Автор настоящего сочинения очень рано начал интересоваться личностью м. Макария. Как питомец той самой семинарии, в которой некогда учился м. Макарий, он еще в первые годы своего семинарского образования познакомился отчасти с личностью м. Макария на основании живых преданий, доселе еще хранящихся о нем в воспитавшей его семинарии. Еще ближе автор настоящего сочинения имел возможность рассмотреть и уяснить себе образ м. Макария при составлении истории родной семинарии. Тогда у него впервые явилась мысль о составлении биографии м. Макария. Был приготовлен, между прочим, очерк жизни преосв. Макария в годы его школьного образования. Но этот очерк без описания детских лет жизни м. Макария оказывался не имеющим начала. За необходимыми сведениями касательно детства м. Макария автор обратился к одному из ближайших родственников покойного иерарха. Прот. П. А. Солнцев весьма сочувственно отозвался на просьбу автора, доставил ему все необходимые сведения о родителях и детских летах м. Макария и кроме того обещал автору полное свое и своих родных содействие, если бы он пожелал продолжать биографию м. Макария. Действительно, по просьбе о. протоиерея, другой племянник м. Макария – С.А. Булгаков выразил согласие предоставить в распоряжение автора решительно все письма и другие бумаги, оставшиеся после м. Макария, что скоро и исполнил и за что мы от себя лично и от всех так или иначе обязанных м. Макарию лиц приносим ныне как ему, так и прот. П.А. Солнцеву глубочайшую признательность. Сочувствие родных покойного иерарха окончательно утвердило автора в принятом намерении составить биографию м. Макария и вот уже три года он почти непрерывно занимается этим делом. Плодом этих занятий его и является настоящая книга. В ней изображается первая половина жизни и деятельности м. Макария в годы его детства, образования и духовно-училищной службы. Материал для этого изображения автор почерпал почти исключительно из документальных данных, заимствованных из архивов Курского семинарского правления, Киевского и С.-Петербургского академических правлений, и из писем разных лиц к преосв. Макарию, эти письма частью были напечатаны в разных периодических изданиях, а большею частью были доставлены автору вышеупомянутыми родственниками м. Макария. В весьма редких случаях автор пользовался воспоминаниями о, м. Макарии и при том только такими, которые были уже раньше напечатаны и которые вполне согласовались с характером жизни и деятельности м. Макария, как этот характер выяснился автору на основании документальных данных. Еще реже автор пользовался устными преданиями о м. Макарии лиц, близко знавших его, причем и их обязательно проверяя вышеуказанным способом. – Все эти источники подробно и обстоятельно указываются автором в самом тексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

На пути из Киева в С. Петербург иером. Макарий проезжал через родную епархию и, без сомнения, посетил Белгород и дорогое его сердцу Сурково, хотя, впрочем, мы и не имеем точных сведений об этом. Несомненно однако же то, что свидание Макария с родными, если только оно было в этот раз, могло быть только самым кратковременным. Из писем Макария к С. А. Серафимову мы узнаем, что к началу учебного года, т. е. приблизительно около 15 августа 1842 года, Макарий был уже в С. Петербургской духовной Академии 170 . Петербургский период жизни митрополита Макария 1. Макарий в должности бакалавра и помощника инспектора С.-Петербургской духовной Академии Общее замечание о Петербургском периоде жизни м. Макария. Значение первого года службы Макария в С.-Петербургской духовной Академии. Путешествие Макария в С.-Петербург и его представление о С.-Петербургской духовной Академии. Приезд Макария в С.-Петербург и прием его со стороны ректора Академии, преосв. Афанасия. Покровительство преосв. Афанасия Макарию. Преподавательская деятельность Макария. Литературные труды Макария в первый год его службы в С.-Петербургской духовной Академии; «догматический сборник и программа чтений Макария по догматическому богословию»; издание «Истории Киевской Академии» и отношение литературно-ученого мира к этому труду Макария. Частная жизнь Макария и его успехи по службе; любовь студентов и академического начальства к Макарию. Одиночество Макария и скорбь его о Киеве и Киевской жизни. Под благодатным небом Малороссии, в Белгороде и Киеве раскрылись и дали пышный цвет необыкновенная дарования Макария; вполне же развиться, созреть и принести добрый плод редкому гению Макария суждено было на далеком севере России, в туманной атмосфере Петербурга. Около пятнадцати лет провел Макарий в северной столице и эти пятнадцать лет составили один из замечательнейших периодов в жизни нашего богослова и церковного историка. По собственному выражению Макария, годы службы его в Петербургской духовной Академии были «самым счастливым, полным очаровательных симпатий души к научной профессии, периодом его жизни» 171 , «лучшим периодом, который он, по устроению Промысла Божия, в состоянии был исключительно посвятить столько полезным и столько любимым им занятиям науками» 172 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

