Из Пролога Подготовка текста, перевод и комментарии С. А. Давыдовой Пролог – один из наиболее популярных сборников Древней Руси, который содержит слова на праздники и краткие жития святых, распределенные по дням года, в которые празднуется их память. Этот сборник был переведен с греческого на церковнославянский язык, по-видимому, на Руси в начале XII в. В греческой рукописной традиции он имел название Синаксарь (греч. συναξριον – сборник), первоначально был частью Церковного Устава и читался на утренней службе в церкви. Церковным употреблением объясняется небольшой размер текстов житий, что отличает их от более обширных текстов житий другого агиографического сборника – Миней Четьих. В последних сборниках, однако, общее количество поминаемых каждый день святых гораздо меньше, поскольку в нем содержатся только тексты житий отдельных святых, но отсутствуют памяти (упоминание лишь имени святого дня без текста жития), которые помещались в Прологе. Сразу после перевода сборник, получивший новое название – Пролог, стал дополняться житиями русских святых и праздников, память которых стала отмечать русская церковь . Помимо имен канонизированных святых, с текстами житий или без таковых, в Прологе отмечались такие церковные праздники, как дни освящения различных церквей, дни перенесения мощей святых и т. д. Синаксарные тексты житий греко-римских святых были, несомненно, примером составления житий для древнерусских книжников, но все же по своему изложению они тяготеют более к летописному стилю. На Руси Пролог также читался в церкви, но выполнял скорее функцию назидательную и воспитательную, поскольку в этот сборник древнерусские книжники вносили не только тексты канонических житий и похвалы праздников, но и отрывки из святоотеческой и повествовательной византийской литературы. Мы издаем тексты по древнейшим спискам Пролога: с 4 сентября по 27 января по списку РНБ, Софийское собр., 1324 (конец XII–haчaлo XIII в.), л. 2–128 об.; 1 апреля и 15 июля по списку РНБ, F.n.I.47 (начало XIII в.), л. 1 об.–2 и 79 об.–80 об. с дополнениями по списку ГИМ, Синодальное собр., 240 (1400 г.), л. 139 об.–140 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иннокентий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) После смерти Гонория II группа из 16 кардиналов во главе с кард. Аймериком в ц. Сант-Андреа избрала папой Грегорио Папарески, к-рый принял имя Иннокентий. Выборы имели спорный с правовой т. зр. характер. Как и его предшественник Гонорий II, И. был ставленником влиятельного канцлера Римской курии кард. Аймерика и могущественного рим. рода Франджипани. Свои голоса за И. отдали более молодые кардиналы, выходцы из Сев. Италии и Франции. В тот же день большинство кардиналов (в основном более старшие по возрасту представители рим. знати и выходцы из Юж. Италии) в противовес И. избрали папой П. Пьерлеони (антипапа Анаклет II), представителя богатого рим. семейства, противника Франджипани в борьбе за власть, что положило начало 8-летнему расколу в католич. Церкви. Анаклета II поддержали рим. духовенство и народ. Оба папы были рукоположены 23 февр. 1130 г.: И.- в ц. Санта-Мария Нова, а Анаклет II - в соборе св. Петра. Вопрос о легитимности 2 пап решился в последующее десятилетие по результатам признания их европ. государями. Благодаря личным связям И. и его сторонников, прежде всего влиятельных франц. клюнийцев во главе с Бернардом Клервоским и основателя ордена премонстрантов Норберта из Ксантена (1080-1134), И. признали во Франции, в Римско-Германской империи и в Англии, в то время как Анаклет II сумел найти поддержку в Риме, в Папской области, в Милане, в Сицилийском королевстве, в Шотландии и в Аквитании (на короткий срок и среди нек-рых нем. епископов). Историки (Г. Швайгер и др.) полагают, что в противостоянии И. и Анаклета II нашел отражение конфликт между старым и молодым поколениями церковных реформаторов. За выходцем из Клюни высокообразованным Анаклетом II стояли реформаторы «традиционного» григорианского и клюнийского направления. И. поддерживали новые, быстро набиравшие влияние реформаторские группы регулярных каноников , премонстрантов и цистерцианцев . Определенную роль в полемике с Анаклетом II сыграл факт его происхождения из рода рим. евреев, принявших христианство. Бернард Клервоский, подчеркивая это обстоятельство, развил аргумент о решающем значении при папских выборах достойности кандидата, а не легитимности его избрания (см., напр., письма герм. имп. Лотарю III ( Bernard. Clar. Ep. 139//PL. 182. Col. 293-295), пресв. Гильдеберту ( Idem. Ep. 124//Ibid. Col. 281-282) и св. Вильгельму (Гильому), герц. Аквитанскому и гр. Пуатье ( Idem. Ep. 127//Ibid. Col. 281-282)).

