Это – жертва Иегове 225 в память смерти всех первенцев египетских при выходе евреев из египетского рабства. «Все первенцы Мои; в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; Моими должны быть; Я Иегова» 226 . Пасхальная жертва – кровь агнца была первым выкупом еврейских первенцев 227 . Вместе с первенцами человеческими и животными приносились в жертву Иегове первенцы растений – начатки плодов земли и первый сноп жатвы. Кроме первенцев скота и начатка плодов Иегове принадлежала также десятина скота и плодов 228 . По тем же мотивам приносится в жертву Иегове начаток времени – праздники 229 , во главе которых стоят пасха, совершавшаяся «в первый месяц – начало месяцев» 230 , и суббота. И пасха и суббота служили евреям напоминанием об освобождении из египетского рабства 231 . К этим праздникам примыкали остальные – новомесячия (начало каждого месяца), праздники священных собраний (три: кроме пасхи – пятидесятница и праздник кущей), годы субботний (суббота годов) и юбилейный (суббота суббот). Среди «всего лучшего», принадлежащего Иегове, должна быть особенно названа кровь. По еврейскому воззрению, кровь есть седалище животной души – «душа всякого тела кровь его» 232 . Как седалище жизни, кровь принадлежит Иегове. Отсюда, прежде всего, следует запрещение проливать человеческую кровь и вкушать кровь животных, или есть падаль. Есть животных можно, но кровь их Иегове. Это в первоначальной строгости означало, что закалать домашних животных, т.е. проливать их кровь, можно было только в «месте, которое изберет Иегова, чтобы пребывать имени Его там»; хотя позднее дозволялось, по дальности расстояния от жертвенника, закалать животных дома, проливая кровь на землю, как воду, и лишь кровь жертвенных животных приносить Иегове 233 . Таков объем ветхозаветного рабства. Сознание рабства усиливалось сознанием греха. Хотя грех есть нарушение завета и закона, в который завет облекается, однако мы должны отметить весьма раннее происхождение греха и сознания его в религиозном опыте еврейского народа, так что уже первичные законы о священстве и жертве предполагают греховность народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Много людей жило тогда по летам в Абрамцеве, состав летних жителей менялся: жили Кончаловские (Петр Петрович с семьей), артист Вишневский с семьей, С. П. Григоров с семьей (он был тогда заместителем Троцкой, возглавлявшей охрану памятников старины), Сабашниковы (очень известные в Москве своими прекрасными изданиями), композитор С. Н. Василенко, профессор Шамбинаго 225 и многие другие. Отец со всеми легко общался и даже помню веселый вечер в поленовском домике, где жили Василенко и Шамбинаго. Ставились шарады, все принимали участие, и даже мой отец, к общему удовольствию, выполнял какую-то роль. Музей устраивал выставки, особенно запомнилась мне посвященная памяти Е. Д. Поленовой 226 – 25-летию со дня ее смерти. Для собирания материалов к выставке отец ездил в разные музеи, был в Бехове у Поленовых 227 , о чем впоследствии очень хорошо вспоминала Ольга Васильевна 228 , говоря, что только в это время она поняла, как просто и интересно было общаться с моим отцом ей, тогда совсем молодой. В абрамцевской церкви в праздники бывала служба, и наш хор процветал, мы даже пели венчание Леонида Леонова, который женился на дочери издателя Сабашникова. Помню, что на свадьбе были И. С. Остроухов 229 и Г.А. Рачинский. Хочется еще сказать здесь, что в эти годы житья в Абрамцеве и будучи на свободе, а также и в заключении, в Бутырской тюрьме, отец умел и любил общаться с подростками и молодежью. Мне говорили об этом теперь люди моего поколения, их удивляло, что такой старый, по их мнению, и уважаемый в их семье человек оказывался таким простым и интересным собеседником. Алеша К. 230 из семьи, которую отец мой очень любил, жил по летам в Абрамцеве, и, по его словам, именно отец мой уделял ему больше всего внимания, и он, мальчик 9–10 лет, проще всего чувствовал себя с ним. Отец много с ним разговаривал, но и дисциплинировал его. То же говорил К. Н. Г. 231 , бывший в то время юношею и попавший в Бутырской тюрьме в общие условия с моим отцом. Он был удивлен, как просто и интересно было разговаривать с моим отцом, и как он умел своей манерой говорить, своим примером поднять дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

