И говорят о самых глубоких вещах. 21 августа Господь пришел спасти нас. Для этого Господь сделался человеком: И Слово плоть быстъ ( Ин 1,14 ). Господу не нужно этого, но ради человека Он сделался человеком, чтобы спасти его. И, однако, человечество во многих случаях не обращает на это внимания. И даже иногда борется с этим, противится, богоборствует. Ну уж если и это великое, величайшее дело – Воплощение Сына Божия – не поможет человеку, тогда уж ничего не поделать. 2 сентября На молитву надо идти, как на пир. 15 сентября Замечательно то, что говорится в Евангелии от Матфея о древе бесплодном. В Святом Евангелии все, конечно, замечательно, но иногда некоторые места особенно поражают, обращают на себя внимание; так и тут: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф з, 10). Следует задуматься над этим. Приносит ли каждый из нас плод добрый? А мы должны приносить. Торопитесь! А если не приносим, то такое дерево срубают и в огонь бросают... Страшно. Надо приносить плод добр! Другое место в Евангелии от Матфея – о Крещении Гоосподнем (см.: Мф 3,16–17 ). Когда Господь наш Иисус Христос крестился во Иордане-реке и выходил из воды, тогда отверзлись небеса и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Иисуса. Небеса открылись после Крещения Господа. Так не открываются ли Небеса духовно, невидимо – каждому из нас после крещения? И разве не нисходит ли тогда и на нас Дух Святой и не почивает ли и в нашей душе Он в виде голубя – Своим миром, благодатию или даже радостью? И не говорит ли Бог Отец после крещения Христова о том, что вот Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, – в назидание и нам? Так важно, так значительно для нас должно быть на основании всего этого и Таинство нашего крещения! Аминь. 20 сентября Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть ( Мф 5,48 ). Какое великое задание человеку! Быть совершенным, как Отец Небесный... И, значит, это возможно, раз Господь сказал: «Будьте»! Если бы нельзя было, Господь бы и не сказал этого. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

То же, что о рождающемся Младенце Иисусе Христе говорится: Он спасет люди Своя от грех их, – показывает: Он и есть Господь! Ибо никто не может спасти от грехов, кроме Самого Господа. Слава Богу! «С миром изыдем», – возглашается священником в конце Божественной Литургии. После того как мы присутствовали на Литургии, помолились, исполнили то, что полагается, – теперь мы можем и с миром выйти из храма, с удовлетворением, ибо стремились исполнить то, что требуется от христианина, и молились за Божественной Литургией, которая приносит и мир, и удовлетворение в душу. «С миром изыдем»! «Темже превознесеся имя Твое паче всякаго имене, и от всех колен небесных и земных слышиши: Аллилуиа» (Акафист Иисусу Сладчайшему, кондак 10). Господь от всех колен небесных слышит: «Аллилуиа» – «Слава Богу!» Как же некоторые из людей, из племен и народов на земле дерзают не признавать Его за Господа? Иногда отрекаются от Него, иногда поносят и хулят. Какое в этом ничтожество! Какое в этом падение человеческой природы! А еще думают, что в этом – ученость, знание и высота, культурность... Нет! Какое в этом падение! Какое в этом ничтожество – не петь Господу: «Аллилуиа!» Аминь. Верно, что Господу Иисусу Христу с младенчества пришлось много переживать: бегство в Египет, избиение вифлеемских младенцев и тому подобное, но благодать Божия хранила Младенца Иисуса. Например, когда волхвы пришли в Иерусалим, то они спрашивали: где родившийся Царь Иудейский ( Мф 2, 2 ). Им сказали: в Вифлееме Иудейстем. Ирод призвал волхвов и дал им наставление разведать все о Младенце и известить его, чтобы и он мог якобы пойти «поклониться» Ему. Однако избивший 14 ООО вифлеемских младенцев, конечно, намеревался убить и Его... Волхвы поклонились Богомладенцу Иисусу и принесли Ему дары. Но во сне получили весть не возвращаться к Ироду: И весть приемше во сне не воз- вратитися ко Ироду, иным путем отидоша во страну СвОЮ ( Мф2,12 ). Так храним был Младенец Господь Иисус Христос от Ирода... Не мудрено молиться, когда все идет гладко, а вот попробуй молиться, когда есть противности (препятствия).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

