Скачать epub pdf Крещение § 139. Понятие о таинстве. Установление его Первое место в ряду священнодействий, которые служат к освящению человека, занимает крещение. Оно служит как бы дверью, вводящей призванного благодатью Божией ко спасению в благодатное царство Христово ( Ин.3:5 ), гранью, разделяющей христиан от иудеев и язычников. Без принятия этого таинства ни один человек не может на сделаться членом тела Христова – церкви, не иметь участия в других таинствах. Крещение есть таинство, в котором человек-грешник, родившийся с наследственной от родителей порчей, но уверовавший во Христа, при троекратном погружении его тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа, умирает для жизни плотской и греховной и возрождается от Духа Святаго в жизнь духовную, святую (Катих. О крещении), или, раздельнее, – очищается Духом Святым от всех прежних грехов и с него снимается осуждение или проклятие за грех: он становится сыном Божиим и наследником царства небесного (Пр. исп. 102; Посл. вост. патр. чл. 16). Крещение, как таинство церкви Христовой, могло быть и действительно установлено Основателем церкви. Не было и не могло быть такого таинства в мире дохристианском, но могли быть лишь только обряды, сходные с внешней его стороной (напр., иудейское крещение прозелитов, крещение Иоанново). Крестившись Сам во Иордане крещением Иоанновым, И. Христос уже освятил воду и крещение. В беседе с Никодимом Он дал яснейшее предуказание на будущее установление самого таинства: аминь, аминь глаголю тебе: аще кто не родится свыше, не может видети царствия Божия. Глагола к Нему Никодим: како может человек родитися, стар сый? Еда может второе внити во утробу матери своея и родитися? Отвеща Иисус: аминь, аминь глаголю тебе: аще кто не родится водою и Духом, не может внити во царствие Божие: рожденное от плоти плоть есть, и рожденное от Духа дух есть ( Ин.3:3–6 ). Но самое установление крещения, как таинства, относится к тем дням между воскресением и вознесением Искупителя, когда Он, исполненный власти и силы, изрек Своим ученикам: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам ( Мф.28:18–20 ). Иже веру имет и крест и тся, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет ( Мк.16:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Скачать epub pdf ПРОЩЕНИЕ «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» Христианин не должен помнить зла, но обязан от сердца прощать тем, которые согрешили перед ним. Святитель Василий Великий ( 6, 359 ). Прощай – получивший прощение; милуй – помилованный, человеколюбием приобретай человеколюбие, пока есть для этого время ( 14, 147 ). Тебя ударили по щеке? Почему же допускаешь, чтобы другая твоя щека оставалась без приобретения? Если первая потерпела это непроизвольно – невелика заслуга, и тебе, если хочешь, остается сделать нечто большее, а именно: произвольно подставить другую щеку, чтобы сделаться достойным награды. С тебя сняли хитон? Отдай и другую одежду, если она есть у тебя; пусть снимут даже и третью: ты не останешься без приобретения, если предоставишь это дело Богу. Нас злословят? Будем благословлять злых. Мы оплеваны? Поспешим приобрести почесть у Бога. Мы гонимы? Но никто не разлучит нас с Богом; Он – единственное, неотъемлемое наше сокровище. Проклинает тебя кто-нибудь? Молись за проклинающего. Грозит сделать тебе зло? И ты угрожай, что будешь терпеть. Приступает к исполнению угроз? А твой долг – делать добро. Таким образом приобретешь две важные выгоды: сам будешь совершенным хранителем закона, да и оскорбляющего тебя твоя кротость обратит к кротости, и из врага он сделается учеником. Святитель Григорий Богослов ( 15, 165 ). Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой... Бог не примет тебя. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 111 ). Кто ради Бога для сохранения мира переносит жестокие слова человека грубого и неразумного, тот назовется сыном мира и может стяжать мир в душе, теле и духе ( 34, 83 ). Когда вспомнишь об оскорблениях и преследующих тебя, не жалуйся на них, но лучше помолись о них Богу, как о виновниках величайших для тебя благ. Преподобный авва Исаия ( 34, 184 ). Как же ты просишь Бога, чтобы Он был милостив к тебе, когда сам ты не милостив к оскорбившим тебя? ( 35, 139 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Скачать epub pdf Псалом 140 Никто и никогда не сомневался в принадлежности сего псалма Давиду. Ориген , блж. Феодорит и большая часть толковников признают, что псалом сей весьма сходен с предшествующим (139-м) псалмом, и что Давид жалуется в нем на ненависть к нему со стороны Саула и молит Бога, чтобы содействовал его твердости противостоять враждующим, а также, чтобы не позволялось сходиться врагам для наветов и ругательств против него. Христиане греко-восточной Православной Церкви издревле установили читать и петь псалом сей на вечернем богослужении, чтобы испросить себе тем прощение грехов прошедшего дня, почему псалом сей и называется вечерним, как 62-й псалом называется утренним. Св. Иоанн Златоуст признается в трудности объяснения сего псалма. Пс.140:1 Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к тебе. Эту молитву пророка мы ежедневно слышим за вечерним богослужением. Предание говорит, что псалом сей воспет св. Давидом, когда он находился в изгнании, вдали от скинии сведения. Святая душа его, привыкшая жить в доме Божием (при скинии), воспевать славу Божию пред лицем кивота Господня, молиться при совершении заповеданных Богом жертвоприношений, томилась скорбию в удалении от священного жилища Божия и, подобно заблудившемуся страннику, из далекого изгнания всею крепостию веры и любви своей взывала ко Господу: Господи, возввах к Тебе, услыши мя! Но можно быть и не в удалении от святилища, а в самом храме, и в то же время быть неуслышанным от Бога. И причиною сего бываем, конечно, мы сами: недостаточность веры нашей и холодность сердца, а нередко и грехи наши удаляют нас от Бога, так что Он как будто и не видит, и не слышит наших молитв, подобно тому, как Иисус Христос, по-видимому, не обращал внимания на просьбу ханаанской женщины об исцелении ее дочери, до тех пор, пока она выразила свою полную и искреннюю веру в Его чудодейственную силу (см. Мф.15:22–28 ). Может быть, нечто подобное испытывал в своей жизни и царепророк, когда к словам молитвы своей об услышании присовокупил и эти слова: вонми гласу моления моею, внегда воззвати ми к Тебе. Не одни грехи, а часто и обыкновенные житейские наши дела нередко так удаляют и мысль, и сердце наше от Бога, что, пришедши в храм Божий, мы остаемся духом своим далеко за его священною оградою. Но да не будет сего! И что бы ни случилось с нами, какие бы печали и заботы ни стесняли наше сердце, как бы ни были мы измучены душой, – придя в храм Божий, вместе с поющими должны возопить: «Из глубины души взываю к Тебе, Господи; Господи! услыши глас мой!.. Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего» ( Пс.129:1–2 ). Услыши мя, внегда воззвати ми к Тебе! Услышь меня в тот раз, когда буду призывать Тебя!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Скачать epub pdf Сергей Викторович Троицкий , преподаватель С. Петербургского Александра Невского духовного училища. ЕРМА – автор книги «Пастырь», замечательного литературного произведения первых времен христианства. Из случайных заметок этой книги можно установить, что Ерма был рабом с детства и в молодости был продан в Рим, но получил свободу, женился и удачно вел торговлю. Приобретенное не совсем честно богатство доставило ему много огорчений чрез жену и детей. Вероятно вследствие доноса во время гонения, Ерма потерял все свое состояние и вынужден был сам обрабатывать свое поле; вблизи Рима по дороге в Кумы, где он и получил записанные в книге откровения. Язык книги дает основание думать, что Ерма вырос среди иудеев, и ее содержание дает возможность составить представление об Ерме, как о человеке простом