226. Старец сказал: хотя и трудились здесь святые отцы, но получали и некую часть успокоения. Сие говорил он потому, что они были свободны от забот мирских. 227. Еще сказал: если брат знает место, способствующее к преспеянию, но из-за бремени потреб телесных не идет туда, таковый не верует, что есть Бог. 228. Один брат спросил юного монаха: что лучше – молчать или говорить? Отрок сказал ему: если слова праздны, – оставь их; если добры, – дай место добру и говори. Впрочем, хоть они будут и добры, не замедляй, но скорее пресекай – и найдешь покой. 229. Некто из отцов сказал: человеку всегда должно иметь делание внутри, ибо когда он будет занят деланием Божиим, то враг, приходя к нему и раз, и другой, не найдет места остаться. И наоборот, когда бывает кто в плену у врага и приходит Дух Святой, то он ради злобы нашей отступает от нас, так как мы не даем ему места в себе. 230. Один брат, приняв только что схиму, вздумал отшельничествовать и тотчас затворился, говоря: я отшельник. Старцы, услышав о том, пришли, извлекли его и заставили обходить все келлии монахов, полагать метание у каждой, говоря: простите мне, я не отшельник, а новоначальный. 231. Отшельничествовали два брата по плоти, но первый в схиме был младшим по возрасту. Некто из отцов пришел посетить их; поставили лохань, и меньший в схиме подошел омыть ноги старца. Но старец, взяв его за руку, отвел в сторону и поставил большего. Предстоящие старцы заметили ему: меньший, авва, есть первый в схиме. Старец сказал им: я беру первенство меньшего и прилагаю к возрасту большего. 232. Однажды некоторые египетские монахи пришли в Скит посетить старцев и, увидев, что они едят с некоторою поспешностию по причине голода от долгого пощения, соблазнились тем. Пресвитер, узнав об этом и желая уврачевать их, возгласил в церкви к братству: поститесь, братие, и продолжайте обычное правило своего подвижничества. Пришедшие египтяне хотели удалиться, но пресвитер удержал их. Пропостясь один день, они омрачились, хотя он дал им лишь два постных дня, тогда как скитяне постились всю неделю. Когда настала суббота, и сели за трапезу, египтяне заспешили есть, некто же из старцев, взяв одного из них за руку, сказал: ешьте искуснее, как монахи. Но тот оттолкнул его руку, говоря: пусти меня, ибо я умираю от голода, не евши целую неделю ничего вареного. Тогда старец сказал им: если вы, пропостясь два дня, так истощали, то как соблазнились вы братиями, кои всегда держат подвиг – вкушать чрез неделю? Пришедшие монахи раскаялись в своем грехе и, получив великую пользу, удалились с радостию.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Только два учительных Евангелия опубликованы. Это т.н. Скотарское учительное Евангелие 224 и Няговские поучения на Евангелие, тщательно изученные известным исследователем культуры карпатской Украины А.Л. Петровым 225 . Няговские поучения дошли до нас в списке 1758 года, обнаруженном А.Л. Петровым. Позже был найден список конца XVII в. А.Л. Петров отнес памятник ко второй половине XVII в., опираясь не столько на данные языка, сколько на идейное содержание проповедей. Л. Дэже, сопоставив язык Няговских поучений с языком памятников XVII в., пришел к выводу, что Няговские поучения написаны раньше любого памятника XVII в., приблизительно во второй половине XVI в. 226 Как объяснить генезис этой категории памятников? М.