§ 112. Жизнь св. Афанасия Александрийского. а) при Константине Великом. Ни один из пастырей Церкви IV века не имел столько влияния на события IV века, сколько имел св. Афанасий архиепископ Александрийский, твердый и пламенный защитник Православия против арианства. Александрия, место рождения Афанасия, представляла Афанасию много средств для образования ума, и он пробрел сведения разнообразные 137 ; особенно же посвящал он труды дня и ночи на изучение всего относящегося к св. вере, и книги Свящ. Писания, по выражению св. Григория, знал он так хорошо, как другой едва ли может узнать одну из них 138 . Но, с образованием ума, соединялось у него образование сердца. Он любил подвижников пустыни и отыскивал случаи знакомиться с ними; так он не раз посещал св. Антония; так и его самого за строгую жизнь считали в числе подвижников 139 . Еще в молодых летах Афанасий уже стал известным архипастырю Александру и был поставлен им (в 319 г.) в диакона. Св. Александр так приблизил к себе Афанасия, что последний был как бы домашним его секретарем в письменных сношениях по делам церковным 140 . Вероятно, Афанасия сделали известным особенно сочинения его: против язычников и о воплощении Бога Слова. Это были первые сочинения его и писаны рано; в них нет и намека на арианские смуты, а живое изложение их говорит о юности души даровитой 141 . Когда открылось нечестие Ария, Афанасий принимал живое участие в борьбе Святителя с Арием и тем возбудил против себя ариан. Так было еще до Вселенского Собора 142 ; а на Никейском Соборе первенствующий диакон александрийский победоносно опровергал Ария, к утешению Отцов Собора 143 . Св. Александр назначил Афанасия в преемника себе на кафедре и общий голос паствы склонил собравшихся епископов исполнить над Афанасием волю почившего Святителя, против воли Афанасия. Это было в 326 г. 144 . С этого времени целые 48 лет были для архиепископа Афанасия временем тяжкой борьбы с арианами. ариане происками при дворе успели достигнуть того, что в 331 г. Арий, а в след за ним все единомышленные с ним епископы, возвращены были из ссылки.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А.А. Горбачев Монашество Весной 1913 года Владимир Троицкий решается принять монашество 139 . Товарищ Владимира Алексеевича инспектор Мариинского епархиального училища священник Г. И. Добронравов писал, что «монашество давно уже представлялось Владимиру Алексеевичу наиболее соответствующей его душевному складу формой жизни. Давно уже он любил предаваться иноческим подвигам, давно влекли его к себе св. обители, особенно пустынножительные. В его представлении... академическое делание на скамье ли студента или на кафедре профессора понималось как одно из монастырских послушаний» 140 . Тем не менее не исключено, что почти до самого пострига Владимир Троицкий окончательно не отвергал для себя возможности семейной жизни. Из его писем 1912 года мы узнаем, что он договаривается о свидании 141 , едет в Москву «на день рождения одной хорошенькой дамы» 142 , и даже в феврале 1913 года посещает Художественный театр «с одной дамой» 143 . Впрочем, такого рода события воспринимаются молодым богословом как некие акциденции, смешные случайности, о которых нельзя вспоминать без иронии. Ко времени пострига он ясно осознавал, что семейная жизнь – не его путь: «Что-то для меня женская половина вовсе как бы не существует... Существует для меня только Лавра и академия, и я существую для академии» 144 . Выбор монашеского пути стал естественным следствием внутреннего состояния Владимира Алексеевича: «Нужно вам только сказать, что от всякого общества я отстал. В себя входить стал» 145 . 