Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕКАТЕРИНА (МАЛКОВ-ПАНИНА) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мон. Екатерина (Малков-Панина) Блж. Екатерина Пюхтицкая. Эстонская икона В апреле 1966 года пострижена в мантию с оставлением прежнего имени архиепископом Таллинским и Эстонским Алексием (Ридигером) келейно, в игуменских покоях Пюхтицкого монастыря. Последние годы своей жизни старица редко выходила из дому, больше лежала. Если вставала и где-либо неожиданно появлялась, то это было большим событием и значило, что в этом доме должно произойти что-то значительное. По рассказам монахинь мать Екатерина постоянно пребывала в болезни, но внешне она ничем не выражала своих страданий. В одном из последних писем блаженная написала: " Как легко взять на себя подвиг и как трудно его докончить... " . Скончалась мирно 5 мая 1968 года, на празднование Жен-мироносиц. Имеется множество свидетельств о святости подвижницы и обильных благодатных дарах, проявлявшихся при ее жизни и после смерти в очевидных чудотворениях, в том числе исцелениях (некоторые из них подтверждены медицинскими документами). Причислена к лику святых для местного почитания в Пюхтицком Успенском монастыре постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2018 года. Литература Использованные материалы    " Святые Эстонской земли "http://Официальный сайт Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, http://ru.orthodox.ee/saints/ . Редакция текста от: 22.03.2024 19:11:20 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13677517.h...

Кетсемани (Ketsemani). Гефсиманский скит Пюхтицкого монастыря (бывший). /// Объект не принадлежит Православной Церкви Скит. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год основания:1894. Адрес: Эстония, уезд Ида-Вирумаа, Алутагузская волость, деревня Васкнарва, переулок Кетсемани, 9 Ketsemani põik, 9, Vasknarva küla, Alutaguse vald, Ida-Viru maakond, Eesti Vabariik Координаты: 59.02462, 27.6793 Проезд:Отворот от шоссе направо через 2 километра после Яама (Jaama), если ехать в сторону Васкнарвы. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1894 году было основано монастырское подворье в Ревеле, в том же году в 25 километрах от монастыря учреждена богадельня «Гефсиманский Скит». В начале Великой Отечественной войны Гефсиманский скит был ликвидирован, а его насельницы вернулись в монастырь. http://www.orthodox.ee/ В семи километрах не доезжая Сыренца игуменией Варварой (Блохиной), первой настоятельницей монастыря, был основан Гефсиманский скит для больных и престарелых сестер. Некоторое время в скиту проживала и трудилась блаженная старица монахиня Екатерина (Малков-Панина). В 1940 году скит был закрыт, а старицы перевезены в Пюхтицкий монастырь. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=47510