http://pravenc.ru/text/468773.html

К Императору Николаю Павловичу «Препровождая переводы книг Иова и Исаии к комиссию дух. училищ, архим. Макарий одновременно посылал те же переводы на Высочайшее имя с приложением особых прошений» (П. В. Птохов, 139). 74 332 Всемилостивейший Государь. С глубочайшим благоговением принося Вашему Императорскому Величеству книгу Иова на российском языке, переведенную мной с еврейского, всеусерднейше молю, да милостивно воспримете ее в Монаршее священнейшее благоволение и покровительство. Всемилостивейший Государь. Бог пекущийся о всяком черве, о всякой травке, и всякое создание Свое наделяющий всем благопотребным, по роду и назначению каждого, не мог, по Своей очевидно преимущественной любви к человеку, оставить его при одном, столь сомнительном и неверном, руководстве разума, который у различных мыслителей, и часто у одного и того же странным образом противоречит себе самому, и разрушает собственные свои построения. Но в значительном разнообразии тех народных писаний, которым усвояется слава Божественного происхождения, нет такого предания древности, которое по беспристрастному свидетельству самого разума, основанному на неподвижных началах здравого суждения, при всем повреждении природы человеческой уцелевших, было бы столь достойно премудрости, благости, всемогущества и святости Божией, столь достойно величия бессмертной души человеческой, столь соответственно вопиющим нуждам грешного и страждущего человечества, как христианская Библия. Поэтому, она есть самое чистое, полное, истинное откровение и Слово Божие к людям. Поэтому, она есть дражайший дар Божий и самим Богом устроенный орган, посредством, которого Премудрость Его разливает животворный свет истины и добродетели в человечестве. Поэтому, она есть педагогическая книга, по которой Творец и Правитель мира воспитывает и возводит народы к истинному просвещению. Поэтому, она есть святейшее собрание законов и прав Царствия Божия. Всемилостивейший Государь, великим благодеянием, которое Ваше Императорское Величество сотворили многим народам, составляющим Российское Государство, даровав им законы, приведенные в изящный порядок и в вожделенную ясность, Ваше Величество открыли восхительные надежды, что Российская церковь получит от благословенной десницы Монарха Святую Библию на живом российском наречии, в переводе с оригинальных языков еврейского и еллинского, в той полноте, в той общей для всех вразумительности, в какой было благоугодно Господу Богу даровать ее людям, бесчисленно-разнообразными путями обращаемым Его благостью от заблуждений, и спасаемым.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

К. принадлежал к одной из боковых ветвей древнего и влиятельного венецианского рода Контарини; в источниках эта ветвь нередко именуется Контарини делла Мадонна-дель-Орто по названию располагавшегося рядом с семейным домом храма, к-рый стал фамильной усыпальницей. К. был старшим из 7 сыновей и 4 дочерей в семье Альвизе Контарини, венецианского патриция, торговца и землевладельца. Начальное образование К. получил дома, занимаясь с частным учителем, а также в школе Риальто и в школе при соборе Сан-Марко, где его преподавателями были венецианские ученые-гуманисты Джорджо Валла (ок. 1447-1500), Марко Антонио Сабеллико (1436-1506) и др. (см.: Fragnito. 1988. P. 1-3). В 1501 г. К. приехал в Падую, находившуюся под властью Венецианской республики, и начал обучение на фак-те свободных искусств Падуанского ун-та. Сочинения Аристотеля, занимавшие центральное место в средневековой образовательной программе, в Падуе интерпретировались в духе аверроизма (см. в ст. Ибн Рушд ); наиболее популярными и авторитетными преподавателями философского факультета были Пьетро Помпонацци (1462-1525) и Алессандро Акиллини (1463-1512). Помимо философии К. изучал греч. язык, математику, астрономию и другие науки, а также занимался теологией, преподавание к-рой в Падуанском ун-те велось как по сочинениям Фомы Аквинского ( 1274), так и по трудам Иоанна Дунса Скота ( 1308); наиболее влиятельным представителем томизма в Падуе в этот период был Джироламо да Монополи ( 1528), а скотизма - Антонио Тромбетта (1436-1517), непримиримый противник аверроизма (подробнее см.: Grendler. 