28 марта 1913 года в лаврском скиту Параклит после малого славословия на великопостной утрени, под аккомпанемент первой весенней грозы, совершилось чудесное превращение Владимира Алексеевича в монаха Илариона, получившего свое новое имя в честь преподобного Илариона Нового, игумена Пеликитского. В постригаемом не видно и тени сомнения в своем выборе. Он «твердым голосом давал ответы на предлагаемые ему вопросы и произносил священные обеты» 146 . Ректор МДА епископ Феодор (Поздеевский) в слове наставления сказал новопостриженному: «Я знаю и не хочу скрывать сейчас, в чем твоя жертва Христу. Ты искушался и, быть может, теперь еще искушаешься любовью к той школе, которой ты служишь, и чувством опасения, как бы иночество не лишило тебя этой школы» 147 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

А.И. Никольский Псалтыри 102. Псалтырь с восследованием, в лист, без начала и конца, 375 лл., полууставом XV в., с крупными киноварнымн инициалами, без переплета. Почти все листы рукописи повреждены и порваны с большим или меньшим ущербом для текста; 157 и 158 листы писаны позднейшею спорописью. Нет листов между 118 и 119, 243 и 244 листами. На полях листов: 126, 129, 134, 137–139, 143–163 приписка скорописью XVI в.: «Сию книгу глаголемую Псалтырь положил в дом архангелу Христову Михаилу да великому чудотворцу Афонасею Александрийскому раб Божий Григорей Никифоров сын а прозвище Неждан да его дети … да Исак при своем животе и по себе и по своих родителех при священнике Иякове Трофимове месяца августа в 1 день на Происхождение честного животворящаго Креста Господня». Состав: 1) псалтырь (1–156 об.); начинается 17-м псалмом; 2) часословец имеай службу нощную и дневную (159–243 об.): последования: полуношниц: вседневной, субботней и воскресной, утреницы, утрени, часов: 1, 3, 6 и 9 с почасиями, чинов: изобразительных и панагии, вечерни и великого повечерия; последнее–неполное; 3) вследование церковного пения и вселетного собрания, т. е. месяцеслов с уставом (244–375 об.), оканчивается 29-м августа. Из русских и славянских святых в месяцеслове упоминаются следующие: сентября 19 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор, сентября 25 – Сергий Радонежский; октября 15 – Евфимий Новгородский архиепископ; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион епископ Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; января 10 – Павел Обнорский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский; февраля 14 – Кирилл, епископ Катанский, учитель словеном и болгаром; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 23 – Леонтий Ростовский и Никита Переяславский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 3 – «стретение иконы образа преподобного отца нашего Дмитрея Прилуцкого чудотворца в лето 7011» (скорописыо на полях); июня 9 – Кирилл Белозерский и Александр Куштский; июля 15 – Владимир князь; августа 24 – Петр митрополит. Из праздников русских Богородичных отмечены: октября 1 – Покров; ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде; августа 26 – Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.И. Никольский Служебники 731. Служебник , в четвертку, без начала и конца, 146 лл., уставом XIV–XV вв. и полууставом того же времени и XV в. 145 и 146 листы писаны скорописью XVI–XVII вв., с разрисованными буквами, в дощатом с тисненою кожею переплете. Чистые листы: 85 и 86. На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «Сия книга Служебник из Катромского манастыря». Состав: 1) молитвы входныя и чин проскомидии (1–12 об.); 2) чин литургии Иоанна Златоустаг о (13–58); 3) чин литургии Василия Вели (58 об.–84); 4) последование святаго масла освящаему седмию попов (87–141); 5) молитва хотящю иерею божествена служба совер(шати): «Господи Боже наш един благ и человеколюбец, един свяг, в святых почиваяй» (141 об.–142 об.); 6) еию молитву пред престолом глаголи (143–144): «Владыко Господи вседержителю не хотяй смерти грешником»; 7) сия молитва на литии (145–145 об.); 8) молитва над кутиею и канун славити (145 об.