Я спросил: а с чего писал? Он сказал: с книжки, тоже писанной! И стал читать, как литургисал священномученик Киприян или Дионисий. Я спросил: а когда они были? Он сказал: не знаю. Я говорю: они жили до Вселенских соборов, когда правил соборных еще не было! Тогда Малков сказал народу: ну как же? что будем делать? Некоторые заметили, что надо составить собрание после вечерни. Начали мы вечерню в обыкновенное время, в 3 часа. Приходит Малков. Пришли его сторонники из другой моленной, называемой у нас Пунной, с надменным духом гнева и ярости. Я взгляну на одного, на другого, – хочу по-христиански поздравствоваться; а они как дивии звери на меня и смотреть не хотят. И сошли все с крылоса к притвору. Посадились; а некоторые стояли. Потребовали книгу Потребник Большой, открыли изложение патриарха Филарета и позвали меня. А я в этот день, в 3-ю неделю поста, читал Евангелие (Марк, 37 зач.): иже аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со ангелы святыми. Эти слова Евангелия подкрепили мою немощь. Я взял Евангелие, подошел к ним и говорю: дозвольте мне в Евангелии прочитать. Малков сказал: все равно, – прочитаем в Требнике прежде. Я не стал упорствовать. Начали читать против меня изложение патриарха Филарета. Я не понял даже, к чему они читают, – думаю: ведь они не патриарх Филарет, а я не митрополит Иона! Я все слушал; потом на одних словах остановил Малкова. В изложении написано: «клятся (Господь) ей (церкви) непоколебим быти до скончания века». Я просил рассудить об этих словах; но они сказали: читай, читай дальше! Прочитали все изложение. А как оно относится ко мне, не сказали. Тогда и я попросил дозволения прочесть в Евангелии, и прочел из 67-го зач. от Матфея: Ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь мою, и врата адовы не одолеют ей. Один из начетчиков спросил: на чем основал Христос церковь ? На Петре ли? Я ответил: на исповедании Петровом. А Петру и в нем всем Апостолам и преемникам Апостолов Христос сказал: дам ти ключи царства небеснаго, и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесах, и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Глава 6. Таинство Священства § 1. Духовный смысл и история Таинства Священства Многое из того, о чем следовало бы здесь сказать, уже рассматривалось в разделе, посвященном священнослужителям как совершителям Таинств, а также при истолковании духовного смысла Таинства Покаяния. Теперь следует дополнить сказанное. По слову святителя Московского Филарета, «Священство есть Таинство, в котором Дух Святой правильно избранного (кандидата) через рукоположение святительское (епископское) поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово». 215 По более же пространному определению преподобного Иустина (Поповича) . «Священство есть святое Таинство, в котором Дух Святой через молитву и возложение рук со стороны епископа во время святой Литургии подаст правильно избранному лицу благодать к совершению святых Таинств и руководству стада Христова в вере и благочестии». 216 Чинопоследование Таинства Священства содержится в книге «Архиерейский чиновник» – ведь рукополагать человека в священный сан может лишь архиерей. Священнослужители (христиане, над которыми совершилось Таинство Священства – епископы, пресвитеры и диаконы) и церковнослужители (например, чтецы, певцы, иподиаконы – те, над кем не совершалось церковное Таинство, а лишь была прочитана специальная архиерейская молитва) вместе составляют церковный клир. Они наделены разными иерархическими полномочиями и занимают в Церкви различные должности, исполняют особые служения. Как говорит о богоустановленности церковной иерархии и существовании в Церкви различных даров и степеней благодати апостол Павел, «каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова… И Он [Христос] поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божьего, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинной любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф.4:7, 11–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Объятия Креста Образ вселенского Креста в святоотеческих толкованиях на Священное Писание Ветхого и Нового Завета Петр Малков Великая Пятница. Смерть Христа. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия. XIV в. «Знамение для верных и страх для злых духов» Православная Церковь чтит Святой Крест как орудие казни Христовой, ставшее для человеческого рода орудием нашего искупления. Распятие Господа на Кресте было приуготовано — в предведении Богом будущего грехопадения человека — еще прежде создания мира и оказалось исполнено Сыном Божиим в согласии с волей Отчей о спасении человеческого рода. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «Крест — изволение Отца, слава Единородного» 1 . Как мы хорошо знаем, основания для православного молитвенного почитания Креста и поклонения ему содержатся в Священном Писании Нового Завета. Прежде всего, о спасительном значении Креста Христова для верующих свидетельствует апостол Павел: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6: 14). Христос, «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас… взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2: 14–15). «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1: 18). Тем самым апостол свидетельствует о том, что именно посредством крестной смерти Господа, Его распятия была низвергнута власть греха над человеком, оказались побеждены бесовские силы, людям же была дарована сила спасающей Божественной благодати. Здесь само слово «крест» оказывается для апостола Павла синонимом распятия как крестной смерти Господа. Основываясь на многочисленных свидетельствах Священного Писания об особом спасительном значении для христианина Креста Христова, древние отцы Церкви также решительно утверждали особую необходимость его почитания. Так, священномученик Игнатий Богоносец пишет: «…вы возноситесь на высоту орудием Иисуса Христа, то есть Крестом, посредством верви Святого Духа» 2 . «Мой дух — в прах пред Крестом, который для неверующих соблазн, а для нас спасение и вечная жизнь» 3 .

http://pravoslavie.ru/97298.html

Скачать epub pdf Вопрос об отношении складывающейся христианской традиции первых веков к дохристианской культуре возник очень рано – уже при изначальном зарождении православного богословия. В творениях христианских апологетов тема наследия античной философии, искусства и литературы была одной из самых важных и значимых. Еще во II в., в произведениях св. Иустина Философа , с одной стороны, и Татиана – с другой, в основных чертах сложились два главных подхода к возможной оценке многоразличных писаний «эллинских любомудров». Мнение по этому вопросу св. Иустина Философа (имея в виду его характеристику античной культуры в целом), как нам представляется, вполне правомерно соотнести с известными словами из проповеди святого апостола Павла в Афинах: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» ( Деян 17:22–23 ). По учению св. Иустина, Логосу-Христу причастен весь человеческий род; «те, которые жили согласно со Словом, суть христиане, хотя бы считались за безбожников: таковы между эллинами – Сократ и Гераклит и им подобные... ». Следовательно, все ложное в их религиозных и философских построениях – то, что представляется чуждым самому духу христианства, – должно быть отброшено, и, наоборот, истинное, то, что по духу, по мироощущению близко Евангелию (пусть даже и в русле языческой традиции) необходимо воспринять и переосмыслить по-новому. Ведь, по словам св. Иустина, «...все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам». Иной взгляд на значение греческой культуры присущ ученику св. Иустина – Татиану. Так, если богословие св. Иустина говорит нам о неких «христианах до Христа», то Татиан в своей «Речи против эллинов» полностью отвергает все философское наследие античности как «языческие заблуждения, как детские бредни». Для него в одном только христианском учении и может содержаться истина. «Бога вы не знаете; и споря между собою, сами ниспровергаете друг друга», – говорит он, обращаясь к греческим философам и мифотворцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/o-...

