Путь Церкви – это всегда «золотая» середина. Все в Ней гармонично, все в ней выверено до мельчайших подробностей. Все в Ней ведет с Божьей помощью человека ко спасению. Так и со сплошными седмицами (от слова «семь», семь дней недели). Сплошной седмицей называется неделя, в которой нет однодневных постов в среду и пятницу, когда можно вкушать все продукты. Исключением является сплошная Сырная седмица перед Великим постом, когда Своим Уставом Церковь постепенно вырабатывает у человека привыкание к посту, облегчая его рацион. Сплошные седмицы установлены, чтобы добиться нескольких целей, так сказать, в комплексе. С одной стороны – в продуктовом отношении накопить силы на пост или, наоборот, немного утешиться после продолжительного поста, как например, на Светлой седмице или святках. С другой стороны – дать человеку возможность расслабиться перед длительным и усиленным духовным подвигом: своеобразный привал перед походом или сражением. С третьей стороны – не дать нам возможности упасть в прелесть и мнить о себе, что мы «великие» постники и аскеты. Сплошных седмиц в церковном годичном календаре всего пять: 1. Святки – с Рождества до Крещения, с 7 до 18 января (это, строго говоря, не седмица, а 11 дней). 2. Мытаря и фарисея – за две недели до Великого поста. 3. Сырная (масленица) – неделя перед Великим постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса). 4. Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи. 5. Троицкая – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом) – в этом году припадает на интервал с 5 по 11 июня. Если говорить конкретно о сплошной седмице после Дня Святой Троицы, то она связана еще и с тем, что Пятидесятница по своему значению сравнивается с Пасхой. Мы торжествуем и радуемся, что нам, православным христианам, открылось Третье Лицо Святой Троицы – Святой Дух, Который щедро излился на апостолов, утвердив Церковь, и продолжает изливаться и на нас, грешных. Предписание о сплошной седмице после Дня Святой Троицы мы находим в апостольских постановлениях: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

http://pravoslavie.ru/104100.html

Новости 28 февраля, 2011 Сотрудники Центра социальной адаптации Василия Великого отучают воспитанников колоний от мата Сотрудники наиболее успешного церковного центра социальной адаптации – Санкт-Петербургского Центра Василия Великого - нашли эффективный способ отучения воспитанников Колпинской колонии для несовершеннолетних от матерной ругани 28 февраля, 2011 В новоосвященном храме в Марьино помолились о пострадавших от преступлений За Божественной литургией в новоосвященном храме иконы Божией Матери " Утоли моя печали " возносилось прошение: «Еще молимся о братиях и сестрах наших, от преступных деяний невинно пострадавших, и о еже даровати им утешение, здравие и спасение». 28 февраля, 2011 Российский православный институт опубликовал сборник докладов по вопросам религиозного образования Сборник, напечатанный на русском и английском языках, является результатом деятельности международного семинара «Преподавание религиозных знаний в школах РФ: возможности и реалии», проведенного Гетеборгским университетом (Швеция), МПГУ, РПИ св. Иоанна Богослова, Федеральным агентством по образованию РФ, Отделом религиозного образования и катехизации Московского патриархата. 28 февраля, 2011 Святейший Патриарх Кирилл освятил храм в Марьино В неделю о Страшном Суде, накануне наступления Масленицы, в день памяти святого равноапостольного Кирилла, просветителя Словенского, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " в московском районе Марьино и Божественную литургию в новоосвященном храме, сообщает Патриархия.ru. 28 февраля, 2011 Наступившая рабочая неделя будет шестидневной На этой неделе россияне будут работать в субботу - по сообщениям Федеральной службы по труду и занятости, с 5 марта выходной день будет перенесен на понедельник, 7 марта. 28 февраля, 2011 У православных началась Масленица Сегодня началась подготовительная неделя перед Великим постом - Масленица, или Сырная седмица. На этой неделе, согласно уставу, отменяется мясо, а в богослужение добавляются элементы великопостных служб.

http://pravmir.ru/category/news/page/552...