–146): «Иже вся совершаяй словом своим Господи, повелевый земле всяческия плоды растити на веселие и пищу». 732. Служебник , в четвертку, 217 лл., полууставом нескольких почерков XV в., в дощатом с тисненою кожею переплете; листы 139 об. и 174 писаны скорописью. На полях внизу листов: 1–9, 25–48, 69, 71, 75, 77, 82, 84, 85, 87, 90, 95, 98, 99 приписки: 1) позднейшею скорописью: «Сия книга Служебник из Кастромского манастыря»; 2) скорописью XVII в.: «Се яз книга глаголемая Служебник три службы попа Павла Семенова сына Красицина куплена у Офонасия у попа у уникацкого лета 7000 в его 27-го году 127 году Филарет Никитич в Петрово говено приехал из Литвы месяца июля во 18 день, на память святаго мученика Леонтия при благоверном царе великом князе Михале при отце его патриархе Филарете Московском всея Руси при архиепископе Арсении Тферском и Кашинском». Состав: 1) оглавление (I), 2) устав божественныя службы святейшаго архиепископа Константина града нового Рима вселенского патриарха кир-Филофея (2–7 об.); 3) чин литургии Иоанна Златоустаг о (7 об.–26 об.), начинается молитвою предложения: «Боже, Боже наш, иже небесный хлеб пищу всему миру»; 4) чин литургии Василия Вели (26 об.–38); 5) служба святого поста, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Автореферат одноименной диссертации, представленной на соискание ученой степени магистра богословия) 1 Диссертация – общим объемом 748 страниц машинописи – состоит из четырех частей: первые две части A77 с. и 244 с), подразделяемые на главы,-основное исследование; третья и четвертая части A88 с. и 139 с.) составляют приложения к диссертации. Во введении говорится о важности избранной темы как предмета самостоятель­ного историко-богословского исследования, дается общая характеристика богословия св.Афанасия и отмечаются его заслуги в раскрытии учения о спасении. Св. Афанасий известен в истории христианского богословия прежде всего как исповедник веры в единосушие Сына Божия с Богом Отцом. В посланиях к Серапиону, епископу Тмуитскому, он ясно и открыто говорит также и о Божестве Святого Духа. Борясь за чистоту веры в Троическое единосушие, св. Афанасий в своих творениях не меньшее место уделяет и проблемам сотериологии. Сама вера в Троическое единосушие утверждается им не как отвлеченная истина, вытекающая из диалектических тонкостей богословского умозрения, но, главным образом, как обоснование нашего упования на спасение. В догмате единосущия александрийский Святитель защищал действительность спасения человека Богочеловеком Иисусом Христом. Первая часть, состоящая из трех глав, посвящена раскрытию предпосылок сотериологии св. Афанасия Великого . Догматическое учение св. Афанасия можно рассматривать во многом как поворотный пункт и начало новой эпохи в истории догматов. Однако история святоотеческой мысли убеждает нас в том, что всякий новый шаг в ней всегда опирается на результаты предшествующего развития и во многих случаях дает лишь новый синтез уже ранее существовавших элементов. Это частично относится и к догматическому учению св. Афанасия. Если его богословие в первую очередь опирается на Священное Писание , то нельзя упускать из виду и его связи с предшествующим развитием святоотеческой мысли. Поэтому изложению учения великого александрийца предпосылается обзор богословских произведений доникейского периода, на которые он в какой-то мере опирался. Этот обзор сделан в первой главе – «Исторические предпосылки сотериологии св. Афанасия», составляющей основу первой части диссертации, причем из всей доникейской богословской литературы выделяются, главным образом, произведения церковных писателей, которые оказали прямое или косвенное влияние на богословие св. Афанасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