Святоотеческая традиция свидетельствует об особом педагогическом значении подобного поведения Бога в отношении Иова. Так, святитель Григорий Великий весьма обстоятельно говорит о том, что Иов, несмотря на то что был праведен и до начала своих бедствий, по их окончании достиг еще большего духовного и нравственного совершенства. Его добродетель и ранее была столь велика, что восхвалялась Самим Богом (см.: Иов. 1:8 ); однако в результате Божественных ударов она еще более возросла. Вместе с тем, как и всякому человеку, поступающему праведно, Иову было необходимо смирение. Подобному смирению и будет учить его в Своей речи Господь, для того чтобы по завершении страданий он, познав, что был мучим отнюдь не за грехи, и постигнув подлинную и высочайшую меру собственной добродетели, не возгордился бы. Из слов Бога он научается всегда помнить, что любой (даже самый праведный) человек – ничто в сравнении с величием, всемогуществом и праведностью Творца. Как пишет обо всем этом святитель Григорий, Господь, словесно уничижая Иова, тем самым научает страдальца смирению: чтобы он понял, что «человек не в состоянии делать подобных вещей» – сравнивать себя с Богом. Мы знаем, что Иов в результате своих страданий «бесконечно возрос в собственной добродетели, которую не мог превзойти никто» из живущих. Вместе с тем он должен был из слов Господа «научиться и не превозноситься, самовозвышаясь в сравнении с Богом» 986 . Именно поэтому Господь и будет задавать ему как бы «свысока» вопросы: Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? ( Иов. 38:17 ); или: Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее?..» ( Иов. 38:12 ). Таким образом, по мнению Двоеслова, «блаженный Иов вопрошается Богом, Который спрашивает его, совершил ли он такие деяния, которые человек конечно же не в состоянии осуществить, с тем чтобы, когда он обнаружит, что на это не способен, то будет стремиться найти прибежище в Нем, в Том, Кто, как постигнет Иов, лишь Один в силах соделать все это. [Именно так] он [Иов] сможет явиться гораздо более крепким в глазах его Судии, если он поистине познает свою собственную немощь. И обо всем том, что, как известно, было соделано чудотворной силой Божией, Иова вопрошает Божественный глас» 987 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

По образу Слова ...человек явно и несомненно был сотворен по образу и подобию Христа – второго Адама. Преподобный Анастасий Синаит   Можно смело утверждать, что во всем библейском тексте не найдется другого, столь часто комментируемого и истолковываемого фрагмента, как рассказ о сотворении человека. И это не удивительно: человека издревле занимает его происхождение; он издавна пытался разглядеть, различить в глубинах истории мира тот миг, когда первый из людей перешел от небытия к бытию. Кроме того, постижение духовного смысла этого священного рассказа привлекает толкователей еще и потому, что библейское повествование о сотворении Адама и Евы излагается посредством весьма возвышенных и, одновременно, таинственных, загадочных выражений и символов. Стремление постичь эти образы, разгадать их – по дару умудряющей и просвещающей искренне стремящегося к богопознанию человека благодати – было издревле присуще православным Отцам и учителям Церкви. Если христианских толкователей, при их обращении к Священной библейской истории, в первую очередь привлекал именно сюжет сотворения человека, то – уже в рамках этого повествования – экзегетов, прежде всего, занимали приведенные здесь слова Создателя, о том особом способе, которым должен быть сотворен человек; Господь говорит здесь о Своем намерении создать человека по Собственному образу и подобию. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» ( Быт. 1:26–27 ). Что же такое этот образ Божий, по которому создается Адам? Возможно ли дать ему некое более или менее исчерпывающее определение? Прежде чем попытаться дать ответ на этот вопрос, отметим, что в православной антропологии было издревле принято различать сам заложенный в нас Божественный образ и черты этого образа – проявляющиеся в отдельных сторонах нашей природы и наших людских способностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

