Все люди всех времен и народов воскреснут и восстанут из гробов, чтобы дать отчет Господу в делах всей своей жизни. Дела каждого обнажатся на этом Суде, будут видимы всеми – не только Богом, но и Ангелами, и всеми людьми. Обличатся тогда все деяния, помышления и мысли, «яже в нощи и во дни». Какой стыд покроет тогда лица грешников! И оправдания там никакого уже не будет, – ведь сами грешники увидят себя такими, каковы они есть, ибо, как говорит епископ Феофан Затворник , на естестве, на природе каждого будут как бы написаны его грехи. Там уже и помочь тогда никто никому не сможет. Нельзя уже будет, даже если бы кто и хотел, нельзя будет и покаяться, потому что время покаяния кончится. Тогда не помогут нам ни Ангелы, ни святые, ни отец, ни мать, ни брат, ни сестра, никто... Помогут же душе только ее собственные добрые дела, ибо тогда будет день Суда, день награды или наказания, а не день делания и покаяния, как теперь. Это будет день, когда все человечество окажется разделенным на два лагеря: одни станут по правую сторону Судии, другие – по левую. Это будет день, когда праведники, стоящие по правую сторону, окажутся посланными в Жизнь Вечную – нескончаемую и блаженную, а несчастные грешники, стоящие по левую, – в муку вечную. За что же каждый из нас обретет на Суде свою дальнейшую судьбу? В сегодняшнем евангельском чтении ясно говорится о том, что одни идут в Жизнь Вечную за дела милосердия, за дела любви и сострадания к ближнему: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Так как вы слелали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф 25, 35–36, 40 ); другие же, грешники, пойдут в муку вечную – за дела немилосердия, за неоказание любви своему ближнему. О, как высока эта добродетель милосердия к каждому из малых сих! Как она Богу любезна! Как она спасительна! Она так велика и так спасительна, что может вырвать человека из пасти страшных, нескончаемых мук. Блажени милостивии: яко тии помиловани будут, – говорит Христос ( Мф 5, 7 ). И творящих эту добродетель Он называет благословенными, говоря: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира ( Мф 25,34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Некоторые, однако, насмехались и говорили: они, верно, напились сладкого вина. Но святой апостол Петр, встав, объяснил собравшимся, что за событие произошло здесь. Он сказал им, что апостолы не пьяны, ибо сейчас еще только третий час дня, то есть девять часов утра по нашему времени. Все же присутствующие являются свидетелями того, о чем говорил еще святой пророк Иоиль, провозглашая: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать ( Деян 2,17–18 ). После речи апостола Петра около трех тысяч человек уверовали во Христа! Так множилось стадо Христово, так в начальный свой период росла и укреплялась благодатию Святаго Духа христианская Церковь . Ведь именно для того, чтобы ученики Христовы имели силы для дерзновенной проповеди Евангелия во всем мире, и совершилось чудесное сошествие на них Пресвятаго Духа. Именно в этот день Пятидесятницы апостолы, исполнившись даров Духа Святаго, сделались пылкими, ревностными, горячими проповедниками слова Божия, возвестителями Христовой истины. Дух Святой неотступно вспомоществовал им в их благовестнических трудах, и потому отныне к ним присоединялись всё новые и новые обращенные, уверовавшие во Христа. Возлюбленные братие и сестры! Сегодня у нас великий праздник. Ведь после сошествия Святаго Духа на апостолов и усвоения ими Его благодатных даров точно таких же даров сподобляется через Таинства Церкви и всякий верующий христианин – в Таинствах крещения, миропомазания, исповеди, причащения. Мы обретаем дары Духа Святаго и в ежедневных наших молитвах, особенно общественных, церковных. Мы сподобляемся благодати Святаго Духа, силы Божией также и через свою достойную, по возможности праведную жизнь, через свои – пусть и малые – добродетели. Естественно, в первую очередь и в самой Церкви все совершается только Духом Святым, постоянно пребывающим – со дня Пятидесятницы и Его сошествия на апостолов – в Церкви Христовой. Духом Святым совершаются все Таинства; Им, Его благодатью посвящаются в свой сан епископы, священники, диаконы. Им живет и дышит вся Церковь , утвержденная на камне веры, на камне истины Христовой! Ибо Дух Святый есть Дух Истины и пребывает только там, где жаждут жить в Истине и где нет никакой лжи. Такую христианскую жизнь, такую Церковь Христову, такое