С. Возняк считал свидетельства о распространении «постыль» знаком упадка проповеди в православной церкви 227 . И.Я. Франко считает недостоверным анекдотом сообщения об использовании «Постылли» православными священниками, но не исключает, что сочинения Рея могли быть популярны по причине содержавшейся в них критики папства и католиков. Самый факт появления большого числа ЕУ Франко интерпретировал как попытку православного духовенства ответить на протестантскую пропаганду 228 . Я. Янов полагал, что православные священники сознательно, но тайно включали отрывки из Рея в проповеди учительных Евангелий, размещая их так, чтобы это было не слишком заметно 229 . Но при этом тот же Я. Янов почему-то считал, что никакого отношения к религиозным поисками и новациям переводы из Рея не имели. Их привлекательность для православных объясняется скорее «самим тоном и шармом (powabem)» реевской проповеди. Другой фактор популярности Рея, по мнению Янова, – мотивы сочувствия к угнетенным и призывы к социальной справедливости 230 . А. Мартель доверял сообщениям Саковича и Смотрицкого о распространении «постыль» среди православного духовенства 231 . В.Н. Перетц подчеркивал, что украинско-белорусские ЕУ не имеют ничего общего, кроме плана с традиционным ЕУ, приписываемым патриарху Каллисту. Исследователь предполагал, что сильное влияние на православные ЕУ оказали аналогичные по жанру католические памятники, прежде всего «Постылля» Я. Вуека 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

дворянин Петр Загряжский, присланный в 1629 г. в Сольвычегодск сыскивать про моровое поветрие и про конский падеж, избивший ослопами пришедших к нему земского старосту и целовальников 222 , дворянин Дмитрий Овцын, командированный в Устьянские волости для переписи дворов 223 ; Лев Микулин и Василий Золотарев, сыскивавшие беглых крестьян в 1640 годах, первый в Устюжском уезде, а второй в Заонежских погостах и Каргополе 224 ; конюх Ив. Чуркин, отправленный собирать конские пошлины на Тотьме и на Устюге, терроризовавший эти уезды и вызывавший своею деятельностью по нескольку челобитий с жалобами от тотемского и устюжского миров 225 ; наконец, просто какие-либо проезжие служилые люди, которые, будучи недовольны данными им подводами, призовут к себе земского или ямского старосту с целовальниками, изобьют и изувечат его насмерть 226 . Земские ходатайства с жалобами вызывала также и деятельность выборных органов, притеснявших население иногда не менее приказных. Таковы жалобы на присылавшихся в уезд таможенных и кабацких голов. О самом содержании этих жалоб может дать представление рассмотренное выше устюжское ходатайство 1638 года. Та- —236— моженные и кабацкие головы самовольно повышают таможенные и проезжие пошлины сверх такс, установленных таможенной уставной грамотой, заводят новые постоянные кабаки и рассылают временные, требуют с уезда чрезмерно большое количество таможенных и кабацких целовальников. Среди изученных челобитных нам встретились такие челобитные Сольвычегодского уезда 227 , Соликамского 228 , Вятской земли 229 , Тотемского 230 , Кильчанской волости Устюжского уезда 231 , Вондокурского стана того же уезда 232 . Таможенные и кабацкие головы могли встречать к себе враждебное отношение в том уезде, где служили, потому, что они бывали чужды его населению; они обыкновенно присылались из другого города; посады обменивались между собою таможенными и кабацкими головами. Но недовольство и жалобы миров возбуждали и собственные избранники. Вообще, как мы увидим ниже в другой связи, служба выборных земских властей заканчивалась нередко столкновением с избиравшим их миром, и по отбытии должности на «прошлого» мирского агента подавалась правительству мирская жалоба с указанием на его злоупотребления или чаще с просьбой об истребовании у него отчетности, в которой он почему либо отказывал миру.