2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого Поста. 3. Сырная (масленица) - неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса). 4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи. 5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом). Как поститься в навечерие Богоявления Господня Этот однодневный пост называется так же, как навечерие праздника Рождества Христова, - сочельник, или сочевник. К хранению поста в навечерие Богоявления побуждает благочестивое ожидание освященной воды, до вкушения которой православные христиане, поступая по древнему священному преданию и Уставу Церкви, утвердившей это предание, не вкушают пищи, " дондеже освятятся водным краплением и причащением, то есть питием " . В сочельник в навечерие праздника Крещения, когда положено говеть до вкушения святой воды, трапеза предписана, как в Рождественский сочельник, один раз, после Божественной Литургии. На трапезе правилом Церкви постановлено вкушать с елеем. " Сыра же и подобных ему, и рыб, никакоже дерзнем ясти " . По Церковному Уставу, в дни сочельников - Рождественского и Богоявленского - православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво - смесь зерен пшеницы, мака, ядер грецких орехов, меда. Как проводить дни масленицы Последняя приготовительная к Святой Четыредесятнице неделя называется сырною, а в просторечии - масленицей. В эту неделю уже не употребляются мясные продукты, а предписывается молочная, сырная пища. Приготовляя нас к подвигу Великого поста, снисходя к нашей немощи и плоти, Церковь установила сырную седмицу, " дабы мы, от мяс и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало-помалу оступая от приятных яств, приняли бразду поста " . В среду и пятницу сырной седмицы Церковь предписывает пощение до вечера, как в Великий пост, хотя вечером можно употреблять ту же пищу, что и в другие дни масленицы. Как поститься в Великий пост Великий пост начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит собственно из Четыредесятницы и Страстной седмицы. Четыредесятница установлена в воспоминание жизни Господа Иисуса Христа на земле и в честь сорокадневного пребывания в постном подвиге в пустыне Самого Спасителя, а Страстная седмица посвящается воспоминанию последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2116...