истинное вероучение и утверждали, и проповедовали святые апостолы; и недаром апостол Павел говорил, что для него нет большей радости, как видеть, что чада его ходят в истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всё это знали они до Его смерти на Кресте и последующего за нею Воскресения. И подобное этому же узнавали они также и в те сорок дней, в которые пребывал Он с ними уже воскресшим. И тогда Он преподавал им всем радость и мир, чудесным образом являясь пред ними дверем затворенным ( Ин 20,19 ), то есть беспрепятственно проходя сквозь все закрытые двери. И вот теперь их Божественный Учитель Любви вознесся с пречистою Своею плотию в горние селения к Своему Отцу. Однако, соделавшись по видимости сиротами, Его ученики и последователи имели великое утешение в том, что сохранили у себя оставленное Спасителем Божественное Учение, слово Божие, – вся глаголы жизни ( Деян 5, 20 ), которые слагала в сердце Своем Пресвятая Дева и которые хранили апостолы. Слово это мы и сегодня слышим в Евангелии – все то, что явил Он нам как единственную истину Божию, все то, что обещал Он каждому верному Ему человеку, всем Его верным последователям – верным даже до смерти ( Откр 2, 10 ). Какое неоценимое сокровище оставил всем нам Господь! Оставил Он нам и Свою Церковь Христову, а в Церкви – великое спасительное Таинство Святых Тела и Крови Господней, заповедав это Таинство Сам: Сие творите в Мое воспоминание ( Лк 22,19 ). Так не должны ли мы всем сердцем устремляться к Святой Евхаристии, к Причащению, тем самым как можно чаще вспоминая о Нем и, более того, соединяясь в этом Таинстве с Ним Самим? Великое утешение апостолам и Пречистой Его Матери заключалось и в Его обещании, отлучившись от них видимым образом – плотию, незримо оставаться с ними до скончания века, о чем Он и сказал им, а вместе с ними и всем нам: се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф 28, 20 ). Об этом же поет сегодня Церковь – из своего опыта почти двух тысячелетий: «...никакоже отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь С вами И никтоже на вы!» (кондак Вознесения). В самый день вознесения Господня ученики Его были утешены и тем, что, оставляя их тогда без видимого Своего присутствия, Он повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ожидать Духа Утешителя, Которого пошлет от Отца. Поэтому они имели все основания радоваться, возвращаясь в Иерусалим с горы Елеонской. И радость их полностью оправдалась в совершившемся вскоре схождении на них Духа Святаго в «огненных языках», положившем начало всемирной их апостольской проповеди и рождению Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И если Господь дал нам жизнь, то разве не даст Он нам и всего необходимого для нее? Мы должны верить в то, что Его Промыслительная Благая Десница все это нам даст! А между тем как часто мы забываем о Боге, о Его Промысле, о Его силе, о Его Всевидящем Оке, которое все видит в нас; как часто мы надеемся лишь своими силами и средствами обеспечить себя... В этом же евангельском чтении Господь говорит и о том, что нам не следует слишком заботиться не только о пропитании, но и об одежде, предлагая в качестве примера посмотреть на то, как произрастают прекрасные полевые цветы – крины сельные, или лилии. «Что вы так печетесь, так заботитесь об одежде? – спрашивает Господь. – Посмотрите на крины сельные – как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (Мф б, 28–29). То есть и знаменитый еврейский Царь Соломон не одевался в столь же прекрасные одежды, сколь прекрасна полевая лилия, сотворенная Богом и так украшенная Его о ней Промышлением. И какая надежда, какое утешение всякому человеку в таком Божественном Промысле! Ведь если так прекрасно одевает Господь траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь (Мф в, 30), то насколько же больше заботится Он о нас с вами, о каждом из нас, о всяком Божием человеке. Именно такова и должна быть вера в Промысл Божий о нас! Когда таким упованием загорается человек, когда он верит в такого своего Небесного Отца Промыслителя, тогда Господь делается для него камнем упования, якорем надежды и спасения – во всем, а не только в вопросах пищи, пития и одежды; тогда становится Он опорой во всех скорбях, источником уверенности в том, что Он поможет перенести их, подав для этого силы и крепость. Однако ищет ли ныне человек прежде всего Царства Небесного? Думаю, что мало таковых... Как часто