Новые обширные обязанности не ослабили напряжения научных изысканий ученого. За несколько лет он создал и опубликовал ряд фундаментальных исследований по богословию, церковной истории, церковному праву. Особый интерес архимандрита Макария в этот период к догматическому богословию во многом объясняется тем, что он читал лекции по этой дисциплине в Духовной Академии. Курс лекций, читанный студентам, лег в основу знаменитой книги «Введение в православное богословие» . Это был первый самостоятельный опыт отца Макария Булгакова в области богословской науки. Появление подобной книги долго ожидалось русской церковной наукой и просвещением, отсутствие собственно православного систематического богословского учения становилось все более тягостным. Поэтому книга архимандрита Макария была встречена весьма доброжелательно, а о читательском интересе может свидетельствовать тот факт, что в течение года вышли из печати и были раскуплены два издания книги. 31 октября 1847 г. Святейший Синод, рассмотрев сочинение архимандрита Макария Булгакова «Введение в православное богословие», присудил автору звание доктора богословия, весьма редкое по тем временам. Более того, желая ознакомить Государя Императора с достижениями новейшей церковной науки, Святейший Синод определил поднести книгу Государю Императору и Наследнику Цесаревичу. 6 декабря Государь Император наградил автора сочинения «наперсным крестом с драгоценными камнями из кабинета Его Величества», свою благодарность выразил также и Цесаревич. Большое внимание книге уделили и светские журналы: особо отметим рецензии «Московитянина» , «Журнала Министерства народного просвещения» , «Отечественных Записок» . Во всех отзывах подчеркивались православное содержание догматики архимандрита Макария, историческая конкретность его доказательств. Позднейшие исследователи отмечали, что, в отличие от других богословских систем, обычно построяемых на философско-теоретических основаниях, богословие отца Макария Булгакова было построено прежде всего на основаниях церковно-исторических.

http://sedmitza.ru/lib/text/435720/

Заботы преосв. Макария о приспособлении зданий семинарии и духовных училищ к требованиям устава 1867 г. Введение административной части устава 1867 г. в духовно-учебных заведениях Харьковской епархии; пожертвование преосв. Макария по этому поводу; заботы его об устройстве педагогического и распорядительного собраний семинарского правления по уставу 1867 года и отношение его к деятельности этих собраний; устройство училищных правлений по уставу 1867 г. и отношение к ним преосв. Макария. Полное введение нового устава в духовно-учебных заведениях Харьковской епархии и речь преосв. Макария 6 сентября 1868 года по этому поводу. Отношения преосв. Макария к Харьковскому училищу девиц духовного звания). Во время управления преосв. Макария Харьковской епархией в этой последней существовали следующие духовно-учебные заведения: семинария, три низших мужских училища – харьковское, ахтырское и купянское и одно женское училище девиц духовного звания. Духовная семинария и низшие мужские духовные училища Харьковской епархии ко времени прибытия в Харьков преосв. Макария, благодаря заботам о них прежних харьковских архипастырей, находились в сравнительно благоустроенном состоянии, за исключением, пожалуй, материальной стороны, которая оставляла желать весьма многого. Все названные сейчас духовно· учебные заведения до 1867 года находились под действием устава первоначально введенного в них еще в 1817 году и, потом несколько измененного в 1840 и 1851 годах. В отношениях своих к этим заведениям преосв. Макарий строго руководился указаниями и требованиями устава. Так как и семинарией, и низшими мужскими духовными училищами заведовало тогда непосредственно семинарское правление, которым, в свою очередь, руководил главным образом ректор семинарии, то и преосв. Макарий прежде и больше всего обращал внимание на деятельность семинарского правления. Он весьма внимательно следил за деятельностью его и требовал, чтобы она совершенно согласовывалось с правилами устава и чтобы каждое постановление его основывалось на этих правилах.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