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это «глаз вселенной», по выражению Вед, – бог «с золотыми руками и со сладкой речью» 226 . Таков же Бхага 227 , иногда отождествляемый с Савитри, и Пушан (Pouchan), – олицетворяющие то же солнце и называемые в Ведах «мудрыми стражами мира, направляющими его пути» 228 . Таков же наконец, Митра (Mithra), блестящий герой, царь с прекрасными руками, бог с широким взором, объемлющим всю вселенную, отец света, – глаз, безустанно устремленный .на людей 229 . Под этим именем солнце служило, кажется, символом провидящей силы мира. Митра описывается, по преимуществу, как охранитель добра и враг зла и злых людей. Имя его значит «друг», т. е. добра. Рядом с ним упоминается почти тожественный с ним по значению также бог солнца, под именем Ариамана (Aryaman) – благодетель мира, учитель добродетели и мститель беззакония. Это новое олицетворение солнца в его оживляющих действиях на землю. Но вместе с этим Ариаман в позднейших гимнах обращается в бога разрушителя, в адития смерти 230 . Очень может быть что это последнее представление об Ариамане дали индийцу опасные и иногда поражавшие смертью действия жгучих солнечных лучей в Индии 231 . Обожания звезд мы не встречаем в гимнах Вед; по-видимому, сабеизм Вед ранее того времени, когда индиец стал различать планеты и наблюдать за движением звездного неба 232 , но явления света и другие физические явления в воздухе очень часто олицетворяются в Ведах. Такова богиня Зари – Ушас (Uschas), поэтически описываемая в гимнах. Это дочь неба, отверзающая дверь в него, друг людей; – она нежно улыбается, как молодая супруга; посещает каждый дом, не забывая ни великих, ни малых; не изменяется, не стареет, вечно молода, и всех возбуждает к жизни, всем несет богатство и радость 233 . В связи с нею в представлении стоят асвины или аквины (acvin), близнецы неба – боги быстробежные, или боги всадники, сопровождающие богиню зари. По-видимому, это олицетворение лучей света, предваряющих явление зари утром, и потухающих лучей вечернего света по захождении солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

1620 См. царский наказ в Заволочье о поповских старостах от Декабря 1551г. в Актах Экспедиции т. I, стр. 226 fin: «о всех церковных чинех в о вашем священническом пребывании буди наказ вам и соборное уложение отца нашего Макарьи, митрополита всея Руссии». 1621 Выписка, как указывали мы выше, напечатана Ильёй В. Беляевым в особом приложении к газете День за 1863г. и г. Добротворским в 1 части Православного Собеседника за 1863г. Сличение выписки со Стоглавом, сделанное г. Добротворским. см. в Православном Собеседнике 1862г., ч. 3 стр. 313 sqq.– В конце 1551г. был выдан соборный приговор об учреждении в Москве, согласно постановлениям Стоглавого собора, поповских старост, в котором прописывается инструкция поповским старостам, – Акты Экспедиции т. 1, стр. 227. Очень может быть и совершенно вероятно, что инструкция поповским старостам была рассылаема и в другие места независимо от наказа. 1622 Грамота, при которой препровождена была выписка, с указанием её содержания, напечатана в Казанском издании Стоглава, стр. 258 примечание и см. ещё в Летописях русской литературы и древности т. V, отд. III, стр. 128 примечание. 1623 Сейчас приведённое читается в Розыске о дьяке Висковатом, который судим был собором, созванным на Башкина, вслед за этим последним, – в Чтениях Общества Истории и Древностей 1858г. книга II, отдел 3, стр. 1 fin. Слова, поставленные в скобках, взяты у преосвященного Филарета, – История период 3, § 36, на конце параграфа примечание 2, который приводит наше место из Розыска по той же самой рукописи, что и в Чтениях. В последних слова опущены или по недосмотру или потому, что в ветхой и повреждённой рукописи их уже нельзя было прочесть» См. также «Сказание вкратце о соборе на Матвея на Башкина» в Чтениях Общества Истории и Древностей 1847г., стр. 1 col. 1. 1629 См. в Стоглаве вопрос 15 из числа первых 37, послание Грозного к Гурию Казанскому в Татищевско-Миллеровском издании его Судебника, издание 2, стр. 231 начало, и деяние собора 1580г. в Собрании государственных грамот и договоров I, 584 fin.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

