами уговорить старца к оставлению службы; а ежели прямо сказать, то воздвигнешь на себя бурю; он твой старец и духовный отец; куда пойдешь со своими немощами? Господь да даст тебе истинный разум, как поступить в сем критическом положении; и молись о сем Ему. Пребываю недостойный твой смолитвенник, многогрешный иеромонах Макарий. 13 июня. 140 Из письма твоего вижу, что ты находишься все еще в смущении или недоумении о немощи естественной старца; может быть и от сопротивной стороны наносится тебе рвение о сем; ты сделал со своей стороны, что мог, говорил, предостерегал и прежде отцу строителю говорил, то посему можно, кажется, успокоиться. К тому же пример от видения святителя Софрония приличен к сему делу; оставить на волю Божию и молить Его благость, аще неугодно Ему таковое служение, то Сам да возвестит старцу, или возбранит Своими судьбами. Желая тебе мира, здравия и спасения и прося о молитвах за меня, остаюсь твой смолитвенник многогрешный иеромонах Макарий. 20 июня. 141 Достопочтеннейший о Господе отец N! 14 Вы в П-е и слава Богу! При врачебных искусных средствах получили облегчение от своей болезни: сердечно о сем радуюсь, дай Бог, чтобы и совершенно свободились от оной, для благоугождения Господу и для славы имени Его. Из описанных Вами новостей, довольно есть замечательного и любопытного; а о наших новостях нечего сказать приятного, а печальное и прискорбное. Соседственные нам города находятся в опасности пожаров, подкидывают известия о сем, и уже многие пострадали: Мценск, Карачев, Ливны, Мало-Архангельск, Фатеж, а более всего подвергся пламенному поражению несчастный город Орел, часто терпевший сие испытание; а 26 мая сгорело более 2000 домов, 4 церкви; представьте, около 10 тысяч жителей без крова, одежды, пищи и состояния! Требуется большая помощь не только к восстановлению, но и к поддержанию несчастных после такого бедствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Спасайтесь, мои дражайшие и милые родители, быть может, встретимся, если не здесь, то там в раю сладости, а в рай – дорога, изреченная самим Господом: многими скорьбми подобает войти в царство небесное» 105 . «Спешите, спешите еще сеять, чтобы после собирать, пекитесь о ближнем, не щадите богатств, будьте покойны, не раздадите, Господь усугубит сторицею здесь и на небе» 106 . В этой заботе о пользе милостыни для спасения души своих родителей, а также из неложного сострадания к ближнему сначала нерешительно, а потом настойчиво советует родителям устроить странноприимный дом. «Если купите (т. е. дом для себя) и должно перейти в оный, мой совет: прежде отслужите бдение, молебен и позовите Христову братию, покормите их, а они осыпят вас благословением и молитвою. Простите дерзостному совету, но любовь и сострадание к ближнему все превозмогут» 107 . «Нищ и убог да восхвалит имя ваше, – пишет о. Макарий своим родителям в числе прочих пожеланий по поводу перехода их в новый дом, – да будет дом ваш благодатью Божиею исполненный, око слепым, нога хромым, приют странника и покров бездомного сироты; правда и мир да водворятся между вами, да исполнятся слова Господа: Благ муж щедра и дая, устроит словеса своя на суде. Блажени милостивии яко тии помиловани будут» 108 . «Желаю вам быть всеми членами ближнему, не забывая их нужды и скорби, а они-то упрочат житие там и здесь своими вздохами и слезами о благоденствии вашем» 109 . «Беру на себя смелость беспокоить вас, – начинает свою речь о. Макарий о странноприимном уже доме. – Я получил из Тулы письмо, в коем мне пишут и просят попросить вас о странноприимнице Матрене Ивановне. Простите моему окаянству, я боялся оставить такое дело без извещения вас, да и духовник благословил. Я спрашивался, потому что я теперь посторонний общества мирского, и получил в ответ: быть может, вашему батюшке боятся предложить, а вы не объясните, вас упрекнут, а посему с благословия Божия начинаю. Приложите к вашему дому, иже на небесех, еще несколько совершенств, да и здесь память на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Руководителями Талгарской части группы были иеромонах Макарий и иеромонах Пахомий. Иеромонах Пахомий (Русин Прохор Петрович). …В связи с закрытием монастыря возвратился в Алма-Ату и поселился в горах около Аксая с монахами Феогностом и Серафимом. «В 1921 году этих монахов убили, жить в горах было страшно, я прожил еще год, а в 1923 году ушел в город Алма-Ату. Изредка служил в соборе, в котором сейчас помещается Казахстанский музей. Прожил таким образом до 1926 года, а затем уехал в Ташкент. В Ташкенте я хотел устроиться на работу, но ничего у меня из этого не вышло, прожил я там год и снова вернулся в Алма-Ату. Жил на квартире, помогал в