Раздел 3: Русская Духовная Миссия при архимандрите Леониде (Кавелине) 1863–1865 142. О кандидатурах на пост начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Из письма митрополита Московского Филарета (Дроздова) к обер-прокурору Св. Синода А.П. Ахматову Троице-Сергиева Лавра 10–11 июня 1863 г. Публикация Ваше Превосходительство, милостивый государь! ...Удивляюсь, что А.Н. продолжает рекомендовать архим. Порфирия 204 и после его сочинения о Синайской Библии 205 , и после дельных обличений не дельного сочинения. Какие странные заключения выводит он из простого варианта рукописи, и какие неумеренные поднимает крики! Как нескромно провозглашает себя критиком, почти единственным в России! Сидя в лавре, под глазами митрополита, в соседстве духовной академии, с каким самонадеянием и невниманием к начальству, без совета с учеными соседями, без разрешения митрополита, пускает он в свет сочинение спорное, по делу, покровительствуемому государем императором. Если так в глазах: чего ожидать за глазами? 206 Думаю, Вам известно, что он писал из Константинополя одно письмо в трех экземплярах к двум митрополитам и к Вашему Превосходительству, жалуясь на невнимание к его достоинству, угрожая принести жалобу Вселенскому Патриарху. Для Иерусалимской миссии, по моему мнению, первым кандидатом может быть оптинский иеромонах Леонид 207 и вторым архимандрит Ювеналий. Оба они были уже в Иерусалимской миссии, под начальством епископа Мелитопольского. Первый более основателен и опытен; второй оборотлив. Мысль определить преосвященного Кирилла в Свияжский монастырь на место архиепископа с поручением преосвященному Казанскому поддерживать его, дабы он оправдал себя и устроил себе лучший путь, – такова, что лучшую трудно изобрести. Но при сем надобно употребить для преосвященного Кирилла слово утешения. Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, к высочайшим особам и разным другим лицам. Тверь, 1888. Ч. II. С. 188. 143. Из записки иеромонаха Леонида (Кавелина), представленной И.Д. обер-прокурора Св. Синода князю С.Н. Урусову

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Самопознание Нет ничего лучше – как знать свою немощь и неведение, и ничего хуже – как не знать этого (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 148). ...Не может человек видеть своего нрава и исправлять его, если не будет иметь свободы (от забот) и не позаботится о сем (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 205). Познавшему себя даруется познание всего; и повинующемуся Богу повинуется все, когда смирение воцарится в членах его (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 56). Познай самого себя и убегай того, что для тебя гибельно (прп. авва Исаия , 59, 59). ...Всего, кажется, труднее познать самого себя. Не только глаз, рассматривающий внешнее, не может быть употреблен к рассмотрению самого себя, но и самый ум наш, проницательно усматривающий чужую погрешность, медлителен в познании собственных своих недостатков (свт. Василий Великий , 5, 148). Познай себя самого, из чего и каким сотворен ты... и через сие удобно достигнешь красоты Первообраза (свт. Григорий Богослов , 15, 360). Источник. Есть тебе дело, душа моя, и, если угодно, дело немаловажное. Исследуй сама себя, что ты такое, куда тебе стремиться, откуда ты произошла и где должно остановиться; действительно ли то жизнь, какою теперь живешь, или есть и другая, кроме нее? (свт. Григорий Богослов , 16, 19). Источник. Кто возмог познать достоинство души своей, тот может познать силу и тайны Божества... (прп. Макарий Египетский , 67, 207). Источник. ...Будь внимателен к себе; смотри, обрела ли душа твоя путеводствующий ее свет, истинную пищу и истинное питие, т. е. Господа? (прп. Макарий Египетский , 67, 249). Кто не познал себя, тот исключается из стада овец, делается же принадлежащим к стаду козлов, которым отведено место по левую руку (свт. Григорий Нисский , 20, 57). Источник. Незнающий самого себя как же познает то, что выше его? Приученный к незнанию себя самого не ясно ли научается сим самым не касаться ничего из сокровенного вне его? (свт. Григорий Нисский , 23, 311). Источник. ...Знание самого себя бывает средством очищения грехов, происходящих от неведения (свт. Григорий Нисский , 24, 500).