XIII, 1884, s. 231. 225       Опять-таки до сих пор не решен вопрос, сами себя фарисеи и саддукеи назвали этими именами, или они придуманы противниками. 227       E. Schürer, Geschichte des Jüdischen Volkes. Zw. B. Leizig, 1898, s. 392: „Entscheidend ist vollends, dass eine Absonderung von unreinem Wesen immer zugleicheine Absonderung von unreinen Personen ist». 228       Причем, расходятся в указании личности: одни (напр., Эвальд) верят известию Pirke Aboth об учениках Антигота из Сохо-Садоке и Боэте; другие (Зифферт, Ширер) это предание отвергают и видят в Садоке первосвященника времен Давида. 242       Талмуд. Перевод Переферковича. СПБ, 1903. Авот рабби Нафана в обеих версиях. Глав. V, стр. 23. 243       Jost, Geschichte des Judenthums und seiner Secten. Leipzig, 1857. Erst. B. s.s. 196… Ф. С. и Ес. „die Ansichten über die Art, wie das Judenthum im Leben sich darzustellen». Ф. С. и Е. Это „stetige gesonderte gottesdienstliche Einrichtungen…, welche die gegnerischen für ungesetzliche erklärt hätten». Мысль, что „das Jüdische Gesetz walten müsse und jeder Jude demselben unterworfen sei… beherrschte allesammt… In den Richtungen, welche unmittelbar nach dem Siege über die Syrer im Judenthum sichtheileu, sehen wir nichts als die natürliche Entwickelung sein religiöser Triebe in einer Zeit des starken Anfschwunges». 248       Gfrörer, Das Jahrhundert des Heils. Abt. 1. Stuttgart, 1838, s. 129–131. „Die Zuruckgewanderten hatteu aus Babel gewisse Lehreu mitgebracht, von denen ihre Väter nichts wussten». Раввин Симеон-бен-Лакиз сказал: „nomina angelorum et mensium ascenderuut in dominum Israelis ex Babylone». В сущности с Гейгером в определении характера сект согласен и Каценельсон (Восход. 1897, XII, 157). Но сам он считает точкой отправления при образовании иудейских сект вопрос о законах ритуальной чистоты. „Многочисленные и крайне сложные законы о чистоте, при изменившихся условиях жизни, оказались не только лишними в санитарном их значении, не только стеснительными для каждого в отдельности, но они сделались также опасными для единства народа в виду различного отношения к ним разных классов последнего " … „Противоречие между буквой закона и жизнью в силу различного отношения к нему разных фракций мыслящей части народа служило, по нашему мнению, главной исходной точкой для образования трех древнееврейских сект: саддукеев, ессеев и фарисеев» (Восход, XII, 157–167).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Какоже пребыло бы что, аще бы Ты не изволил еси? Или, еже не наречено от Тебе, сохранилося бы? Щадиши же вся, яко Твоя Суть, Владыко Душелюбче» 226 ! Святой и праведный Иов говорит, что Бог Сам поднебесную всю надзирает, ведый, яже на земли, вся яже сотвори 227 . Еще в Св. Писании говорится, что Бог радит о всех 228 . Мы не станем говорить здесь о том, как промышляет Бог об Ангелах. Это промышление Господа о ближайших к Нему тварях таинственно и малоизвестно для нас. Разве то сказать, что если Ангелы утвердились навсегда в добре и уже не могут делать зла, то их сохранил и хранит непреклонными к злу Господь Бог за их любовь к Нему 230 . Не станем распространяться и о том, что Бог промышляет о видимом мире. Это промышление очевидно. Видим, напр., что солнце каждый день восходит и после мрака ночного освещает землю самым ярким светом, затем скрывается и уносит свой свет и как бы посылает вместо себя