695 Первый свеклосахарный завод в России был основан в 1802 г. генералом Е. И. Бланкеннагелем в селе Алябьеве Чернинского уезда Тульской губ. (см.: Рейсер A. С. Опыт сопоставления некоторых главнейших хронологических дат в области истории сахара и его производства. – Сб. статей по сахарной промышленности. M., 1925, вып. 6–7, с. 343). 696 Мелюс, или мелис – дешевый сахар из белой патоки, продукт с не доведенной до конца переработкой; часть его шла на продажу. 697 Софья Сергеевна Всеволожская (сестра Герард) была за князем Иваном Сергеевичем Мещерским, а сестра Мещерского, княжна Анна Сергеевна, была за Сергеем Акимовичем Мальцевым. Другой брат Мещерский, князь Петр Сергеевич, был некоторое время обер-прокурором святейшего Синода. 701 «Π. В. Долгоруков относит это к брату Юрия Владимировича Василию Владимировичу» (Экз. Β. К. Журавлевой, с. 432). 703 Речь идет о холерном бунте в Петербурге в июне 1831 г. Очевидец, описывая картину бунта и эпизод «усмирения» его Николаем I, так передает слова императора, обращенные к народу: «Что вы это делаете, дураки? С чего вы взяли, что вас отравляют? Это кара божия. На колени, глупцы! Молитесь богу! Я вас!» (см. в статье: Герцен А. И. Николай как оратор. – Колокол, 1865, 1 декабря, л. 209; Герцен, т. 18, с. 472). 705 Александра Александровна Корсакова сама повредила своему здоровью; она была очень полна, румяна, и кровь приливала к голове. Будучи в Париже, она посоветовалась с каким-то медиком, тот предложил ей пустить себе кровь; что ж она придумала? Послала за кровопускателем и велела себе пускать кровь до обморока и этим так себя ослабила, что опасались даже за ее жизнь. Но хотя она не умерла и выздоровела, она этим подорвала свое здоровье, стала какая-то хилая, ледащая и никогда вполне после того не могла оправиться. От этого-то старик Вяземский и называл ее больною старою девкой. 706 Сырная неделя (или сырная седмица) –то же, что масленая неделя, масленица – последняя неделя перед великим постом. 710 Речь идет о князе E. А. Грузинском (1762–1852), владевшем крупными поместьями в Нижегородской губернии и отличавшемся жестокостями и самодурством. В этом качестве он был упомянут А. И. Герценом в «Былом и думах» – в части Второй «Тюрьма и ссылка» (см.: Герцен, т. 8, с. 241).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Дом свой на Пречистенке я продала… — “…в 1832 г. подпоручику Долиманову, с 1852 г. Бороздиной, затем подполковнику Воробьеву, с 1866 г. Алаевой, с 1878 г. Купчин-скому принадлежал, в 1916 г. Ушакову З. Н.” (Экз. В. К. Журавлевой, с. 423). … Терард один из первых в России завел сахарный завод… — Первый свеклосахарный завод в России был основан в 1802 г. генералом Е. И. Бланкеннагелем в селе Алябьеве Чернинского уезда Тульской губ. (см.: Рейсер А. С. Опыт сопоставления некоторых главнейших хронологических дат в области истории сахара и его производства. — Сб. статей по сахарной промышленности. М., 1925, вып. 6–7, с. 343). Мелюс, или мелис — дешевый сахар из белой патоки, продукт с не доведенной до конца переработкой; часть его шла на продажу. …за Василия Николаевича Толмачева. — «Жил в 1826 г. в собственном доме на Арбате, No 28» (Экз. В. К. Журавлевой, с. 430). … подтверждали этот рассказ его. — «П. В. Долгоруков относит это к брату Юрия Владимировича Василию Владимировичу» (Экз. В. К. Журавлевой, с. 432). … смертоносною болезнью — холерою… — См. примеч. 2 к (Предисловию). … все обошлось в Москве благополучно, не так, как в Петербурге, где было возмущение народа… — Речь идет о холерном бунте в Петербурге в июне 1831 г. Очевидец, описывая картину бунта и эпизод «усмирения» его Николаем I, так передает слова императора, обращенные к народу: «Что вы это делаете, дураки? С чего вы взяли, что вас отравляют? Это кара Божия. На колени, глупцы! Молитесь Богу! Я вас!» (см. в статье: Герцен А. И. Николай как оратор. — Колокол, 1865, 1 декабря, л. 209; Герцен, т. 18, с. 472). … декабрьской истории 1826 года… — Ошибка в тексте, вместо: 1825 года. Сырная неделя (или сырная седмица) — то же, что масленая неделя, масленица — последняя неделя перед великим постом. Авантажна — привлекательна (от франц. avantage — выгода, преимущество). Фомина неделя — 2я неделя после пасхальной. … принятия святых Христовых Тайн. — См. примеч. 16 к Главе первой. Дом свой на Пречистенке я продала… — “…в 1832 г. подпоручику Долиманову, с 1852 г. Бороздиной, затем подполковнику Воробьеву, с 1866 г. Алаевой, с 1878 г. Купчин-скому принадлежал, в 1916 г. Ушакову З. Н.” (Экз. В. К. Журавлевой, с. 423).

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

… Терард один из первых в России завел сахарный завод… — Первый свеклосахарный завод в России был основан в 1802 г. генералом Е. И. Бланкеннагелем в селе Алябьеве Чернинского уезда Тульской губ. (см.: Рейсер А. С. Опыт сопоставления некоторых главнейших хронологических дат в области истории сахара и его производства. — Сб. статей по сахарной промышленности. М., 1925, вып. 6–7, с. 343). Мелюс, или мелис — дешевый сахар из белой патоки, продукт с не доведенной до конца переработкой; часть его шла на продажу. …за Василия Николаевича Толмачева. — «Жил в 1826 г. в собственном доме на Арбате, No 28» (Экз. В. К. Журавлевой, с. 430). … подтверждали этот рассказ его. — «П. В. Долгоруков относит это к брату Юрия Владимировича Василию Владимировичу» (Экз. В. К. Журавлевой, с. 432). … смертоносною болезнью — холерою… — См. примеч. 2 к (Предисловию). … все обошлось в Москве благополучно, не так, как в Петербурге, где было возмущение народа… — Речь идет о холерном бунте в Петербурге в июне 1831 г. Очевидец, описывая картину бунта и эпизод «усмирения» его Николаем I, так передает слова императора, обращенные к народу: «Что вы это делаете, дураки? С чего вы взяли, что вас отравляют? Это кара Божия. На колени, глупцы! Молитесь Богу! Я вас!» (см. в статье: Герцен А. И. Николай как оратор. — Колокол, 1865, 1 декабря, л. 209; Герцен, т. 18, с. 472). … декабрьской истории 1826 года… — Ошибка в тексте, вместо: 1825 года. Сырная неделя (или сырная седмица) — то же, что масленая неделя, масленица — последняя неделя перед великим постом. Авантажна — привлекательна (от франц. avantage — выгода, преимущество). Фомина неделя — 2я неделя после пасхальной. … принятия святых Христовых Тайн. — См. примеч. 16 к Главе первой. … сестры известного князя Егора Александровича)… — Речь идет о князе Е. А. Грузинском (1762–1852), владевшем крупными поместьями в Нижегородской губернии и отличавшемся жестокостями и самодурством. В этом качестве он был упомянут А. И. Герценом в «Былом и думах» — в части Второй «Тюрьма и ссылка» (см.: Герцен, т. 8, с. 241).