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Св. Конрад. Фрагмент алтаря в ц. прор. Иоанна Предтечи и св. Вита в Хорне, Германия. Ок. 1500 г. Худож. Маттиас Гутрехт Старший [лат. Conradus, Chuonradus, Chunradus; нем. Konrad] (ок. 900 — 26.11.975, Констанц, ныне земля Баден-Вюртемберг, Германия), св. (пам. зап. 26 нояб.), еп. г. Констанц в Швабии (с 934). Сведения о К. содержатся в документах Соборов оттоновской эпохи (MGH. Conc. T. 6. Pars 1. P. 203–207), в дипломах герм. кор. и имп. Оттона I (MGH. Dipl. Reg. Imp. N 85. P. 166-168; N 236. P. 327–328; N 418. P. 570–571), а также в Санкт-Галленской монастырской хронике аббата Эккехарда IV (2-я треть XI в.). Имя К. указано в списке епископов Констанца 2-й пол. XII в. (MGH. SS. T. 13. P. 325). Основным источником сведений о К. считается его Житие (BHL, N 1917), составленное мон. Одальскальком из аббатства св. Ульриха и св. Афры в Аугсбурге в 1122-1123 гг., в ходе подготовки канонизации К. В 1-й книге рассказывается о жизни святого, во 2-й — о чудесах, происходивших на его могиле. После возвращения из Рима, где на Латеранском I Соборе папа Римский Каллист II причислил К. к лику святых, Одальскальк дополнил Житие 3-й книгой, в которой описал торжественное перенесение мощей святого (26 нояб. 1123); по-видимому, работа над Житием была завершена к концу года ( Berschin. Odascalcs Vita S. Konradi. 1975. S. 93). Все 3 книги Жития сохранились только в одной рукописи XII в. из Венской национальной б-ки (Vindob. 573) (Ibid. S. 87–90). Еще 6 рукописей XII–XVII вв. содержат либо 2 первые книги, либо фрагменты Жития и «Историю св. Конрада» (Historia Sancti Konradi) — рифмованную службу святому ( Berschin. Odascalcs Vita S. Konradi. 1975. S. 93–94; idem. Historia S. Konradi. 1975. P. 107–128). Вероятно, между 1127 и 1134 гг. на основе 1-го Жития было написано 2-е Житие (BHL, N 1918; MGH. SS. T. 4. P. 436–445); его составителем предположительно был каноник аббатства Кройцлинген или монах монастыря Петерсхаузен ( Maurer. 2003. S. 125). Текст 2-го Жития сохранился в 2 рукописях XII и XIV вв. ( Berschin. Odascalcs Vita S. Konradi. 1975. S. 94).

http://pravenc.ru/text/2452980.html

Св. Тимофей, ученик и ревностнейший сотрудник Апостола Павла, родился в Ликаонии, малоазийской области, в городе или Листре, или Деверии. Отец его был еллин, мать Евника из Иудеи христианка ( Деян.16:1–4 , сн. 2Тим. 1:5 ). Попечением матери Тпмофей был наставлен сперва в законе иудейском ( 2Тимоф. 3:15 ), а потом и евангельском ( Деян.16:1 ). Когда Апостол Павел был в Дервии и Листре, тогда христиане тамошние представили ему Тимофея, как ученика отличного по сведениям и благонравию. Апостол принял Тимофея в число своих учеников и обрезал Иудей ради сущих на местех оных ( Деян.16:3 ), чтобы таким образом не подать им никакого повода к нареканию. С сего времени Тимофей сделался неотлучным спутником и исполнителем его поручений к разным церквам. Когда Павел освободился от первых уз и когда сам Тимофей, подвергшийся также узам, получил свободу ( Евр. 13:23 ), тогда Тимофей сопровождал Павла в последнем его апостольском путешествии и обозрении греческих и малоазийских церквей и, по свидетельству истории, сделался первым епископом ефесским или Τς ν φεσ παρακας, по выражению Евсевия, 206 быв рукоположен от Апостола Павла ( 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:1 ). Та же ревность, которой отличался Тимофей, как сотрудник, ознаменовала епископское его служение и была причиной мученической его кончины. Во время праздника (называемого Катагогиум, 22 января), когда язычники, как бы неистовые, бегали по городу с идолами и дреколием, раздраженная обличением Тимофея толпа напала на него и забросала камнями. Время мученичества Тимофея достоверно не известно. Полагают, что Тимофей епископом ефесским был около 15 лет. Поэтому кончину его надобно относить к 80 году по Р. X. А некоторые, думая в ангеле ефесской Церкви ( Апок. 2:1–7 ) видеть св. Тимофея, говорят, что кончина его последовала около 97 года по Р. Х., 207 В царствование Констанция св. мощи его перенесены в Константинополь и положены в храме св. Апостолов вместе с мощами Евангелиста Луки и Андрея Первозванного. § 131. Случай и цель написания первого послания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Святой подвиг Псково-Печерских старцев – назидательный пример Жития во Христе (По книге: «У пещер Богом зданных») Да послужат жизнеописания псковских подвижников назидательным примером того, как следует нам жить «по Христу», сообразуя с Ним и с Его Вечной Истиной все наши дела, устремления