Рикасово (Заостровье). Храмовый комплекс. Церкви Сретения Господня и Покрова Пресвятой Богородицы. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Архангельская обл., Приморский р-н, муниципальное образование Заостровское, д.Рикасово Координаты: 64.476021, 40.50656 Проезд:С а/д Архангельск - Северодвинск повернуть на Заостровское, церкви хорошо видны издалека. Через 2,5 км на Т-образном перекрестке налево, затем дорога повернет к храмам. Из Архангельска ходит рейсовый автобус. Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты Заостровский приход. Деревянная Сретенская церковь была построена в 1688 г., причем в ней был антиминс, освященный в 1600 г. Храмозданные грамоты свидетельствовали о том, что уже в XVI в. существовала Заостровская волость с церковью. Самой древней из грамот являлась грамота митрополита Новгородского и Великолуцкого Макария от 23 марта 1626 г. " на Холмогоры Троицкому попу Михаилу Степанову Рогуеву " , в которой говорилось, что в Заостровской волости 26 апреля 1621 г. сгорел от грома и молнии храм во имя Николая Чудотворца. Поэтому церковный староста Харлушка Мосеев вместе со всеми крестьянами просил благословения на устройство нового храма. По благословляющей грамоте Питирима, митрополита Сарского и Подонского, от 20 мая 1663 г., при этой церкви с северной стороны был устроен придел во имя мучч. Флора и Лавра. Этот храм сгорел 20 сентября 1673 г. Новый Никольский храм был построен по грамоте уже патриарха Питирима от 16 декабря 1673 г. на имя церковного приказчика Селиверста Сергеева с товарищами, причем патриарх писал: " а верх на этой церкви был-бы не шатровый и алтарь сделан круглый тройной " (Цит. по: Краткое…, с. 139). Эта церковь была перенесена в 1-ю Соломбальскую деревню при образовании Первосоломбальского прихода. Вместо придела мучч. Флора и Лавра была построена отдельная церковь, которая вскоре сгорела. Архиепископ Афанасий 11 декабря 1664 г. дал грамоту на имя Заостровской волости Николаевской церкви священника Дионисия и церковного прикащика Кононка Еремеева для постройки новой холодной церкви в честь тех же мучеников. Церковь была освящена протопопом Архангельского Спасского собора Каллиником по благословению архиепископа Афанасия от 25 сентября 1700 г. В приходе также была церковь во имя апостолов Петра и Павла, которая к концу XVII в. так обветшала, что совершать богослужения в ней стало опасно. Поэтому церковный прикащик Афонка Яковлев и все крестьяне Заостровской волости обратились к архиепископу Афанасию с просьбой разрешить строительство нового храма.