В трактате об откровении вообще замечается следующее различие между системами Димитрия и Макария. Прежде всего, последовательность и ход мыслей неодинаков. У Димитрия он таков: расторжение религиозного союза Бога с человеком, необходимость восстановления этого союза, возможность такого восстановления, речь об откровении; у Макария же такой: возможность откровения, необходимость его, речь об откровении; у Димитрия, как видим, более логическая и естественная последовательность. С другой стороны, изображение религии человечества, уклонившегося от союза с Богом, неодинаково: у Димитрия рассматривается только языческая религия, а у Макария, кроме того, ново-иудейская и магометанская. Наконец, у Димитрия в этом трактате есть совсем новые вопросы, напр., опыт восстановления союза человека с Богом (§ 40). В трактате о признаках истинного откровения между системами Димитрия и Макария существует коренное различие. У Димитрия, прежде всего, есть особый вступительный отдел, где решаются вопросы о необходимости сверхъестественного откровения, предмете, плане, способах откровения, способах распространения и сохранения его, долге человека в отношении откровения, после чего уже начинается речь о ложных откровениях и необходимости признаков истинного откровения, тогда как у Макария прямо говорится о возможности ложных откровений и необходимости признаков истинного откровения. Затем, деление признаков сверх естественного откровения совсем неодинаково у Димитрия и Макария. Наконец, в заключении трактата об откровении у Димитрия являются новыми вопросы: 1) метод, приличный откровению; 2) может ли откровение время от времени усовершаться? Трактаты о религии христианской в системах Димитрия и Макария существенно различны. Замечательно, что самое определение христианства неодинаково формулируется у них. По Макарию, «христианская религия есть не только союз между Богом и человеком, но именно союз новый, восстановленный, по нарушении человеком союза первобытного» (§ 46), а по Димитрию, «христианство есть богооткровенная религия, признающая И. Христа Сыном Божиим и Искупителем рода человеческого» (§ 78); определение Макария последовательнее с точки зрения системы, определение же Димитрия – бесспорно точнее. Неодинаковое определение христианства повлекло за собою глубокое различие и в изложении всего трактата; Макарий рассматривает ветхозаветную и новозаветную христианскую религию, следуя в данном случае, кажется, указаниям м. Филарета 357 , а Димитрий обращает внимание исключительно только на новозаветную христианскую религию; отсюда у Макарии настоящий трактат вышел гораздо обширнее и обстоятельнее (56 §§ от 51 до 107 и 224 стр. 138–362), чем у Димитрия (20 §§ от 83 до 103 и 14 стр.). Наконец, трактат «о сущности и свойствах христианской религии составляющий у Димитрия вторую часть учения о христианстве, является у него новым сравнительно с Макарием.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