и надежды 203 Надо постепенно в Царствие Небесное идти, и тебе надо ещё потрудиться над собой. Кто бежит бегом туда, то его тащат назад. Он – пустой. Чего там такому делать? А ты потихоньку – и дойдёшь туда, только не спеши 204 Что в жизни достойно удивления? Человек добрый между злыми 205 Введение Узреть Бога ( Мф. 5, 8 ) – это не значит увидеть или уразуметь существо Божие. Оно непостижимо – и даже предстоящие у Престола Божия Херувимы и Серафимы закрывают свои лица. Это значит – увидеть славу Божию, нерукотворный свет. Узреть сие удостаиваются немногие – великие подвижники веры и благочестия. К ним и относятся Псково-Печерские старцы, истинные Божии люди. Псковская земля на протяжении веков взрастила многих и многих святых – славных святителей, преподобных отшельников, блаженных юродивых, благоверных князей, великих праведников, проходивших свой земной путь как в монастыре, так и в миру. Это было. Это, слава Богу, и есть, о чём свидетельствует и сообщение о них в изданной Московским Сретенским монастырём в 2000 году книге «У пещер Богом зданных», и живая добрая сегодняшняя весть о них. «На протяжении половины тысячелетия, – свидетельствует братский духовник девяностолетний старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) , – Псково-Печерская обитель была и остаётся духовной святыней, куда стекались и стекаются паломники со всех концов России, где каждая верующая душа находила и находит путь к покаянию и утешению» (489) 206 . Промысл Божий так устроил, что псковская обитель, по праву именуемая «Домом молитвы», стала в лихие годы истории Русской Православной Церкви местом приюта иноков, изгонявшихся из закрываемых атеистическими властями монастырей: из Оптиной, Глинской, Вышенской пустыней, из монастырей Украины и Молдавии. В конце пятидесятых годов XX века сюда прибыли старцы и Ново-Валаамского монастыря из Финляндии. Здесь они и завершили свой земной путь 207 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

священник Иоанн Юркович (католик) Приложение III: Кодекс Канонического Права – Codex Juris Canonici Liber II. De Populo Dei – Книга II: О народе Божием Pars I: De Christifidelibus – Часть I: О в ерующих 204 § 1. Верующие – это те, кто, сочетавшись Христу через крещение, составляют народ Божий, благодаря чему становятся в своём роде участниками священнического, пророческого и царского служения Христа и призываются – в соответствии с положением каждого – к осуществлению той миссии, которую Бог доверил Церкви исполнять в мире. § 2. Эта Церковь , установленная и устроенная в мире сем как общество, пребывает в католической Церкви, управляемой преемником Петра и Епископами в общении с ним. 205 В полном общении с католической Церковью находятся на сей земле те крещёные, которые в её видимом составе сочетаются со Христом узами исповедания веры, таинств и церковного управления. 206 § 1. Особым образом с Церковью связаны оглашенные, т.е. те, кто, будучи движимы Духом Святым, открыто заявляют о своём желании приобщиться к ней и посему этим самым желанием, как и жизнью веры, надежды и любви, которую они ведут, соединяются с Церковью, пекущейся о них уже как о своих [чадах]. § 2. Особое попечение об оглашенных проявляет Церковь , которая, призывая их вести евангельскую жизнь, приобщает их к священным обрядам и уже наделяет их различными прерогативами, принадлежащими собственно христианам. 207 § 1. По божественному установлению среди верующих в Церкви есть священнослужители, в церковном праве называемые также клириками; прочие же именуются и мирянами. § 2. В той и другой части есть верующие, которые вследствие исповедания евангельских советов посредством обетов или других священных уз, признанных и одобренных Церковью, особым образом посвящают себя Богу и способствуют спасительной миссии Церкви; их статус, хотя он и не входит в иерархическое строение Церкви, тем не менее принадлежит её жизни и святости. Titulus I : De omnium christifidelium obligationibus et juribus – Титул I: Об обязанностях и правах всех верующих