хозяйстве, изредка служил и таким образом существовал. В 1928 году в горах на Мохнатой сопке один знакомый мне монах Тихон стал строить избушку. Я ходил к нему, мне там понравилось, и я тоже стал строить себе избушку, и в конце 1928 года перебрался в горы. Вскоре Тихон по неосторожности сжег наши избушки, и я вынужден был выкопать себе землянку. В ней я жил не постоянно. Часто ходил в город или жил у монахинь Магдалины, Татьяны, Александры, Евсевии, которые также были на Мохнатой сопке. В 1930 году монахиням предложили вступить в колхоз, но в колхоз они не пошли, сдали свое имущество в лесничество и ушли в город. А я остался жить в своей землянке. В том же году уехал с монахинями в Джагал-Абад, где поселились в горах. Там построил избушку, жил с Магдалиной, а Татьяна строила себе избушку отдельно в 15 верстах от нас. Из Джагал-Абада я и приехал вновь в Алма-Ату». Иеромонах Макарий (Ермоленко Аким Иванович), 1864 г. р., село Николаевка Воронежской губернии. В 1914 году был полковым священником 275 Изюмского полка. Приехал в Алма-Ату в 1929 г. с Кавказа из селения Пеха (около Сухуми), поселился в землянке в горах и прожил 2 года. Скрывшись от преследования за к/р деятельность в Киргизии, руководители группы Пахомий и Макарий в 1934 году приступили к организации келий в горах Талгара и группированию вокруг себя антисоветского монашеского элемента. Пользуясь поддержкой раскулаченного Ионова И. И., проживавшего в горах Талгара, монахи выстроили две кельи в Актарской пропасти, которые посещались паломниками-верующими под видом «прогулок на пасеку Ионова». Монахи завязали связь с верующими поселка Талгар и организовали там тайную общину. На нелегальных сборищах в пос. Талгар монахи проводили беседы антисоветского характера и читку к/р духовной литературы. Как в горах, так и в пос. Талгар совершались тайные богослужения с присутствием верующих.

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

рус. сказ, о смут, врем., стр. 296), восстановлена В. О. Ключевским (Древн. русские жития святых, стр. 333) и все то, чем житие может быть интересно историку смуты, уже пересказано Костомаровым. Последний склонен доверчиво относиться ко всем подробностям рассказа жития о том, что Феодосий упорно не желал признавать Расстригу истинным Димитрием и обличал его самозванство с ним самим. Справедливее, однако, думать, что разговор Феодосия с Лжедимитрием дошел до нас уже в легендарной форме. 139 А. Дмитриевского , цит. соч. 94. Свидетельство Арсения является новым в нашей исторической литературе. По Пр. Макарию, Игнатий занимал до прибытия в Россию архиепископскую кафедру на Кипре (X, 106), откуда бежал в Рим и там, будто бы, принял унию. Мы признаем первоначальным местом жительства не Кипр, а Ериссо, как об этом говорит Арсений, который мог хорошо знать место служения Игнатия. Не можем мы согласиться и с тем, что Игнатий принял унию в Риме, что Преосвященный Макарий высказал предположительно, а тем более с тем мнением, что он возвратился из Рима уже католиком (Чтение в Обществе истор. и др. 1848 года, 8). Из дальнейшей истории Игнатия, говорит Левитский (Игнатий патриарх Московский), мы видим, что унию он принял в Литве после бегства из Москвы. „Это было бы уже лишним, если бы Игнатий принял унию раньше“. Но факт перехода в унию говорит за несомненные симпатии Игнатия к католичеству. 167 А. Дмитриевский , цит. соч., 103 стр. Мемуары Арсения являются важными здесь особенно в установлении точной даты времени поставления Игнатия. По иному сказанию поставление Игнатия было 24 июня (Р. И. Б. XIII, 52). Но это свидетельство, говорит также проф. Дмитриевский , нельзя считать достоверным. В 1605 году день недельный падал на 23 июня, что видно и из рассказа того же автора о вступлении Лжедимитрия в Москву месяца июня, в 20 день, четвертка (там же стр. 51). Следовательно, 24 июня в этот год приходилось в понедельник, а не в день воскресный, к которому обыкновенно приурочивались всегда патриаршеские хиротонии (Цит. соч. прим. 2, 122 стр.). Ошибку иного сказания повторяют и наши историки: пр. Макарий, т. X, 107; Соловьев, VIII, 119; Левитский в своем исследовании: Игнатий Патриарх Московский (Xp. чтен. 1886, II, 567); Доброклонский в руководстве по ист. русск. церкви, вып. 3-ий, 69 стр. У Костомарова, день поставления 24 июля (I, 258). 179 Пр. Макарий говорит, что о симпатиях Игнатия к католичеству свидетельствует письмо кардинала Боргезе к нунцию Рангони (ист. рус. церкв., т. X, стр. 108). Левитский об этом высказывается иначе: в достоверности сего (симпатии Игнатия католичеству) мы имеем полное право усомниться, что подтверждается гробовым молчанием Ватикана об этом деле (Лжедимитрий, как пропагандист католичества. – Христ. чтен., 1885 г., II, 393).