Ведь именно за греховные страсти и грядет гнев Божий на «сынов противления» – то есть на тех, кто живет по этим страстям. В них ранее пребывали многие из нас, вращаясь среди таких супротивников; есть среди нас и те, кто и поныне упорно борются со своими греховными страстями. И, стремясь укрепить всех нас в такой борьбе, святой апостол Павел взывает к нам: А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его (Кол з, 8–9). Иначе говоря, сбросьте с себя ветхого, старого, прежнего человека со всеми его страстями – блудодеяниями, грубостью, ленью, злобой. Все это, по апостолу, и есть греховный, ветхий человек в нас, которого и следует совлечься, облекшись в человека нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол з, ю) – Бога, Христа. В таком обновленном Святым Духом человеке уже вовсе не важно – откуда он, какого он рода и племени, ибо в нем нет уже ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (см.: Кол з, и). К этому обновленному во Христе, по Его образу, человеку, к такому христианскому человеческому образу нужно стремиться и нам с вами, возлюбленные братие и сестры, стремиться в течение всей своей жизни, как стремились к нему, следуя призыву апостола Павла, все святые, постепенно совлекаясь прежнего своего образа – ветхого и греховного. Да поможет и нам в этом Своею благодатию Господь наш Иисус Христос, Емуже славу, честь и поклонение воссылаем вместе со Отцем и Святым Духом. Аминь. Об иерихонском слепце (Слово в Неделю 31-ю по Пятидесятнице) (1951,1954) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали с вами повествование об исцелении Господом нашим Иисусом Христом иерихонского слепца. В то время когда Иисус приближался к Иерихону, этот слепец сидел при дороге и просил милостыню. Услышав шум проходившего мимо народа, сопровождавшего Иисуса, он спросил: «Что происходит? Кто здесь?» Ему ответили, что мимо него сейчас пройдет Иисус Назарянин, о Котором он явно уже слышал ранее, поскольку тут же возопил: Иисусе Сыне Давидов, помилуй мя! ( Лк 18,38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При этом будем полагаться не столько на самих себя, сколько на Господа: Он всесилен помочь нам в единении нашем. Ибо слаб человек, – и даже святой апостол Петр духовно падал и даже на мгновение отрекался от Христа! Не будем поэтому излишне самоуверенными, но будем все упования наши возлагать на Бога и Его помощь, ибо только так, только при Его содействии, и можем мы устоять в добре: «Христос моя сила, Бог и Господь». Без Бога человек слаб, немощен и ничтожен. Господь же всесилен и всемогущ сделать все. Будем же молить Его о собирании всех нас в едино стадо Христово, о возвращении всех в лоно Матери-Церкви на радость ей – по молитвам святых первоверховных апостолов Петра и Павла, этих учителей единения всех христиан. Аминь. Грех–мучение. Об изгнании бесов из двух гергесинских бесноватых (Слово в Неделю 5-ю по Пятидесятнице) 15 июля 1949 г.; 1 июля 1950 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! В сегодняшнем Евангелии говорилось о том, что, придя в страну Гергесинскую, Господь наш Иисус Христос повстречал двух бесноватых, люта зело ( Мф 8,28 ). Они были страшны злобою своею, и вид их был ужасен. И никто не мог проходить спокойно своим путем мимо их. Однако они сами, вострепетав, убоялись кроткого и смиренного Спасителя, в Котором заключалась великая внутренняя сила Божественного Повелителя и Которого они сразу признали как Сына Божия. Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас ( Мф 8,29 ), – возопили они. Ибо бесы, пребывавшие в них, знали, что достойны вечных мучений, уготованных им в день Страшного Суда Божия, потому и вопили: что пришел прежде времени мучить нас?! Знали бесы и то, что Он может изгнать их, потому и просили: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней ( Мф 8,31 ). Но не оставили они в покое и стадо свиное, и как только Господь повелел им войти в это стадо, так сразу же оно, как безумное, бросилось с крутизны в море и погибло в воде ( Мф 8,32 ). Какое же безумие, какой страх наводят бесы не только на людей, но даже и на животных, – лишь бы только сотворить зло, ибо такова их бесовская природа. И как бесы злобно мучают человека, точно так же мучает человека и всякий грех, происходящий от диавола, потому что диавол первый согрешил (см.: 1 Ин з, 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Аминь. Из