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Скачать epub pdf Глава VIII. Русские иноки на Афоне во время русско-турецкой войны 1877 и 1878 годов В монастыре св. Пантелеймона с переходом власти в руки русских стало все быстро изменяться: недовольные выходили из монастыря, между братиею водворялись нарушенные мир и любовь 206 , восстановлялись во всей строгости древние общежительные уставы, производились новые постройки и улучшения в монастыре и т. д. «Казалось, – пишет монастырский дееписатель, – чего бы лучше наслаждаться миром и спокойствием, но в ту же зиму стали носиться тревожные слухи о неистовствах турок в Сербии и Болгарии и как бы не было войны». Действительно, еще в 1875 году восстали на защиту своей свободы мужественные герцеговинцы 207 , а за ними и босняки. Турки вторглись в эти пределы и произвели страшные неистовства, поразившие всю Европу. Из сочувствия к страждущим своим собратиям взялись за оружие сербы и черногорцы и 18 июня 1876 года объявили войну Турции. Сербская война, как известно, окончилась дюнишским погромом, и самое существование сербского княжества обязано заступничеству великодушного русского монарха покойного Александра II, который своим могущественным словом остановил дальнейшее движение турецких войск в пределы Сербии. События в самой Турции, следовавшие одно за другим, тоже ничего не предвещали доброго. После насильственной смерти Абдула-Асиза, русского сторонника, кратковременного царствования его брата Мурада V на престол турецкий вступил нынешний император Абдул-Хамид, недружелюбно настроенный по отношению к русским. Вся Европа с напряжением ожидала разрешения этого тяжелого положения, все с часу на час ожидали войны. Количество паломников на Афон постепенно сокращалось, но русские пароходы продолжали еще совершать рейсы к Святой Горе почти до самого Покрова. Зимою пароходы приходили к Святой Горе очень редко, и паломники приезжали в самом ограниченном числе. Последний русский пароход, пытавшийся под покровительством посла проникнуть на Афон к Пасхе, т. е. 27 марта, должен был оставить свою попытку, а русские паломники вернуться в Россию уже через Триест.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Скачать epub pdf Девство См. также: Клевета . 311; Мужество . 565; Подвиг мирянина . 744. 207. Девственница, желая уврачевать юношу, пылавшего к ней страстью, удалилась в пустыню; там в продолжение 17 лет Бог чудесно хранил ее См. также: Подвижница ; Помощь Божия ; Самопожертвование ; Целомудрие ; Чудо . Пришли мы однажды к отшельнику авве Иоанну, по прозвищу Огненный. Вот что рассказал он нам со слов аввы Иоанна Моавитского: “Во святом граде была одна монахиня, отличающаяся благочестием и великим усердием в угождении Богу. Диавол, позавидовав девственнице, внушил одному молодому человеку сатанинскую страсть к ней. Но удивительная дева, усмотрев козни диавола и сожалея о молодом человеке, взяла корзинку и, положив в нее немного моченых бобов, удалилась в пустыню. Устраняя юношу от соблазна, она заботилась о спасении его души и себе самой искала безопасное место в пустыне. Прошло довольно много времени. Промысл Божий устроил так, что не осталась неизвестной ее добродетельная жизнь. В пустыне Иордана увидел ее один отшельник. “Мать, что ты делаешь в этой пустыне?” спросил он ее. “Прости меня, – отвечала она, желая скрыть свой подвиг. – Я сбилась с пути. Сделай милость, отче, ради Господа, укажи мне дорогу.” Но отшельник, узнав свыше об ее подвиге, сказал: “Поверь мне, мать, ты вовсе не теряла пути и не ищешь его. Хорошо зная, что ложь от диавола, расскажи мне всю правду, зачем пришла ты сюда?” – “Прости, отче! – отвечала дева. – Один юноша соблазнился мной, почему я и удалилась в эту пустыню. Я предпочла скорее умереть здесь, чем служить для кого-нибудь соблазном, по слову Апостола.” – “Сколько же времени ты прожила здесь?” – “По благодати Христа, семнадцать лет.” – “Но как же ты питалась?” Отшельница, показав корзинку с мочеными бобами, отвечала: “Вот эту самую корзинку, которую ты видишь, я взяла с собой, когда вышла из города. В ней было немного бобов. Но Бог оказал мне, недостойной, такую милость, что столько уж времени я питаюсь ими, а они не убавляются. И знай, отче, что Его благость так покрывала меня, что в течение этих семнадцати лет – до нынешнего дня – не видел меня ни один человек, а я видела всех.” Выслушав это, отшельник прославил Бога.” (Луг духовный. С. 212).