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Малоазийские области, в которых находились еретики энкратиты, апотактиты и еремиты, Макарий перечисляет обстоятельнее, чем-то встречаем у Епифания. Он говорит о Писидии, Исаврии, Киликии, Ликаонии и всей Галатии. Если, рассказывая о подвижнической жизни, Макарий замечает: «можешь обойти города Востока и все епархии Сирии и точнее дознать справедливость моей речи» то, без сомнения этим, с одной стороны, показывает, что не в Египте или близ него жил (с этим допущением не гармонирует и изображение времён года, особенно зимы с ее лютыми морозами и всепокрывающими снежными заносами) – с другой стороны, подтверждает мысль, что и не в Сирии жил, а к Западу от неё. Мимолётное замечание, что исцелённая Спасителем кровоточивая была родом из Эдессы, само по себе доказывает, что писатель имел у себя какое-то неопределённое историческое известие о ней и ничего не говорит в пользу того, что Макарий был родом из Эдессы, а скорее даёт основание для обратного утверждения. Единственно, что, по-видимому, могло бы служить доказательством местопребывания и деятельности писателя в странах приефратских, частнее в Эдессе, это один раз встречающееся выражение: «сто парасанг», для измерения продолжительности пути. Но, во-первых, оно употреблено не для географического обозначения, а в притче; во-вторых, и у светских Греческих писателей иногда встречается употребление этой Персидской меры для обозначения пространства или расстояния. Так, например, Атеней в своём «Пире софистов» выразился, что некто своими худыми поступками, на много парасанг опередил Дионисия, тирана Сиракузского». Кроме того известно, что ещё долго после падения Персидской монархии и смерти Александра Македонского в бывших областях царства Персидского для обозначения путевых расстояний употреблялись народом парасанги, да и вообще Греческие писатели даже позднейшие не чуждались этого слова, как более пригодного для измерения большого расстояния, потому что одна парасанга равнялась тридцати Греческим стадиям. Поэтому и у Никиты Хониата , писателя XII века, в официальном известии Императора о походе против Болгар, читаем: «едва прошли четыре парасанги по дороге», или «не прошёл я ещё четырёх парасанг, как предстал другой вестник» 406 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Ты говоришь, что никого нет обличающих тебя о грехах; но неужели уже и совесть молчит пред тобою? Нет, старайся видеть свои немощи и грехи, проси и сестру не оставлять тебя обличениями; ваш такой путь теперешней вашей жизни; впрочем не печалься, найдутся люди, и пошлет Бог к твоему испытанию, только принимай с самоукорением, а не с самооправданием. Мир вам! Остаюсь желатель вашего здравия и спасения, многогрешный Иеромонах Макарий. 29 января 1849 года. 157 Кажется в прошедшем письме писал я тебе о монашестве твоем, и теперь мало скажу: да будет принятие оного тебе не на тщеславие, или гордость, или возношение, а паче на смирение, и кротость, и терпение. С.... же сохраняйте между собою равенство, имея каждая последность; помня слова Спасителя: «иже хощет в вас быти первый, да будет всех последний» ( Мф.20:27 ; Мк.9:35 ). Монашество есть образ смирения и до оного достигают множеством браней и искушений, на которые и надобно себя приготовлять; а Господь силен тебя укрепить. – К утрени не ходить без нужды не советую; в лености надобно себя понудить, в болезни дело другое; это по снисхождению к вам сказано в утешение: – спи. Дай только повод себе, то и покажется покой телесный; другие не ходят по нужде, работают, – тем и живут, а у вас, благодарение Господу, есть чем жить. Будьте мирны и спокойны, и считайте себя последнейшими всех, то хотя и укоризну примите, считайте достойными себя того. Остаюсь желатель вашего спасения, поручая вас покрову Божиему; многогрешный Иер. Макарий 1 Февраля 1849 года. 158 В случившемся между вами смущении, вы обе неправы; ты, желая остановить ее не ходить к больной, могла бы любовно сказать, а не с иронией; но когда вы обе сознали свои вины и успокоились, то и я не буду распространять о сей материи; только замечу, чтобы впредь быть осторожными, и видеть козни вражии, силящиеся расторгнуть ваш союз о Господе оправданием; – самоукорение и смирение все козни вражии низлагает. Не знаю, когда у вас будет пострижение? но я еще не могу тебя поздравить, не получа извещения. Очень рад, что твои родители приняли извещение о твоем пострижении с христианским чувством; а ты проси Господа, да поможет Он тебе оправдать на деле принятие сего образа благочестием и смирением.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010