21 VI/4 VII Есть много царств, племен, народов, но есть еще одно Царство – Царство Небесное, которое уже приблизилось к нам: яко приближися Царствие Небесное ( Мф 10, 7 ). Господь сказал о даровании Своей благодати: туне приясте, туне дадите – даром получили, даром давайте ( Мф 10, 8 ). Сколь замечательно все Евангелие! Входя в дом, Господь заповедал ученикам преподавать мир дому: и аще убо будет дом достоин, приидет мир ваш нанъ (на него) (Мф ю, 13). Или, например, Господь обещал располагать сердца к Его ученикам. Кто может располагать сердца? Бог! Разве это не замечательно? Все Евангелие замечательно! Необычно! И несмотря на это, мы, священники, мало знаем Священное Писание (особенно – Деяния святых апостолов и их Послания). 22 VI/5 VII ...Если уж мы, священники, не будем читать Послания апостольские, изучать их, вдумываться в них, то кто же тогда будет? 24 VI/7 VII Христос пострадал за нас, чтобы даровать, дать нам жизнь вечную: «да всяк веруяй в Него не погибнет, но Имать ЖИВОТ вечный» (тайная молитва на Литургии после: «Победную песнь, поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще»). Подумайте – чтобы дать нам жизнь вечную! 26 VI/9 VII В скорбности нет никакой пользы. 28VI/11 VII Иудейские первосвященники предали Христа из зависти. Пилат знал об этом. Так прямо и сказано: Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти ( Мк 15,10 ). 30 VI/13 VII Когда во время Божественной Литургии говорится: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов», – то повторяется Тайная Вечеря, ибо через священника те же слова говорит нам Сам Христос. Итак, здесь опять Тайная Вечеря, и мы присутствуем на ней, пусть и невидимой. Священник должен быть – как столп, ничем не колебаться. 4/17 VII Евангелие «слабеет» не потому, что оно теряет свою силу, а потому, что его не хотят знать. 6/19 VII Великое обетование было дано Деве Марии чрез Архангела Гавриила, как говорится в Евангелии от Луки. А именно: прямо сказано о рождении Сына Божия: зачнешь во чреве, и родишь Сына... Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида... и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца ( Лк 1, 31–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как говорит святой апостол Павел, мы – творение Божие – созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять [ Еф 2,10 ). 22 октября/4 ноября. Казанской иконы Бошей Матери «Печали души моея утоли, Владычице, Твоими всесильными мольбами. Дом души моея сохрани Твоими всесильными молитвами к Сыну Твоему и Богу нашему». 5 ноября Святой апостол Павел ясно наставляет нас, как нужно относиться друг к другу: со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовию ( Еф 4, 2 ). 8 ноября Священники обязательно должны смотреть за порядком в храме. Как приятно называть Бога Отцом своим: «Отче наш...» А мы этого не ценим. Память святого блаженного Феодора, архиепископа Ростовского «Милость мира, жертву хваления» (Литургия). Эти слова можно понять и в том смысле, что Господь Своею Жертвой, Своею Кровию, Своею искупительной Жертвой принес и приносит нашему миру великую, величайшую милость Своего мира – духовного покоя, добра, любви. А «жертва хваления» – это Жертва Спасителя, искупительная Жертва, Славная Жертва, достойная хваления (невообразимого!). И вот сразу же за этими словами: «Милость мира, жертву хваления» – и начнет литургически приноситься эта Жертва. Мы должны не забывать, что Кровь, пролитая Господом, пролита во оставление грехов наших: «яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов» (евхаристический канон). Мы в нашей службе поем, что Ангелы «припевают» Трисвятую песнь Пресвятой Троице (Херувимская песнь), и мы это слушаем. Какое величие: Ангелы – Самой Пресвятой Троице! Ну подумайте! Разве не величие?! Пророк Исаия восклицал: Как я, будучи человек нечист, – и сподобился увидеть Господа?» Так же и святой апостол Петр просил Господа: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный ( Лк 5,8 ). Страшно видеть Господа грешникам. Мы долго не можем оставаться в церкви, потому что для нас это чересчур высоко: там говорится о человеколюбии Божием и что Бог человеколюбив, а мы – большей частью грешные и не можем слушать такую высокую материю: нам трудно, и мы уходим... Не дорожим...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Много веков потребовалось, чтобы подготовилось исполнение премудрого Божиего домостроительства и появилась Чистая Дева, достойная стать Матерью по плоти Того, через Которого сотворены небо и земля и через Которого должно было исполниться предначертание Премудрой Троицы о Спасении мира. Но когда пришла полнота времени ( Гал.4:4 ) и настало время воплотиться на земле Сыну Божию, тайна дивного Совета Пресвятой Троицы была открыта Богом архангелу Гавриилу, и он был послан в Назарет благовестить Деве Марии о имеющим быть от Нее рождении Спасителя мира. «Совет превечный открывая... Отроковице, Гавриил предста» 40 Пречистой Деве, вещая Ей: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами... родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего ( Лк.1:28, 31–32 ). Смутилась смиренная Отроковица, слыша сие приветствие. С трехлетнего возраста Она находилась при храме, будучи отдана туда родителями и постоянно пребывая там в молитве, воспиталась Она во Святое Святых, где слышала глаголы небожителей, однако не могла Она помыслить быть Матерью Искупителя, дав к тому же и обет пребывать Девой. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим ( Лк.1:35 ), изрек Ангел, отвечая Ей на вопрос: как будет это, когда Я мужа не знаю? ( Лк.1:34 ). Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему ( Лк.1:38 ), – со смирением и покорностью воле Божией ответила Мария. Тогда Слово Божие, Единородный Сын Божий, вселился в Марию. Тот, Которого Небо и небо небес не вмещают ( 3Цар.8:27 ), Которому небо – престол, земля же подножие ног Его ( Деян.7:49 ), жилищем Своим избрал Деву, ложесна Ее престол сотворив и чрево Ее пространнее небес соделав. «Ширшая Небес» 41 явилась Дева Мария. Через девять месяцев Она родила Сына, Бога явившегося во плоти. «Еже от века утаенное и ангелом несведомое таинство, Тобою, Богородице, сущим на земли явися Бог, в неслитнем соединении воплощаемь» 42 . Девство Марии и Воплощение чрез Нее Сына Божия оставались, однако, тайной для диавола, пока Господь не совершил дело нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

А это если и выражается словами, то непонятно; если же и понимается, то необъяснимо. Радуйся, Матерь Божия, одна Раба собственного Сына, и притом по естеству; после Тебя нет матери девы, когда блаженное девство достигло прежнего нетления, бывшего в раю. Радуйся, Принявшая Бога, световидная Стихия Божественной беспредельности; Твоим малым чревом объемлется Беспредельный, объемлющий Собою все концы. Радуйся, Богородица в собственном и истинном смысле, приводящее в трепет Соединение человеков с Богом; чрез Тебя небесное соединено с земным, человеческое – с Богом, Божественное – с человеком. Радуйся, Чертог, украшенный девственными дарами для Того, Кто говорит в Песнях: Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста ( Песн.5:1 ). О соединении Его с плотью говорится в следующих словах: Пойдите и посмотрите... на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день, радостный для сердца его ( Песн.3:11 ). Радуйся, Агница, бесплодная