15. Понедельник сырный. Ап. от 70-ти Онисима. Седмица сырная (масленица) – сплошная . Прп. Пафнутия, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Каждое богослужение сырной седмицы является подготовительным к Великому посту, и в состав его входят песнопения не только Октоиха и Минеи, но и Постной Триоди. Служба ап. от 70-ти Онисима не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди. Примечание. Начиная с этого дня стихиры на стиховне Октоиха вечерние и утренние опускаются; вместо них до субботы 6-й недели поются стихиры самогласны дня из Триоди (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю мясопустную вечера», 1-е «зри»). На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 3-й – 3, и апостола, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Жезлом Твоего предстательства...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя...». По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Красоте девства Твоего...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Красоте девства Твоего...». Кафизмы 4-я и 5-я. Малых ектений нет. По 1-м стихословии – седальны Октоиха, глас 3-й. По 2-м стихословии – седален Триоди, глас 1-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. Псалом 50-й. Каноны: 1-я, 8-я и 9-я песни: канон апостола со ирмосом на 6 (ирмосы единожды) и трипеснцы Триоди на 8. 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и апостола на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия – по 1-й, 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона апостола, а по 1-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца Триоди). По 3-й песни – седален апостола, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак апостола, глас 4-й.

http://patriarchia.ru/bu/2022-02-28/

27. Понедельник сырный. Прп. Прокопия Декаполита, исповедника. Седмица сырная (масленица) – сплошная . Прп. Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Тита Печерского, бывшего воина, в Дальних пещерах. Каждое богослужение сырной седмицы является подготовительным к Великому посту, и в состав его входят песнопения не только Октоиха и Минеи, но и Постной Триоди. Служба прп. Прокопия Декаполита не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди. Примечание. Начиная с этого дня стихиры на стиховне Октоиха вечерние и утренние опускаются; вместо них до субботы 6-й недели поются стихиры самогласны дня из Триоди (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю мясопустную вечера», 1-е «зри»). На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 7-й – 3, и преподобного, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко молитву неусыпающую...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя...». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Радуйся, Ангелом Радость...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Радуйся, Ангелом Радость...». Кафизмы 4-я и 5-я. Малых ектений нет. По 1-м стихословии – седальны Октоиха, глас 7-й. По 2-м стихословии – седален Триоди, глас 1-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. Псалом 50-й. Каноны: 1-я, 8-я и 9-я песни: канон преподобного со ирмосом на 6 (ирмосы единожды) и трипеснцы Триоди на 8. 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и преподобного на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия – по 1-й, 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона преподобного, а по 1-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца Триоди). По 3-й песни – седален преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-11/

4 марта — память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы) 3 березня 2006 р. 18:04 Великий пост предваряют подготовительные Недели и седмицы. Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления. Собственно Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели (воскресенья): о мытаре и фарисее (без седмицы), о блудном сыне, мясопустная (мясо-отпустная) и сыропустная (сыро-отпустная, сырная)седмицами). В приготовительные Недели и седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания — запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, «как вожди пред ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей». Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее. Сырной седмицей или масленицей называется седмица, следующая за Неделей мясопустной. В ее продолжение не вкушается мясо, но пост на остальные скоромные продукты в среду и пятницу отменяется. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия. За вечерним богослужением во вторник впервые читается молитва святого Ефрема Сирина, которая многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202721...

7. Понедельник сырный. Попразднство Сретения Господня. Прп. Парфения, еп. Лампсакийского. Седмица сырная (масленица) – сплошная . Прп. Луки Елладского. Каждое богослужение сырной седмицы является подготовительным к Великому посту, и в состав его входят песнопения не только Октоиха и Минеи, но и Постной Триоди. Примечание. Начиная с этого дня стихиры на стиховне Октоиха вечерние и утренние опускаются; вместо них до субботы 6-й недели поются стихиры самогласны дня из Триоди (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю мясопустную вечера», 1-е «зри») . Служба прп. Парфения, еп. Лампсакийского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Сретения Господня и службой Триоди (по 10-й Марковой главе Типикона под 2 февраля: «Подобает ведати, аще случится попразднство Сретения Господня в понедельник, или во вторник, или в четверток сырныя недели») . Примечание. Служба прп. Луки Елладского может быть перенесена на повечерие . На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 6-й – 3 (см. 7 февраля, в службе прп. Парфения, еп. Лампсакийского, на стиховне вечерни), и святителя, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «На руках старческих...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Да отверзется дверь...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст: «Иже во объятиих...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: 1-я, 8-я и 9-я песни: праздника со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды) , святителя на 2 («3 стиха на два») и трипеснцы Триоди на 8. 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: праздника со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), святителя на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия – по 1-й, 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона святителя, а по 1-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца).