2006. P. 139-142). Важное влияние на формирование характера и мировоззрения К. в годы обучения в Падуе оказало его общение с группой студентов из патрицианских кругов, которых объединял интерес к гуманистическим дискуссиям о путях духовного возрождения католич. Церкви и о практиках личного благочестия. Наиболее доверительными были отношения К. с Томмазо Джустиниани (1476-1528) и Винченцо Кверини (ок. 1479-1514), с к-рыми он и впосл. поддерживал общение и переписку (подробнее см.: Ross. 1970). В 1502 г. К. на 1 семестр покидал Падую из-за смерти отца; в 1509 г. Падуанский ун-т был закрыт по причине начала войны Камбрейской лиги с Венецианской республикой, и К. вернулся в Венецию, не получив докторской степени (см.: Gleason. 1993. P. 8-10; Юсим. 2013. C. 14-17).

http://pravenc.ru/text/2057148.html

Книга вторая Глава 1. Тайное гонение Лициния, умерщвляющего епископов Амасии. Этот-то вышеупомянутый (Лициний) низвергся в бездну богоборцев и, соревнуясь с собственным бедствием с теми, коих погибель за нечестие видел своими глазами, снова, как некое уже погасшее пламя, возжег гонение на христиан, и произвел пожар нечестия ужаснее прежних. Впрочем, изворачиваясь, подобно какому-нибудь страшному зверю или лукавому змею, дышащему гневом и богоборческой угрозой, он, из страха к Константину, еще не дерзал явно восставать на подвластные ему Церкви Божьи, но, скрывая яд злобы, устраивал тайные и частные козни епископам, из которых славнейшие умерщвлены им по навету областных начальников. И способ убийства их был каким-то странным, до того времени неизвестным. То, что делал он тогда в Амасии Понтийской 138 , превышает всякую меру жестокости. Глава 2. Разрушение церквей и убийство епископов. Там одни из церквей были разрушены сверху донизу, и это, после первого разрушения 139 , уже во второй раз, другие заперты местными правителями ( τοπος ηγεμονες), чтобы никто из обыкновенных поклонников не входил туда и не приносил Богу подобающего служения, ибо издававший такие повеления, умствуя по внушению нечистой совести, не думал, что то служение совершается за него, но будучи уверен, что мы все делаем для Константина и за него молим Бога. А единомышленники и льстецы Лициния, решившись совершать угодное преступнику, известнейших церковных предстоятелей предавали смертной казни. Таким образом, безвинно уводились и, подобно убийцам, казнимы были люди, не сделавшие ничего несправедливого, некоторые же из них претерпели даже и нового рода кончину: тела их рассекали мечом на множество частей и, вслед за такой казнью, которая бесчеловечнее и ужаснее всякого трагического рассказа, повергали их в глубины моря на пожирание рыбам 140 . После этого опять, как не задолго перед тем, началось бегство благочестивых мужей, и снова поля, снова пустыни приняли к себе служителей божьих. Заметив успех от такого образа действия, тиран задумал было, наконец, воздвигнуть гонение на всех 141 , и конечно, исполнил бы свою мысль, ибо ничто не мешало ему перейти к самому делу, если бы защитник рабов своих (Бог) не предупредил этого намерения и не возжег, так сказать, среди тьмы и самой мрачной ночи великого светильника, если бы не привел туда слугу своего, Константина 142 . Глава 3. О том, как Константин склонился на сторону христиан, когда готовилось гонение.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Козьмодемьянск. Собор Смоленской иконы Божией Матери. Смоленский собор Карта и ближайшие объекты В нижней части Козьмодемьянска, там, где Волга делает крутой поворот на юг, а город амфитеатром прижимается к ней, стоит величественный Смоленский собор — храм-памятник царю-освободителю Александру II. Это был один из первых в Поволжье храмов-памятников Государю Императору, поставленных еще при его жизни. 