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

В 8 веке Феодор Студит написал канон на неделю мясопустную, ныне исполняемый в этот день. Напоминанием о последнем неподкупном и Страшном суде Православная Церковь, изображая ужасные следствия беззаконной жизни, устрашает и побуждает всех нас к покаянию и указывает на милосердие к бедным, как на средство помилования от вечного за грехи осуждения на Страшном суде, внушая, что никто не должен чрезмерно надеяться на великое милосердие Божие, представляемое в неделю о блудном, потому что милосердый Господь есть и праведный Судия, имеющий воздать каждому по делам, и что покаяние и благочестие наше должны непременно сопровождаться благотворениями ближним. Ибо Господь произнесет последний суд свой преимущественно по делам милосердия и притом возможным для всех, не упоминая о других высших добродетелях, неодинаково доступных для каждого. Из нас никто не скажет, что он не мог алчущего напитать, жаждущего напоить, посетить больного и узника и проч. Но творя телесные дела милости, позаботимся особенно о духовных делах милости, которыми и тело и душа ближних облегчаются. Побуждая и располагая нас к посту и покаянию изображением будущего Страшного суда, Церковь в неделю мясопустную приготовляет нас к приближающемуся посту сокращением пищи и страха ради судного, ибо прародители за невоздержание изгнаны были из рая и подверглись осуждению. Словами Апостола, читаемыми в неделю мясопустную, Церковь внушает нам, чтобы наше невоздержание не послужило преткновением для немощных совестью (1 Кор. 8, 8–13); и следовательно, самое воздержание наше было для ближних делом человеколюбия, как располагает нас Евангелие в неделю мясопустную. Седмица сырная. Последняя приготовительная ко св. Четыредесятнице неделя называется сырной, а в просторечии масляною, или масленицей, от употребления в эту неделю сырной пищи по установлению Церкви, и сыропустною, потому что ей оканчивается перед Четыредесятницей употребление сырной пищи. Своим богослужением, постановлениями и обыкновениями в седмицу сырную Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже»преддверие покаяния, предпраздненство (πυοερτιον) воздержания, светлое предчувствие поста, седмица пред очистительная. В эту седмицу Церковь предочищает нас телесно и духовно, предварительным воздержанием и постом, соответственным времени богослужением и примирением взаимным, или обычаем взаимного прощения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

В Православной Церкви посты делятся на многодневные и однодневные. Многодневными являются посты: Великий – перед праздником Пасхи; Петров, или Апостольский, – перед празднованием памяти апостолов Петра и Павла; Успенский – перед праздником Успения Пресвятой Богородицы; Рождественский, предваряющий праздник Рождества Христова. К числу однодневных относятся посты в среду и пятницу, установленные соответственно в воспоминание предания Спасителя на страдания и самых Его страданий и смерти. (В некоторые седмицы поста в среду и пятницу нет. Такие седмицы называются сплошными: пасхальная седмица; седмица Пятидесятницы; святки – период в двенадцать дней от праздника Рождества Христова до Богоявления, кроме последнего дня (навечерия Богоявления), седмица мытаря и фарисея и седмица сырная (масленица) – перед началом Великого поста.) Однодневными являются также посты в праздник Воздвижения Креста Господня, 14 сентября; в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 29 августа; в навечерие Богоявления, 5 января. Предпразднество, или предпразднство , – день перед двунадесятым праздником, в который Святая Церковь в богослужении приготовляет верующих к празднику. В дни предпразднества, наряду с молитвами и песнопениями воспоминаемым в этот день святым, Церковь предлагает песнопения в честь наступающего праздника. Все двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднества, за исключением Рождества Христова и Богоявления, у которых соответственно пять и четыре предпразднственных дня. Престол – важнейшее место в церковном алтаре. По слову святителя Симеона Солунского , «священнейший алтарь в сем месте образует пренебесное и то, что превыше небес, где поставлен престол невидимого Бога». Престол представляет собой четырехугольный стол, утвержденный среди алтаря с особым молебствием, омытый благовонной водой, окропленный освященной водой, помазанный священным миром и облеченный священными одеждами; на престоле приносится великая бескровная жертва Тела и Крови Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