—18— взыдут и сотворят отмщение над Исавом. И действительно, они, как я сказал, воевали против Идумеев после времен плена, и над ними воцарился Бог всяческих, хотя некогда Он отверг их и отступил от Иудеи за отступничество; ибо они служили тельцам и телицам золотым. Когда же умилосердился к ним, – опять принял их и воцарился над ними. (Продолжение следует) Кипарисов В. Ф. Митрополит Московский Макарий (Булгаков), как проповедник//Богословский вестник 1893. Т. 3. 8. С. 177–229 (2-я пагин.). (Окончание.) —177— V. Близость к жизни проповедничества Макария. – Какое оправдание для себя имеет это свойство проповедничества и в каком смысле оно проявляется у Макария. – Простота и общедоступность его моральных требований. – Примеры этого. – Отношение его к высшим степеням моральной жизни; – взгляд на самоотвержение и подвиг. – Вытекающее отсюда понимание им задач церковной проповеди в отношении к потребностям временной жизни. – Взгляд на народ и потребности жизни народной и жизни общественно-государственной. Отношение Макария к русскому духовному сословию. Призывы его к христианской любви к людям, как особенно заметная черта в его проповедях. – Любовь и человеколюбие. – Другие свойства идеи любви, как эта идея раскрывается Макарием. – Заключение. – Место Макария в истории русского проповедничества. Если мы должны были придти к тому выводу, что проповеди Макария были близки и отвечали «современным потребностям мысли и жизни»; то естественно возникает такой вопрос: эта близость к жизни не создала ли из Макария проповедника, которому были чужды идеалы высшей жизни, предметы высшего порядка, и так называемая жизненность его проповеди не есть ли просто её низменность, обращение исключительно в сфере интересов людей пекущихся о мнозе и оставляющих единое на потребу? – Иначе: в проповеди Макария не преобладают ли главным образом интересы земной и плотской жизни, вследствие чего и в обычной деятельности человек становится чужд области высоких созерцаний, области выс- —178— шей духовной жизни и стремлений к горнему? – С первого взгляда представляется как будто бы это и действительно так, а это может быть поставляемо не в ничтожный недостаток Макарию как проповеднику.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию вручения премий памяти митрополита Московского Макария (Булгакова) в области естественных наук за 2022 год 24 ноября 2022 г. 19:38 24 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) в области естественных наук за 2022 год.  Созданная в 1867 году по завещанию митрополита Макария (Булгакова; 1816-1882) с целью «поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных занятий…», Макариевская премия остается одной из самых известных премий России. Как и до 1917 года, сегодня она вручается не только богословам, но и ученым других специальностей за выдающиеся достижения в различных областях знаний и фундаментальных наук, за лучшие научные исследования в области российской истории и истории Русской Православной Церкви. С 2018 года Макариевская премия вновь присуждается лауреатам в области естественных наук в трех номинациях.  По традиции церемония состоялась в конференц-зале президиума Российской академии наук в Москве.  У главного подъезда здания президиума РАН Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали президент Российской академии наук академик Г.Я. Красников и председатель Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий .  В кабинете президента РАН состоялось краткое совещание соучредителей и представителей соучредителей  Макариевского фонда , в котором приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, президент РАН академик Г.Я. Красников, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы А.Н. Горбенко и митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Прямая трансляция церемонии вручения осуществлялась на телеканалах «Союз»  и  «Спас» , а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.  Председатель Макариевского фонда митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий обратился к собравшимся с приветственным словом. 

http://patriarchia.ru/db/text/5980252.ht...