http://sobory.ru/article/?object=16127

С.В. Шумило Греческая революция и запустение «Черного Выра» и других обитателей Афона По словам иеросхимонаха Сергия (Веснина), зографские проэстосы рассказывали ему в 1847 г., что малороссияне оставили свой скит «Черный Выр» около 1830 г. в связи с событиями греческой национально-освободительной борьбы 137 . Этот факт подтверждается у еп. Порфирия (Успенского) в его описании посещения Зографского монастыря в 1858 г. 138 , в «Путеводителе по Афону» за 1895 г. 139 , а также – в годовом отчете Свято-Ильинского скита Протату Святой Горы за 1930 г. 140 Следует заметить, что в это же время опустел практически весь Афон. Греческое восстание 1821 г. турки пытались жестоко подавить. Был повешен в Константинополе Вселенский патриарх Герман, а вместе с ним казнен ктитор Русика Скарлат Каллимах. В 1822 г. в греческой Македонии салоникский паша истребил до 5 тысяч мирных жителей, были сожжены многие деревни. В виде исключения, ради спасения жизней тысяч людей, Афон тогда приютил около 8 тысяч женщин и детей и организовал их вывоз в более безопасные области Южной Греции. За поддержку греческого восстания турки мстили афонским монахам. Только в тюрьме города Салоники было казнено 62 святогорских инока. Кроме того, на Афонском полуострове турки разместили военный гарнизон из нескольких тысяч турецких солдат, а святогорских игуменов отправили в Стамбул в качестве заложников. Греческая национально-освободительная борьба длилась более 10 лет. За это время Афон фактически полностью был опустошен. Новые иноки на Святую Гору не поступали, а прежние, в большинстве своем, покинули Афон на время войны. Так, братия основанного прп. Паисием Величковским Свято-Ильинского скита, оставив обитель, разбрелась по разным странам. Скитоначальник обители иеросхимонах Парфений даже вывез к казакам на Кубань (бывшим запорожцам) все скитские святыни – часть Животворящего Креста Господня, мощи, церковные сосуды, ризницу, книги. Когда в 1830 г. был заключен мир с Турцией и о. Парфений вернулся на Афон, то нашел в скиту 8 человек, вернувшихся из Молдавии, которые в годы войны скрывались преимущественно в лесах и неприступных ущельях. Запустение обители было столь велико, что отец Парфений долго не мог найти свой скит: все дороги и тропинки к нему заросли лесом и кустарниками. Разрушенные корпуса обители свидетельствовали о грабеже и нападениях турецких войск и пиратов 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святогорск. Успенская Святогорская лавра. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Расположена на верхней площадке меловой горы. Трехмастная,трехглавая. Неф и притвор возведены из кирпича, а остальная часть вырублена в меловой породе горы. Неф перекрыт куполом на высоком световом восьмигранном барабане. Два его залома подчеркнуты в интерьере поясками. Купол завершен высоким фонариком с главкой, над восточной частью — декоративная главка, завершение западного притвора утрачено. Декоративный образ создают барочные наличники окон, ряды поребрика, венчающие барабан, мягкая линия поребрика над его окнами. Вытянутые пропорции здания подчеркивают стройный вертикальный силуэт. Сооружение сильно пострадало во время Великой Отечественной войны. Памятник реставрирован в 1969—1979 гг. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 139, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 гг. Церковь святителя Николая Чудотворца (XVII в.) - своеобразная " визитка " Святогорска. С её площадки открывается великолепный вид на всё Святогорье. Николаевская церковь - уникальное сооружение. Её алтарь, расположенный, как принято, в восточной части, высечен в массиве скалы. Отличительная особенность храма - композиционное единство с меловой скалой и окружающим природным ландшафтом. В конце XVI века на его месте располагалась церковь Успения Пресвятой Богородицы. После оползня, разрушившего вершину утёса, возникла необходимость построить новый храм. История сооружения храма имеет вековую легенду. Согласно ей, строительство велось в тайне, за меловой стеной, оставленной для маскировки перед фасадом здания. После окончания постройки в одно прекрасное утро, на рассвете, стена была обрушена, и на месте голого утеса встал красивейший храм. За это в народе он получил название «Меловая церковь». В XVII - начале XVIII вв. Николаевская церковь служила не только храмом, но и укрытием, крепостью, где держали оборону сторожа и монашествующие. Не случайно первоначальные оконные проемы XVII века имели форму бойниц.