архим. Агапит Глава XXIII. Посмертные добродейства старца о. Мака-рия некоторым из почитателей его чрез сновидения: исцеления, утешения, ободрения, обличения Праведницы во веки живут ( Прем.5:15 ), сказал премудрый. И мы веруем ему несомненно; ибо видим на деле, что отходящие в мир горний, в особенности близкие к нам подвижники Христовы, только телом отлучаются от нас, а духом пребывают с нами. Они являются многим, преимущественно имевшим и имеющим к ним любовь и усердие, и в доказательство истинности своего явления так или иначе благодетельствуют им. Приводим здесь несколько замечательных сновидений, бывших по кончине старца о. Макария некоторым из его почитателей. 1. Оптинскому монаху о. Акакию 139 поручено было очень трудное послушание. Он жил верстах в восьми от обители на монастырской даче, известной под названием «Рыбной ловли», где, кроме рыболовства, по р. Жиздре и смежным озерам убиралось в летнее время по лугам много сена и имелось колод до ста пчел. За всем этим поручено было ему смотреть. И так как при обычных хозяйственных заботах о. Акакий и сам наравне с жившими при нем братиями и наемными рабочими нес великие труды; то и нажил себе чрез это две грыжи, которые от повседневных неизбежных напряжений, а вместе и от долгого стояния на церковных богослужениях, когда он приезжал по праздникам или для говения в монастырь, время от времени все более и более увеличивались. Особенно одна, по выражению самого о. Акакия, по временам выходила наружу с кулак, наливаясь как стекло; тогда он падал на землю, не помня себя от боли. Болезнь эта его многим была известна, в особенности старцам – о. Макарию, о. Амвросию и о. Пафнутию, скитоначальнику. В год кончины старца о. Макария, именно в декабре 1860 года, о. Акакий, намереваясь подготовиться к принятию Св. Таин Христовых, прибыл в монастырь и поместился, как всегда так бывало, в келлии своего родного брата, монаха Каллиста, бывшего в то время помощником пономаря. В первый же день говения о. Акакий, хотя чувствовал от грыж сильную боль, однако понудил себя отстоять всю утреню до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Библиография 777 I . Священное Писание Ветхого и Нового Завета Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1988. Biblia Hebraica Stuttgartensia/Ediderunt K.Eiliger et W.Rudolph; Adjuvantibus H.Bardke et al; Textum Masoreticum curavit H.P.Rüger. Stuttgart, 1990. Novum Testamentum graece/Cum apparatu critico curavit Eberhard Nestle; Novis curis elaboraberunt Erwin Nestle et Kurt Aland. Editio vicesima quinta. London, 1975. Septuaginta: Id est Vetus Testamentum graece iuxta LXX interpretes/Edidit Alfred Rahlfs. Duo volumina in uno. Stuttgart, 1979. II. Творения отцов и учителей церкви 778 Августин O Нагорной проповеди Господа: De sermone Domini in Monte//PL. 34. Col. 1229–1308. O граде Божием: De civitate Dei//PL.41. Col.13–801. Русский перевод: Августин, блж. О Граде Божием. M., 994. Т.1–4. Послания: Epistulae//PL.33. Григорий Богослов Слово 42: Oratio 42//SC. 384. P.48–115. Русский перевод: Григорий Богослов , свт. Творения: В 2 т. Т.1. M., 2007. С.496–509. Письма: Epistulae//PG. 37. Col.21–388. Русский перевод: Григорий Богослов , свт. Творения: В 2 т. Т.2. M., 2007. С.417–562. Дидахи Дидахи (Учение двенадцати апостолов)//SC. 248. Русский перевод: Учение двенадцати апостолов//Писания мужей апостольских. Рига > 1994. С.17–38. Епифаний Кипрский Панарион: Рапапоп//GCS. 25; 31. Русский перевод: Епифаний Кипрский , свт. На 80 ересей Панарий, или Ковчег//Творения. M., 1863–1885. Ч.1–5. Игнатий Богоносец Послание к Ефесянам: Epistula ad Ephesios//SC. 10. P.66–93. Послание к Римлянам; Epistula ad Romanos//SC. 10. P. 124–139. Русский перевод: Игнатий Богоносец , свт. Послания/Пер. прот. И.