Из представленного сопоставления программ видно, что программа архим. Макария в одних пунктах была сходна с программой архим. Димитрия, а в других заметно отличалась от неё. Сходство между программами собственно заключалось в следующем: во-первых, предварительные сведения о науке почти одинаково излагались там и здесь; во-вторых, трактат о религии вообще в обеих программах почти одинаков и в-третьих, трактат об откровении вообще довольно сходно излагался в той и другой программе. Различие же между программами состояло в следующем: во-первых система богословских наук у Димитрия излагалась в предварительных сведениях и, по-видимому, очень кратко: у Макария же она занимала всю третью часть программы и излагалась весьма подробно и обстоятельно; во-вторых учение об источниках христианской веры у Димитрия составляло заключение второго отдела, в котором говорилось о христианской религии; а у Макария оно занимало вторую обширную часть программы; в-третьих одни и те же отделы у Макария излагались видимо подробнее и обстоятельнее, чем у Димитрия; так, напр., доказательство божественного происхождения христианской религии у Димитрия ограничивалось анализом одних только новозаветных свидетельств, тогда как у Макария привлекались к делу и ветхозаветные свидетельства, которые при том разбирались весьма подробно, и наконец, в-четвертых архим. Димитрий, судя по его программе, преподавал преимущественно обще-христианское основное богословие, тогда как у архим. Макария замечается видимое стремление преподавать преимущественно введение в православно-христианское богословие. Таково было существенное различие между программами, по каким преподавали основное богословие Димитрий и Макарий. Что-же касается найденного нами раньше сходства между этими программами, то значительная часть его должна быть отнесена на счет во-первых общности предмета н во-вторых влияния преданий одной и той-же школы. При этом считаем позволительным, заметить, что влияние преданий школы сильнее и заметнее отразилось на программе Димитрия, чем на программе его ученика Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Приведенное нами сейчас место из письма Макария весьма важно в том отношении, что проливает яркий свет на первоначальные шаги его деятельности, как бакалавра по догматическому богословию в С.-Петербургской духовной Академии. Видно, прежде всего, что Макарий начал чтение лекций по программе, составленной предшественником его, которым, вероятнее всего, был сам покровитель его, преосв. Афанасий. Макарий, переведенный в С.– Петербургскую духовную Академию среди учебного курса, должен был сделать это в силу положительной необходимости, так как до него уже была выполнена первая часть программы: мог же он начинать чтение лекций по новой своей собственной программе и, таким образом, повторять уже прочитанное его предшественником? Далее, из письма ясно, что руководителем Макария в преподавании догматики был преосв. Афанасий. Преосвященный Афанасий подробно рассуждал с Макарием по предмету догматического богословия в первый же вечер своего знакомства с ним, затем был на его уроках и, наконец, в частных беседах с ним мог давать ему необходимые руководящие указания. Таким образом, если бы даже у Макария и были в это время Киевские лекции архим. Димитрия по догматическому богословию, что мы раньше признали вероятным, то даже и в таком случае Макарий едва ли мог пользоваться ими, как совсем готовым материалом. Они могли в крайнем случае служить ему в качестве справочного руководства. Наконец, из собственных слов Макария, искренность которых нет никаких оснований заподозривать, видно, что он в это время составлял свои лекции по догматическому богословию совершенно самостоятельно. Составление их доставалось ему с великим трудом и занимало весьма много времени. К сожалению, мы не могли достать первых лекций Макария, хотя они, по собственным его словам, литографировались и потому могли бы сохраниться в его бумагах. Впрочем, у нас все ж таки остается одно средство, по крайней мере для восстановления программы и даже общего направления лекций Макария по догматическому богословию, читанных им в первый год службы в С.-Петербургской духовной Академии. В это время, как увидим, Макарий составлял догматический сборник по сочинениям св. Димитрия Ростовского . Этот-то сборник и может дать нам некоторые основания для суждения о программе и общем характере чтений Макария по догматическому богословию в 1842–43учебном году.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Том I. Годы детства, образования и духовно-училищной службы м. Макария. (1816–1857 г.) Предисловие Предлагаемый читателям историко-биографический очерк имеет своим предметом жизнь и деятельность московского митрополита Макария Булгакова , неожиданно скончавшегося 9-го июня 1882 г. Значение личности м. Макария в истории русской православной церкви и нашей духовной науки настолько общеизвестно и общепризнанно, что едва ли стоит говорить о важности и необходимости составления биографии этого иерарха. Возможен только вопрос о благовременности подобного труда. Но и этот вопрос решен уже общественным мнением в положительном смысле. Уже неоднократно высказывалось в печати желание иметь полную биографию м. Макария. И такое желание должно быть признано вполне естественным и понятным. Нет ни одного богословски образованного человека в России, который бы не слышал и не знал имени м. Макария. Вот уже несколько поколений духовного юношества воспитывается у нас по руководству догматического богословия, составленному м. Макарием. Затем ни один русский ученый, занимавшийся или занимающийся в области православного богословия и русской церковной истории, – важнейших предметов в системе нашего богословского образования, не мог и не может обойтись без богословских и церковно-исторических трудов м. Макария. И сколько у нас явилось капитальных сочинений при пособии этих трудов м. Макария! Наконец, сколько ученых представителей не только духовной, но и светской науки получили уже и впредь будут получать возможность видеть свои труды в печати, или продолжать свою учено-литературную деятельность, благодаря тем пособиям и наградам, какие ежегодно выдаются из процентной суммы на капитал, пожертвованный м. Макарием в пользу русского просвещения! Таким образом, на представителях русской науки, которую так любил и о процветании которой так заботился м. Макарий, и в особенности на питомцах наших духовных академий, которые были особенно облагодетельствованы м. Макарием, еще с самого дня смерти последнего лежит нравственный долг дать русским людям описание жизни и деятельности того иерарха, которому так много и глубоко обязана русская наука и, в особенности, духовная.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

