Во многие из этих примет люди верят до сих пор. Россияне о масленице. Опросы Согласно данным опроса ВЦИОМ за февраль 2019 года, на этой неделе большинство россиян (91%) едят блины, 78% просят прощения у близких и 68% ходят в гости. 40% опрошенных сообщили, что будут участвовать в масленичных гуляньях, а 56%, напротив, не собираются этого делать. Сжигать чучело Масленицы собираются только 30%, тогда как большинство — 67% не намерены участвовать в этом обряде. В прошлом году, как показал опрос, в народных гуляниях участвовали менее половины респондентов (46%), а в сжигании чучела — 39%. Масленица и христианство В христианстве масленица не относится к церковным праздникам. У Сырной седмицы совсем другой смысл. Христианам чужды разгулы, обжорства и тем более сжигание чучела. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». В Книге Правил, являющемся одним из основополагающих ориентиров для каждого христианина, существует немало определений, прямо запрещающих участие в каких-либо ритуальных, языческих священнодействиях и празднествах. Так, например, 61е правило 6го Вселенского Собора (VII век) со ссылкой на Священное Писание говорит о том, что тех, кто придается языческим суевериям и разного рода культам, следует либо отлучать на очень длительное время от церковного общения, либо, в случае неисправимости человека, вообще извергать из Церкви. Похожие строгие меры предусмотрены и другими церковными правилами: 65е правило того же Вселенского Собора, 24е правило Святого Поместного Собора Анкирского, 36е правило святого Поместного Собора Лаодикийского, а также 7е, 65е, 72е, 81е, 83е правила святителя Василия Великого и 3е правило святителя Григория Нисского . Получается, что компромисс между христианством и язычеством никак невозможен, в противном случае христиане перестанут быть самими собой. Что же касается некоторых народных традиций (например, есть блины на масленицу), то Церковь не осуждает тех благочестивых обычаев, которые сложились в истории различных народов и не связаны сегодня в народном сознании с магией или оккультизмом. Церковь благословляет все добрые порывы в жизни людей, стараясь дать им нужное спасительное направление. Именно по этой причине и освящают плоды нового урожая, жилища людей и совершают молебны на начало доброго дела. Но в учении Церкви нет ни сельскохозяйственного культа, ни культа жилища, рода, рожениц и скота. Православная Церковь о праздновании масленицы

http://sueverie.net/maslenica-ili-syrnay...

Однако в народе, главными атрибутами праздника всё же являются застолья и гулянья. Прощаясь на семь недель со скоромной пищей (а кто-то и не прощаясь вовсе) за семь дней праздника люди стараются наесться молочными продуктами, яйцами, рыбой и, конечно, блинами. Проводы масленицы. Приметы Поскольку масленица пришла из язычества, она сохранила некоторые его элементы. Так, издревле в последний день масленичной недели происходил ритуал проводов масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы, так и в его символических похоронах. Это должно было символизировать окончание зимы и начало весны. Чучело наряжали в женские одежды, в руки давали блин. Куклу ставили посреди деревни и там и сжигали. По свидетельству историков, сожжение чучела было традиционно для северных, центральных и поволжских губерний. В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки). В южнорусских, среднерусских, западных губерниях был распространён ритуал похорон масленицы. Его участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В ряде случаев такое прощание с Масленицей приобретало черты масленичного поезда, где чучело помещали в сани, которые часто везли не лошади, а мужчины. После её сжигали по поверьям, что это принесёт хороший урожай. Поскольку Масленица в целом во многом представляет собой «праздник обновления», с этим были связаны некоторые приметы. Например, если накануне масленицы шел дождь, то осень обещала быть полна грибов, а если мороз — лето будет не жарким и урожай будет хорошим. Также считалось, что чем больше блинов в доме испекут на масленицу, тем богаче станет в доме, а если испекут мало блинов, то и урожая не будет. Из других примет — если на масленицу идет снег — будет урожай гречки. Если блины получаются красивые и пышные — то и год будет благополучный и богат на урожай, а если прилипают — к неприятностям. Кто на масленицу скупится на угощения, тот за год разорится. Если на масленицу выкинуть старые вещи, то появятся обновки. На масленицу старое простить — в жизнь новое пустить.

http://sueverie.net/maslenica-ili-syrnay...