слов в Неделю о слепом (1949,1951) Христос Воскресе! Возлюбленные братие и сестры! В сегодняшнем Евангелии мы с вами слышали повествование об исцелении слепорожденнаго. Господь сотворил «брение» из земли и плюновения, помазал этим брением очи слепому и послал умыться в Силоамской купели. И слепорожденный прозрел. Слава Богу за это дивное чудо! Это и мог сделать только Сын Божий – потому именно как в Сына Божия и уверовал в Него исцеленный Им слепец. Фарисеи же, слыша об этом чуде, не только не уверовали во Христа Жизнодавца, Сына Божия и Господа нашего, но, напротив, даже называли Его грешным и действовавшим не от Бога, потому что Он, мол, не хранит субботы. Так и сейчас, возлюбленные братие и сестры, мир точно так же делится на верующих во Христа и не верующих в Него. Верующие – суть духовно зрячие люди. Они веруют во Христа, Сына Божия и своего Спасителя, во все Его великое духовное учение. Они обладают великим даром веры. Прекрасно телесное зрение, посредством которого мы видим весь сотворенный Богом чудесный мир, видим и друг друга, и все, что вокруг. Это есть тоже чудо и Божий нам дар, за который должны мы непрестанно благодарить и славить Творца. Но, несомненно, дар веры, дар духовного зрения – еще больше и выше, ибо посредством его мы можем видеть и познавать, насколько это возможно, Самого Бога и приближаться к Нему. Верою мы познаём и истины веры, без веры невозможно и наше спасение. Вспомним рассказ о том, как темничный страж после землетрясения спрашивал у святого апостола Павла, находившегося со сподвижником своим Силой в темнице: что мне делать, чтобы спастись? ( Деян 16,30 ). Что ответили они ему? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой ( Деян 16,31 ). Тогда тут же, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его ( Деян 16, 33 ). И точно так же вера нужна и нам. Она есть драгоценный дар и великое сокровище Божие, которое надо беречь всякому человеку. Особенно бдительно и усердно следует оберегать это сокровище нам, православным, получившим в наследство столь неоценимый дар истинной веры...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Грешном – поскольку богатство мытарей чаще всего наживалось тогда неправедным путем, складываясь из утаенной ими части податей или же за счет излишних поборов. И вот один из таких мытарей, Закхей, страстно возжелал увидеть Господа и понять, кто Он. Однажды Господь наш Иисус Христос, окруженный толпой народа, проходил через Иерихон, и Закхей, узнав об этом, решил непременно посмотреть на Господа и послушать Его. Но толпа была слишком велика, а мытарь этот – слишком мал ростом, и потому ему ничего не было видно. Тогда он побежал вперед и – в надежде все-таки увидеть Иисуса – попросту влез на дерево, росшее при дороге, по которой вскоре должен был пройти Христос. Иисус же, подойдя и узрев такое рвение Закхея, обратился к нему с радостными для того словами: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме ( Лк 19,5 ). Тот, как говорится в Евангелии, тут же поспешно сошел и принял Его с радостью ( Лк 19,6 ). И радость его была поистине велика, потому что приход Господа в дом Закхея принес ему особые благодеяния: посещение его Иисусом привело мытаря-грешника, а вслед за ним и всю его семью к самому искреннему покаянию за столь неправедно нажитые богатства. Как воскликнул тогда, встав пред Иисусом, Закхей: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого нем обидел, воздам вчетверо ( Лк 19,8 )! Пожалуй, не всякий из нас способен раздать половину своего имущества нищим... Господь же в ответ на это сказал: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Лк 19,10 ). Так, можно сказать, в один миг, в один момент совершилось покаяние грешника-мытаря пред Господом и его спасение, а через него – и спасение всего дома его. Евангельская история Закхея заставляет нас подумать о том, как порой мы можем совершенно ложно судить о каком-нибудь человеке, вовсе не зная ничего ни о его внутреннем состоянии, ни о возможности его коренного доброго изменения хотя бы в конце жизни, ни о том, насколько благим может стать этот конец.