и малообразованном, но горячо верующем и искреннем. Время написания книги определяется упоминанием о Клименте, под которым разумеется вероятно Климент Римский . А если так, то гонение, лишившее Ерма имущества, будет гонением Домициана и «Пастырь» окажется написанным до смерти Климента Римского и по смерти Домициана, т. е. между 96 и 101 годами. Следующие указания «Пастыря» подтверждают такую датировку: 1) наименования степеней иерархий еще не установились, 2) в церкви существует дар пророчества, 3) сектанты еще не выделились из церкви, 4) современники и сотрудники апостолов, а может быть и сами апостолы еще живы, 5) специальных законов против христианства еще не существует. Внутренние указания книги подтверждаются и внешними свидетельствами Оригена , отождествлявшего автора «Пастыря» с Ермом упоминаемым в послании к Римлянам 16, 14, Евсевия и Еронима повторявших догадку Оригена . Отнесение времени составления «Пастыря» в Мураториевом каноне в Catalogue Liberianus, опирающемся на хронике св. Ипполита Римского , ко времени Пия I (139–141 до 154–156) вызвано по-видимому стремлением подорвать авторитет книги, которая пользовалась почти каноническим значением и даже входила в состав Библии .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Слово на Благовещение Всенепорочной Богородицы Марии. Святого Анастасия, патриарха Антиохийского 139 Хочу сего дня сказать вам, возлюбленные дети, слово, и уверен, что, сказавши оное, увеселю Церковь повествованием. Объяснив, что Бог Слово сегодня соединился с нашею плотью, я отпущу вас отсюда в радости, с пользою и спасением. Ибо что для ума выше и для (нашего) блага необходимее Слова? Сегодня положен краеугольный Камень в основание Сиона ( 1Петр. 2:6 ), связующий по естеству несвязуемое, и соединяющий по существу разнородное. Итак, возрадуемся, как должно, с Приявшею радость, и восприветствуем Матерь Бога нашего, взывая с Гавриилом: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою ( Лук. 1:28 )! Ты соделалась для нас путем спасения, восхождением на небо, местом упокоения и скиниею прохлаждения: ибо в Тебя вселился Господь. Посему-то со всеми родами и ублажаем Тебя, единую благословенную в женах, Которую ни солнце, возбуждающее пламень похоти, (днем) не ожгло, ни благотворная сила луны нощью не повредила ( Псал. 120:6 ). Ибо ты не дала во смятение душевной ноги, но, утвердив ее на камне, пребыла неподвижною, и Господь сохранял Тебя ( Пс. 120:3, 5 ), один вошедши в Тебя и исшедши из Тебя ( Пс. 120:8 ; сравн. Иезек. 44:3), и соблюдши Тебя на век заключенною и запечатленною. Итак, радуйся, Матерь и Дева, пища жизни и источник бессмертия! Ибо из Тебя исшел Тлитель тления, умертвивший смерть. Сказав, сие, по силам нашим, Богоматери, обратимся, братия, к самим себе; познаем силу дня и воспразднуем ныне наше происхождение. Так, сей день называется у нас святым, потому что мы в оный созданы, и возвратились к первобытной жизни. Вам, может быть, покажется странным сказанное; но пусть будет сказано, при помощи Бога, дающего силу и дарующего слово говорящему. С чего же лучше начать нам слово, как не со слов Евангелиста? Ибо, кто указал нам сей день, тот пусть начнет нам и слово. В месяц шестый, говорит он, послан бысть Ангел Гавриил от Бога во град Галилейский, емуже имя Назарет, к деве обрученней мужеви, емуже имя Иосиф, от дому Давидова: и имя Деве, Мариам ( Лук. 1:26, 27 ). Может быть, кто-нибудь, любя точность в подобных вещах, спросит, какой это – месяц шестый, и откуда должно считать его? Чтобы объяснить сие, возвратимся к сказанному Евангелистом немного прежде. Он говорит: по сих днех зачат Елисавет, жена Захарии, и таяшеся месяц пять, и проч. ( Лук. 1:24 ); потом продолжает: в месяц же шестый послан бысть Ангел Гавриил к Марии. Но тем не менее, скажут, темнота и при этом остается: ибо Евангелист, сказав: по сих днех зачат Елисавет, не обозначил, после каких именно дней. И мне кажется, что недоумение того, кто говорит это, не неосновательно. Но он выйдет из своего недоумения, если приложит ухо к слышанию и со вниманием вникнет в сказанное.