до митр. Макария, которые вовсе не издали никаких церковных постановлений. Оттого сочинение и вышло слишком обширным. Но самые памятники церковного законодательства, какие следовало обозревать, г. Краснин обозрел весьма тщательно и заслуживает степени магистра». 859 Как отношение Духовно-учебного Управления, так и самые отзывы преосв. Макария мы имели в подлинниках, сохранившихся в домашнем архиве преосв. Макария, каковой архив передан нам С. А. Булгаковым. 860 Как указ Св. Синода от 31 декабря 1958 года за 13.122, так и отзыв преосв. Макария сохранились в том же самом архиве последнего. 879 Из неизданного письма; ответное письмо преосв. Илиодора от 22 июля 1857 г. на ходатайство преосв. Макария см. в Прав. Обозр. 1889 г., m.I стр. 167–168. 891 На основании писем преосв. Макария к своему брату от 30 июня и 14 декабря 1857г , 30 марта, 9 июня, 22 июня, 17 и 31 августа и 8 сентября 1858 г. 895 На основании неизданных писем преосв. Макария к брату от 7 декабря 1858 г. и 11 и 18 января 1659 г. 898 На основании неизданных писем преосв. Макария к брату от 10 ноября и 8 декабря 1857 г. и 5 января и 16 февраля 1858 г. 900 П.М. Вирославский, магистр XXII курса С.-Пет. дух, Акад., ныне протоиерей Владимирской церкви в С.-Петербурге. 905 См. Слова в Речи м. Макария СПБ. 1891г. Стр. 425–428 ср. Христ. Чт. 1859 г. т. II стр. 32–35. 908 Настоящий очерк составлен на основании: 1) писем преосв. Макария к А.П. Булгакову и А.И. Солнцеву, о которых упомянуто в прежнем очерке и которые все не изданы; 2) сведений, заимствованных из архивов: а) Харьковской духовной Консистории и б) Харьковского Семинарского Правления и сочинений преосв. Макария, – в) из собственноручных воспоминаний прот. И.Л. Чижевского и г) из таких же воспоминаний архим. Алипия. 938 У нас была подлинные – отношение кн. Урусова к преосв. Макарию от 27 октября 1864 года за 6643 и ответ преосв. Макария от 13 ноября 1864 года за 98, сохранившиеся в домашнем архиве этого последнего. 947 См. Хар. Еп. Вед. за 1867 г. 22 стр. 443 и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Патриаршее приветствие участникам церемонии вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за 2006-2007 годы 28 сентября 2007 г. 18:37 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие участникам церемонии вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за 2006-2007 годы. Приветствие участникам церемонии вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за 2006-2007 годы Москва, 28 сентября 2007 года Многоуважаемый Юрий Сергеевич! Многоуважаемый Владимир Иосифович! Ваше Высокопреосвященство! Уважаемые члены Комитета и Экспертного Совета по премиям памяти митрополита Макария (Булгакова)! Дорогие лауреаты, гости! 2007 год — год юбилейный в истории возрожденной премии памяти митрополита Макария (Булгакова). Ровно 10 лет назад Русской Православной Церковью совместно с Правительством Москвы и Российской Академией наук было принято решение восстановить прервавшуюся в 1917 году традицию и возродить знаменитые макарьевские премии. Тогда в 1997 году совместно с Правительством Москвы мы завершили большой совместный труд — издание «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова), работа над которым явилась первым примером систематического и плодотворного сотрудничества церковных и светских ученых. Тогда был создан уникальный творческий и редакционный коллектив, и мы стояли на пороге новой грандиозной работы — создания фундаментальной многотомной «Православной энциклопедии» . Можно сказать, что мы поставили перед церковными и светскими учеными, историками, богословами, искусствоведами, новые масштабные задачи на много лет вперед. И потому так важно было поддержать нашу историческую и богословскую науку, показать нашу совместную горячую заинтересованность в развитии и укреплении гуманитарной науки в России. И решение было принято. Сначала награждение премиями шло по двум номинациям, потом по трем, а сегодня уже по пяти номинациям. За это время премиями памяти митрополита Макария было отмечено около сотни выдающихся работ по истории Русской Церкви, истории России и Москвы и истории других православных народов. И макарьевские премии вновь стали одними из самых значимых премий в России.