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf Священномученик Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в 1856 году. Выходец из старинного дворянского рода – он был правнуком знаменитого адмирала В. Я. Чичагова (1726–1809), одного из первых исследователей Ледовитого океана, и внуком П. В. Чичагова (1767–1849), морского министра России, видного участника Отечественной войны 1812 года (смотри список использованной литературы: 2, с. 13). Леонид Чичагов получил образование в Пажеском корпусе и Артиллерийской академии (2, с. 13). Во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов Л. М. Чичагов совершает при осаде Плевны чудеса храбрости, распорядительности. Сам генерал-лейтенант М. Д. Скобелев отмечает его имя в приказе по армии. Главнокомандующий армией Великий князь Николай Николаевич старший возлагает на него Георгиевский крест (1, с. 10) – знак военной храбрости и самоотверженности. Военную службу Леонид Михайлович сочетал с историко-литературной деятельностью. События, связанные с освобождением Болгарии, Л. М. Чичагов описал в книгах «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877», «Описание отдельных солдатских подвигов», «Рассказы о подвигах офицеров». В 1879 году он женился на Наталье Николаевне Дохтуровой – внучатой племяннице Д. С. Дохтурова – героя Отечественной войны 1812 года. К этому времени относится его знакомство с протоиереем Иоанном Кронштадтским , канонизированным на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в июне 1990 года. В духовном послушании у святого праведного отца Иоанна он находился тридцать лет (2, с. 14) и свое отношение к духовному руководителю выразил в следующих словах: «В Бозе почивший, дорогой нам всем отец Иоанн Кронштадтский , великий праведник и всероссийский молитвенник, истинный друг всех страждущих и обремененных, всегда останется близким сердцу русского народа и чистейшим источником вдохновения для служителей и предстоятелей у престола Божия» (10, с. 207). Военная карьера не удовлетворяла Л. М. Чичагова. Он с детства отличался необыкновенной религиозностью, чему способствовало раннее сиротство. Он в детстве потерял родителей и, по его словам, «привык искать утешение в религии». «Я никогда не забывал, – говорил он, – молитвенно простирать руки к Богу в надежде на Его милосердие и всепрощение» (5, с. 128).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Скачать epub pdf Часть первая «”Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?” ( Еккл. 1:3 ). Наверное, по этой причине плач – это первое дело человека, приходящего в мир. Что заставляет его плакать и издавать душераздирающие вопли тогда, когда, казалось бы, он должен ликовать и радоваться дарованной ему жизни? Какое странное начало!» с. 7]. Старец Иосиф Ватопедский . Сотворение человека. Его место в мире. Жизнь в раю. Грехопадение. Способ(ы) передачи первородного греха. Из Священного Предания известно, что Бог , созидая мир, в первую очередь создал небо, мир духовный, ангельский. После этого был образован мир вещественный, или материальный, и в том числе – человек. «Преподобный Исаак Сирин замечает, что Бог действует различным образом при создании мира ангельского, вещественного и человека. Если ангельский мир Бог сотворил в молчании, вещественный мир создается творческим повелением “да будет”, а перед сотворением человека Бог как бы останавливается. Он не приказывает земле произвести человека, а говорит в Своем Предвечном Совете: “Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему” ( Быт. 1:26 )» с. 207]. Сам факт такого Совета указывает на особенную важность готовившегося действа, на особую значимость создаваемого существа. Сообразно учению отцов и учителей Церкви, в порядке творения мира можно зреть идею восхождения. В этом смысле, человек есть вершина творения (по одним оценкам – видимого, по другим – всего; например, по свидетельству митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) , человек – «превосходнейшее и ближайшее к Богу творение» с. 76], по утверждению же архимандрита Сильвестра (Малеванского) , человек «в лествице творения следует тотчас после ангелов, и в отношении ко всем земным и чувственным существам занимает первое и высшее или господственное место» т. 3, с. 200]). По наблюдению владыки Филарета, «предприемля описать происхождение человека, повествователь (здесь архипастырь имеет в виду бытописателя и первые главы “его” произведения – Книги Бытия) вновь касается происхождения мира, дабы показать совокупность и того, и другого и дабы представить сотворение мира как бы приготовлением к сотворению человека» с. 73]. Состоя из разумной души и созданного из праха земного тела, человек есть представитель двух миров – невидимого и видимого, небесного и земного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010