http://sobory.ru/article/?object=05585

свящ. Николай Оглоблин Глава II: о Божественной литургии, или обедне О названии: «Божественная литургия», или: «обедня» § 70. Все церковные общественные «службы», или литургии 132 , в известной мере, Божественны 133 ; но это высокое священное название усвояется преимущественно той церковной службе, или литургии, на которой совершается высокое Божественное таинство Тела и Крови Господней 134 и которая, чрез это таинство, есть по преимуществу служба Господу Богу и по преимуществу для человека Божественна, как т. е. предлагающая ему Божественное тело и Божественную кровь, и как, таким образом, более других служб церковных, непосредственно приближающая человека к Богу и даже непосредственно соединяющая его с Божеством 135 , чрез спасительное приобщение «Телу и Крови Господней». – Вернее и определеннее все это выражается нашим русским названием этой службы: обедня, так как на этой службе именно предлагается верующим духовный обед, т. е. пища, или хлеб и питие небесные, Божественныя 136 . Происхождение «обедни» и различные виды ее § 71. Обедню, как «таинство причащения Телу и Крови Господней», учредил Сам Господь наш И. Христос, и, учредивши, завещал 137 всегда непременно совершать ее в Его воспоминание, т. е. для постоянного живого изображения, пред верующими, Его спасительных страданий и вообще всего совершенного Им на земле дела искупления, особенно же для теснейшего соединения с Ним верующих и восприятия ими в себя Божественного залога жизни вечной; поэтому еще Апостолы Господни составили и, в существенных чертах, вполне образовали нам службу – обедню, как это, со всею очевидностью, доказывается, более других уцелевшею, литургиею Апостола Иакова, брата Господня; в 3-м же и 4-м веках, из этих «апостольских литургий», чрез сокращение, а отчасти и прибавление некоторых частностей, образовались употребляющияся и поныне, без всяких изменений, в православной церкви: литургия св. Иоанна Златоустог о, литургия св. Василия В. и литургия Преждеосвященных (даров). – Эта последняя употребляется лишь великим постом; почему она и будет изложена между «службами великого поста». «Литургия же Василия В.», в течение целого года, предлагается верующим всего 10-ть раз 138 , и, при том, она весьма малым 139 отличается от «литургии Златоустого»; почему мы здесь и займемся изложением собственно этой последней, как более, или, лучше, как почти постоянно употребляющейся у нас. Составные части «обедни»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

священник Георгий Завершинский Скачать epub pdf Глава 3. Особенности пневматологии Апостола Иоанна 3.1. Современные подходы к исследованию евангелия от Иоанна Для современной библеистики обычной практикой при исследовании Четвертого евангелия является выделение нескольких аспектов, которые необходимо отметить перед началом раскрытия темы исследования. Это, как правило, вопросы авторства, историчности, времени и цели написания; внутренние и внешние свидетельства об этом и, что является специфичным для Евангелия от Иоанна, – отличия от синоптических Евангелий. Рассмотрим кратко эти и некоторые другие вопросы предварительного характера, учитывая замечания епископа Кассиана (Безобразова) 132 , а также отчасти опираясь на работу Стивена Смолли 133 , процитированную во введении к комментарию на Евангелие от Иоанна, написанному Холлом Харрисом, профессором семинарии в Далласе 134 , и, в основном, на книгу Дональда Гатри 135 , в которой систематично рассматриваются именно вводные вопросы. При работе с неправославными источниками будем, конечно, стараться использовать их адекватно, избегая чуждых для православного догматического сознания умозаключений. Практически невозможно как-либо сгруппировать различные теории и мнения относительно происхождения Четвертого Евангелия. Самое раннее упоминание о Четвертом Евангелии во внешних источниках встречается у сщмч. Иринея Лионского 136 , авторитетом для которого был сщмч. Поликарп Смирнский , наученный истине от апостолов 137 . В сочинении «Против ересей» находим, что Иоанн, ученик нашего Господа, написал Евангелие в Ефесе и оставался в этом городе до царствования Траяна 138 . В другой ссылке на Поликарпа из письма сщмч. Иринея к Флорину он напоминает своему другу детства воспоминания Поликарпа о его беседах с Иоанном и другими, кто видел Господа 139 . Хотя и существует значительное количество теорий, критически настроенных в отношении свидетельства сщмч. Иринея 140 , однако доверие этому свидетельству подкрепляется тем, что именно после него апостольское авторство Евангелия стало восприниматься беспрекословно 141 . Поводом же для обращения к Евангелию от Иоанна сщмч. Иринея Лионского , вероятно, было стремление доказать, что, несмотря на широкое использование гностиками 142 , оно не имеет ничего общего с гностицизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