http://patriarchia.ru/db/text/300479.htm...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Комитета по премиям памяти митрополита Макария (Булгакова) 9 сентября 2011 г. 16:10 9 сентября 2011 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Комитета по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). Открывая заседание, Святейший Патриарх Кирилл огласил повестку дня. Была пропета «Вечная память» недавно почившему Я.Н. Щапову, члену-корреспонденту РАН, члену Макариевского комитета, выдающемуся археографу и историку. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со словом о значении Макариевских премий для отечественной исторической науки. С докладом о работе Экспертного совета по присуждению премий памяти митрополита Макария (Булгакова) в 2010-2011 гг. выступил председатель Совета, член-корреспондент РАН профессор С.П. Карпов. Председатель Фонда по премиям памяти митрополита Макария (Булгакова) митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий сделал сообщение о деятельности фонда в 2010-2011 гг. В ходе заседания были рассмотрены вопросы о присуждении соискателям Макариевской премии, об увеличении денежного вознаграждения лауреатам премии, о месте и дате проведения церемонии награждения и др. В связи с кончиной Я.Н. Щапова новым членом Макариевского комитета был избран профессор С.П. Карпов. В мероприятии приняли участие: председатель Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий; архиепископ Истринский Арсений ; председатель Экспертного совета Макариевского фонда С.П. Карпов; руководитель Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы Ю.В. Артюх; начальник управления по связям с религиозными организациями Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы К.Л. Блаженов; ответственный секретарь Экспертного совета Э.Ф. Гамаюнова; академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН А.П. Деревянко; научный сотрудник фонда Е.Ю. Ковальская.

http://patriarchia.ru/db/text/1618525.ht...

II: Митрополит Макарии как полемист против раскола старообрядчества. III: Митрополит Макарии как эксперт по делам раскола. – 1901.– 129с. 566 . Извеков Н. Д. Некоторые черты деятельности митрополита Макария по управлению Литовской епархиею. – Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, – 24 с. 567 . Кипарисов В.Ф. Митрополит Московский Макарии (Булгаков) как проповедник. – Сергиев Посад: Тип. Снегиревой, 1893. – 229 с. 568 . Лебедев Н.А. Макарии, бывший митрополит Московский: Биогр. очерк. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб., 1882. – 41 с. 569 . Митрополит Макарии (Булгаков) и академик Е.Е. Голубинский : (Из истории русской церковно-исторической науки)/А. П.//Журнал Моск. Патриархии. – 1973. – 6. – С. 66–78. 570 . Памяти в Бозе почившего высокопреосвященнейшего Макария, митрополита Московского и Коломенского: [Некролог и речи]. – М.: Унив. тип., 1882. – 28 с. – Из: Правосл. обозрение. 571 . Смирнов С. И. Кончина и погребение высокопреосвященнейшего Макария, митрополита Московского и Коломенского. – М.: Тип. Лаврова, 1882. – 45 с. 572 . Титов Ф. И. Макарии (Булгаков) , архиепископ Харьковский и Ахтырский (1859–1868): С кратким очерком всей жизни митр. Макария: Ист.-биогр. очерк. – Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира, 1897. – II, XIV, 292 с., 1 л. портр. 573 . Титов Ф. И. Макарии (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский: Ист.-биогр. очерк. – Киев: Тип. Корчак-Новицко-го. 1895. Т. 1: Годы детства, образования и духовно-училищной службы митрополита Макария (1816–1857). – 1895. – 475 с. разд. паг., 1 л. портр. – Из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1895. Т. 2: Тамбовский и Харьковский периоды жизни и деятельности митрополита Макария (1857–1868). – Киев: Тип. Горбунова, 1903. – 390 с. разд. паг. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. Т. 3: Литовский период в жизни митрополита Макария (1868– 1879). 