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-20/

Масленица в 2024 году: 11 — 17 марта Церковь призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть 23 февраля, 2020 Церковь призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть Какого числа будет Масленица в 2024 году? Почему она называется сыропустная неделя? Какие масленичные традиции существуют в России? Масленица в 2024 году: какого числа? Масленица в 2024 году будет длиться с 11 по 17 марта Масленица – это подготовительная неделя к Великому посту, посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы. Масленая неделя, Масленица – просторечное название Сырной седмицы — последней перед Великим постом недели. В продолжение масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Масленица — это сплошная неделя, отменяется пост в среду и пятницу. Масленица (Фото: Викентий Годзь) Традиции празднования Масленицы На Руси масленица отмечалась как радостный праздник. При слове «масленица» в памяти встают картины веселых зимних дней, наполненных гамом и шумом, вкусными запахами блинов, перезвоном колокольчиков, украшавших нарядные тройки. Сияющие на солнце купола церквей, горящие, как жар, медные самовары, гуляния, балаганы и чинные чаепития под праздничным огоньком лампадки у образов. Достаточно распространено мнение, что масленица – это праздник (или обычай) скорее языческий, а не православный. Это не совсем так. Эта подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними , прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы. Масленица – это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Церковь призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть. Вспомним наставление свт. Тихона Задонского: «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

http://pravmir.ru/maslenica-v-2024-godu/

Масленица: вопросы, ответы, рецепты! Масленица — последняя неделя перед Великим постом. Что можно делать на этой неделе, чего нельзя? Что можно православным, а что — пережиток язычества? На вопросы о масленице отвечают православные священники. 19 февраля, 2013 Масленица — последняя неделя перед Великим постом. Что можно делать на этой неделе, чего нельзя? Что можно православным, а что — пережиток язычества? На вопросы о масленице отвечают православные священники. Масленица — последняя неделя перед Великим постом. Что можно делать на этой неделе, чего нельзя? Что можно православным, а что — пережиток язычества? На вопросы о масленице отвечают православные священники. Священник Сергий Звонарев , клирик храма Живоначальной Троицы в Хорошеве, сотрудник Секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС: – Отец Сергий, что можно посоветовать тем, кто собирается праздновать Масленицу?Сырная седмица, иначе именуемая Масленицей – часть годового круга богослужения, связанная с Великим постом . Уточню, что, когда мы говорим о «седмице», речь идет о неделе в современном понимании. Сырная седмица (в 2013 году масленица начинается 11 марта) оканчивается в Прощеное воскресение, когда совершается заговенье на Великий пост . Верующим людям начало Сырной седмицы, или Масленицы, напоминает о том, что уже прошло заговенье на мясо, однако впереди еще есть время, когда на трапезе дозволяется вкушать молоко, сметану, яйца, т.е. все, кроме мяса. Поскольку эта неделя – подготовительная перед Великим постом , хотелось бы напомнить о том, что обычно сопутствующее ей веселье не должно превышать допустимых пределов, и само празднование не должно превращаться в злоупотребление, служить поводом для греха. В языческих представлениях наших далеких-далеких предков Масленица была праздником проводов зимы и встречи весны. Зима уходила безвозвратно, навстречу шла весна, новое время года, время обновления природы, обновления чувств. В языческом мире славян этот праздник особенно ярко отмечался в народной среде: проводились широкие гуляния, водили хороводы, сжигали чучело «масленицы», совершались обряды, имеющие прямое отношение к язычеству. После христианизации Руси с X -го века Церковь непрестанно боролась с этими проявлениями. С тех пор прошли века, но народные представления о Масленице сохранили некоторые элементы дохристианских верований.

http://pravmir.ru/maslenica-voprosy-otve...