Прнображенского//Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С.307–350. Иероним Комментарий на Послание к Галатам: Commentaria in Epistulam ad Galatas//PL.26. Col.307–438. Комментарий на Послание к Титу: Commentariorum in Epistolam ad Titum//PL.26. Col.555–599. O знаменитых мужах: De viris illustribus//PL.23. Col.601–720. Русский перевод: Иероним, блж. Книга o знаменитых мужах//Творения. Ч.5. Киев, 1880.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В.В. Акимов Монархианские движения конца II–III века. Ориген и Тертуллиан Алоги Христианские апологеты первыми попытались сформулировать учение о Логосе. В конце II века это учение не могло не вызвать в христианской среде некоторое смущение и недоумение. В учении о Божественном Логосе, отличном от Отца, начали усматривать нарушение единобожия. В Малой Азии противодействие этому учению оформилось в движение алогов. Алоги, αλογοι – это противники учения о Логосе, отрицающие Логоса, не-разумники, бес-словесники. Исторически алоги возникли в связи с критикой монтанизма. Монтанисты опирались на учение об Утешителе, обещанном Христом согласно Евангелию от Иоанна. Алоги, противостоя монтанистам, начали отрицать четвертое Евангелие, включая и имеющиеся в этом Евангелии обетование Утешителя и учение о предвечном Божественном Логосе. Алоги отвергли это учение как неизвестное апостолам. Они утверждали, что Логос не имел предвечного существования, а Христос стал Сыном возлюбленным только при крещении на Иордане. Об алогах Епифаний Кипрский писал в своей книге «Ереси» в главе «Против ереси, не принимающей Евангелия от Иоанна и его Апокалипсиса, тридцать первой и пятьдесят первой ереси»: «Этой ересью называется та, которая отвергает книги Иоанновы. Посему, так как они не принимают Слова, проповеданного Иоанном, то и будут названы алогами. Итак, они, как совсем чуждые истинной проповеди, отрекаются от чистоты проповеди и не принимают ни Евангелия Иоанна, ни его Апокалипсиса» (Ереси, LI) 139 . Богословский характер оппозиция учению о Логосе, о Христе как предвечном Сыне Божием приобрела в монархианских движениях. Монархиане были сторонниками строгого монотеизма. Наименование «монархиане» ввел в употребление их критик Тертуллиан , для которого четвертое Евангелие имело особую значимость, поскольку Тертуллиан перешел в монтанизм. Позднее монархиан стали называть антитринитариями. Отрицание учения о Логосе у монархиан могло иметь двоякую форму. Во-первых, строгий монотеизм, учение о Едином Боге можно было утвердить через отрицание Божества Логоса и Иисуса Христа. Во-вторых, единобожие можно было восстановить через провозглашение тождества Отца и Сына (Логоса). В соответствии с этим монархиане делились на два направления – динамисты и модалисты. Динамистическое направление было связано с устойчивым восточным представлением о присутствии Бога в истории. Представители модалистического направления прибегали к философии стоиков. Монархиане динамисты (адопциане)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В каком виде Христос устроил Свою церковь и из кого Он её составил? – «Егда бысть день, говорит евангел. Лука, призва ученики Своя и избра от них дванадесяти, их же и апостолы нарече». ( Лк. 6:13 ) Он же говорит: «По сих же яви Господь и иных семьдесят» ( Лк. 10:1 ) «Павел и Тимофей, раби И. Христовы, всем святым о Христе Иисусе сущим в Филиппех, с епископы и диаконы» ( Филип. 1:1 ). « Церковь поставляется на епископах, говорит св. Киприан, и всяким действием церкви управляют те же начальствующие лица... Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере», (ч. 1, пис. 17. стр. 139). «Ни епископ да не превозносится пред диаконами и пресвитерами, ни пресвитеры – пред народом, говорит св. Ипполит: потому что из тех и других состоит тело церкви». (Озер. стр. 74, изд. 5.; св. Златоуста читай выше в прим. 11.) «Имя церкви, говорит св. Кирил. Александ., являет собой множество уверовавших, священнослужителей и народ, пастырей и учителей, находящихся под их руководством и управлением», (ч. 7, стр. 504). «Как в теле иное начальствует и как бы председательствует, говорит св. Григорий бог., а иное состоит под начальством и управлением, так и в церквах... Бог постановил, чтобы одни оставались пасомыми и подначальными, а другие... были пастырями и учителями к совершению церкви, и имели к другим такое же отношение, как душа к телу и ум к душе, дабы то и другое недостаточное (пасомые) и избыточествующее (пастыри), будучи подобно телесным членам, соединено и сопряжено в один состав, совокуплено и связано союзом духа, представляло одно тело, совершенное и истинно-достойное самого Христа нашей Главы 15 (Озер. стр. 73 ) «Без них (епископа и пресвитера) церковь несть избрана, говорит св. Игнатий богон., ниже собрание святое, ниже сонм преподобных» (Трал. л. 7) «Замечательно, говорит св. Кирилл Иерусал., что слово собери, т. е. церковь в первый раз употреблено тогда, когда Бог поставил Аарона первосвященником» (поуч. XVIII, стр. 425 изд. 1824 г.). Из приведённых свидетельств видно, что Христос создал церковь Свою, состоящую из пастырей и пасомых неодоленною, какое устройство останется неизменным до конца мира по предсказанию Господа: «созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» ( Мф. 16:18 ). И ап. Павел говорит о церкви, что она есть столп и утверждение истины. ( 1Тим. 3:15 ; Еф. 3:21 ). А эти слова показывают, что первоначальное устройство церкви никогда не может разориться, о чём подробнее будет сказано ниже, в главе 4.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Внешнее богопочтение и главные его виды XXXIV. Молитва Понятие о молитве и виды ее. – Смысл и значение молитвы. – Возражения против нее. – Предмет молитвы. – Условия и свойства благоуспешной молитвы. – Образцы ее. – Молитвенное настроение и средства развить и поддержать его в себе. С внутренним богопочтением, как мы знаем, необходимо соединяется и внешнее, которое состоит в проявлении внутренних чувств и расположений души к Богу – веры, надежды и любви – в соответствующих им внешних действиях и знаках. Главные виды внешнего богопочтения – Богослужение домашнее или молитва и Богослужение общественное. К Богослужению домашнему принадлежит молитва . Слово Божие определяет молитву эту и как благоговейное возношение ума и сердца человека к Богу, и как благоговейное собеседование души человека с Богом ( 1Кор. 14:15 ; Ефес. 6:18 ; 1Цар. 1:15 ) 138 . Молитва – беседа с Богом или «общение и единение человека с Богом», – говорит и св. Иоанн Лествичник 139 . Точно также определяет молитву св. Иоанн Златоуст : «величайшее благо – молитва и беседа с Богом; она есть общение и единение с Богом» 140 . Одно простое размышление о Боге и божественных предметах не есть еще молитва . Только когда участвует при этом сердце и изливается в благоговейных чувствованиях к Богу, является молитва 141 . «Что дыхание для тела, то молитва для души» 142 . В молитве своей Богу мы или прославляем Его за Его бесконечные совершенства ( Мф. 11:25 ; Рим. 15:6 ; Пс. 105:1–2; 106:31–32  и др.), или благодарим Его за Его бесчисленные благодеяния ( Флп. 4:6 ; 1Тим. 2:1  и др.), или просим Его о своих нуждах ( Мф. 7:7 ; Ин. 16:23–24 ; Флп. 4:6  и др.). Отсюда, по содержанию своему, определяющемуся характером отношения человека к Богу, молитва бывает трех видов: славословием, благодарением и прошением 143 . Такие виды молитвы указываются именно в заповеди о ней ап. Павла: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения» ( 1Тим. 2:1 ). Взаимоотношение между этими видами молитвы определяется тем, что прошение является молитвой низшей, а славословие, наоборот, высшей. Среднее место между той и другой молитвой занимает благодарение, одинаково заключающее в себе и элемент прошения и элемент славословия в виде благодарения 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010