священник Евграф Овсянников Часть вторая. Жизнь и деятельность Кирилла Лукариса Глава первая. Кирилл Лукарис до патриаршества Кирилл Лукарис родился в главном городе острова Крита Кандии 138 или Кандаке 139 тринадцатого Ноября 1572 года 140 . В мире он назывался Константином 141 . Лукарис же была его фамилия, принадлежавшая еще роду его отца 142 . Константин Лукарис происходил из древней благородной греческой фамилии, которая находилась в родстве со знатнейшими греческими дворянскими родами, даже с палеологами. Еще задолго до рождения Константина его предки по примеру других дворянских фамилий переселились из своего отечества Епидавра в Иллирии на остров Крит 143 . После падения Константинополя подобные переселения были очень часты. Чтобы освободиться от непосредственного влияния турок и лучше обеспечить безопасность своей жизни, многие состоятельные греческие фамилии, получив дозволение от патриарха, выселялись на острова, находящиеся вдали от центра Оттоманской империи, где жизнь развивалась свободнее в материальном, религиозном и умственном отношениях. Остров же Крит, как пользовавшийся большою свободою при владычестве над ним венецианцев, представлял самое лучшее убежище для угнетаемых со стороны турок греков 144 . Смит так описывает состояние острова Крита в ту эпоху: «в то время как вся Греция вместе почти со всеми близ лежащими островами подпала оружию и тираниии оттоманов и страдала от турецкого варварства, остров Крит в течение многих веков пользовался прежним миром благодаря благоразумию и непобедимой храбрости венецианцев, которые управляли этою провинциею, подчиненною власти их республики, с величайшею умеренностию и справедливейшими законами, так что грекам хуже жилось под властию собственных императоров. Островитяне жили по своим законам, неподчиненные своеволию и власти кого-либо, имея право отправлять свое богослужение по уставам греческой церкви, свободные от всякого стеснения и презрения... Тронутые сознанием такого завидного для прочих греков счастья, критяне со всяким старанием хотели показать, что они не неблагодарны и не забывают о благодеянии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

(Сер. XII в.- 19.06.1176, Владимир-на-Клязьме), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176). Десятый сын Киевского и Ростово-Суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого. Основные сведения о его биографии сохранились в летописных памятниках XIV-XVII вв. При крещении М. Ю. получил имя, которое было характерно для потомков Киевского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича . Оно устанавливается благодаря данным синодиков (РГБ. Ф. 304/III. 25. Л. 9). По-видимому, в раннем детстве вместе с родителями проживал в Суздале, а между 20 марта 1155 и после 15 мая 1157 г.- преимущественно в Киеве. Между осенью 1155 и 15 мая 1157 г., согласно распоряжению отца, рожденные во 2-м браке его младшие дети - М. Ю. и вел. кн. Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо после смерти князя должны были получить в управление Суздальское княжество. Вместо этого летом 1157 г. военно-служилая знать Сев.-Вост. Руси присягнула старшему брату М. Ю. вел. кн. св. Андрею Юрьевичу Боголюбскому . В 1161 г. последний изгнал c Суздальской земли некоторых своих младших братьев, включая М. Ю., мачеху и ряд представителей старшей дружины отца (ПСРЛ. Т. 25. С. 72). Вместе они были вынуждены покинуть Русь и переехать в Византию, где старшие братья М. Ю. князья Мстислав (Феодор) и Василько (Василий) Юрьевичи, будучи родственниками имп. Мануила I Комнина , получили во владение ряд городов и земель в Н. Подунавье. Однако в отличие от кн. Всеволода Юрьевича М. Ю. не упоминался в источниках в перечне рус. князей-эмигрантов ( Бибиков М. В. Визант. историк Иоанн Киннам о Руси и народах Вост. Европы: Тексты, пер., коммент. М., 1997. С. 56, 67, 139. Примеч. 242; Он же. Byzantinorossica: Свод визант. свидетельств о Руси. М., 2009. Т. 2. С. 479-481; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 520-521). Поэтому можно предполагать, что М. Ю. остался в Юж. Руси и проживал при дворе своего старшего брата переяславского кн. Глеба Юрьевича. В марте 1168 г. они участвовали в крупном военном походе под командованием Киевского кн. Мстислава Изяславича против половцев на левобережье Днепра (вплоть до р. Оскол), к-рый окончился победой русских князей. Вскоре после нового общего сбора в Киеве они отправились к границе со степью, чтобы здесь встретить купцов, шедших на Русь по Греческому и Залозному путям. По-видимому, следствием этих действий стал переход М. Ю. на службу к кн. Мстиславу Изяславичу. От правителя Киева он мог получить в держание одну из волостей в Поросье, где до лета 1167 г. правил кн. Владимир (Димитрий) Мстиславич Матешич.