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Будем же следовать призывам святых отцов. Только тогда православная вера будет сиять в наших сердцах, в наших душах, а Церковь радоваться о своих верных чадах, радоваться тому, что мы не скрыли от мира таланта истинной веры, не променяли ее на «чечевичную похлебку» мирских заблуждений или – еще хуже – каких-либо лжеучений, продав свое православное «первородство». И как возрадуются о нас святые отцы, если мы будем ходить по их стопам, со всей ревностью храня и защищая истины веры Христовой, принятой нами от них. Тогда и мы обретем покой в наших душах, ибо только все истинное, благое и доброе дает удовлетворение душе и приносит мир в сердце. Пусть же святоотеческий огонь горит в нас и впредь, просвещая нас и защищая от «тьмы внешней» нашу родную православную веру – на всех путях нашей жизни. Аминь. Святой Дух– Утешитель (Из слов в Неделю Пятидесятницы) (1949,1950,1951,1952, 8 июня 1954 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Вспомним сегодня, возлюбленные братие и сестры, о том, как Господь наш Иисус Христос, возносясь на небо, заповедал Своим ученикам и апостолам не отлучаться от Иерусалима, а ждать обетования Отча – обещанного/(уха Святаго, Которого Он пошлет им от Отца. Апостолы, послушные своему Божественному Наставнику, исполнили эту заповедь вознесшегося Господа. И вот, повествует дееписатель, в последний день праздника ветхозаветной Пятидесятницы, когда все они были единодушно вместе, внезапно сделался шум как бы от несущегося сильного ветра, вдруг наполнивший дом, в котором они находились. И явились им как бы огненные разделяющиеся языки и почили по одному на каждом из них. И исполнились все благодати Духа Святаго и начали говорить на иных языках – как Дух давал ИМ провещевать (ср.: Деян 2,1–4 ). Присутствовавшие тогда на празднике в Иерусалиме представители самых разных народностей – парфяне и мидяне, жители Месопотамии, Каппадокии, Понта, Асии, Фригии и Памфилии, критяне, аравитяне и многие другие – удивлялись: как эти галилеяне, простые рыбаки, говорят на наших языках о великих делах Бо- жиих ( Деян 2,11 )? И зрелище поистине было удивительное! Чудо поразительное!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(Слово на Преображение Господне) (1949) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Незадолго перед Своими крестными страданиями Господь наш Иисус Христос взял ближайших учеников – Петра, Иакова и Иоанна – и возвел их на высокую гору, где и преобразился, представ пред ними в сопровождении святых пророков Моисея и Илии и воочию явив славу Своего Божества, выразившуюся в блистательном сиянии. Лик Господа просиял паче солнца, и одежды Его сделались белы, как снег. Сияние Божества было настолько сильным, что апостолы не могли смотреть на Него и в страхе пали на землю. В то же время чувство лицезрения Преображения Господня было для них настолько прекрасным, что святой апостол Петр от лица всех сказал Господу: Наставнице, добро есть нам зде быти: и сотворим сени три, едину Тебе, и едину Моисеови, и едину Илии ( Лк 9, 33 ). В это время облако осенило их, и был слышен глас из облака: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте ( Мф 17,5 ). Господь преобразился перед учениками, чтобы показать им, что Он есть Тот, Кто в древности беседовал с пророком Моисеем на горе Синай. Он преобразился перед ними и для того, чтобы накануне предстоявших Ему крестных страданий еще более убедить и укрепить их в вере в то, что Он и есть подлинно Сын Божий, есть истинный Господь, истинный Бог. Явившиеся во время Преображения Господня на Фаворской горе – в предстоянии Ему, – святые пророки Божии Моисей и Илия беседовали с Господом об Его исходе, который надлежало совершить Ему в Иерусалиме, об ожидавшем Его там Кресте и смерти, о конце Его земной жизни. Преображение должно было уверить учеников в том, что Христу непременно нужно пострадать, быть распятым, умереть, воскреснуть и вновь войти в славу Свою. Преображение Господне должно было влить бодрость в сердца апостолов – Петра, Иакова и Иоанна, «яко хотяху быти с Тобою и во время предания Твоего, да, видевше чудеса Твоя, не устрашатся Страданий Твоих» (стихира на «Господи, воззвах» праздника Преображения]. Небесный же глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой... обращенный тогда к апостолам, обращен и ныне, по сути, ко всем, носящим имя Христово. Ведь всем нам следует преображаться в ярких животворных лучах света Христова, всем следует устроять свою жизнь по заветам Христа – Его слушать...