Масленица. Празднуем правильно! Какого числа нас ждет праздник Масленицы в 2024 году? 23 февраля, 2020 Какого числа нас ждет праздник Масленицы в 2024 году? Как отметить масленичную неделю? Где найти лучшие рецепты блинов? Правмир собрал для вас лучшие материалы о Масленице. Какого числа будет Масленица в 2024 году? В 2024 году масленичная неделя продлится с 11 по 17 марта. Традиции Масленицы Праздник Масленица известен всем в России, независимо от вероисповедания. Тем не менее ответы на вопрос «что такое Масленица» у православных и людей, далеких от Церкви, разнятся. Для православных последний день сырной седмицы — особый день, который называется Прощеным воскресеньем. Это последний день подготовки к Великому посту. За двадцать два дня, предшествующих посту, верующие настраиваются и готовят себя к будущему духовному росту в дни поста. Сырная седмица возникла в христианской Церкви давно, не без влияния монашеской практики палестинских христиан, когда иноки проводили сорок дней перед Пасхой в одиночестве, выбирая уединенные места. Не все возвращались к началу Страстной Седмицы — в палестинских пустынях можно было погибнуть. Зная, что они могут не вернуться, монахи просили друг у друга прощения в день перед расставанием. Традиция вкушения молочной пищи в масленичные дни тоже восходит к традициям уединения в пустыне, где зачастую не было ни еды, ни воды. Чтобы набраться сил для такой аскезы, монахи временно снимали с себя ограничение постных дней. Современным христианам не требуется столько белковой пищи, ведь они не уходят в пустыню, но традиция прижилась. До принятия христианства Масленица была на Руси языческим праздником. Как провести последнюю неделю перед Великим Постом, на что обратить внимание? Перекрестить тарелку супа – зачем? Как пользоваться постом в качестве духовного инструмента? У нас нет культуры поста Масленица в вопросах и ответах Масленица: вопросы, ответы, рецепты! Масленица: традиции и суеверия Масленица: добрые традиции и языческие суеверия Пять советов на Масленицу

http://pravmir.ru/maslenitsa/

Разделы портала «Азбука веры» Масленица – 1) восточнославянский народный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим Постом ; 2) народное название Сырной седмицы . Для православных христиан Сырная седмица, масленица – неделя постепенной подготовки к посту. Б.М. Кустодиев «Масленица». 1919. Считается, что аналогом славянской Масленицы у западноевропейских народов является карнавал или мясопуст. Празднование масленицы при­уро­чено к на­ча­лу Ве­ли­ко­го по­ста, и длится неделю, пред­ше­ст­вую­щую посту. Нередко празднование Масленицы совершается с нарушением подлинно христианских представлений об образе подготовки к Великому посту, сопровождается раз­нуз­дан­ностью, сомнительными игрищами (прыжками через костёр, сбрасыванием с горы горящего колеса и пр.), чрезмерным весель­ем, непристойными пес­ня­ми и тан­ца­ми, обиль­ным потреблением пищи. Нередко наи­бо­лее раз­гуль­ным ха­рак­тером отличаются празднования, совершаемые в по­след­ние масленичные дни. Масленица – это языческий праздник? Среди дореволюционных и советских исследователей было распространено мнение, что традиция праздновать Масленицу восходит к языческим временам дохристианской Руси. Известна версия, согласно которой, у балтийских славян была богиня зимы и смерти Марена (Морана), чучело которой якобы уничтожалось во время весеннего празднования в знак победы над ней. Такую версию можно встретить и в дореволюционной православной литературе (например, у протоиерея Григория Дьяченко ), однако представление о такой богине у славян не подтверждается историческими данными. Одно из популярных толкований масленицы, как праздника проводов зимы у древних славян, является не более чем догадкой, которая не имеет серьезных оснований. Против этого толкования говорит, в частности, то, что масленица каждый год отмечается в разные даты (с разбросом дат вплоть до месяца). Кроме того, масленица исторически сначала встречалась, а в конце недели – провожалась. Слово «масленица» впервые упоминается в XVI веке в дипломатической переписке Ивана Грозного. Масленица была народным празднованием периода подготовки к Великому посту, которое не во всем соответствовало нормам христианского благочестия. Как было отмечено выше, подобное празднование было известно и у других народов (хотя на Руси оно отмечалось с особенным размахом). Однако версия о языческом происхождении масленицы не имеет серьезных оснований.

http://azbyka.ru/maslenica

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010