луну и звезды, а потом опять восходит: и довольно этого для нас, чтобы признавать над миром Промысл Божий; в движении светил небесных очевиден перст Всемогущего. Поэтому, каждый раз, смотря на солнце или на другие светила, можно радостно и с чувством благодарности говорить: «поистине, Всеблагий Бог промышляет о мире. Это – Он, Всеблагий, солнце Свое сияет на злыя и благия» 231 . Видим, что огонь светит, согревает и сожигает; хлеб питает, вода напояет и утоляет жажду; воздух освежает и оживляет; земля плодит из себя растения и животные размножаются: и этого довольно нам для того, чтобы сказать: Всеблагий Бог воистину промышляет о мире. Иначе как бы стихии, так премудро составленные, не распались на свои составные части; как бы могли иметь свои действия, если бы премудрый Творец мира не поддерживал их в самом составе и не содержал их в порядке? Как бы животные, сами по себе неразумные и бессмысленные, или животные разумные, – каковы люди, – могли жить, расти и множиться? Кроме того, смотря на великолепное зрелище растительности и видя, как выходят и потом образуются на земной поверхности многоразличные виды трав и цветов; как деревья покрываются зелеными листьями, а иные – и плодами, мы имеем самую достаточную причину утверждать: «да, есть Промысл Божий», растения обнаруживают невидимую, премудрую силу, которая самый последний цветок одевает так, как и Соломон, – богатейший и мудрейший из всех царей, – во всей славе своей не одевался. Эта сила есть именно Дух Божий, Животворящий. Бог тако одевать 232 . Итак, Промысл Божий о вещественном мире очевиден.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но в решении общего вопроса о взаимном отношении души и тела есть много разных особенностей, которые также должны найти себе надлежащее решение и прежде всего вопрос об органах внешних чувств: «о звуках и слухе», «о зрении, которое неизъяснимым образом сообщается с видимыми предметами... и уподобляется мысли, потому что с одинаковою быстротой зрение и мысль сводится с предметом зрения» 227 . «Как ты описан местом, а ум не отделяется, но пребывая в том же месте, все обходит? Как глаз мал и достигает до самых дальних расстояний? Или лучше сказать: зрение есть ли приемник видимого или поступление к невидимому» 228 . Много еще можно любомудрствовать... о прочих чувствах, которые служат какими-то не созерцаемыми для ума приемниками внешнего»... 229 Такое действование духовной сущности чрез посредство телесных органов заключает много таинственного и загадочного, над чем пытливый ум должен останавливаться. «Как бесплотное удерживается кровью и дыханием? Почему при оскудении последних отходит душа? Как посредством души питается тело, и как душа чрез тело принимает участие в страстях? Как признаки страстей отпечатываются в теле 230 . Есть, наконец, и еще особый ряд душевных состояний, зависящих от связи души с телом и их взаимодействия, и о них должна также рассуждать наука о душе: «об успокоении во время сна, о сонных видениях, и вообще о всем, что населяет этот малый мир – человека нам должно любомудрствовать 231 , дабы полно и всесторонне обнять столь важный предмет нашего познания. После этого не трудно будет видеть, что человек в силу особенной своей природы, имеет особое, отличное от всех прочих тварей, назначение, а посему неизбежен и последний вопрос о цели и назначении его, вопрос о том, «куда тебе стремиться... и где тебе остановиться; действительно ли то жизнь, какою теперь живешь, или есть и другая кроме ее?» 232 Вот вопросы, которые ставили св. отцы церкви в своих рассуждениях о душе человеческой и которыми определяется у них область и предмет ее исследования. Но указанная область исследования о душе, по учению святых отцов, в смысле глубины и широты ее познаний имеет свои границы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010