погружаемся мы в заботы о хлебе насущном, об одежде – о том, как говорит Господь, что вам есть и что пить... во что одеться ( Мф 6,25 ); как часто вообще забываем о Боге, о Царстве Божием. Повседневные и часто вовсе не нужные заботы затемняют наше духовное око, закрывают от него Царство Небесное... Человек все чаще становится исключительно земным деятелем, у которого не остается времени для искания «единого на потребу» – Царства Божия, своего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот и в прочитанном сегодня за Богослужением Евангелии тоже говорилось о смерти. Вы слышали о том, как к Иисусу Христу пришли некие люди и рассказали о галилеянах, кровь которых правитель Пилат смешал с их жертвами. Видимо, эти люди совершали какое-то непозволительное жертвоприношение, а Пилат в наказание убил их, смешав тела их и кровь их – с их же жертвами. И что же сказал на это Христос, как Он отнесся к этому рассказу? А Он, как всегда, ответил на это очень назидательными, весьма строгими, но спасительными словами – Он призвал к покаянию, особо пояснив рассказчикам, что погибшие были точно такими же грешниками – ничуть не больше, – как и все остальные, и что поэтому и последние точно так же могут погибнуть, если не покаются. Христос сказал тогда: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете ( Лк 13, 2–3 ). И далее Господь предложил им еще один подобный же печальный пример: Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Пет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете ( Лк 13,4–5 ). Именно нераскаянность, именно грех и причинили всем им злую погибель. Но не думайте, что это только их могла постичь столь горестная судьба! Нет, она ожидает в конце концов всех грешников, в том числе и нас, если мы отринем единственное средство нашего спасения – покаяние. Ведь Спаситель так и сказал: если не покаетесь, все так же погибнете! Меч вечной погибели занесен над всеми грешниками, над всеми совершителями греха. И вполне возможно, что этот меч кары Божией уже занесен и над нами, ибо где же наше истинное покаяние? И чем, как лишь не милосердием Божиим и только долготерпением Его – в надежде на пробуждение в нас раскаяния – можно объяснить то, что мы еще существуем и что этот меч Господень окончательно не покарал нас за наши неправды и беззакония, за наше безверие, за все наши преступления и бесчисленные грехи?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И вспоминая сегодня великое дело христианского просвещения и воцерковления Руси, начатое святым равноапостольным князем Владимиром, так решительно сокрушившим идолище поганое языческой веры, будем и мы стараться избегать губительных языческих страстей, будем бороться с этими душевными идолами, таящимися в нас, будем просвещаться христианским просвещением, подлинно христианским духом жизни, в чем да поможет нам Господь Бог – по молитвам Матери Божией, святого князя Владимира и всех святых. Аминь. О следовании за Господом (Слово в Неделю 8-ю по Пятидесятнице) 10 августа 1951 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! В прочитанном сегодня Евангелии мы слышали с вами об одном из чудес Господа нашего Иисуса Христа. Множество народа следовало за Господом, кротость, милосердие и любовь Которого так привлекали к себе всех, кого Он учил, наставлял, исцелял. Порой эти поучения и исцеления продолжались до позднего часа. Именно так случилось и в тот день, о котором повествуется в ныне прочитанном Евангелии. Позде же бывшу, приступиша к Нему ученицы Его, глаголюще: пусто есть место, и час уже мину: отпусти народы, да шедше в веси купят брашна себе ( Мф 14,15 ). Но Господь ответил им, что не нужно никуда идти, а нужно дать им поесть. Однако как дать стольким людям пищу в пустыне, когда у самих апостолов не было ничего, кроме только пяти хлебов и двух рыб? И вот Господь велел принести их Ему и, воззрев на Небо, благословил этот скудный запас. Затем дал благословленное ученикам, а те народу, – и все насытились. И еще осталось двенадцать полных корзин несъеденного. А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей ( Мф 14,21 ). Как Господь заботился о народе! Как в этой картине все наполнено любовью! Ведь Иисус, будучи Богом, по любви и пришел на землю, по любви воспринял человеческий облик, образ, естество. По любви предпринял и подвиг учительства народа, ходя по городам и весям с проповедью Царства Небесного. И, чувствуя эту любовь, народ во множестве