4 апреля 1866 года студент Дмитрий Каракозов совершил в Санкт-Петербурге первое покушение на Александра II. Оно оказалось неудачным. И в память чудесного спасения жизни царя — освободителя крестьян, отменившего крепостное право в 1861 году, козьмодемьянцы закладывают этот собор. Он был построен в 1872 году на средства прихожан М.И. Дьяконова, В.И. Замятина, Я.А. Морозова. Собор былл трехпрестольным: главный престол во имя Смоленской иконы Божией Матери, придел с правой стороны во имя Архистратига Михаила, с левой — во имя святого благоверного князя Александра Невского. Собор является интересным памятником церковного зодчества второй половины XIX века, тогда зодчие большое внимание уделяли возрождению старых русских строительных традиций, канонов и элементов зодчества Руси XVI-XVII вв. Огромный куб собора завершают килевидные закомары. Монументальность храму придают спаренные граненые колонны по углам четверика. Килевидные завершения окон, барабанов делают храм устремленным ввысь. Широко расставленное пятиглавие с гранеными “приземистыми” куполами делает собор величавым и монолитным. По композиции и декоративному убранству Смоленский собор очень схож с храмом Христа Спасителя в Москве: те же килевидные завершения стен с медальонами в каждом нефе, те же граненые колонны на фасаде и граненые купола. Очевидно воздействие архитектуры московского храма было столь сильным, что зодчие старались придать своим провинциальным творениям черты столичного сооружения. До революции в храме действовала центральная церковно-приходская школа. Церковным старостой был почетный гражданин города Павел Федорович Бычков. Колокола располагались на колокольне, которая не сохранилась. Семь колоколов благовестили на всю округу. Самый большой колокол весом свыше 139 пудов был отлит в начале XIX века в Чебоксарах. Второй или “подбольшой” колокол был изготовлен в 1882 году мастером Константином Бакулевым и весил более 50 пудов. Третий и четвертый колокола были отлиты в городе Слободском Вятской губернии и весили соответственно 31 и 15 пудов.

http://sobory.ru/article/?object=05482

(Конюскевич (Канючкевич) Петр; 1705, г. Самбор, Галиция - 4.11.1770, Киев), свт. (пам. 4 нояб., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 28 авг. в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих,15 июля - в Соборе Киевских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых), митрополит Тобольский и Сибирский. Род. в семье богатого мещанина, по документам архива Киево-Печерской лавры его фамилия - Канючкевич ( Титов Ф. И. 1913. С. 9, 107). Учился в Самборском духовном училище, в 1717-1733 гг.- в Киево-Могилянской академии. По окончании полного курса был оставлен при академии и некоторое время состоял учителем, вероятно, в низших классах. В 1733 г. пострижен в монашество с именем Павел архимандритом Киево-Печерской лавры Романом (Копа), 5 дек. 1734 г. рукоположен во диакона архиеп. Киевским Рафаилом (Заборовским) . С нач. авг. 1735 до 26 нояб. 1738 г. нес послушание шафара (казначея) при лаврской типографии, продавца напечатанных в типографии книг (обычно шафарами избирались иноки, «отличавшиеся безукоризненным во всех отношениях поведением» (Там же. С. 14)). С осени 1738 до весны 1740 г. состоял в академии учителем поэтики. 30 дек. 1739 г. по прошению наместника лавры архим. Илариона (Негребецкого) и лаврского духовника иеросхим. Ионы рукоположен во иерея архиеп. Рафаилом (текст ставленой грамоты от 30 дек.: Там же. С. 108). В б-ке Киево-Печерской лавры хранился курс лекций П. по поэтике «Regia regis animorum Apollinis, id est Structura Poeseos» (47 л.), прочитанный в 1739-1740 гг. и записанный, вероятно, одним из учеников ( Вишневский. 1903. С. 139). П. также считали автором школьной пьесы из 3 актов «Образ страстей мира сего образом страждущаго Христа исправися» (опубликована С. Т. Голубевым: ТКДА. 1877. 9. С. 616-665), посвященной архиеп. Рафаилу и написанной в 1739 г. по случаю окончания выполненных по его инициативе надстроек старого академического Мазепинского корпуса ( Титов Ф. И. 1913. С. 16-17). П. сочинил эпитафию на кончину архим. Илариона (Негребецкого; † 8 янв. 1740), в которой прославлял заслуги покойного перед академией и лаврой.