9 марта. Вселенская родительская суббота Смысл названия Церковь молится о христианах, отошедших в Вечность, а особенно — о людях, умерших насильственной смертью и не получивших обычного отпевания. Богослужебные особенности Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Обилие заупокойных текстов, но они не унылые, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение. 10 марта. Неделя о Страшном Суде. Мясопустная Смысл названия На Литургии читается отрывок Мф 25:31-46. Верующим напоминается о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде . Цикл Евангелия Великого поста: евангелие о Страшном суде Богослужебные особенности На Всенощном бдении поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель...». Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом. Постовые предписания Заговенье на мясо. Последний день перед Пасхой, когда на трапезе разрешается мясо. 11 — 16 марта. Сырная седмица. Масленица Богослужебные особенности Молитвы из Постной Триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу Литургия не совершается, в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего» , которая является одной из важнейших молитв поста. Постовые предписания Нет пищевых ограничений на вкушение яиц, молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также — рыбы. Но мясо уже нельзя. Отсюда и название. 17 марта. Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье. Воспоминание Адамова изгнания Смысл названия На Литургии читается отрывок Мф 6:14—21, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Ключевая идея — тоска по раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама. Цикл Евангелия Великого поста: евангелие Прощеного воскресенья Богослужебные особенности После вечерни (в приходской практике иногда этот чин совершают после Литургии) совершается чин прощения: подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост. Последний раз поется 136-й псалом «На реках Вавилонских». В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи . На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета. Постовые предписания

http://foma.ru/velikiy-post-podgotovitel...

Строгие дни: все среды и пятницы поста, первая, четвертая (Крестопоклонная) и последняя (Страстная) седмицы. 7) Оформляем подготовительные седмицы. Чуть выше первой из них наклеиваем или рисуем иллюстрацию к притче о Мытаре и фарисее. Следующее воскресенье посвящено притче о Блудном сыне (мы наклеили репродукцию с картины Рембрандта). Затем следует неделя о Страшном суде (можно распечатать и наклеить репродукцию иконы). Сырная седмица заканчивается Прощеным воскресеньем, в этот день вспоминается изгнание Адама и Евы из рая (мы использовали репродукцию с гравюры Гюстава Доре, изображающей это событие). Если на подготовительные седмицы попадают непереходящие праздники (например, Сретение), также выделяем их. Не забываем обозначить мясопустную родительскую субботу (мы нарисовали горящую свечу). При желании можно указать народное название для каждого дня масленицы, наклеить фотографии блинов. 8) Выделяем важные дни Великого поста. Первые четыре дня, в которые читается Великий Покаянный канон Андрея Критского, мы отметили раскрытой книгой со свечой. Такой же значок рисуем в клеточке среды пятой седмицы, когда на вечерне совершается Стояние Марии Египетской. Изображаем зажженную свечу в клеточках родительских суббот: второй, третьей и четвертой седмиц. В субботу первой седмицы совершается празднование великомученику Феодору Тирону — этот день можно украсить иконой или изображением колива. Первое воскресенье Великого поста посвящено празднованию Торжества Православия. Тут уместно наклеить репродукцию иконы или вырезать из золотой бумаги главку православного храма с крестом. Неделю Григория Паламы мы обозначили символическим изображением нетварного Света, о котором учил святитель. Неделя Крестопоклонная, бесспорно, должна быть отмечена изображением креста. Сразу же расскажите детям о традиции празднования, чтобы они ожидали этого дня. Неделю Иоанна Лествичника украсим символическим изображением лестницы. В Лазареву субботу уставом разрешено употребление икры, поэтому можно изобразить ее. Или вырезать из прошлогоднего настенного календаря икону Воскрешения Лазаря и наклеить в соответствующую клеточку.

http://pravmir.ru/kalendar-na-velikij-po...