следовал за Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Божий предохраняет, удерживает нас от всякого зла, от морального падения и духовного разложения. Он есть как бы некая соль, предохраняющая наши души от житейского загнивания, – та духовно очищающая нас соль, о которой говорил в одном из Своих поучений Господь: Имейте в себе соль, и мир имейте между собою ( Мк 9, 50 ). Крещение Господне также научает нас и Правде Божией – праведному, правому, правдивому отношению к Богу и ко всей нашей жизни или, как говорится в Евангелии, к «исполнению всякой правды». И потому, когда святой Иоанн Предтеча по смирению своему отказывался крестить пришедшего к нему Иисуса, Господь сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф з, 15). Именно эту Правду Божию, которой и учил нас Христос, должны мы возлюбить всем сердцем своим, всею душою своею. А отсюда, естественно, должны мы духовно возненавидеть и всякую ложь! Сам Господь никогда не говорил и не мог сказать ни одного слова неправды, поучая нас: да будет ваше слово: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого ( Мф 5,37 ). К этому всегда призывало нас и Священное Писание Ветхого Завета: глаголите истину кийждо искреннему своему ( Зах 8,16 ). Наконец вспомним и о том грядущем ублажении в Царстве Божием правдолюбцев, о котором говорит нам в заповедях блаженств Христос: Блажени алчущии и жаждущий правды, яко тии насытятся ( Мф 5,6 ). Говоря правду, мы соединяемся с Богом; употребляя же ложь, соединяемся с диаволом, который, как мы знаем, и есть самый непосредственный отец лжи. Выберем же, дорогие, путь Правды Божией! Учит нас нынешний праздник и такой замечательной христианской добродетели, как послушание. Хотя святой Иоанн Предтеча и говорил Спасителю, что это ему, Иоанну, следует креститься у Него, он все-таки смиренно послушался Его и, преисполненный страха Божия, крестил. Послушание нужно и всем нам – прежде всего послушание нашей Церкви Христовой. Особенно же такое послушание нужно монашествующим – как одна из самых главных духовных основ монашеского пути ко спасению. Как наставлял известный Оптинский старец Нектарий будущего митрополита Вениамина (Федченкова) , если что и кажется вам трудным к исполнению, «когда говорят старшие, никогда не отказывайтесь. Бог за послушание поможет». И, как говорит мудрая пословица, послушание и в огне не горит!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Если все вышеназванное мы примем как великие ценности, то мы и будем стремиться к ним, к приобретению их, употребляя к этому всевозможные усилия и преодолевая все препятствия, дабы приобрести их. Есть ценности материальные: богатство, земная честь, слава, здоровье и тому подобное. Есть и люди, которые стремятся к обладанию всеми этими земными ценностями, временными и преходящими. Люди же духовные не ищут их – именно как временных, несравнимых и несовместимых с ценностями духовными, вечными. Не можете Богу работати и мамоне ( Мф 6,24 ], – сказал Господь. Во время Литургии поют заповеди блаженства. Они известны: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах ( Мф 5,3–12 ). Вот этих-то блаженств и ожидает всякий верующий во Христа! Если Церковь есть небо на земле и учение Христово, преподаваемое Церковью, – такое высокое, то насколько же люди, ходящие в церковь , духовно и морально выше, насколько счастливее и блаженнее тех, которые идут в воскресенье и праздничные дни на земные занятия, а наипаче в театр, кинематограф, танцы или на иные увеселения. Одни ищут высокого и духовного. Другие тленного, житейского и скоропреходящего, если не греховного... И насколько первые счастливее! Аминь. 1968 ГОД Осень. А было лето. Все деревья были покрыты зелеными листьями. Осенью листья пожелтели. Подул сильный ветер, сорвал листья с деревьев и понес их в разные стороны. Кто это повелевает деревьям обнажиться? Есть невидимая сила, очень могучая, повелевающая природой. Сила эта – Бог: Он велит, и деревья обнажаются... Так и Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, во время Своей земной жизни повелевал природой. Вспомним, как Он прекратил бурю на море Тивериадском, когда апостолы разбудили Его, спавшего, и сказали: Учителю, не радиши ли, яко погибаем? ( Мк 4,38 ) И тогда Господь встал, запретил ветру и сказал морю: молчи, престани ( Мк 4, 39 ). Успокоился ветер, и сделалась великая тишина. Апостолы же исполнились страха и говорили друг другу: Кто убо Сей есть, яко