http://pravenc.ru/text/2581799.html

Любовь к врагам ...Врага любить должно так, чтобы не воздавать злом за зло, но благодеянием вознаграждать за обиду (свт. Григорий Нисский , 20, 106). Источник. ...Христос повелел нам считать друзьями... тех, которые... причиняют нам вред и в деньгах, и в телесном здоровье, и во всем прочем. Не только, говорит Он, прибавляй хищнику и лихоимцу, но и люби его любовию самою крепкою и искреннею (свт. Иоанн Златоуст , 44, 138). Источник. ...Христос желает, чтобы мы не только прощали, но и принимали врагов в число первых друзей (свт. Иоанн Златоуст , 44, 139). Источник. ...Если мы будем молиться за друзей, то мы еще нисколько не лучше язычников и мытарей, а если будем любить врагов, то по мере сил человеческих становимся подобными Богу... (см.: Мф. 5, 44–45 ) (свт. Иоанн Златоуст , 45, 452). ...Если любишь не только любящих, но и враждующих против тебя, подражаешь по силе своей твоему Господу (свт. Иоанн Златоуст , 47, 30). ...Заповедь очень трудна, но если подумаешь о награде, уготованной исполняющим ее, то она, хоть и весьма трудна, отнюдь не покажется такою (свт. Иоанн Златоуст , 47, 30). ...Не должен ли ты считать за милость, что своими благодеяниями врагу можешь отворить себе двери дерзновения пред Богом и достигнуть прощения своих грехов? (свт. Иоанн Златоуст , 47, 30). ...То составляет величайшую добродетель, когда не тех только мы любим и не тем только всячески угождаем, которые искренно к нам расположены, но когда и людей, желающих вредить нам, к себе привлекаем ласковостью (свт. Иоанн Златоуст , 47, 633). ...Научись прежде всего никогда не называть врага именами презрительными, а почетными. А если уста привыкнут называть оскорбившего именем почетным и приятным, то и душа, услышав это и будучи вразумляема и научаема языком, охотно примирится с ним. Самые слова будут наилучшим врачевством сердечной язвы (свт. Иоанн Златоуст , 47, 843). Источник. ...Если ты исполняешь заповедь любви ко врагам, то пребываешь с Богом, если же оставляешь ее – то с мытарями (свт. Иоанн Златоуст , 50, 211). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

М.Ю. Смирнов Приложения Устав Евангелическо-Лютеранской Церкви. В редакции 1832 года. 446 Раздел первый. Устав Евангелическо-Лютеранской церкви 1 Глава первая. О учении 134 . Евангелическо-Лютеранская Церковь в Российской Империи исповедует учение, основанное на Пророческих и Апостольских писаниях Ветхого и Нового Завета, и объясняющими оные Символическими книгами признает Апостольский, Никейский и Афанасиевский Символы Веры , Неизмененное Аугсбургское Вероисповедание, и прочие внесенные в Собрание, известное под наименованием: Liber Concordiae. 135 . Никто из членов Евангелическо-Лютеранской Церкви в Империи не должен дозволять себе распространять словесно или письменно мнения, противные учению сей Церкви. 136 . Евангелическо-Лютеранские Проповедники, при вступлении в должность, обязываются присягою, проповедовать и поучать согласно с правилами своей Церкви. 137 . Профессоры и Учители Закона Божия, Церковного Права, Церковной Истории и всех частей Богословия в учебных заведениях, для образования Лютеранского юношества учрежденных, должны принадлежать к Евангелическо-Лютеранской Церкви, и также при вступлении в должность обязываются присягою наставлять и преподавать согласно с правилами Церкви своей. 