http://pravenc.ru/text/2563752.html

Симферополь. Церковь Вениамина, митрополита Петроградского. Церковь. Действует.   Престолы: Вениамина, Митрополита Петроградского Год постройки:Между 2006 и 2009. Архитектор:М.Д. Денежная Адрес: Россия, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, д. 139/2 Координаты: 44.975166, 34.096358 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Необходимость в православном храме у жителей, проживающих в районе Московского кольца: улиц: Киевская, Кечкеметская, Ростовская возникла давно. Люди, кто в силу преклонного возраста, кто имеющие малолетних детей, не всегда имели возможность посещать церковь, так как большинство храмов находится в центральной части города. Результатом желания людей иметь храм в пешеходной доступности от места проживания стало создание в 1995 г. общины верующих граждан. По благословению правящего архиерея Владыки Лазаря, общине было присвоено имя Святителя Вениамина, Митрополита Петроградского, Священномученика. Одновременно, распоряжением архиепископа Симферопольского и Крымского Лазаря клирик Свято-Троицкого Собора иерей Иоанн Шимон получает назначение окормлять общину и указ нести послушание настоятеля храма Святителя Вениамина. В августе 1995 года оформлены, в соответствии с законодательством Украины, документы общины в органах местного самоуправления, зарегистрирован Устав, получено свидетельство об официальной регистрации Общины Святителя Вениамина в Комитете по делам религий при Совмине Автономной республики Крым. Период активного начала строительства храма приходится на 2007 год: выполнена гидроизоляция, залита железобетонная фундаментная плита, возведен фундамент из монолитного железобетона, залито перекрытие цокольного этажа. 13 августа 2007 года в день Престольного праздника, настоятель храма протоиерей Иоанн Шимон, вместе с городским головой Бабенко Г.А. закладывает первый кирпич в начале возведения стен храма. Основным подрядчиком, выполнявшим строительно-монтажные работы было ЧП «ВЛАНА», директор Кытин А.М., прораб Барыльников А.Ф. Не прекращаясь, работы продолжались и в 2008 году: возведены стены — кладка из красного кирпича, выполнены оконные и дверные проемы и перемычки над ними, а также выстроена колокольня храма. Нововолынском литейным заводом изготовлены семь колоколов для храма. 26 декабря 2008 года Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь освящает колокола, они устанавливаются на колокольне. На освящении колоколов, при большом стечении прихожан, присутствовали благочинный, настоятель храма, Бабенко Г.А., Полтавский П.Д., Урсин В.В., Маленко Н.Ф.