Пост или нарушение поста – один из характерных приемов практической полемики в защиту веры. С богословской точки зрения вера защищается правильным вероучением и формулированием догматов. Однако, теории без практики недостаточно. Для того, чтобы кого-то чему-то научить, его нужно отучить от тех обычаев, которые дополнительным образом удерживают его в круге собственных представлений. Примером установления поста вопреки языческим постам может послужить Успенский пост, введенный по указу патриарха Николая Мистика в начале X в. Примером упразднения поста или, если сказать точнее, действия внешне противоположного практике поста являются Седмицы сплошная и сырная. А сам пост и абсолютен, и относителен – в особом хорошем смысле этого слова, ведь ради любви к братии по речениям древних апофтегм его можно нарушить. В апофтегмах читаем: «Пришли некогда два брата к некоему старцу, а обыкновение старца было не есть каждый день, и, когда он увидел двух братьев, обрадовался и сказал: пост имеет награду, и ядущий по любви снова исполняет две заповеди, ибо он оставил свою волю, и исполнил заповедь, и упокоил братьев» . По аналогии с преодолеваемой опасностью в виде особых постов, которые соблюдали уклонившиеся от истинной веры, сплошная седмица была более значима, чем масляная, по-гречески сырная. В большинстве исторических описаний и древних типиконах акцент делается на возникновении практики сплошной седмицы – в противовес древнему трехдневному Ниневийскому посту, который совершался в третью неделю перед Великим постом в память событий во времена пророка Ионы (Иона 3, 5-9) (он заканчивался в пятницу третьей недели до Пасхи символично в день памяти пророка Ионы – но не как праздник пророка, а как воспоминание о примере покаяния) , или пятидневному армянскому Арцивуру. В «Церковной истории» Никифора Каллиста Ксанфопула содержится одно из поздних описаний-пересказов традционных для византийцев представлений о происхождении Арцивурова поста . Здесь приведены четыре версии. Арцивуров пост установлен:

http://bogoslov.ru/article/4446196

1. В честь поста, посвященного оплакиванию изгнания Адама. 2. В честь Ниневийского поста 3. По инициативе некого духовного вождя монофизитов Сергия (с историей о провозвестнике и его трагичной смерти). – Действительно, в субботу третьей недели до Великого поста армянами отмечалась память св. Сергия или Саргиса. 4. Георгием Просветителем. Пост Арачаворк был весьма строгим – как и другие монофизитские посты – на одном хлебе и воде (μ λλο τι σθειν πρεξ ρτου κα δατος) . Установленный свт. Григорием Просветителем пост называется «первым» или «передовым», поскольку появился ранее других постов . А Сырная седмица соответстует «другой некой ереси», а именно, скорее всего, ереси четверобожников («тетрадитов») – тех восточных христиан, которые обвинялись в четверобожии как сторонники еще одной литургической традиции – прибавления прибавки «распныйся за ны» к Трисвятой песни и тем самым ее не триадологической, а христологической интерпретации . Об этом одними и теми же словами говорится, в частности, в Типиконах монастыря св. Маманта (Константинополь) и Махерасе (Кипр) . В более поздних типиконах будет сказано более общим и неопределенным образом – σατως κα τς τυροφγου δι τινας αρσεις . Будет использоваться и формула “против неверных” . Так или иначе, очевидно, что обычай вкушения яиц и сыра на сырной седмице восходит к древней восточной традиции поститься в течение 8-ми недель. 5. Дискуссия о строгости соблюдения среды и пятницы в праздничные дни/сроки как ключевая для понимания исторического характера сырной седмицы Парадоксально, что такое малое послабление, как разрешение вкушения молочных продуктов по средам и пятницам после девятого часа в течение многих веков было своеобразным символом Православия вопреки традции ведения поста у христиан-монофизитов. Однако, внутри Православной традиции строгость пощения в среду и пятницу и сама возможность отмены этой строгости в дни или в кануны больших праздников, включая длительные посты, неоднократно вызывала споры и длительные дискуссии – досточно вспомнить строгое отношение к соблюдению этих дней прп. Афанасия Афонского (X в.), вызывавшее неприятие со стороны его оппонентов .