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово об Успении Богородицы Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова В книгах Нового Завета сведения о Богородице крайне скупы, и это явилось причиной возникновения преданий о ее жизни и кончине. Эти предания, как и основанное на них Житие Богородицы, написанное в XI–XII вв. Епифанием, монахом иерусалимского монастыря Каллистрата, следует относить к апокрифам, поскольку содержащиеся в них сведения в канонических библейских книгах отсутствуют. Однако эти предания и особенно апокриф об успении Богородицы пользовались у богословов и верующих авторитетом, широко отразились в церковном искусстве. Так, в Сийском иконописном подлиннике композиция иконы Успения в основном соответствует апокрифическому сюжету: Богоматерь лежит на одре, возле которого стоит Христос, держащий в руках душу Богоматери, апостолы и народ. В нижней части иконы – сцена отсечения рук «жидовину», вознамерившемуся сбросить на землю гроб с телом Богоматери (см.: Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1897. Вып. 3. С. 139–140). Апокриф надписан именем Иоанна Богослова – любимого ученика Христа, апостола и евангелиста. Однако создан он не ранее V в. Текст издается по списку Торжественника XV в. (РНБ. Основное собр., F. I, 900), поправки внесены на основе списков РНБ, собрание Погодина, 949 и РГБ, собрание Троице-Сергиевой лавры, 13. СЛОВО ИОАННА БОГОСЛОВА ОБ УПОКОЕ СВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ВЕЧНОДЕВЫ МАРИИ Благослови, отче. Когда святая и преславная Богородица и вечнодева Мария по обыкновению приходила к гробу Господа нашего кадить, то, приклонив святые колени, молила родившегося из нее Христа, Бога нашего, чтобы дано ей было прийти к нему. Иудеи же, видя ее приходящую к святому гробу, обратились к архиереям, говоря, что Мария всякий день приходит на кладбище. Архиереи же, призвав стражников, которых приставили, чтобы никому не разрешали молиться у святого гроба, стали спрашивать их о ней: правда ли все это? Стражники же в ответ говорили, что ничего подобного не замечали, ибо Бог не давал им увидеть честные ее посещения. В один же из дней, в пятницу, пришла как обычно к гробу святая Мария Богородица, и во время ее молитвы сошел к ней архангел Гавриил и возгласил: «Радуйся, родившая Христа, Бога нашего! Молитва твоя дошла до неба и принята. Ты вскоре по желанию своему, оставив мир сей, отойдешь на небо к сыну своему для жизни истинной и вечной».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово святого Илария о жизни святого Гонората, епископа Арелатского Пролог Как следует говорить о Гонорате 1 .1. Вы знаете, возлюбленные, о дне, освященном всеобщей печалью верующих, который для меня до тех пор, пока Господь дарует мне время этой бренной жизни, будет хотя и всегда тягостным от горечи, но полным великолепия. Ведь в этот день святой памяти предстоятель этой церкви Гонорат, славный не только своим именем 135 . «Ведь куда бы ни пришел Гонорат. необходимо, чтобы там была и слава». Подобную игру значений личных имен Гонората и св. Максима Регийского (Maximus – " Великий») использует также Сидоний Аполлинарий: «Чтимый, как Гонорат, и великий, как Максим» (Сапп. XVI. Eucharisticum ad Faustum Reiensem episcopum).1, но и добродетелью и священством, освободился от тела. Что бы я ни добавил к предыдущей фразе, это может считаться несообразным. 2. В самом деле, сказать ли мне: «Переселился к звездам» 136 , – но ведь даже пока он оставался на земле, он был причислен к светлейшим звездам Божиим. Сказать ли мне: «Предстал Христу», – но когда же он не предстоял Ему в своей жизни? Ведь вся его жизнь была наполнена этим возгласом Илии: Жив Господь, пред Которым я стою ныне 137 . Сказать ли мне: «Оставил земное», – но его жительство, как говорит Апостол, всегда было на небесах 138 . 