Встреча с Православием Василий Писаревский Полина Тимакова Диакон Георгий Малков Почитание святого Георгия-Егория Русью отличалось удивительной разносторонностью. И если для князей он оставался преимущественно воином-патроном, то для простых крестьян праздники в честь великомученика являлись своеобразными вехами в сельском труде. Так, на «весеннего Георгия» в первый раз выгоняли в поле скот; во многих деревнях такой обычай не забывается и поныне: и сейчас нередко хозяева приглашают в этот день священника отслужить молебен с водосвятием, а затем окропить всю домашнюю живность перед ее выгоном на пастбище святою водой Архимандрит Тихон (Шевкунов) Неразрывно связано с отцом Иоанном все, что касается возрождения и становления монашеской жизни в нашем московском Сретенском монастыре. В дни радостей и испытаний нас поддерживала молитва, благословение, горячая поддержка, а иногда и строгое взыскание отца Иоанна. Он передал для Сретенского множество своих икон, в том числе и любимую его икону «Владимирскую», и иконы, которые достались ему от великих валаамских старцев. Отец Иоанн благословил создание монастырского издательства, семинарии, подсобного хозяйства. Вообще, особенно в первые, самые сложные годы, батюшка буквально следил за каждым шагом в возрождающейся обители. Иеромонах Арсений (Писарев) Сегодня мы слушали с вами очередное воскресное евангельское зачало. Это была притча о том, что у одного богатого человека на полях случился необыкновенно хороший урожай. Видя это, он стал рассуждать: «Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих». И наконец сказал сам себе: «Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Святитель Игнатий (Брянчанинов) Иеромонах Иов (Гумеров) Георгий Битбунов Александра Никифорова Сергей Барицкий Протоиерей Артемий Владимиров Мать-Церковь, дорогой читатель, имеет обыкновение загодя, то есть задолго до наступления самого празднества, готовить своих детей к событиям чрезвычайным, составляющим центральную ось земного и вечного бытия. К таковым, без сомнения, принадлежит Христово Рождество, или явление Бога во плоти. Вся история человеческого рода, начатая грехопадением праотцев, Адама и Евы, продолженная историей их потомков, историей народов и царств (а преимущественно историей древнего Израиля), — вела и привела к Вифлеему, к таинственному вертепу, где впервые явил нам Свой дивный младенческий лик Спаситель мipa, Христос! Валерий Духанин Бранко Радун В других разделах

http://pravoslavie.ru/put/page97_1078.ht...

Так кто же на самом деле способен дать ответы на вопросы Бога? Конечно же не Иов. Лишь Господь может поведать человеку обо всех тайнах мироздания. И человек безусловно призван услышать эти ответы из Божественных уст. И откроет их людям Та Господня Премудрость, Которой и был создан весь этот многообразный и загадочный мир и о Которой сам Иов неоднократно прежде пророчески свидетельствовал в своих речах, – откроет грядущий воплотиться Искупитель, Сын Божий. Только Премудрость – в Своем вольном вхождении во вселенную – даст познать людям те тайны Божественного замысла о мире и человеке, что имеет от века Господь. Не только Иов, но и – в его лице – весь человеческий род учится видеть собственное бессилие вне Бога: вне Господней помощи, Его спасительной поддержки. Без Бога мы ничего не можем и ничего не стоим – таков урок этой речи Творца. Именно здесь Господь учит каждого, что спастись от греха и смерти, а также достичь подлинной добродетели вне Бога – мы сами не способны. Господь с некоторой иронией и в то же время предельно строго скажет Иову, а вместе с ним – и всем нам: Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он? Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою. Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя ( Иов. 40:4–9 ). Бог знает, что без Него, без Его прямого вмешательства, мы достичь Спасения не в состоянии: наши силы ничтожны, наша «мышца» слаба. Потому-то именно Он и становится нашим Спасителем, приходя в мир, воплощаясь в нем. И об этом тоже, как мы увидим, Господь будет прикровенно свидетельствовать Иову, а вместе с ним – и всему падшему грехом ветхозаветному человечеству. Как видим, Бог говорит Иову совсем не о том, о чем вели речь страдалец и его друзья, – не о вине, правоте, грехе или праведности, а о мироздании и действии в нем Промысла Божия. И здесь дело еще и в том, что Сам Бог станет скоро частью того мира, о котором Он столь возвышенно свидетельствует. Близится миг, когда Само Слово войдет во вселенную – в Собственном Воплощении. В этом-то и будет Божественный ответ на все вопросы страдальца; эту-то тайну Господь и явит Иову – тайну Христову. Именно в этой тайне принятия Богом материального тела и тварной души – подлинное значение того, почему Он с такой обстоятельностью, величием и любовью этот мир (во всем его духовно-материальном разнообразии) Иову описывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010