1-я пол. т.: Епархиальная деятельность митрополита Макария в Литве и приложения. – Киев: Тип. Барского, 1915. – 172. CCXXXV1I с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. Николаевский Павел Федорович (1841–1899)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы нарочито изложили содержание сборника Макария с возможно большею полнотой, именно, для того, чтобы теперь иметь возможность сравнить программу чтений Макария по догматическому богословию в первый год службы в Петербургской духовной Академии с программою таковых чтений покойного архиепископа Димитрия Муретова , учителя Макария по Киевской духовной Академии 202 . Сравниваемые программы имеют существенное различие между собою, красноречиво свидетельствующее о том, что Макарий уже в это время не был рабским подражателем своего славного учителя, по крайней мере, в распределении и плане своих чтений по догматическому богословию (о большем мы, за неимением под руками самых лекций, не имеем права пока судить). Вот главнейшие пункты различия между программа ми Макария и Димитрия: 1 ) у Макария учение о творении и промысле излагалось отдельно и в различных пунктах; у Димитрия же оно рассматривалось нераздельно и в одном трактате; 2) у Макария учение о первобытном состоянии человека, его падении и первородном грехе излагалось в трактате о творении человека; у Димитрия же им открывается трактат о домостроительстве спасения человеческого рода, и 3) учение о пророческом, первосвященническом и царском служении Спасителя у Макария излагалось в двух отдельных параграфах, тогда как у Димитрия оно находилось в одном трактате. Рассматривая с общей точки зрения программы Макария и Димитрия, мы не можем не признать, что программа первого заметно уступала программе последнего в отношении цельности, компактности и законченности общего плана, равно как и в отношении раздельности и ясности отдельных догматических понятий. Но это, разумеется, было и вполне естественно, так как Макарий в то время был еще только новичок в области догматического богословия. Что же касается самого «Догматического учения св. Димитрия Ростовского », собранного Макарием, то оно, бесспорно, представляло труд ценный и совершенный. Каждая выдержка из творений св. Димитрия Ростовского стояла в сборнике Макария на своем месте и каждая рубрика программы чрез приведение надлежащих мест получила полное и ясное освещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Показанное нами сейчас общее различие между системами Макария и Димитрия обнаруживается ясно и в частностях их. Так, напр., возьмем вступительные отделы их. Здесь мы, прежде всего, видим неодинаковое определение богословия. У Макария оно определяется, как «систематическое изложение христианской религии, на основании слова Божия: Св. Писания и Св. Предания, под руководством православной церкви 354 , а у Димитрия, как «наука, руководствующая к основательному познанию христианской религии и к успешнейшему употреблению её во благо свое и других» 355 . Затем у Димитрия сравнительно с Макарием являются в этом отделе новыми следующие вопросы: 1) нужно ли обращать христианскую религию в предмет науки? 2) не может ли быть какой либо опасности от того, что христианская религия поставляется предметом науки? 3) как предотвратить эту опасность? 4) может ли изменяться система богословия? 5) есть ли какой либо постоянный закон, по которому можно оценивать относительное достоинство богословской системы? 6) части богословской системы и 7) достоинство и связь богословия с другими науками. Правда, два последние вопроса есть и у Макария, только решение их у него составляет обширную третью часть науки, между тем как у Димитрия оно занимает два небольших параграфа. В свою очередь, и у Макария новым сравнительно с Димитрием является § 5-й, где делается «историческое обозрение других понятий о введений в богословие». Наконец, и все параллельные параграфы где у Димитрия и Макария решаются одни и те же вопросы, имеют значительное различие; чтобы убедиться в этом, следует, кроме выше указанных § 1 у Димитрия и § 2 у Макария, сравнить еще § 13 у Димитрия и § 4 у Макария, где идет речь о методе богословия. В трактате о религии находим большое различие между системами Димитрия и Макария: у того и другого учение о религии неодинаково и по содержанию и по плану (ср. § 19 Дим. и § 7 Мак.); кроме того, у Макария в этом трактате являются совсем новыми параграфы, где раскрываются истина бытия Божия, истина бытия и бессмертия человеческой души и понятие о церкви; у Димитрия делается только намек на понятие и учение о церкви в этом отделе. Можно, кажется, думать, что трактаты об истине бытия Божия, бытия и бессмертия человеческой души Макарий внес в свое «введение» под воздействием м. Филарета 356 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