3. Подобным образом все, что я имею в мыслях из того, что надлежит сказать о таком муже, по причине самого величия своего не находит достойного выражения. Радость [за него] подавляет скорбь. И сладостно вспомнить такого мужа; и мучение не властно над ним. Иларий раздираем между стремлением к похвале Гонорату и к скорби о его утрате 2 .1. Итак, две вещи меня влекут: с одной стороны, благодать его подвигов побуждает меня к речи, с другой – всеобщая потеря влечет к рыданиям. Поэтому простите мне, если из-за этих двух раздирающих мою душу чувств действие моих уст, как бы порабощенное двум господам 139 , окажется недостойным [своего предмета]. Что бы ни воздвигала память в отношении похвал, все это поглощается скорбью утраты. 2. Хотя бы я обладал ясностью ума, и хотя бы язык мой легко и покорно служил мысли, неужели могла бы и тогда моя речь вознести ему похвалу обильнее той, какую питаете вы в своих чувствах? Нет никого, как я думаю, кому бы не представлялось величие этого мужа выше того, какое может изобразить чье-либо обильнейшее красноречие. 140 . Итак, поскольку, как говорит Писание: Память праведных с похвалами вечна 141 , и никто не может вспоминать без похвалы людей, славных заслугами, и я изложу, насколько это возможно, кое-что из того, что о нем чувствуют с любовью ваши сердца. Как бы то ни было, моим попыткам будут помогать ваши чувства, и все, что тяжело для изложения моему языку, пусть выскажут себе ваши сердца собственными мыслями. Причины, побуждающие автора к речи

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Смерть Готовиться же к кончине мы имеем заповедь от Самого Господа, глаголющего в Евангелии: Будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий ( Мф. 24, 44 ). Пишешь, что если начнешь готовиться и понудишь немощную плоть, то можешь слечь в постель. Но готовиться нужно душой, а не телом (2, ч. 3, с. 139). ...Много и о многом заботиться не должно, а следует позаботиться о самом главном – о приготовлении себя к смерти (2, ч. 2, с. 187). ...Приготовление к смерти много может воспользовать душу 102 того, кто с верой и упованием ожидает своего исхода из этой жизни. Вам кажется, что заботливость о приготовлении к смерти делает вас менее способным ко всему доброму и необходимому. Но это несправедливо. Вам кажется так потому, что вы не вполне уверены в будущей своей участи. Но кто же может быть вполне уверен в этом, когда и совершенные, и угодники Божии, как, например, Арсений Великий и Агафон Великий, не без страха ожидали приближения часа смертного? Преподобномученик Петр Дамаскин говорит, что «спасение христианина обретается между страхом и надеждою, и потому ни в каком случае не должно ни дерзать, ни отчаиваться» (2, ч. 1, с. 11–12). Внешнее... приготовление , как я думаю, должно вам начать с двух главных предметов: написать духовное завещание и принять Таинство Елеосвящения по предварительной исповеди и причащении (2, ч. 1, с. 12). ...Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление (1, ч. 1, с. 101). В страхе... наводимом слухом чумы, скажу. Если мы всегда будем в памяти содержать евангельское слово Господа: Будьте готовы на всякое время, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (см. Мф. 24, 44; 25, 13 ), тогда страх этот потеряет свою силу. Готовиться же к смерти всегда полезно... Только более всего старайся иметь мирный дух, предавая все и всех суду Божию (2, ч. 2, с. 189). ...Преподобный Марк Подвижник пишет, что если человек склонен к отрадной жизни, то исход его бывает не легкий, а тяжкий по причине приклончивости к сластолюбивой жизни, как сказано в 20-й главе о законе духовном: «Сластолюбивое сердце темницей и узами бывает душе во время исхода; трудолюбивое же сердце – дверь есть отверстая 103 » (2, ч. 3, с. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Смешино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Смешино, Успенская церковь. Построена в 1806 г. Закрыта в 1940 г. Сейчас здание полуразрушено, церковь пустует. Смешино находится в 139 верстах от Петербурга и в 3 верстах от Луги, на берегу озерка Заклинского. Смешином названо, думают потому, что церковная земля представляет „смесь " участков, нарезанных от разных помещиков. По храмозданной грамоте, выданной митрополитом Амвросием, церковь построена в 1806 году иждивением помещика Ефима Васильевича Елагина. По преданию, прежняя церковь во имя св. Николая была в полуверсте от деревни Турова и за ветхостью разобрана. После того церковь была перенесена в Смешино и посвящена Рождеству Богородицы, как видно из след. надписи на иконе св. Троицы: " Лета от Рождества Христова 1702 строен храм Рождества Пресвятой Богородицы на Смешино, радением Максима Ивановича Базакина; возобновлен сей образ и церковь 1758 года " . Вместо этой, за ветхостью разрушенной церкви и построен нынешний храм во имя Успения Пресвятой Богородицы; антиминс освящен епископом Нафанаилом и подписан митрополитом Антонием. Причт составляют: священник, дьячок и пономарь. Причт по штатам принадлежит к 5 классу и получает 310 руб. сер. с вычетом 6 руб. 20 коп. пошлины. Церковной земли 69 дес. 1793 квадр. саж. Из них пахотной 39 дес. 2092 квадр. саж., сенокосной 3 дес. 100 саж., под усадьбами и огородами 2 дес. 2040 квадр. саж.; под болотом, рекою Лугою и дорогами 23 дес. 1901 кв, саж.; сенокос находится в 5 верстах от церкви. Священник живет в доме, выстроенном в 1855 году из старого оградного леса; дьячки в собственных домах. Приход составляют 8 деревень. Всех прихожан по клировым ведомостям 1883 г. муж. пола 503, женск. 511. Правильно устроенной школы нет, открывались на время школы частными лицами. Так в Турове была школа, открытая инженер-полковником Лавровым, в Смешине - открытая Вельяшевым.

http://sobory.ru/article/?object=01365

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Жития и жизнеописания отдельных святых (в алфавите имен) Общехристианские святые 1262. Муравьев А. В. Алексий, человек Божий: (По страницам «Православной энциклопедии»)//ИВ. 2000. Вып. 3–4(7–8). С. 7–12. Аммон, прп. – см. 282. Андрей, ап. – см. также 296, 540 и ИУ. 1263. Робинсон А. «Маршрут» ап. Андрея//Страницы. 1996. 2. С. 57–74. 1264. Шохин В. К. Святой равноап. АнсгариЙ – просветитель Скандинавии [Дании и Швеции]//АиО. 1999. 2(20). С. 227–250. Венедикт Нурсийский, прп. – см. 407. Григорий Великий , свт. – см. 346. 1265. Житие святой Женевьевы/Пер. с лат., примеч.: М. А. Тимофеев//АиО. 1996. 4(11). С. 126–139. Иоанн Златоуст , свт. – см. 342. Киприан Карфагенский , сщмч. – см. 440. Кирилл и Мефодий, свв. равноап. – см. ИУ. 1266. Михайлова Т. А. Святой Колумба Ирландский//АиО. 1997. 3(14). С. 239–244. 1267. Житие Колума Килле/Пер. с ирландского, примеч.: С. В. Лопухова//АиО. 1997. 3(14). С. 245–258. 1268. Размышления о жизни св. Марии Магдалины/И. Т.//ВРЗЕПЭ. 1950. 4. С. 24–27. 1269. Сульпиций Север. Житие св. Мартина [Турского], епископа и исповедника/Пер. с лат., примеч.: А. И. Донченко//АиО. 1998. 2(16). С. 224–247. Никита Исповедник, прп. – см. 359. 1270. Крутова М. С. Святитель Николай Мирликийский в русской исследовательской традиции//БСб. 1999. 3. С. 197–221. Нина, св. равноап. – см. 605. 1271. Мельникова Е. А. Предания о чудесах св. Олава Норвежского и его почитание в Новгороде//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 94–101. Петр Александрийский , сщмч. – см. 455. Симеон Новый Богослов , прп. – см. 337. 1272. Житие св. Симеона Столпника, написанное Антонием, его учеником/Пер. с лат., примеч.: М. А. Тимофеев//АиО. 1996. 4(11). С. 115–125. Фотий, свт. – см. 558, 572 и ИУ. См. также 1999. Русские святые Канонизированные до 1988 г. Александр Свирский , прп. – см. также 1242. 1273. Макарий (Веретенников) , архим. Преподобный Александр Свирский , «новый чюдотворец» – русский подвижник XVI в.: К 450-летию со дня кончины/Игум. Макарий (Веретенников) //БТ. 1982. Сб. 23. С. 321–336.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010