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Небесного, которой да сподобит нас Господь по молитвам Пречистой Своей Матери и всех святых Своих. Аминь. Об Искуплении нас Господом нашим (Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) (1950) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! В сегодняшнем апостольском чтении святой апостол Павел говорит о том, что Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками ( Рим 5, 8 ). Перед этим же апостол особо обращает наше внимание на то, что по человеческим меркам и понятиям это невозможно, ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть ( Рим 5,7 ). Нельзя не видеть в словах апостола Павла умер за нас, когда мы были еще грешниками выражения самой основы церковного учения о нашем Искуплении Господом Иисусом Христом. И действительно – какая великая любовь к грешному человеческому роду проявлена Спасителем, пострадавшим, распятым на Кресте и умершим на нем за грехи человечества! Ведь и Сам Господь свидетельствует в Божественном Евангелии, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин 15,13 ). И в другом месте говорится: тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго (на смерть) дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин з, 16)... Итак, Господь наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы спасти падшего человека по Своей великой милости и любви к нему, – и умер за него. Тем более теперь, после искупительных страданий Господа, после Его Воскресения и Вознесения, после ниспослания Святаго Духа и осенения Им человечества, после основания Им Церкви и учреждения Им благодатных Таинств, – человеку должно было бы легче спасаться, ибо, как говорит апостол Павел, если, будучи врагами, мы примирились с Богам смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его ( Рим 5,10 ). И, однако, почему человек не соделывает своего спасения – когда Господь показал к нему столь великую любовь Своей смертью ради него? Причиной тому бывает, во-первых, неверие в спасительные действия Господа нашего Иисуса Христа – ради нас, ради нашего избавления от греха и от вечной смерти. Если человек не верует в Бога, то как он будет обращаться к Тому, Кто для него не существует? Неверие есть величайшее зло отторжения человека от вечного спасения. И с древних времен враг рода человеческого старался самыми различными способами отторгать людей от спасительной веры во Христа...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(Из слова в Неделю сыропустную) 9 марта 1951 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! Много чудесных, прекрасных и полезных заповедей дал нам Господь наш Иисус Христос. Например, любить Бога и ближнего своего, как самого себя. Что прекрасней и выше этой любви? Господь часто преподавал Своим ученикам мир, говоря: Мир вам или Мир оставляю вам, мир Мой даю вам ( Ин 14,27 )... Уже из этих кратких наставлений и заповедей Господних ясно видно, что Господь желает людям блаженства. Разве любовь, мир не составляют блаженства человека? Конечно, составляют, – да еще какое великое! Но, к сожалению, на такую высоту человек очень редко восходит, уходя от любви и впадая во вражду с братом своим, впадая в раздражительность, злобу и ссору. Однако Господь не хочет, чтобы человек пребывал в столь пагубном для своей души состоянии, и дает нам мудрые наставления о прощении. Когда святой апостол Петр спрашивает Господа: Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус отвечает ему: Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз ( Мф 18,21–22 ), то есть бесконечно. О том, что именно этого Он ожидает от нас, мы и слышим от Господа, обращающегося к каждому из нас: милости хочу, а не жертвы ( Мф 9,13 ). Как это прекрасно – прощать! Вот закипела вражда, вот братья не разговаривают друг с другом, готовы чуть ли не убить друг друга, – словно какая змея шипит в груди у каждого из них... Но вот помирились они! Как все моментально меняется, делается прекрасным... Опять любовь, опять как бы самым чудесным образом восстановились, воскресли дружба, любовь, ласка. Примирение в любви... Разве это не чудо, совершающееся в душах наших? Именно этого чуда и требует от нас Господь, именно этому радуются на Небесах и наши Ангелы. Как это прекрасно – просить прощения, восстанавливая мир и любовь с братом своим и проявляя смирение. И напротив, – разве это по-христиански: держать на него злобу, не прощая и не забывая его прегрешений? Для этого нужно иметь какое-то особо жестокое сердце, какое-то даже не русское сердце, ибо, насколько я знаю, подлинно русское сердце – любящее, милующее, прощающее. И только потерявшие такое русское сердце могут быть злопамятны, могут не прощать прегрешений ближних своих...