В бытность свою Литовским архиепископом, преосв. Макарий был председателем комиссий по пересмотру духовного суда, духовной цензуры, деятельным членом присутствия по обеспечению духовенства, комитета по преобразованию Академий, обозревал, по поручению Св. Синода, все ваши духовные академии, принимал самое живое участие в обсуждении греко-болгарского, румынского церковного, сектантско-раскольнического вопросов и др. Поэтому, в Литовском периоде жизни и деятельности преосв. Макария необходимо различать две совершенно особенные стороны: 1) деятельность его по управлению епархией и 2) деятельность его по участью в высшем управлении русской церковью. К обозрению этого важнейшего периода в жизни и деятельности преосв. Макария мы теперь и переходим, при чем, во избежание естественной у всякого биографа, с любовью занимающегося изучением жизни известного исторического деятеля, склонности к преувеличениям и панегиризму, мы намерены основываться в своем рассказе и суждениях преимущественно, почти исключительно, на официальных документах, только в исключительных обстоятельствах, для необходимого восполнения документальных данных, пользуясь перепиской его, переданною в наше распоряжение вместе со всем весьма богатым частным архивом преосв. Макария. II. Епархиальная деятельность преосв. Макария в Литве 1 Состояние Литовской епархии пред вступлением преосв. Макария в её управление. Воссоединение Литовских униатов. Неблагоприятные условия, тормозившие ход этого дела. Вопрос о новоприсоединенных в 186 4 / 8 г.г. Печальное положение его ко времени вступления преосв. Макария в управление Литовской епархией. Другие недостатки в жизни епархии. Неосновательное суждение о деятельности преосв. Макария по управлению епархией. Ход дела о новоприсоединенных за время управления преосв. Макарием Литовской епархией. Воссоединение старообрядцев с православною церковью на правах единоверия. Преосв. Макарий управлял Литовской епархией с 10 декабря 1868 по 8 апреля 1879 года, когда он был назначен митрополитом Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Комитета по премиям памяти митрополита Макария (Булгакова) 9 сентября 2011 г. 20:00 9 сентября 2011 года в Красном зале Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Комитета по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со вступительным словом. Хотел бы сердечно приветствовать членов Комитета по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). Сегодня мы собрались, чтобы подвести итоги конкурса на соискание премии памяти святителя Макария за 2010-2011 годы. Нам предстоит важная и с моей точки зрения интересная работа. Но прежде чем приступить к ней, я предложил бы почтить память нашего многолетнего соработника, выдающегося ученого-историка Ярослава Николаевича Щапова, скончавшегося в преддверии нашей встречи, который внес неоценимый вклад в работу комитета, не говоря уже о вкладе в историческую науку, в работу Палестинского общества и во многие другие области знания и общественной жизни. Прошу встать и пропеть ему «Вечную память». 170 лет назад, в 1841 году, в Киевской духовной академии была открыта кафедра русской гражданской и церковной истории. Столь важное и знаменательное решение было неразрывно связано с событием вполне обыденным — окончанием академического курса иеромонахом Макарием (Булгаковым). Именно для него, только что окончившего курс студента, совсем недавно принявшего монашество, и была создана специальная кафедра — потому что Ученый совет академии ясно сознавал, что на небосклоне отечественной церковной и светской науки появилась величина совершенно незаурядная. Для того чтобы дать отцу Макарию возможность работать и проявлять свои огромные таланты и обширные знания, и было принято такое необычное решение — создать кафедру, которая объединяла бы преподавание церковной и светской истории России. Вот так и началось служение святителя Макария и Русской Церкви, и Отечеству своему — и в качестве выдающегося историка, действительного члена Российской академии наук, и в качестве митрополита Московского и Коломенского.

http://patriarchia.ru/db/text/1619228.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010