На какие же дела покаяния и исправления жизни особенно обращается внимание? Прежде всего и главным образом, на деяния любви и милосердия, ибо Господь произнесет Суд Свой преимущественно по делам милосердия, и притом возможным для всех, не упоминая о других добродетелях, не одинаково доступных для каждого. Никто из людей не вправе сказать, что он не мог помочь алчущему, напоить жаждущего, посетить больного. Вещественные дела милости ценность свою имеют тогда, когда они будут проявлением владеющей сердцем любви и соединены с духовными делами милости, которыми и тело, и душа ближних облегчаются. Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной, сыропустной, масленой, масленицей. В эту седмицу употребляется сырная пища: молоко, сыр, масло, яйца. Церковь , снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиг поста, установила в последнюю седмицу пред Четыредесятницей употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяса и многоядения ведомы к строгому воздержанию... мало-помалу от приятных яств приняли бразду, то есть подвиг поста». В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий (до вечера). Песнопениями сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная. В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания. В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в подвиге поста просиявших. Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам. Последнее воскресенье пред Великим постом имеет в Триоди надписание (наименование): «В Неделю сыропустную, изгнание Адамово ». В этот день воспоминается событие изгнания наших прародителей из рая. Святая Четыредесятница

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Приготовляют и всякое, какое кто может, богатое кушанье, пироги, конфеты и всякие закуски, которыми украшают столы. Так приготовившись, друг друга в гости зовут, друг друга посещают. Чего тут примечать? Собралась компания, последует опустошение бутылок, стаканы и бокалы никогда не иссыхают. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей!» От такого поздравления следует бесчувствие. А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами. Тогда бывают непрестанные скачки на лошадях. Тогда одни за другими, словно привязанные следуют, протягивается долгий обоз, как веревка соблазнов. К этим забавам присоединяются и другие, не меньшие. Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить (Еф 5:12). Вот как масленица празднуется, слушатели! Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд. Я уповаю, что и вы, слушатели, то же чувствуете. Но когда еще увидите, что есть масленица, или седмица сырная, то уповаю, что праздник такой омерзеет вам. О, дал бы то Преблагой Бог! А что она есть? О том мать наша святая Церковь припевает нам, как младенцам своим, в песнях своих, на той седмице певаемых. Ибо в одном месте она так нам по-матерински поет: «Отверзошася божественнаго покаяния преддверия; приступим, усердно очистивше телеса, брашен и страстей отложение творяще, яко послушницы Христа», и прочее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Сергей 13 февраля 2018, 23:45 Елена 28 февраля 2011, 21:01. Насколько могу, сочувствую вам в вашей скорби. Нелёгкий у вас крест. С возрастом, душа каменеет и мало способна к изменениям. Видеть близкого, безнадёжно окаменевшего в неприязни - очень тяжело. Помоги Вам Бог. Мне ближе о. Андрей Ткачёв. Противна эта мимикрия под " новый год " , " масленицу " . Язычество, оно и в Африке язычество. Раньше следовал " указаниям " : " яждь, пий, веселися... " . Сейчас, решил плавно входить в В Пост. Устраиваю постные(абсолютно) дни и дни с постной пищей, начинаю делать земные поклоны. Почему надо входить " с разбега в прорубь " ? Нигде (в спорте, лечении, аскетике) нет таких традиций! Не думаю, что поклоны и постные дни в " масленицу " страшный грех Елена 21 июня 2017, 21:26 Масленица и сжигание чучел давно уже только фольклор, а не язычество и идолы. Ефросинья Полоцкая призывала не искоренять народное, а только противоречащее заповедям. Марина 26 февраля 2017, 12:27 Прочла комментарии с не меньшим интересом, чем статьи. Да, батюшки, работы у вас (с нами) непочатый край. Храни вас Господи. Наталия 21 февраля 2017, 21:10 Отношусь к масленице спокойно. Для меня это сырная седмица, для всех моих неверующих близких - масленица.На гулянки не ходим, но блины печем и едим с удовольствием. Для нас это просто блины, а не какие то языческие символы. ekaterina 14 марта 2016, 20:42 СПАСИ ГОСПОДЬ СВЩ О. ДИМИТРИЯ МОИСЕЕВА ЗА ЕГО СЛОВА О СЫРНОЙ СЕДМИЦЕ. СКОЛЬ ВЗВЕШЕННО И СПОКОЙНО ОПРЕДЕЛИЛ ОН ДЕЛА ЭТОЙ СЕДМИЦЫ. А ТО ПОЛУЧАЕТСЯ, КТО ПЕЧЕТ БЛИНЫ, ТОТ ДОЛЖЕН ПРЫГАТЬ ЧЕРЕЗ КОСТЕР И ПРОЧЕЕ. Михаил 11 марта 2016, 19:13 В язычестве ничего " сакрального " кроме сатанизма нету. Все так или иначе выводит душу на дорогу в бездну ада, и нечего тут миндальничать. Русалки, столбы, блины как символы... Православные это знают, а не верующие, ну что же, - вольному воля, а спасенному Рай. Лариса Воронина 10 марта 2016, 12:22 Светлана Анатольевна 7 марта 2016, 01:00 Мы не в монастыре живем и у человека в сегодняшнее время совсем мало радости//Мало радости? Сегодня мы окружены тем, о чем мечтало человечество на протяжении веков - вещами, которые помогут избавиться от физического труда. У нас масса технических приспособлений, но стали ли мы счастливее? В прежние времена утешением человеку служили еда, сон и развлечения. Судите сами - чего нам не хватает? Проблема в том, что чем доступнее простые радости, тем быстрее к ним привыкаешь. Человеку требуется всё больше изощрений, чтоб себя обрадовать. Вот и тянет людей на что-нибудь эдакое, развесёло-оккультное, где-то опасное, где-то объединяющее в общем безумном порыве... Помешать этому явлению мы не можем, но не пустить в храмы способны ещё.