138 . Члены Евангелическо-Лютеранской Церкви в Империи должны тщательно воздерживаться от всякого нарушения надлежащего уважения к другим, свободно исповедуемым в Империи, верам, на основании общих государственных узаконений, особенно же от строго воспрещаемого сими законами прозелитизма. Глава вторая. О богослужении Отделение первое. О богослужении общественном 139 . Во всех Евангелическо-Лютеранских приходах в Империи имеет быть отправляемо общественное богослужение с пением, проповедью и молитвою по воскресным, праздничным и некоторым другим, особенно для того назначенным, дням. 140 . Чин общественного богослужения, а равно и прочие церковные обряды и обыкновения, которые в Евангелическо-Лютеранских в Империи церквах долженствуют быть наблюдаемы, подробно определены в особенном служебнике сих церквей, именуемом Агенда. Изменения в литургических постановлениях допускаются не иначе как с разрешения высшего начальства, установленным порядком.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Март 4 ч. Страдание св. Иоанна болгарина Блаженный Иоанн был родом из Болгарии 137 . Турки всеми силами стараются, или точнее старались в прежнее время, обращать христиан в магометанство, между прочим и по такому умному поверью. В раю, говорят, не будет огня для раскурки трубки, а его придётся доставать из геенны;– далеко ходить. Если кто успеет обратить христианина в исламизм: обращенный в магометанство будет в раю, но как изменник своей вере превратится в огненный столп и – вот туркам легко будет раскуривать трубки 138 . Как в этом поверье выражается скотская лень магометанства, а вместе и невольное признание достоинства веры христианской! С таким-то высоким поверьем туркам как-то удалось довесть Иоанна до того, что отрёкся он от веры Христовой.– Несчастный, спустя немного времени, пришёл в себя и, горько оплакивая грех свой пришёл в Афон в лавру св. Афанасия. Здесь стал он подвизаться в покаянии, подчинив себя одному старцу. Три года жил он, как строгий к себе послушник: но совесть не давала ему покоя, постоянно был он печален. Наконец, не могши переносить укоров совести, оставил он св. гору, прибыл в Константинополь и, одевшись в одежду турка, пришёл в мечеть Софии. Здесь в виду всех стал он творить на себе знамение св. креста и молился христианскою молитвою. Взволнованные турки подбегают к нему и спрашивают: что ты делаешь? Раб Христов спокойно отвечает, что он христианин и молится по христиански – Христу Сыну Божию и единственному Спасителю людей грешных. Фанатики кричат: молчи, молчи,– потом уговаривали его быть магометанином. Святой твёрдо отвечал, что исповеданию своему не изменит,– говорил и будет говорить, что без Христа Иисуса нет спасения. Его вывели на двор мечети и отсекли ему главу. Св. Иоанн принял мученическую кончину на 19 году своего возраста, в 1784 г. 26 ч. Страдание св. паннонцев – Иринея, епископа сремского, Евсевия епископа и Пуллия, чтеца кивальских Хотя славянская жупания и словенцы (ретийцы) с Норикою при Августе порабощены были римлянами; но покорённые славяне, за исключением некоторых, оставлены на своих местах 139 . Так они слушали первую проповедь евангельскую наравне с победителями их, и едва ли не охотнее последних. Св. Андроник, родственник св. Павла и прежде его уверовавший во Христа (Рим. XVI, 17), был первым проповедником св. веры в Паннонии 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010