http://bogoslov.ru/article/4446196

Примечание. За исключением Сретения Господня никогда и ни при каких условиях в мясопустную Неделю не назначается никакая другая катавасия. По 3-й песни канона – седален Триоди «Помышляю день страшный», «Слава» – «Во юдоли плача», «И ныне» – «Упование мира». Чтение уставное. По 6-й песни – кондак, глас 1-й: «Егда приидеши, Боже, на землю со славою, и трепéщут всяческая, река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются, и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимаго, и сподоби мя одесную Тебе стати, Судиé праведнейший». Икос. Синаксарий. Пред 9-ю песнью поется «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог». Светилен воскресный и Триоди «Страшный день суда», «Слава» – «Се день грядет», «И ныне» – «Час испытания». Стихиры на «Хвалите» из Октоиха воскресные 4, восточная 1 и Триоди 4, «Слава», глас 8-й: «Предочистим себе», «И ныне» – «Преблагословенна еси». На часах тропарь воскресный. По Трисвятом – кондак Триоди. На Литургии Блаженны – из Октоиха на 6, из канона Триоди – песнь 6-я на 4. По входе в храме Христовом – тропарь воскресный, «Слава, и ныне» – кондак Триоди. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы, «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак храма Богородицы. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма святого, «Слава» – кондак храма святого, «И ныне» – кондак Триоди. Прокимен, глас 3-й – «Велий Господь наш». Апостол: Кор., зач. 140. Аллилуиарий: «Приидите, возрадуемся». Евангелие: Мф., зач. 106. Причастен «Хвалите Господа». Другой: «Радуйтеся...» О служении в Неделю мясопустную – святому с бдением или храму его, или святому с полиелеем. см. том 1, с. 93, 94. Глава 5. Седмица сырная (масленица) На сырной седмице, как и на предшествующих, в состав богослужения входят песнопения Октоиха и Минеи, но, кроме них, в это время поются еще песнопения Триоди постной или совместно с ними (в каноне), или же заменяя песнопения Октоиха (в вечерних и утренних стихирах на стиховне). Понедельник сырной седмицы На вечерне в Неделю мясопустную (накануне понедельника сырной седмицы) стихиры на «Господи, воззвах» на 6 – из Октоиха и Минеи, «Слава», если есть, из Минеи, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы» из дополнительной части Минеи. Если «Славы» святому нет, то «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. Стихиры на стиховне – Триоди, «Слава» – святому из Минеи, если есть, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы» из дополнительной части Минеи. Если «Славы» святому нет, то «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди. (Самый порядок вечерни одинаковый с порядком вседневной вечерни, поемой во дни пения Октоиха.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Таким образом, Сырная седмица, вошедшая в церковный обиход при Ираклии (VII в.), получившая особый устав при святителе Никифоре (IX в.) и трансформировавшаяся на Руси в Масленицу с бурными гуляниями, кулачными бо­ями, маскарадами и пр. (а на Западе одно из ее ярких проявлений — Венецианский карнавал), означала не празднование или аскезу саму по себе, а некое действие, которое в крайне целомуд­ренном исполнении стремилось подчеркнуть чистоту веры. Аскетическо-мистический характер Масленицы Поставленный в начале вопрос — о значимости навыка — в свете предложенного решения приобретает особое значение. В одно и то же время Церковь не отказалась от сути древней традиции и постаралась своими средствами сохранить аскетический настрой Масляной недели, придав этому настрою особый праздничный характер. Это сочетание радости и скорби, праздничного настроения с будничным вообще очень характерно для Православия, которое, избегая прямолинейных подходов, старалось осолить светом своего благовестия всю жизнь. Святитель Василий Великий в слове «О посте», продолжая евангельский призыв поститься с радостными лицами, писал о необходимости «показать радостность души…» 33 . В этом слове, сказанном накануне поста против упивания вином, — тем самым так или иначе посвященном именно периоду Масленицы, — святитель Василий не просто запрещал винопитие, но объяснял богословский смысл воздержания — через приобщение чаше с Божественной мудростью. «Все да приобщимся бодрственному кратиру, который мудрость, смешав, предложила нам равным образом, насколько каждый может вместить и почерпнуть» 34 . Мысли о посте как средстве, приводящем к боговидению, приводит преподобный Симеон Новый Богослов: «Пост делает нас способными умопостигаемо увидеть духовный воздух, в котором не воссиевает, а всегда светит незаходимое солнце Христос Бог наш» 35 . Слова преподобного Симеона Нового Богослова «будем радостно стоять на твердом основании поста»36 также выражают этот настрой — сочетания радости и скорби о Боге. Подобно тому как Масленица стала противовесом языческим постам, так и сам пост, к которому она готовила, приобретает свой высочайший смысл в свете духовной радости, пира и торжества. Иными словами, если перебросить прямой мост от Масленицы к этим возвышенным описаниям, то можно сказать и так: пир, радость, блины — это тоже земной отблеск того небесного пира, который должен осуществиться благодаря христианской аскезе.

http://patriarchia.ru/db/text/5782883.ht...