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мы очень жалеем слепых людей за их действительно великое несчастье. Но сколько в мире еще более несчастных – духовно незрячих, неверующих! И такая слепота ведь гораздо страшней, несравнимо ужасней... И потому как же должны мы молиться о тех из наших ближних, кто не имеет пока веры! Но и в нас, казалось бы верующих, зачастую веры истинной, твердой, горячей очень мало. Оттого так важно нам молиться и о даровании нам самим подлинной веры – подобной вере того иерихонского слепца, молиться о даровании нам собственного духовного прозрения. Ведь и наша вера – чудесный нам дар Божий, который умножает в нас наша молитва . Вера и молитва, как два крыла, возносят нас горе и поставляют пред Господом. Будем же просить себе искренней веры и искренней, чистой молитвы. Будем просить себе надежды в наших скорбях. Будем просить дарования нам ревности о спасении душ наших. Будем просить дарования нам любви к Богу, к Его Церкви, к Православию. Будем просить возрастания в нас любви к нашим ближним. И будем просить всего этого с неустанным усердием. Если же Господь и не скоро исполняет наши прошения, то не будем печалиться об этом, ибо, может быть, по грехам нашим мы и недостойны скорого Его услышания; к тому же этим Господь, возможно, хочет оказать нам гораздо большее благо. Будем только с упорством иерихонского слепца продолжать просить Господа об умножении в нас спасительного чуда веры. Будем просить и о наших нуждах и потребностях, а исполнение их и дарование потребного предадим на волю Божию – Самому Ему, Всемогущему Богу нашему. И при этом всегда будем помнить слова Господни: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него ( Мф 7,11 ). Аминь. О Закхее и о нашем спасении (Слово в Неделю 32-ю по Пятидесятнице) (1950,1954) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! В услышанном нами сегодня евангельском чтении повествовалось о некоем богатом человеке – начальнике мытарей, или сборщиков налогов, грешном Закхее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В ответ на такую Любовь единственное, что мы можем сделать, так это исполнить тот завет, который дал нам Сам же Господь: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоея, и всею крепостию твоею и всем помышлением твоим (Лк ю, 27]. Возлюбим, дорогие, святое Божественное учение, возлюбим спасительные заповеди Божии, ибо сказано: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите ( Ин 14,15 ). И благоговейно поклонимся ныне этому Гробу, поклонимся великим Страстям Христовым, возблагодарим Его от всего сердца за неизреченную Его к нам Любовь, Искупление наших грехов и изгнание проклятия смерти. И будем ожидать радости Его тридневного Воскресения – в надежде и нашего грядущего совос- кресения с Ним в жизнь вечную. Аминь. Слово о Воскресении Христовом (1977) Христос Воскресе! Воскрес Иисус от гроба, я коже проречё... Возлюбленные братие и сестры! Ныне мы с вами празднуем воистину самое дивное и преславное событие в жизни всего человечества – Воскресение Христово! Ни в одной из существующих религий мира нет празднования воскресения из мертвых, ни в одной из них и не воскрешали мертвых. У нас же воскрешение мертвых совершалось не один раз. Так, еще во времена Ветхого Завета бывали такие случаи: например, святые пророки Божии Илия и Елисей воскрешали мертвых отроков. Также и Господь наш Иисус Христос воскресил дочь Иаира и сына наинской вдовы; наконец, воскресил и уже смердевшего Лазаря. В свою очередь, святой апостол Петр воскресил Тавифу, и можно думать, что святой апостол Павел способствовал оживлению мертвого юноши, выпавшего из окна с третьего этажа горницы, о чем рассказывается в Деяниях апостольских. Однако самое потрясающее событие у христиан, которое мы с вами сегодня с великой радостью и отмечаем, это событие Воскресения Христова, когда Он восстал из мертвых в третий день после Своей смерти! Как известно из Евангелия, Господь неоднократно говорил ученикам-апостолам, что Сыну Человеческому много должно пострадать... и быть убиту, но в третий день воскреснуть ( Мк 8,31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010