http://pravoslavie.ru/44978.html

Мысль о конце нашей жизни, при воспоминании об отшедших уже в вечность, отрезвляюще действует на каждого, кто забыл о вечности и прилепился всей душой только к тленному и мимотекущему. «Приидите прежде конца, вси братие, персть нашу видяще и яко прах человек, снедь червнем и тление, яко сухия кости наша всяко (вовсе) не имущия дыха­ния. Во гробы вникнем: где слава? где доброта (кра­сота) зрака? где благоглаголивый (красноречивый) язык? где брови? или где око? – вся прах и сень темже пощади, Спасе, всех нас» (Суббота мясопустная, 1-я хвалитная стихира). Мясопустная неделя, как сказано, посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном Суде живых и мертвых (Мф., зач.106). Это дела­ется для того, чтобы грешники – по грубости своей духовной природы в надежде на неизреченное милосердие – не предались беспечности и нерадению о своем спасении. Православная Церковь в многочисленных стихирах и тропарях службы этой недели изображает ужасные следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет перед нелицеприятным («неумытным») Судом Божиим. Напоминая о последнем и Страшном Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог – милосерд, но Он вместе с тем и Праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос, имеющий придти судить мир, назы­вается правосудным, а Его Суд – праведным и неподкупным испытанием («неумытным истязанием», «неумытным судом»). Все равны будут перед праведным Судом Божиим. «В чину своем, монах и иерарх, старый и юный, раб и владыка истяжется (будет спрошен), вдова и дева исправится (будет испытана), и всем горе тогда, не имевшим житие неповинное!» (Неделя мясопустная, канон, 2-й тропарь 4-й песни) (с.194–197). Седмица сырная и Неделя сыропустная Последняя подготовительная к св.Четыредесятнице Неделя (седмица) называется сырной, а в просторечии – масленой, масленицей, так как в эту седмицу употребляется скоромная пища (сыр, масло и яйца), и еще потому, что в саму Неделю (в сыропустное воскресенье) заканчивается перед началом Великого поста употребление молочной (сырной) пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010