«Деятельность Макариевского фонда имеет характер многогранного проекта, направленного на постепенное повышение уровня и качества российской науки и образования, — подчеркнул Святейший Патриарх. — Макариевская премия охватывает практически все направления исследований по истории Русской Церкви, Отечества, культурологии, по москвоведению и историческому краеведению, специальные работы по истории православных государств и народов». Предстоятель Русской Православной Церкви особо отметил появление новой номинации, посвященной популяризации фундаментальных исторических исследований. «Перед тем, как перейти к обсуждению списка номинантов премии за 2015 год, хотел бы отметить ряд знаменательных событий, юбилеев, исторических дат, пришедшихся на минувший конкурсный период, — продолжил Святейший Патриарх. — Совместными усилиями Церкви и государства отмечалось 100-летие начала Первой мировой войны и 700-летие рождения игумена Земли Русской преподобного Сергия Радонежского. А в этом году мы отмечаем 1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира. Нельзя не упомянуть еще две значимые близкие даты — в 2015 году исполняется 20 лет просветительской деятельности Макариевского фонда, а в 2016 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения владыки Макария». По словам Его Святейшества, эту памятную дату следует почтить не только переизданием трудов митрополита Макария, часть из которых стала библиографической редкостью, но и в целом повышением интереса к его не до конца осмысленному наследию. «Хотел бы пожелать фонду дальнейших успехов в расширении и популяризации его деятельности, а, следовательно, — достойнейших научных трудов, и надеюсь, что в дальнейшем пример митрополита Макария будет вдохновлять современных исследователей на бескорыстное, жертвенное служение», — заключил Святейший Патриарх Кирилл. Отчет о работе Экспертного совета по присуждению премий памяти митрополита Макария (Булгакова) 2014-2015 гг. представил профессор С.П. Карпов, который отметил, что в текущем году исполняется 20 лет со времени основания Макариевского фонда. За это время лауреатами Макариевской премии, присуждение которой, по словам председателя Экспертного совета, является большим стимулом для ученых-историков, стали 177 человек с учетом лауреатов последнего конкурса. «В 2016 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения митрополита Макария. Хотелось бы отметить достойно эту дату, с широким привлечением Церкви, общественности, людей науки и образования», — добавил С.П. Карпов.

http://patriarchia.ru/db/text/4115553.ht...

Разумеем «Собрание материалов для науки канонического права Православной Русской Церкви, изложенное в систематическом порядке СПБ. 1850 г.» 451 . «Собрание материалов для науки канонического права» хранится ныне в музейной библиотеке Киевской дух. Академии, куда оно поступило по завещанию самого автора, и представляет рукопись на 214 листах in folio. Авторская принадлежность рукописи Макарию не подлежит ни малейшему сомнению 452 . Во-первых, на первом заглавном листе характерною рукою Макария написано: «из библиотеки Архимандрита Макария. Санкт.-Петербург 1850 года». Затем, во-вторых самое «собрание материалов написано рукою другого лица, но за то рукою Макария сделаны многие исправления и дополнения как в оглавлении, так и в самом тексте рукописи; оглавление же третьей части «Собрания» все целиком написано характерною рукою Макария. Наконец, в-третьих в пользу авторской принадлежности рассматриваемой рукописи Макарию говорит также и то обстоятельство, что план «Собрания материалов для науки канонического права» буквально совпадает с тем планом, какой архим. Макарий начертал «для науки канонического права» в своем «Введении в Православное Богословие» 453 . Судя по всему, задуманное, но почему то не выполненное «каноническое право православной Российской Церкви» имело быть осуществлением второй части «плана», какой был начертан архим. Макарием во «Введении в Православное Богословие». Что касается обстоятельств происхождения интересующего нас «Собрания материалов», то, к сожалению, не смотря на все наши попытки, вопрос этот остался для нас совершенно не уяснённым. Ни в письмах, ни в многочисленных рукописях м. Макария, бывших в нашем распоряжении, мы не нашли никаких указаний на обстоятельства происхождения замечательного труда Макария. Также нерешенным остался для нас и вопрос о причинах, почему труд этот, почти совершенно законченный и обработанный, не был напечатан автором ни в рассматриваемое нами время жизни Макария, ни после того 454 . Можно, впрочем, сделать некоторые предположения на этот счет.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010