ветр и море послушают (то есть слушаются] Его ( Мк4,41 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В притче о богаче и Лазаре в беседе богача с Авраамом тот говорит Аврааму, что если кто воскреснет из мертвых, то братья его, богача, поверят: покаются ( Лк 16,30 ). На что Авраам отвечает ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят ( Лк 16, 31 ). Из этого мы видим, что причиной того, что никто из мертвых не воскресает и не приходит из мира иного для засвидетельствования Христовой истины, является то, что не желающие ей верить все равно не поверят, даже если бы кто и пришел к ним из потустороннего мира для свидетельства об этой истине. Следовательно, такое явление из потустороннего мира является совершенно напрасным, бесполезным и излишним. О возможности же воскресения говорит нам наша вера во всеобщее воскресение из мертвых. Говорит об этом и воскрешение из мертвых Господом нашим Иисусом Христом Лазаря. Наконец, об этом говорит само Воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых, прославляемое всем христианским миром. Аминь. «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа...» – так начинается Божественная Литургия. Благословляется Царство, но благословляется Царство особое: Царство Отца и Сына и Святаго Духа, не похожее ни на какое земное царство. В этом Царстве – мир, порядок, а не так, как в земных царствах: нестроения, беспорядки, войны, ибо и составляют их люди падшие, полные страстей. Где же быть там благому устройству?! То, что человек имеет внутри себя, то неизбежно и выливается наружу в его деятельности! Однако Сам Царь Царства Небесного владеет и всеми земными царствами, несмотря ни на что невидимо управляя и ими. Аминь. «Верую... во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь ...» В соборности Святой Христовой Церкви заключается великая сила и гениальное ее устройство. В самом деле, не замечательно ли, что части Церкви живут самостоятельной жизнью и вместе с тем все составляют единое целое?! Уже одно это указывает на ее Божественное происхождение. Возможно же это единение самостоятельных церковных частей – на основе любви. Непобедимость Соборной Церкви заключается в том, что какое-либо событие с одной из ее составляющих отражается на всех и недостаток одной Поместной Церкви может восполняться другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И потому, когда Господь наш Иисус Христос проходил через селение самарянское и его жители не приняли Господа, а святые апостолы Иаков и Иоанн по своей ревности предложили за это низвести на них огонь с неба, то Христос запретил им это, сказав: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать ( Лк9,56 ). И когда Иуда предал Спасителя и на Него возложили руки, а один из бывших с Иисусом, вынув меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо, то Иисус сказал ему: возврати меч твой в его место, а затем: или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Но как же сбудутся Писания, что так должно быть? ( Мф 26, 52–54 ). Господь мог бы представить в Свою защиту двенадцать и более легионов Ангелов, но Он этого не хочет, потому что Он – иного духа. Он долго терпит, желая, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим 2,4 ). Аминь. Человек пал чрез преслушание Богу. Теперь он должен научиться послушанию Богу, воле Божией. Думаю, что как раз в монашестве чрез послушание наставнику человек хочет научиться послушанию Богу, исполнению воли Божией. Не смог человек непосредственно повиноваться Богу, так теперь и должен через повиновение другому человеку учиться повиновению Самому Богу, исполнению Его святой воли! Аминь. Человек создан для мира (мирного состояния, усмирения), а не для страстей. Ибо Бог, сотворивший человека, есть Бог мира, а не неустройства, – говорит нам Священное Писание. Счастье внутри нас, а не вне нас. И в монастырях есть страсти. Но в монастырях с ними борются, а в миру они царствуют, господствуя в нем вполне. Человеку не нужно интересоваться чужими делами, особенно грехами и страстями, а мы, как мухи нечистые, привыкли копаться в чужом навозе. «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся». Какая надежда слышится в этих словах – надежда на ходатайство, на заступничество, на молитвы Божией Матери к Сыну Своему и Богу нашему о нас, грешных! Какое упование возлагает Церковь на силу Ее молитв и Ее заступничества!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010