III. После всего сказанного нельзя не упомянут еще, братие, о тех двух трогательных и умилительных песнях церковных, которые поются на воскресных утренях после псалмов полиелейных («Хвалите имя Господне») в сказанные четыре приготовительные недели к Великому посту, а именно: а) «Покаяния отверзи ми двери…» и б) «На реках вавилонских…» Первая песнь, как вообще покаянного характера и тона, начинается с недели мытаря и фарисея и продолжается до пятой недели Великого поста исключительно. Что же касается второй песни, или 136-го псалма («На реках вавилонских»), то она поется на воскресных утренях только в три недели: блудного сына, мясопустную и сырную, и преимущественно относится к неделе блудного сына, чтобы живее напомнить грешным об удалении их от отечества небесного и рабстве греху. Приложение к беседе 1 А. Сырная седмица, или масленица Есть в году дни и седмицы, которых ждут почти с нетерпением. Такова седмица сырная, или так называемая масленица. И низшие и высшие, и малые и старые, и богатые и бедные, и трудящиеся и праздные – ожидают ее, как великого праздника и приготовляются к ней заранее. Но не все, может быть, знают, что это за праздник, когда начался он, и как должно проводить его? Масленица, если понимать ее так, как понимает ныне народ христианский, – есть учреждение и древнее, и вместе новое: древнее – ибо еще в язычестве, у греков и римлян были празднества, похожие на нашу масленицу, которые называли они вакханалиями и проводили в играх, пьянстве и бесчинии; новое – ибо такое празднование масленицы, какое видим ныне, как несогласное с духом истинного христианства, не могло быть в те века, когда христиане, как верные сыны Церкви, были послушны материнскому гласу ее и с детской покорностью исполняли все ее повеления. Середину между этими двумя масленицами – языческой и новохристианской – занимает, по времени происхождения своего, масленица древнехристианская. Последняя ведет начало свое из светоносных времен первобытного христианства и принадлежит к учреждениям первых веков Православной Церкви. Правда, учредителем ее, в настоящем виде, признается греческий император Ираклий, который во время шестилетней войны с Хозроем и персами дал обет Богу – установить ее посереди поста и мясоястия, если победит врагов своих, и обет сей исполнил. Но первыми изобретателями и учредителями сего, так сказать, полупоста были древние отцы Церкви, а участие императора Ираклия, действовавшего уже в 7-м веке, могло состоять в том, что он сообщил сему учреждению церковному силу закона гражданского. Таким образом, со времен Ираклия учреждение это сделалось всеобщим, и хотя слабые христиане впоследствии времени нарушали пост сей, подобно тому, как нарушаются ими и другие посты, но Церковь никогда не изменяла, в рассуждении его, своих предписаний, и что повелевала она насчет сих семи дней первым христианам, то самое внушает она теперь и нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А чем кончается Сырная седмица? В неделю Сыропустную воспоминает нам Святая Церковь падение и изгнание из рая праотца нашего, Адама, а с ним и нас самих. Так мы поэтому в тот день оплакиваем крайнее наше несчастие, оплакиваем мы тогда тот час и день, в который род наш начал быть преступником заповеди Божией, в который Божиим правосудием мы проклятию преданы, на смерть осудились, предались тлению, изгнались от рая, лишились краснейшей оной доброты, удалились от Богосозданного селения, посланы в юдоль сию плачевную в поте лица нашего искать хлеб себе. Плачем еще поминая тот час, в который образ Божий потеряли мы и приложились скотом несмысленным, и уподобились им, в который, наконец, смерть начала над нами царствовать. О, сколь плачевное воспоминание! Каким печальным днем оканчивается масленица! Всех бед и зол начало в тот день воспоминаем мы. Видите, братие, какими днями ограждается масленица: один нам предлагает плачь, а другой страх; один представляет начало грехопадения, а другой муку вечную за грех; один воспоминает, что грехом прогневали мы Бога, а другой предсказывает, что прогневанный Бог за тот грех будет судить и воздаст комуждо по делом его. Вот, теперь видите, что такое Сырная седмица и как противно христианству поступают те, кто проводит ее в пьянстве и других бесчиниях. Посему, чтобы проводить ее по-христиански, должно поступать так, как приказывает Святая Церковь , а именно: отложить все вкрадшиеся непристойные забавы и оставить злой обычай, памятуя Страшный Суд Христов и воспоминая праотеческое падение и все бедствия, от того последовавшие. Надобно отстать и, еще повторяю, надобно отстать заранее от того, что при исходе души от тела будет совесть нашу терзать и мучить! Ежели теперь от злых обычаев отстанем, то это будет дело нашего доброго произволения; а если не оставим их теперь, то при смерти уже они нас самих оставят, хотя бы мы того и не желали... Но тогда уже вооружится совесть, которая будет обличать, мучить, терзать нас, что не слушали мы полезного увещания. Тогда настанет скорбь, печаль, болезнь, тоска, воздыхание, отчаяние вечной жизни, тогда обымет нас трепет и ужас геенны, – будет тогда раскаяние истинное, но уже позднее...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010