для брака и родившая от Божественного зачатия; от Тебя происшел Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира ( Ин.1:29 ). Радуйся, Светлое Облако, молитвенно осеняющее нового Израиля в пустыне жизни; из Тебя услышаны благодатные установления; из Тебя воссияло Солнце правды, освещающее все лучами нетления. Радуйся, Светильник, золотой и твердый Сосуд Девства; светильнею Сего Светильника служит благодать Духа, а елеем – святое тело, заимствованное из чистой плоти; отсюда происходит невечерний Свет – Христос; Ты осияла вечною жизнью сидящих во тьме и тени смертной ( Лк.1:79 ). Радуйся, Благодатная! ( Лк.1:28 ); Ты и по самому делу, и по имени вожделеннее всякой радости; из Тебя пришел в мир Христос – непрестанная Радость, Исцеление Адамовой печали. Радуйся, Рай , Место, которое блаженнее Едема; в сем Раю опять зазеленело всякое растение добродетели и явилось Древо Жизни; причащаясь Его, мы возвращаемся в прежнюю жизнь, между тем как «пламенное оружие плещи дает» 25 , как написано. Радуйся, град великого Царя ( Пс.47:3 ) – скажу словами Давидовыми, – в Котором отверсто Царство Небесное и земнородные, написанные в числе граждан, радуются; в Котором слышны повествования великие и удивительные для всех языков и умов, во Христе Иисусе, Который чрез Тебя помиловал меня; за что я, бедный и неразумный, должен был божественно возвеличить бесчисленные Твои похвалы; Ему же подобает всякая слава, и честь, и поклонение с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Святитель Фотий, патриарх Константинопольский. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Сегодня Сын плотника ( Мф.13:55 ) – Вседетельное Слово сотворившего Им все [Отца], крепкая мышца Всевышнего Бога, заточив Духом [Святым] – как перстом – притуплённое тесло 17 нашего естества, построил Себе одушевленную Лестницу, основание Которой установлено на земле, а верх [касается] самого неба, [Лестницу], на Которой почил Бог и образ Которой видел Иаков ( Быт.28:12–13 ). Сойдя по Ней непревратно, правильнее же [сказать] снизойдя, Бог явился на земле и обращался между людьми ( Вар.3:38 ). Сие – сошествие, исполненное снисхождения уничижение, жительство на земле, знание о Себе, данное живущим на ней. Мысленная Лестница – Дева – утверждена на земле: Она родилась от земли, глава же Ее [достигла до] неба. Всякой жене глава – муж ( 1Кор.11:3 ), но для Этой, ибо мужа Она не знала, Главой стал Бог и Отец, Духом Святым осенивший Ее и ниспославший, как [некое] божественное духовное семя, Сына Своего и Слово, всемогущую Силу. По благоволению Отца не от естественного соединения, но от Духа Святого и Марии Девы сверхъестественным образом Слово непреложно стало плотию и обитало с нами ( Ин.1:14 ). Ведь связь Бога с людьми осуществляется через Духа Святого. Кто может вместить, да вместит. Имеющие уши слышать, да услышат ( Мф.19:12 ; Лк.8:8 ). Станем вне плотских воззрений. Божество, люди, бесстрастно, и [Отец], прежде бесстрастно родивший Сына по естеству, опять бесстрастно рождает Того же Сына по домостроительству. Свидетель тому – Богоотец Давид, сказавший: Господь сказал мне: Ты сын Мой; Я ныне родил Тебя ( Пс.2:7 ). Слово " ныне» не имеет отношения к предвечному рождению, которое вне времени. 4. Сегодня воздвигнуты, обращенные на восток, Врата, через Которые Христос войдет и выйдет, и Ворота (сии) будут затворены (см. Иез.44:1–3 ). В Вратах этих Христос – дверь овцам ( Ин. 10: 7 ) и Восток – имя Того ( Зах.6:12 ), через Кого мы имеем доступ к Отцу (см. Еф.2:18 ), Источнику Света. Сегодня повеяли ветры – предвестники всемирной радости. Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его ( Пс.95:11 ), ибо в нем рождается Раковина, которая приимет во чреве от ниспосланного с небес Сияния Божества и родит Сына – драгоценнейшую Жемчужину – Христа (см. Мф.13:46 ). Из этой [Раковины] Царь Славы, облеченный в багряницу плоти, придет проповедовать пленным освобождение ( Пс.27:3 , Ис.61:1 ). Да ликует природа, ибо рождается Агница, [произошедший] от Которой Пастырь облачится в Агнца и раздерет хитон древней смертности. Да кружится в хороводе девство, ибо родилась Дева, Которая, согласно словам Исаии, во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог ( Ис.7:14 , Мф.1:23 ). С нами Бог, разумейте, несториане, и покоряйтесь, ибо с нами Бог . Не ангел, не посланник, но Сам Господь придет и спасет нас (см. Ис.8:8–9; 63:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Учение святителя Григория Паламы о Божественной сущности и энергиях было принято Православной Церковью и догматически закреплено ею на Константинопольских Поместных Соборах 1341 и 1351 годов, состоявшихся в ходе полемики святителя Григория против еретиков Варлаама, Акиндина и Никифора Григоры. Святителя в его полемике с еретиками также решительно поддержали монахи Святой Горы Афон. В 1347 году, пережив многочисленные трудности и даже гонения за веру, святитель Григорий становится митрополитом Фессалоникийским. Последние годы жизни – после 1351 года – он провел на своей кафедре в Фессалониках. Почил святитель 14 ноября 1357 года. От Григория Паламы дошли многочисленные сочинения, важнейшие из которых – «Триады в защиту священнобезмолвствующих», «Антирретики против Акиндина». Сохранился и обширный цикл произнесенных им гомилий, в том числе «Беседа на спасительное Рождество Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Гомилия прозвучала в годы пребывания святителя Григория на митрополичьей кафедре города Фессалоники (1351–1357 годы). Русский перевод гомилии на Рождество Пресвятой Богородицы святителя Григория Паламы принадлежит архимандриту Амвросию (Погодину) . Текст перевода печатается с любезного разрешения редакции журнала «Православный путь», на страницах которого она и была впервые опубликована в середине прошлого столетия. 1. Действительно, всякое время является удобным для того, чтобы положить начало спасительному образу жизни; и показывая это, великий Павел сказал: Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения ( 2Кор.6:2 ), отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно ( Рим.13:12–13 ); не один какой-либо определенный час или день называя благоприятным для Спасения, но [говорит, что] после явления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа всякое время является благоприятным для этого. Потому что как с восходом чувственного солнца для людей настает время для телесной деятельности, – как сказал Давид: Восходит солнце, [и]... выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера ( Пс.103:22–23 ), – так и когда воссияло нам во плоти Солнце Правды, после явления Его, всякое время представляется благоприятным для духовного делания, что тот же Пророк, в ином месте являя, – после того, как сказал о Владычнем пришествии: Камень, которым пренебрегли строители, он стал во главу угла ( Пс.117:22 по LXX), – привел: Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! ( Пс.117:24 ). Но при чувственном солнце, которое словно перебивается ночью, выходит, говорится, человек на дело свое... до вечера; Солнце же Правды, будучи незаходимым и, по слову Апостола, не имеющим изменения и ни тени перемены ( Иак.1:17 ), предоставляет благоприятность времени для духовного делания непрерываемой.