http://sobory.ru/article/?object=20419

Скачать epub pdf 18. Память святителя Алексия митрополита Московского. Небесный покровитель города Москвы «О чудотворче Алексие, премудре... проси стаду твоему грехов оставление, отче богоблаженне " " 137 . Святая Церковь призывает сегодня нас, благочестивые слушатели, достойно должными песнями прославить «Христа Бога нашего, даровавшего нам угодника Своего святителя Алексия» 138 . Призывает также «в песнях и пениях радоваться» и «любовию ублажать» и самого святителя и помолиться у честной раки его. «Приидите, российские людие, собором в храм Божественный,.. и возопиим, великий святителю Алексие чудотворче, ты похвало земли российстей, ты и защитниче, ты сокровище неиждиваемое дарований духовных, источник исцелений неисчерпаемый» 139 . «Пастырь великий, служитель и учитель премудрый земли российстей... утверждение городу Москве нашему» 140 . Можно ли, возлюбленные братия и сестры, не откликнуться на этот призыв матери-Церкви прославить святителя? Но может быть, кто-нибудь, недостаточно зная житие святителя, спросит: а почему в церковных песнопениях он называется чудотворцем, защитником русской земли, сокровищем духовных дарований, великим пастырем Церкви? Вспомним некоторые моменты из жизни святителя, чтобы неизвестное стало известным. С самого детства жизнь его была глубоко знаменательна. Рождённый в знатной боярской семье и наречённый Елевферием, он предназначался отцом к важной государственной службе. Но не так судил Господь. В отроческом (двенадцатилетнем) возрасте Он призвал его готовиться к другому служению. «Алексие!... Я сделаю тебя ловцом людей». Услышав во сне эти евангельские слова, сказанные Спасителем апостолам – рыбарям при призвании их к апостольскому служению ( Мф. 4:19 ), отрок глубоко запечатлел их в своём сердце. С тех пор окончательно определилось его влечение ко всему духовному, божественному, церковному. Через три года он отрекается от мира и поступает в Московский Богоявленский монастырь, принимая постриг с именем Алексия, от руки игумена монастыря Стефана, брата преподобного Сергия. Целых двадцать лет неустанного труда, поста, дневной и ночной молитвы, иноческого послушания и многоразличных подвигов готовили его к предстоящему великому служению Церкви и родной земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf Воздержание См. также: Болезни . 100, 108; Вино . 139, 141, 143; Воля . 165; Миролюбие . 464; Подвиг молитвенный . 749. 148. Из предложенной корзины с плодами пустынники ели только гнилые плоды Однажды к матери Сарре пришли пустынники. Она предложила пришедшим корзинку с плодами. Оставляя хорошие плоды, они ели только гнилые. Сарра сказала им: “Поистине вы пустынники!” (Достопамятные сказания. С. 269. 8). 149. Старец ничего не вкушал всю Страстную седмицу, в обычное время он ел только свеклу с солью См. также: Пост . Один из старцев говорит: “Видел я в Келиях брата, постившегося всю Страстную седмицу. Когда наступал вечер (субботний), он уходил в церковь , чтобы не вкушать. Вообще он ел только немного свеклы с солью и без масла.” (Древний патерик. 1874. С. 79. 83). 150. Воздержание аввы Сисоя было настолько велико, что он вкушал хлеб только на Пасху Рассказывали об авве Сисое: “Он не ел хлеба. В праздник Пасхи братия упрашивали его разделить с ними трапезу. Старец сказал им: “Я одно что-нибудь могу сделать: буду есть или хлеб, или яства, вами приготовленные.” Они сказали ему: “Ешь один хлеб.” Так он и сделал.” (Достопамятные сказания. С. 258. 46). 151. великом воздержании аввы Макария “В самый полуденный зной, – поведал о себе авва Евагрий, – пошел я к святому отцу Макарию и, будучи истомлен жаром, попросил воды, чтобы охладиться питьем. Но он сказал: “Будь доволен тенью. Многие путешественники и мореплаватели терпят жажду не менее тебя!” Потом, когда я исповедал ему свои помыслы относительно воздержания, он сказал: “Поверь мне, сын! Целых двадцать лет я не употребил досыта ни хлеба, ни воды, ни сна. Хлеб мой ел я весом, воду пил мерой и позволял себе немного уснуть, прислонившись к стене.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 114. 13). 152. За один стакан вина, выпитый из-за любви к братии, авва Макарий целый день потом не пил воды См. также: Вино ; Подвиг тайный . Рассказывали об авве Макарии: “Когда случилось ему быть с братией, он полагал себе за правило: если будет вино, выпей для братии, но за один стакан вина не пей целый день воды. Поэтому, когда братия для успокоения давали ему (вина), старец с радостью принимал его, чтобы помучить себя. Но ученик его, зная обо всем, просил братию: “Ради Господа, не давайте ему, иначе он будет мучить себя в келии.” Братия, узнав это, более не предлагали ему вина.” (Древний патерик. С. 13. 4; Достопамятные сказания. С. 144. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010