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Толкин, как хорошо заметно читателю его произведений, порой стремится поставить обычный вымысел, – бурная ли это поэзия греков или простоватый, иногда грубоватый скандинавский эпос, – на одну ступень и с мрачноватой, даже жестокой убежденностью в своей правоте ветхозаветных царей и пророков, и с жертвенностью первых христиан, принимавших за веру смерть на римских аренах. Но попытки возвысить форму и смысловую суть мифа до уровня веры в Богооткровение на деле чаще низводят Откровение до уровня мифа, этого произведения подчас безрассудного полета человеческой фантазии. Несмотря на явное стремление автора придать вымыслу «Сильмариллиона» вид ортодоксальности, грозный Бог Ветхого Завета, Чье Имя не произносилось, Чье Лицо невозможно видеть, – Тот, Кому приносились жертвы и приносились в таком множестве, что нам трудно даже представить себе подлинное их число, и Который, в то же время, явился пророку Илие на горе Хорив не в буре, не в землетрясении, не в огне, но в веянии тихого ветра, – Бог этот превращается у Толкина в некоего поющего старца, восточного деспота, отдающего приказы своим слугам – Айнурам и восседающего в призрачных Чертогах Безвременья. Загадочные пламенеющие шестикрылатые серафимы и многоочитые херувимы, или молниеподобные белоснежные ангелы, то борющиеся с человеком, то приносящие ему слова ободрения и надежды, становятся в «Айнулиндалэ» недоумевающими по любому поводу, немного растерянными перед лицом подлинной действительности, добрыми гениями-демиургами, столь же плотскими и обладающими в той же степени «людскими» характерами, что и сварливые боги греков. Да и Мелькор, злой и гордый дух, в ходе рассказа начинает напоминать скорее какого-нибудь Ахримана (Ангро-Майню) «Младшей Авесты» или поздней иранской мифологии; это – не тот прекрасный первейший «князь светов», вдруг павший так низко, – Денница, о котором говорится у пророка Исаии: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил ты в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горах в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» ( Ис 14:12–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/so...

Так, комментируя 25-й стих по версии Вульгаты – громкие голоса вождей и крик войска ( Иов. 39:25 ; Вульгата), – он пишет: «Что касается искусительных пороков, которые ведут невидимое сражение против нас в пользу гордости, царящей над ними, то одни из них идут впереди, словно вожди, а другие за ними следуют, как войско [за вождями]. Ибо не все грехи занимают сердце одинаковым подходом. В то время как серьезные и отдельные [грехи] вторгаются в разум по его небрежности, меньшие и бесчисленные входят в него полчищами. Гордость – царица всех грехов, – когда целиком займет побежденное сердце, тут же отдает его семи главным грехам, словно бы своим вождям, на разграбление. И действительно, за вождями следует войско, потому что, без всякого сомнения, от них рождаются беспощадные орды грехов» 1028 . Далее ( Иов. 39:26–30 ) Господь вопрошает Иова о том, его ли премудростью живут и его ли слову следуют ястребы и орлы: Твоею ли мудростью летает ястреб и направляет крылья свои на полдень? По твоему ли слову возносится орел и устрояет на высоте гнездо свое? Он живет на скале и ночует на зубце утесов и на местах неприступных; оттуда высматривает себе пищу: глаза его смотрят далеко; птенцы его пьют кровь, и где труп, там и он ( Иов. 39:26–30 ). Святые Отцы в связи с этим отрывком продолжают подчеркивать величие, разнообразие и таинственность Господнего замысла о вселенной. Как недоуменно и благоговейно вопрошает Златоуст, комментируя Божественное речение Твоею ли мудростью летает ястреб и направляет крылья свои на полдень? ( Иов. 39:26 ), «как Бог назначил ему... парить в воздухе? Как дал ему пищу?» 1029 Данный фрагмент библейского текста зачастую истолковывается и в нравственно-аллегорическом смысле. Так, блаженный Августин , комментируя старолатинскую версию 26-го стиха – В твоей ли мудрости оперяется коршун? ( Иов. 39:26 ), – видит в нем образ духовного возрастания и обновления христианина во Христе. Он пишет: «...в Премудрости Божией, то есть во Христе, новый человек понемногу изменяется и должен будет [окончательно] обновиться на небесах» 1030 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010